План конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 273 0

Управление Образования Администрации Ленинского

Муниципальная Автономная Дошкольная Образовательная Организация

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки

Автор: Ажгиревич М.В.,

Цель: Расширить знания детей об инструментах симфонического оркестра

Образовательные:

Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: ударные инструменты симфонического оркестра.

Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.

Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.

Развивать музыкальную память.

Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.

Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Наглядный – мультимедийная презентация

Практический – слушание, игра.

Словесный – беседа, использование художественного слова

Ход мероприятия:

Дети под музыку в исполнении симфонического оркестра входят в зал, становятся рядом с расставленными заранее полукругом стульчиками.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами в очередной раз отправляемся в путешествие в город музыкальных инструментов

Вы помните, что до города добраться нелегко. И отправимся мы туда на облачке. Рассаживайтесь поудобнее.

Облачко 2

Физкультминутка.

На землю с облака глядим. (руки вниз, затем вверх)

Это просто чудеса! (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём. (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем (обе руки вперёд)

И с собою привезём! (руки к груди)

Музыкальный руководитель: Давайте приземлимся на оркестровую площадь.

Оркестр фото3

Существуют разные виды оркестров: симфонический, духовой, струнный, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов.

Мы сегодня познакомимся с ударной группой инструментов

Ударные инструменты фото4

Ударные инструменты делятся на 2 группы.

На одних инструментах получается сыграть мелодию (это колокольчики, колокола, литавры, ксилофон, гонг, челеста).

Фото5

Мелодии получаются очень даже хорошие.

Видео Фея Драже 6

Оркестр Волшебные колокольчики 7

Колокольчики, маракасы, треугольники, бубны, ксилофон.

А на других музыкальных инструментах можно только отбивать ритм. Например, на тамтаме, тарелках, треугольнике, бубне и на барабане.

Фото 8

Остановимся на некоторых из них

ТАМТАМ. Фото 8

Фото 9

Т амтам барабан - традиционный африканский барабан, Играть на тамтаме можно различными способами, используя специальные палочки или же просто руками. Тамтам восточный– это разновидность гонга. Это металлический диск, подвешенный к деревянной раме. По нему бьют специальной палкой с мягким войлочным наконечником.

Фото 10 слушаем

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАРЕЛКИ.

Фото 11

Музыкальные тарелки сделаны из металла. Звук у них лязгающий и громкий (показать тарелки, сыграть).

Фото12 звучание тарелки в оркестре

А теперь перейдём к ЛИТАВРАМ.

Фото 13

Металлическая основа Литавр напоминает большой котёл. На него натягивают кожу. Натяжение можно усиливать или ослаблять. И звук от этого будет меняться. Но изменять натяжение во время исполнения музыки сложно. Поэтому в оркестре есть несколько литавр, заранее настроенных каждая на свой тон.

Литавры могут звучать еле слышно, почти шёпотом, а могут греметь, как гром!

Фото 14 слушание

БАРАБАН.

Слайд 15

Это очень распространённый инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.

Две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров.

Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

У малого барабана звук сухой и отчётливый. Его дробь хорошо подчёркивает ритм музыки. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан может стать даже солистом симфонического оркестра.

Фото 16 слушание

Фото 17 игра на барабанах

К какой группе инструментов относятся тамтам, тарелки, барабан, литавры?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Верно, к группе ударных инструментов.

Тамтам, Барабан, Литавры, Тарелки…

По этим инструментам бьют,

Их ударными зовут!

Молодцы, ребята, вы со всем справились. Теперь вы знаете инструменты симфонического оркестра, можете их различить по внешнему виду и определить на слух.

Цель: знакомство детей со струнно-смычковыми инструментами.

• расширять общий кругозор детей;

• развивать тембровый музыкальный слух;

• развивать музыкальную память, образное мышление;

• формировать умение играть в ансамбле;

• закреплять знания детей о музыке П. И. Чайковского;

• воспитывать уважительное отношение к великим произведениям музыкального искусства.

• музыкальный центр;

• скрипка или альт;

• проектор и компьютер;

• детские музыкальные инструменты : металлофон, треугольники, бубны, румба, колокольчики.

Музыкальный репертуар :

• беседа с детьми о составе симфонического оркестра;

Ход мероприятия:

Муз. рук. : Здравствуйте! Вы сейчас зашли в зал, где звучала музыка, вы узнали произведение?

Ответы детей.

Слайды из презентации №2, 3.

Дети выбирают нужный портрет (один ребенок)

Дети: Симфонического оркестра!

Муз. рук. : да, звучал симфонический оркестр. Давайте вместе вспомним, из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, и кто им руководит?

Ответы детей.

Слайды из презентации № 4, 5, 6, 7,8.

Краткая беседа с детьми об особенностях инструментов оркестра.

Муз. рук. : Итак, одной из главных групп инструментов в оркестре является струнно-смычковая группа. Давайте перечислим инструменты.

Ответы детей.

Муз. рук. : мы приготовили для вас сюрприз, и сегодня вы услышите звучание струнно-смычкового инструмента – альта (скрипки). Посмотрите, как замечательно он выглядит. Мы исполним произведение, с которым вы знакомились на предыдущих занятиях. Послушайте и назовите произведение и автора.

Слайд из презентации №9.

Муз. рук. : а что необычного было в звучании? Вам понравилось?

Ответы детей. Беседа с детьми о средствах музыкальной выразительности в произведении, об особенностях тембра альта (скрипки). Попробовать изобразить в движении исполнение на альте (скрипке). Введение понятий солист, дуэт.

Муз. рук. : мы с вами уже знаем, что вся музыка, независимо от инструментов, состоит из нот. Сколько их? Назовите!

Ответы детей.

Слайд из презентации №10.

Муз. рук. : предлагаю исполнить песню об этом.

Муз. рук. : замечательное исполнение песни! Мы с вами сегодня много беседовали о симфоническом оркестре и его особенностях. А ведь у нас есть свой оркестр, он не симфонический, но неподражаемый, где у каждого из вас есть свой инструмент. Возьмите инструменты и займите свои места в оркестре. Мы с вами исполним произведение, которое разучивали несколько занятий – Немецкий танец Ф. Шуберта. Но сегодня это будет не совсем обычное исполнение, поскольку с нами будет играть инструмент, с которым вы познакомились – альт (скрипка). Это наш сюрприз для всех!

Ф. Шуберт Немецкий танец

Муз. рук. : итак, что нового вы для себя сегодня открыли? Что понравилось вам?

Ответы детей.

Муз. рук. : а нам понравилось играть с таким замечательным оркестром! Спасибо вам! До новых встреч!

Конспект музыкального занятия для детей старшей группы Конспект музыкального занятия в старшей группе Подготовила: Муз. руководитель. Воронцова Ксения Александровна Задачи: - Учить детей притопывать.

Оркестр своими руками для музыкального уголка

Оркестр своими руками для музыкального уголка Оркестр своими руками. В этом году в подготовке праздника осени активное участие приняли родители. Одним из номеров концертной программы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

беседы по ознакомлению детей в старшей группе

с инструментом симфонического оркестра

студентки 48 группы отделения

Петровой Серафимы Олеговны

Рук. практики:________/ Ишмуратова Т.Р.

Оценка за проведение:______________

Цель: продолжать знакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость , развивать музыкальный слух

Воспитывающая: Воспитывать любознательность, интерес к музыке

Предметно-пространственная среда: изображение саксафона, дудочки, флейты, запись музыкальных произведений

Ход образовательной деятельности:

(Звучит музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют духовые инструменты). Ребята, что вы сейчас слышите? (Ответы детей). Звучит музыка. Мы слышим музыку в исполнении многих музыкальных инструментов. Об одном из этих музыкальных инструментах мы и поговорим сейчас.

На кнопки давит музыкант,
Показывает свой талант,
И звуки извлекает – диво.
Труба изогнута красиво.
На чём же нам играет он?
Вы догадались? - ……..Саксафон.

-Посмотрите, ребята как он выглядит.(показываю изображение саксафона) Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов [1] .

-Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми.

- А играют на духовых музыкальных инструментах … кто? (Ответы детей). Музыканты.

-А сможем ли мы с вами взять в руки какой-нибудь из этих духовых инструментов и сыграть? (Ответы детей).

-Почему же, как вы думаете, у нас это не получится? (Ответы детей).

-Чтобы стать музыкантом и играть на музыкальном инструменте, нужно учиться. Может быть, кто-то из вас знает, в какой школе учат играть на музыкальных инструментах? (Ответы детей).

– В музыкальной школе учат играть на музыкальных инструментах.

-Ребята, послушайте как звучит саксафон (слушают мелодию).

Итог занятия:

- О каких инструментах мы с вами говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины?


Ход НОД.

Муз. рук. Тихо, тихо рядом сядем — входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

Добрый день! Я рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Анатольевна, и мы сегодня поговорим о волшебном звучании инструментов симфонического оркестра.

Ребята, а как мы называем людей, которые сочиняют музыку? (композиторы).

Муз. рук. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.

Муз. рук. Ребята, что вы видите на экране?

Предполагаемые ответы детей (Оркестр).

Муз. рук. Да, это оркестр — группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках — пюпитрах.

А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

Он оркестром управляет,

Радость людям доставляет.

Только палочкой взмахнёт,

Музыка звучать начнёт.

Он не врач и не шофёр. Кто же это. Дети. (Дирижёр).

Муз. рук. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично — им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко — как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот — пюпитр — и в оркестре воцаряется полная тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно.

Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

В некотором царстве, в некотором государстве,

Жила-была Гармония, по имени Любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.

Появилась злая тень — тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала,

Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

— Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь Гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!

Муз. рук:

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить.

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо-голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Предполагаемые ответы детей).

Оркестр делится на несколько групп: струнную, деревянно-духовую, медно-духовую, ударную.

В состав струнной группы входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Попробуйте отгадать загадку про один из этих инструментов:

—Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет…

Дети. Скрипка.

Муз. рук. Правильно это скрипка — королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке.

(звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на скрипке).

Родом она из Италии. В городе Кремона жили замечательные скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Их скрипки до сих пор считаются самыми лучшими.

Играют на скрипке смычком: трость, на который натянут конский волос. Им водят по струнам, и скрипка начинает звучать.

Теперь мы перейдём к следующей группе музыкальных инструментов: деревянно-духовой. К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот. Самый маленький представитель этой группы: флейта. Флейту придумали древние пастухи. Они услышали, как ветер дует в тростник, срезали его и тоже стали дуть. Так появилась свирель, а потом и флейта.

А сейчас мы перейдём к группе медно-духовых инструментов. К ним относятся: труба, валторна, фагот, туба. Как вы думаете, про какой из этих инструментов следующая загадка:

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт.

(Предполагаемые ответы детей).

Муз. рук. Правильно. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов — торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах. Давайте покажем, как играют на трубе.

Муз. рук. Следующая оркестровая группа — ударные инструменты. Попробуйте отгадать загадку:

По нему стучу, стучу,

Музыкантом стать хочу

Инструмент — мой друг.

Дети— Барабан.

Муз. рук. Молодцы. Звук барабана отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют игру на барабане).

Муз. рук. Следующая загадка:

Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

(Предполагаемые ответы детей).

Муз. рук. Да, это рояль — король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, называется клавишным ударным инструментом.

Муз. рук. Голос рояля легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино или рояле (звучит музыкальный фрагмент, и дети имитируют пальцами игру на пианино).

Муз. рук. Ипоследняя загадка:

Богиня инструментов всех,

Звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят,

Что даже птицы замолчат.

Муз. рук. А теперь проверим, знаете ли вы голоса инструментов. Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов.

1 — пианино, 2 — барабан, 3 — арфа, 4 — скрипка, 5 — труба.

Муз. рук. В заключение нашего путешествия поиграем.

Муз. рук. Посмотрите на изображение инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

Муз. рук. Молодцы, ребята! Мы справились, все задания выполнили. (Достает дирижерскую палочку). Вот и наша дирижерская палочка! Давайте, проверим, ушла ли из оркестрового государства тень раздора, ссоры и злобы?

Вы сегодня молодцы! Постарались от души! Доброе сердце вернуло любовь, И музыку счастья услышим мы вновь.

Звучит музыкальный фрагмент симфонического оркестра, дети имитируют движения дирижера.

Муз. рук. Мы справились с вами с трудностями и помогли обрести оркестру гармоничное звучание! А теперь давайте подведём итог нашей беседы. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. (Струнные, духовые, клавишные, ударные). Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (предполагаемые ответы). Ребята, нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале, из ваших рисунков, создадите свой симфонический оркестр.

Муз. рук. До свидания.

Основные термины (генерируются автоматически): муза, рука, инструмент, музыкальный фрагмент, Предполагаемый ответ детей, симфонический оркестр, дирижерская палочка, оркестр, ребенок, скрипка.

Читайте также: