Язык волшебное зеркало мира и национальной культуры конспект урока 5 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

2 Задачи урока: закрепить навыки комплексного анализа текста развивать навыки поисковой работы развивать умение аргументированно излагать свою позицию воспитывать у учащихся интерес и внимательное отношение к языку, произведениям народного творчества

5 Схема анализа текста 1. Тема текста (о чем текст?) 2.Проблема текста (какие вопросы рассматривает автор?) 3. Цель текста, основная идея (зачем автор написал текст?) 4. Средства, используемые автором для выражения идеи: заголовок, ключевые слова, структура текста, языковые средства (почему были использованы именно эти языковые средства?)

6 Работа со словарём Уточните значение слов; если оно многозначное, то определите, в каком значении оно употребляется в тексте. 1.Культура 2.Цивилизация 3.Сокровищница

11 Укажите ключевые слова текста язык сокровища богатство пословицы народ

12 Ключевые слова микротемы 1 пословицы выражение ум история мировоззрение народ

13 Ключевые слова микротемы 2 пословицы мудрость поколение Ключевые слова микротемы 3 пословицы человеческие отношения

14 Ключевые слова микротемы 4 пословицы изучение культура

15 План текста 1.Пословицы – форма выражения народной истории. 2.Пословицы – мостик от одного поколения к другому. 3.Пословицы – зеркало человеческих отношений. 4.Пословицы – богатство народной культуры.

16 Логико-структурная схема ЯЗЫК БОГАТСТВО СОКРОВИЩНИЦА - народной мысли - народного опыта Форма языка – пословица - копилка народной мудрости - мостик между поколениями - зеркало человеческих отношений БОГАТСТВО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

17 Докажите, что это текст публицистического стиля Сфера употребления – общественно-экономические, политические, культурные отношения. Назначение – передача общественно значимой информации о богатстве русского языка с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в том, что язык – это сокровищница народной мудрости, которую необходимо изучать. Состав лексики – общественно-политическая лексика: народ, язык, человеческая мысль, национальная история, быт, мировоззрение, общественный строй, поколение, эпоха, служит великому и благородному делу. Особенности – логичность, информативность, образность, эмоциональность, призывность.

18 Изобразительно - выразительные средства языка тропы фигуры речи синтаксические возможности языка фонетические возможности языка лексические возможности языка морфологические возможности языка

19 Работа по вариантам Вариант 1 (второй абзац) градация перифраза сравнение Вариант 2 (третий абзац) метафора олицетворение

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств , являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) КУЛЬТУРА – это Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей ЯЗЫК - это

4 февраля - Тимофей - полузимник ; ползимы прошло. 13 марта - Василий - капельник; с крыш капает. 17 марта - Герасим - грачевник . Грач на горе - весна на дворе. 18 марта - Конон - огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет. 4 апреля - Василий - сольнечник , Василий - парник. 14 мая - Еремей - запрегальник . 2 июня - Фалолей - огуречник; посадка огурцов. 13 июня - Еремей - распрегальник . Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева. 8 сентября - Павел - рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу. 14 декабря - День - грамотник .

. Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером … Д.Н. Мамин-Сибиряк

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть : - разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; - выразительной - использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; - точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; - логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего); - краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего; - ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль; - доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.

Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. К.Д.Ушинский Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа. И.И.Срезневский Домашнее задание

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д.Ушинский Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И.И.Срезневский Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. К.Д.Ушинский Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это высказывание . И объясните, как вы понимаете смысл этих слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И об этом

свидетельствует уже название этого предмета.

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно

извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими

предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и определённо говорит

история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью

Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и

воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют

археологи, вначале из щели между брёвнами сруба) для того, чтобы можно

было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и

уподоблялось оку, то есть глазу.

Между прочим, позже для обозначения отверстия, посредством

которого можно видеть, наблюдать за происходящим, русские использовали

также и новое название органа зрения — слово глаз (ср. глазок — «отверстие

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где

болгар, которые окно сейчас называют словом прозорец (от прозирам —

В русском языке журавль — это не только птица, но и особо-

го рода колодезный рычаг для подъёма воды. Впрочем, в ряде

местностей слово журавль употребляется также для обозначения

крана, который используется для подъёма не только воды, но и

других тяжестей. В литературном русском языке это приспособле-

ние получило название по имени другой птицы: лебёдка (от слова

лебедь). Столь же образное название крана мы встречаем и в дру-

гих языках: англ. crane [крэйн], греч. geranos [гэранс], литовск.

нований лежит внешнее сходство предметов.

(По Ю. Откупщикову)

В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя, дед, бабушка. Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта дядя по отцу — ката, а дядя по матери — камуна. У них младший брат и младшая сестра называются одним словом — итиа. А старший брат — калья, старшая сестра — квайя. Почему? Когда умирает отец, старший брат остаётся главой семьи. Кстати, на словах, обозначающих родство, очень ясно видно, как общество влияет на язык. Раньше — в русской крестьянской семье — была очень сложная система разных названий родственников. Это было важно потому, что семья — дядья и тётки, племянники и двоюродные сёстры — жила (по крайней мере, держалась) вместе. А мы с вами не сразу и сообразим, чем отличается золовка от невестки, шурин от деверя. Многие этих слов сейчас вообще уже не знают.

В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя,

дед, бабушка. Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный

строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или

братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта

диалог культур как постижение мира 900igr.net

№ слайда 1

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то и

№ слайда 2

Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительн

№ слайда 3

Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка и его многообразием – долг и задача каждого из нас.

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает з

№ слайда 4

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная система, все знаки, в том чис

№ слайда 5

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная система, все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членоразд

№ слайда 6

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний. Система языка. Человек является разумным, то есть словесным существом, созданным по образу и подобию Божию. Душа и тело человека соединены в его неповторимой личности. В слове - инструменте мысли и общения - в первую очередь проявляется образ соединения разумной души и тела.

История языка тесно связана с историей народа. Изучая историю русского и других

№ слайда 8

История языка тесно связана с историей народа. Изучая историю русского и других славянских языков, мы воссоздаем определенный фрагмент славянской языковой картины мира. Следует отметить, что «родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку-предку праязыку. Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Праславянский язык просуществовал до середины первого тысячелетия н.э.

С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в свя

№ слайда 9

С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.


№ слайда 10

История английского языка неотрывно связана с историей Англии. Когда римляне пок

№ слайда 11

История английского языка неотрывно связана с историей Англии. Когда римляне покинули Британские острова в 410 г., вместе с ними ушел и латинский язык. Истинные обитатели острова (бритты) продолжали использовать кельтские языки. Предки современных англичан не теряли даром времени. В 449 году германские племена англов, саксов и ютов начали первые набеги на острова. Они говорили на диалектах, развившихся на основе нижнегерманского языка. Бритты, как и завоеватели, говорили на индоевропейских языках, но язык бриттов принадлежал скорее к кельтской, чем к германской ветви. Язык завоевателей, в который добавилась лишь горстка кельтских слов, теперь называют англо-саксонским.

В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. Латинские слова, заимст

№ слайда 12

В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. Латинские слова, заимствованные у священников, попадали сразу в разговорный язык. Примерами могут послужить street, wine, bishop, priest и church. Однако и в Англии изучают русский язык, который используется во многих странах.

С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение, но он продо

№ слайда 13

С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение, но он продолжает меняться и по сей день. На русском языке сегодня говорят на шести континентах в 105 странах, это передовой язык в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Новой Зеландии и других стран.


№ слайда 14

Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и вед

№ слайда 15

Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и ведет свое происхождение от латинского языка. До 17 века латинский язык был для итальянского источником обогащения новой лексикой, несмотря на то, что уже в 10-12 веках появились первые памятники на итальянских диалектах. А общеитальянский литературный сложился в 14 веке на основе тосканского, т.е. флорентийского диалекта. В основу литературного итальянского языка положен старофлорентийский диалект, который был сначала принят как язык литературы, а затем – как официальный язык, который распространился по всей территории Италии благодаря огромному влиянию Данте, Петрарки и Боккаччо. Итальянский как язык великой культуры Возрождения оказал значительное влияние на все языки Западной Европы, в особенности на французский, английский, немецкий и испанский.


№ слайда 16

Немецкий язык является официальным языком Германии и Австрии и является одним из

№ слайда 17

Немецкий язык является официальным языком Германии и Австрии и является одним из официальных языков Швейцарии. Всего на немецком как на родном языке говорят около 100 млн. человек. Еще несколько миллионов говорят на немецком языке по всей Европе, включая страны Балтии, Беларусии, Чехии, Франции, Венгрии, Польши, России, Словакии, Румынии, Украины и балканских государств. Однако русский язык важен с культурной и коммерческой точек зрения – как межнациональный язык его используют миллионы людей в Центральной, Северной и Восточной Европе, и в Северной и Южной Америках.

Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее

№ слайда 18

Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества.

«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за оруди

№ слайда 19

Цель: подвести учащихся к выводам, что язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.

Всем учащимся: вспомнить пословицы о языке, речи, слове. Одну записать в тетрадь.

- Посмотрите на тему нашего урока.(Слайд №1)

Подумайте, как вы её понимаете? Как бы вы определили роль языка в жизни общества? (Ответы учащихся)

3. Проверка домашнего задания ( Пословицы о языке)

( Учащиеся зачитывают свою пословицу, объясняют её смысл и чем она им понравилась)

А интересно, как относились к языку в давние времена?

Перенесемся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

(Сценка, заранее подготовленная учениками.)

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь. Что это самая дорогая в мире вещь?

- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

5. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Так же считают и наши писатели. (Работа с высказываниями В. Короленко и М. Горького – слайд № 2)

- Как вы понимаете эти высказывания?

- А как вы считаете, мы хорошо владеем своим языком?

6. Проанализируйте 2 высказывания учащихся 5 класса о своей бабушке.( слайд 3)

- Вам какое высказывания больше нравится? Почему?

- Что нужно делать, чтобы твою речь было приятно слушать?

7. - Кто быстрее и правильнее всех произнесет скороговорки? (Упр. 3)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Произносить он не привык

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется. Молчит.

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша. Петя, Ваня, Толя,

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем –

Вам этот школьник не знаком?

9. Упр. 6 (Работа со словами вежливости)

10.- Каким образом могут общаться или понимать друг друга люди? (С помощью знаков)

- Какие знаки вы знаете? (ноты, дорожные знаки, язык жестов, символические знаки бытовых услуг…)

- Что помогает нам отгадать загадки из упр. 4? (Язык рисунков)

11. Дополните предложение и запишите (слайд № 4)

12. Язык служит нам верой и правдой. А мы не всегда правильно поступаем по отношению к языку. Поэтому с обращением о сбережении языка обратился к нам И.С. Тургенев ( Упр. 10)

13. - Каким же образом мы можем беречь язык? ( Слайд № 5)

14. Подведение итогов урока, задание на дом ( слайд № 6)

Русский язык: Практика. 5 класс.: Пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; Под ред. А. Ю. Купаловой. -6-е изд.,- М.: Дрофа, 2000

Григорян Л.Т. Язык мой -друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя.- 2-е изд.,-М.: Просвещение, 1988

Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР

В презентации использовался шаблон Жагровой Светланы Николаевны.


Слайд 1


Слайд 2

…Язык, по самой природе своей, есть орудие общения. В. Короленко Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М. Горький.


Слайд 3

Проанализируйте высказывания • 1, Моя бабушка – удивительно добрый и чуткий человек. Несмотря на свой возраст, она легко двигается, задорно смеется, красиво поет русские народные песни. Мне очень нравится её имя – Анастасия. Я хочу быть похожей на свою бабушку. 2. Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У неё, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, значит, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю её, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые


Слайд 4


Слайд 5

Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. 7. Не употребляй без нужды заданного вопроса. Ты хитришь, чтобы было больше времени обдумать ответ, а собеседнику ты покажешься либо тугодумом. Либо более глупым, чем ты есть на самом деле


Слайд 6


Слайд 7

Автор работы • Балакирева Татьяна Анатольевна МОУ СОШ № 256 г. Фокино Приморский край Использовался шаблон презентации Жагровой Светланы Николаевны.


Полный текст материала Конспект урока + презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Роль языка в жизни общества" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

Мне кажется, данный конспект - неплохой вариант для первого урока. Здесь есть над чем подумать и ученику, и учителю. А что касается дизайна слайда. так это дело поправимое.

0 Спам

Татьяна Анатольевна, обязательно измените дизайн первого слайда. Измененную презентацию высылайте на адрес info@pedsovet.su со ссылкой на эту страницу и комментарием.
На будущее - источники информации для презентации указывайте в самой презентации.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: