Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне 3 класс конспект и презентация
Обновлено: 05.07.2024
ТЕМА УРОКА: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.
2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.
3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.
4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.
5.Развивать монологическую речь учащихся.
6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Сигнальные карточки "Парные согласные", "Светофорчики", карточки с пословицами и поговорками, текст теста, перфокарты "Исправь ошибку", иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
(на доске записаны пары букв)
Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С
– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).
– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.
– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.
– Запишите эти пары букв.
– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву? . (на доске выставлены буквы).
Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф
– Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
(На доске записаны слова с пропусками)
.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.
(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).
– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).
– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).
– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).
– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.
– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной . . . (медведь).
– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)
– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.
– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).
– Напишите небольшое сочинение о медведе. (4-5 предложений).
(ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ У 2-3 УЧАЩИХСЯ, раздать перфокарты)
– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.
– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).
5.УСТНЫЙ ДИКТАНТ (сигнальные карточки – буквы).
– Сейчас, я буду вам диктовать слова, а вы должны поднять нужную карточку с буквой.
НОЖКА, РОБКИЙ, БУЛАВКА, МЯГКИЙ, ЖИРАФ, КРЕПКИЙ, ТРАВКА, КРЫШКА, СКАЗКА, РЕДКИЙ, ЛОВКИЙ, КРУЖКА, ГВОЗДЬ.
( работа с проверкой.)
6. ФИЗМИНУТКА.
7. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
– Я буду читать пословицы, поговорки, а вы должны выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, которые надо проверить.
БОЯТЬСЯ ВОЛКОВ – БЫТЬ БЕЗ ГРИБКОВ.
ШУТКЕ – МИНУТКА, А ДЕЛУ – ЧАС. (Как понимают смысл пословицы?)
ГОЛОД НЕ ТЁТКА, ПИРОЖКА НЕ ДАСТ.
– Какие слова выписали? Подберите проверочные слова.
Как проверить слова с парными согласными в корне слова?
8. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. ( с.85 № 227. авт. Рамзаев)
– Что надо выполнить в упражнении?
( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)
– Далее выполняем упражнение самостоятельно ( со словосочетания : редкая книга).
ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК – СВЕТОФОР
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр.86 №229
– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания?
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Работа по карточкам ? Исправь ошибку? ( смотри приложение к уроку).
1. Исправь допущенные ошибки
2. К слову ДЕРЕВЯННЫЕ подберите однокоренные слова ( дерево, деревце, деревяшка, деревья)
– Почему эти слова называются однокоренными?
3. Разберите слово ДЕРЕВЯННЫЕ по составу.
4. Разберите это предложение по членам.
11. ОБОБЩЕНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?
– Какие задания выполняли?
– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык.
Учитель: Тухаева З.И.
Дата проведения: 26.11.2020г.
Тип урока: Освоение новых знаний и способов действий.
Цели: развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах, отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Планируемые УУД:
предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы урока: интерактивная доска, учебник для 3 класса "Русский язык" I ч. В.П. Канакина.
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность:
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайся всё понять
И отлично отвечать.
2.Минутка чистописания.
Цель : отработка написания букв Д, д характеристика звуков, которые дает буква Д, работа над каллиграфической записью предложения.
На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.
-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).
-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)
-Кто мне назовет звонкие согласные?
Звонкие: б, в, г, д, ж, з
Глухие: п, ф, к, т, ш, с.
3. Постановка темы и целей урока.
С метлой в руке
С ведром на голове,
Я во дворе. (Снеговик)
Рыбам в зиму жить тепло,
Крыша -толстое стекло. (лёд)
Белая скатерть всю землю покрыла. (Снег)
Что вы скажете о словах? Какое слово лишнее? Обоснуй.
А что объединяет эти слова?
А какая орфограмма есть в каждом из слов? (парные звонкие и глухие согласные)
Сформулируйте тему урока.
4. Актуализа-ция знаний
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Предлагает задание на повторение для фронтальной работы:
- Ребята, перед вами словосочетания:
Новая стри…ка, молочный зуб, ре…кий голос, мя…кое кресло, гла…кая поверхность, у…кая тропинка, сколь…кий пол, ги…кая ветка, закла…ка в кни…ке.
– Прочитайте их. Какая орфограмма объединяет эти слова? Над какой темой мы с вами будем работать? Что мы уже знаем по этой теме, что нам надо вспомнить?
5.Физкультминутка (для глаз)
Снятие зрительного напряжения.
Чтобы отдохнули глаза, не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево,
нарисовать глазами круг, первую букву своего имени. Упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы не только научимся проверять парные согласные в корне слова, но и будем учиться выделять эту орфограмму среди других.
1. Словарная работа.
Сейчас мы с вами запишем новое словарное слово, обозначающее Свежий, только что выпавший снег. (пороша)
Запишите слова в тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.,которые нужно проверить .
Моро., наро., горо., яго.ка, тетра.ь, варе.ка, бере.ка, доро.ка.
Как проверяли парные согласные? А теперь давайте сравним наши предположения с правилом, напечатанном в учебнике.
7. Первичное закрепление.
Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.
-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.
1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.
2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].
-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
№ слайда 1
ТЕМА УРОКА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИИ ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИВ КОРНЕУчитель начальных классов МОУ Иванковской СОШКасаткина О.В.
№ слайда 2
ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться видеть в словах изученную орфограмму и правильно ее писатьПовторить части речи
№ слайда 3
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б . РЁЗКА, ЗАП . Д, СЕВ . РЯГ . ДКА, М . РКОВКА, В . СТОК, М . ЛИНА, ЮГ
№ слайда 4
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Б.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАЗАП.ДВ.СТОКЮГ
№ слайда 5
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА РАСТЕНИЯБ.РЁЗКАЯГ.ДКАМ.РКОВКАСТОРОНЫ ГОРИЗОНТАЗАП.ДВ.СТОКЮГ
№ слайда 6
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Первый снег. Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Красив зимний наряд земли!
№ слайда 7
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает заря . ку – То вприпры . ку, то вприся . ку. Осьмино . надел перча . ки, А тюлень удрал с площа . ки. Пеликан играет ло . ко. Вот что значит трениро . ка!
№ слайда 8
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Аист делает зарядку – То вприпрыжку, то вприсядку. Осьминог надел перчатки, А тюлень удрал с площадки. Пеликан играет ловко. Вот что значит тренировка!
№ слайда 9
ТРИ РАЗВЕДЧИКАИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕНАРЕЧИЕ
№ слайда 10
РАБОТА В ГРУППАХ
№ слайда 11
№ слайда 12
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Ска . ка ( сказать, сказки)Доро . ка ( дорожит, дорожный)Сель . ь (селедка, селедочка)Гри . ( грипповать, грибы)Мя . кий ( меха, мягонький)
№ слайда 13
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА Сказка ( сказать, сказки)Дорожка ( дорожит, дорожный)Сельдь (селедка, селедочка)Грипп ( грипповать, грибы)Гриб ( грипповать, грибы)Мягкий ( меха, мягонький)
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
№ слайда 19
№ слайда 20
ЦЕЛИ УРОКА: Повторить правило проверки слов с парными согласными в корнеУчиться видеть в словах изученную орфограмму и правильно ее писатьПовторить части речи
№ слайда 21
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ САМ! Отлично поработал,все удалось.Испытывал затруднения в работе.Хорошо поработал,но были недочеты.
Проверьте! Гор о д, к а р а ндаш, м о р о з, о г о род, а рбуз, м е дведь.
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Алгоритм 1. Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово: 5. Проверяю 6. Пишу букву 7. Подчеркиваю орфограмму
Алгоритм 1 . Читаю слово 2. Нахожу парный согласный звук 3. Выделяю корень (если орфограмма в корне надо проверить) 4. Изменяю слово:
Найдите и исправьте ошибки, объсните.
Пончик любит лимонат
Шоколат и мармелат
А Авоська – плюжки
И слаткие ватружки.
Торопыжка любит торд
И из персиков компод.
Все мы слаткоежки,
Найдите и исправьте ошибки, объсните.
Пончик любит лимона т д
Шокола т д и мармела т д
А Авоська – плю ж ш ки
И сла т д кие ватру ж ш ки.
Торопыжка любит тор д т
И из персиков компо д т .
Все мы сла т д коежки,
Щёлкаем оре ж ш ки.
бума…ка тру…ка
шу.. ка гря…ка
бума ж ка тру б ка
ю б ка фла ж ки
шу б ка гря д ка
бесе д ка ска з ка
кра с ка ша п ка
пу ш ка мы ш ка
кно п ка до с ка
Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.
Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….
конфе т ка, пряни к
рома ш ка, люти к
ча ш ка, кру ж ка
драгоценные камни
алма з, изумру д
табуре т, крова т ка
морко в ка
орудия труда
тя п ка, лопа т ка
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.
Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.
Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.
Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.
Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.
Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
Ло д ка , игру ш ка, кату ш ка, клю ш ка.
Доро ж ка, кры ш ка , варе ж ка, но ж ка.
Лоша д ка, лопа т ка , зага д ка.
Мину т ка, моне т ка, гря д ка, конфе т ка.
Оши б ка, гри б ки, тру б ка, ла п ка .
Назвать ласкательными словами, что есть у куклы. В словах должны быть парные согласные. Подобрать проверочные.
Но ж ки, зу б ки, бро в ки, гла з ки, гу б ки, у ш ки…
1. Понял материал
2. Узнал больше, чем знал
3. Помогал другим
3. Не понял материал
Спасибо за работу!
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Читайте также:
- Нахождение части от числа 6 класс конспект урока
- Компьютер и здоровье информационная безопасность обж 7 класс конспект
- Конспект урока кот в сапогах 2 класс школа россии
- Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему подводный мир
- Эльвира кириченко сказки дремучей тайги конспект урока 2 класс