Конспект занятия признаки весны в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе.

Бословяк В.В.

22 марта 2017 года.

Развивающие: развивать речь детей , творческое воображение.

Воспитательные : воспитывать интерес и бережное отношение к природе,совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя.

Активизация словаря: весна, март, апрель, май, капельник, протальник,зимобор .

Предварительная работа : беседа о весне, рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений, составление рассказа о весне при помощи мнемотаблицы, разгадывание загадок, наблюдение на прогулках за природой, дид. игры:

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, посмотрите , сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте подарим

им добрую улыбку и поздороваемся.

Дети: Добрый день!

Воспитатель: ( обращаю внимание на письмо на окне)

Кто-то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет нам лицо?

Ребята, а письмо адресовано вам ( читаю).

Ну, что ,дети, порадуем весну? ( предлагаю встать в круг и подготовиться к путешествию.)

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо.

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

Улыбнемся, подмигнем

Путешествовать пойдем!

( Дети выполняют движения по тексту )

Нужно в путь нам отправляться.

Лепестки все отыскать.

Про весну все рассказать.

А путешествовать мы будем на автобусе. Усаживайтесь , занимайте свои места . ( звучит музыка, дети усаживаются на стульчики )

Дети : яркое, веселое, лучистое, теплое, доброе, большое, радостное.

Воспитатель: Ребята, смотрите, лепесток. Весна приготовила для вас вопросы.

  1. Какие времена года вы знаете?
  2. Какое сейчас время года?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Как называется месяц, в котором мы живем?

Ребята, в народе говорят, что март открывает весну. Как его называют? ( капельник, протальник, зимобор)

---Молодцы, на все вопросы весны вы ответили. А вот еще один лепесток ( обращаю внимание детей на 2 лепесток). Весна приготовила для вас загадки. ( читаю загадки, дети отгадывают)

Дети :

Весна солнечная, ранняя, поздняя, радостная, красивая, зеленая, теплая, цветущая и т. д.

Воспитатель:

Какое красивое название у этой остановки. А вы не знаете, почему она так называется? ( выслушиваю ответы детей , нахожу еще один 4 лепесток )

Много стихов , картин посвящено этому чудесному времени года – весна. Давайте послушаем, как поэты говорят о весне. ( дети читают стихи о весне)

__Молодцы, ребята, какие стихи вы знаете о весне. ( нахожу 5 лепесток. Обращаю внимание детей на задание весны)

Воспитатель:

Дети, весна приготовила для вас картинки и хочет узнать, знаете ли вы признаки весны. Вам надо рассказать о признаках весны и составить предложения по картинкам.

( дети рассматривают картинки и составляют предложения по ним. )

_ Наступила весна.

_ На земле появляются лужи, бегут ручьи.

_ На деревьях набухают почки, из них появятся зеленые листочки.

_ На проталинках появляются первые весенние цветы.

_ Из теплых стран прилетают птицы: грачи, ласточки, скворцы, утки, журавли.

Воспитатель:

Солнце – солнышко, ветер – ветерок, сосулька – сосулечка, ручей – ручеек, лист – листочек, проталина – проталинка, гнездо – гнездышко, птица – птичка, ветка – веточка, облако – облачко. Цвет – цветочек, туча – тучка, трава – травинка.

Еще одно задание вы выполнили. Поехали! ( звучит музыка, дети усаживаются)

Увидел грача, весну встречай.

Март с водою , апрель с травою.

Весенний дождик лишним не бывает.

Зима сильна метелью, а весна капелью.

Как зима не злилась , а весне покорилась. Была белая да седая, пришла зеленая и молодая.

Грач на дворе, весна на горе.

Юля, как ты думаешь, вы справились с этим заданием весны?(выслушиваю ). Конечно же вы молодцы!

Смотрите, здесь еще веночек есть. У нас весенний хоровод.

Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите, что это? . Показываю ветку мимозы. Весной распускаются первые весенние цветы. Посмотрите, какая красивая веточка мимозы . Давайте нарисуем ее.( дети подходят к столам и дорисовывают ветку мимозы ватными палочками)

_ Не забывайте обмакнуть ватную палочку в краску желтого цвета, делать отпечатки на листе бумаги.

Какие красивые ветки мимозы у вас получились! Молодцы!

Воспитатель:

Весна прислала вам посылку. Здесь письмо.

Весна прислала вам в посылке конфеты. Попозже мы с вами попьем чай. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, в свою группу. Поехали!( дети усаживаются, звучит музыка)

А вот и остановка. Детский сад.

Наше путешествие закончилось.

Вам понравилось наше путешествие ? Что понравилось больше всего? Какое задание было сложным для вас?

Спасибо вам, дети. Вы так много знаете. Были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. На этом наше занятие закончилось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Миронова Юлия Сергеевна

Возрастная группа: старшая

Форма организации: групповая

Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны .

Образовательные : расширять представления детей, о том какие изменения в природе происходят весной .

- упражнять в образовании слов с уменьшительно ласкательным суффиксом.

- Развивать диалогическую речь , слуховое внимание.

- Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций .

- Развивать умение конструировать .

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-Активизировать творческое воображение.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что я вам сегодня принесла?

Ответ детей:

Воспитатель : Я принесла вам УЛЫБКУ и хочу ей с вами поделиться. Давайте друг другу улыбнемся.

Ребята дарят друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, вы обратили внимание на погоду?

Ответ детей:

Воспитатель: Да, я тоже заметила, что все еще лежит снег и холодно. Хотя по календарю уже наступила весна .

Воспитатель: А как вы думаете, без чего не может быть весны ?

Ответ детей:

Воспитатель : Правильно, конечно же, без солнышка.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столам и сделать солнышки из счетных палочек.

(Дети конструируют солнышко из счетных палочек)

Воспитатель : Какие вы молодцы, какие у вас красивые солнышки получились.

Воспитатель : Ребята, а что еще происходит весной ? Что греет солнышко, мы с вами уже сказали.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, конечно же, тает снег, по дорожкам бегут веселые ручейки, а с крыш домов капает капель, на деревьях появляются почки, а затем и листочки. Люди снимают теплую одежду, а еще весной может идти дождик , но нас с вами это ведь не испугает? А что нужно сделать, чтобы не промокнуть в дождик?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда слушайте правила : я вам буду кидать мяч и называть слово, а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково. Например : солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны.

Воспитатель называет слова : цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы отлично справились с моими вопросами. А сейчас предлагаю вам немного размяться. Я буду читать вам стихотворения, а вы повторяйте движения за мной.

Физкультминутка:

Шлёп – шлёп - шлёп – идем по лужам (постукивание ладонями по коленям) .

Хлюп - хлюп – хлюп – вода в ботинках (притоптывание) .

Кап – кап – кап – нам зонтик нужен (руки вверх и потрясти кистями) .

Оп – оп – оп – вода по спинке (похлопывание по плечам) .

Буль – буль – буль – упала шапка (пружиночка) .

Ой – ой – ой – кругом вода (покружиться) .

Да – да – да – себя так жалко (покачать головой) .

Одевайтесь в дождь всегда!

Воспитатель: Что изобразил художник на этой картине?

Дети : Весну , лес, цветы

Воспитатель: А как художник изобразил лес? Какие деревья?

Дети: деревья высокие

Воспитатель: А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили ?

Ответы детей :

Воспитатель: Кто знает, как называются эти цветы

Дети: Подснежники

Воспитатель: Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.

Воспитатель: Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки.

Воспитатель : Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весн у . Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне . С тех пор подснежник стали считать символом весны и тепла .

Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами.

Воспитатель: А теперь откройте глазки. Вам понравилась музыка? Чем она вам понравилась? Как музыка рассказывает о природе? Какая это музыка?

Ответы детей :

Воспитатель: Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая, то взволнованная иногда тревожная

Воспитатель : Давайте ребята с вами представим, что мы цветочки и покажем как же распускается подснежник.

Воспитатель: Спит наш цветочек, холодно ему, вдруг засияло солнышко и наш цветочек проснулся. Покажите, как цветочек просыпается, потягивается, как он покачивается от ветра и тянется к солнцу. Покружитесь на весенней полянке.

Воспитатель: Молодцы ребята вы замечательно импровизируют танцевальные движения под эту чудесную музыку. И все изображаемые вами подснежники были разными и каждый нежен и прекрасен.

Воспитатель: Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут, потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей.

Воспитатель: Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому - нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.

Воспитатель: Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?

Ответы детей:

Воспитатель : Я предлагаю вам сейчас пройти к рабочим столам и слепить из пластилина подснежники. Ведь цветы, которые сделаны своими руками ещё красивее, потому, что вы вкладываете в свою работу любовь, нежность и доброту.

Воспитатель: Готовые работы мы разместим на заранее приготовленном макете-проталинке. Пусть все любуются творением ваших рук и не рвут живые цветы.

- развивать эстетическое восприятие весенней природы, воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций и картин с весенними пейзажами.

Оборудование: Репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисти (толстая, тонкая), непроливайки, салфетки, палитра, пробники, музыкальные произведения (времена года).

- Наша земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает? (Весной.)

- Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки о весенних приметах, о признаках весны. А вы знаете какие-нибудь приметы?

- Весна охватывает всё кругом радостью жизни, творчества! Поэты и композиторы любят писать об этом нежном и радостном времени года.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

- Русские поэты называют весну красавицей, утром года, молодой, румяной, прекрасное дитя. (Можно оговорить каждое сравнение.) Почему?

- Весна приходит к нам со своей палитрой красок. Какие же это цвета? (Воспитатель привлекает внимание детей к картинам, даёт им время рассмотреть их.)

- Весной небо чистое, голубое, на проталинах земля серая, черная, зеленеющая травка, подтаявший снег, синие ручьи и т.д. (Воспитатель выслушивает ответы детей, дополняет их.)

- Давайте мы попробуем превратиться в деревья, которые тянутся к весеннему солнцу.

Станем мы деревьями (шагаем на месте)

Сильными, большими (ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево, (кулак на кулак)

Падать не давали, (наклонились, ладони чашечкой)

Из глубин подземных

Наше тело-прочный ствол. (разогнуться, ладонями по телу сверху вниз)

Он чуть-чуть качается (покачиваясь из стороны в сторону, руки шалашиком над головой)

И своей верхушкой

В небо упирается. (раскрыть ладони, развести пальцы)

Крону образуют. (смыкают пальцы)

Вместе им не страшно, (качают головой)

Если ветер дует. (качают руками над головой)

- Вы рассмотрели картины с изображением весны, везде она такая разная, сами побыли весенними деревьями. А теперь подумайте, какую весну изобразили бы вы? Какие взяли бы краски?

- Я предлагаю вам нарисовать свою весну. Подумайте чем вы будете рисовать. (Детям предлагается акварель, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.)

Дети приступают к работе, воспитатель напоминает, что рисунок располагают на всём листе бумаги, уточняются правила смешивания красок. Можно спросить детей. При рисовании используется музыкальное сопровождение.

Воспитатель проходит мимо детей, помогает советом. В конце организуется выставка, предлагается рассказать о своём рисунке.

- Какая красивая весна у нас получилась. Солнышко ярко светит, расцвели первые цветы, кое-где ещё лежит снег, набухли почки и начинает пробиваться первая зелёная травка.

Ярче солнце светит (воспитатель может строки стихотворений сопровождать

В воздухе тепло. показом детских рисунков.)

И куда не глянешь,

Всё вокруг светло.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Вы все сегодня побывали великими художниками и нарисовали новую прекрасную весну.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна

- развивающие: развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности.

- воспитательные: воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе.

Ход занятия:

1. Вводная часть

В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне.Какая она весна?

2. Основная часть

- Весной ярко светит, греет, припекает…?

- Что птицы делают весной?

- Какие цветы появляются первыми весной?

- Кто просыпается весной?

- Что на деревьях появляется в начале весны?

- Что весной голубое, высокое, чистое?

- Что весной бежит, журчит?

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

- После зимы наступает … (весна);

- Зима ушла, а весна - …(пришла);

- Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Лед растаял, появились …(лужи)

- Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

- Первым вылез из земли

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

- Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут . (Гнездо)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

- Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

- Что на веточках раскрылось .

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Туча наземь пролила.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

- Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе. (Облака)

- Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть. (Птенцы)

Просыпается весной …(Медведь)

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)

воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).


Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,

Наконец медведь наелся потом наоборот)

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)


- Какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?

- На какой картине изображена ранняя весна?

- На какой картине изображена поздняя весна?

- Какая погода? Настроение картины?

- Что можно сказать о красах картины?

- Как бы вы назвали эти картины?

В.: Мы сейчас тоже поиграем, мы станем художниками и нарисуем весну. Сначала продумайте сюжет рисунка. Вспомним, какая она весна? Что можно изобразить? Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом.

В.: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны.

- Что вы узнали о весне?

Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники. Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти рисунок, где изображен ясный день, ранняя весна, поздняя весна и т. д.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ : Альма-матер, 2007. − 496 с.

Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

Читайте также: