Конспект по химии 9 класс габриелян параграф 21 кислородные соединения углерода
Обновлено: 07.07.2024
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения углерода." Урок построен на работе с текстами из художественных произведений, описывающих оксиды углерода, угольную кислоту и её соли.
Вложение | Размер |
---|---|
soedineniya_ugleroda.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.
- Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода; рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с использованием литературных произведений.
- Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет
Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из литературных произведений.
Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания.
Слушают учителя, настраиваются на работу.
Проверка знаний учащихся в виде тестирования.
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I вариант- для алмаза
II вариант – для графита
- Прозрачный, бесцветный.
- Очень твердый.
- Ковалентная неполярная связь.
- Не проводит электрический ток.
- Используют как добавку в смазке.
- Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
- Электропроводен.
- Атомная кристаллическая решетка.
- Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
- При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
Выполняют работу на отдельных листах
Взаимопроверка в парах
I вариант – 1,2,3,4,8,10
II вариант – 3,5,6,7,8,9,10
Формулировка темы урока, его цели
Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме
№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)
Учащиеся работают со схемой № 1.
Верите ли вы что:
- угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да)
- угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет)
- угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да)
- CO 2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)
- углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да)
Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение
Работа с текстами художественных произведений
У вас на партах лежат листы с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода и к которым мы будем обращаться в течение урока.
Углерод образует 2 оксида - СО (оксид углерода II) и СО 2 ( оксид углерода IV), и, чтобы узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2.
Учащиеся читают тексты и говорят тривиальные названия оксидов углерода
Физические свойства оксидов углерода
На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим материалом. Вы должны найти информацию в Интернете и заполнить таблицу.
Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль
Оксид углерода (II)
Оксид углерода (IV)
Плотность по воздуху
Учащиеся ищут информацию в Интернете и заполняют таблицу
Химические свойства оксида углерода (II)
Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему?
А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О 2 = СО 2
Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе 2 О 3 + 3СО = 2Fе + 3СО 2
Уч-ся отвечают на вопрос
Записывают уравнения реакций
Химические свойства оксида углерода (IV)
Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)?
Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:
А) с водой: СО 2 + Н 2 О = Н 2 СО 3 – угольная кислота
Б) с основным оксидами СаО + СО 2 = СаСО 3
В) со щелочами: Са(ОН) 2 + СО 2 = СаСО 3 + Н 2 О – качеств реакция (Выполнение опыта)
Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид
Уч-ся записывают уравнения реакций
Работа с текстом № 3
Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его кислотной природы.
Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания.
Уч-ся работают с текстом № 3
Высказывают свои предположения
Окислительно – восстановительные свойства углекислого газа
А) взаимодействие с углеродом: С + СО 2 = 2СО
Б) горение магния: 2Мg + СО 2 = 2 МgО + С ( Видеоопыт)
Уч-ся записывают уравнения реакций
Работа с текстом № 4
О каком веществе идет речь?
Читают текст № 4
Отвечают на вопрос
О действии угарного газа на организм человека нам сообщит учащийся _________.
Работа с текстом № 5
Вернемся к тексту № 5.
« Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой.
Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты
Учащиеся работают с текстом и характеризуют угольную к-ту
Заполняют пропуски в тексте
Соли угольной кислоты
Соли угольной кислоты. Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония.
Обратите внимание на нижнюю часть изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем похожи карбонаты?
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары.
Превосходный зодчий, он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Строит он за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Отвечают на вопрос
Работа с текстом № 6
А теперь прочитайте текст № 6
Ответьте на вопрос: из-за чего Известняк получил свое название? СаСО 3 = СаО + CO 2 ↑
Работают с текстом
Отвечают на вопрос и записывают ур-е
Работа с текстом
Работают с текстом
Отвечают на вопрос
Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7).
СаСО 3 + 2НСl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 ↑
Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.
Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции
Работа с текстом № 8
Кислые соли, как правило, растворимы в воде.
Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. (Читают текст 8).
В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка - карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.
По крутой тропинке горной
Вниз бежал поток проворный.
Нес он в горную породу
Углекислый газ и воду.
Как-то, где-то и когда-то
Он, встречаясь с карбонатом,
Говорил: «Тебя размою,
Но злосчастный известняк
Не откликнулся никак,
Потому что растворился.
А ручей бурлил и злился,
В озорстве не знал он меры…
Оттого в земле пещеры!
Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает временная и постоянная. О ней вы прочтете дома.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа - город Камышин
Волгоградской области
Урок химии в 9 классе
«Кислородные соединения углерода,
Учитель химии
Загирова Ирина Николаевна
«Кислородные соединения углерода,
Химик не такой должен быть, который дальше дыму
и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании
опытных данных может делать теоретические выводы.
М.В. Ломоносов
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Подход: индуктивный (от частного к общему).
Оборудование:
лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, газоотводная трубка с резиновой пробкой, спички, лучинки.
вода, метиловый оранжевый, известковая вода Са(ОН) 2 , раствор поваренной соли NaCl , мрамор CaCO 3.
Познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением.
Обучающая
Исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства оксидов углерода, способы их получения
Развивающая
Формировать научное мировоззрение , умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.
Воспитательная
Формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение. Продолжить развитие навыков самообразования, поиска информации с помощью Internet – технологий;
Этапы урока-исследования:
Вводно-мотивационный
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Введение в тему урока.
Постановка целей урока.
II . Операционно-познавательный этап.
Постановка учебной проблемы
Создание проблемной ситуации
Определение пути исследования
Выводы (интерпретация) по результатам исследования
Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов урока
ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Организационный момент. 1 минута
Желаю успеха в получении новых знаний.
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 5 минут
- Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал. --- Определите, о каком элементе и его разновидностях идёт речь? СЛАЙД 2.
(Э лемент – углерод. Разновидности элемента – графит и алмаз )
-Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам?
( - Имеют разное строение кристаллических решёток ) СЛАЙД 3
-Какие ещё вещества, состоящие из атомов углерода, вы знаете?
(Уголь, сажа . Возможный вариант - карбин, фуллерен)
- Где применяются данные вещества?
( Уголь как топливо, в медицине - таблетки активированного угля (карбален), в противогазах, в фильтрах для очистки воды; сажа – крем для обуви, наполнитель для получения резиновых покрышек, для приготовления чёрной типографской краски, картриджи.)
- А теперь вспомним химические свойства углерода.
В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле.
- Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их.
(Угарный газ и углекислый газ: 2C + O 2 (недост.) =2CO
C + O 2 ( изб .) = С O 2. ) СЛАЙД 4
- Назовите химическое свойство углерода, которое проявляется в данной реакции.
(Углерод реагирует с неметаллами (с кислородом), в данной реакции проявляет восстановительные свойства )
3. Введение в тему урока. 1 минута
-Перечислите другие химические свойства углерода, которые вы изучили
(- Углерод реагирует с металлами, водой и восстанавливает металлы из их оксидов)
4.Постановка целей урока. 2 минуты
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Не забудьте, что сегодня – урок исследование.
( Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химическое исследование на получение и распознавание данных веществ , объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.)
II . ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Мотивация. 1 минута
Углерод и его соединения имеют огромное значение для человека, широко распространены в природе. СЛАЙД 7. Тот факт, что в человеческом организме содержится 16 кг атомов углерода (это составляет 1 333 333 моль вещества или 8*10 41 степени атомов) говорит об углероде как основе всего живого.
-Как вы думаете, о каких кислородных соединениях пойдет речь на уроке?
(Углекислый и угарный газы. Возможный ответ: угольная кислота, карбонаты).
2.Постановка учебной проблемы. 5 минут
- С чего мы начинаем традиционно изучение веществ?
(С изучения физических и химических свойств веществ.)
-Предлагаю вам алгоритм работы по определению физических свойств углекислого и угарного газов.
-Параметры вы видите на экране. Работать будем самостоятельно, по материалу учебнику п.30, стр. 172-173, I вариант - углекислый газ, II вариант – угарный газ, ответы по каждому параметру запишите в тетрадь. Время работы – 2 мин.
Углекислый газ
Угарный газ
растворим в воде
5.Растворимость в воде
растворим в воде
Несолеобразующий
Молекулярная
Молекулярная
Ковалентная полярная
*Тип химической связи
Ковалентная полярная
-Приготовьтесь оба варианта, физические свойства будем называть одновременно. Вставать не нужно.
(Учащиеся поочередно отвечают)
-Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу: СЛАЙД 9
В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.
Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми?
(Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывающие недостаток кислорода, гибнут. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха).
-Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства.
Мы определили, что углекислый газ – это кислотный оксид, значит, для него характерны химические свойства кислотных оксидов. Назовите эти химические свойства.
(Взаимодействие с водой, щелочами, основными и амфотерными оксидами).
- Продолжаем работу по определению химических свойств вещества.
- Допишите реакции, соответствующие химическим свойствам углекислого газа.
- Кто может дописать следующие реакции:
(Учащиеся записывают реакции на доске)
3. Создание проблемной ситуации. 3 минуты
- Посмотрите видеоопыт и назовите специфическое свойство углекислого газа, записав реакцию на доске, подумайте над вариантами применения данного свойства в жизни.
-О каком свойстве углекислого газа идёт речь в опыте? Его применение в жизни?
(Горение магния в атмосфере углекислого газа. Можно применить в пиротехнике, при создании фейерверков, салютов) СЛАЙД 10
- Кто может записать реакцию на доске?
( 2 Mg + CO 2 = 2 MgO + С)
4.Определение пути исследования. 1 минута
Полученные знания помогут нам в практическом исследовании.
- Что будет предметом или объектом нашего исследования?
(Углекислый и угарный газ)
- Какая проблема может возникнуть при исследовании данных кислородных соединений углерода?
(Углекислый газ – неядовитое вещество, угарный газ – сильнейший яд) СЛАЙД 11
- Какое из веществ мы сможем получить в наших лабораторных условиях без вреда для здоровья, путём проведения практического эксперимента?
(Только углекислый газ, потому что в малой концентрации он не опасен для здоровья)
5.Проведение исследования. 7 минут
Значит, исследование угарного газа мы можем проводить теоретически. СЛАЙД 12. Предлагаю 2 учащимся исследовать его свойства путём мысленного эксперимента с использованием дополнительных источников информации. Желающие?
Работайте по инструкции.
- Перед проведением практической работы по химии, вспомните о соблюдении правил по технике безопасности. Посмотрите на СЛАЙД 13
Перед вами инструкция по выполнению исследовательской работы в парах.
Выполнять задания следует строго по инструкции.
Время работы - 7 минут. СЛАЙД 15
(Учащиеся выполняют исследование)
( Выполнять практическое задание только по инструкции, руками вещества не трогать, пользоваться только лабораторным оборудованием, низко не наклоняться над реактивами, пробовать на вкус нельзя, нюхать вещества правильно…. )
6.Выводы по результатам исследования. 10 минут
Время проверки результатов вашего эксперимента подошло.
( Учащиеся рассказывают о проведённом исследовании, записывают реакции на доске)
Восстановительное свойство оксида углерода (II) позволяет человечеству получать миллионы тонн чугуна и стали, но угарный газ – сильнейший яд. При вдыхании воздуха, содержащего всего лишь 0,1% CO , человек может потерять сознание и умереть. Как обезопасить себя при работе с ядовитыми веществами?
(- Проявлять осторожность при работе с этим веществом, а также знать средства оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.)
-При оказании первой помощи при отравлении угарным газом, что следует сделать в первую очередь?
(Обеспечить доступ свежего воздуха, положить в горизонтальное положение, голову повернуть на бок, расстегнуть воротник, расслабить ремень, вызвать скорую помощь)
Сделайте вывод о свойствах угарного газа.
(Угарный газ – восстановитель, применяется в металлургии, является ядовитым веществом)
- Группа учащихся исследовала химические свойства углекислого газа. Кто из вас готов поделиться информацией? Один учащийся делает вывод по исследованию, другой записывает реакцию на доске.
(Учащиеся рассказывают о проведённом эксперименте, записывают реакции на доске)
( В лабораторном опыте мы получали углекислый газ действием соляной кислоты на мрамор – карбонат кальция. Клеопатра растворяла жемчужину, тот же карбонат кальция, в уксусной кислоте, при этой реакции выделялись пузырьки углекислого газа .)
- Назовите общий лабораторный способ получения углекислого газа.
( Углекислый газ в лаборатории получают действием кислот на соли – карбонаты.)
- Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие. Фотосинтез и парниковый эффект. СЛАЙД 17, 18
( Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету . Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта и увеличению средней температуры на Земле, что может привести к таянию ледников, экологической катастрофе. Связь: оба процесса происходят с участием углекислого газа, противоречие: фотосинтез – процесс, обеспечивающий жизнь на Земле, а усиление парникового эффекта может привести к гибли всего живого на планете)
- Молодцы, вам удалось исследовать такие важные кислородные соединения углерода.
- Спасибо за ваши ответы на уроке. СЛАЙД 19
Домашнее задание. 1 минута
Вы готовы выполнить домашнее задание, которое будет разноуровневым: П.30 (до стр.175), две задачи повышенной сложности, два задания средней степени сложности. Вы можете выбрать любое из заданий по своим возможностям.
III . РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
1.Подведение итогов урока . 2 минуты
( Бенефис – театрализованное представление в честь одного из участников, признательность, воспевание, восхваление. Возможный ответ: праздник)
- Возможно такое название нашего урока в честь Углерода?
(Возможно, так как углерод и его соединения играют огромную роль в природе и в жизни человека)
- Через несколько уроков вы начнёте изучать органическую химию, её называют химией соединений углерода, так как в состав каждого органического вещества (а этих веществ насчитывается более 25 миллионов), входит элемент углерод. Углерод - основа всей живой природы!
-Какую пользу вы извлекли для себя на сегодняшнем уроке?
(Теперь мы знаем, где применяются оксиды углерода и какова их роль на нашей планете)
-Что вам помогло в приобретении новых знаний?
( Исследование, эксперимент, групповая работа в парах)
-Достигли мы своей цели урока? Каким образом? СЛАЙД 22
(Достигли, так как на уроке исследовали свойства кислородных соединений углерода, познакомились со способом получения, а также узнали, в каких областях жизни применяются данные вещества, их практическое значение для нас)
Рефлексия. 1 минута
Оцените свою работу на уроке по индикаторной шкале рН. Каждому цвету соответствует низкая, средняя, высокая степень удовлетворенности вашей работой на уроке.
Оборудование: карбонат кальция, р-р. HCI, пробирки, лакмус.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: учебник, таблицы, коллекция минералов химические вещества, мультимедиа.
I. Строение атома
Определите положение углерода в ПСХЭ.
Углерод – элемент IV группы, главной подгруппы.
Электронная формула: +12 С 1s 2 2s 2 2p 2
1. Нормальное состояние атома углерода
В нормальном состоянии атом углерода имеет степень окисления +2.
В данной степени окисления углерод образует оксид – СО
2. Возбужденное состояние атома углерода
В возбужденном состоянии атом углерода имеет степень окисления +4.
В данной степени окисления углерод образует оксид – СО2
II. Физические свойства. Работа с учебником
Используйте учебник с.172-173, заполните таблицу
Сравнительная характеристика оксидов углерода (II) и (IV)
III. Химические свойства. Составление опорного конспекта.
IV. Кислородные соединения углерода. Изучение коллекции минералов.
Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов:
Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaCO3) Коллекция минералов |
Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики.
V. Качественные реакции на карбонат-ион (CO3 2– )
Лабораторный опыт. Получение оксида углерода (IV), качественная реакция на карбонат – ион (CO3 2– )
В пробирку помещаем несколько кусочков мела или мрамора и приливаем 2-3 мл. разбавленной соляной кислоты. Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл. известковой воды.
Записать уравнения возможных реакций и представить их в ионном виде:
Помутнение известковой воды дает основание, что в данном растворе образовался карбонат кальция, дальнейшее пропускание углекислого газа ведет к получению растворимого гидрокарбоната – Ca (HCO3)2
VI. Закрепление материала
Генетические ряды C +2 , C +4 . (работа в парах)
Проверка у доски.
VII. Домашнее задание
VIII. Итоги урока
Учитель подводит итог урока, объявляет оценки за урок, отмечает активных учащихся на уроке.
IX. Литература
1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник. 9 класс. – М., Дрофа, 2006.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М., Дрофа, 2006.
Тема: Кислородные соединения углерода.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Систематизировать и расширить знания учащихся об оксидах и их свойствах.
- продолжить знакомить учащихся с элементами IV группы главной подгруппы;
- изучить состав, строение, свойства и применение углерода (II и IV);
- формировать умение сравнивать состав и строение оксидов углерода, указать причины их сходства и отличия;
- уметь доказывать химические свойства оксидов (II и IV), записывать уравнения в молекулярном и ионном виде;
- продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнения, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование;
- развивать навыки самообразовательной работы: умение работать с таблицами, учебником, составлять схемы сравнения;
- продолжить экологическое образование, воспитание учащихся;
- способствовать повышению интереса к предмету.
Оборудование: Прибор для собирания газов СаСО3, НСl, Са(ОН)2; растворы Nа2СО3, NaCl, Na2SO4, NаОН; химические стаканы, стекло, пипетка, пробирки, набор горных пород и минералов; презентации.
Словарь:
- Аллотропия
- Адсорбция
- Фуллерен
- Парниковый эффек
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Опрос домашнего задания.
( 1 учащийся готовится к ответу у доски по домашнему упражнению)
Определите степень окисления углерода. Как распознать СI-ион (написать уравнение у доски).
- Дать название веществам: СаСО3 ,СО2, Са(ОН)2
- Что такое оксиды, какие они бывают?
- Химический диктант:
- Химический элементIVгруппы главной подгруппы, у которого наиболее выражены неметаллические свойства (окислительные). (С)
- Химический элемент, у которого три энергетических уровны (три слоя), на внешнем 4 электрона (Si)
- Химический элементIVгруппы главной подгруппы, у которого наибольший радиус атома (металл) (Рb)
- Оксид углерода (II)
- Явление, при котором один элемент образует несколько простых веществ (Аллотропия)
4. Работа у доски:
а)первому учащемуся задача; б) дать характеристику С, Si.
5. Работа по карточке. (индивидуальная работа)
6. Фронтальная беседа по вопросам:
1. перечислить элемента IV группы главной подгруппы (А)
2. как меняются свойства в группе сверху вниз
б) металлические свойства;
в) окислительные свойства.
3. Что общего в строении элементов IV группы главной подгруппы?
4. Выбрать степени окисления углерода:
5. Что такое аллотропия (пример)?
6. Чем алмаз отличается от графита, в чем сходство? Как доказать, что они состоят из одного элемента?
Читайте также: