Конспект по химии 9 класс габриелян параграф 21 кислородные соединения углерода

Обновлено: 07.07.2024

Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли.

ВложениеРазмер
soedineniya_ugleroda.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.

  1. Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода; рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с использованием литературных произведений.
  2. Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет

Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из литературных произведений.

Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Проверка знаний учащихся в виде тестирования.

Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:

I вариант- для алмаза

II вариант – для графита

  1. Прозрачный, бесцветный.
  2. Очень твердый.
  3. Ковалентная неполярная связь.
  4. Не проводит электрический ток.
  5. Используют как добавку в смазке.
  6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
  7. Электропроводен.
  8. Атомная кристаллическая решетка.
  9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
  10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.

Выполняют работу на отдельных листах

Взаимопроверка в парах

I вариант – 1,2,3,4,8,10

II вариант – 3,5,6,7,8,9,10

Формулировка темы урока, его цели

Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме

№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)

Учащиеся работают со схемой № 1.

Верите ли вы что:

- угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да)

- угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет)

- угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да)

- CO 2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)

- углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да)

Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение

Работа с текстами художественных произведений

У вас на партах лежат листы с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода и к которым мы будем обращаться в течение урока.

Углерод образует 2 оксида - СО (оксид углерода II) и СО 2 ( оксид углерода IV), и, чтобы узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2.

Учащиеся читают тексты и говорят тривиальные названия оксидов углерода

Физические свойства оксидов углерода

На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим материалом. Вы должны найти информацию в Интернете и заполнить таблицу.

Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (IV)

Плотность по воздуху

Учащиеся ищут информацию в Интернете и заполняют таблицу

Химические свойства оксида углерода (II)

Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему?

А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О 2 = СО 2

Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе 2 О 3 + 3СО = 2Fе + 3СО 2

Уч-ся отвечают на вопрос

Записывают уравнения реакций

Химические свойства оксида углерода (IV)

Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)?

Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:

А) с водой: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 – угольная кислота

Б) с основным оксидами СаО + СО 2 = СаСО 3

В) со щелочами: Са(ОН) 2 + СО 2 = СаСО 3 + Н 2 О – качеств реакция (Выполнение опыта)

Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид

Уч-ся записывают уравнения реакций

Работа с текстом № 3

Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его кислотной природы.

Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

Уч-ся работают с текстом № 3

Высказывают свои предположения

Окислительно – восстановительные свойства углекислого газа

А) взаимодействие с углеродом: С + СО 2 = 2СО

Б) горение магния: 2Мg + СО 2 = 2 МgО + С ( Видеоопыт)

Уч-ся записывают уравнения реакций

Работа с текстом № 4

О каком веществе идет речь?

Читают текст № 4

Отвечают на вопрос

О действии угарного газа на организм человека нам сообщит учащийся _________.

Работа с текстом № 5

Вернемся к тексту № 5.

« Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой.

Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты

Учащиеся работают с текстом и характеризуют угольную к-ту

Заполняют пропуски в тексте

Соли угольной кислоты

Соли угольной кислоты. Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония.

Обратите внимание на нижнюю часть изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем похожи карбонаты?

На земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Каррары.

Превосходный зодчий, он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Строит он за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Отвечают на вопрос

Работа с текстом № 6

А теперь прочитайте текст № 6

Ответьте на вопрос: из-за чего Известняк получил свое название? СаСО 3 = СаО + CO 2 ↑

Работают с текстом

Отвечают на вопрос и записывают ур-е

Работа с текстом

Работают с текстом

Отвечают на вопрос

Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7).

СаСО 3 + 2НСl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑

Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.

Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции

Работа с текстом № 8

Кислые соли, как правило, растворимы в воде.

Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. (Читают текст 8).

В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка - карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.

По крутой тропинке горной

Вниз бежал поток проворный.

Нес он в горную породу

Углекислый газ и воду.

Как-то, где-то и когда-то

Он, встречаясь с карбонатом,

Говорил: «Тебя размою,

Но злосчастный известняк

Не откликнулся никак,

Потому что растворился.

А ручей бурлил и злился,

В озорстве не знал он меры…

Оттого в земле пещеры!

Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает временная и постоянная. О ней вы прочтете дома.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

городского округа - город Камышин

Волгоградской области

Урок химии в 9 классе

«Кислородные соединения углерода,

Учитель химии

Загирова Ирина Николаевна

http://thumbs.dreamstime.com/thumblarge_311/1221727714tQfPP2.jpg

«Кислородные соединения углерода,

Химик не такой должен быть, который дальше дыму

и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании

опытных данных может делать теоретические выводы.
М.В. Ломоносов

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Подход: индуктивный (от частного к общему).

Оборудование:

лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, газоотводная трубка с резиновой пробкой, спички, лучинки.

вода, метиловый оранжевый, известковая вода Са(ОН) 2 , раствор поваренной соли NaCl , мрамор CaCO 3.

Познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением.

Обучающая

Исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства оксидов углерода, способы их получения

Развивающая

Формировать научное мировоззрение , умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.

Воспитательная

Формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение. Продолжить развитие навыков самообразования, поиска информации с помощью Internet – технологий;

Этапы урока-исследования:

Вводно-мотивационный

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Введение в тему урока.

Постановка целей урока.

II . Операционно-познавательный этап.

Постановка учебной проблемы

Создание проблемной ситуации

Определение пути исследования

Выводы (интерпретация) по результатам исследования

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Организационный момент. 1 минута

Желаю успеха в получении новых знаний.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 5 минут

- Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал. --- Определите, о каком элементе и его разновидностях идёт речь? СЛАЙД 2.

лемент – углерод. Разновидности элемента – графит и алмаз )

-Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам?

( - Имеют разное строение кристаллических решёток ) СЛАЙД 3

-Какие ещё вещества, состоящие из атомов углерода, вы знаете?

(Уголь, сажа . Возможный вариант - карбин, фуллерен)

- Где применяются данные вещества?

( Уголь как топливо, в медицине - таблетки активированного угля (карбален), в противогазах, в фильтрах для очистки воды; сажа – крем для обуви, наполнитель для получения резиновых покрышек, для приготовления чёрной типографской краски, картриджи.)

- А теперь вспомним химические свойства углерода.

В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле.

- Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их.

(Угарный газ и углекислый газ: 2C + O 2 (недост.) =2CO
C + O
2 ( изб .) = С O 2. ) СЛАЙД 4

- Назовите химическое свойство углерода, которое проявляется в данной реакции.

(Углерод реагирует с неметаллами (с кислородом), в данной реакции проявляет восстановительные свойства )

3. Введение в тему урока. 1 минута

-Перечислите другие химические свойства углерода, которые вы изучили

(- Углерод реагирует с металлами, водой и восстанавливает металлы из их оксидов)

4.Постановка целей урока. 2 минуты

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Не забудьте, что сегодня – урок исследование.

( Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химическое исследование на получение и распознавание данных веществ , объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.)

II . ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мотивация. 1 минута

Углерод и его соединения имеют огромное значение для человека, широко распространены в природе. СЛАЙД 7. Тот факт, что в человеческом организме содержится 16 кг атомов углерода (это составляет 1 333 333 моль вещества или 8*10 41 степени атомов) говорит об углероде как основе всего живого.

-Как вы думаете, о каких кислородных соединениях пойдет речь на уроке?

(Углекислый и угарный газы. Возможный ответ: угольная кислота, карбонаты).

2.Постановка учебной проблемы. 5 минут

- С чего мы начинаем традиционно изучение веществ?

(С изучения физических и химических свойств веществ.)

-Предлагаю вам алгоритм работы по определению физических свойств углекислого и угарного газов.

-Параметры вы видите на экране. Работать будем самостоятельно, по материалу учебнику п.30, стр. 172-173, I вариант - углекислый газ, II вариант – угарный газ, ответы по каждому параметру запишите в тетрадь. Время работы – 2 мин.

Углекислый газ

Угарный газ

растворим в воде

5.Растворимость в воде

растворим в воде

Несолеобразующий

Молекулярная

Молекулярная

Ковалентная полярная

*Тип химической связи

Ковалентная полярная

-Приготовьтесь оба варианта, физические свойства будем называть одновременно. Вставать не нужно.

(Учащиеся поочередно отвечают)

-Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу: СЛАЙД 9

В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.

Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми?

(Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывающие недостаток кислорода, гибнут. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха).

-Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства.

Мы определили, что углекислый газ – это кислотный оксид, значит, для него характерны химические свойства кислотных оксидов. Назовите эти химические свойства.

(Взаимодействие с водой, щелочами, основными и амфотерными оксидами).

- Продолжаем работу по определению химических свойств вещества.

- Допишите реакции, соответствующие химическим свойствам углекислого газа.

- Кто может дописать следующие реакции:

(Учащиеся записывают реакции на доске)

3. Создание проблемной ситуации. 3 минуты

- Посмотрите видеоопыт и назовите специфическое свойство углекислого газа, записав реакцию на доске, подумайте над вариантами применения данного свойства в жизни.

-О каком свойстве углекислого газа идёт речь в опыте? Его применение в жизни?

(Горение магния в атмосфере углекислого газа. Можно применить в пиротехнике, при создании фейерверков, салютов) СЛАЙД 10

- Кто может записать реакцию на доске?

( 2 Mg + CO 2 = 2 MgO + С)

4.Определение пути исследования. 1 минута

Полученные знания помогут нам в практическом исследовании.

- Что будет предметом или объектом нашего исследования?

(Углекислый и угарный газ)

- Какая проблема может возникнуть при исследовании данных кислородных соединений углерода?

(Углекислый газ – неядовитое вещество, угарный газ – сильнейший яд) СЛАЙД 11

- Какое из веществ мы сможем получить в наших лабораторных условиях без вреда для здоровья, путём проведения практического эксперимента?

(Только углекислый газ, потому что в малой концентрации он не опасен для здоровья)

5.Проведение исследования. 7 минут

Значит, исследование угарного газа мы можем проводить теоретически. СЛАЙД 12. Предлагаю 2 учащимся исследовать его свойства путём мысленного эксперимента с использованием дополнительных источников информации. Желающие?

Работайте по инструкции.

- Перед проведением практической работы по химии, вспомните о соблюдении правил по технике безопасности. Посмотрите на СЛАЙД 13

Перед вами инструкция по выполнению исследовательской работы в парах.

Выполнять задания следует строго по инструкции.

Время работы - 7 минут. СЛАЙД 15

(Учащиеся выполняют исследование)

( Выполнять практическое задание только по инструкции, руками вещества не трогать, пользоваться только лабораторным оборудованием, низко не наклоняться над реактивами, пробовать на вкус нельзя, нюхать вещества правильно…. )

6.Выводы по результатам исследования. 10 минут

Время проверки результатов вашего эксперимента подошло.

( Учащиеся рассказывают о проведённом исследовании, записывают реакции на доске)

Восстановительное свойство оксида углерода (II) позволяет человечеству получать миллионы тонн чугуна и стали, но угарный газ – сильнейший яд. При вдыхании воздуха, содержащего всего лишь 0,1% CO , человек может потерять сознание и умереть. Как обезопасить себя при работе с ядовитыми веществами?

(- Проявлять осторожность при работе с этим веществом, а также знать средства оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.)

-При оказании первой помощи при отравлении угарным газом, что следует сделать в первую очередь?

(Обеспечить доступ свежего воздуха, положить в горизонтальное положение, голову повернуть на бок, расстегнуть воротник, расслабить ремень, вызвать скорую помощь)

Сделайте вывод о свойствах угарного газа.

(Угарный газ – восстановитель, применяется в металлургии, является ядовитым веществом)

- Группа учащихся исследовала химические свойства углекислого газа. Кто из вас готов поделиться информацией? Один учащийся делает вывод по исследованию, другой записывает реакцию на доске.

(Учащиеся рассказывают о проведённом эксперименте, записывают реакции на доске)

( В лабораторном опыте мы получали углекислый газ действием соляной кислоты на мрамор – карбонат кальция. Клеопатра растворяла жемчужину, тот же карбонат кальция, в уксусной кислоте, при этой реакции выделялись пузырьки углекислого газа .)

- Назовите общий лабораторный способ получения углекислого газа.

( Углекислый газ в лаборатории получают действием кислот на соли – карбонаты.)

- Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие. Фотосинтез и парниковый эффект. СЛАЙД 17, 18

( Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету . Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта и увеличению средней температуры на Земле, что может привести к таянию ледников, экологической катастрофе. Связь: оба процесса происходят с участием углекислого газа, противоречие: фотосинтез – процесс, обеспечивающий жизнь на Земле, а усиление парникового эффекта может привести к гибли всего живого на планете)

- Молодцы, вам удалось исследовать такие важные кислородные соединения углерода.

- Спасибо за ваши ответы на уроке. СЛАЙД 19

Домашнее задание. 1 минута

Вы готовы выполнить домашнее задание, которое будет разноуровневым: П.30 (до стр.175), две задачи повышенной сложности, два задания средней степени сложности. Вы можете выбрать любое из заданий по своим возможностям.

III . РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

1.Подведение итогов урока . 2 минуты

( Бенефис – театрализованное представление в честь одного из участников, признательность, воспевание, восхваление. Возможный ответ: праздник)

- Возможно такое название нашего урока в честь Углерода?

(Возможно, так как углерод и его соединения играют огромную роль в природе и в жизни человека)

- Через несколько уроков вы начнёте изучать органическую химию, её называют химией соединений углерода, так как в состав каждого органического вещества (а этих веществ насчитывается более 25 миллионов), входит элемент углерод. Углерод - основа всей живой природы!

-Какую пользу вы извлекли для себя на сегодняшнем уроке?

(Теперь мы знаем, где применяются оксиды углерода и какова их роль на нашей планете)

-Что вам помогло в приобретении новых знаний?

( Исследование, эксперимент, групповая работа в парах)

-Достигли мы своей цели урока? Каким образом? СЛАЙД 22

(Достигли, так как на уроке исследовали свойства кислородных соединений углерода, познакомились со способом получения, а также узнали, в каких областях жизни применяются данные вещества, их практическое значение для нас)

Рефлексия. 1 минута

Оцените свою работу на уроке по индикаторной шкале рН. Каждому цвету соответствует низкая, средняя, высокая степень удовлетворенности вашей работой на уроке.

Оборудование: карбонат кальция, р-р. HCI, пробирки, лакмус.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения: учебник, таблицы, коллекция минералов химические вещества, мультимедиа.

I. Строение атома

Определите положение углерода в ПСХЭ.

Углерод – элемент IV группы, главной подгруппы.

Электронная формула: +12 С 1s 2 2s 2 2p 2

1. Нормальное состояние атома углерода


В нормальном состоянии атом углерода имеет степень окисления +2.

В данной степени окисления углерод образует оксид – СО

2. Возбужденное состояние атома углерода

В возбужденном состоянии атом углерода имеет степень окисления +4.
В данной степени окисления углерод образует оксид – СО2

II. Физические свойства. Работа с учебником

Используйте учебник с.172-173, заполните таблицу

Сравнительная характеристика оксидов углерода (II) и (IV)

III. Химические свойства. Составление опорного конспекта.

IV. Кислородные соединения углерода. Изучение коллекции минералов.

Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов:

Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaCO3)
Коллекция минералов

Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики.

V. Качественные реакции на карбонат-ион (CO3 2– )

Лабораторный опыт. Получение оксида углерода (IV), качественная реакция на карбонат – ион (CO3 2– )

В пробирку помещаем несколько кусочков мела или мрамора и приливаем 2-3 мл. разбавленной соляной кислоты. Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл. известковой воды.
Записать уравнения возможных реакций и представить их в ионном виде:

Помутнение известковой воды дает основание, что в данном растворе образовался карбонат кальция, дальнейшее пропускание углекислого газа ведет к получению растворимого гидрокарбоната – Ca (HCO3)2

VI. Закрепление материала

Генетические ряды C +2 , C +4 . (работа в парах)

Проверка у доски.

VII. Домашнее задание

VIII. Итоги урока

Учитель подводит итог урока, объявляет оценки за урок, отмечает активных учащихся на уроке.

IX. Литература

1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник. 9 класс. – М., Дрофа, 2006.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М., Дрофа, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Кислородные соединения углерода.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах.

  • продолжить знакомить учащихся с элементами IV группы главной подгруппы;
  • изучить состав, строение, свойства и применение углерода (II и IV);
  • формировать умение сравнивать состав и строение оксидов углерода, указать причины их сходства и отличия;
  • уметь доказывать химические свойства оксидов (II и IV), записывать уравнения в молекулярном и ионном виде;
  • продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнения, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование;
  • развивать навыки самообразовательной работы: умение работать с таблицами, учебником, составлять схемы сравнения;
  • продолжить экологическое образование, воспитание учащихся;
  • способствовать повышению интереса к предмету.

Оборудование: Прибор для собирания газов СаСО3, НСl, Са(ОН)2; растворы Nа2СО3, NaCl, Na2SO4, NаОН; химические стаканы, стекло, пипетка, пробирки, набор горных пород и минералов; презентации.

Словарь:

  • Аллотропия
  • Адсорбция
  • Фуллерен
  • Парниковый эффек
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Опрос домашнего задания.

( 1 учащийся готовится к ответу у доски по домашнему упражнению)

Определите степень окисления углерода. Как распознать СI-ион (написать уравнение у доски).

  1. Дать название веществам: СаСО3 ,СО2, Са(ОН)2
  2. Что такое оксиды, какие они бывают?
  1. Химический диктант:
  1. Химический элементIVгруппы главной подгруппы, у которого наиболее выражены неметаллические свойства (окислительные). (С)
  2. Химический элемент, у которого три энергетических уровны (три слоя), на внешнем 4 электрона (Si)
  3. Химический элементIVгруппы главной подгруппы, у которого наибольший радиус атома (металл) (Рb)
  4. Оксид углерода (II)
  5. Явление, при котором один элемент образует несколько простых веществ (Аллотропия)

4. Работа у доски:

а)первому учащемуся задача; б) дать характеристику С, Si.

5. Работа по карточке. (индивидуальная работа)

6. Фронтальная беседа по вопросам:

1. перечислить элемента IV группы главной подгруппы (А)

2. как меняются свойства в группе сверху вниз

б) металлические свойства;

в) окислительные свойства.

3. Что общего в строении элементов IV группы главной подгруппы?

4. Выбрать степени окисления углерода:

5. Что такое аллотропия (пример)?

6. Чем алмаз отличается от графита, в чем сходство? Как доказать, что они состоят из одного элемента?

Читайте также: