Подготовка к работе и работа со штатными мотопилами и бензорезами конспект

Обновлено: 06.07.2024

1.2. Использование пил для выполнения др. посторонних работ, в т.ч. в индивидуальном хозяйстве, категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

1.3.Бензомоторные пилы, имеющиеся в пользовании в подразделениях, должны быть закреплены письменным распоряжением за работником /за одним или несколькими/, прошедшими обучение, ознакомленными с настоящей инструкцией, имеющими отметку в удостоверении по охране труда и допущенными к выполнению работ бензомоторной пилой.

1.4.На указанного работника возлагается ответственность за безопасное пользование пилой и ее техническое состояние.

1.5.Использование бензомоторной пилы другим лицом категорически запрещается.

2.Правила безопасной работы бензомоторной пилой.

2.1.Категорически запрещается работать с неисправной и неотрегулированной бензомоторной пилой.

2.2.При пуске двигателя нельзя наматывать трос на руку.

2.3.При пуске двигателя пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов.

2.4.Во избежание несчастных случаев и поломки пилы падающим деревом при валке нельзя пропиливать дерево насквозь. Следует оставлять 3-4 см. недопила.

2.5.При раскряжевке хлыстов следует избегать зажима верхней ветви цепи. В результате такого зажима пилу отбрасывает на пильщика.

2.6.При переходе от дерева к дереву цепь должна быть обязательно выключена.

2.7.Работу по установке цепи и регулировке ее натяжения производить в рукавицах при неработающем двигателе.

2.8.Все работы пилой производить в рукавицах и защитной каске.

2.9.После заправки пилы топливом и маслом тщательно удалить с ее поверхности остатки топлива и масла, протереть ее насухо.

2.10.Запрещается валить дерево, над которым нависло другое, а также валка сильно нависших /наклоненных/ деревьев в виду исключительной опасности этой операции для жизни пильщика и помощника.

2.11.При валке деревьев у пилы могут оставаться только пильщик и его помощник, остальные должны находиться на расстоянии не менее 50м от работающей пилы. Помощник обязан предупреждать пильщика сигналом/голосом/ о начале падения дерева.

2.12.Перед концом пиления при валке пильщик и его помощник должны внимательно следить за направлением падения дерева, быстро удаляясь с пилой в сторону, но не против комля падающего дерева.

2.13.Запрещается допускать переходы через движущуюся цепь. При обрыве или сбеге цепи немедленно сбросить газ и заглушить двигатель. Пильную цепь надевать на шину только при не работающем двигателе.

2.14.Мотомила при работе постоянно находится в руках близко от органов дыхания пильщика, поэтому нельзя в качестве топлива использовать этилированный бензин.

2.15.Запрещается курить во время заправки пилы.

2.16.Заправлять пилу топливной смесью на расстоянии ближе 20м от открытого огня ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2.17.Карбюратор должен быть отрегулирован таким образом, чтобы обеспечивались наименьшая загрязненность зоны дыхания выхлопными газами, а также устойчивые холостые обороты двигателя, при которых пильная цепь не перемещается по шине.

2.18.При переносе на значительное расстояние/более 20м/ двигатель мотопилы должен быть заглушён, плотно закрыт специальным чехлом.

2.19.Валка деревьев с помощью бензомоторной пилы должна производиться только на подготовленной лесосеке, где должна быть убраны опасные деревья, зависшие, сухостойные, с подгнившим стволом, сильно наклоненными.

2.20.До начала валки деревьев рабочее место следует расчистить -в зимнее время для быстрого отхода от падающего дерева следует проложить в снегу две дорожки, длиной от 5 до 6м. в сторону противоположную направлению валки. Запрещается влезать на подрубленные и подпиленные деревья.

2.21.До начала вырубки деревьев во избежание их падения на провода необходимо применять оттяжки. В случае, когда необходимо принять меры, предотвращающие падение на провода вырубленных деревьев, а также если отрубывание веток связано с возможностью падения их на провода или с опасным приближением людей и токоведущим частям, работа по расчистке трассы должна выполняться по наряду с отключением и заземлением линии.

2.22 .Запрещается в случае падения дерева на провода приближаться к нему на расстояние менее 8м до того, как напряжение будет снято с ВЛ. Если после подпиливания дерево не падает, следует его свалить принудительно с применением валочных приспособлений или клина вбиваемого в пропил.

2.23. Запрещается групповая валка деревьев с предварительным подпиливанием и валка с использованием падения одного дерева на другое. В первую очередь следует сваливать подгнившие и обгоревшие деревья,

3.Устройство бензомоторных пил.

3.2.Основными узлами двигателя являются: картер, цилиндр, коленчатый вал в сборе с шатуном, поршень, система охлаждения, система питания и система зажигания.

3.3.Муфта сцепления состоит из ведущего диска, на ободе которого установлены два разрезанных чугунных кольца и ведомого диска с Г- образным ободом.

3.4.Редуктор состоит из корпуса и двух конических зубчатых колес: ведущего и ведомого, которые установлены в корпусе на шариковых подшипниках.

3.5.Пильный аппарат состоит из шины и пильной цепи.

3.6.Рама состоит из руля с рукоятками и стойки. Между собой они соединяются с виброгасящим устройством, состоящим из пружины и шарнира с цилиндрическими пружинами.

3.7.Система питания состоит из следующих узлов: бензобака, крана и карбюратора. Подача топлива от бензобака к карбюратору при открытом кране осуществляется самотеком по бензопроводу.

3.9.Пильный аппарат состоит из шины и пильной цепи. Шина крепится к редуктору посредством шпонки, шпильки и гайки. Движение пильной цепи осуществляется звездочкой. Для регулирования натяжной цепи имеется натяжное устройство.

4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БЕНЗОПИЛ.

4.1.Расконсервацию мотопилы производить в теплом помещении при температуре не ниже 15-20°С в следующем порядке:
4.1.1.Вывернуть свечу, снять глушитель и карбюратор / не отсоединяя трос управления газом/;
4.1.2.В цилиндр и картер через отверстие под свечу зажигания и всасывающий патрубок цилиндра залить 50-100 см3 чистого бензина и провернуть коленчатый вал на 10-15 оборотов, чтобы удалить масло из цилиндра и картера;
4.1.3.Промыть свечу, глушитель и карбюратор в бензине, просушить их и
поставить на место. Снять смазку с наружных поверхностей остальных деталей и узлов пилы тряпкой, смоченной бензином и протереть насухо. При расконсервации пилы не допускать попадания масла, бензина в вентилятор, на детали магнето, на провод высокого напряжения и гнездо для конденсатора.

5.ПОДГОТОВКА ПИЛЫ К РАБОТЕ.

5.1.ВНИМАНИЕ! Во избежание поломки двигателя, его запуск без присоединенного редуктора категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.2.При подготовке пилы к работе обильно смазать ведомую звездочку шины, погрузив конец шины на 10-15мин. в подогретое автомобильное масло, применяющееся для топливной смеси. Надеть шину на шпильку, не закрепляя ее окончательно.

5.3.Повернуть шину вокруг шпильки свободным концом вверх. Пильную цепь надеть на ведомую звездочку шины и ведущую звездочку редуктора.

5.4.Шину с цепью повернуть в сторону горизонтального положения. Поворачивая шину вверх или вниз на небольшой угол от горизонтального положения, установить верхнюю и нижнюю ветви цепи в направляющие под шины. После этого шину установить на шпонку редуктора.

5.5.Натянуть пильную цепь, вращая винт натяжного устройства. После натяжения цепи завернуть гайку до отказа. Правильно натянутая цепь должна свободно перемещаться по шине без большого усилия и рывков, а при оттягивании цепи от шины с усилием 10-H она должна отходить от шины на 2-3 мм. При натянутой цепи между концом шины и заплечиками ведомой звездочки должен оставаться зазор не менее 1мм. Для новой цепи после непродолжительного времени работы ее натяжение следует снова подрегулировать. Слабое натяжение цепи приводит к спаданию ее с пильной шины.

5.6.3алить в бензобак топливо. Количество масла и бензина в топливе должно быть в соотношении 1:15. Топливо тщательно перемешать.

5.7.3аполнить карбюратор пилы топливом. Тоже самое необходимо сделать при перерыве в работе более 15 дней.

6. ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ.

6 .1..Для пуска двигателя:

6.2. Для остановки двигателя пилы:

6.2.1.Опустить рычаг управления газом
6.2.2.Слегка оттянуть или нажать обогатительную кнопку карбюратора до полной остановки двигателя.
6.2.3. Закрыть топливный кран.

7. ОБКАТКА НОВОЙ МОТОПИЛЫ.

7.1.При работе новой пилой в начале ее эксплуатации происходит интенсивная приработка всех ее трущихся поверхностей. Рекомендуется обкатку новой пилы проводить на холостом ходу с кратковременной перегазовкой до выработки 2-3 бачков топлива.

7.2.Для предохранения двигателя от перегрузок в течении первых 25-30 часов эксплуатации избегать перегрева двигателя и пробуксовки муфты сцепления.

После окончания обкатки отрегулировать ход дросселя до его полного открытия, при необходимости передвинуть трос в рычаг и закрепить его винтом, после чего проверить регулировку газа для минимальных устойчивых оборотов двигателя на холостом ходу.

8.ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИЛЕНИЯ.

8.1. Прежде чем коснуться пильной цепью дерева, ввести в соприкосновение с деревом упор жилы.

8.2.Пильную цепь вводить в дерево плавно, без чрезмерного усилия, одновременно увеличивая число оборотов двигателя.

8.3.При пилении не допускать перекоса режущего органа в резу.

8.4.Не допускать продолжительной работы двигателя на больших оборотах при остановившейся пильной цепи. При заклинивании цепи в резу перевести двигатель на малые обороты или остановить его и освободить цепь от заклинивания.

8.5.По окончании реза и при переходе от реза к резу сбавлять обороты двигателя до минимальных, при которых пильная цепь останавливается.

9.ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПИЛОЙ.

9.1.Сначала подпилить дерево со стороны его падения двумя резами /один нижний - горизонтальный, другой верхний под углом 30° к нему/, расположенными на расстоянии 4-6 см один от другого. Древесину из подпила удалить.
ВНИМАНИЕ! Не выбивать древесину из подпила полотном шины или упором редуктора.

9.2.С Противоположной стороны дерева сделать основной пропил на уровне верхней кромки наклонного подпила.

9.3.В самом начале падения дерева быстро вывести пилу из пропила.

9.4. В начале пиления упор пилы поставить так, чтобы шина стала наклонно, концом вверх под углом 50° от горизонтальной плоскости.

После этого произведите пиление, наклоняя пилу относительно упора вперед до максимально возможного наклонного положения/до 600 /. Затем переместите упор пилы по дереву вниз и повторите указанный выше прием. Этот прием обычно повторяется несколько раз, в зависимости от диаметра ствола перепиливаемого дерева.

10. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

10.1.1.Перед началом работы проверить исправность пилы, герметичность бензосистемы, крепление карбюратора к цилиндру, а также затяжку всего крепежа.
10.1.2.Смазать трос стартера техническим вазелином или смазкой консталин или литол. При отсутствии этих масел можно смазывать автомобильным маслом М-8В
10.1.3.Очищать воздушный фильтр карбюратора и сетку вентилятора
10.1.4.Перед началом работы и после каждого часа работы пилой смазывать ведомую звездочку шины, погружая ее в подогретое масло.
10.1.5.B случае заедания ведомой звездочки шины, при попадании в нее грязи, опилок, смолы тщательно промыть ее в бензине и смазать погружением в подогретое масло.
10.1.6. Втулки шарнирного соединения рамы и ось рычага управления газом смазывать двумя- тремя каплями жидкого масла.
10.1.7. После работы очищать межреберное пространство цилиндра и все узлы и детали мотопилы от опилок и грязи. Удалять спрессованные опилки из паза шины и впадин ведущей звездочки. Пильную цепь очищать от опилок, серы и грязи и укладывать в масло. Не своевременная очистка межреберного пространства от опилок и грязи приводит к ухудшению охлаждения цилиндра, перегреву его и преждевременному износу хромового покрытия.

10.2. Через каждые 25 часов работы:

10.2.1. Промывать в бензине сетчатые фильтры бензобака и карбюратора, сливать из карбюратора отстой бензина.
10.2.3. Удалять нагар из камеры сгорания каналов и окон цилиндра, из поршневых канавок, с днища поршня и колец. При удалении нагара с деталей и узлов механическим способом на очищенной поверхности нельзя наносить риски и надиры. Очищение от нагара детали и узлы тщательно промыть в бензине. Несвоевременное удаление нагара приводит к преждевременному износу зеркала цилиндра и канавок поршня.
10.2.4. Отсоединять редуктор и промывать бензином фрикционную муфту.
10.2.5.Проверить, есть ли смазка в полости редуктора и при необходимости добавлять. В полости редуктора должно быть не менее 50-60гр.смазки консталина или литола.
10.2.6.Проверить затяжку гайки крепления маховика.

10.3 Через каждые 50 часов работы:

10.З.1.Выполнить работы, предусмотренные после каждых 25 часов эксплуатации
10.3.2.Очистить электроды свечи зажигания проволочной щеткой и проверить зазор между ними. Зазор должен быть 0,6-0,7мм. Регулировать зазор подгибкой бокового электрода. После очистки свечу промыть в бензине.

10.4.Подготовка пильных цепей.
На бензомоторных пилах с увеличенной скоростью пильной цепи применяются универсальные пильные цепи марки КЭПУ 10,26-16Г, с помощью которых возможно производить пиление древесины. Заточка пильных цепей обычно производится в пилоправочных мастерских и пилоточных пунктах на заточных станках. Можно также затачивать зубья цепи крупными цилиндрическими напильниками диаметром 5мм.
Высокопроизводительная и экономичная работа пилы во многом зависит от качественной заточки зубьев пильной цепи. Высота ограничительных выступов относительно зубьев цепи должна быть одинаковой и проверяться через 3-4 заточки цепи. Рекомендуется в перерывах между работой, помещать на некоторое время пильную цепь в жидкую смазку, желательно подогретую.

Пилы должны храниться в крытых помещениях или под навесом. Перед постановкой на хранение пилу очистить от грязи и опилок, топливо из бака слить, пильную цепь снять и уложить в масло. Открытые, подвергающиеся коррозии места смазать тонким слоем масла. Для длительного хранения пилу законсервировать.


После покупки бензопилы владельцу не терпится поскорее испытать ее в работе.

Хорошо, если он уже имеет навыки обслуживания и безопасной эксплуатации этого инструмента. Если же такого опыта нет, то не следует спешить с первым пуском.

Потратив немного времени на изучение методики подготовки бензопилы к работе, уяснив приемы безопасного обращения с ней, вы убережете себя от травм и продлите жизнь своей механической помощнице.

Советы о том, как правильно пользоваться бензопилой, делятся на четыре группы:

  1. Подготовка.
  2. Запуск.
  3. Приемы работы и техника безопасности.
  4. Обслуживание.

В этом порядке мы и рассмотрим их в нашей статье.

Подготовка инструмента

Бензопила – моторизованный инструмент, основу которого составляет двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он не может работать на чистом бензине, поэтому для запуска требуется приготовить бензомасляную смесь.

Ее пропорция простая: на 1 литр бензина марки не ниже А92 (для дорогих импортных бензопил марка не ниже А95) берем 20 граммов специального моторного масла для бензопил. В инструкции эту пропорцию обозначают 1:50. Размешав в пластиковой емкости топливо и масло, открываем заливную горловину и наполняем бак горючей смесью.


Новичкам советуем быть внимательными, чтобы не перепутать горловину для топлива с горловиной для заливки масла, смазывающего цепь. На некоторых моделях бензопил они обе размещаются на одной стороне корпуса. Отличить их можно по специальной маркировке, нанесенной рядом с отверстием. На топливной горловине вы увидите значок бензоколонки. Рядом с маслозаливной горловиной наносится символ капли.


Хорошая смазка цепи – важное условие качественной работы бензопилы и долгой жизни пильной шины. Инструкция по эксплуатации бензопилы рекомендует использовать только фирменное масло производителя. Кроме него, допускается заливка качественного автомобильного моторного масла вязкостью W30-W40. Использовать для смазывания цепи грязную отработку и прочие нефтяные суррогаты мы не рекомендуем.


Отметка, до которой в бачок заливается цепное масло, всегда находится поблизости от заправочной горловины. Работая бензопилой, не забывайте периодически поглядывать на нее, чтобы не прозевать момент пополнения бачка. Кроме пильной цепи, изредка (1 раз в месяц) следует смазывать подшипник шины, расположенный на ее внешней концевой части. У некоторых шин там имеется специальное отверстие, в которое с помощью шприца вбрызгивают несколько капель масла. Заправку пилы топливом нужно делать только на горизонтальной твердой поверхности.

Запуск бензопилы

Залив топливную смесь и смазку цепи, можно приступать ко второму этапу – запуску бензопилы. Здесь вам также пригодится инструкция производителя.

В ней кратко и доступно описаны основные этапы данной операции:

Описанная выше процедура запуска выполняется на холодном моторе. Если пила уже поработала некоторое время и была заглушена, то ее пуск делается рукояткой стартера без использования дроссельной заслонки.

Правила работы и техника безопасности

Цепная бензопила – травмоопасный инструмент. Этот факт не должен вызывать панического страха. Он призван побуждать владельца к постоянному контролю за своими действиями во время работы.

Итак, что требует техника безопасности при работе бензопилой?

Во-первых, не пожалейте денег на покупку комплекта спецодежды (перчаток, защитного шлема, костюма и специальной обуви). Он станет надежной защитой от повреждений.


В частности, перчатки для таких пил хорошо защищают пальцы рук от травмирования. Их ткань при контакте с цепью наматывается на нее и блокирует, спасая пальцы от острых зубьев. Защитный шлем не даст щепкам повредить глаза и защитит голову от падающих веток.

Обувь лесоруба снабжена стальными пластинами. При неожиданном отскоке пилы они принимают на себя режущий удар.

Во-вторых, не держите пилу прямо перед собой. Удерживайте ее так, чтобы ваши ноги находились сбоку от линии реза.

В-третьих, держите пилу крепко, обхватывая рукоятки всеми пальцами. При этом правую руку нужно держать на задней ручке, а левую – на передней.

Дополнить эти три базовых правила нужно другими не менее важными пунктами:

  • Осторожно вставляйте работающую пилу в сделанный пропил.
  • Остерегайтесь пилить кончиком шины (высока вероятность обратного удара).
  • Удалите из зоны работы все посторонние предметы, о которые можно споткнуться и упасть.
  • Выполняя резку, не наклоняйтесь очень низко, чтобы не потерять равновесие.
  • Не работайте, держа бензопилу выше плеч.
  • Не держите инструмент слишком далеко от себя, чтобы при долгой работе спина и руки не напрягались и не уставали.
  • Спину всегда нужно держать прямой, а ноги широко расставленными.
  • Распил можно вести обеими сторонами шины. При этом нужно учитывать, что при резке нижним краем цепь уводит пилу вперед, а при работе верхней частью она тянет пилу назад.
  • Перед тем, как перенести пилу на новое место работы, заглушите двигатель или поставьте цепь на тормоз (холостой ход).

Хорошее правило – работать не в одиночку, а с напарником, который сможет оказать первую помощь.

Перед валкой дерева нужно осмотреться. Оцените его длину и направление роста, расположение близко стоящих объектов (зданий, линий электропередач), чтобы при падении ствола он не повредил их. Не помешает взять в расчет направление и силу ветра.

Перед спиливанием дерева, нужно встать справа от него и выполнить подпил (под углом 45 градусов на глубину не более ¼ диаметра ствола). Подпил делают со стороны падения дерева (направление естественного наклона ствола). После этого с другой стороны делается горизонтальный подрез – основной валочный пропил. Его на несколько сантиметров не доводят до наклонного подпила, чтобы дерево не рухнуло раньше времени (рисунки 1 и 2).

Для исключения зажима шины пилы в основном пропиле, в него вставляют деревянный клин.

Рис. №1 схема резки ствола бензопилой Рис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

Рис. №1 схема резки ствола бензопилой
Рис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

При работе нужно следить за тем, куда движется ствол. Это правило поможет избежать серьезных травм, если ствол упадет в незапланированном вами направлении.

Когда дерево начинает падать, нужно быстро извлечь из разреза пилу, выключить ее двигатель и покинуть зону работы.

Повалив дерево, не следует расслабляться, поскольку основное количество травм статистика фиксирует именно на стадии обрезки веток.

Для безопасного выполнения данной работы следуйте таким правилам:

  • фиксируйте ствол подкладками, чтобы он не сдвинулся и не покатился;
  • стойте слева от поваленного дерева, а начинайте резку – с нижних веток;
  • толстые ветви спиливайте, начиная с их конца и постепенно продвигаясь к стволу.

Если при распиливании упавшего дерева бензопилу заклинило, не дергайте ее, пытаясь извлечь. Сначала отключите мотор и с помощью толстых веток-рычагов попытайтесь приподнять или наклонить ствол, чтобы расширить рез.

Обслуживание инструмента

Это показатель профессионализма владельца. Если за бензопилой организован своевременный и качественный уход, то работать она будет надежно и долго.


Закончив работу, инструмент нужно очистить от опилок и мусора. Не забывайте проверить степень натяжения цепи и уровень смазки. Правильное обслуживание бензопилы предполагает регулярную проверку состояния воздушного фильтра. Если не следить за его чистотой, то вам гарантированы проблемы с пуском.

Быстрее всего на данном инструменте изнашивается цепь, шина и ее ведущая звездочка. Поэтому их состояние также нужно постоянно контролировать.

Если в баке осталось топливо, то его нужно слить в отдельную емкость. Инструкция производителя рекомендует вырабатывать приготовленную смесь в течении 2-3 недель.

Подготовка к работе аварийно-спасательного инструмента с мотоприводом.Работа с инструментом с мотоприводом.

Работа с бензопилой. Разрезание деревянных конструкций. Основные приемы работы и принципы применения бензопилы при проведении аварийно-спасательных работ.

Работа с бензорезом. Перепиливание металлических конструкций. Основные приемы работы и принципы применения бензореза при проведении аварийно-спасательных работ.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент.

Назначение, классификация, технические характеристики, принцип действия, порядок работы с гидравлическим АСИ. Требования безопасности при проведении работ с АСИ. Подготовка насосной станции гидравлического АСИ к работе. Порядок подключения и отключения инструмента. Правила работы с гидравлическим инструментом. Требования безопасности при использовании инструмента. Техническое обслуживание гидравлического аварийно-спасательного инструмента.

Работа с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

Установка гидравлической насосной станции, развертывание шланговых линий, подсоединение и подготовка к работе кусачек (ножниц), разжима (расширителя), домкрата, силового цилиндра.

Технология работы с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и оборудованием. Перекусывание кусачками комбинированными прутков и арматуры, тросов, цепей, труб, кабелей, металлических конструкций различных профилей, разделка листового материала. Раздвижение и стягивание силовыми цилиндрами отдельных конструкций, подъем и удержание конструкции в фиксированном положении, для освобождения пострадавших.

Пневматический аварийно-спасательный инструмент.

Технические характеристики, принцип действия, порядок работы с пневматическим АСИ. Подготовка к работе подъемной пневмоподушки, пневматического бандажа, эластомерных пневмосиловых устройств, пневматической заглушки. Технология проведения работ с использованием пневматического аварийно-спасательного оборудования. Требования безопасности при использовании оборудования. Техническое обслуживание пневматического аварийно-спасательного оборудования.

Работа с пневматическим аварийно-спасательным инструментом.

Установка баллонов со сжатым воздухом, монтаж пневматического редуктора, развертывание шланговых линий, подсоединение и подготовка к работе подъемной пневмоподушки, пневматического бандажа,. Наложение уплотнительной подушки на место течи.

Основные приемы работы и принципы применения пневматического оборудования при проведении аварийно-спасательных работ в условиях химического заражения местности.

Аварийно-спасательный инструмент с электроприводом.

Назначение, классификация, технические характеристики, принцип действия, порядок работы с аварийно-спасательным инструментом с электроприводом. Требования безопасности при проведении работ электрического перфоратора и ручного отрезного инструмента. Техническое обслуживание аварийно-спасательного инструмента с электроприводом.

Работа с инструментом с электроприводом. Дробление бетона, кирпича, асфальта. Пробивка отверстий и проемов в железобетонных, кирпичных конструкциях. Основные приемы работы и принципы применения электрического аварийно-спасательного инструмента при проведении аварийно-спасательных работ.

Работа бензопилой

Перед тем, как приобретать хорошую бензопилу, необходимо найти как можно более полную информацию о данном инструменте и тщательно изучить принципы работы с ним. Если вы правильно выберете бензопилу, полностью соответствующую вашим требованиям, и научитесь работать с ней, то работа бензопилой будет доставлять вам удовольствие, оставаясь при этом полностью безопасной.

Основные принципы работы

Если вы еще ни разу не работали с помощью бензопилы и не имеет опыта обращения с ней, необходимо уяснить для себя основные принципы работы с данным инструментом:

  • держать пилу необходимо обеими руками, обхватывая рукоятки всеми пальцами. Под передней рукояткой при этом должен находиться большой палец левой руки;
  • во время работы непосредственно позади пилы стоять нельзя, желательно находиться от инструмента немного сбоку;
  • пилить можно как нижним, так и верхним краем инструмента. Если вы будете пилить нижним краем, цепь будет вести пилу по направлению от вас, а если пиление будет производиться верхним краем, то цепь будет двигать пилу по направлению к вам;
  • работая с бензопилой старайтесь не сгибать спину, вместо этого лучше согнуть ноги в коленях. Когда вы работаете с пилой в положении стоя, рекомендуется для сохранения равновесия широко расставлять ноги;
  • перед тем, как перейти на другое место, необходимо активировать тормоз пилы или выключить двигатель инструмента. Нельзя перемещаться с инструментом, у которого вращается цепь;
  • пилить следует начинать участком шины, ближе всего расположенным к корпусу инструмента;
  • в том случае, если работать бензопилой вы собираетесь часто, необходимо обязательно приобрести комплект защитной одежды: шлем с маской, яркую защитную куртку, не пропускающую воздух, специальные брюки, имеющие защиту от порезов, крепкие рукавицы и прочные сапоги, которые по возможности должны быть защищены стальными пластинами.

Три класса устройств

Три класса устройств

В настоящее время на российском рынке можно найти большое количество бензопил, которые можно разделить на три класса:

Как безопасно работать с бензопилой?

Как безопасно работать с бензопилой?

Не все знают как работать бензопилой, поэтому данный вопрос интересует каждого, кто приобрел себе это высокотехнологичное устройство. Некоторые считают, что им и так все понятно и даже не заглядывают в инструкцию. Но такие действия могут привести в дальнейшем или к серьезной травме, или к поломке бензопилы. Поэтому перед началом работы не поленитесь и хорошо изучите инструкцию.

Подготовка к работе

Для начала необходимо убедиться в том, что цепь устройства натянута правильно, для чего нужно чуть-чуть потянуть за верхние звенья — при этом из паза шины на несколько миллиметров должен выйти хвостовик. Также, нужно следить за тем, чтобы не провисали нижние звенья. После этого попробуйте потянуть цепь рукой — тянуться она должна легко. Если натяжение цепи очень сильное, то следует ее ослабить. Далее необходимо проверить в каком положении находится инерционный тормоз — его ручка и основная рукоятка не должны соприкасаться, так как при включении бензопилы со смещенным инерционным тормозом, может повредиться сцепление.

После проверки натяжения цепи, можно приступать к заправке инструмента. Для этого бензопилу необходимо установить на горизонтальной поверхности и залить в нее масло для смазывания цепи и топливную смесь. Лучшим вариантом считается топливная смесь из масла, предназначенного для двухтактных двигателей, и бензина марки А-92 или А-95. Соотношение бензина и масла должно составлять 1 к 40 или 1 к 50 (на один литр бензина примерно 20-25 грамм масла).

Для мотора и цепи следует выбирать специальную смазку, предназначенную для бензопил, так как такая смазка содержит компоненты, которые способны продлить жизнь режущему элементу и деталям двигателя. По окончанию проверки, проведя все описанные выше процедуры, можно производить запуск пилы.

Помните, что перед тем, как запускать двигатель, необходимо убрать пилу с того места, где производилась ее заправка, чтобы при запуске не возникло возгорания. Установите ее на устойчивое твердое основание.

Первый запуск

  • перед началом работ нужно обязательно проверить тормоз бензопилы, для чего нужно установить ее на какую-нибудь ровную поверхность и нажать дроссель. Далее необходимо активировать тормоз нажатием на рукоятку. Тормоз считается рабочим в том случае, если цепь остановится.
  • помимо прочего, перед началом работ нужно проверить механизм смазки. Для этого необходимо найти любую светлую поверхность, запустить инструмент и, удерживая его над этой поверхностью, увеличить скорость цепи простым нажатием на дроссель. Если на поверхности появится небольшая полоска масла, значит с механизмом смазки все в порядке.

Принцип распила древесины

Пилить с помощью бензопилы необходимо на полном газу. Распил должен производиться участком шины, расположенным как можно ближе к корпусу. Помните, что для разных материалов необходимо использовать свои методы распила.

Обрезка веток

Обрезка веток бензопилой

Лучше всего начинать обрезание ствола поваленного дерева от веток с нижней части, находясь при этом с левой стороны от него. Работу необходимо производить в спокойном, медленном темпе, стараясь не использовать при этом носовую часть пилы. Пилить можно как нижней, так и верхней частью шины, по возможности стараясь прислонять пилу к стволу или к бедру. С верхней части ствола ветки необходимо спиливать инструментом, лежащим на боку (всем своим весом бензопила должна лежать непосредственно на самом стволе). После спиливания веток, которые находились сбоку и сверху, можно перевернуть ствол и приступать к обрезанию веток, находящихся снизу.

  • в некоторых случаях ствол поваленного дерева может опираться на какой-нибудь один сук, обрезав который можно спровоцировать сдвиг ствола или даже его качение;
  • если вам попалась слишком толстая ветка, то спиливать ее необходимо частями — начиная от конца и продвигаясь к стволу. Если ветка особо толстая, то в этом случае может потребоваться двусторонне подпиливание ветки.

Распил ствола на части (раскряжевка)

Распил ствола на части (раскряжевка)

Приступать к раскряжевке следует только после того, как все ветки будут спилены со ствола. Распиливать на части ствол поваленного дерева нужно от ствола к вершине.

  • во время раскряжевки ни в коем случае нельзя стоять ниже ствола в том случае, если он располагается на наклонной плоскости;
  • если вдруг бензопила застрянет в стволе, необходимо остановить двигатель, а затем наклонять ствол, пока из древесины не выйдет пила. Пилу не стоит сразу доставать из дерева.

Валка деревьев

Валка деревьев бензопилой

  • если рядом находятся люди, то им следует находиться на таком расстоянии от дерева, которое составляет не менее двух длин ствола дерева, которое вы собираетесь валить;
  • перед тем, как валить дерево, обязательно убедитесь, что поблизости нет ничего, что может быть повреждено его падением;
  • валка деревьев является достаточно непростой задачей, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше за него не браться, а поручить его профессионалам. В крайнем случае можно попросить их поприсутствовать при валке.

Уход за инструментом

Уход за бензопилой

Каждый раз после того, как работа бензопилой будет окончена, следует выполнять ряд действий по уходу за ней:

  1. Для начала необходимо проверить смазку цепи и ее натяжение. При ослаблении цепи, ее нужно подтянуть, а если кончается масло — просто долить его в бак.
  2. Дайте пиле остынуть после завершения всех работ и после непродолжительного отдыха заправьте ее горючим.
  3. Также нужно проверять состояние воздушного фильтра, так как он может иногда забиваться стружкой. Поэтому, по окончанию работ, его необходимо снимать, промывать и продувать. Помимо этого время от времени нужно очищать поверхность, которая находится вокруг охлаждающих пластин.

Если вы используете бензопилу очень часто, вам придется менять некоторые быстроизнашивающиеся детали — части антивибрационной системы, ведущую звездочку, шину и цепь, так как не заменив вовремя износившуюся деталь, можно получить в итоге ее негативное воздействие на общее состояние инструмента.

При покупке бензопилы помните, что она является сложным техническим устройством, требующим специальных навыков и соответствующего обращения. Конечно, каждый может научиться в короткий срок управляться с бензопилой, но не стоит забывать при этом о всех возможных мерах предосторожности. Проводите периодический осмотр инструмента, чтобы от какой-нибудь незамеченной вами мелочи она не вышла полностью из строя.

Если вы тщательно изучите всю информацию, приведенную в данной статье, ваша бензопила будет работать долгое время, а вы сможете избежать травм и неприятных моментов, связанных с поломкой пилы.

Видео инструкция по работе с бензопелой

Цепная пила давно заняла достойное место в арсенале практически каждого хозяина приусадебного участка. Не только профессионалы, но и любители предпочитают инструменты, работающие на бензиновой смеси, так как они мощнее и мобильнее электрических аналогов. Как работать бензопилой, знает или видел практически каждый человек, но о том, что этой работе предшествует этап обязательной подготовки инструмента, задумываются, к сожалению, не все.

Основные моменты подготовительной работы, изложены в этой видео инструкции на примере двухтактной бензиновой пилы с глубиной реза до 50 см, баком объёмом в 750 мл, рассчитанным примерно на час активной работы.

Бензопила готова к работе, но прежде чем её активировать, не забудьте надеть базовые средства защиты: комбинезон, сапоги, перчатки и каску с козырьком и наушниками.

Непосредственно на объекте отключите блокировку. Чтобы запустить пилу, резко потяните за стартер.

Для того чтобы спилить дерево без особых усилий, вырежьте клинообразный фрагмент примерно до середины ствола. Сначала сделайте распил, удерживая полотно с наклоном вниз, а потом под углом вверх. После подрезки с обратной стороны, дерево поддастся и упадёт в сторону клина.

Прежде чем отпилить ветки, надёжно уложите ствол. Если нет возможности обрезать все сучья сразу, очистите сначала одну половину заготовки, после чего переверните бревно и спилите оставшиеся сучья на другой стороне.

Слишком толстое бревно рекомендуется распиливать на чурки в два захода: сначала пропилите сверху до середины, потом расположите бензопилу снизу и завершить распил.

Осторожно: Ни в коем случае не допустите контакта пильного полотна с землёй. Это может привести к серьёзной поломке инструмента.

Соблюдайте рекомендуемые правила при эксплуатации бензопилы, что позволит вам эффективно продлить период безотказной службы инструмента, а главное – застраховать себя от случайных травм при работе с ним.

Читайте также: