Пекла кошка пирожки русская потешка конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по чтению

учитель начальных классов

Цель: познакомить с произведениями народного творчества - потешкой

Задачи: образовательные - расширить представление учащихся о жанрах народного творчества;
- показать своеобразие и самобытность произведений, обогатить словарный запас детей; -работать над выразительностью речи;
воспитательные- воспитывать и поддерживать интерес к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.- воспитание уважения к культуре русского народа.
развивающие - развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Личностные УУД

Проявление бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Регулятивные УУД

Освоение решения проблем поискового характера. Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Развитие умения использования знако - символических средств представления информации в книге.

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы учителя и работать в паре. Развитие умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, презентация

Ход урока
1.Организация класса.

Листьям – время опадать,

Птицам – время улетать,

Нам с вами – учиться.

И нельзя лениться.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, чему мы учимся на уроке чтения? (учимся выразительно читать, узнаем что- то новое)-Для чего нам это нужно? (для того, что бы уметь красиво и правильно говорить, читать, что бы нас было приятно слушать)

3. Речевая разминка (презентация)

-Слоговая таблица № 2

-Учись отчётливо произносить звуки

Ма ма ма – дома я сама

М уму му – молочко кому?

Мо мо мо – едим эскимо

Мы мы мы – прочитали мы

-Читай без ошибок. Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

4. Проверка домашнего задания

- Учитель: над каким разделом мы с вами работали на протяжении последних нескольких уроках?

Работа по вопросам: Проверь себя! Стр. 41-42

1. Какому времени года посвящены рассказы, сказки и стихотворения?

2. Вспомните и назовите произведения, которые вы прочитали.

3. Назовите самое интересное произведение на ваш взгляд.

4. Прочитайте самое интересное произведение, которое вам лично понравилось.

5. Прочитайте загадку на стр. 41, о каком явлении природы говорится в загадке?

Почему это явление очень важное для деревьев?

6. Прочитайте пословицу в шестом задании, как вы её понимаете?

7. Назовите предметы, которые поспевают в саду

8. Отгадайте загадки (презентация)

9. Вспомните, какие птицы прилетают в наши края на зимовку?

10. Кому было интересно работать над этой темой?

4.Изучение нового материала.

1.Прочитайте название нового раздела:

ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС

-Как вы это понимаете? (делу нужно уделять больше времени, чем потехе)

-В русском языке есть еще поговорки с подобным смыслом.

На доске распечатаны

Ребята, скажите, а кто автор этой потешки? (народ)

А что такое потешка? Потешки – это шутливые стишки



2.Чтение потешки учителем - Сейчас я прочитаю, а вы внимательно послушаете, прошу обратить ваше внимание на выразительность.

Подполье ( из подполья) - помещение под полом, подвал. Досада - обида

4. Беседа по вопросам: - О чем говорится в потешке? Что случилось с колобком? Найдите и прочитайте слова мышки и подумайте, как их нужно читать. Как вы думаете, рада ли была мышка, что колобок упал? Почему? А огорчилась ли кошка? Докажите строчками из потешки.

А что можно испечь из теста?





5. Физминутка

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Дунул ветер – мы цепочкой

Друг за другом полетели,

И на землю сели.

5.Чтение потешки

-Чтение по цепочке

-Чтение совместно с учителем (начало- конец)

6. Домашнее задание - выразительное чтение потешки стр. 43

8. Рефлексия - Понравился ли вам урок? – Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились?

Презентация по чтению Знаомство с потешкой

Дыхательная гимнастика Произнесение на одном выдохе слогов с одинаковыми гласными:

Дыхательная гимнастика Произнесение на одном выдохе слогов с одинаковыми гласными:

Произнесение на одном выдохе слогов с одинаковыми гласными:

КА-ГА-КА-ГА

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными с переносом ударения: /

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными с переносом ударения: /

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными с переносом ударения:
/
ВА-ВО-ВУ-ВЫ
/
ВА-ВО-ВУ-ВЫ
/
ВА-ВО-ВУ-ВЫ
/
ВА-ВО-ВУ-ВЫ

Речевая разминка. АБВ? ГДЕЁ!

Речевая разминка. АБВ? ГДЕЁ!

АБВ? ГДЕЁ! ЖЗИЙ…КЛМН.
О! ПРСТ? У! Ф! Х! ЦШЩЪ? Ы? Ь? Э! Ю! Я!

Языковая игра СОРОБАКА КОРОНАВА

Языковая игра СОРОБАКА КОРОНАВА

СОРОБАКА КОРОНАВА БАКИРАН КУЦАРИЦА

Найди слово, которое спряталось?

Найди слово, которое спряталось?

Найди слово, которое спряталось?

ПОТЕШКА это одна из форм устного народного творчества

ПОТЕШКА это одна из форм устного народного творчества

Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке,

Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке,

Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки!

Пекла кошка пирожки… Русская народная потешка

Пекла кошка пирожки… Русская народная потешка

«Пекла кошка пирожки… Русская народная потешка.

Пекла кошка пирожки Из гороховой муки

Пекла кошка пирожки Из гороховой муки

Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула -
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья: -

Мышка Прасковья пищит из подполья: -

Мышка Прасковья пищит из подполья:
- Катись, колобок,
На мышкин зубок!
Мышка-то рада,
А кошке досада.

Словарная работа До-са-да Прас-ковь-я

Словарная работа До-са-да Прас-ковь-я

Беседа по содержанию. -Что случилось с колобком?

Беседа по содержанию. -Что случилось с колобком?

Беседа по содержанию.
-Что случилось с колобком? Прочитайте строки.
-Прочитай выразительно слова мышки. (Объясни как их надо читать?)
-Как думаете , рада ли была мышка, что колобок упал? Почему?
-Огорчилась ли кошка? Докажи строчками из потешки.
Выучи потешку наизусть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомить с одной из малых форм устного народного творчества – потешкой.

Задачи: знакомство с потешкой, ее отличительными признаками;

коррекция мыслительной деятельности через понимание

развитие навыка выразительного чтения;

воспитание доброты, отзывчивости.

Оборудование: презентация, аудиозапись потешки, слоговые таблицы, текст Потешки.

I.Организационный момент

1. Психологический настрой.

Уч-ль: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Уч-ся: Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Упражнение на развитие внимания и пространственных представлений.

а) Чтение по слоговой таблице слогов по горизонтали и вертикали:

Произнесение на одном выдохе слогов с одинаковыми гласными:

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными с переносом ударения:

III. Проверка домашнего задания

- Как называется раздел, из которого мы сейчас читаем произведения?

- Какое задание было по этой потешке?

- Кто главный герой этой потешки?

Прочитайте потешку громко, весело, задорно.

IV Знакомство с потешкой.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской потешкой. Будем учиться читать ее выразительно, правильно проговаривая слова.

- А сначала давайте вспомним, что такое Потешка.

2. Первичное чтение Потешки учителем.

Групповая дифференцированная работа.

У вас на парте слоги. Составьте слова: Ря-ба – ря-буш-ка – ря-бу-шеч-ка

Ряба – рябушка – рябушечка

3. Беседа по прочитанному.

- Куда пошла курочка?

- Зачем ей водичка?

4. Прослушивание аудиозаписи.

- Чем похожи Потешка о курочке и о котике, которую читали дома? (проявляют заботу)

- Чем отличаются Потешки? (в этой – происходит беседа)

- Кто главные герои этих произведений? (курочка и котик)

- Чем они похожи и чем отличаются? (Они домашние, но один животное, а другой птица)

6. Чтение Потешки учащимися.

а) Чтение пирамиды из ключевых слов.

- прочитайте сверху вниз

- прочитайте снизу вверх

б) Чтение учащимися жужжащим чтением

- Какое отношение к курице и цыплятам передано в потешке? Какие слова указывают на это?

VI. Упражнение в выразительном чтении Потешки.

Расстановка логического ударения (первые четыре строки)

Расстановка логических пауз.

Чтение по ролям

VII. Подведение итогов.

- С каким произведение устного народного творчества мы познакомились?

- Как учились читать потешку?

VIII. Домашнее задание.

Чтение Потешки выразительно.

Самоанализ урока чтения и развития речи

Тема урока: Внеклассное чтение. Потешка (Русская народная)

2.В классе 10 учащихся, работоспособность которых на разном уровне. П

При планировании урока учитывалась активность учащихся, хотелось показать ребятам как нужно красиво пересказывать прочитанное произведение, с этой целью нескольким ребятам давалось индивидуальное задание

3. Триединая дидактическая цель урока . - формировать углубленное смысловое восприятие сказки;

- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;

- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов

5.К сожалению запланированное время на работу по сказкам затянулось, так как дети сделали не краткий, а полный пересказ прочитанной сказки .

По этой причине урок потерял свою идейность и на основное произведение не оставалось времени.

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся была доброжелательной .

9.Результата урок достиг частично. Не удалось реализовать все поставленные задачи урока.

10. Продолжить работу над сказками народов мира на дополнительных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения, развитие связной речи, развитие навыков работы с учебником. Задания ориентированы на развитие фонематического слуха, отработки произносительной стороны речи, формирование зрительного восприятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся c ОВЗ. Применялись различные методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого обучающегося в активную познавательную деятельность.

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа для учающихся

с ограниченными возможностями здоровья

№ 45 г. Томска

Урок чтения и развития речи в 3 Б классе

(Русская народная)


Учитель: Ефимова Людмила Степановна

Томск -2015

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: комбинированный.

Методы: наглядный, словесный, проблемный.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационные технологии, личностно-ориентированное, дифференцированное обучение.

Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся, на основе проведения практической работы с использованием ресурсов информационной технологии.

Задачи:

Способствовать формированию у обучающихся навыков работы с текстом через правильное и осознанное чтение.

Создать условия для применения знаний на практическом материале.

Создать условия для коррекции и развития мыслительной деятельности через работу с текстом, дополнительным источником информации (карточки) и работу в парах и группе.

Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни

Способствовать воспитанию любви к природе учащихся, через формирование представлений об окружающем мире

Оборудование: Таблицы, индивидуальные карточки, мультимедийная аппаратура, учебник, шаблоны.

Индивидуальная работа: Зулин Виктор, Казакова Анастасия, Прошутинский Артем (индивидуальные карточки для чтения).

Этапы урока

2)Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3)Проверка домашнего задания

6) Изучение нового материала

7) Гимнастика для глаз

8) Применение знаний и способов действий

10) Обобщение знаний

11) Проверка усвоения новых знаний. Тест

12) Чтение стихотворения одним учеником

13) Информация о домашнем задании.

14) Рефлексия и подведение итогов

Организационный момент Слайд 2

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика Слайд 3

-Но сначала проведём артикуляционную гимнастику:

1) - Вдох медленно-выдох медленно (По руке)

3) - Вдох - задержали воздух выдох (По руке)

А О У Ы (беззвучно, шёпотом, тихо, громко)

5)- Посчитайте языком верхние зубы; нижние.

Проверка домашнего задания Слайд 4-6

- Прочитайте слова по стрелкам.

(Вите, Насте и Артему карточки с этими словами)

клов акчево накпак

-Где встречали эти слова?

(В сказке Овечка и волк)

– Чтение этой сказки в лицах вы и приготовили.

Слайд 7 - Проверим домашнее задание.

- Откройте учебники по закладке.

- Что делала овечка в поле? (Овечка паслась)

-Что хотел сделать волк? (Волк хотел съесть овечку)

- Почему волк не съел овечку?

(Овечка перехитрила волка и волк попал в капкан.)

-Прочитаем сказку в лицах. Слова волка будет читать…..

Слова овечки будет читать…..

Слова автора будет читать…

- А все остальные дети следят по учебнику.

Физкультминутка Слайд 8

– А сейчас отдохнём! Встали в круг!

Мы подуем ДАЛЕКО

Мы подуем БЛИЗКО

Мы подуем ВЫСОКО

Мы подуем НИЗКО

- А сейчас отгадайте-ка, загадку, милые ребятки.

Голодная – мычит,
Сытая- жуёт,
Всем детям
Молоко даёт (Корова.)

- Кто видел корову?

- Молодцы! Вот сегодня мы будем с вами читать про корову … А что, мы сейчас угадаем.

Слайд 10 -Прочитайте слово, используя только заглавные буквы. (Потешка.)

Слайд 11- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

- Сегодня мы познакомимся с русской народной потешкой

- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

- Как вы думаете, кого потешали такими потешками? (Детей)

- Поэтому в потешке есть особые слова с уменьшительно-ласкательным значением.

6. Изучение нового материала

- Переверните страницу учебника, стр. 40

- Послушайте потешку и обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Слайд 12 ( ЗАПИСЬ )

- Про кого рассказала нам хозяйка?

- Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением запомнили?

- Прочитаем слова, которые встретились нам в потешке. Будем учиться произносить их правильно при чтении.

(1 ученик читает слово)

Слайд 13-18 Кра-пи-вуш-ка

Вво-люш-ку сколько хочешь, много

сыт-но пой-ло питьё для коровы с добавлением муки, отрубей

до-сы-та чтобы была сытой, не хотела есть

(Жужжащее чтение.) –Прочитаем потешку одновременно все, хором вполголоса

Слайд 19 - Найдите и прочитайте, какими словами в потешке названа корова?

7. Физминутка Слайд 20

Физминутка. – А сейчас отдохнем!

-Как хозяйка относится к своей Бурёнушке? (с любовью, лаской, нежностью)

- Почему к ней так относится? (Корова – кормилица)

( Озаглавливание потешки) -Ребята, потешка, которую мы сегодня читали не имеет названия. А какой заголовок мы можем придумать к прочитанному произведению?

Слайд 21 8. Физминутка (для глаз): Быстро поморгать (15 сек)

9. Применение знаний и способов действий

Уж как я ль-то ей…

10. Обобщение знаний Слайд 22

- Давайте представим, что мы эту потешку будем читать маленькому ребёнку.

- С каким настроением мы будем читать потешку? (с радостью)

- Громким голосом или спокойным?

- Ласково или грубо?

- Быстро или не спеша?

- Потешку прочитает… (Чтение потешки одним учеником (1 - 2 ученика)

- Какое назначение у потешки? (позабавить ребёнка)

- Я считаю, что наш малыш не будет плакать и громко звать маму, вы настоящие няньки маленького ребёночка. Теперь вы знаете, как можно развлечь малыша – потешками.

11. Проверка усвоения новых знаний. Тест

Слайд 23 ТЕСТ

- А сейчас я вас проверю. Я раздам листочки. Там записаны слова. Вы прочитаете эти слова про себя и подчеркните только те слова, которые встречались вам сегодня в потешке. Артем, Витя и Настя выполнят своё задание: он соединят точки и прочитают получившиеся слова.

ТРАВУШКА (Для Артема, Вити и Насти: ТРАВА, КРАПИВА)

Слайд 24 ПРОВЕРКА

-Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Каких слов не было в потешке?

- Они выделены у мня красным цветом.

-Настя, прочитай свои слова.

– Артем, прочитай свои слова.

- Какого слова, Артем, не было в потешке?

12. Итог Слайд 25

- Какая польза от коровы в домашнем хозяйстве?

Слайд 26 -Что корова нам дает? Женя приготовил для вас стихотворение. Выйди к доске и прочитай.

Что корова нам дает?

И сметану, и кефир,

Сливки, ряженку и сыр,

Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши

Нам дает Буренка наша.

- Кормилица наша. Ведь недаром говорят:

(открываю на доске; Корова молоко во на столе. дворе-)

- Что такое? Ветер подул и все слова перепутал. Давайте поможем словам найти своё место и прочитаем предложение.

- Прочитай получившееся предложение.

-Как понять это предложение?

- Кто любит пить молоко?

Информация о домашнем задании.

Слайд 27 -Домашнее задание. Учиться читать потешку выразительно, передавая доброе отношение людей к этому животному. Артему и Вите задание: - учиться читать слова по карточке , нарисовать коровушку (можно по трафарету).

14. Рефлексия и подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Но знакомство с новыми замечательными стихами и рассказами, помещенными в нашей книге для чтения, не кончается.

-Что было интересно на уроке?

- Что было трудно на уроке?

Поднимаю правую руку- хлопают девочки, левую руку - хлопают мальчики, обе руки- все вместе хлопаете.

Читайте также: