Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 3 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

ТЕМА УРОКА: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.

2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.

3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.

4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.

5.Развивать монологическую речь учащихся.

6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Сигнальные карточки "Парные согласные", "Светофорчики", карточки с пословицами и поговорками, текст теста, перфокарты "Исправь ошибку", иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

(на доске записаны пары букв)

Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С

– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).

– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.

– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.

– Запишите эти пары букв.

– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву? . (на доске выставлены буквы).

Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф

– Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

(На доске записаны слова с пропусками)

.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.

(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).

– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).

– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).

– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).

– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.

– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной . . . (медведь).

– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)

– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.

– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).

– Напишите небольшое сочинение о медведе. (4-5 предложений).

(ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ У 2-3 УЧАЩИХСЯ, раздать перфокарты)

– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.

– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).

5.УСТНЫЙ ДИКТАНТ (сигнальные карточки – буквы).

– Сейчас, я буду вам диктовать слова, а вы должны поднять нужную карточку с буквой.

НОЖКА, РОБКИЙ, БУЛАВКА, МЯГКИЙ, ЖИРАФ, КРЕПКИЙ, ТРАВКА, КРЫШКА, СКАЗКА, РЕДКИЙ, ЛОВКИЙ, КРУЖКА, ГВОЗДЬ.

( работа с проверкой.)

6. ФИЗМИНУТКА.

7. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

– Я буду читать пословицы, поговорки, а вы должны выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, которые надо проверить.

БОЯТЬСЯ ВОЛКОВ – БЫТЬ БЕЗ ГРИБКОВ.

ШУТКЕ – МИНУТКА, А ДЕЛУ – ЧАС. (Как понимают смысл пословицы?)

ГОЛОД НЕ ТЁТКА, ПИРОЖКА НЕ ДАСТ.

– Какие слова выписали? Подберите проверочные слова.

Как проверить слова с парными согласными в корне слова?

8. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. ( с.85 № 227. авт. Рамзаев)

– Что надо выполнить в упражнении?

( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)

– Далее выполняем упражнение самостоятельно ( со словосочетания : редкая книга).

ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК – СВЕТОФОР

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр.86 №229

– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания?

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Работа по карточкам ? Исправь ошибку? ( смотри приложение к уроку).

1. Исправь допущенные ошибки

2. К слову ДЕРЕВЯННЫЕ подберите однокоренные слова ( дерево, деревце, деревяшка, деревья)

– Почему эти слова называются однокоренными?

3. Разберите слово ДЕРЕВЯННЫЕ по составу.

4. Разберите это предложение по членам.

11. ОБОБЩЕНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?

– Какие задания выполняли?

– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык.

Учитель: Тухаева З.И.

Дата проведения: 26.11.2020г.

Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.

Цели: развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах, отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Планируемые УУД:

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока: интерактивная доска, учебник для 3 класса "Русский язык" I ч. В.П. Канакина.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайся всё понять

И отлично отвечать.

2.Минутка чистописания.

Цель : отработка написания букв Д, д характеристика звуков, которые дает буква Д, работа над каллиграфической записью предложения.

На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.

-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).

-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)

-Кто мне назовет звонкие согласные?

Звонкие: б, в, г, д, ж, з

Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

3. Постановка темы и целей урока.

С метлой в руке

С ведром на голове,

Я во дворе. (Снеговик)

Рыбам в зиму жить тепло,

Крыша -толстое стекло. (лёд)

Белая скатерть всю землю покрыла. (Снег)

Что вы скажете о словах? Какое слово лишнее? Обоснуй.

А что объединяет эти слова?

А какая орфограмма есть в каждом из слов? (парные звонкие и глухие согласные)

Сформулируйте тему урока.

4. Актуализа-ция знаний

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Предлагает задание на повторение для фронтальной работы:

- Ребята, перед вами словосочетания:

Новая стри…ка, молочный зуб, ре…кий голос, мя…кое кресло, гла…кая поверхность, у…кая тропинка, сколь…кий пол, ги…кая ветка, закла…ка в кни…ке.

– Прочитайте их. Какая орфограмма объединяет эти слова? Над какой темой мы с вами будем работать? Что мы уже знаем по этой теме, что нам надо вспомнить?

5.Физкультминутка (для глаз)

Снятие зрительного напряжения.

Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево,

нарисовать глазами круг, первую букву своего имени. Упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

6. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы не только научимся проверять парные согласные в корне слова, но и будем учиться выделять эту орфограмму среди других.

1. Словарная работа.

Сейчас мы с вами запишем новое словарное слово, обозначающее Свежий, только что выпавший снег. (пороша)

Запишите слова в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.,которые нужно проверить .

Моро., наро., горо., яго.ка, тетра.ь, варе.ка, бере.ка, доро.ка.

Как проверяли парные согласные? А теперь давайте сравним наши предположения с правилом, напечатанном в учебнике.

7. Первичное закрепление.

Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.

-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.

1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.

2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].

-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИИ ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИВ КОРНЕУчитель начал

№ слайда 1

ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИИ ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИВ КОРНЕУчитель начальных классов МОУ Иванковской СОШКасаткина О.В.

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться

№ слайда 2

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться видеть в словах изученную орфограмму и правильно ее писатьПовторить части речи

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б . РЁЗКА, ЗАП . Д, СЕВ . РЯГ . ДКА, М . РКОВКА,

№ слайда 3

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б . РЁЗКА, ЗАП . Д, СЕВ . РЯГ . ДКА, М . РКОВКА, В . СТОК, М . ЛИНА, ЮГ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАЗАП.ДВ.СТОКЮГ

№ слайда 4

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАЗАП.ДВ.СТОКЮГ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА РАСТЕНИЯБ.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАСТОРОНЫ ГОРИЗОНТАЗАП

№ слайда 5

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА РАСТЕНИЯБ.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАСТОРОНЫ ГОРИЗОНТАЗАП.ДВ.СТОКЮГ

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Первый снег. Ночью был

№ слайда 6

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Первый снег. Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Красив зимний наряд земли!

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает заря . ку – То вприпры . ку, то вприс

№ слайда 7

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает заря . ку – То вприпры . ку, то вприся . ку. Осьмино . надел перча . ки, А тюлень удрал с площа . ки. Пеликан играет ло . ко. Вот что значит трениро . ка!

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает зарядку – То вприпрыжку, то вприсядку

№ слайда 8

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает зарядку – То вприпрыжку, то вприсядку. Осьминог надел перчатки, А тюлень удрал с площадки. Пеликан играет ловко. Вот что значит тренировка!

ТРИ РАЗВЕДЧИКАИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕНАРЕЧИЕ

№ слайда 9

ТРИ РАЗВЕДЧИКАИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕНАРЕЧИЕ

РАБОТА В ГРУППАХ

№ слайда 10

РАБОТА В ГРУППАХ

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Пон

№ слайда 11

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Ска . ка ( сказать, сказки)Доро . ка ( дорожит, д

№ слайда 12

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Ска . ка ( сказать, сказки)Доро . ка ( дорожит, дорожный)Сель . ь (селедка, селедочка)Гри . ( грипповать, грибы)Мя . кий ( меха, мягонький)

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Сказка ( сказать, сказки)Дорожка ( дорожит, дорож

№ слайда 13

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Сказка ( сказать, сказки)Дорожка ( дорожит, дорожный)Сельдь (селедка, селедочка)Грипп ( грипповать, грибы)Гриб ( грипповать, грибы)Мягкий ( меха, мягонький)

КРОССВОРД

№ слайда 14

КРОССВОРД

№ слайда 15

КРОССВОРД

№ слайда 16

КРОССВОРД

№ слайда 17

КРОССВОРД

№ слайда 18

КРОССВОРД

№ слайда 19

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться

№ слайда 20

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться видеть в словах изученную орфограмму и правильно ее писатьПовторить части речи

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ САМ! Отлично поработал,все удалось.Испытывал затруднения в раб

№ слайда 21

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ САМ! Отлично поработал,все удалось.Испытывал затруднения в работе.Хорошо поработал,но были недочеты.

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Проверьте! Гор о д, к а р а ндаш, м о р о з, о г о род, а рбуз, м е дведь.


м о рковь

Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Алгоритм 1. Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово: 5. Проверяю 6. Пишу букву 7. Подчеркиваю орфограмму

Алгоритм 1. Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово: 5. Проверяю 6. Пишу букву 7. Подчеркиваю орфограмму

Алгоритм 1 . Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово:

Алгоритм 1 . Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово:

Найдите и исправьте ошибки, объсните.

Пончик любит лимонат

Шоколат и мармелат

А Авоська – плюжки

И слаткие ватружки.

Торопыжка любит торд

И из персиков компод.

Все мы слаткоежки,


Найдите и исправьте ошибки, объсните. Пончик любит лимона т д Шокола т д и мармела т д А Авоська – плю ж ш ки И сла т д кие ватру ж ш ки. Торопыжка любит тор д т И из персиков компо д т . Все мы сла т д коежки, Щёлкаем оре ж ш ки.

Найдите и исправьте ошибки, объсните.

Пончик любит лимона т д

Шокола т д и мармела т д

А Авоська – плю ж ш ки

И сла т д кие ватру ж ш ки.

Торопыжка любит тор д т

И из персиков компо д т .

Все мы сла т д коежки,

Щёлкаем оре ж ш ки.


бума…ка тру…ка ю…ка фла…ки шу.. ка гря…ка бесе…ка ска…ка кра…ка ша…ка пу…ка мы…ка кно..ка до…ка

бума…ка тру…ка

шу.. ка гря…ка

бума ж ка тру б ка ю б ка фла ж ки шу б ка гря д ка бесе д ка ска з ка кра с ка ша п ка пу ш ка мы ш ка кно п ка до с ка

бума ж ка тру б ка

ю б ка фла ж ки

шу б ка гря д ка

бесе д ка ска з ка

кра с ка ша п ка

пу ш ка мы ш ка

кно п ка до с ка

Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова. Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни…. сладости конфе т ка, пряни к цветы рома ш ка, люти к посуда ча ш ка, кру ж ка драгоценные камни алма з, изумру д мебель птицы табуре т, крова т ка зябли к овощи морко в ка орудия труда тя п ка, лопа т ка

Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.

Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….

конфе т ка, пряни к

рома ш ка, люти к

ча ш ка, кру ж ка

драгоценные камни

алма з, изумру д

табуре т, крова т ка

морко в ка

орудия труда

тя п ка, лопа т ка


Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы. Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка. Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка. Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка. Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка. Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.

Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.

Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.

Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы. Ло д ка , игру ш ка, кату ш ка, клю ш ка. Доро ж ка, кры ш ка , варе ж ка, но ж ка. Лоша д ка, лопа т ка , зага д ка. Мину т ка, моне т ка, гря д ка, конфе т ка. Оши б ка, гри б ки, тру б ка, ла п ка .

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Ло д ка , игру ш ка, кату ш ка, клю ш ка.

Доро ж ка, кры ш ка , варе ж ка, но ж ка.

Лоша д ка, лопа т ка , зага д ка.

Мину т ка, моне т ка, гря д ка, конфе т ка.

Оши б ка, гри б ки, тру б ка, ла п ка .

Назвать ласкательными словами, что есть у куклы. В словах должны быть парные согласные. Подобрать проверочные.

Назвать ласкательными словами, что есть у куклы. В словах должны быть парные согласные. Подобрать проверочные.

Но ж ки, зу б ки, бро в ки, гла з ки, гу б ки, у ш ки…

Но ж ки, зу б ки, бро в ки, гла з ки, гу б ки, у ш ки…

Урок Я на уроке 1. Интересно Итог 1. Работал 2. Скучно 1. Понял материал 2. Отдыхал 3.Безразлично 2. Узнал больше, чем знал 3. Помогал другим 3. Не понял материал

1. Понял материал

2. Узнал больше, чем знал

3. Помогал другим

3. Не понял материал

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: