План конспект урока исторические песни

Обновлено: 02.07.2024

песен, их отличии от былин; поз накомить с дон скими казачьими п еснями.

Учитель: В.Г. Белин ский писал: « Донские казачьи песни более зас луживают наз вания

исторических. В ни х весь быт и вся и стория этой в оенной общины, г де удаль, отв ага,

молодечество и разгу л нашли себе гн ездо широкое и привольное. В ни х исторической

Исторические песни казаков им еют ту особенност ь, что в них довольн о вер но отражены

подлинные события и факты, ярко пере даются сил ы народа, его отваг а и удаль. Они несут

правдивый рассказ о Стеньке Разине, любимом г ерое донской н ародной пес ни, о Пу гачеве, об

Игнатушке Некрасов е. Здесь и княз ь Долгору кий, царский посланник , потеря вший на Дону

голову, и плененный шведами К раснощеков, отч аянной смелости казак, и С тепан Ефремов , и

Платов. Атаманы, есаулы, хору нжие, простые каза ки – все Великое в ойско Донское, которое

волею судьбы б еспрестанно и щет славы земл е русской в кров авых сечах.

Казак пел всюду – в походе и на прив але, у костра за работой и дома – во пиру , во беседушке, в

Учитель: удив ительно и то, ч то песни необычайно подвижны, с век ами при норавливаются к

Два столетия назад ро дилась эта песня. О казаке Кр аснощекове, которо го « мать - Расея в генералы

прославился казачий атаман П латов, народ этой же песней ста л величать уже его имя: «Мать -

перехитрил прусс кого короля. В третьем варианте Платов едет к ф ранцузам, к самому Бонапарту .

которой рассказыв ается, как гра ф Платов наду л Бонапарта: он, в идите ли, пр ишел к нему

когда Платов выпа рился в бане и нае лся за столом, то откланял ся Бонапарту, гов оря ему: « Не

А в Серафимович е пели по - своему: «Мать - Расея се бе сына родила, Ленин ым наз вала, счастье нам

дала. Эти вариант ы не слу чайны, вполне закономе рны. Народ сочиняет, нар од поет, народ,

- Что роднит исторические песни с былинами (если брать особенно сти форм ы)?

(Отсутствие ри фмы; речитатив ный стих, в котор ом разное колич ество слогов и ударений;

- В чем мы находим от личие историчес кой песни о т былины?

(Меньший объем ; большая близость к конкретной действительно сти.)

(В них отражены подлинные события , прошлое н ашего казаче ства, герои, сила наро да и т.д.)

Учитель: Генерал Плат ов однажды рассказывал К утузову , что ни разу не слышал, чтобы каза ки

шли в поход без пес ен. По эти м самым песням он без тру да мог отыскать к азачьи подразд еления в

А.М. Горь кий сравнив ал казака с птицей – зорянкой, которая поет до того, что ча сто

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока. Исторические песни.

Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни.

I. Оргмомент. Целеполагание.

2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.

- Что является предметом изображения в народных песнях?

- На какие группы делятся народные песни?

- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.

3. Новая тема.

1) Лекция учителя.

Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

В исторических песнях раскрываются две основные темы :
а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Отличительные черты жанра :
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов . Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).

Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:

- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);

- восстания К.Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.


Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.

Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.

На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев , солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).

- Каким вы представляете народного героя?

- Каким изобразил художник Суриков Ермака?

- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?

- Что служит фоном картины?

- Какое чувство вызывает картина?

Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга. ".

Несмотря на то, что эпоха 16 века представляет собой уже далёкую историю, интерес к ней не ослабевает. Суриков в 19 веке обратился к Ермаку, мы – в 21-ом.

4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи. Задание перед чтением:

- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?

- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).

- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?

- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.

- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?

- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

Ответы на вопросы.

4. Обобщение изученного материала .

Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, – все поражало воображение донских казаков, поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) – излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь – Взговорил Ермак Тимофеевич. "; и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный. Отсутствие рифмы в это исторической песне, повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песня властно переносит нас в эпоху 16 века. Раскрывает тайны жизни Ермака. В исторических песнях живёт само время, породившее их.

5. Выставление и комментирование оценок.

6. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Изучение нового материала.

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Изучение нового материала.

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.

Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.

Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.

Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.

- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.

Жанровые особенности исторических песен.

Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.

2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.

3. Это стихотворный и эпический жанр.

4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.

5. Предмет ИП – конкретные события и лица.

6. ИП – это повествование о прошлом.

7. Герои ИП – известные исторические деятели.

8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Исторические песни и былины:

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

Отличительной чертой ИП является создание циклов.

Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.

Ученики выполняют упражнения под музыку.

Составляют конспект по словам учителя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.

Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Достигнуты ли цели урока?

Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.

Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.

Обсуждая, составляют синквейн.

ДОМ. ЗАДАНИЕ

Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.

Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.


Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.

Ход урока

I. Организационный этап

Объединение в группы.

II. Актуализация

Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?

- Назовите два основных вида (цикла) былин.

- Перечислите основные отличительные признаки былины.

- Какие былины вы прочитали?

- Чем они понравились вам?

Содержимое разработки

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои. Циклы исторических песен.

Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.

I. Организационный этап

Объединение в группы.

II. Актуализация

Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?

- Назовите два основных вида (цикла) былин.

- Перечислите основные отличительные признаки былины.

- Какие былины вы прочитали?

- Чем они понравились вам?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

Слово учителя.

Предметом изображения в исторических песнях были действительные события или отдельные эпизоды из жизни исторических личностей. Первые исторические песни еще похожи на былины своей формой. Однако в них уже видны особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям; изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделенных преувеличенной физической силой или волшебными свойствами. Постепенно исторические песни все больше отходят от традиционной былинной поэтики. Песни о Пугачеве, Разине, Петре I и другие, более поздние произведения уже далеки от былин. Историческая песня начинает сближаться с лирическими песнями, особенно с солдатскими и разбойничьими.

Историческая песня прежде всего художественное произведение. Во всяком художественном произведении, даже если оно создано на основе документальных материалов, есть определенная доля вымысла. В произведениях на исторические темы народные певцы не стремились к точному изображению событий. В художественных образах исторических песен выражено отношение народа к изображаемым событиям, дана оценка деятельности исторических личностей. Сохранность исторических песен в течение нескольких столетий свидетельствует о том, что взгляды и стремления народа одной эпохи были близки людям и в последующие времена.

Истинные герои исторических песен, как и былинные богатыри, восхищали и радовали людей, были примером для подражания, вызывали гордость своей страной, которая рождала героев. Такие герои жили не только в прошлом, они продолжали жить в песнях, будили надежду, звали народ на борьбу.

Чтение учителем исторической песни.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с учебником. Чтение статьи (стр. 67-69).

- Дайте определение жанра исторической песни.

- Какова история этого жанра? Назовите его основные темы.

- Чем историческая песня отличается от баллады?

3. Выразительное чтение исторической песни учащимися.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 67-69.

2. Подготовить выразительное чтение исторической песни.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Льговский район Курская область

Конспект урока литературы на тему:

(лирические, исторические песни)

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока:

Основные виды деятельности:

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Сценарный план урока

Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).

- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)

- Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).

С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).

- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

- Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

- Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.

- В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

- Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Читайте также: