Театр и дети конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи:
• Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
• Познакомить детей с театральными профессиями
• Приобщать детей к театральной культуре

Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.

Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.

деятельности; к развитию детей творческих способностей.

  1. Расширять представления детей о разных видах театра (теневой, пальчиковый, настольный ,би- бо- б, атрибутов, декораций.
  2. Развивать умение доводить начатое дело до конца.
  3. Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами, клеем.
  4. Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театру, дружеские отношения между детьми.

Оборудование : разрезные картинки по теме театр, бумага, клей, ножницы,

пластины для клея, салфетки.

- Ребята, давайте станем с вами в круг улыбнемся друг другу.А сейчас посмотрем вокруг себя, что мы видим, что заметили?

-Разрезные картинки лежат на столе.

-Хорошо ребята. А что это за картинка? Но ,что это, надо прежде собрать все детали в одну целую картинку и тогда мы узнаем.(Дети собирают)

- А что это дети за здание?

- Правильно- это наш Канский Драматический театр.

- А зачем нам нужен театр?

- Чтобы показать сказки ,представление. В театре происходят чудеса оживают звери, деревья, разговаривать даже цветы.

- Дети, а что есть внутри театра?

Сцена , зрительные места ,портьеры.

- А вы знаете, что есть театральные профессии?

Какие это профессии. Это вы узнаете ,если отгадайте загадки.

Дети отгадывают загадки.

Он по сцене, ходит, скачет,

То смёётся он, то плачет!

Хоть кого изобразит,

Мастерством всех поразит!

И слоится с давних пор

вид профессии-…..( актёр)

Всеми он руководит ,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актеров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестр дирижер ,

Но зовётся-……( режиссёр)

Дети, смотрите ,но у нас с вами тоже есть театр(рассмотрим виды театров на полочке ).

-Дети ,какие виды театров вы знает?

(Пальчиковой, теневой, на прищепках ,деревянный, вязанный) ответы детей.

Ребята, смотрите, а что это за предмет среди нашего театра спрятался?

- А для чего она тут лежит?

Странно предмет есть ,а героев нет.

А из какой сказке этот предмет?

Какие герои есть в этой сказке?

- Мышка, зайчик, медведь, волк, лиса ,кабан, собака, дед,

Так как нет героев я предлагаю сделать наших с вами героев.

Ребята, проходите за столы. Прежде, чем приступить к работе мы с вами вспомним правило Т.Б. при работе с ножницами, как передавать ножницы, как брать, как ложить их на стол. По группе с ножницами не ходить ,не махать, в раскрытом виде не передавать.

Ребята, у каждого будет свой сказочный герой. Прямоугольник -это туловище. Сворачиваем прямоугольник и склеиваем трубочкой. К туловищу приклеиваем глаза ,лапки, ушки, нос, но прежде, чем приклеить деталей их надо вырезать. Вырезаем аккуратно все детали по контуру. Клей наносим на детали на пластине ,лишний убираем салфетками. Ребята, все делай аккуратно.

- Ребята, а вы можете описать своих героев?

Беседа во время работы. После изготовлению герой в дети сделали сначала выставку , после рассмотрев своих героев. Дети самостоятельно организовали своё игровое пространство, поставили замок, дорогу ,распределены роли и продолжили игру самостоятельно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект совметной деятельности детей и родителей по физической культуре для детей среднего возраста.

Веселое занятие детей с родителями физкультурой с участием Карлсона.


Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках.

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры.

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии для детей с задержкой психического развития.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч.


Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"

Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. .

Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив.

Формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении.

Познакомить детей с профессиями (артист, режиссер, костюмер, художник-декоратор, музыкант) и помещениями театра (зрительный зал, сцена).

Расширять знания детей о профессии актера.

Развивать интерес к театрально – игровой деятельности.

Воспитывать у детей любовь к театру.

Формировать умение правильно и четко отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать речевую активность детей в подборе глаголов, прилагательных.

Закрепить знания о цвете, геометрических фигурах.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Приобщать к словесному искусству через стихотворные рифмы, загадки.

Совершенствовать умения детей согласовывать действия своего персонажа с музыкой. Развивать умение передавать образ в движении с помощью мимики, жеста, пластики.

Обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.

Познакомить с правилами поведения в театре.

Беседы: Что такое театр? Когда и для чего придумали театр? Как устроен театр, какие помещения есть в нём. Кто работает в театре.

Рассматривать иллюстрации. Читать стихи, рассказы. Просмотр презентаций о театре.

Словарная работа:Пальчиковый, настольный, теневой, кукольный, афиша, перевоплощение, кукловод, гример, костюмер, режиссер,музыкант, художник-декоратор, занавес, драматический, балет, опера, декорации, грим, роль, актер, маска, зрители, зрительный зал, театральная касса, сцена, оркестр.

Дети играют в группе. Обращают внимание на входящих гостей, здороваются и приглашают присесть на стульчики.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

- Театр волшебная страна!

Сколько чудес нам дарит она,

Праздник, улыбки, песни и смех

В этой стране ожидает нас всех.

- А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей). Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;

- Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?(ответы детей).

Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть.Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Давайте мы отправимся в театр. Я буду экскурсоводом. Приглашаю вас к мольберту.

- Посмотрите, что это?Яркая, красочная (на мольберте афиша).

- О чем рассказывает афиша?

2. Кто исполняет роли. Артисты: Арина – колобок, Елизавета – бабушка, Тимофей – зайчик, Ильяс – волк, Арсений – медведь, Амина – лиса.

3. Кто режиссер.Режиссёр спектакля – Ирина Валерьевна.

-Дети, чем занимается режиссер?(ответы детей).Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить советует режиссер, проводит репетиции.

- О чем можно еще узнать?Время начала спектакля. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать афиша.

-Что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? (билет).

- Где можно приобрести билет? (В кассе).

- Встали все ребята в кружок. Билет получит только тот, кто скажет вежливые слова. (Раздать детям билеты).

- А нас в зрительный зал приглашает звонок (муз.заставка).

Толкаться не будем, спокойно войдем,

И место свое по билету найдем.

Геометрическая фигура на билете должна совпадать с фигурой на спинке стула (геометрические фигуры). Дети рассаживаются на стульчики.

- Покажите Ване свой билетик, а он проверит, правильно ли вы нашли свое место.

- Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре. (Модели - картинки)

- Что обозначает эта картинка?


1.Главное правило - это соблюдение тишины во время спектакля.

– О чем говорит эта картинка?


2.Важное правило – приходить вовремя.

3.Очень важно, дети, во время спектакля не разговаривать.


Молодцы! Покажите, как вы будете хлопать

- А сейчас я вам загадаю загадки, внимательно слушайте.

Загадка:

- Самое большое театральное помещение какое? (зрительный зал),

- Посмотрите, ребята, на экран, зал какой? (большой, огромный, красивый, величественный, светлый).

- А чего так много в зрительном зале театра? (очень много стульев, кресел)

- Чем украшена сцена? (слайд№ 3) Украшена занавесом – специальными шторами, которые до начала представления закрыты. Когда начинается спектакль, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать прожектора.

Воспитатель: Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации),(слайд № 4,5).

- Как вы думаете, для чего декорации? (Для того, чтобы спектакль был ярким и красочным. Они помогают зрителям, нам, девочкам и мальчикам, оказаться в сказке у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках).

Сейчас мы поиграем игру.Задание: Назвать профессии тех, кто помогает создать спектакль (артист, костюмер, художник, музыкант). И назвать кто лишний.

- А сейчас мы с вами превратимся в артистов. В моем волшебном сундучке есть различные маски. Выбираем и наряжаемся.Ой, моих ребят и не узнать.

- Ты какую роль играешь (зайца).А заяц какой, скажите? (трусливый, быстрый). Ты кто? (всех детей спрашивает воспитатель).Медведь какой? (неторопливый, тяжелый, большой, смелый). Волк голодный, злой. Лиса хитрая, красивая. Колобок, румяный бок – какой?(веселый, радостный, добрый). Бабушка какая? (добрая, заботливая).

А сейчас, мы покажем, как настоящие актеры перевоплощаются и играют свою роль. (Играет музыка для каждого персонажа, персонаж двигается, танцует).

Молодцы! Все справились со своей ролью! Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.

Дорогие гости, отблагодарим за старания наших артистов аплодисментами.

- Ребята, а легко ли быть артистом? Как вы думаете? (выслушиваем ответы детей). Нелегко. Каждый день репетиции. Надо уметь весело смеяться, горько плакать, хорошо танцевать, петь и учить наизусть много слов.

Воспитатель: Вот мы побывали в театре и были артистами. Как много нового и интересного мы узнали о театре.

С театром расставаться нам очень жаль.

Артистами мы были так умело,

Как жаль, что быстро время пролетело.

Ведь быть артистом каждый рад,

А нам, друзья, пора в детсад

Используемая литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)

Программное содержание:

  • рассказать об истории создание театра
  • познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
  • стимулировать их интерес к театральному искусству
  • развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
  • обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Ход занятия:

Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый – домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.

Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)

Педагог: Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?

Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!

Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.

Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.

Педагог: Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.

Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?

Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их. Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2

- Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4

- Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале (сцену), где скоро будут играть свои роли. (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5

Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте.

В театр мы идем.

Мы песенку поем.

Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где - какой театр.

Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?

Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:

театра мимики и жеста (здороваются жестами)

драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара

кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)

пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)

Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…

Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.

Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.

Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"

Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.

В театр скорее приходите,

Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)

Мастерство плюс труд, плюс ум-

Сшит сценический …(костюм)

Почетна и завидна наша…(роль)

Не может без артистов режиссер.

И ветра вой, и детский крик

И шут, и царь, и гренадер

А всех сыграл один…(актер).

Из гипса - арбуз, из картона – топор,

На сцене сложил реквизит… (бутафор)

Педагог: Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.

Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.

Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.

Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?

Кузя: Они – куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.

Педагог: Ребята, раз друзья Кузи – куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.

Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.

Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.

Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.

Читайте также: