План конспект занятия по теме компас работа с компасом

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: в парах, групповая, фронтальная

Цель урока: научить пользоваться компасом и ориентироваться с помощью компаса

Задачи урока:

Содержание и технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Актуализация знаний обучающимися (вспомнить известные знания)

– Прозвенел опять звонок, начинается урок.
Ты проверь, дружок,
В порядке ручки,
Книжки и тетрадки?

– Вспомните тему предыдущего урока.

– Надеюсь, вы их запомнили. Откройте тетради (с.22), выполните задание 3 (отметить красным карандашом основные стороны горизонта, синим – промежуточные)

Работа в рабочих тетрадях

– Откройте учебник на с.46 и проверьте свою работу.

– Сегодня мы отправимся в путешествие в лес! Приготовьте листочки в клеточку. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1 клетке. Начнём путешествие из точки О. Выйдя, из точки О, мы в первый день пошли на север. Во 2 день – на запад. В 3 день мы пошли опять на север. В 4 и 5 шли на восток. В 6 и 7 – на юг. В 8 – на запад.

Дети работают индивидуально на листах

Откуда пошли в путешествие

Целеполагание (определение темы урока, постановка цели и задач урока)

– Представьте, что мы пошли в настоящий лес и заблудились. Как нам выбраться?

– Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса?

– Значит надо продолжить разговор о сторонах горизонта. Поможет нам в этом один предмет.

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад, на восток.

Компас

– Сформулируйте тему урока.
– Какова же цель урока?

– Чтобы научиться пользоваться компасом, надо еще что-то знать. Какой же план работы мы составим.

Научиться пользоваться компасом

– Узнать как пользоваться компасом

– Учиться находить стороны горизонта по компасу

Изучение нового материала (развитие умения обобщать, наблюдать, делать выводы)

– Компас поможет научиться точно находить стороны горизонта. Умение находить стороны горизонта называется ориентированием

– Рассмотрим строение и принцип работы современного магнитного компаса.

– Прочитайте на с.49 2 абзац и расскажите, что нового вы узнали.

Рассматривание строения компаса в учебнике с. 49

Синий конец стрелки указывает на север, а красный – на юг.

– Рассмотрим компасы, которые лежат у вас на парте. Как же им пользоваться?

Работать будем по памятке в паре.

Памятка работы с компасом.

Работа в паре с памяткой и компасом

– Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

Встаньте и покажите, где у нас север, запад…

Практикум по применению полученных знаний (формирование первичных умений на основе самоконтроля)

– А теперь выполните задания в группах:

1 группа – определите, куда выходит дверь

2 группа – в какую сторону горизонта смотрят окна класса.

3 группа – определите местоположение классной доски.

4 группа – определите местоположение шкафа.

Практическая работа в группе

Проверка: защита лидеров групп

– Какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

– Какой прибор помогает ориентироваться в разных условиях?

– Какие задачи и выполнили ли их?

– Как пользоваться компасом?

– Оцените свою работу на уроке по критерию: умение пользоваться компасом

Я умею хорошо и могу научить другого.

– Как вы думаете, а существуют ли другие способы ориентирования?

– Об этом мы погорим с вами на следующем уроке.

Рабочая тетрадь с.22 (№4), узнать у родителей о других способах ориентирования

План конспекта открытого занятия на тему компас . строение компаса.

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.docx 32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог доп .обр.

открытого занятия по теме


Цель занятия: Дать представление о компасе, его строение – как

основного прибора, используемого туристами для ориентирования

- ознакомить детей с устройством компаса;

- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

- продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и


Литература: 1. ВяткинЛ.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное

2. Куликов В.М. ,Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в


  1. Вводная часть.

  2. Проверка знаний по предшествующей теме.

  3. Объяснение новой темы
    - изложение новой информации;

- практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов занятия.


1. Вводная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая изобразить рожицу на карточках.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодняшнее занятие буду вести у вас я. Меня зовут Наталья Владимировна.

Но перед тем как начать наше занятие давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение.

Перед вами на столе лежат карточки, согните их пополам и на одной из сторон вверху напишите свое имя, а ниже зарисуйте свое настроение. В помощь вам на доске весит плакат с настроениями, зарисуйте у себя один, который вам сейчас подходит, и поставьте возле себя лицом ко мне. На это вам дается 2 минуты.

Хорошо, с этим заданием мы справились.

Цель нашего занятия - дать представление о компасе, его строение, приемах работы – как основного прибора, используемого туристами для ориентирования на местности.

на готовность к

Рисуют своё настроение на начало урока.


2. Проверка знаний по предшествующей теме:

Прежде, чем мы с вами начнем изучать новый материал, мы должны вспомнить, какую тему мы проходили на прошлом занятии.

Ответ : Условные знаки.

Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.

1. Что такое условные знаки?

Ответ : Это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.


2. На сколько групп разделены УЗ спортивных карт?

Ответ : шесть групп

* Гидрография и болота;

* Знаки обозначения дистанций.

3. Каким цветом и что, отображают на цветных картах?

Ответ: * Синий – гидрография (болото, реки);

* Чёрный – искусственные объекты;

* Желтый – открытые пространства;

* Красный – судейский цвет (старт, финиш);

Для того чтобы проверить, как вы усвоили топографические условные знаки, предлагаю провести маленький топографический диктант.

Давайте разделимся на две команды. Из каждой команды выходят по два человека, им выдается конвертик, в котором лежат топографические знаки. Я буду зачитывать стихотворение, где упоминаются некоторые топографические знаки. Ваша задача слушать внимательно и из своего набора выбирать правильный знак и вывесить его на доску (вертикально). Маленькая подсказка – в конвертиках знаков больше чем в стихотворении. Начнем.

работают у доски, остальные в тетрадях.

« Я твой: люблю сей темный сад

с его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.

3. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации.

А теперь мы с вами переходим к новой теме.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мной пойдешь –

Правильно, компас. Сегодняшняя наша тема занятия так и называется:

Компас – один из древних приборов на земле. Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса.

Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.

Также известно, что в Центральной Америке индийские племена Ольмеков нередко строили города так, что их улицы и здания были ориентированы относительно сторон света. Особенно часто это делалось при сооружении храмов, вокруг которых и возникали города.

В начале 14 века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас: к стрелке, надетой на вертикальную шпильку, прикрепил легкий бумажный круг, где были нанесены четыре направления света.

В улучшении отечественных моделей компаса большую роль сыграли работы Михаило Васильевича Ломоносова, других учёных. Лейтенант флота И.П.Белавенец первым начал научно разрабатывать проблемы судового магнетизма, за что был награждён золотым компасом с 32 бриллиантами – по одному на каждом румбе. С тех пор прибор в основе своей остался без изменений.

Ну, а всё-таки, что такое компас?

Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).

Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена ориентировщика (спортивный компас).

Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас системы, Андрианова . Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.

Компас Андрианова состоит из 5 частей :


  • корпус компаса;

  • визирное кольцо;

  • магнитная стрелка;

  • лимб (циферблат);

  • зажим;

Последнее время почти все туристы используют спортивный жидкостной компас, с которым работать на много легче и удобно. Основным отличием спортивного компаса от обычного (Андрианова) является, то, что стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке устанавливаться в направлении на север в течение нескольких секунд. Лимб спортивного компаса имеет более точную цену деления, чем у компаса Андрианова – 2градуса . Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.

А теперь, мы с вами рассмотрим из чего - же состоит спортивныйкомпас ?

1. Скошенная плоскость для наклейки

2. Сдвоенная светящаяся метка для обозначения

направлений на основной плате.

3. Лупа с увеличением в 3,5 раза.


  1. Линейка для масштаба 1: 15000.

  2. Линейка миллиметровая.

  3. Линии для ориентирования компаса.

  4. Отверстие для нанесения КП на карту.

  5. Сдвоенная светящая метка для отметки направления на север на дне корпуса.

  6. Стрелка.

  7. Круговая шкала 360 градусов (цена деления 2 – градуса).

  8. Направляющие линии на дне колбы компаса.

  9. Корпус (колба) с амортизирующей жидкостью.

  10. Плата.

  11. Резиновые шайбы.

  12. Шнурок.

Для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется неожиданным и даже смешным. Но на самом деле в нём стоит разобраться детально – не такой уж он простой. Оказывается, есть четыре действия с компасом, и их должен знать каждый.


  1. найти стороны горизонта;

  2. ориентирование карты по компасу;

  3. прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);

  4. обратные засечки (определение азимута данного ориентира);

Эти 4 действия, мы с вами рассмотрим на следующих занятиях.

Обратить внимание на правильное выполнение у доски.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему. Тему записать на доске.

Определение записать на доске.

Занимающиеся записывают в т

Записывают в тетрадь.

Записать в тетрадь.

Зарисовать и записать в тетрадях.

на правильное исполнение.


Практическая работа с дидактическим материалом.

А теперь, давайте поиграем, и тем самым повторим и закрепим то, что мы узнали нового. Для этого нам необходимо разделиться на 2 или 3 команды.

1. Каждая команда получает листок и конверт, в котором лежат части от компаса. С помощью иголок команда собирает компас на листке и дописывает определение.

2. Раздать кроссворд. Компас и топографическая карта – основные элементы в спортивной и туристской топографии. В кружочки нарисованного компаса нужно вписать названия 6 топографических знаков.

Раздать командам раздаточный материал.

Если не успели сделать, задание на дом.


4. Закрепление изученного материала.

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса и задать их противоположной команде.


Ответ : Компас. Работа с компасом.


Ответ : Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности.


  1. Какой компас был широко распространен в нашей стране.

4. Перечислите, из чего состоит компас?

Ответ: Плата, колба (корпус) с жидкостью, стрелка, лупа, масштабная линейка, миллиметровая линейка, шкала с градусами, шнурок и т. д.

5. Какие названия компасов вы запомнили?

6. Из скольких частей состоит компас Андрианова?

Ответ: Из 5 частей. Корпус, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.

Собрать раздаточный материал.

Обратить внимание на правильные ответы.

Обратить внимание на правильные ответы.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.

А теперь проверим ваше настроение на конец нашего занятия. Возьмите, пожалуйста, свои карточки и на другой стороне зарисуйте свое настроение. Очень хорошо. На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.

Цель: Формирование представлений об ориентировании. Ознакомление с компасом, его строением.

Задачи:

Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование и материалы:

Компасы (по количеству детей, карта, глобус, планшет, презентация.

Ход занятия:

Мотивация, проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.

Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях. (Показ слайдов)

Послушайте стихотворение

"Стороны света" (М. Погарский, А. Щепин) .

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад

(Показываю на схеме-карте) .

Братья эти-страны света,

Ну, а дом их - вся планета.

Север - белый властелин,

Царь снегов, морозов, льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу.

Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим

изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространственное положение севера, прикрепляют ее на карте.

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад.

Но лишь вниз на полюс съедет,

Тут же вмиг заледенеет.

Дети выполняют аналогичные действия, выделяя также пространственное

Справа брат Восток живет,

Там, где солнышко встает.

Ну, а Запад - брат ютится

Там, где солнце спать ложится.

(Показываю восток и запад) .

Воспитатель: А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения).

Воспитатель: Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал.

-Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.

-Историю про коробочку - компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным - давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.

-Все ясно,- сказал я, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т. е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет, тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море.

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас, я расскажу, как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.

Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания.

Нужно пойти на север, на юг, на восток, на запад.

Воспитатель: Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах на площадке и нескольким детям по очереди дать задание найти предмет, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы детям:

Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили с вами и что нового вы для себя узнали?

• Что такое компас, как он выглядит, опишите его.

• Для чего используется компас?

• Куда показывает стрелка?

• Какие четыре стороны света вы знаете?

• Где по отношению к северу находится запад и восток?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Любите ли вы путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.
- А что такое экспедиция?

Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием.

Я предлагаю нам отправляемся в исследовательскую экспедицию в Арктику, а где она находится? Арктика — это северная полярная область Земли, примыкающая к Северному полюсу.

Нам надо собраться в дорогу. Давайте составим список того, что нам потребуется для экспедиции? (Еда, вода, одежда, транспорт, ? компас)

Для начала, как вы считаете, какие знания нашей природы потребуются для ориентирования на местности, для того, чтобы не заблудиться и не сбиться с пути?

- Отдельно стоящее дерево(сосна), мох.

- Правильно, данные местные ориентиры могут помочь нам найти нужное нам направление, но наиболее эффективны они только днем, когда мы достаточно хорошо можем разглядеть их. А как же нам придется ориентироваться ночью?

Если обучающиеся затрудняются с ответом:

А ночью дорогу как узнаете вы?
Всегда вам поможет
Свет …….. (полярной звезды)

Давайте попробуем с вами найти на представленной фотографии созвездия Малой и Большой медведицы, а также Полярную звезду.

- Какое направление показывает полярная звезда? (Север)

- Итак ребята, отправляясь в экспедицию в Арктику, находящейся на Северном полюсе мы с вами выбрали направление, в котором нам следует двигаться?

- Отлично, давайте скорее же отправимся в нашу экспедицию! Однако, ребята, ближе к северу мы можем столкнуться с тем, что деревьев станет все меньше и меньше, потом они вовсе исчезнут из виду. Когда мы будем плыть с вами на корабле, погода может стать суровой, мы не сможем ориентироваться по звездам. Так как же мы сможем отыскать путь? Давайте просмотрим короткое видео, в котором ребята отправились в путешествие на Северный полюс, оно поможет ответить на ваши вопросы.

- Так какой же прибор нам понадобится?
- Что вы знаете о компасе?

Составим план, по которому мы определим, что нам необходимо знать об этом приборе.

Что такое компас.

Как пользоваться компасом.

А теперь давайте отдохнем, проведем небольшую разминку.

Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.

Прежде всего, компас - это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения.

- Почему компасы такие разные?

- Компасы делятся на три принципиально различных вида:

Электронный компас

магнитный компас

Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство, используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс.

- С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке.
- На ваших партах лежат компасы.
- Рассмотрите их.
- Опишите ваш компас. С каким видом компаса мы будем работать, как считаете?

(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)

- Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
- Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.

Положить компас на ладонь.

Освободить стрелку компаса от предохранителя.

Повернуть корпус компаса так, чтобы конец синей части стрелки совпал с указателем С – север (этот конец может быть в форме стрелы).

- В группах изобразите на листе бумаги схему компаса, затем каждая группа представит свою работу. Отметьте стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет - юг, справа от севера - восток, а слева от севера - запад.

Практическая работа.

- Определим, где находится север, юг, запад, восток. Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.


Урок направлен на формирование знаний о способах определения своего местоположения относительно положения сторон горизонта.

Содержимое разработки

Учитель: Герцог Светлана Михайловна

Образовательная: формировать умение навыкам пользования компасом, учить ориентироваться на местности.

Коррекционная: Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение работать с картой, сравнивать, группировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, развитие навыков коммуникативной компетентности, развивать умение взаимодействовать друг с другом, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ.

Оборудование: ручки, карандаш, линейка, тетрадь, книга, компас.

Проверка готовности к уроку

1.Ориентирование - это умение правильно находить… (стороны горизонта)

2.Основные стороны горизонта - это север, …,…., …,… .

3.Между основными сторонами горизонта расположены – (промежуточные) стороны.

4. Как можно определить стороны горизонта в солнечный день? (по расположению Солнца)

5.Что помогает людям ориентироваться ночью? (По расположению Луны, звезд).

Изучение нового материала

(На столе находится Черный ящик)

- Какой предмет находится в черном ящике?

«Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь –

-С давних времён люди научились определять стороны горизонта по местным природным признакам : по Солнцу и звездам. Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта

-Ребята, как вы думаете, так как же он называется?

-Словарная работа: компас - прибор, для определения сторон горизонта . С его помощью определяют правильное направление в пути. (Запись в тетрадь).

Компас в переводе с китайского означает, ведает югом.

-А зачем нам изучать компас? Вам приходилось пользоваться компасом?

-Обычный компас (учебник стр.22, рис.21)- это пластиковая коробочка с защитным стеклом. Внутри её на острие иглы укреплена свободно вращающаяся стрелка, один конец которой намагничен и имеет темный или синий цвет. Этот конец всегда указывает на север. Противоположный конец стрелки красный - указывает на юг. На дне коробки находится шкала. На ней подписаны основные и промежуточные стороны горизонта.

-Назовите основные направления – Ответы детей (с, в, ю, з;)

- Промежуточные - (св., юв, юз, сз);

- Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому были окрашены городские ворота в древнем Китае.

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу и пора за парту нам.

Практическая работа №3. Схематическая зарисовка компаса.

- Объяснение правила пользования компасом. Работа с учебником (стр.23).

Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………

В) направление, в котором находится доска класса.

Г) направление, где находится твоя парта.

У вас лежат тесты с заданиями ,ответьте на вопросы, поменяетесь тестами и выставите оценку. Отложите в

сторону, позже я их проверю.

Тест по теме стороны горизонта, ориентирование

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;

4. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

5 допишите названия сторон горизонта противоположных данным

6. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – восток от селения?

Стр. 13-14 (22-23), читать, учить определения. Выполнить практически задание под вопросом 7 стр.24.


-75%

Читайте также: