Конспект урока русское государство при первых романовых

Обновлено: 07.07.2024

1. Способствовать изучению учащимися времени правления первых Романовых, расширить представления о переменах в государственном устройстве России в XVII в.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: рассказ, работа с книгой, демонстрация презентации, выполнение практического действия

Форма организации учебного процесса: групповая

Форма организации деятельности детей: защита проектов

I. Организационный момент (3 мин.):

- приветствие: Добрый день. Каждый из вас, при входе в кабинет, в произвольном порядке получил билет с определенным номером, показывающим участником какой команды вы будете на сегодняшнем уроке, и за каким круглым столом вы будете сегодня сидеть. Сегодня вам предстоит поработать в команде, показать свои знания по домашнему заданию и, при помощи друг друга, получить новую информацию;

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)

У: Сегодня у нас на уроке присутствуют пять команд. Каждая команда получит определенную тему, связанную с домашним заданием.

Названия тем:

1. Последствия Смуты

2. Сельское хозяйство и землевладение

3. Развитие ремесла и первые мануфактуры

5. Деньги и денежная реформа.

Каждая команда составит по 3 вопроса в виде теста. На отдельном листке команда пропишет ключи к тестам.

После команды передадут друг другу бланки с тестами. После решения заданий, начнется проверка результатов.

Проверка результатов, заключается в том что, отвечающая команда зачитывает вопрос и говорит ответ, проверяющая команда (составитель тестов) внимательно слушает ответы. Если ответ правильный, учитель дает отвечающей команде желтый квадрат, если ответ не правильный, квадрат получает команда – составитель заданий.

III. Определение проблемы урока (2 мин.)

На основании полученных данных, учитель подводит итог: 1. Все они члены одной семьи. 2. Династия Романовых.

IV. Изучение нового материала в виде защиты проектов (20 мин.)

План урока (темы проектов, прописаны на раздаточных бланках):

1. Первые правители династии Романовых

2. Земский собор и Боярская дума

4. Местное управление

5. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Цели проектов:

1. Изучить и предоставить информацию о первых Романовых.

2. Показать, что уже при первых правителях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти и уменьшилась роль сословно-представительных органов власти.

а) Каждая команда получает одну из пяти тем, изучает ее по учебнику и составляет по ней интеллект-карту.

б) Далее, команда распределяет между собой информацию (по 2-3 предложения), с которой должен выступить каждый участник, опираясь во время своего выступления на интеллект-карту.

Приблизительные ответы команд:

1. Первые правители династии Романовых (Слайд 4)

а) Михаил Федорович Романов (1613-1645):

- первый российский правитель новой династии;

- большое влияние оказывали родители – великая государыня Марфа и великий государь Филарет;

- провозглашение Филарета патриархом в 1619 г.;

- Филарет был фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 г.;

- Михаил часто болел, любил цветы.

б) Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

- вступил на престол, так же как и отец, в возрасте 16 лет;

- к царствованию Алексея готовили заранее;

- сочинял небольшие литературные произведения;

- обучением Алексея ведал боярин Борис Иванович Морозов;

- Алексей был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих, обездоленных;

- в народе прозвали Тишайший;

- два брака: 1.жена – Мария Ильинична Милославская, 13 детей, в том числе Федор, Иван, Софья и т.д. 2 жена – Наталья Кирилловна Нарышкина, сын Петр.

в) Федор Алексеевич (1676-1682).

2. Органы управления государством (Слайд 5)

а) Земский собор

- Михаил Федорович в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти искал опору у всех слоев населения;

- Земский собор – всесословный государственный орган;

- рост представительства низших сословий на земском соборе при Михаиле Федоровиче;

- наказы от избирателей депутаты отстаивали перед царем;

- главную роль играли представители дворян и посадского населения;

- по мере укрепления царской власти земские соборы созывались все реже;

- при Алексее Михайловиче Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны; как прежде;

- с усилением крепостного права, представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным;

- последний Земский собор в 1684 г. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а лишь на чиновников и армию.

б) Боярская дума

- расширение состава Думы с 20 до 100 человек;

- в состав Думы входила не только родовая знать, но и представители менее знатных родов;

- Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т.д.;

- руководил работой думы либо сам царь, либо назначенный им боярин;

3. Приказы (Слайд 6)

- увеличение территории страны и развитие экономики привели к значительному росту числа приказов (около 100);

- дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца;

- Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи;

- Конюшенный приказ распоряжался царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов;

- Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу;

- Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных и потому стоявший как бы над всеми другими;

- при Алексее Михайловиче был создан Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений и ведавший хозяйством царской семьи;

- появление новых приказов способствовало превращению власти царя в абсолютную, н е ограниченную другими органами управления;

- однако рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.

4. Местное управление

- (Слайд 7) в XVII в. уезды – главные административные единицы, численность превышала 250, делились на станы и волости;

- с начала XVII в. во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод;

- (Слайд 8) воевода возглавлял местные военный отряды, был наделен административной и судебной властью;

- воевода отвечал перед царем за сбор налогов и выполнение повинностей населением;

- в XVII в. практика назначения воевод во главе местного управления стала повсеместной;

- введение воеводской власти на местах означало значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления (земских и губных изб);

- со второй половины XVII в. царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – разряды, объединявшие несколько уездов и группы городов-крепостей в пограничных районах страны.

5. Законы. Соборное уложение 1649 г. (Слайд 9)

- преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов;

- проекты законов готовились по поручению приближенных царя и обретали силу после согласия Боярской думы и царя;

- если законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор;

- упорядочение и сведение законов в единый документ – свод законов;

- авторы Соборного уложения 1649 г. приближенные царя во главе с князем Никитой Одоевским;

- Соборное уложение 1649 г. принято Земским собором;

- Соборное уложение 1649 г. отразило возросшую роль царской власти в жизни страны;

- Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых крестьян;

- был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

V. Рефлексия (3 мин.) (Слайд 10)

1. Какая цель и какие задачи стояли перед вами в начале урока?

2. Смогли ли вы их достичь?

3. Какой материал был трудным, непонятным?

4. А что воспринималось легко?

5. Попробуйте дать оценку уроку.

VI. Подведение итогов (2 мин.) – учитель, опираясь на оценки выставленные командами, озвучивает итоговые отметки за урок.

VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф №18, работа с историческим источником на стр. 43, переписать в тетрадь новые слова на стр. 44 и запомнить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по программе "Планета знаний". Учебник Окружающкго мира, 4 класс 2 часть.

Открытый урок по окружающему миру по теме :

Ребята, а что это за передача, кто нам может рассказать?

Проверка д.з по вопросам.

2.С каким событием в России связаны фамилии Минин и Пожарский?

3.В каков году началось правление династии Романовых?

4.Кто стал первым царём из Романовых?

5.Что вам известно об Алексее Михайловиче Романове?

7.Какие архитектурные сооружения были построены при

А. М. Романове?

Хватило ли вам знаний, чтобы ответить на все вопросы? А как мы можем поступить? Для этого нам надо провести исследование, а на какую тему оно будет? (исследование семьи Романовых)

Чтобы наше исследование прошло успешно, нам нужно быть очень внимательными, слушать учителя и уметь работать в парах. На столе у вас лежат листы исследований и сигнальные карточки.

Давайте запишем тему.

1 вопрос. Работа по распечатке. Учебнику история, энциклопедии.

Алексей Михайлович Романов

Князь Царь Боярин

1645 г 1613г 1630 г

16 лет 20 лет 14 лет

1676 г 1689 г 1682 г

Грозный Тишайший Мудрый

Вывод в лист исследований.

Работа с сигнальными карточками.

2 Вопрос. Работа по учебнику стр.47.

(беседа по учебнику)

Лист исследований с проверкой. Сигнальная карточка.

При А. М. Романове также развивалась и архитектура. Одним из выдающихся памятников архитектуры был загородный летний деревянный дворец в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами( одних окон здесь было 3000), но и красотой убранства.

По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля- церковь Ильи Пророка.

Новым для русской культуры стало открытие театра в 1672 году. Он был открыт при дворце и считается первым театром в России. Главным гером театра был Петрушка. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение и родственники. Однако этот театральный опыт в России не прижился. Сразу после смерти царя в 1676 году театр был закрыт.

Вывод.. (летний дворец, Успенская церковь, церковь Ильи Пророка, театр.)

Ребята, мы провели исследование, давайте посмотрим на наши вопросы от передачи бум шоу и постараемся на них ответить.

НУ А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРВЕРИТЬ ХОРОШО ЛИ ВЫ УСВОИЛИ ТЕМУ УРОКА, ДАВАЙТЕ ПРОВЕДЁМ ТЕСТ. Он состоит из 10 вопросов (разбор заданий). 5-7 минут.

Поменяйтесь бланками и проверьте друг друга. Ответы перед вами на слайде.

А теперь давайте поставим оценки по критериям. Встаньте те у кого 5, 4, 3,2.

Мы проделали большую работу и давайте попробуем оценить себя. Для этого мы снова вернёмся к нашим листам исследование и обратимся к лесенке успеха.

Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы:

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их


Встаньте те, кто поставил себя на 1, 2, 3 ступеньку.

Ну а теперь давайте разберём и запишем себе в дневник домашнее задание.

1 ст. Стр.47-49 пересказ

2ст. Стр.50 вопрос 1 а

Сегодня вы все были активными и целеустремлёнными. Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.


Первые Романовы

Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный по летописям представитель этого рода — Андрей Иванович (по прозвищу Кобыла) в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Симеона Гордого (старшего сына Ивана Калиты).

В августе 1612 года Второе ополчение с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило армию Речи Посполитой, а в октябре полностью освободило столицу (конец Смутного времени). После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого.

Земский собор 1613 года — собрание представителей различных земель и сословий Русского царства, состоявшееся для избрания на престол нового царя. Открылся 16 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля (единственное в то время здание в Москве, способное вместить до 1500 выборных представителей). На российский престол претендовали как представители местной знати (Романовы, Голицыны, Мстиславские, Воротынские, Годуновы, Шуйские и др.), так и представители правящих династий соседних стран (польский королевич Владислав — сын Сигизмунда III; шведский королевич Карл Филипп — сын Карла IX). Одним из первых решений собора стал отказ от рассмотрения кандидатур Владислава и Карла Филиппа, а также Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II. 21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова.

Внутренняя политика первых Романовых

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645). Ему было всего 16 лет, когда 11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля он был венчан на царство. Большое влияние на решения юного Михаила оказывала мать молодого царя Марфа (регент царя с 1613 по 1619 гг., великая государыня).

За годы правления царя Михаила ликвидирована экономическая разруха. Земские соборы при нем созывались регулярно, царь нуждался в опоре на свой социальный слой. Была введена воеводская система власти на местах. Начали формироваться полки нового строя — предшественники регулярной армии.

При Федоре Алексеевиче (1676-1682) проведена общая перепись населения (1678), налоговая реформа (1679-1681). С 1679 г. все казенные сборы, местное управление перешло к воеводе. Проведена военно-окружная реформа (1680). С 1681 г. в армии ввели ротную систему. В 1682 г. отменено местничество.

Первые Романовы

В 1682 г. в результате восстания в Москве правителями становятся сыновья Алексея Михайловича Иван V от первой жены М. Милославской и Петр I от второй жены Н. Нарышкиной. Регентом при них была назначена сестра Софья (1682-1689).

Внешняя политика первых Романовых

Задачи внешней политики России в XVII в.: возвращение территорий, потерянных в Смутное время, достижение выхода к Балтийскому и Черному морям. Для решения этих задач были предприняты следующие меры:

При Михаиле Федоровиче заключен Столбовский мир (1617) — Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижору с берегами Невы и Финского залива. По Деулинскому перемирию (1618) Польша получила Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли; Владислав не отказывался от притязаний на российскую корону.

В 1632-1634 гг. произошла Смоленская война — по Поляновскому миру Польше возвращались все города, занятые русскими с начала войны; польский королевич Владислав отказался от притязаний на русский престол.

При Алексее Михайловиче в 1654 г. состоялась Переяславская рада — воссоединение Украины с Россией.

1656-1661 гг. Русско-шведская война — по Кардисскому миру Швеции уступались города, занятые русской армией в Ливонии, возвращение к условиям Столбовского мира.

1654—1667 гг. Русско-польская война — по Андрусовскому перемирию Россия приобрела Левобережную Украину и Смоленск; Речь Посполитая сохранила Белоруссию и Правобережную Украину. Запорожская Сечь осталась в совместном управлении России и Польши.

При Федоре Алексеевиче велась Русско-турецкая война (1677-1681) (Чигиринские походы) — по Бахчисарайскому договору к России отошли Левобережная Украина с Киевом.

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе:

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе: "Русское государство при первых Романовых". Дополнительно имеется самоананлиз урока и презентация.

Тема урока: Русское государство при первых Романовых.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

По знакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых в ХVII веке.

Задачи урока:

Образовательные: Охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства .

1. Развивающие: Развивать речь, умение анализировать, работать с текстом.

Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, истории русского народа, чувство гордости за сою страну .

Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках.

Изучить материал по политическому, экономическому, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Организационный этап, 1_ мин

Эмоциональ-ный настрой на работу.

Слушание и обдумывание идеи стихотворения.

Вдохнули, выдохнули. Собрались с мыслями и присели. Начнем наш урок. И сегодня мы снова узнаем много нового и интересного.

Формирование умения организовать свою деятельность

Проверка домашнего задания, 10 минут.

Создание ситуации успеха.

Работа в группах

Проверка домашнего задания по вопросам спрятанных в конвертах у каждой группы.

2.С каким событием в России связаны фамилии Минин и Пожарский?

3.В каком году началось правление династии Романовых? (1613 год) (группу 4 в последний момент)

- Кто был первым русским царем и в каком году? ( Иван 4, Грозный)( Иван 3- государь Всея Руси, он основал Российское государство)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.

Привлечение внимания учащихся.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Верите ли вы, что появился закон, прикрепляющий крестьян к земле?

2. Верите ли вы, что крестьяне могли в любой момент уйти от своего господина?

3. Верите ли вы, что крестьяне платили хозяину оброк?

4. Верите ли вы, что на площадях в Москве устанавливали качели и карусели?

5. Верите ли вы, что у царя Алексея Михайловича был царский аптекарский огород?

6. Верите ли вы, что Потешном дворце в Коломенском было 270 залов и комнат?

7. Верите ли вы, что любой человек мог опустить жалобу или прошение для царя в ящик, стоявший у дворца?

8. Верите ли вы, что дома в Москве освещали керосиновыми лампами?

9. Верите ли вы, что горожане носили цветные сапоги на каблуках?

10. Верите ли вы, что любимым развлечением царя была игра в шахматы?

· Постановка учебной задачи.

- Хватило ли вам знаний, чтобы определить правильность высказываний или все-таки знаний вам не хватило, и вы основывались скорее на интуиции или логике?

- Итак, наших знаний не хватает. Как мы можем поступить?

- Как вы думаете, какова тема урока?

(Должны получить информацию)

В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

Определять цели и функции участников учебного действия .

Умение ставить цели и стремиться к их достижению

По знакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых в ХVII веке.

Выполнение заданий, направленных на усвоение основных понятий.

Использо-вать речь для регуляции своего действия.

Умение контролировать свои действия.

Открытие новых знаний.

Охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства .

Изучить материал по политическому, экономическому, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.

Михаил Фёдорович был первым правителем из династии Романовых, правившей Россией более трёхсот лет. Его приход к власти положил конец долгому периоду смуты.

После освобождения Москвы от поляков состоялся земской собор, целью которого было выбрать нового царя. Сразу решили, что царь должен быть свой, русский. Михаил был племянником последнего царя из предшествовавшей династии Рюриковичей, его кандидатуру поддержали почти все.

Нужно заметить, что ни он сам, ни его мать изначально идее московского царствования не обрадовались, понимая, какое это тяжкое бремя. Но послы Михаилу Федоровичу Романову кратко объяснили, почему его согласие так важно, и юноша выехал в столицу. По пути он останавливался во всех крупных городах, например, Нижнем Новгороде, Ярославле, Суздале, Ростове. В Москве он прямиком направился через Красную площадь в Кремль и у Спасских ворот был торжественно встречен обрадованным людом. После коронования, или как тогда говорили – венчания на царство, началась царственная династия Михаила Романова, которая управляла Россией на протяжении последующих трех сотен лет и вывела ее в число великих держав мира.

Так как правление Михаила Федоровича Романова началось, когда ему было всего лишь 16 лет, говорить о каком-то опыте царя не приходится. Более того, его не воспитывали с прицелом на управление государством и, по слухам, молодой царь едва умел читать. Поэтому в первые годы Михаила Романова политика зависела больше от решений Земского собора. Когда же в Москву вернулся его отец, патриарх Филарет, он стал фактическим, хоть и не явным, соправителем, подсказывая, направляя и влияя на политику Михаила Федоровича Романова. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

Внешняя политика Михаила Романова была направлена на прекращение разорительных войн с западными странами. Ему удалось привнести гармонию в светское и духовное общество, восстановить сельское хозяйство и торговлю, уничтоженные в Смутное время, основать первые в стране заводы.

Также стоит отметить такие новшества первого царя династии Романовых, как впервые проведенную в стране перепись населения и их имущества, которая и позволила стабилизировать налоговую систему, а также поощрение государством развития творческих талантов. Царь Михаил Романов распорядился принять на службу художника Иоанна Детерса и поручил ему обучать живописи способных русских учеников.

В целом царствование Михаила Федоровича Романова характеризуется улучшения положения России.

Усвоение новых понятий.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценить 3035 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

городского округа Тольятти

Дата проведения: 18.02.2014 г.

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

МБУ СОШ № 59

Ознакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке.

Охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.

Изучить материал по политическому, экономическому, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.

Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.

Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.

Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

Применяемая технология: технология развивающего обучения, информационная, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

Презентация для сопровождения урока

Минутка календаря. - 3 мин.

Мотивация. Целеполагание. - 2 мин.

Введение в тему. Повторение. - 5 мин.

Изучение новой темы. - 30 мин.

Политическое развитие государства

6.Минутка отдыха - 2 мин.

Экономическое развитие России

Расширение территории страны

Образование и культура эпохи

7.Домашнее задание – 1 мин.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия. – 2 мин.

Организационный момент

- Звенит, заливается школьный звонок,

Нас ждет интересный, полезный урок.

Посмотрите на своего соседа и пожелайте ему своей улыбкой успехов на уроке

Минутка календаря (Слайд 1-6)

Работа с пословицами (Слайд 7)

Мотивация и целеполагание

Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока

Введение в тему урока

Повторение исторических дат, понятий и личностей, имеющих отношение к истории России ХVII века.

Работа учащихся в парах. Каждой паре учащихся предлагается карточка с перечнем событий отечественной истории данного периода. Учащиеся поочередно называют даты с указанием событий, проверяя друг друга.

Учитель называет понятие и имя ученика, который будет давать определение этого понятия. Ученик дает определение и называет другое понятие, а затем указывает ученика, который раскрывает его и т.д. (дифференцированное задание)

Определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Отличался мягким характером, добротою и робостью;

испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;

вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею;

занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т.к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;

(Исторический деятель - Михаил Федорович Романов)

Изучение новой темы

Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы и демонстрационной презентации. (Слайд 12-24) В процессе подготовки к уроку и на уроке учащиеся работают в группах, решая продуктивные и творческие задания. В результате урока у каждой группы сформируется база данных по вопросам темы учебного занятия в виде схем, таблиц, опорных конспектов. В процессе общения и решения задач учащиеся учатся сотрудничать, конструктивно решать поставленные задачи во взаимодействии со всеми участниками группы.

Политическое развитие государства.

Вопрос к учащимся: Какие основные задачи стояли перед государственной властью после Смуты?

Вопрос к учащимся: Назовите царей династии Романовых, правивших в ХVII веке?

Одной из задач власти после Смуты было восстановление и укрепление самодержавной власти.

Экономическое развитие страны.

Вопрос к учащимся: Какие новые явления в хозяйственной жизни страны говорили о ее возрождении после Смуты и дальнейшем экономическом развитии? ( карточки с дифференцированными заданиями)

6. Минутка отдыха

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг

Глазкам видеть все дано,

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Расширение территории России в ХVII веке.

Вопросы к группам учащихся: Какие задачи стояли перед Россией в области внешней политики? Как, и в результате каких событий истории страны эти задачи решались? (ответы учащихся)

Вопросы к учащимся: Как исторические условия повлияли на развитие культуры России в ХVII веке? О каких новых веяниях в области культуры можно говорить в этот период? С чем они связаны? Охарактеризуйте наиболее существенные достижения культуры России ХVII века.

Читайте также: