Российско китайские отношения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа двустороннего сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений.

Конец 1850-х годов – 1890-е годы:

постепенное сближение и союзные отношения

Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х – начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов).

Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.

Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.

Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.

Начало 1900 год – середина 1920-ых годов:

охлаждение отношений

Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-ых годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.

Середина 1920-х годов – конец 1950-х годов:

потепление отношений и стратегическое сближение

Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.

В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).

Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК).

После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.

Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.

В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.

Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.

Начало 1960-х – конец 1980-х годов:

острый кризис и охлаждение отношений

Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х годов, а в 1960-ых годах они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР – КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х годов СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 году развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на острове Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина, а остров Даманский впоследствии был передан Китаю.

* * *

В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений.

Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран.

В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран и/или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:

- разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX – XX веков произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 годы), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;

Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле? На сегодняшний день это не представляется очевидным. Отношения между Россией и Китаем в настоящее время и в будущем также будут нести на себе отпечаток исторического прошлого.

При этом, наиболее характерной особенностью истории российско-китайских отношений является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику.

Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (правил с 1825 по 1855 годы) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 года) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 года) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики.

Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ).

Как представляется, именно неоднозначность/противоречивость исторического наследия китайско-российских отношений во многом определяет неоднозначность современных отношений между двумя державами (фактическое отсутствие общности долгосрочных государственных интересов, а также четкого понимания места и роли друг друга в системе национальных приоритетов) и их неопределенность в будущем.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Российско-китайские отношения — взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет. На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Содержание

Экономическое сотрудничество



Все меморандумы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в КНР газа, нефти и электроэнергии, в результате чего в течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай. До сих пор КНР основной упор делала на импорт нефти из стран Персидского залива (в основном из Ирана и Омана), однако в последние несколько лет здесь предпринимались попытки диверсификации источников энергоносителей — в частности, за счёт прокладки континентальных трубопроводов из России и Казахстана.

Подписанные документы предусматривают:

Пограничное урегулирование

В 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

Дополнительное соглашение определяет линию прохождения границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и территории островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре. Эти два участка составляют менее 2 % общей протяжённости границы в 4,3 тыс. км. Соглашение предусматривает равное распределение районов общей площадью 380 кв. км., не согласованных при заключении предыдущего соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на её восточной части от 16 мая 1991. Граница будет зафиксирована по фарватеру судоходных рек, а для несудоходных — по середине реки. Документ был подписан главами государств 14 октября 2004.

В августе 2005 года прошли первые совместные российско-китайские военные учения [8] .

В августе 2012 года в процессе демаркации между Россией и КНР возникли разногласия по линии прохождения государственной границы на западном участке российско-китайской границы [9] . Китай требует смещения линии государственной границы вглубь территории России [9] . Площадь территориальных претензий КНР к России достигает 17 гектар [9] [10] .

Проблемы территориальной целостности КНР

Тайваньская проблема

Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики. [11]

Тибет

Китай установил свою власть над Тибетом в 1950, и с тех пор Тибет для руководства СССР и России всегда представлял собой неотъемлемую часть КНР.

С 2001 по 2004 Россия отказывала в предоставлении въездной визы для Духовного главы буддистов мира и религиозного лидера Тибета Далай-ламы XIV Агвана Лобсана Тенцзина Гьяцо, почитаемого российскими гражданами, исповедующими буддизм (в основном в Калмыкии, Тыве, Бурятии и двух бурятских автономных округах).

До этого Далай-лама в течение 1979—1996 семь раз посещал российских буддистов. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. Лишь в конце ноября 2004 ему вновь было разрешено побывать в Калмыкии с одним условием — отказа от каких-либо контактов с официальными лицами. С тех пор в визе вновь отказывают под разными предлогами.

Иммиграция китайских граждан в Россию

Одно из основных опасений на сегодняшний день — проблема стихийной и незаконной иммиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока. Существует мнение, что если данная тенденция сохранится, то русские на дальнем востоке станут национальным меньшинством. Плотность населения и перенаселенность на китайской стороне границы являются сильной мотивацией для эмиграции: более ста миллионов человек живут в трех провинциях Северо-Восточного Китая, в то время как по другую сторону границы население 6,2 миллиона квадратных километров Дальневосточного федерального округа сократилось примерно с девяти миллионов в 1991 году до семи миллионов в 2002 году [12] .

Международное сотрудничество

Международные организации

Россия — КНР — Индия

Идею создания стратегического треугольника Россия — Индия — Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков. Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии, Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.

Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

  • Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям — нефти и газу;
  • Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);
  • Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах; предполагается, что к сентябрьской сессии ООН три государства выйдут с совместными предложениями.
  • Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Наблюдатели указывают на то, что партнёрство трёх государств организационно пока никак не оформлено и, возможно, не примет чётких международно-правовых форм, поскольку это означало бы образование альтернативного США центра силы в Азии и неминуемо вызвало бы их негативную реакцию.

В настоящее время ни одному из трёх государств этого по разным причинам не хотелось бы. В частности, Россия рассматривает США как партнёра в борьбе с распространением ядерного оружия и за поддержание стратегической стабильности в мире.

История отношений

Русские и монгольская империя Юань

Первые достоверные данные о появлении русских на территории современной КНР относятся к 14 веку и связано со вторжением монголов на Русь, в результате которого какое-то количество плененных мужчин было отправлено в Китай, который тогда являлся частью Юаньской империи монголов.

Необходимо иметь в виду, что империя Юань — монгольское, а не китайское государство, и появление русских на территории Китая, в то время входившего в империю Юань, следует рассматривать в рамках российско-монгольских, а не российско-китайских отношений.

Российское государство и китайская империя Мин



После того, как монголы были изгнаны из Пекина, Китай вновь стал государством (империя Мин).

    — Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения. В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву. В XIX веке считалось, что первая русская делегация отправилась в Китай при Иване Грозном в 1567 году во главе с атаманами Иваном Петровым и Бурнашом Елычевым, что якобы следовало из древнерусской рукописи. Но позднее рукопись была признана подделкой, а сам факт путешествия вымыслом. [20] — Тобольскийвоевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений. —1642 — Поездка казака Е. Вершинина в Китай.

Российское государство и империя Цин

В результате завоевательных походов маньчжуров Китай вновь потерял независимость и стал частью маньчжурской империи Цин.



Необходимо иметь в виду, что после захвата Пекина маньчжурами последние постепенно присоединили к своей империи Цин весь Китай, который в результате утратил свою государственность. С тех пор Россия и другие страны официально поддерживали отношения с этой империей, а не с завоеванным ею Китаем. Отношения с Китаем как государством возобновились лишь 23 сентября 1913 г., когда Российская империя признала Китайскую республику.

СССР и Китай






Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России — как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Экономики России и Китая хорошо дополняют друг друга, исходящая же от блока НАТО угроза подталкивает наши страны к созданию оборонительного альянса.

Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового шёлкового пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. [1] Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

Содержание

Сравнение России и Китая

Российская Федерация Китайская Народная Республика
Население 146 519 759[2] 1 368 660 000
Территория 17 125 407 км² 9 596 960 км²
Столица Москва Пекин
Крупные города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Гонконг, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Тяньцзинь, Чунцин
Руководитель Президент Владимир Путин Председатель Си Цзиньпин
Второе лицо Премьер-министр Михаил Мишустин Премьер Государственного Совета Ли Кэцян
Официальные языки Русский язык Китайский язык

История отношений

Отношения в советский период

Российским посланником в Китае с марта 1916 года был князь Н.А.Кудашев. 4 июня 1916 года Кудашев вручил верительные грамоты президенту Kитайской Pеспублики Юань Шикаю.

Пришедшее к власти в результате Февральской революции 1917 года в России Временное правительство не стало разрывать прежние соглашения с Китаем. В марте 1917 года российское правительство подтвердило полномочия Кудашева новыми верительными грамотами.

В 1917 году все договоровы, заключенные царским и Временным правительствами с Китаем, фактически были аннулированы, поэтому советское правительство начало выстраивать новые межгосударственные отношения.

В 1923 году в Пекин приехал заместитель наркома по иностранным делам СССР Карахан Л.М., который подтвердил денонсацию договоров о разделе сфер влияния в Китае, заключённых в прошлом Россией с другими великими державами. Первый советско-китайский договор был подписан в Пекине 31 мая 1924 г. — Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Китайской Республикой. Первым же советским дипломатом стал Иоффе А.А.

Затронутая в соглашениях Китайско-Восточная железная дорога фактически получила статус экстерриториальной в виде её совместного использования странами и управления прилегающими к дороге территориями с коммерческой целью и без каких-либо политических претензий на собственность. Но поскольку в 1924 году китайская территория, по которой была проложена КВЖД, контролировалась не центральным китайским правительством, то в целях реализации ранее достигнутых договорённостей 20 сентября были заключены дополнительные, идентичные соглашения с тремя маньчжурскими (северо-восток Китая) провинциями. Это обстоятельство в дальнейшем вызвало напряжённость в советско-китайских отношениях, сопровождавшуюся неоднократными военными провокациями на самой КВЖД и в зоне отчуждения.

После избрания на сессии КПК Центрального народного правительства во главе с Мао Цзэдуном (30 сентября 1949 года), на следующий день последовало провозглашение Китайской Народной Республики. И 2 октября Советский Союз первый из стран мира признал Народную Республику.

Новый посол Советского Союза в Китайской Народной Республике Рощин (Рузанков) Н.В. вручил свои верительные грамоты Мао Цзэдуну 16 октября.

С 31 июля по 3 августа 1958 года в Пекине с визитом находился первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв Н.С.

С 1958 года Мао Цзэдун начинает недружественно высказываться в отношении СССР (как к военному врагу Китая). Поэтому в июне 1959 года правительство СССР разорвало подписанное обеими сторонами, КНР и СССР, в октябре 1957 года соглашение о новой оборонной технике, отказалось предоставить КНР макет атомной бомбы и технические материалы для производства атомной бомбы.

С 30 сентября по 3 октября 1959 года состоялся визит в КНР Хрущёва Н.С.

Отношения достигли дна в конце 1960-х – начале 1970-х. 2 и 15 марта 1969 года произошли пограничные столкновения на острове Даманский. Остров остался за СССР, в ходе конфликта погибло как минимум несколько десятков человек с обеих сторон.

После смены руководства двух стран – смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и Леонида Брежнева в 1982-м – началось восстановление отношений. В декабре 1986 года были вновь открыты Генеральные консульства: китайское в Ленинграде и советское в Шанхае.

В 1989 году советский генсек Михаил Горбачёв совершил поездку в Пекин, международные связи двух стран были полностью нормализованы, с тех пор началось активное наращивание сотрудничества России и Китая, которое продолжается более 30 лет.

Китай и Россия – две страны, имеющие важное влияние в мире, несут особую ответственность за поддержание мира на планете и содействие совместному развитию.

Китайско-российские отношения — взаимоотношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, а в исторической ретроспективе — между рядами государств-предшественников, существовавших на современной территории этих государств на протяжении последних 400 лет. На современном этапе китайско-российское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Читайте также: