План конспект открытого урока по биологии

Обновлено: 04.07.2024

План-конспект открытого урока по биологии в 5 классе на тему "Три среды обитания живых организмов".

Содержимое разработки

МБОУ Воронцовская ОШ

Учитель биологии Пеперева З.А.

План-конспект урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Три среды обитания живых организмов.

Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная (в классе одна ученица).

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, преобразования информации.

Технология: проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесбережения.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащейся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в паре с учителем.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьницы положительные личностные качества, любовь к природе, самостоятельность, дисциплинированность.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Учебные задачи:

1. Познакомить обучающуюся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.

2. Выявить особенности каждой среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

4. Определить уровень усвоения школьницей учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре с учителем; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по фото, чучелам, коллекциям и рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Оборудование к уроку:

3. Чучела птиц, коллекции насекомых, фото животных (стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, окунь, кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь).

4. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

5.Карточки с названиями животных.

5. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.

1.Организационный момент (приветствие).

Учитель: Добрый день, Лера. Я рада тебя видеть, и так начнём наш урок.

2. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Учитель: Лера, о чём это стихотворение? (о разнообразии живых организмов).

Учитель: Мир живых организмов многообразен.

ГРАЧ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ  окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ  окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва).

3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).

На слайдах представлены фотографии животных из разных сред обитания (презентация – слайды 1-3).

Ученица выдвигает предположение и называет тему урока – Три среды обитания живых организмов.

Записывают тему в тетради.

Учитель: хорошо, давай определим цели нашего занятия.

Учащаяся: сама ставит цели по аналогии с прошлой темой.

1.Узнать, какие среды обитания организмов выделяют учёные.

2.Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4. Изучения нового материала.

Далее просмотр презентации слайды (4-6).

У тебя на столе лежит информационный лист, с тремя текстами, возьми лист с текстами и поработай над следующим заданием:

Прочитай первый абзац каждого текста, выдели основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, закончи заполнение таблицы в тетради.

Учащаяся: читает текст, анализирует его, оценивает свойства сред обитания (наличие кислорода, количество воды (влаги) и света и пр.), преобразует текст в таблицу:

Не всегда достаточно

Изменения температуры

Значительные

Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.

Учитель: проводит проверку выполнения задания, поэтапно открывает готовую схему в презентации (слайды 7, 8,10, 11, 14, 15,17).

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет, в одной много воды, в другой мало, в одной достаточно света, в другой света. Учащаяся перечисляет особенности каждой среды, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы).

- Как ты считаешь, живые организмы связаны со своей средой обитания? (Да)

- А связаны они друг с другом? (Да)

Взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология (слайд 18).

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

5. Первичная проверка понимания.

Ученица называют животное и его среду обитания.

6. Физкультминутка. (Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающейся).

7. Продолжение изучения нового материала.

Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.

Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учитель: Лера, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю тебе выполнить следующее задание: Найди в предложенных текстах информационного листа (второй абзац текстов или в тексте §23 учебника) примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занеси их в свою таблицу. Можешь предложить свои примеры.

Ученица находит нужную информацию и заносит её в таблицу своей тетради.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ

Приспособление к обитанию в данной среде

Показ слайдов презентации (9, 12, 13, 16).

8. Информация о домашнем задании:

Параграф 23 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

9. Минутка экологической культуры.

Мы выяснили, что на живые организмы влияют такие условия как свет, вода (влага), количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?

Ученица приводит примеры воздействия человека, высказывает своё мнение и отношение к этому.

Учитель зачитывает стихотворение:

Любите родную природу:

Озера, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей.

Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу.

10. Обобщение и систематизация материала.

Учитель: Лера, какова тема нашего урока? Как ты считаешь, мы достигли поставленных целей? Что нового ты сегодня узнала?

Ученица и учитель обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы.

11. Закрепление и контроль усвоения нового материала.

Учащаяся выполняет тест.

1.Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2.Чтобы легче передвигаться в толще воды, большинство рыб имеет обтекаемую форму.

3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.

4.Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.

5.Дельфины, как и водные жуки поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.

12. Рефлексия.

Учитель: Лера, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцени, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнала много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё поняла, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнала, мне было не интересно.

Спасибо, урок окончен.

Информационный лист по теме: Среды жизни на планете Земля.

Наземно-воздушная среда жизни

Организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, называют аэробионтами. По экологическим условиям она самая сложная и разнообразная. Наземно-воздушная среда характеризуется следующими условиями: а) достаточное количество света, б) высокое содержание кислорода, в) недостаток влаги, г) значительные колебания температуры.

Приспособления к наземно-воздушной среде у животных разнообразны – они активно передвигаются, в зависимости от способа передвижения имеют разные виды конечностей (ноги, крылья), покровы тела (перья, шерсть), приспособления для экономного расходования влаги, приспособления для опыления растений.

Водная среда жизни

Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Условия жизни организмов, водной среде характеризуются следующими чертами: а) большая плотность, б) неравномерное распределение света, в) низкое содержание кислорода, г) сглаженные перепады температуры, д) избыток воды, е) наличие растворённых солей и газов.

Приспособление к водной среде обитания у животных: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле. Передвигаются с помощью плавников, ласт, имеют подкожный слой жира, защищающий организм от переохлаждения.

Почвенная среда жизни

Организмы, населяющие почву, называют эдафобионтами. Почва имеет очень плотную структуру, поэтому в неё не проникает свет. Для почвы, как среды жизни, характерны следующие условия: а) низкое содержание кислорода, б) отсутствие света, в)неравномерное распределение воды, г) сглаженные перепады температуры, д) значительное сопротивление при движении.

Приспособления у животных к почвенной среде обитания: роющие конечности, мощные передние зубы – для рытья и перекусывания корней, слаборазвитые глаза и ушные раковины, компактное тело (у крота овальное тело с короткой шеей и коротким хвостом – для удобного передвижения по подземным ходам, короткий мех – для меньшего трения с повой). Выделение слизи на теле у дождевых червей способствует лучшему передвижению в почве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

10.1.2.1 объяснять значение дезоксирибонуклеиновой кислоты.

Все учащиеся смогут:

Знают органоиды клетки

Большинство учащихся смогут:

Может объяснить свойства органоиды

Некоторые учащиеся смогут:

Может находит меж предметные связи по данной тематике

Критерии оценивания

Знают биологическую функцию органоиды

Понимают связь между органоидами

Языковые цели

Определить и описать письменно значение клетки

Рассказать и объяснить значение клетки (навыки устной речи)

Серия полезных фраз для диалога/письма

Можно выделить следующие функции клетки

Воспитание сотрудничества, казахстанский патриотизм, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни

Навыки использования ИКТ

Использование ноутбуков для поиска информации

Учащиеся должны знать днк их типы

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Учащиеся становятся в круг, взявшись за руки).

Ребята, приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!. Повернитесь друг к другу и произнесите доброе слово-пожелание (Я желаю тебе здоровья, я хочу пожелать тебе. )

Что вы чувствовали, когда слышали добрые слова?

Взяв в руки смайлик, покажите, какое у вас настроение:



Деление на группы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект открытого урока биологии

Учитель: Грищенко Л.М. ,

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами);

практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Основные вопросы:

Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;

Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;

Средства обучения:

Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2015;

Рабочая тетрадь для 5 класса;

Дополнительный текстовый материал;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, .

Ход урока (см. технологическую карту).

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

контроль учебной деятельности

Ориентировочно-мотиваци-

На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Кто озвучит тему урока?

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Определяют тему урока;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Словесная оценка учителя

Учебно-познавательная деятельность:

Открытие нового через её решение

Постановка и решение проблемы

Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.

Учебник § 11, с. 52.

Дедуктивный (применение знаний)

Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Делают вывод о малом размере бактерий.

Делают вывод об одноклеточности бактерий.

Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.

Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя

Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Само- и взаимопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Словесная оценка учителя

Познавательные

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление

причинно-следственных связей, обобщение;

Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);

Построение речевого высказывания.

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Участие в совместной деятельности;

Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34) .

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

Организует первичное закрепление материала.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Осуществляют проверку и оценивание друг друга.

Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.

Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Практический (заполнение схемы),

Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.

Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.

Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.

Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.

Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60).

Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 1 группа – положительного значения бактерий в природе; 2 группа – пользы бактерий для человека; 3 группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.

Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.

Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.

Делают вывод об огромной роли бактерий.

Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение в оценочном листе.

(работа с системой голосования)

Организует закрепление материала и рефлексию.

Работают с интерактивной системой голосования.

Участие в подведении итогов урока;

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания ( бактерии гниения ). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий ( патогенные ) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение, систематизация, совершенствование и закрепление ранее полученных знаний учащихся по теме и применение их на практике.

Образовательные результаты

Метапредметные

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

Познавательные УУД:

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД :

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Коммуникативные УУД:

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-знать системы органов в целом и отдельных ее органов;

-знать принципы регуляции процессов организма;

-уметь проводить наблюдение за собственным организмом, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-уметь выявлять взаимосвязи между особенностями строения системы органов и их функциями.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Подготовительный этап к уроку

Учитель готовит карточки с заданиями, составляет тестовые задания, подбирает материал, делит класс на три группы.

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе.

Готовятся к уроку.

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Учитель начинает урок со следующих слов:

Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу с вами увлекательный урок, который будет состоять из интересных конкурсов и заданий, мы с вами поговорим о здоровье и немного поиграем.

3. Целеполагание.

При помощи учеников формулируются цели данного урока.

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закалятся, и с зарядкою дружить.

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!

Ученик рассказывает стих.

II. Основная часть: систематизация материала, обобщение, выводы (30 минут)

Отвечают на вопросы учителя

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

1.2. -Я предлагаю вам просмотреть презентацию, которая посвящена здоровому образу жизни, и выполнить тест, который поможет вам понять, здоровы ли вы.

Ребята делают тест.

: - Я думаю, вы поняли, что является составляющими вашего здоровья, а теперь давайте вспомним вопросы анатомии, которые мы с вами разбирали на уроках.

В пути вас ждет большое количество различных станций, на которых нужно будет выполнять задания.

Отвечают на вопросы

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Слайд№21

Отвечают устно на вопросы

В зависимости от того, какой орган достался ученику, орган описывает по следующему плану:

1.Какой системе относится.

2.Место расположения в организме человека. 3.Особенности строения.

Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.

- Это был наш последний конкурс

- Ребята! Давайте еще раз вспомним основные слагающие здорового образа жизни:

- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики);

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Ученики индивидуально выполняют задание

Ученик описывает орган по плану

Отвечают на вопросы.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 минут)

1. Подведение итогов

Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку, определите как вы потрудились на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними.

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

2. Рефлексия

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

- Самым интересным для меня сегодня было

3. Домашнее задание.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).

Красный косный мозг- место образования…(эритроцитов)

Позвоночник имеет……изгибов (4).

Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).

Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

Основной орган дыхания (легкие).

Следующий отдел трахеи (бронхи)

Легкое, состоящее из 2 долей (левое).

Головка трубчатой кости (эпифиз).

Аппендикс- отросток (слепой кишки)

Самый молодой зуб у человека (мудрости).

Название витамина С (аскорбиновая кислота).

Верхний слой кожи (эпидермис).

Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

Центр координации движения (мозжечок).

Основная функция альвеол (газообмен).

Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).

Функция тромбоцитов (свертываемость крови).

Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)

Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.

1.А) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная среда, а в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет 500-800 см2. Туда открываются железы внутренней секреции. (15 б).

Б) Объем этого органа составляет 1 литр. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардинальную и пилорическую части и дно. (10б)

В) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту, составляющую 0,5% (5б)

2.А) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)

Б) Задняя стенка этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащиеся гладкие мышцы, служат для наилучшего прохождения пищи. (10б)

В) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делиться на два бронха, которые уходят в легкие. (5б).

3. А) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции. (15б)

В) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых, а также защитных рефлексов (5б) (Спинной мозг)

1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)

2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)

3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)

4.Самый легкий орган человека. (Легкие)

5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)

6.Что является зеркалом души? (Глаза)

2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)

3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)

5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)

1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)

2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие)

3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)

4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)

5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)

6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)

Цель : сформировать у учащихся представление о типе простейшие или одноклеточные, об особенностях их жизнедеятельности в связи с одноклеточностью, о классификации и основных представителя данного типа

Понятия: одноклеточность, амеба, инфузория - туфелька, эвглена зеленая, фоторецептор, таксис, хемотаксис, фототаксис.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты :

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

Метапредметные:

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

2 .Актуализация опорных знаний.

Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных, кроме количества клеток?

3 Изучение нового материала.

1.Общая характеристика одноклеточных

Насчитывается около 70 тыс. видов одноклеточных животных (Простейших).

Их тело состоит из одной клетки, которая осуществляет все жизненно важные функции, присущие целостному организму: движение, питание, дыхание, выделение и т. д.

Форма и размер клеток простейших разнообразны. Рассмотреть их можно только с помощью увеличительных приборов. Размеры простейших в среднем 0,1 – 0,5 мм (бывают особи около 0,01 мм, но встречаются и более крупные организмы размером в несколько миллиметров). Встречаются и колониальные формы простейших. Одни простейшие не имеют постоянной формы тела, у других она относительно постоянна.

Обитают одноклеточные животные преимущественно в жидкой среде — в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. При неблагоприятных условиях (высыхании водоёмов, повышении и понижении температуры) простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту (рис. А).

— временная форма существования, приспособленная для переживания неблагоприятных условий.

При наступлении благоприятных условий (рис. Б) животное покидает оболочку цисты и продолжает свою жизнедеятельность.

От внешней среды одноклеточный организм отграничен клеточной мембраной, внутри клетки содержится цитоплазма с одним или несколькими ядрами и органеллы.

Органеллы — постоянные структуры клетки, которые выполняют определённые функции.

Органеллы передвижения простейших представлены ложноножками, жгутиками, ресничками.

Ложноножки (псевдоподии)

— непостоянные выросты цитоплазмы, которые не имеют плотной клеточной оболочки.

Псевдоподии образуются за счёт перетекания цитоплазмы внутри клетки и обеспечивают не только передвижение одноклеточного, но и захват пищи.

Реснички и жгутики обеспечивают более быстрое передвижение, чем псевдоподии.


Характерными для клеток простейших являются пищеварительные и сократительные вакуоли.

Вакуоли — полости в клетках, отграниченные мембраной и заполненные жидкостью с растворёнными в ней веществами.

Сократительные вакуоли есть преимущественно у пресноводных простейших. Они выводят из организма простейшего избыток воды. Концентрация солей в пресной воде значительно ниже, чем в цитоплазме клетки простейшего. Поэтому по законам физики вода, окружающая организм простейшего, поступает в клетку. Чтобы избежать разрыва клетки, излишек воды выводится из клетки благодаря сокращениям вакуоли. А вместе с водой также выводятся продукты обмена, вредные для организма.


Пищеварительные вакуоли обеспечивают переваривание пищи, которая поступает в клетку. Непереваренные остатки пищи у одних организмов могут выделяться в любом месте на поверхности клетки, у других они выводятся через специальные органеллы.

Обрати внимание!

Одноклеточные животные питаются готовыми органическими веществами (бактериями, одноклеточными водорослями и другими одноклеточными организмами). Такой тип питания называется гетеротрофным.

Для одноклеточных, помимо гетеротрофного типа питания, также присущ миксотрофный тип. Формы с таким типом питания на свету способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических (автотрофный тип питания), а в темноте переходят к гетеротрофному типу питания.

Миксотрофный тип питания — смешанный тип питания, при котором организм одновременно способен питаться как авто-, так и гетеротрофно.

Простейшим свойственна раздражимость. Реакции простейших проявляются в виде движения по направлению к источнику раздражения либо в противоположную сторону. Такие реакции называют таксисами.

Раздражимость — способность определённым образом реагировать на изменения окружающей среды.

Таксисы — двигательные реакции в ответ на стимул (раздражитель) по направлению к нему либо от него.

Какие черты роднят эти организмы? Прежде всего то, что у них все функции живого выполняет одна клетка. Их одноклеточное тело обладает функциями целостного организма, с присущими ему физиологическими процессами: дыханием, пищеварением, выделением, размножением и раздражением.

Форма клеток разнообразна и может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) и непостоянной (амеба).

Покровы простейших представлены либо только плазматической мембраной, либо еще и плотной, довольно гибкой и эластичной оболочкой пелликулой, придающей им относительное постоянство формы тела, цитоплазме четко различаются два слоя: поверхностный, более плотный — эктоплазма, и внутренний, более жидкий и зернистый — эндоплазма, в которой располагаются органеллы простейшего.

У пресноводных одноклеточных животных имеются сократительные вакуоли, которые удаляют избыток воды из клетки. У морских и паразитических простейших сократительные вакуоли, как правило, отсутствуют

Органоиды движения : ложноножки, жгутики, реснички. Питание: автотрофное (фотосинтез), гетеротрофное (фагоцитоз, пиноцитоз, осмотически), сапротрофное (мертвая органика).

Размножение: бесполое (делением ядра митозом, а затем продольный или поперечный цитокинез); множественное деление; половое — конъюгация (инфузории) и копуляция (жгутиковые). Раздражимость: Ответные реакции простейших на различные раздражения получили название таксисов. Они проявляются в основном в форме движения.

Таксисы могут быть положительными, если животное движется к источнику раздражения, и отрица­тельными, если оно уходит от раздражителя. Так, эвглене зеленой свойствен положительный фототаксис — движение к источнику света, а инфузории туфельке — отрицательный хемотаксис — движение в обратную сторону от помещенного в воду кристаллика соли и т.д. Таксисы позволяют простей­шим находить наиболее подходящие для их жизни условия и уходить от неблагоприятных воздействий среды.

Газообмен у одноклеточных животных осуществляется всей поверхностью тела. Образ жизни: свободноживущие и паразитирующие.

2.Значение: Санитарная, Почвообразовательная, Образуют залежи мела, Разведка полезных ископаемых, Вызывают протозойные заболевания животных и человека.

3 .Классификация

Класс Жгутиковые (Лямблии, трипаносомы)

Класс Саркодовые (дизентерийная амеба)

Класс Инфузории (Инфузория – туфелька)

Класс Споровики (Малярийный плазмодий)

Жгутиконосцы — одноклеточные организмы, органоидами движения которых служат длинные выросты, называемые жгутиками. Число жгутиков у разных видов разное — от одного до нескольких сотен. Большинство жгутиковых имеют постоянную форму тела, поскольку оно покрыто тонкой и эластичной оболочкой — пелликулой.

Пелликула — наружный плотный слой цитоплазмы, обеспечивающий сохранение постоянной формы клетки.

Эвглена зелёная

Эвглена зелёная распространена в пресноводных водоёмах. В передней части её клетки имеется один жгутик, а около жгутика расположены: сократительная вакуоль, которая выводит излишек воды из организма, и ярко-красный светочувствительный глазок — стигма, который воспринимает изменения освещённости.

Стигма — светочувствительный глазок, способный к определению источника света.

Ближе к задней части клетки располагается ядро.

В цитоплазме эвглены содержатся хлоропласты, заполненные хлорофиллом. Это обеспечивает её способность к фотосинтезу.

Эвглена способна изменять свой характер питания в зависимости от условий окружающей среды. На свету она питается автотрофно, а в темноте — гетеротрофно (поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли). Такой тип питания называется миксотрофный (смешанный).

Через сократительную вакуоль вредные вещества (продукты распада) и избыток воды выводятся наружу.

Эвглена дышит кислородом, растворённым в воде. Газообмен происходит, как и у амёбы, через всю поверхность тела.

Размножение. Размножается эвглена зелёная продольным делением надвое:

К жгутиконосцам относят более 7000 видов. По характеру питания и обмена веществ их делят на растительныхи животных.

К животным жгутиконосцам относится бодо, обитающий в тех же водоёмах, что и растительный жгутиконосец эвглена зелёная.

Строение жгутиконосца бод

1 — клеточный рот; 2 — жгутики; 3 — мембрана; 4 — цитоплазма; 5 — ядро; 6 — митохондрия; 7 — пищеварительная вакуоль.

Бодо движется в воде при помощи двух жгутиков, расположенных на переднем конце тела. Это животное не имеет хлорофилла, поэтому ему свойственно только гетеротрофное питание. Пищей ему служат бактерии, одноклеточные водоросли и микроскопические животные, которых бодо при помощи жгутиков подгоняет ко рту и заглатывает.

Тела колониальных жгутиконосцев состоят из многих клеток.

К животным жгутиконосцам относят многих возбудителей заболеваний человека.

Трипаносома — возбудитель сонной болезни, паразитирует в крови человека.

Трипаносома

На переднем конце клетки начинается жгутик, который продолжается вдоль всей клетки, соединяясь с ней тонкой волнообразной перепонкой.

Переносчик трипаносом — муха цеце. Заболевание распространено в Африке. При укусе больного человека в кишечник мухи попадают трипаносомы и начинают там размножаться. После этого они попадают в слюнные железы насекомого. Если такое насекомое кусает здорового человека, то трипаносомы попадают в его кровеносную систему и вызывают сонную болезнь. Сонная болезнь характеризуется нервными и психическими расстройствами, сонливостью и истощением организма. Это приводит к смерти человека.

Лейшмании — жгутиковые простейшие, паразиты человека, вызывающие заболевание — лейшманиоз.

Лейшмании

Заболевание распространяется москитами.

При укусе больного человека в пищеварительную систему самки москита попадают лейшмании, которые начинают там размножаться. После этого они попадают в слюнные железы москита. При укусе здорового человека лейшмании попадают в его рану. Заболевание проявляется возникновением язв на коже, иногда поражением внутренних органов.

Жизненный цикл лейшманий

В теле москита лейшмании имеют длинный жгутик, веретеноподобную форму.

А в теле человека у них короткий жгутик, круглая форма, они неподвижны.

Лямблии — жгутиковые простейшие, паразитирующие в кишечнике человека.

Строение лямблии

Лямблии попадают в организм человека с употреблением заражённой воды и пищи. В кишечнике человека питаются переваренной пищей. В окружающую среду попадают с фекалиями. Находясь в теле человека, лямблии вырабатывают токсины, которые нарушают работу внутренних органов.

Трихомонады — жгутиковые простейшие, паразитирующие в кишечнике человека. Вызывают кишечный трихомониаз. Питаются трихомонады бактериями, живущими в кишечнике человека, и вызывают диарею. Заражение происходит путём употребления заражённых трихомонадами пищи и воды.

Представители Типа Инфузории, или Ресничные — наиболее высокоорганизованные простейшие животные.

Характерные особенности инфузорий :

на поверхности тела у них имеются реснички (органы передвижения), которые находятся в постоянном движении, что обеспечивает быстрое перемещение инфузорий.

В клетке инфузорий два ядра, разных по размеру и функциям. Большое (вегетативное) ядро — макронуклеус — отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое (генеративное) ядро — микронуклеус — участвует в половом процессе.

Инфузория туфелька

В тех же водоёмах, где живут амёба протей и эвглена зелёная, встречается и это одноклеточное животное длиной 0,5 мм с формой тела, напоминающей туфельку — инфузория туфелька.

Передвижение. Инфузории-туфельки быстро плавают тупым концом вперёд, передвигаясь при помощи ресничек.

На теле инфузории имеется углубление — клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. Около рта располагаются более крупные реснички. Они загоняют в глотку вместе с потоком воды бактерий — основную пищу туфельки. На дне глотки формируется пищеварительная вакуоль, в которую попадает пища. Пищеварительные вакуоли перемещаются в теле инфузории током цитоплазмы. В пищеварительной вакуоли происходит переваривание пищи, переваренные продукты поступают в цитоплазму и используются для жизнедеятельности инфузории.

Оставшиеся в пищеварительной вакуоли непереваренные остатки выбрасываются наружу через особую структуру в заднем конце тела — порошицу.

Выделение. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела.

СОКРАТИТЕЛЬНЫЕ ВАКУОЛИ ВЫВОДЯТ НАРУЖУ ИЗЛИШЕК ВОДЫ.

Как и у других свободноживущих одноклеточных животных, у инфузорий дыхание происходит через покровы тела .

Корненожки — одноклеточные организмы, передвигающиеся при помощи ложноножек (псевдоподий). В основном корненожки живут в одной среде. Питаются водорослями, бактериями и другими простейшими. Размножаются в основном бесполым путём.

Амёба протей

обитает в пресных водоёмах. Амёба не имеет постоянной формы тела, её клетка образует выросты — псевдоподии — за счёт перемещения цитоплазмы. Цитоплазма состоит из 2 слоёв: наружного (эктоплазмы) и внутреннего (эндоплазмы). Клетка имеет одно ядро, пищеварительные вакуоли, сократительную вакуоль и другие органеллы. Размножается амёба делением надвое (см. предыдущий раздел).

Питается амёба путём фагоцитоза.

Фагоцитоз — процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание с использованием пищеварительной вакуоли.

1 — ядро одноклеточного организма;
2 — вакуоль;
3 — бактерия;
4 — поглощённая бактерия

Дизентерийная амёба

паразитирует в кишечнике человека и вызывает заболевание — амёбную дизентерию. Заболевание возникает редко. В основном амёба живёт в кишечнике и питается там бактериями. Но иногда она травмирует стенку кишки, образуя язвы, проникает в кровь и начинает питаться клетками крови, вызывая дизентерию. На определённом этапе паразитирования она попадает в прямую кишку, где образует цисту (инцистируется) и выходит в окружающую среду вместе с калом. Распространяется мухами и может попадать на пищевые продукты.

Фораминиферы (раковинные амёбы)

живут исключительно в солёной воде. Они концентрируют в своём теле кальций, из которого формируют раковинки.

Раковинка выполняет защитную функцию, её стенки пронизаны мельчайшими порами, через которые наружу выходят псевдоподии. Внутри раковинок находятся цитоплазматические органеллы и одно ядро. При размножении у фораминифер чередуются половое и бесполое поколения. Взрослая фораминифера представляет собой бесполое поколение. Она даёт половое поколение, которое даёт жизнь бесполому поколению. Древние фораминиферы принимали участие в образовании меловых гор.

Радиолярии (или Лучевики) и Солнечники — одноклеточные, реже колониальные, простейшие, имеющие минеральный скелет (в состав которого входит кремний), который выполняет защитную функцию. Скелет имеет поры, через которые выходят псевдоподии в виде тонких нитей. Все они — планктонные организмы.

Планктонные организмы — организмы, свободно дрейфующие в толще воды ближе к её поверхности.

Паразитические простейшие — это одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами.

Споровики — одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Их около 4 тыс. видов. Они паразитируют в организмах червей, насекомых, зверей и человека.

Из-за паразитического образа жизни споровики отличаются от других простейших:

у взрослых споровиков нет органоидов движения.

Пищеварительных и сократительных вакуолей нет, так как питание осуществляется всей поверхностью клетки.

Размножение у большинства споровиков бесполое. Клетка паразита распадается на множество дочерних клеток — самостоятельных организмов.

В организме человека может паразитировать около 30 видов простейших. Наиболее опасным для человека является малярийный плазмодий — возбудитель малярии.

Жизненный цикл малярийного плазмодия сложен и протекает со сменой хозяев: малярийный комар (рода Анофелес) — основной хозяин; человек — промежуточный хозяин.

Основной хозяин — организм, внутри которого паразит размножается половым путём.

Промежуточный хозяин — организм, внутри которого паразит размножается бесполым путём. Таких хозяев может быть несколько у одного паразита.

Бесполое размножение: при укусе самкой комара паразиты со слюной комара попадают в кровь человека и проникают в клетки печени. Здесь они делятся и в результате образуют формы, способные поселяться в эритроцитах (красных клетках крови). В эритроцитах плазмодий активно размножается, и в результате плазмодиев становится настолько много, что клетка крови лопается. Паразиты попадают в кровь и поражают её новые клетки. Во время разрыва кровяных клеток у человека возникают приступы лихорадки (высокой температуры тела).

Половое размножение: во время сосания крови больного человека самкой комара плазмодий попадает в пищеварительный тракт комара. Там происходит половое размножение, в результате которого формируются особи следующего (бесполого) поколения. Во время укуса они попадают в кровь человека, и цикл повторяется.

Читайте также: