План конспект урока беседа об искусстве

Обновлено: 09.07.2024

Оценить 1917 0

Конспект занятия для детей 6-7лет по теме:

Познакомить детей с профессией художник, её особенностями, значимостью его деятельности для людей.

Закреплять навыки работы с различными изобразительными материалами, знать их особенности.

Привлечь внимание детей к профессии художника, давая ей характеристику. В беседе выяснить, что нужно для того, чтобы стать художником.

Закрепить у детей знания о том, какие материалы необходимы художнику для работы. Заинтересовать детей возможностью использования этих изобразительных материалов.

Развивать цветовое восприятие, эстетические чувства, воображение.

Материалы к занятию:

Слайды с репродукциями картин известных художников ульяновского края.

Фонограммы любых спокойных мелодий.

Костюм художника (балахон, берет, бант на шею, брюки, палитра, в руках кисть, мешочек с загадками и изобразительными материалами).

Краски акварельные, краски масляные, цветные карандаши, угольный, жировой, графитный карандаш.

Бирки с загадками.

Листы с недорисованными картинками.

Стаканчики для воды.

Ход занятия.

Добрый день, ребята.

Сегодняшнее занятие мы начнём с загадки. Отгадайте её.

У меня есть карандаш,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Верно, этот человек - художник. (На экране появляются картины, изображающие художника за работой. Это и современный художник и тот, который жил давно).

Как вы думаете, что из того, что вы видите вокруг себя сделано руками художника? Какие материалы должен использовать художник, чтобы правдиво передать внешний облик предмета, (некоторые из них перечислены в загадке, которую вы отгадали). ( Художник может рисовать масляными красками, гуашью, пастелью, акварелью, темперными красками, карандашами и т.д. Для своей работы он может использовать бумагу, холст, оштукатуренную стену, глиняную поверхность и т.д.) Что помогает художнику сделать изображение более красочным, живописным? (Цвет). (На мультимедиа показываются соответствующие слайды). Представьте себе, что бы было, если бы этих творческих людей не было на свете? Какое настроение было бы у нас, если бы вокруг всё было однообразно и не красиво?

Художник делает мир вокруг нас ещё ярче и привлекательнее. Он может перенести его на бумагу с помощью красок. Та красота, которой порадовался художник, уже радует гораздо больше людей. Как может человек, который не умеет читать, узнать, о чём говорится в книге? Верно, если мы не умеем читать, то мы не узнаем о чём книга. И только картинки в ней расскажут нам о её содержании.

Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Вот послушайте. (Звучит музыка).

Потом подрос Ваня, и рисунки его заметили не только мама, но и другие ребята и взрослые. Вот какие они стали. (Показывает детские рисунки). Все хвалили его и говорили, что станет он художником. А Ваня рисовал всё, что видел, и рисунки у него постепенно становились всё лучше и лучше.

Прошло много лет, и сбылись эти слова. Окончил мальчик школу, поступил в Академию художеств, и научился рисовать так, что стал настоящим художником. Рисовал он, по-прежнему, очень много, но картины его уже не были похожи на те, первые рисунки, которым улыбалась мама, но хранит он их всю жизнь, ведь это были первые его картины.

А вы, ребята, храните свои детские рисунки? Что же нужно сделать для того, чтобы стать настоящим художником? ( Да, нужно много всматриваться в мир вокруг нас и пытаться его изображать и делать это постоянно).

Ребята, художники живут не только в реальной жизни, а и в сказке. Я слышу волшебный звон, это значит, что сейчас случится что-то волшебное, необычное. Так и есть, к нам кто-то пожаловал.

ХУДОЖНИК: Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я - Художник. Я пришёл к вам из Страны весёлых красок.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Художник, а что у тебя случилось? Почему у тебя плохое настроение?

ХУДОЖНИК: В моей стране – беда. Раньше у меня было много верных друзей, которые помогали делать мне красивые картины, а теперь злой Волшебник чёрной ночи сделал так, что я забыл, как зовут моих друзей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А где же теперь твои друзья?

ХУДОЖНИК: А их коварный волшебник спрятал вот в этот мешок. Он сказал, что выпустить их оттуда можно только тогда, когда я отгадаю его хитрые загадки, а мне их никогда не отгадать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Послушай Художник, ребята очень хорошо умеют разгадывать загадки, может они тебе помогут?

ХУДОЖНИК: Ну, попробуйте.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот первая загадка:

Там заметку кладёт.

(Карандаш). (Достаёт графитный, жировой, угольный карандаш).

Живут в коробке мальчики,

Одетые в кафтанчики.

Синий, жёлтый, голубой

Дружат с небом и водой

И весёлым солнцем за моим оконцем.

Чёрный, дружит с тенью,

А зелёный с елью.

Красят, красят мой альбом

И короче с каждым днём.

Кто же эти мальчики, одетые в кафтанчики.

(Цветные карандаши и фломастеры).

Своим хвостиком коротким нарисует в пять минут

И цветочек, и морковку,

И большой зелёный луг.

Её за палочку возьми, и хвостик в краску обмакни.

Вместе рядышком живут.

Только белый лист увидят

И раскрашивать начнут.

Нам она необходима, если краски нужной нет,

Размешаем на ней краски

И получим нужный цвет.

(Палитра). (Параллельно с отгадыванием загадок на экране возникают те изобразительные материалы, которые необходимы художнику).

ХУДОЖНИК: Я очень благодарен вам, ребята, вы очень мне помогли, и я хочу, чтобы вы поближе познакомились с моими друзьями. Я предлагаю вам дорисовать изображения, которые они начали рисовать, но не закончили свою работу. Вы должны выбрать те же изобразительные материалы, которыми была начата картина, и закончить её. А мне пора в свою сказку. В Страну весёлых красок. До свидания! (Звучит спокойная музыка, дети дорисовывают картинки).

Конспект занятия по ознакомлению с пейзажной живописью для детей 6-7 лет по теме:

Развивать интерес к пейзажной живописи, учить рассматривать картины, понимать их содержание.

Формировать представления о средствах выразительности, используемых художником при создании картины.

Воспитывать умение эмоционально откликаться на произведение, общаться по поводу увиденного со взрослыми и сверстниками.

Закрепить умение изображать сосновый лес, передавая в рисунке деревья с различной конфигурацией веток.

Упражнять в умении использовать технику граттаж для создания изображения.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в нетрадиционной технике, стремление доводить работу до конца.

Материалы к занятию:

Фонограмма с голосами лесных птиц.

Фонограмма с любой спокойной мелодией.

Листы по количеству детей, приготовленные на предыдущем занятии для работы в технике граттаж.

Палочки для процарапывания.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о картинах, изображающих природу. А вы помните, как называются картины о природе? Верно,

Если видишь, на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Был такой русский художник И.И. Шишкин, и он очень любил рисовать лес. У него даже фамилия лесная - Шишкин.

Как мачты корабельные, Над лесом поднялись, Стоят стволы смолистые, И смотрят сверху вниз Зелёные короны, Ни перед кем не снимут, И лишь на небе облака Их ласково обнимут.

Почему можно сказать, что этот лес старый? Почему одна сосна лежит?Со всех сторон маленькую поляну окружают старые сосны. Вершины сосен уходят высоко в небо. Старая сосна сломалась во время бури и рухнула. Её мощные корни заросшие мхом вырваны из земли. (Звучит фонограмма с голосами лесных птиц). Посмотрите, какое яркое утро, птицы уже проснулись и своими песнями встречают новый день. Ещё не жарко, солнце только разгорается. Какие тона темные или светлые использовал художник, чтобы это показать? Верно, светлые.

Утром ветки золотятся в голубом, как сон, дыму…

Очень хочется смеяться неизвестно почему.

Теперь представьте этот уголок леса ночью. Какие тона помогут нам это сделать? (Тёмные).

Вот и опустилось за лес солнце, и по полянам и ветвям деревьев поползли сумерки. (Звучит спокойная мелодия). Молодые медвежата залезли в свою берлогу спать. А сумерки всё ползли, надвигались, пока всё вокруг не стало почти совсем невидимым. Но вот взошла луна, и осветила сосны. Одна старая, скрипучая. (Рисует на большом листе в технике граттаж). Другая, поваленная после бури.

А каким вы видите ночной сосновый лес. Нарисуйте его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 2 г. Сургута

по предмету «Беседы об искусстве

Щербакова Елена Владимировна,

Конспект урока

Тема урока: Что такое искусство?

Задачи урока:

Образовательные:

Уметь: определять их принадлежность к тому или иному виду искусства

Развивающие:

развивать мотивацию и познавательный интерес к изучению предмета;

Воспитательная:

воспитывать художественно-эстетический вкус;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

научить определять пространственные, временные и синтетические виды искусства;

объяснять, в чем состоит видов искусства и их средств выражения.

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Метапредметные:

Регулятивные:

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

выделять главную информацию и представлять её в сжатой словесной форме

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой за дачи.

Личностные :

готовность к конструированию процесса диалога

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Методы и приемы: беседа, рассказ, просмотр слайдов, составление таблицы.

Понятия, формируемые на уроке: искусство, виды искусства и их классификация.

Оборудование урока для учителя: презентация Power Point с фотографиями, компьютер со звуковыми колонками, указка и карточки для заполнения ментальной карты ученикам.

Список музыкальных произведений.

Оборудование урока для учащихся: тетради, ручка, простой карандаш и клей.

Организационный момент.

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний, приветствие детей. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Ученики занимают свои места. Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм. Приветствуют учителя.

Выяснение темы урока .

Ученики: 1)живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, фотография (художественная) и др.- это всё – искусство .

2)искусство- это всё то, что создал человек своими руками, фантазией и то, что радует наш взгляд, слух.

П.: Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность создавать прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира, заложена в человеке самой природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Если найти понятие искусство в словаре, то там написано: это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Это может быть классическая музыка, литературные произведения, памятники скульптуры, архитектуры, танец и многое другое. Но только язык и средства выражения у них отличны друг от друга.

Само искусство принято делить на виды: пространственные (пластические) - к ним относятся скульптура, архитектура, изобразительное искусство, ДПИ, фотография, графика; временные (динамические)- музыка, литература; пространственно- временные (синтетические)- кино, театр, цирк.

П.: Что такое язык и средства выражения в различных видах искусства? Как вы это понимаете?

У.: Это то, с помощью чего создаётся тот или иной шедевр, произведение.

П.: То есть те средства, которые использует хореограф, музыкант, художник и т.д. Как вы думаете, какие средства выражения используют, например, в танце, музыке, живописи?

У.: 1)в танце- движение,

2) в музыке- звук,

3) в живописи- цвет.

Знакомство с временным (динамическим) видом искусства – музыка).

У.: Нам не захочется бегать, прыгать и скакать. Наше эмоциональное состояние будет находиться в уравновешенном состоянии и спокойствии.

Эта музыка вызовет у нас совершенно другие эмоции.

У.: Нам захочется двигаться, танцевать, веселиться.

П.: Что является главным выразительным средством в музыке?

Знакомство с пространственным (пластическим) видом искусства- живопись.

П.: Так же искусство можно понимать как образное обдумывание действительности творцом; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Яркие тому примеры различные виды изобразительного искусства: скульптура, графика, живопись, декоративно- прикладное искусство. А какие вы можете назвать средства выражения в живописи?

Слайд 3,4 с живописными произведениями Шишкина

Знакомство с пространственным (динамическим)видом искусства- литература.

П.: Если мы с вами начнём дальше искать в словаре что такое искусство, то увидим, искусство - это творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Что является средством выражения в литературе?

З накомство с пространственно- зрелищным (синтетическим) видом искусства- танец.

П.: Танец это искусство? Какие средства выражения у него? Танец - это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец одно из древнейших видов искусства: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Например, почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

У.: Средства выражения в танце- движения под музыку.

Знакомство с пространственным видом искусства- фотография.

П.: Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера – обскура- это простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов) .

Знакомство с пространственно-временными (синтетическими) видами искусства- театр, кино .

П.: Какой вид искусства можно считать синтетическим, то есть объединяющим в себе другие виды искусства- литературу, музыку, хореографию, изобразительное искусство и т.д?

Составление схемы.

Закрепление знаний об изученном материале.

П.: Ребята, о чём мы сегодня беседовали с вами?

П.: Какие виды искусства мы отнесём к пространственным (пластическим) и временным (динамическим)?

У.: Пространственные это- скульптура, графика, живопись и т.д.

Временные- это музыка и литература.

П.: Что такое средство выражение в искусстве?

У.: Это те средства при помощи, которых создаётся то или иное произведение. Например, в живописи- цвет, рисунок, композиция; в музыке- звук, ритм; в танце- движение.

П.: Какие виды искусства мы отнесём к синтетическим или пространственно- временным (зрелищным) видам искусства? Почему их так называют?

У.: Например, театр. Он включает в себя литературу, изобразительное искусство, хореографию, музыку. Поэтому его относят к синтетическими видам искусства так, как он включает в себя разные виды искусства.

П.: Молодцы ребята. Вы хорошо усвоили тему сегодняшнего урока. Спасибо за урок. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство и разнообразие видов изобразительного искусства), формирование новых знаний, умений, навыков.

Содержание урока: Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.

Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?

Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей.

Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.

Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Художник и зритель: художественный диалог.

Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.

Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.

Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные).

Характеристика видов деятельности учащихся

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определённых знаний и умений.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование:

Для учителя:

сетка кроссворда (на доске или ватмане)

Для учеников:

ручка или карандаш

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

- Актуализация знаний и введение новых знаний в процессе компьютерной презентации. Первичное освоение новых знаний: инд. работа:

После слайда – соединить репродукции и соответствующее им название вида искусства стрелками

- Работа в парах – взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.

- Закрепление новых знаний: решение кроссворда

- Самопроверка и самооценка по предложенному критерию.

- Д/з и инструктаж по его выполнению

3. Подведение итогов.

1. Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие. Учитель проверяет готовность класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей Ученики занимают свои места. (Эмоционально положительный настрой на урок, мотивация на рабочий ритм.)

Вводное слово учителя

Что мы имеем в виду, когда говорим “ искусство”?

Ответы детей:

Учитель: живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, музыка, литература, кино, балет, эстрада фотография (художественная) и др.- это всё – искусство. ( Слайд 1)

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. ( Слайд 2)

Мы с вами приоткрыли лишь первую страничку огромной книги под названием “История искусств” (Слайд 3) и познакомились с тремя древнейшими искусствами: Искусством изображения, Искусством звука, Искусством слова. ( Слайд 4)

Он опирается на пространственные (или пластические) и временные виды искусства.

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, (слайд 6) пространственные, визуальные, видимые, изящные… Они

существуют в пространстве,

не изменяются во времени…

говорят на своём языке…(пояснить)

Это всё - изобразительное искусство.

Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительных искусств

Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

Живопись - когда украшали скалы росписями

Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков.

Архитектура – древние сооружения из огромных камней.

Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим: (слайд 7)

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке (слайд 8)

Живопись – цветом на плоскости

Графика – линией и пятном на плоскости

Скульптура – на языке объёмов и форм,

Архитектура – конструкции и пространства,

ДПИ – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

Помните, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку - и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью) (слайд 9)

Изобразительные виды пространственных искусств

Подготовленный доклад ученика: Живопись - само слово означает “писать жизнь”. Ведь живописцы изображают предметы “как в жизни”. Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок. Живопись делят на: станковую и монументальную (слайд 10 )

Название “станковая” произошло от подставки - станка, мольберта, на котором художник пишет картину в своей мастерской. Основой для такой картины была сначала доска, позднее холст (в России уживаются и то и другое: на досках - иконы, на холстах - картины) Картины можно собирать - коллекционировать - коллекция.

Примеры произведений живописи (Слайд 11 )

Учитель: Помните песенку:

Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,-
Появился человечек! (слайд 12)

Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.

Ученик: Графика - искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” - пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая - бумага, черный - карандаш, уголь, другой сухой материал)

Линия и сочетание черных и белых пятен - язык графики. Она может быть и цветной - например, работы пастелью (цв. мелками) По назначению делят на:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Приобретение обучающимися знаний о сказочно-былинном жанре в живописи.

Задачи урока:

Образовательная: развитие гуманитарной образованности и специальных компетенций обучающихся, в частности: формирование художественного мышления, навыков восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, развитие общей и художественной эрудиции детей в области культуры и искусства.

Воспитательная: воспитание базовых личностных качеств, внутренней культуры, художественного и музыкального вкуса.

Развивающая: развитие ассоциативного и образного мышления на основе связи музыки и живописи, формирование отношения к великим русским живописцам как к живым и близким людям, эмоциональный настрой на глубокое восприятие, внимательное изучение произведений выдающихся художников.

Тип урока: комбинированный.

Повторение пройденного материала.

Объяснение нового материала.

Задание для самостоятельной работы.

Дидактическое и техническое оснащение урока: раздаточный материал, презентация по теме урока, компьютер, телевизор.

Организационный этап: объявление темы урока, организация детей на поставленную цель занятия, концентрация внимания.

Вопрос учащимся: по этим иллюстрациям определите вид декоративно-прикладного творчества:







Ответ учащихся: Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия – оболочки изображаемого предмета.




Ответ: Гофротрубочки – так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.






Третий этап урока: Объяснение нового материала.


Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, в котором изображается содержание мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин, Илья Репин – создали образы, органично воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества.

Одним из величайших мастеров сказочно-былинного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926). В полотнах В. М. Васнецова большую роль играет русская природа: она передает чувства героев. Нередко работа над картиной начиналась у В.М. Васнецова именно с пейзажа.

В. М. Васнецов. Автопортрет. 1873 г.

По степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней? Долгие годы оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую.



Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – гениальный русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник.

Святослав Николаевич Рерих.

Портрет Н. К. Рериха. 1924 г.



Б. Кустодиев.

Портрет И. Я. Билибина 1901 г.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.

Четвертый этап урока: задание для самостоятельной работы учащихся: изучить раздаточный материал, уметь пересказать близко к тексту и ответить на вопросы преподавателя.

Читайте также: