Конспект урока япония китай индия в 20 веке
Обновлено: 05.07.2024
Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) - визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)
Форма урока: Интегрированный с уроком географии.
I. Организационный момент
II. Нацеливание учащихся на тему урока
Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:
- Где можно услышать такую музыку? (В Индии)
- Да, в Индии - стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?
(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)
IV. Актуализация знаний учащихся:
-Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?
- Выступление учащихся с "визитной карточкой" об этих странах:
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:
"Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.
Основные сведения: Площадь - 9.596.961 км 2
Население: - свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)
Денежная единица - Юань.
Государственный язык - Мандаринское наречие китайского языка.
Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.
Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке - равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом - самая высокая вершина мира.
Самая длинная река: Янцзы (5530 км)
Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая
Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.
К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:
Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.
Основные сведения: Площадь - 377.708 км 2
Население - около 125 млн.
Денежная единица - Йена
Государственный язык - японский
Столица - Токио - один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.
Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь - побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора - Фудзи (Фудзияма, 3776 м).
Самая длинная река - Синано Гава (367 км)
Основные отрасли - автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.
Достопримечательности - в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.
V. Изучение нового материала.
Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы
Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 "Япония", параграф 28 "Китай")
Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.
Япония. | Китай. | |
Государственный строй в конце 19 века. | Конституция. | Абсолютная монархия. |
Экономика. | Индустриальная экономика, основанная на взаимодействии бизнеса и государственного сектора. | Отсутствие значительной промышленности, кустарное производство, регламентированное бюрократией. |
Армия. | Современная регулярная армия. | Средневековые принципы комплектования армии. |
Религия. | Синтоизм. | Конфуцианство, принципы христианской морали. |
Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.
4. Словарная работа:
Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины
- В чём различие путей развития Японии и Китая?
Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.
- Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом
На прошлых уроках мы с вами знакомились с тоталитарными режимами 1930е г. Италия, Германия, Испания. Давайте вспомним признаки тоталитарного режима.
2.1.Перейдем к опросу.
Вопросы для устного фронтального опроса:
Вопросы: Германия
1.Какую цель правительство ставило в экономике, на что направлена, какие органы создавались. Закон об организации национального туда.
общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне.
Закон об организации труда (январь 1934) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции.
2.Внешняя политика Германии
Вопросы: Италия
1. Создание корпоративной системы, что было сделано, какую функцию выполняла
2. Присутствуют ли общие черты в фашизме Италии и Германии
-не был принят испанским народом;
-движение не смогло обрести массовой социальной базы;
-режим был навязан военной силой при помощи фашистких государств;
-сохранить режим мог Франко прежде всего при помощи террора, неприкрытого насилия над обществом;
-жестокий контроль над прессой;
-чтобы стереть классовые различия
-понятие рабочий и предприниматель заменили словом производитель.
2.Левый лагерь- представлен разнородными партияи.
Партии: исрп, кпи, социалистическая партия Католонии, нкт
правый лагерь-коалиция правых и консерваторов –сэда.
фашисткие организации-объединившиеся в испанскую фалангу.
3.-консерваторвативные силы, монархисты, фалангисты и военщину организация заговора против республики.
-центр заговора традиционно консервативные области Испании и Марокко.
-республиканскому правительству пришлось создавать свою регулярную армию.
-в состав входили добровольцы из разных стран, интернациональные бригады, что позволило отстоять Мадрид.
-в первый год удалось сохранить блок партий Народного фронта, привлечь к сотрудничеству синдикалистов.
3. Работа над темой урока
3.1.Учитель: Парижская мирная конференция не удовлетворила ожидания колониальных народов и зависимых стран. В планы колониальных держав не входило предоставление независимости своим колониям. А для крушения колониальной системы не создавалось международных условий.
Вспомним что означает понятие Модернизация словарь с.340
Модернизация- это
1.процесс социальных изменений и реформ в обществе;
2. процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу;
3. сознательная установка на проведение преобразований в обществе с учетом опыта других стран
Учитель: Страны Востока ставили для себя одну общую основную задачу:
Как вы думаете, какую? (В тетрадь)
- вырваться из зависимости;
-встать на путь ускоренного социального и политического развития
Данные проблемы смогла преодолеть только Турция, при помощи революции.
Революции в Турции
1906 – 1908гг. – младотурецкая революция.
1918 – 1923 гг. – Кемалистская революция: Революция названа именем лидера Мустафы Кемаля.
Вывод:Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата. И вступила на путь капиталистического развития.
Что касается революции в Китае, то она не была на столько успешна и решила только одну задачу –свержение маньчжурской династии.
Ирак в 1932г. и Египет в 1936г. обрели независимость, однако присутствие английских войск сохранялось.
3.2. Работа с текстом учебника с.101-103
Записывают в тетрадь Причины отставания:
сопротивление традиционных обществ внешним влияниям;
сложность поиска синтеза (соединения) местной традиции и опыта Европы;
политика колониальных держав: подавление и угнетение.
3.3. Практическая часть: Работа с текстом учебника пар.12.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Индия китай япония 7 кл.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации.
Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран?
План урока: 1. Индия 2. Китай 3. Япония
Империя Великих Моголов в Индии В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отличной артиллерии и новым приемам ведения боя. Став падишахом (правителем), Бабур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.
Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры.
Кризис и распад империи Сыновья и внуки Акбара после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.
С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы. Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.
Затем территории стали захватывать голландцы. Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.
Основная борьба за Индию развернулась между британской и французской компаниями.
Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри.
Страна Правящая династия Внутренняя политика Внешняя политика Взаимоотношения с европейцами Китай 1644г.- утвердилась маньчжурская династия Цин - Маньчжурия завоевала Китай - строительство императорских дворцов, храмов, загородных парков; - бесконечные захватнические войны; - к Китаю присоединена восточная часть Тибета; -походы во Вьетнам и Бирму. - 1537г. - португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао; - XVII- XVIII вв. - появление англичан и французов; -1757г. - закрытие Китая для иностранцев. Япония Конец XVI-начало XVII вв. -утверждение династии Токугава - лишение императорской семьи реальной власти; - объявление буддизма государственной религией; - развитие грамотности; - увеличение печатных изданий - с 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев - 1542г. - прибытие португальских кораблей в Японию; - прибытие испанцев, голландцев и англичан; - 1530 г. - принятие ряда мер для изоляции Японии от внешнего мира; - 1640 г.- окончательное закрытие страны для иностранцев.
Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран? Вывод: На Востоке процесс развития новых буржуазных отношений был более замедленным и имел свою специфику. Слабость центральной власти в Индии позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. Сильная власть в Китае и Японии преградила путь европейской колонизации и позволила этим странам сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь.
Домашнее задание § 16, повторить изученный материал
Спасибо за урок!
Выбранный для просмотра документ отк урок 7 кл история индия китай япония.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
Разработка открытого урока
по истории 7 класса
учителя истории
Дедусенко К.В.
Учитель: Дедусенко К.В.
Класс : 7 класс
Дата, номер урока, время проведения : 25.11.2020; 4 урок; 11:25
Предмет : История Нового времени
Тип урока : комбинированный урок
Вид урока: Урок получения нового знания.
Цель урока :
1. Охарактеризовать процессы, проходившие в традиционных восточных обществах в начале Нового времени;
2. продолжить формирование умений учащихся работать с картой и с текстом учебника;
3. Выявить, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран;
4. прививать культуру мыслительной деятельности (умения анализировать, сравнивать, делать обобщения, выводы).
метапредметные : продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное; работать с историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации; излагать своё мнение, аргументируя его;
личностные : Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира ;
Планируемые результаты урока :
- учащиеся познакомятся с началом европейской колонизацией стран Азии;
- учащиеся сформируют представление об особенностях исторического развития стран Востока;
- учащиеся научатся делать вывод на основании конкретных фактов;
– раздаточный материал (исторические источники и карты по изучаемой теме)
– компьютер, электронная доска, колонки
- Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2019. — 239 с.
- Поздеев А.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. – М.: ВАКО, 2019 – 208 с.
На прошлом уроке мы с вами узнали о том, как шло развитие Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Давайте с вами повторим пройденный материал. Выполните исторический диктант
Учащиеся выполняют исторический диктант
Мотивационно - целевой этап
– Эпоха Великих географическим открытий привела к началу проникновения европейцев в страны Востока. Период колонизации этих территорий продолжался несколько веков.
– Почему происходила европейская колонизация стран Азии?
– Почему Китай и Япония смогли сохранить независимость, а Индия стала колонией Британской империи?
– Сегодня нам предстоит, ответит на эти вопросы.
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
Проблемный вопрос урока
– По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока мы должны дать ответ на вопрос:
– Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран?
Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.
– Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке?
– Запишите план урока в тетрадь:
Учащиеся записывают план урока в тетради. (Вся информация наглядно представлена в презентации)
Изучение нового материала
(1 этап плана урока)
– В XVI - XVIII вв. а Европе шел промышленный переворот, многие государства вступали в эпоху индустриального общества. Восток же продолжал жить а рамках традиционного общества, что приводило к техническому отставанию восточных стран от Европы.
– Проведем небольшое исследование – выясним, как развивались страны Востока в XVI - XVIII вв., почему некоторые из них закрывали свои порты для внешней торговли. Начнем наше исследование с Индии.
– Индия с ее знаменитыми сокровищами на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни.
– Империя Великих Моголов в Индии
В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Запишите это в тетрадь.
Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отличной артиллерии и новым приемам ведения боя.
Став падишахом (правителем), Бабур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.
– Посмотрите на карту
– При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам, он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения.
– Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.
Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры.
– Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество разобщалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоевательными войнами. Необходимо было жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. А казна получала налогов все меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть. С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надиршаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.
– С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы . Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.
– Затем территории стали захватывать голландцы . Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.
– Основная борьба за Индию развернулась между британской и французской компаниями. Запишите это в тетрадь.
– Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным.
На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Запишите это в тетрадь.
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные учителем вопросы, задают интересующие вопросы. Записывают нужную информацию в тетрадь. (Вся информация наглядно представлена в презентации)
Площадь территории - 377 944 км² . Основу территории составляют 4 крупных острова Японского архипелага – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Япония омывается водами Восточно-Китайского, Японского, Охотского морей и Тихого океана.
Столица – Токио.
Япония – конституционная монархия. Император исполняет представительские функции, является символом государства.
Высшая исполнительная власть принадлежит правительству, которое возглавляет премьер-министр.
Япония – унитарное государство.
Делится на 47 префектур.
Природно-ресурсный потенциал.
Небольшие запасы полезных ископаемых: каменный уголь, пириты.
Агроклиматические ресурсы благоприятны для производства многих видов сельскохозяйственных культур.
Япония богата водными ресурсами. Много коротких горных рек.
Леса занимают 2/3 территории страны.
Численность населения – 125 923 778 человек (10 место в мире).
Средняя плотность населения – 340 чел/км 2 . На низменностях южной части острова Хонсю – 1000 чел/км 2 , на острове Хоккайдо – 5-10 чел/км 2 .
Доля городского населения – 66%. Основная часть населения сосредоточена в крупнейших городских агломерациях – Токийской, Осакской и др.
Наблюдается естественная убыль населения.
Средняя продолжительность жизни – 82 года (самая высокая в мире).
Возрастной состав населения: 14% детей, 20% пожилых людей.
Япония – однонациональная страна.
Религиозный состав: синтоизм, буддизм, конфуцианство.
Ведущие отрасли хозяйства
Отрасли первичной сферы:
Японское сельское хозяйство одно из самых интенсивных в мире. В растениеводстве преобладает рис, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.
Горнодобывающая промышленность незначительна. Самообеспеченность страны минеральным сырьем – одна из самых низких в мире. Япония – крупный импортер.
Отрасли вторичной сферы:
Ведущая отрасль – машиностроение.
Центры автомобилестроения: Нагоя, Тоёда, Судзука, Токио, Кобе, Хиросима.
Судостроение: Иокогама, Кавасаки, Токио, Кобе.
Химическая промышленность Японии по масштабам и уровню развития уступает только США. Представлена нефтехимией, производством полимерных материалов и тонкой химией. Крупные центры вынесены за пределы городов.
Япония – крупный производитель черных и цветных металлов.
Электроэнергетика.
По объемам производства электроэнергии Япония занимает 4 место в мире.
Отрасли третичной сферы:
Транспорт. Ведущий вид транспорта при перевозке грузов – морской. Крупнейшие морские порты – Тиба, Иокогама, Токио, Осака, Кобе.
Лидер по объемам перевозок пассажиров – автомобильный транспорт, по пассажирообороту – железнодорожный (в том числе скоростные магистрали).
Развит авиационный транспорт.
Высокий уровень развития биржевой и банковской деятельности.
В Токио – вторая по величине оборота фондовая биржа.
Китай.
Китай или Китайская Народная Республика (КНР) – одна из величайших стран мира. Площадь территории 9 596 961 км² (3 место в мире).
Китай находится в Восточной Азии, граничит по суше с Россией и со странами всех субрегионов Зарубежной Азии. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей. В Тихом океане Китаю принадлежит более 5 тыс. островов. Столица – Пекин.
Китай – одна из древнейших стран мира. В 1949 году власть в Китае захватила коммунистическая партия во главе с Мао Цзэдуном, была провозглашена КНР. В 1978 году начались экономические реформы.
Китай – унитарная республика. Делится на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района (Сянган и Аомынь).
Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Глава государства – Председатель КНР.
Природно-ресурсный потенциал.
Большие запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, медных, полиметаллических, оловянных и др. руд. Есть запасы нефти, природного газа, бокситов.
Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать в северной части страны сельскохозяйственные культуры умеренного пояса, в средних районах – субтропического, в южных районах – тропического.
Китай богат водными ресурсами, но уровень обеспеченности водой низкий. Это связано с неравномерностью режима крупных рек, которые летом сильно разливаются, а зимой мелеют.
Китай богат лесными ресурсами. Площадь лесов увеличивается, несмотря на то, что леса активно вырубаются.
Численность населения – 1 409 239 034 человек (1 место в мире).
Население размещено очень неравномерно. Средняя плотность населения – 139 чел/км 2 .
В долинах рек Янцзы, Хуанхэ – 1000 чел/км 2 , Тибетское нагорье вообще не заселено.
Доля городского населения – 40%. Крупнейшие города – Шанхай, Пекин.
Благодаря демографической политике в Китае наблюдается небольшой естественный прирост населения. Средняя продолжительность жизни – 72 года.
Возрастной состав населения: 21% детей, 8% пожилых людей.
Китай – многонациональная страна.
Религиозный состав: буддизм, конфуцианство, даосизм. Смешение этих религий привело к возникновению китайской национальной религии – сань-цзяо.
Ведущие отрасли хозяйства.
Отрасли первичной сферы:
Сельское хозяйство. Китай производит почти ¼ мировой сельскохозяйственной продукции. В растениеводстве выделяются зерно, картофель, овощи, плоды, хлопок, чай, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.
Китай – мировой лидер по улову рыбы.
Горнодобывающая промышленность .
В Китае добываются почти все известные виды минерального сырья.
Ведущая отрасль – электроэнергетика.
Китай быстро наращивает производство электроэнергии, но ощущается ее дефицит. Сооружаются крупные угольные ТЭС, ГЭС, АЭС.
Черная металлургия полностью удовлетворяет потребности страны в стали и чугуне, работает на своем и импортном сырье и топливе. Пекин, Аньшань, Баотоу.
Цветная металлургия работает на собственном сырье. Основные центра расположены в богатой сырьем южной части страны.
Развивается машиностроение.
Развивается и химическая промышленность. Лидирует производство минеральных удобрений и химических волокон, растет производство серной кислоты, пластмасс, продукции тонкой химии. Развивается нефтехимия.
Легкая промышленность. Китай – крупнейший производитель тканей, одежды и обуви.
Отрасли третичной сферы:
В Китае представлены все виды транспорта. Во внутренних перевозках ведущую роль играют железнодорожный и речной транспорт. Судоходство осуществляется по Янцзы, Хуанхэ и Великому Китайскому каналу. Во внешних перевозках лидируют морской и авиационный транспорт.
В последние годы развивается финансовая сфера. Крупнейшие фондовые биржи в Сянгане, Шанхае, Шэнчьжэне. Развиваются китайские банки и страховые компании.
Индия.
Индия или Республика Индия – одна из крупнейших стран мира.
Площадь территории 3 287 263 км² 3287 тыс. км 2 (7 место в мире).
Индия находится в Южной Азии, граничит по суше с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном и Мьянмой. Южная половина Индии занимает полуостров Индостан и омывается водами Аравийского моря с запада и Бенгальского залива с востока.
Столица – Нью-Дели.
Индия стала независимой в 1947 году.
Индия – федеративная парламентская республика.
Официальный глава государства – президент, но исполняет только представительские функции.
Высший законодательный орган – парламент. Высшая исполнительная власть – правительство, возглавляемое премьер-министром.
В состав Индии входит 28 штатов и 7 союзных территория.
Природно-ресурсный потенциал.
Крупные запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, марганцевых руд, бокситов, урановых руд, поваренной соли, слюды и драгоценных камней. Есть запасы медных, полиметаллических руд, нефти, природного газа.
Индия обладает уникальными агроклиматическими ресурсами. Позволяют выращивать все виды тропических культур, ведя полевые работы в течение всего года. В Индии 45% пашни орошается.
Велики водные ресурсы, но в целом их не хватает. Летом во влажный сезон реки разливаются, а зимой в сухой сезон мелеют, что вынуждает строить водохранилища.
Площадь лесов в Индии составляет 1/5 общей площади. Значительная их часть была сведена под пашню.
Численность населения – 1 389 009 858 человек (2 место в мире). Население размещено неравномерно. Средняя плотность населения – 346 чел/км 2 . На Индо-Гангской и прибрежных низменностях – до 600 чел/км 2 , северные пустынные и высокогорные районы заселены редко. Доля городского населения – 29%. Крупнейшие города (более 10 млн. человек) – Мумбаи, Дели, Колката.
Несмотря на демографическую политику, направленную на снижение рождаемости, в Индии наблюдается естественный прирост населения. Численность населения страны ежегодно увеличивается на 18 млн. человек.
Средняя продолжительность жизни – 64 года. Возрастной состав населения: 32% детей, 5% пожилых людей.
Индия – многонациональная страна (650 народов).
сикхи, буддисты и др.
Ведущие отрасли хозяйства.
Отрасли первичной сферы:
Сельское хозяйство – одна из основных отраслей экономики Индии.
- Восточный (рисовый),
- Северный (пшеничный),
- Западный (просяной).
Выращиваются также овощи, плоды, арахис, пряности (перец, имбирь и др.), технические культуры (сахарный тростник, хлопок, чай, табак, кофе и др.).
В животноводстве преобладает поголовье крупного рогатого скота и коз. Лесозаготовка . 95% древесины используется в качестве дров. Растет улов рыбы.
Горнодобывающая промышленность .
По объемам добычи выделяется каменный уголь, руды различных металлов, слюда, драгоценные и полудрагоценные камни.
Отрасли вторичной сферы:
Энергетика . Ведущий тип электростанций – угольные ТЭС. Построено несколько крупных ГЭС и АЭС, развивается ветровая энергетика.
Металлургия – одна из ведущих отраслей промышленности.
Быстрыми темпами развивается машиностроение.
Ведущие отрасли: тяжелое (Дургапур), энергетическое (Хардвар), станкостроение (Ранчи), автомобилестроение (Пуна, Дели) и электроника (Мумбаи, Колката).
Химическая промышленность.
Индия – один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений и химических волокон. Важную роль играет фармацевтическая промышленность.
Легкая промышленность. Развиваются швейная, трикотажная, кожевенно-обувная промышленности.
Ювелирная и гранильная промышленность. Индия – мировой лидер по производству украшений из золота и серебра, и по огранке алмазов.
Отрасли третичной сферы:
Ведущим видом транспорта является железнодорожный.
В Индии низкий уровень автомобилизации (один автомобиль на 125 человек).
Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю. Крупные морские порты – Мумбаи, Колката, Вишакхапатнам .
В последние годы огромный шаг вперед сделали софт-индустрия, банковский сектор и международный туризм.
Читайте также:
- Конспект урока дудочкин почему хорошо на свете
- Christmas конспект урока 5 класс
- Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений конспект урока 11 класс
- Конспект нод по физическому развитию во второй младшей группе веселый мяч
- Особенности эксплуатации техники и вооружения в зимний период мчс конспект