Конспект урока япония китай индия в 20 веке

Обновлено: 05.07.2024

Оформление: На доске размещён планшет (см. Приложение) - визитная карточка Японии и Китая как современных государствах (с данными о Японии и Китае, с рисунками учащихся, об их достопримечательностях, таблица, новые термины)

Форма урока: Интегрированный с уроком географии.

I. Организационный момент

II. Нацеливание учащихся на тему урока

Звучит индийская музыка. Беседа учителя с учащимися:

- Где можно услышать такую музыку? (В Индии)

- Да, в Индии - стране Востока. А какие ещё страны Востока вы знаете?

(дети называют: Китай, Япония, и т.д.)

IV. Актуализация знаний учащихся:

-Что вы уже знаете об этих странах? Почему они называются традиционными?

- Выступление учащихся с "визитной карточкой" об этих странах:

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Китае:

"Китай находится в Восточной Азии. Он занимает почти такую же площадь, как и вся Европа.

Основные сведения: Площадь - 9.596.961 км 2

Население: - свыше 1.220 млн.(почти пятая часть населения планеты)

Денежная единица - Юань.

Государственный язык - Мандаринское наречие китайского языка.

Столица: Пекин. Здесь расположены прекрасные дворцы и живописные парки. В центре столицы находится Запретный город, в котором когда-то жили китайские императоры.

Ландшафт: На Западе Китая расположена гористая возвышенность, на Востоке - равнины, по которым текут очень длинные реки. Горы занимают около 1/3 всей страны. Гора Эверест (8848 м) на границе с Непалом - самая высокая вершина мира.

Самая длинная река: Янцзы (5530 км)

Основные отрасли: сельское хозяйство, горно-добывающая, химическая

Достопримечательности: Великая китайская стена протянулась с востока на запад почти на 6400 км. Это единственное земное сооружение, которое можно видеть из космоса. В городе Сиань находится древняя гробница императора Ши-хуанди династии Цинь. Его охраняют глиняные войны, вылепленные в натуральную величину, так называемая терракотовая армия.

К доске выходит первая пара учащихся и рассказывают о Японии:

Япония расположена на островах Тихого океана вблизи восточного побережья Азии.

Основные сведения: Площадь - 377.708 км 2

Население - около 125 млн.

Денежная единица - Йена

Государственный язык - японский

Столица - Токио - один из самых перенаселённых городов мира. Здесь находится императорский дворец, где до сих пор живёт японский император. У Японии множество островов. Самые большие из них: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо.

Ландшафт: 2/3 Японии занимают горы. Единственный равнинный участок здесь - побережье. В стране более 200 вулканов, половина из них -действующие. Самая высокая гора - Фудзи (Фудзияма, 3776 м).

Самая длинная река - Синано Гава (367 км)

Основные отрасли - автомобилестроение, электронная, сельское хозяйство, судостроение.

Достопримечательности - в Японии множество посвященных Будде храмов, исторических мест и древних дворцов. Изделия народных промыслов и традиционные ритуалы, в том числе чайная церемония, доставляют истинное удовольствие.

V. Изучение нового материала.

Учитель делит класс на 2 группы: Японцы и Китайцы

Представители каждой группы делятся на 4 подгруппы: каждая из которых работает по своему варианту развития: государственный строй, экономика, армия, религия. (учебник: параграф 27 "Япония", параграф 28 "Китай")

Учащимся предлагается в ходе изучения нового материала заполнить таблицу по своему варианту.

Япония. Китай.
Государственный строй в конце 19 века. Конституция. Абсолютная монархия.
Экономика. Индустриальная экономика, основанная на взаимодействии бизнеса и государственного сектора. Отсутствие значительной промышленности, кустарное производство, регламентированное бюрократией.
Армия. Современная регулярная армия. Средневековые принципы комплектования армии.
Религия. Синтоизм. Конфуцианство, принципы христианской морали.

Под руководством учителя учащиеся по порядку заполняют таблицу на доске, внося в неё основную информацию.

4. Словарная работа:

Сёгун, модернизация, Мэйдзи, ихэтуане, тайпины

- В чём различие путей развития Японии и Китая?

Учащиеся делают свои выводы, подтверждая их примерами из таблицы и учебника.

- Таким образом, Япония и Китай продемонстрировали альтернативные модели модернизации. Япония пошла по пути системных реформ, модернизировав все политические и социальные структуры государства. Китай модернизировал лишь отдельные структуры, оставаясь, по сути, сугубо традиционалистским обществом

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлых уроках мы с вами знакомились с тоталитарными режимами 1930е г. Италия, Германия, Испания. Давайте вспомним признаки тоталитарного режима.
2.1.Перейдем к опросу.
Вопросы для устного фронтального опроса:
Вопросы: Германия
1.Какую цель правительство ставило в экономике, на что направлена, какие органы создавались. Закон об организации национального туда.

общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне.

Закон об организации труда (январь 1934) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции.
2.Внешняя политика Германии
Вопросы: Италия

1. Создание корпоративной системы, что было сделано, какую функцию выполняла

2. Присутствуют ли общие черты в фашизме Италии и Германии

-не был принят испанским народом;

-движение не смогло обрести массовой социальной базы;

-режим был навязан военной силой при помощи фашистких государств;

-сохранить режим мог Франко прежде всего при помощи террора, неприкрытого насилия над обществом;

-жестокий контроль над прессой;

-чтобы стереть классовые различия

-понятие рабочий и предприниматель заменили словом производитель.

2.Левый лагерь- представлен разнородными партияи.

Партии: исрп, кпи, социалистическая партия Католонии, нкт

правый лагерь-коалиция правых и консерваторов –сэда.

фашисткие организации-объединившиеся в испанскую фалангу.

3.-консерваторвативные силы, монархисты, фалангисты и военщину организация заговора против республики.

-центр заговора традиционно консервативные области Испании и Марокко.

-республиканскому правительству пришлось создавать свою регулярную армию.

-в состав входили добровольцы из разных стран, интернациональные бригады, что позволило отстоять Мадрид.

-в первый год удалось сохранить блок партий Народного фронта, привлечь к сотрудничеству синдикалистов.

3. Работа над темой урока
3.1.Учитель: Парижская мирная конференция не удовлетворила ожидания колониальных народов и зависимых стран. В планы колониальных держав не входило предоставление независимости своим колониям. А для крушения колониальной системы не создавалось международных условий.
Вспомним что означает понятие Модернизация словарь с.340

Модернизация- это
1.процесс социальных изменений и реформ в обществе;
2. процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу;

3. сознательная установка на проведение преобразований в обществе с учетом опыта других стран

Учитель: Страны Востока ставили для себя одну общую основную задачу:

Как вы думаете, какую? (В тетрадь)

- вырваться из зависимости;

-встать на путь ускоренного социального и политического развития
Данные проблемы смогла преодолеть только Турция, при помощи революции.

Революции в Турции

1906 – 1908гг. – младотурецкая революция.

1918 – 1923 гг. – Кемалистская революция: Революция названа именем лидера Мустафы Кемаля.
Вывод:Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата. И вступила на путь капиталистического развития.
Что касается революции в Китае, то она не была на столько успешна и решила только одну задачу –свержение маньчжурской династии.

Ирак в 1932г. и Египет в 1936г. обрели независимость, однако присутствие английских войск сохранялось.
3.2. Работа с текстом учебника с.101-103

Записывают в тетрадь Причины отставания:

сопротивление традиционных обществ внешним влияниям;

сложность поиска синтеза (соединения) местной традиции и опыта Европы;

политика колониальных держав: подавление и угнетение.

3.3. Практическая часть: Работа с текстом учебника пар.12.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Индия китай япония 7 кл.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации.

Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации.

Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ре.

Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран?

План урока: 1. Индия 2. Китай 3. Япония

План урока: 1. Индия 2. Китай 3. Япония

ИНДИЯ

Империя Великих Моголов в Индии В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с.

Империя Великих Моголов в Индии В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отличной артиллерии и новым приемам ведения боя. Став падишахом (правителем), Бабур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.


При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религ.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры.

Кризис и распад империи Сыновья и внуки Акбара после его смерти начали междоу.

Кризис и распад империи Сыновья и внуки Акбара после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европ.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы. Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

Затем территории стали захватывать голландцы. Им принадлежали Чи́нсура, Негап.

Затем территории стали захватывать голландцы. Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

Основная борьба за Индию развернулась между британской и французской компания.

Основная борьба за Индию развернулась между британской и французской компаниями.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, т.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри.

Китай Япония

Страна Правящая династия Внутренняя политика Внешняя политика Взаимоотношения.

Страна Правящая династия Внутренняя политика Внешняя политика Взаимоотношения с европейцами Китай 1644г.- утвердилась маньчжурская династия Цин - Маньчжурия завоевала Китай - строительство императорских дворцов, храмов, загородных парков; - бесконечные захватнические войны; - к Китаю присоединена восточная часть Тибета; -походы во Вьетнам и Бирму. - 1537г. - португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао; - XVII- XVIII вв. - появление англичан и французов; -1757г. - закрытие Китая для иностранцев. Япония Конец XVI-начало XVII вв. -утверждение династии Токугава - лишение императорской семьи реальной власти; - объявление буддизма государственной религией; - развитие грамотности; - увеличение печатных изданий - с 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев - 1542г. - прибытие португальских кораблей в Японию; - прибытие испанцев, голландцев и англичан; - 1530 г. - принятие ряда мер для изоляции Японии от внешнего мира; - 1640 г.- окончательное закрытие страны для иностранцев.

Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ре.

Вопрос урока Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран? Вывод: На Востоке процесс развития новых буржуазных отношений был более замедленным и имел свою специфику. Слабость центральной власти в Индии позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. Сильная власть в Китае и Японии преградила путь европейской колонизации и позволила этим странам сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь.

Домашнее задание § 16, повторить изученный материал

Домашнее задание § 16, повторить изученный материал

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ отк урок 7 кл история индия китай япония.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Разработка открытого урока

по истории 7 класса

учителя истории

Дедусенко К.В.

Учитель: Дедусенко К.В.

Класс : 7 класс

Дата, номер урока, время проведения : 25.11.2020; 4 урок; 11:25

Предмет : История Нового времени

Тип урока : комбинированный урок

Вид урока: Урок получения нового знания.

Цель урока :
1. Охарактеризовать процессы, проходившие в традиционных восточных обществах в начале Нового времени;
2. продолжить формирование умений учащихся работать с картой и с текстом учебника;

3. Выявить, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран;

4. прививать культуру мыслительной деятельности (умения анализировать, сравнивать, делать обобщения, выводы).

метапредметные : продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное; работать с историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации; излагать своё мнение, аргументируя его;

личностные : Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира ;

Планируемые результаты урока :

- учащиеся познакомятся с началом европейской колонизацией стран Азии;
- учащиеся сформируют представление об особенностях исторического развития стран Востока;
- учащиеся научатся делать вывод на основании конкретных фактов;

– раздаточный материал (исторические источники и карты по изучаемой теме)

– компьютер, электронная доска, колонки

- Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2019. — 239 с.

- Поздеев А.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс. – М.: ВАКО, 2019 – 208 с.

На прошлом уроке мы с вами узнали о том, как шло развитие Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Давайте с вами повторим пройденный материал. Выполните исторический диктант

Учащиеся выполняют исторический диктант

Мотивационно - целевой этап

– Эпоха Великих географическим открытий привела к началу проникновения европейцев в страны Востока. Период колонизации этих территорий продолжался несколько веков.

– Почему происходила европейская колонизация стран Азии?

– Почему Китай и Япония смогли сохранить независимость, а Индия стала колонией Британской империи?

– Сегодня нам предстоит, ответит на эти вопросы.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

Проблемный вопрос урока

– По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока мы должны дать ответ на вопрос:

– Почему богатые государства, обладавшие значительными людскими ресурсами, попали в зависимость от европейских стран?

Учащиеся записывают вопрос в тетрадь.

– Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке?

– Запишите план урока в тетрадь:

Учащиеся записывают план урока в тетради. (Вся информация наглядно представлена в презентации)

Изучение нового материала

(1 этап плана урока)

– В XVI - XVIII вв. а Европе шел промышленный переворот, многие государства вступали в эпоху индустриального общества. Восток же продолжал жить а рамках традиционного общества, что приводило к техническому отставанию восточных стран от Европы.

– Проведем небольшое исследование – выясним, как развивались страны Востока в XVI - XVIII вв., почему некоторые из них закрывали свои порты для внешней торговли. Начнем наше исследование с Индии.

– Индия с ее знаменитыми сокровищами на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни.

– Империя Великих Моголов в Индии

В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Запишите это в тетрадь.

Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отличной артиллерии и новым приемам ведения боя.

Став падишахом (правителем), Бабур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

– Посмотрите на карту

– При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам, он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения.

– Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры.

– Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество разобщалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоевательными войнами. Необходимо было жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. А казна получала налогов все меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть. С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надиршаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

– С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы . Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

– Затем территории стали захватывать голландцы . Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

– Основная борьба за Индию развернулась между британской и французской компаниями. Запишите это в тетрадь.

– Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным.

На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Запишите это в тетрадь.

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные учителем вопросы, задают интересующие вопросы. Записывают нужную информацию в тетрадь. (Вся информация наглядно представлена в презентации)

Конспект урока на тему:

Площадь территории - 377 944 км² . Основу территории составляют 4 крупных острова Японского архипелага – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Япония омывается водами Восточно-Китайского, Японского, Охотского морей и Тихого океана.

Столица – Токио.

Япония – конституционная монархия. Император исполняет представительские функции, является символом государства.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству, которое возглавляет премьер-министр.

Япония – унитарное государство.

Делится на 47 префектур.

Природно-ресурсный потенциал.

Небольшие запасы полезных ископаемых: каменный уголь, пириты.

Агроклиматические ресурсы благоприятны для производства многих видов сельскохозяйственных культур.

Япония богата водными ресурсами. Много коротких горных рек.

Леса занимают 2/3 территории страны.

Численность населения – 125 923 778 человек (10 место в мире).

Средняя плотность населения – 340 чел/км 2 . На низменностях южной части острова Хонсю – 1000 чел/км 2 , на острове Хоккайдо – 5-10 чел/км 2 .

Доля городского населения – 66%. Основная часть населения сосредоточена в крупнейших городских агломерациях – Токийской, Осакской и др.

Наблюдается естественная убыль населения.

Средняя продолжительность жизни – 82 года (самая высокая в мире).

Возрастной состав населения: 14% детей, 20% пожилых людей.

Япония – однонациональная страна.

Религиозный состав: синтоизм, буддизм, конфуцианство.

Ведущие отрасли хозяйства

Отрасли первичной сферы:

Японское сельское хозяйство одно из самых интенсивных в мире. В растениеводстве преобладает рис, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.

Горнодобывающая промышленность незначительна. Самообеспеченность страны минеральным сырьем – одна из самых низких в мире. Япония – крупный импортер.

Отрасли вторичной сферы:

Ведущая отрасль – машиностроение.

Центры автомобилестроения: Нагоя, Тоёда, Судзука, Токио, Кобе, Хиросима.

Судостроение: Иокогама, Кавасаки, Токио, Кобе.

Химическая промышленность Японии по масштабам и уровню развития уступает только США. Представлена нефтехимией, производством полимерных материалов и тонкой химией. Крупные центры вынесены за пределы городов.

Япония – крупный производитель черных и цветных металлов.

Электроэнергетика.

По объемам производства электроэнергии Япония занимает 4 место в мире.

Отрасли третичной сферы:

Транспорт. Ведущий вид транспорта при перевозке грузов – морской. Крупнейшие морские порты – Тиба, Иокогама, Токио, Осака, Кобе.

Лидер по объемам перевозок пассажиров – автомобильный транспорт, по пассажирообороту – железнодорожный (в том числе скоростные магистрали).

Развит авиационный транспорт.

Высокий уровень развития биржевой и банковской деятельности.

В Токио – вторая по величине оборота фондовая биржа.

Китай.

Китай или Китайская Народная Республика (КНР) – одна из величайших стран мира. Площадь территории 9 596 961 км² (3 место в мире).

Китай находится в Восточной Азии, граничит по суше с Россией и со странами всех субрегионов Зарубежной Азии. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей. В Тихом океане Китаю принадлежит более 5 тыс. островов. Столица – Пекин.

Китай – одна из древнейших стран мира. В 1949 году власть в Китае захватила коммунистическая партия во главе с Мао Цзэдуном, была провозглашена КНР. В 1978 году начались экономические реформы.

Китай – унитарная республика. Делится на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района (Сянган и Аомынь).

Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Глава государства – Председатель КНР.

Природно-ресурсный потенциал.

Большие запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, медных, полиметаллических, оловянных и др. руд. Есть запасы нефти, природного газа, бокситов.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать в северной части страны сельскохозяйственные культуры умеренного пояса, в средних районах – субтропического, в южных районах – тропического.

Китай богат водными ресурсами, но уровень обеспеченности водой низкий. Это связано с неравномерностью режима крупных рек, которые летом сильно разливаются, а зимой мелеют.

Китай богат лесными ресурсами. Площадь лесов увеличивается, несмотря на то, что леса активно вырубаются.

Численность населения – 1 409 239 034 человек (1 место в мире).

Население размещено очень неравномерно. Средняя плотность населения – 139 чел/км 2 .

В долинах рек Янцзы, Хуанхэ – 1000 чел/км 2 , Тибетское нагорье вообще не заселено.

Доля городского населения – 40%. Крупнейшие города – Шанхай, Пекин.

Благодаря демографической политике в Китае наблюдается небольшой естественный прирост населения. Средняя продолжительность жизни – 72 года.

Возрастной состав населения: 21% детей, 8% пожилых людей.

Китай – многонациональная страна.

Религиозный состав: буддизм, конфуцианство, даосизм. Смешение этих религий привело к возникновению китайской национальной религии – сань-цзяо.

Ведущие отрасли хозяйства.

Отрасли первичной сферы:

Сельское хозяйство. Китай производит почти ¼ мировой сельскохозяйственной продукции. В растениеводстве выделяются зерно, картофель, овощи, плоды, хлопок, чай, в животноводстве – птицеводство и свиноводство.

Китай – мировой лидер по улову рыбы.

Горнодобывающая промышленность .

В Китае добываются почти все известные виды минерального сырья.

Ведущая отрасль – электроэнергетика.

Китай быстро наращивает производство электроэнергии, но ощущается ее дефицит. Сооружаются крупные угольные ТЭС, ГЭС, АЭС.

Черная металлургия полностью удовлетворяет потребности страны в стали и чугуне, работает на своем и импортном сырье и топливе. Пекин, Аньшань, Баотоу.

Цветная металлургия работает на собственном сырье. Основные центра расположены в богатой сырьем южной части страны.

Развивается машиностроение.

Развивается и химическая промышленность. Лидирует производство минеральных удобрений и химических волокон, растет производство серной кислоты, пластмасс, продукции тонкой химии. Развивается нефтехимия.

Легкая промышленность. Китай – крупнейший производитель тканей, одежды и обуви.

Отрасли третичной сферы:

В Китае представлены все виды транспорта. Во внутренних перевозках ведущую роль играют железнодорожный и речной транспорт. Судоходство осуществляется по Янцзы, Хуанхэ и Великому Китайскому каналу. Во внешних перевозках лидируют морской и авиационный транспорт.

В последние годы развивается финансовая сфера. Крупнейшие фондовые биржи в Сянгане, Шанхае, Шэнчьжэне. Развиваются китайские банки и страховые компании.

Индия.

Индия или Республика Индия – одна из крупнейших стран мира.

Площадь территории 3 287 263 км² 3287 тыс. км 2 (7 место в мире).

Индия находится в Южной Азии, граничит по суше с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном и Мьянмой. Южная половина Индии занимает полуостров Индостан и омывается водами Аравийского моря с запада и Бенгальского залива с востока.

Столица – Нью-Дели.

Индия стала независимой в 1947 году.

Индия – федеративная парламентская республика.

Официальный глава государства – президент, но исполняет только представительские функции.

Высший законодательный орган – парламент. Высшая исполнительная власть – правительство, возглавляемое премьер-министром.

В состав Индии входит 28 штатов и 7 союзных территория.

Природно-ресурсный потенциал.

Крупные запасы полезных ископаемых: каменного угля, железных, марганцевых руд, бокситов, урановых руд, поваренной соли, слюды и драгоценных камней. Есть запасы медных, полиметаллических руд, нефти, природного газа.

Индия обладает уникальными агроклиматическими ресурсами. Позволяют выращивать все виды тропических культур, ведя полевые работы в течение всего года. В Индии 45% пашни орошается.

Велики водные ресурсы, но в целом их не хватает. Летом во влажный сезон реки разливаются, а зимой в сухой сезон мелеют, что вынуждает строить водохранилища.

Площадь лесов в Индии составляет 1/5 общей площади. Значительная их часть была сведена под пашню.

Численность населения – 1 389 009 858 человек (2 место в мире). Население размещено неравномерно. Средняя плотность населения – 346 чел/км 2 . На Индо-Гангской и прибрежных низменностях – до 600 чел/км 2 , северные пустынные и высокогорные районы заселены редко. Доля городского населения – 29%. Крупнейшие города (более 10 млн. человек) – Мумбаи, Дели, Колката.

Несмотря на демографическую политику, направленную на снижение рождаемости, в Индии наблюдается естественный прирост населения. Численность населения страны ежегодно увеличивается на 18 млн. человек.

Средняя продолжительность жизни – 64 года. Возрастной состав населения: 32% детей, 5% пожилых людей.

Индия – многонациональная страна (650 народов).

сикхи, буддисты и др.

Ведущие отрасли хозяйства.

Отрасли первичной сферы:

Сельское хозяйство – одна из основных отраслей экономики Индии.

  • Восточный (рисовый),
  • Северный (пшеничный),
  • Западный (просяной).

Выращиваются также овощи, плоды, арахис, пряности (перец, имбирь и др.), технические культуры (сахарный тростник, хлопок, чай, табак, кофе и др.).

В животноводстве преобладает поголовье крупного рогатого скота и коз. Лесозаготовка . 95% древесины используется в качестве дров. Растет улов рыбы.

Горнодобывающая промышленность .

По объемам добычи выделяется каменный уголь, руды различных металлов, слюда, драгоценные и полудрагоценные камни.

Отрасли вторичной сферы:

Энергетика . Ведущий тип электростанций – угольные ТЭС. Построено несколько крупных ГЭС и АЭС, развивается ветровая энергетика.

Металлургия – одна из ведущих отраслей промышленности.

Быстрыми темпами развивается машиностроение.

Ведущие отрасли: тяжелое (Дургапур), энергетическое (Хардвар), станкостроение (Ранчи), автомобилестроение (Пуна, Дели) и электроника (Мумбаи, Колката).

Химическая промышленность.

Индия – один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений и химических волокон. Важную роль играет фармацевтическая промышленность.

Легкая промышленность. Развиваются швейная, трикотажная, кожевенно-обувная промышленности.

Ювелирная и гранильная промышленность. Индия – мировой лидер по производству украшений из золота и серебра, и по огранке алмазов.

Отрасли третичной сферы:

Ведущим видом транспорта является железнодорожный.

В Индии низкий уровень автомобилизации (один автомобиль на 125 человек).

Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю. Крупные морские порты – Мумбаи, Колката, Вишакхапатнам .

В последние годы огромный шаг вперед сделали софт-индустрия, банковский сектор и международный туризм.

Читайте также: