Конспект урока мягкий знак после шипящих в глаголах 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мухаметшиной Раили Разяповны

Вид урока: урок-беседа.

Тип ур ока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Методы обучения : проблемно-поисковый , словесный, практический.

Организационные формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию новых знаний;

- формировать орфографические умения правописания мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

* метапредметные

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока:

* презентация к уроку «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах в форме

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

3)Русский язык . 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч . Ладыженская Т . А ., Баранов М . Т ., Тростенцова Л . А . и др . М.: Просвещение, 2012.

I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть-

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

II . Актуализация знаний.

- Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

- Камень, угорь, кафель и т. д.

- Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

- Разделительный мягкий знак.

- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

- В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

-Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

- Скажите, обозначает ли мягкость Ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

- Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока. Формирование умений и навыков.

Какие цели урока? ( закрепить правописание Ь после шипящих в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

- В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак? ( Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа, Ь является грамматическим показателем).

- На доске задание: нужно поставить данные глаголы, во втором лице, ед. ч.

прыгать хочу

застрять лить

бороться забыть

кормить говорю

Проспрягайте глагол пью .

- Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

- После шипящего Ш ставим Ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

- Здесь Ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после Ш ставим Ь…

V. Работа по карточкам

"Я покинул родимый дом. "

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

А) Учащиеся читают текст.

В) Определяют тему и основную мысль текста.

Г) Выписывают глаголы, ставят их во 2-ое лицо ед. ч. выделяют орфограмму.

VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о Родине.

VII. Физкультминутка.

- Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет хлопок в ладоши. Пляшешь, построишь, рисуешь, пишете, решает, выполнишь, скучает, грохочет, греешь, замираешь, догорает, печатаешь.

- Ребята, мы прочитали стихотворение Сергея Есенина о Родине. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?

Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.

- А как вы понимаете слово Родина?

VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.690 (списать, поставить глаголы во 2-ом лице единственного числа, располагая их в порядке постепенного усиления действия, выделить окончания) стр.131.

- Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

- Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

1. Любиш кататься люби и саночки возить. 2. Что посееш, то и пожнеш. 3. Слово не воробей: вылетит – не поймаеш. 4. Шила в мешке не утаиш. 5. Упустиш минуту – потеряеш час.

X. Взаимопроверка.

XI. Самостоятельная работа.

1. Замени фразеологизмы одним словом (глаголом 2 лица единственного числа), выдели окончание.

Баклуши бить – (бездельничаешь )

Воды в рот набрал – (молчишь )

Как в воду канул – (пропадешь)

Надуть губы – (обидишься)

Клевать носом – (засыпаешь)

2. В каком ряду во всех словах пропущен Ь ?

1) убежиш…, стереч…, малыш…

3) мелоч…, береч…, слышиш…

XII. Итог урока .

- Какую орфограмму мы с вами изучили?

- Для чего нам нужно знать, как правильно писать окончания 2-го лица единственного числа?

XIII. Рефлексия.

- В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Понравился ли вам наш урок?

XIV. Выставление оценок.

XV. Домашнее задание: стр. 131 упр. 691 (списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть глаголы), упр.692 (заменить 1-е лицо единственного числа глаголов на 2-е, а затем списать), 693 (устно).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 185. Мягкий знак после шипящих

в глаголах во 2-м лице

единственного числа (§ 121)

Цели урока: систематизировать правила употребления мягкого зна-

ка после шипящих на конце слов разных частей речи; совершенство-

вать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целепола-

гание. Познавательные УУД. Синтез знаний. Обобщение и система-

тизация. Создание алгоритма деятельности. Коммуникативные УУД.

I. Лингвистическая разминка.

— Как вы думаете, есть ли связь между словами мак, маков-

ка и макушка? Ответить помогает ученик, готовивший инди-

видуальное задание. Какой месяц называют макушкой лета?

(Июль.) Как вы понимаете поговорки: ушки на макушке;

во рту ни маковой росинки; зарделась, точно маков цвет. Во-

прос на сообразительность: «Если маковник — это засушенный

ца — продавщица таких пряников.)

II. Проверка домашнего задания.

1. — Помогла ли проведённая работа понять, почему в сти-

хотворении Тютчева в слове макушка ударение падает на пер-

вый слог? При каком произнесении слова в нём больше неж-

ности и теплоты?

2. Контрольный диктант по упр. 693.

III. Обобщение материала по употреблению ь после шипя-

щих на конце слов разных частей речи.

1. Упр. 692, взаимопроверка. Сопоставление использования

глаголов 2-го л. в данном тексте и в пословицах.

2. Учащиеся по группам собирают весь материал о написа-

нии шипящих на конце слов (орф. № 8, 20, 22), составляют та-

блицу, готовят алгоритм, отражающий рассуждение о выборе

написания, защищают свой вариант работы перед классом.

IV. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант с распределением слов в зависимости

от орфограммы: существительные с ь; существительные без ь;

краткие прилагательные; глаголы. У доски работают 4 челове-

ка, отвечающие за одну из групп.

I. Собрал восемь груш; заботишься о животных; ёж ко-

люч; борщ горяч; примешь душ; парень широкоплеч; приго-

товишь дичь; соберёшь мелочь; плач горюч; возьмёшь рубеж;

бросишь клич; починишь шалаш; забредёшь в глушь; почи-

нишь пять крыш; заглянешь на пляж; коренной москвич;

испечь калач; придёшь на помощь; воздух свеж; извлечь

II. 1. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто

на дело гож. 2. На всякую пулю страху не напасёшься. 3. Вещь

хороша новая, а друг — старый. 4. Около чего постараешься,

тому и порадуешься. 5. Какова ни будет ложь, а от правды

не уйдёшь. (Пословицы)

V. Подведение итогов урока. Что нужно знать о слове, име-

ющем на конце шипящий, чтобы правильно написать его? По-

чему мы не стали разделять глаголы на две группы в зависимо-

сти от формы? Когда ь пишется не на самом конце слова? Перед

каким суффиксом это происходит?

VI. Домашнее задание. Составить сложные предложения

со словами в рамке на с. 692, графически объяснить постановку

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 497 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.05.2018 324
  • DOCX 12.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Конорева Виктория Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица, ед.числа.

Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

-организовать пространство поиска, диалога, творчества;

-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

-карточки с заданиями, маркеры;

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (слайд №1)

Актуализация знаний учащихся

Орфографическая пятиминутка. (Проверка, слайд №2)

-Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Повторение изученного о правописании мягкого знака после шипящих.

Работа в группах.

1-я, 2-я группы

-Должны отобрать слова, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером и не пишется.

Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Должны отобрать слова, в которых не пишется Ь после шипящих.

Туч…, стрич…, береч…, задач…., рощ…, дач…, испеч…, прилеч…, увлеч…

(Дети доказывают свой выбор)

Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

Внимание на экран: (слайд №3)

Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)

- Вспомните все, что вы знаете о глаголе.

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)

Поиск решения проблемы.

–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)

-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)

-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)

-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)

-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)

-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на

конце данных глаголов? (слайд №7)

Физкультминутка

-Раз сегодня мы говорим о глаголах , то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

Как живешь? (Вот так!)

Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

-Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

Включение в систему знаний.

Работа над предложением. (слайд №8)

- Обратите внимание на экран.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)(слайд 9)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

-Объясните расстановку знаков препинания.

-Подчеркните грамматическую основу.

-Выделите личные окончания глаголов.

-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)

Физкультминутка.

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 92

-Прочитайте здание к упражнению №149

-Какую орфограмму надо знать, чтобы верно вставить буквы в этих глаголах?

-Спишите данные слова, вставляя нужные буквы.

(Работа в парах, взаимопроверка)

Работа в группах.

1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)

Итог урока. Рефлексия.

–Давайте подведем итог урока.

-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)

-Пожалуйста, ответьте на него.

-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

-Какие вы молодцы!

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

–Проверьте себя: (слайд №17)

-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

-Молодцы! Оцените свою работу.

–Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

Данный урок разработан с использованием метода проектов и дифференцированного подхода в обучении. Ученики легче усваивают материал и выполняют творческие задания. Метод проектов помогает учащимся не только раскрыть свои способности, но и научиться дружить, спорить, доказывать, не обижая друг друга.
На уроке используются разные формы работы: самопроверка; сравнение с образцом на доске; самоанализ; работа в группах.
Этот урок может быть использован как учителями русского языка, так и учителями начальных классов.




Целевая аудитория: для 5 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: