Первый властелин единого китая 5 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цели: дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать деспотический режим китайских императоров.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

(Ученики отвечают на вопрос.)

Последовали правители советам мудреца? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

В 1974 г. китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количество терракотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что это остатки знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы принять участие в разгадке этого феномена.

План урока

1. Цинь Шихуан и объединение Китая.

2. Завоевательные войны.

3. Великая Китайская стена.

4. Возмущение народа.

Проблемные вопросы. Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

III. Работа по теме урока

1. Цинь Шихуан и объединение Китая

— Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

• Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, — на уезды.

• Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).

• Введены единые письменные знаки.

• Упорядочены меры веса и длины.

• Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.

• Утверждены обязательные для всех законы.

• Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.

Столицей Китая стал город Сяньян.

Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех жителей страны.

Вопросы к тексту

— В каком году произошло объединение Китая?

— Как стал называть себя первый властелин единого Китая?

— Что это означало?

— Какие реформы он провел? Оцените их.

— Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?

2. Завоевательные войны

Однако, когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Слайд 1. На юге правителя привлекали земли на побережье Южно-Китайского моря. Здесь выращивали много риса, отсюда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, павлинов и других диковинных птиц.

Слайд 2. Пятьсот тысяч человек отправились в поход.

Слайд 4. На севере противниками Китая были племена гуннов. Гунны кочевали со своими стадами по степям. Они жили в легких войлочных шатрах и питались молоком и вареным мясом. Воевать с ними оказалось очень трудно. Ведь кочевники не имеют городов, которые должны были бы защищать. Если армия будет преследовать их налегке, то погибнет от голода. Если же возьмет с собой обозы с продовольствием, то никогда не догонит быструю гуннскую конницу.


Слайд 5. Недаром один из мудрых советников царя говорил: наступать на кочевников — все равно что гоняться за собственной тенью. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На четыреста километров к северу отогнали китайцы кочевников.

3. Великая Китайская стена

— Говорят, что это сооружение, возведенное очень давно, столь внушительно, что его видно из космоса. Что это за сооружение? Когда и для чего оно построено?

Предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Великой Китайской стене. Не забывайте записывать свои впечатления, а потом поделитесь ими.

Слайд 6. Для защиты Китая от нашествий гуннов Цинь Шихуан решил построить стену. Легенда гласит: как-то раз душа спящего императора взлетела на луну и оттуда посмотрела на землю, и увидел Цинь Шихуан, что его государство — только маленькая точка на земном шаре. Тогда у императора родилась мысль построить мощную стену, чтобы защитить свой народ, спрятав его от жестоких варваров. Сейчас ученые-астрономы говорят, что Великая Китайская стена действительно видна из космоса.

Великая Китайская стена — оборонительное сооружение, построенное китайцами для защиты от нападений гуннов.

(Запись в словаре.)

Слайд 7. Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. км. Высота ее была с двух-трехэтажный дом, а ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. По стене в ряд могли проехать пять всадников и пройти десять пеших. В стене были смотровые щели и бойницы — отверстия для стрельбы.

Слайд 8. Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. Увидев этот знак, туда срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них в свою очередь зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.

Слайд 9. Строительство велось 10 лет. В нем было задействовано примерно 2 млн 300 тыс. человек.

Слайд 10. Возводили ее из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли. Огромные толпы осужденных за разные проступки таскали камни и землю. Но этого оказалось мало. Простых китайцев отрывали от их повседневных дел и заставляли строить Великую стену. От изнурительного труда гибли тысячи — их зарывали тут же, возле стены. Здесь было захоронено около 400 тыс. человек.

— Какие чувства у вас вызвал рассказ о строительстве Великой Китайской стены? Почему?

4. Возмущение народа

— Что это был за гриб? (Мухомор.)

Однажды кто-то рассказал императору о старцах, за всю жизнь не совершивших ни одного злого дела, прослывших за это праведниками и живших по двести и даже триста лет. Цинь Шихуан приказал привести одного такого старца. Когда тот открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Он был отрезан еще 30 лет назад за то, что старец осуждал правителя за жестокость. Также император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 ученых, закопать живьем в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при Цинь Шихуане. Тогда же был разорван колесницами сам Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Однажды во дворце Шацю почувствовали удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жен, которые не родили ему детей. В гробнице поставили более 8 тыс. воинов в рост человека — охранять покой своего властелина.

— Подумайте: правил ли Цинь Шихуан так, как учил Конфуций? Почему вы так думаете?

— Как бы вы могли оценить правление Цинь Шихуана?

— Понравился ли вам он как правитель и как человек?

— Считаете ли вы закономерным такой конец правления императора? Свое мнение аргументируйте. Для того чтобы лучше понять причины народных волнений в Китае, познакомьтесь с историческими фактами и прокомментируйте их.

Рабочий материал

Факт 1. Цинь Шихуан не знал удержу в своих прихотях. Всякий раз, когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. А усыпальница Цинь Шихуана может соперничать с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ее на горе Ли. На полу гробницы поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами.

Факт 2. Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Все больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Факт 3. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле.

— Итак, вспомним основной проблемный вопрос нашего урока. Почему объединение Китая завершилось всеобщим восстанием народа?

(На доске составляется схема.)


Итак, мы пришли к выводу, что массовое недовольство вызвали несправедливые методы правления первых китайских императоров, но не факт объединения страны.

IV. Закрепление изученного материала

(На гранях кубика написаны начала вопросов:

Простой вопрос. Когда произошло объединение Китая?

Уточняющий вопрос. Что вы можете сказать относительно положения народа в Китае?

Интерпретирующий вопрос. Почему Цинь Шихуан велел сжечь все старинные книги, а ученых — последователей Конфуция — закопать живыми в землю?

Оценочный вопрос. Какое изобретение, сделанное в Китае, вы считаете наиболее важными? Свою позицию аргументируйте.

Творческий вопрос. Для чего строили Великую Китайскую стену?

Практический вопрос. Чем был недоволен народ Китая?

(Учитель организует игру и подводит итоги.)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 23. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить творческое задание. Представьте, что вы сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо организовать тур в Китай, и вы очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас, потому что заинтересованы в процветании компании и хорошей прибыли. Составьте рекламную статью о Древнем Китае для вашего сайта и презентуйте классу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по истории Древнего мира, 5 класс

Тема: Первый властелин единого Китая.

Цель: развивать умения характеризовать особенности внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуан, давать оценку деятельности первого императора, анализировать причины народных восстаний

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический,

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная

Задачи: образовательные: создать представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике; научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия; уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие : совершенствовать навыки работы с картой; осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя; обобщать материал, подводить итоги; оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому; воспитывать уважение к труду и культуре древних людей .

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в коллективе; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни населения Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Основные понятия и термины: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

I . Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем путешествие по странам Древнего Востока.

У вас на партах – рабочие листы урока, с их помощью мы сегодня будем работать, и обращаться к ним на некоторых этапах урока.

II .Актуализация опорных знаний

-И перед тем как нам отправится в путешествие пополняя наш багаж знаний, давайте вспомним что мы знаем о Китае. Выполним задание №1 в наших листочках.

Задание №1. (Слайд с заданием)

- Где находится государство Китай? (Восточная Азия)
- Где расселились китайцы в первом тысячелетии до н. э.? (Великой Китайской равнине)

- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

- Кого почитали китайцы? (Конфуция)

- Что в Китае считалось высшей добродетелью? (уважение к старшим)

- Давайте посмотрим, что у нас получилось и оценим себя (Слайд с ответами к заданию №1).

2 правильных ответа и менее – оценка 2

Проверили? Поставили себе оценку.

III . Изучение нового материала.

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур. (Слайд с терракотовой армией)

- Терракотовой она называется потому что фигуры сделаны из желтой или красной глины. (Слайд с определением терракотового цвета)

-Действительно, это была армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти. (Слайд с Цинь Шихуаном и армией)

-Ребята, а где в истории древнего мира мы встречались с подобным? С такими величественными захоронениями? (примерные ответы детей: Древний Египет, гробницы фараонов).

-Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке? (примерные ответы детей: с правлением Цинь Шихуана)

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. ( примерные ответы детей: Кто такой Цинь Шихуан, что он сделал для Китая).

- Правильно. В течении урока мы должны познакомиться правлением Цинь Шихуана, объединением Китая, узнаем для чего была построена Великая Китайская стена, и почему произошло восстание народа. (Слайд с планом урока)

- В течении урока мы должны выяснить почему объединение Китая завершилось восстанием народа? (Слайд с проблемой урока)

Объединение Китая.

- Я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, изучив 1 пункт нашего учебника.

Используя текст учебника стр. 109 п.1 выполним задание №2. Необходимо прочитать 1 пункт и заполнить пропуски в тексте. (Слайд с заданием №2)

Текст задания с ответами:

- Столицей Китая стал город Сяньян. (Слайд с картой)

- В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ. (Слайд с реформами)

- Цинь Шихуан провел множество преобразований – реформ: ввел единые законы, единую денежную единицу, единые меры веса и длины, провел перепись населения. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Завоевательные войны.

А теперь прочитаем текст исторического источника и сверим наши ответы.

Объединив всю территорию Китая под своей властью, Цинь Шихуан стал совершать завоевательные походы против соседних стран. На юге привлекали его земли, где выращивали много риса, водились павлины и другие диковинные птицы. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.

- Оправдались наши предположения? (примерные ответы детей: да)

А теперь сделаем с вами небольшую разминку.

В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци , которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

hello_html_m45a87c39.jpg

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

- Немного отдохнули? Продолжаем пополнять свои знания.

3) Защита от нападений

- Цинь Шихуан во время своих походов вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Они своими набегами постоянно беспокоили жителей Китая и разоряли города . (Слайд с гуннами)

Вопросы задания №3:

1. С какой целью была построена Великая Китайская стена?

2. Из чего построили Великую Китайскую стену?

3. Какова высота Великой Китайской стены?

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

(на каждый ответ слайд с картинкой)

Примерные ответы детей:

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Из каменных глыб, кирпичей и утрамбованной земли.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

4. Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

- Т.о. главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

Возмущение народа.

И несмотря на все положительные преобразования, народ Китая из-за этого стал роптать от власти Цинь Шихуана.

- Теперь вернемся к проблеме нашего урока: Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

- На основании фактов, которые написаны в Ваших рабочих листах, определите причины недовольства народа

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Причина 3: исполнение всех прихотей, неограниченная власть правителя.

Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

Строительство Великой китайской страны

Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории, богатства

Тяжелое положение народа

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Для меня самым трудным было…

Мне было интересно узнать, что…

VII . Домашнее задание: п. 23, устно ответить на вопросы на странице 114.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Исторический диктант 1.Берега Индии с запада, востока и юга омывает… 2.Самые широкие и полноводные реки Индии… 3.Густые, трудно проходящие леса называются… 4.Группы людей в Индии, обладающие определёнными правами и обязанностями, называются… 5.Перечислите эти группы … 6.Человек, отказывающийся от общения с другими людьми, живущий уединённо назывался… 7.В древнем Китае протекали две реки … 8.Как звали мудреца которого почитали китайцы … 9.В древности в Китае писали на дощечках из… 10.Как китайцы называли свою страну …

Конспект урока истории

Цели: - выяснить, как происходило объединение Китая;

- какими были завоевательные войны;

- выяснить, что представляла собой Великая Китайская стена и для чего она была построена;

- как жилось китайскому народу и почему они поднимали восстание;

- развивать умение строить связанный рассказ, доказывать свою точку зрения;

- воспитывать интерес к историческому прошлому;

Оборудование: компьютер, презентация, тесты, учебник, тетрадь.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Исторический диктант

1.Берега Индии с запада, востока и юга омывает…

2.Самые широкие и полноводные реки Индии…

3.Густые, трудно проходящие леса называются…

4.Группы людей в Индии, обладающие определёнными правами и обязанностями, называются…

5.Перечислите эти группы …

6.Человек, отказывающийся от общения с другими людьми, живущий уединённо назывался…

7.В древнем Китае протекали две реки …

8.Как звали мудреца которого почитали китайцы …

9.В древности в Китае писали на дощечках из…

10.Как китайцы называли свою страну …

Великая Китайская стена.

4. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя

1. Объединение Китая.

Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан ( Первый властелин Цинь)

2. Завоевательные войны.

Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран. На юге его привлекали земли на побережье Южно-китайского моря.

Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.

На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом. Воевать сними было очень трудно. Как вы думаете почему? ( они передвигались налегке, а армии нужно было тащить за собой провизию )

- Один из китайских мудрецов говорил, что наступать на кочевников. Всё равно, что догонять тень.

- 300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против кочевников. На 400 км они отогнали кочевников.

3. Великая Китайская стена.(иллюстрации)

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

Протяженность – 5000 км , Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

2) самостоятельная работа с учебником:

Прочитайте материал на стр. 111- 113 и ответьте на вопросы:

1) Почему население было недовольно политикой?

2) Что они делали для того, чтобы выразить своё недовольство?

4. Возмущение народа.

- Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.

Великие изобретения китайцев – стр. 111 – в синей рамке

Мудрый и талантливый китайский народ изобрел много полезных вещей – фарфор и бумагу, шелк и порох, компас и печатный станок. Даже праздничные фейерверки и чай пришли к нам из Китая. Задолго до нашей эры китайцы создали свое особенное письмо.

Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе:

бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор.

5. Подведение итога урока.

1.Правитель китайского государства Цинь разбил поочерёдно своих соседей и объединил Китай под своей властью.

2. Столицей Китая стал город Сяньян.

3. Закончив внутренние войны, Цинь Шихуан стал совершать походы против соседей.

4. Чтобы защитить свои земли от нападений гуннов была создана Китайская стена.

5. Великая Китайская стена была такой ширины, что на ней могли разъехаться 2 повозки.

6. Если воин замечал опасность, то он поджигал сигнальный костёр.

7. Китайский народ был недоволен постоянным повышением налогов.

8. За малейшую неповинность человека били палками или отрезали ему нос.

9. На подавление крестьянских восстаний была брошена армия, но многие воины переходили на сторону восставших.

Учитель озвучивает ответы, ребята проводят взаимопроверку.

Дополнительная информация для учителя.

Какова была цель политики Цинь Шихуанди

Цинь Ши Хуан (так же называемый Цинь Шихуанди) — правитель царства Цинь, который объединил под своей властью весь Китай.

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:

- Столицей Китая стал город Сяньян.

- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

- Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

- Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

- Император приказал упростить иероглифическую письменность.

- Была создана система дорог.

Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. (слайд № 8) Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.

Шихуанди решил обезопасить свою северную границу построив Великую Китайскую стену. Работы велись днем и ночью; когда выяснилось, что людей не хватает, на строительство отправили военнопленных и осужденных преступников. Условия работы были исключительно тяжелы, и много трупов похоронили в земляной насыпи стены -400 000 . В строительстве было вовлечено примерно 2 млн. 300 тысяч человек (1/5 часть населения современной Москвы). Но вот строительство закончилось. Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота ее достигала 10 м. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам. В стене были смотровые щели и бойницы - отверстия для стрельбы. Через каждые 60-100 м высились сторожевые башни. Их охраняли воинские отряды. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавалось известие об опасности. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор.

Цинь Шихуанди имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.

Шихуанди считал себя причастным к божественным силам. Шихуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти.

Цинь Шихуанди умер в возрасте 48 лет и был похоронен в 210 г до н.э.

Еще задолго до своей кончины (традиционно почти сразу после прихода к власти, в 247 г. до н.э.) Шихуанди начал сооружать в горе Лишань (около 20 км от г. Сианя в провинции Шэньси) огромный, роскошный погребальный комплекс. Строительство длилось 38 лет. Вечный сон властелина охраняли 8 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном вооружении и построены в боевые порядки.

По древней китайской традиции император собрался похоронить вместе с собой 4 000 молодых воинов, однако советникам удалось убедить правителя не делать этого. Такой варварский шаг неизбежно должен был вызвать бунт. Тогда-то и придумали вместо живых людей похоронить глиняные статуи полагая, что в них переселятся души императорских солдат. Во всяком случае, так гласит старинная китайская легенда. Правда, для надежности свиту решили увеличить в два раза — 4 000 пар, то есть 8 000 воинов.

Он захоронен в одном из курганов высотой 40 метров, однако вплоть до настоящего времени его останки не найдены, поскольку раскопки захоронения запрещены. (слайд № 12) Существуют легенды о проклятии гробницы и ее ловушках. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Внутри были спрятаны сокровища императорского дома — драгоценные камни, золото и серебро. Пол усыпальницы выполнен в виде земного рельефа с горами, долинами, морями и реками. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила из драгоценных камней и жемчуга. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Сын Цинь Шихуана начал свое правление с казней своих братьев и знаменитых полководцев. Но терпение народа истощилось - начались восстания. Новым правителям пришлось пойти на уступки народу и облегчить его положение.


Данный урок был разработан и проведен в 5 классе в соответствии с ФГОС. Использовалась презентация по данной теме и раздаточный материал.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

Предмет: История Древнего мира.

Тема урока: Первый властелин единого Китая

Образовательные

дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Развивающие

развивать умение анализировать деятельность исторической личности на примере правления Цинь Шихуанди

Воспитательные

воспитывать уважение к историческому прошлому, способность к оценке исторической личности

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать деспотический режим китайских императоров.

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Работа в группах, парах

Читайте также: