План конспект урока постоянные магниты 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Учебный предмет

Класс

Автор учебника

А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.: Дрофа, 2014 год

Тема урока

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Тип урока

Методы обучения

проблемный, репродуктивный эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

коллективная, индивидуальная, групповая

Используемые технологии

технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология

Цель урока

Содержательная: организация продуктивной деятельности обучающихся для осознанного усвоения понятия постоянный магнит, магнитное поле .

Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания), осуществляя их перенос в различные условия

Задачи урока

Достижение предметных планируемых результатов:

  • Узнать определение магнита, полюса магнита, магнитного поля, правило взаимодействия магнитов.
  • Проводить наблюдения и выполнять эксперимент по изучению свойств магнита.
  • Объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли .
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности

Достижение метапредметных планируемых результатов:

  • ставить учебные цели и задачи;
  • планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
  • оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
  • вырабатывать и применять условные знаки, и схемы к оформлению учебных задач;
  • получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
  • работать в группе по решению общих учебных задач;
  • владеть первичными навыками учебно– исследовательской деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов:

Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; ценность совместной деятельности.

Виды деятельности

  • Работа с текстом по поиску информации
  • Получение картины магнитного поля магнита.
  • Экспериментальное изучение явления намагничивания вещества и магнитного взаи­модействия тел.
  • Объяснение возникновения магнитных бурь, намагничивание железа.
  • Систематизация информации

Понятия

Магнит, северный полюс, южный полюс, магнитное поле, силовые линии, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.

Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания при помощи учителя.

самооценка (критический настрой на работу и на результат);

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний

Перерабатывать полученную информацию

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, документ камера.

для 1 группы: металлические скрепки, магниты, железный и стальной гвозди, медная и алюминиевая пластины, бумага, дерево, пластмасса.

для 2 группы: 2стрелки, полосовой магнит

для 3 группы: металлические опилки, 3 картонки, полосовой магнит (2), дугообразный магнит

бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе),

индивидуальные карточки с тестом тест по теме (11 вариантов, число экземпляров – по числу учащихся в классе).

Лист взаимооценки в группе

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: формирование самооценки готовности к уроку. 1 мин

Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи

(подводит учащихся к осознанию темы)

Проблемная ситуация: (У учителя в руках компас)

– Скажите пожалуйста, какой физический прибор у меня в руках?

– Что самое главное в этом приборе?

С давних времён компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса – постоянный магнит. Стрелка компас постоянно указывает стороны света. Значит стрелка какой магнит.(Постоянный)

Мы привыкли к магниту и относимся к нему чуточку снисходительно как к устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая, сколько магнитов вокруг нас. В наших квартирах десятки магнитов: в электробритвах, динамиках, магнитофонах, в часах, в банках с гвоздями, наконец. Сами мы – тоже магниты: биотоки, текущие в нас, рождают вокруг нас причудливый узор магнитных силовых линий. Земля, на которой мы живём, – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – магнит ещё более грандиозный. Галактик и туманности, едва различимые телескопами, – непостижимые по размерам магниты.

И так тема урока….

Ответ уч-ся: В руках вы держите компас. Основной частью компаса является магнитная стрелка.

Тема Постоянные магниты. (Формулируют сами учащиеся)

Проблема: Что такое магнит?

Почему магнитная стрелка всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Актуализация знаний. Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала. 5 мин

Методы обучения: Репродуктивный. Форма контроля и самоконтроля.

Форма работы: индивидуальная

Определим что мы знаем и на какие вопросы нужно ответить для решения проблемы

1. Магнитная стрелка имеет два полюса: ….

2. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг …. электрических зарядов.

3.Вид материи, с помощью которой осуществляется взаимодействие проводников с электрическим током, называется

4 Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называются

5. Вокруг ядра атома движутся – )

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Систематизируют информацию в форме таблицы

Узнал (заполняется к концу урока)

  • (северный и южный)
  • (движущихся) …
  • …(магнитным полем).
  • …..(линиями магнитного поля, или силовыми линиями магнитного поля).
  • (электроны

Оценивают ответы (самооценка) сравнивая с эталоном

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Постановка цели и задач урока. 2 мин

Цель: выработка совместно с учащимися цели урока. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

М :Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов

Цель формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

1.Магнит, 2 полюса

2. МП-движущиеся заряды

Строение, объяснение существования

Объяснение взаимодействия магнитов

4 Магнитные линии МП

Учебная задача – цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).

Заполняя таблицу, формулируют: что требуется узнать

Совместно формулируем общую цель урока. Слайд № 3,4

1. Магнит (определение)?

из чего изготовлен?

Что такое полюс?

2. Как взаимодействуют? Какие вещества притягиваются к магнитам Объяснить.

3. Как увидеть МП?

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели.

Определяют виды деятельности (определить понятия, провести эксперимент и сделать выводы) и форму отчета (результаты работы представить в виде опорного конспекта) (схемы), подготовить выступление, продемонстрировать опыты).

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, высказывать свое суждение, слушать,

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Регулятивные:

внимательность, понимать значимость учения

Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин

Организует работу в группах, проведение эксперимента и обсуждение результатов.

Группы работают по картам.

Ученики по своему желанию разбиваются на микрогруппы и выполняют свой блок проекта. Каждая группа получает краткую инструкцию. Работа в группах ведется максимально самостоятельно. Учитель выполняет функцию консультанта.

Ученики самостоятельно “добывают” знания, используя литературу, информационную базу ПК, проводят эксперименты, составляют свои тексты на тему, готовятся осознанно воспроизвести эти тексты перед классом.

Магнитное поле Земли.

Просмотр видео фрагмента

Организует работу с учебником по тексту § 61, смысловое чтение, ответы на вопросы теста

Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

1 группа. Формируем понятия: Постоянные магниты , Полюс –

Выполняют эксперимент, делают вывод, что к магнитам притягиваются только железо и его соединения
Учащиеся опытным путем, работая в группе, устанавливают основные свойства магнита

2 группа Изучение магнитных взаимодействий.

Планируют и выполняют эксперимент. Делают вывод о том, что магниты разноименными полюсами притягиваются, а одноименными отталкиваются
– магнитное поле

3 группа. Опытным путём выясняют , как выглядят магнитные линии дугообразного магнита и каково их направление.

– Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля

Решение проблемы 2

Почему магнитная стрелка всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?

  1. на неё действуют магнитные силы
  2. на неё действует магнитное поле Земли
  3. на неё действуют магнитное поле и гравитационное поле Земли‑
  4. она обладает свойством ориентироваться в определённом направлении

2. Где находится северный магнитный полюс Земли?

  1. совпадает с положением Северного географического полюса
  2. около Южного географического полюса‑
  3. совпадает с положением Южного географического полюса‑
  4. около Северного географического полюса

3. Кратковременные изменения магнитного поля Земли называют…

  • Магнитной бурей:
  • Причина магнитной бури…
  • Солнечная активность, выброс Солнцем заряженных частиц;

4. Области на земном шаре, где направление магнитной стрелки всегда отклонено от направления магнитных линий Земли, называют…

  • Магнитной аномалией
  • Магнитная аномалия объясняется…
  • Залежами железной руды

5. Какова роль магнитного поля Земли в существовании на ней жизни?

  1. Оно благотворно влияет на растительный мир нашей планеты.
  2. Оно благотворно влияет на фауну Земли.
  3. Оно защищает людей от вредно воздействующих космических частиц.
  4. Оно защищает живые организмы от губительного действия космического излучения.

Регулятивные: планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, представление и обобщение результатов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение (работа с учебником); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; (выдвижение гипотез, формулировка свойств магнита, понятия магнитного поля);

Коммуникативные: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

Этап анализа полученных результатов. 9 мин

Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме.

Организует деятельность обучающихся для представления результатов исследований.

Слушает, при необходимости задает вопросы.

Представление результатов исследования. Отчет групп. Теоретики каждой группы поочередно представляют результаты своих исследований. Схемы, опорные конспекты каждая группа показывает с помощью документ камеры.

Итоги опытов демонстрируются.

Все учащиеся слушают, делают записи. В результате появляется совместный конспект

Рисунок

Регулятивные: умения прогнозировать; соотносить план и совершенные операции по ходу заполнения таблицы;

Коммуникативные: удерживать логику повествования;

Познавательные: (общеучебные) – структурирование знаний;

Закрепление нового материала .Этап контроля и самоконтроля действий. (время: 8 мин)

Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы

(Обращаю внимание на опорный конспект).

Индивидуальная работа с тестом и самопроверка

Уч-ся продолжают фразы. (проговаривание)

1. Постоянные магниты – это…

(тела, длительное время сохраняющие намагниченность)

2. В природе встречаются естественные магниты, например…

3. Искусственные постоянные магниты делают из сплавов на основе…

(железа, никеля, кобальта и др. Ме)

4. Полюсами называют…

(те места магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие)

5. Магниты одноимёнными полюсами…

6. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Что это?

(особый вид материи, создаваемый движущимися электрическими зарядами)

7. Для наглядного изображения магнитного поля используются силовые магнитные линии. Магнитные силовые линии – это…

(вдоль которых в магнитном поле, располагаются оси малых магнитных стрелок)

Они замкнуты, выходят из северного полюса, входят внутрь через южный, замыкаясь внутри магнита. Силовые линии магнита не пересекаются. Картину силовых линий магнитного поля постоянного магнита можно получить…

Выполнение теста индивидуально.

Р: оценивают уровень и качество выполнения задач; определяют свое понимание материала;

П: формулируют законы;

К: выслушивают одноклассников, корректируют высказывания друг друга.

Подведение итогов . Рефлексия 4 мин

Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений . Научить приемам самоконтроля Сформировать способность к самооценке

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Решена ли проблема, которую мы ставили на урок

Устная рефлексия. Анализ результатов решения проблем. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где были записаны поставленные на урок проблемы.

Ещё в XVIII веке Лессинг писал: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. В XXI веке эти слова не устарели. Ведь именно тогда, выпускник школы, будет не “человеком выучившимся”, а “человеком мыслящим и учащимся”, субъектом учения, а учиться, мыслить, творчески подходить к окружающей действительности, Вам придётся всю жизнь.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Заполняют таблицу № 1.

Озвучивают по выбору. Заполняют листы самооценки.(Свои оценки учащиеся комментируют, что удалось на уроке, чего не достиг. Руководитель малой группы может высказать свою оценку работы каждого участника группы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить формированиепредставлений обучающихся о поле, как виде материи; сформировать понятия об основных свойствах постоянных магнитов и магнитном поле Земли; формирование понятий магнитное поле, силовые линии, практически получить картину силовых линий магнитного поля. Развивать практические навыки, аналитические способности, умения наблюдать за ходом эксперимента, анализировать, делать выводы. Воспитание сознательной дисциплины, самостоятельности, уважительного отношения к труду, познавательной активности при выполнении фронтального опыта.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:постоянные магниты разной формы, магнитные стрелки на подставках, скрепки; кусочки разных металлов, пластика, бумаги, дерева;железные опилки, иголка на нитке, свечка.

Демонстрационный эксперимент.Учитель показывает притяжение иглы на нити при поднесении к ящику. Постановка проблемы: Почему… (магнит в ящике).

Постановка цели урока: (слайд 2)

Ввести понятие постоянного магнита.

Познакомить со свойствами постоянных магнитов.

На практике получить картину силовых линий магнитного поля.

Ввести понятие магнитное поле Земли и его значение.

Что такое электрическое поле?

Перечислите основные свойства электрического поля

Чем принято пользоваться при графическом изображении электрического поля?


Что указывают силовые линии?

Как направлены силовые линии? Покажите на рисунке.

5. Изучение нового материала.

Постоянный магнит– это тело, длительное время сохраняющее намагниченность.

Основное свойство магнитов: притягивать тела из железа или его сплавов (напр. стали).Фронтальный эксперимент:Из тел находящихся в ящичках, определить какие притягиваются, используйте ластик, линейку, ручку и др. (слайд 5)

Заполните таблицу(обучающимся предлагается заполнить таблицу в рабочих тетрадях):

Постоянный магнит всегда имеет 2 магнитных полюса: северный N и южный S. (слайд 5) Наиболее сильно магнитное поле постоянного магнита у его полюсов. (по рис.16.12 с.73)

Взаимодействие полюсов магнитов. Одноименные … , разноименные …

Постоянные магниты изготавливают обычно из железа, стали, чугуна и других сплавов железа (сильные магниты), а также из никеля, кобальта (слабые магниты).

Магниты бывают естественные (природные) из железной руды магнитного железняка
и искусственные, полученные намагничиванием железа при внесении его в магнитное поле.


ЕСТЕСТВЕННЫЕ МАГНИТЫ. Природные (или естественные) магниты - это куски магнитного железняка.
Магнитный железняк или магнетит в разных странах называли по-разному:
китайцы называли его чу-ши;
греки – адамас и каламита, геркулесов камень;
французы – айман;
индусы – тхумбака;
египтяне – кость Ора,
испанцы – пьедрамант;
немцы – магнесс и зигельштейн;
англичане – лоудстоун.

По химическому составу магнетит состоит на 31% из FeO и на 69% из Fe2O3.

Один из самых сильных естественных магнитов был, по преданию, у Ньютона – в его перстень был вставлен магнит, поднимавший предметы, масса которых была в 50 (!) раз больше массы самого магнита.

Фронтальный эксперимент:на один из магнитов положить лист бумаги, насыпать железные опилки, полученный спектр магнитного поля нарисовать в тетради и на доске.

Для постоянного полосового магнита:



Для постоянного дугообразного магнита.


Фронтальный эксперимент: магнитная стрелка на острие имеет вполне определенную ориентацию в пространстве. Что происходит при поднесении кусочка железа или постоянного магнита? Земля – большой магнит! (железо-никелиевое ядро)

Магнитное поле Земли.(слайд 10)

Демонстрация фото магнитное поле Земли. Магнитосфера Земли. Защитное значение для всего живого на Земле.(слайд 11)

Гильберт подтвердил свое предположение на опыте:
он выточил из естественного магнита большой шар и, приближая к поверхности шара магнитную стрелку, показал, что она всегда устанавливается так же, как стрелка компаса на 3емле.Графически магнитное поле Земли похоже на магнитное поле постоянного магнита.


В 1702 году Э. Галлей создает первые магнитные карты Земли. Основная причина наличия магнитного поля Земли в том, что ядро Земли состоит из раскаленного железа (хорошего проводника электрических токов, возникающих внутри Земли).

Магнитное поле Земли образует магнитосферу, простирающуюся на 70-80 тыс. км в направление Солнца. Она экранирует поверхность Земли, защищает от вредного влияния заряженных частиц, высоких энергий и космических лучей, определяет характер погоды.

Магнитное поле Солнца в 100 больше, чем земное.

Закрепление изученного материала.(слайды 12-24)

Постоянный магнит – это…

А. сильно намагниченное тело

Б. тело из закаленной стали или специального сплава, которое хорошо намагничивается

В. намагниченное тело, которое притягивает к себе железные предметы

Г. тело, сохраняющее свою намагниченность

Какие места постоянного магнита оказывают наибольшее магнитное действие?

А. их концы; южный и северный полюсы

Б. находящиеся в середине магнита; полюсы

В. все места оказывают одинаковое действие

Какое из названных здесь веществ хорошо притягивается к магниту?

Какое из ниженазванных веществ не притягивается к магниту?

Б. Магнитный сплав

Как взаимодействуют разноименные полюсы магнитов?

А. Отталкиваются друг от друга

Б. Не реагируют на присутствие друг друга

В. Притягиваются друг к другу

Г. Притягиваются друг к другу только при очень малом расстоянии между ними

Как взаимодействуют одноименные полюсы магнитов?

А. Отталкиваются друг от друга

Б. Не реагируют на присутствие друг друга

В. Притягиваются друг к другу

Д. Притягиваются друг к другу только при очень малом расстоянии между ними


Какая из приведенных на рисунке картин магнитных линий магнитного поля соответствует случаю взаимодействия одноименных полюсов магнитов?


На рисунке представлены картины магнитных полей между полюсами магнитов. На какой из них слева находится северный полюс?

А. на нее действуют магнитные силы

Б. на нее действует магнитное поле Земли

В. она всегда ориентируется в определенном направлении

Где находится южный магнитный полюс Земли?

А. Около ее северного географического полюса

Б. Там же, где южный географический полюс

В. Пока неизвестно

Где находится северный магнитный полюс Земли?

А. Там же, где ее северный географический полюс

Б. Около южного географического полюса

В. Там же, где находится южный географический полюс

Г. Его точное местоположение еще не определено

Какова роль магнитного поля Земли на существовании на ней жизни?

А. Оно благотворно влияет на растительный мир нашей планеты

Б. Оно благотворно влияет на фауну Земли

В. Оно защищает людей от вредно воздействующих космических частиц

Г. Оно защищает живые организмы от губительного действия космического излучения

Обменяйтесь своими ответами, проверьте, поставьте оценки за тест(слайд 25)

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия(слайд 26)

Домашнее задание: учить §16, ответить на вопросы с. 70; решить задача 16.1 с.73 (слайд 27)

Список литературы

Цель урока: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов и пояснить происхождение магнитного поля Земли.

  • Образовательная: Познакомить со свойствами постоянных магнитов и их применением в технике; дать представление о магнитном поле Земли.
  • Развивающая: Развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся при работе в малых группах, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.
  • Воспитывающая: Воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; полосовой магнит (2 шт.), подковообразный магнит, магнитная стрелка на подставке (или компас), стальные скрепки, медный провод, карандаш (2 шт.), ластик, стальной и железный стержни, глобус, железные опилки, наборы магнитов для парной работы учащихся.

Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов; спектры магнитных полей постоянных магнитов; магнитное поле Земли; устройство и действие компаса.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. (Слайд 2-4)

Выполнение тестовых заданий с выбором ответа. Анализ ошибочных решений.

Катушка с током представляет собой.
А). витки провода, включаемые в электрическую цепь.
Б). прибор, состоящий из витков провода, включаемых в электрическую цепь.
В). каркас в виде катушки, на который намотан провод, соединенный с клеммами, подключаемыми к источнику тока.

2. Какие полюсы имеет катушка с током? Где они находятся?
А) Северный и южный; на концах катушки.
Б) Северный и южный; на середине катушки.
В) Западный и восточный; на концах катушки.

3.Какова форма магнитных линий магнитного поля катушки с током? Каково их направление?
А) Кривые, охватывающие катушку снаружи; от северного полюса к южному.
Б) Замкнутые кривые, охватывающие все витки катушки и проходящие сквозь ее отверстия; от северного полюса к южному.
В) Замкнутые кривые, проходящие внутри и снаружи катушки; от южного полюса к северному.

4. Электромагнит – это .

А). катушка с железным сердечником.
Б). любая катушка с током.
В). катушка, в которой можно изменять силу тока.

5. От чего зависит магнитное действие катушки с током?
А) От числа витков, силы тока и напряжения на ее концах.
Б) От силы тока, сопротивления провода и наличия или отсутствия железного сердечника внутри катушки.
В) От числа витков, силы тока и наличия или отсутствия железного сердечника.

6. Какое действие надо выполнить, чтобы электромагнит перестал притягивать к себе железные тела?
А) Изменить направление тока.
Б) Разомкнуть электрическую цепь.
В) Уменьшить силу тока.

3. Изучение нового материала

Демонстрационный эксперимент (слайд 5). Для опыта возьмем стальной и железный стержни и намотаем на них 20-30 витков изолированного провода. Пропустим по обмотке постоянный электрический ток. Поднося стержни к металлическим опилкам, обнаружим их магнитные свойства. После выключения электрического тока стержень из железа размагничивается, а стальной стержень сохраняет способность притягивать металлические тела. Таким образом, в природе существуют вещества, которые длительное время могут сохранять намагниченность.

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами. (Слайд 6)

Любой кусок железа или стали становится магнитом, если по нему несколько раз провести в одном направлении концом постоянного магнита. Магниты могут иметь разнообразную форму и размеры. Делятся на искусственные и естественные магниты. Искусственные – сталь, никель, кобальт приобретают магнитные свойства в присутствии магнитного железняка. Богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, на Украине, в Карелии, Курской области. (слайд 7)

Французский ученый Ампер объяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. Вокруг этих токов существуют магнитные поля, которые и приводят к возникновению магнитных свойств вещества. (Слайд 8)

Во времена Ампера о строении атома еще ничего не знали, поэтому природа молекулярных токов оставалась неизвестной. Теперь мы знаем, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы – электроны. Движение электронов представляет собой круговой ток, порождающий магнитное поле.(Слайд 9)

В магнитах элементарные кольцевые токи ориентированы одинаково. Поэтому магнитные поля, образующиеся вокруг каждого такого тока, имеют одинаковое направление. Они усиливают друг друга, создавая поле вокруг и внутри магнита. (Слайд 10)

  1. Положим магнит в коробочку с мелкими железными опилками. Если достать магнит, мы увидим, что опилки прилипают не ко всей поверхности магнита, а лишь к некоторым его частям. Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называют полюсами магнита. Таким образом, магнит имеет два полюса: северный (N) и южный (S). (Слайд 11)
  2. Получить магнит с одним полюсом невозможно. Если магнит разделить на две части, то каждая из них окажется магнитом с двумя полюсами. Таким образом, магнитные полюсы существуют только парами. (Слайд 12)
  3. Поднесем северный полюс магнитной стрелки сначала к северному полюсу магнита, затем к южному полюсу. От северного полюса магнита стрелка оттолкнется, а к южному полюсу – притянется. И наоборот, южный полюс стрелки отталкивается от южного полюса магнита и притягивается северным полюсом. Таким образом, разноименные магнитные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются. (Слайд 13)
  4. Положим магнит на стол и накроем его листом картона. Посыпав его железными опилками, получим картину магнитного поля постоянного магнита. Магнитные линии магнитного поля магнита – замкнутые линии. (Слайд 14)
  5. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита. (Слайд 15) Аналогично получим магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу одноименными и разноименными полюсами. (Слайд 16)
  6. Расположим между двумя магнитами стеклянную пластинку. Взаимодействие между магнитами не нарушается. Таким образом, магниты оказывают свое действие через стекло, а также воду и тело человека. (Слайд 17)
  7. При сильном нагревании магнитные свойства исчезают как у природных, так и у искусственных магнитов. (Слайд 18)
  • Магнитные носители информации: жесткие диски, дискеты. (Слайд 19)
  • Кредитные, банковские карты имеют магнитную полоску на одной стороне, которая кодирует необходимую информацию. (Слайд 20)
  • Обычные телевизоры и компьютерные мониторы (Слайд 21)
  • Громкоговорители и микрофоны используют постоянный магнит для преобразования электрической энергии в механическую энергию (Слайд 22)
  • Компас - является намагниченным указателем, который может свободно вращаться и ориентируется на направление магнитного поля
  • Игрушки
  • Ювелирные украшения (Слайд 23)
  • Медицинские учреждения используют методы магнитного резонанса для сканирования различных органов в организме человека и для хирургических целей. (Слайд 24)

Наш земной шар – это огромный космический магнит. Впервые эту мысль высказал английский физик Уильям Гильберт. Он изготовил шарообразный магнит и исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки. (Слайд 25)

Внешние, расплавленные, слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли. Магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении, то есть вдоль его магнитных линий. На этом и основано применение компаса.

Компас - прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням. В конце XII - начале XIII вв. арабские мореплаватели завезли компас в Европу. (Слайд 26)

Как и обычный магнит, земной шар имеет два магнитных полюса: северный и южный. Так как разноименные полюсы магнитов притягиваются, то северный полюс магнитной стрелки указывает направление на Южный магнитный полюс Земли. Этот полюс удален от Северного географического полюса примерно на 2100 км. Северный магнитный полюс находится вблизи Южного географического полюса. Таким образом, магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами. Это приводит к тому, что направление стрелки компаса не совпадает с направлением географического меридиана, и она лишь приблизительно показывает направление на север. (Слайд 27)

Магнитные полюса Земли непостоянны. Периодически они меняются местами. Не так давно исследователи установили, что Земля "помнит" о смене полюсов. Анализ таких "воспоминаний" показал, что за последние 160 миллионов лет магнитные север и юг менялись местами около 100 раз. Последний раз это событие произошло около 720 тысяч лет назад. (Слайд 28)

На поверхности Земли имеются территории, где ее собственное магнитное поле сильно искажено магнитным полем железных руд, залегающих на небольшой глубине. Такие области называются областями магнитной аномалии. Одна из таких территорий – Курская магнитная аномалия. (Слайд 29)

Иногда на Земле возникает кратковременное изменение магнитного поля Земли, так называемые магнитные бури. Наблюдения показывают, что они связаны с солнечной активностью. С поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки частиц: электронов и протонов. Они летят во всех направлениях, в том числе и к Земле. Магнитное поле, создаваемое этими частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. (Слайд 30)

Магнитные бури оказывают сильное влияние на все живое на Земле. Изучением влияния различных факторов погодных условий на организм здорового и больного человека занимается специальная дисциплина - биометрология. Магнитные бури вносят разлад в работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также изменяют вязкость крови. (Слайд 31)

При взаимодействии заряженных частиц с магнитным полем Земли наблюдается их отклонение от первоначального направления в районы магнитных полюсов. В этих регионах Земли частицы влетают в верхние слои атмосферы, вызывая их ионизацию. Это приводит к возникновению красивейших явлений природы – полярных сияний. (Слайд 32)

Земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего ее от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы. (Слайд 33)

Перелетные птицы обладают способностью видеть магнитное поле Земли. Они ориентируются в любой местности и находят дорогу домой по линиям магнитного поля. (Слайд 34)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Наблюдение, описание и объяснение взаимодействия магнитов. Магнитное поле Земли.

Цель урока: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли.

Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все они важны, но кому-то только 1-2 из них кажутся самыми важными. Выделите их и запишите себе в тетрадь

Образовательные.

Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли;

исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов,

познакомиться со свойствами магнитного поля;

расширить кругозор в области магнитных явлений .

Воспитательные.

6. Научиться работать в паре;

7. выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению.

Развивающие.

8. Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).

Демонстрации: взаимодействие постоянных магнитов, спектры магнитных полей, магнитное поле Земли, устройство и действие компаса.

Актуализация знаний. Мини тест

Магнитное поле порождается…

только покоящимися электрическими зарядами

как неподвижными, так и движущимися эл. Зарядами

только движущимися эл. зарядами

Из опыта Эрстеда следует, что …

проводник с током действует на эл. Заряды

магнитная стрелка взаимодействует вблизи проводника с током

два проводника взаимодействуют между собой

Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока

По прямым линиям

По замкнутым кривым, охватывающим проводник

2.Изучение нового материала

Немного истории… Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи. Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекает какая-то сила, разумеется таинственная.

О каком камне идёт речь? Магнит.

В тетрадях запишите первое определение.

Магниты – это вещества, которые обладают постоянными магнитными свойствами.

Какими же свойствами обладают постоянные магниты?

Запишите: Свойства магнитов.

Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами.

Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.

Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных мате­риалов, установите, все ли из них притягиваются магнитом.

Сделайте вывод. ( Учащиеся делают выводы .)

Вывод . Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.

Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.

Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты.

Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются

Задание 3. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов .

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком.

накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение.

Повторите опыт для дугового магнита.

Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля поло­сового и дугообраз­ного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и маг­нитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит­ные линии катушки с током.

Задание 4. Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.

Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком.

Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:

Вывод(рисунки).

Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?

Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.

Сделайте вывод. ( Учащиеся делают вывод .)

Вывод . Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами ( показать на опыте ).

Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.

Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие.

N – северный полюс магнита S – южный полюс магнита

Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту.

Прочитайте текст учебника на стр. 138 (3 абзац) и найдите ответ на вопрос: как французский учёный Ампер объяснил намагниченность железа и стали?

Историческая справка… Компас появился в Европе не раньше 12 века. Мореплаватели до этого момента ориентировались по Солнцу, звёздам, по Полярной звезде, течениям, преобладающим ветрам, даже по цвету воды.

Магнитный компас изобрёл итальянский учёный Флавий Джой. А английский физик 14 века Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришёл к выводу, что земной шар – это огромный космический магнит. Изучая горные породы, геофизики установили, что магнитные полюса Земли менялись за последний миллион лет 7 раз.

О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. С древних времен известен способ ориентации относительно сторон света при помощи компаса. О магнитном поле Земли можно судить по поведению двух магнитных стрелок: одной, способной поворачиваться только влево-вправо (стрелка обычного компаса), и другой способной поворачиваться вверх-вниз (стрелка наклонения). Обойдя с этими двумя стрелками весь земной шар, можно нарисовать магнитные силовые линии Земли. На Земле есть две замечательные точки: стрелка наклонения здесь становится вертикально и показывает острием вниз, а стрелка компаса крутится, как ей вздумается. Эти две точки – магнитные полюса Земли. Запишите: магнитное поле Земли.

Теперь поговорим о магнитном поле Земли

Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает по­верхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.

Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное , которое отрицательно влияет на живые организмы.

На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

3.Закрепление материала

А теперь закрепим новые знания при решении качественных задач.

Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.)

Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.)

Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.)

Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

Шагать на север и на юг,

На запад и восток. (Компас.)

А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.)

А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.)

Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями, как постоянные магниты, магнитное поле Земли. Узнали свойства постоянных магнитов. Услышали много интересных фактов. Я надеюсь, что вам не было скучно, и вы уйдёте с урока с большим запасом новых знаний.

Читайте также: