План конспект урока исторические песни
Обновлено: 02.07.2024
песен, их отличии от былин; поз накомить с дон скими казачьими п еснями.
Учитель: В.Г. Белин ский писал: « Донские казачьи песни более зас луживают наз вания
исторических. В ни х весь быт и вся и стория этой в оенной общины, г де удаль, отв ага,
молодечество и разгу л нашли себе гн ездо широкое и привольное. В ни х исторической
Исторические песни казаков им еют ту особенност ь, что в них довольн о вер но отражены
подлинные события и факты, ярко пере даются сил ы народа, его отваг а и удаль. Они несут
правдивый рассказ о Стеньке Разине, любимом г ерое донской н ародной пес ни, о Пу гачеве, об
Игнатушке Некрасов е. Здесь и княз ь Долгору кий, царский посланник , потеря вший на Дону
голову, и плененный шведами К раснощеков, отч аянной смелости казак, и С тепан Ефремов , и
Платов. Атаманы, есаулы, хору нжие, простые каза ки – все Великое в ойско Донское, которое
волею судьбы б еспрестанно и щет славы земл е русской в кров авых сечах.
Казак пел всюду – в походе и на прив але, у костра за работой и дома – во пиру , во беседушке, в
Учитель: удив ительно и то, ч то песни необычайно подвижны, с век ами при норавливаются к
Два столетия назад ро дилась эта песня. О казаке Кр аснощекове, которо го « мать - Расея в генералы
прославился казачий атаман П латов, народ этой же песней ста л величать уже его имя: «Мать -
перехитрил прусс кого короля. В третьем варианте Платов едет к ф ранцузам, к самому Бонапарту .
которой рассказыв ается, как гра ф Платов наду л Бонапарта: он, в идите ли, пр ишел к нему
когда Платов выпа рился в бане и нае лся за столом, то откланял ся Бонапарту, гов оря ему: « Не
А в Серафимович е пели по - своему: «Мать - Расея се бе сына родила, Ленин ым наз вала, счастье нам
дала. Эти вариант ы не слу чайны, вполне закономе рны. Народ сочиняет, нар од поет, народ,
- Что роднит исторические песни с былинами (если брать особенно сти форм ы)?
(Отсутствие ри фмы; речитатив ный стих, в котор ом разное колич ество слогов и ударений;
- В чем мы находим от личие историчес кой песни о т былины?
(Меньший объем ; большая близость к конкретной действительно сти.)
(В них отражены подлинные события , прошлое н ашего казаче ства, герои, сила наро да и т.д.)
Учитель: Генерал Плат ов однажды рассказывал К утузову , что ни разу не слышал, чтобы каза ки
шли в поход без пес ен. По эти м самым песням он без тру да мог отыскать к азачьи подразд еления в
А.М. Горь кий сравнив ал казака с птицей – зорянкой, которая поет до того, что ча сто
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока. Исторические песни.
Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни.
I. Оргмомент. Целеполагание.
2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.
- Что является предметом изображения в народных песнях?
- На какие группы делятся народные песни?
- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.
3. Новая тема.
1) Лекция учителя.
Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.
В исторических песнях раскрываются две основные темы :
а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.
Отличительные черты жанра :
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов . Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).
Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:
- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);
- восстания К.Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.
Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.
Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.
На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев , солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).
- Каким вы представляете народного героя?
- Каким изобразил художник Суриков Ермака?
- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
- Что служит фоном картины?
- Какое чувство вызывает картина?
Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга. ".
Несмотря на то, что эпоха 16 века представляет собой уже далёкую историю, интерес к ней не ослабевает. Суриков в 19 веке обратился к Ермаку, мы – в 21-ом.
4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи. Задание перед чтением:
- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?
- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).
- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.
- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?
- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?
Ответы на вопросы.
4. Обобщение изученного материала .
Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, – все поражало воображение донских казаков, поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) – излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь – Взговорил Ермак Тимофеевич. "; и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный. Отсутствие рифмы в это исторической песне, повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песня властно переносит нас в эпоху 16 века. Раскрывает тайны жизни Ермака. В исторических песнях живёт само время, породившее их.
5. Выставление и комментирование оценок.
6. Домашнее задание.
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.
Изучение нового материала.
Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.
Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.
Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА
Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.
Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.
Изучение нового материала.
Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.
Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА
Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.
Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.
Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.
Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.
Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.
- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.
Жанровые особенности исторических песен.
Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.
2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.
3. Это стихотворный и эпический жанр.
4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.
5. Предмет ИП – конкретные события и лица.
6. ИП – это повествование о прошлом.
7. Герои ИП – известные исторические деятели.
8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).
Исторические песни и былины:
Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.
В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.
Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.
Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.
Отличительной чертой ИП является создание циклов.
Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.
Ученики выполняют упражнения под музыку.
Составляют конспект по словам учителя.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.
Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Достигнуты ли цели урока?
Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.
Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.
Обсуждая, составляют синквейн.
ДОМ. ЗАДАНИЕ
Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.
Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.
Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.
Ход урока
I. Организационный этап
Объединение в группы.
II. Актуализация
Беседа по вопросам.
- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?
- Назовите два основных вида (цикла) былин.
- Перечислите основные отличительные признаки былины.
- Какие былины вы прочитали?
- Чем они понравились вам?
Содержимое разработки
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои. Циклы исторических песен.
Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.
I. Организационный этап
Объединение в группы.
II. Актуализация
Беседа по вопросам.
- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?
- Назовите два основных вида (цикла) былин.
- Перечислите основные отличительные признаки былины.
- Какие былины вы прочитали?
- Чем они понравились вам?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя.
Предметом изображения в исторических песнях были действительные события или отдельные эпизоды из жизни исторических личностей. Первые исторические песни еще похожи на былины своей формой. Однако в них уже видны особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям; изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделенных преувеличенной физической силой или волшебными свойствами. Постепенно исторические песни все больше отходят от традиционной былинной поэтики. Песни о Пугачеве, Разине, Петре I и другие, более поздние произведения уже далеки от былин. Историческая песня начинает сближаться с лирическими песнями, особенно с солдатскими и разбойничьими.
Историческая песня прежде всего художественное произведение. Во всяком художественном произведении, даже если оно создано на основе документальных материалов, есть определенная доля вымысла. В произведениях на исторические темы народные певцы не стремились к точному изображению событий. В художественных образах исторических песен выражено отношение народа к изображаемым событиям, дана оценка деятельности исторических личностей. Сохранность исторических песен в течение нескольких столетий свидетельствует о том, что взгляды и стремления народа одной эпохи были близки людям и в последующие времена.
Истинные герои исторических песен, как и былинные богатыри, восхищали и радовали людей, были примером для подражания, вызывали гордость своей страной, которая рождала героев. Такие герои жили не только в прошлом, они продолжали жить в песнях, будили надежду, звали народ на борьбу.
Чтение учителем исторической песни.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Работа с учебником. Чтение статьи (стр. 67-69).
- Дайте определение жанра исторической песни.
- Какова история этого жанра? Назовите его основные темы.
- Чем историческая песня отличается от баллады?
3. Выразительное чтение исторической песни учащимися.
V. Этап информации о домашнем задании
1. Чтение статьи учебника, стр. 67-69.
2. Подготовить выразительное чтение исторической песни.
-75%
Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.
Льговский район Курская область
Конспект урока литературы на тему:
(лирические, исторические песни)
Учитель русского языка
и литературы Курбатова Г.Н.
Основное содержание урока:
Основные виды деятельности:
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.
Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.
Сценарный план урока
Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.
- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?
- Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.
- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?
- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?
- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?
- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).
- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)
- Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).
С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).
- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).
- Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
- Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.
- В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
- Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.
Читайте также: