Конспект логопедического занятия управление винительный падеж кого что 1 класс

Обновлено: 22.07.2024

Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.

Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?

Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).

Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).

3. Изучение нового материала.

1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.

Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?

Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.

Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.

Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?

Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.

Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.

Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?

Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?

Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы

Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.

Л.: Кого вы видите?

Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.

2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок .

Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).

Сколько слов должно быть в предложении?

Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).

А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).

Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?

Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.

Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.

(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).

Белка сушит грибы.

Заяц меняет шкурку.

Ёж делает норку.

Медведь ищет берлогу.

Птицы улетают на юг.

А) Речь с движениями:

Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.

Птички летели, (дети хаотично перемещаются по

На ветки сели, комнате и “машут” руками)

Сели, посидели. (садятся на корточки)

Дальше полетели. (“летают” по комнате)

Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.

Гриб сушит белку.

Шкурка меняет зайца.

Норка делает ёжика.

Берлога ищет медведя.

Заяц ловит лису.

Дети исправляют предложения.

В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.

Дети делают упражнение и проговаривают слова.

Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих

Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)

Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)

Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)

5.Закрепление нового материала.

Ассоциативные словесные игры.

1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.

Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?

Мама моет ребёнка.

Мама моет брата.

Мама моет котёнка. И т. д.

Л.: Что моет мама?

Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.

Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).

Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.

Л.: Что несёт мальчик?

Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.

2) И. “Подскажи словечко”.

А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.

Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь …(берлогу).

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в …(дупло).

Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.

Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .

1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).

Л.: Подумайте и скажите правильно.

Что это? Кто это? Что нарисовал художник?

Кто это? Кого нарисовал художник?

2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?

Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и

неживые предметы. И т. д.

Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение фронтального логопедического занятия в первом классе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, на тему:"Управление.Винительный и родительный падежи". Дети на практическом уровне учились распространять предложения словами, отвечающими на вопросы кого? что? или кого? чего?

План-конспект фронтального занятия по развитию речи в 1-ом классе

Логопедическая тема: Управление. Винительный и родительный падежи

Лексическая тема: Животные

Грамматическая тема: написание ча-ща, чу-щу

Цель занятия: научить детей на практическом уровне

распространять простые предложения словами,

отвечающими на вопросы кого? что? или кого ?

Задачи занятия: - образовательные:

закрепление умения ставить вопросы

к словам- предметам и словам-действиям;

формирование умения графически

изображать слова, обозначающие

предметы и действия предметов; закрепление

правописания слогов ча-ща, чу-щу; формирование

умения графически изображать простые

предложения, распространенные словами,

имеющими форму винительного или

развитие артикуляционной моторики и

мелкой моторики рук;

развитие зрительного и слухового внимания,

памяти, наглядно-образного мышления;

уточнение и расширение словарного запаса;

воспитание интереса к занятию, потребности

правильно и красиво говорить, формирование

усидчивости, трудолюбия, аккуратности в

Оборудование: зеркала, предметные картинки, тетради, авторучки

Учебно-методическое

обеспечение: О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова Учебно-методи-

ческий комплект. Развитие речи,М.2000

Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и

письменной речи учащихся начальных классов,

гимнастика, С-Петербург, 2004

Планируемые

Личностные - формирование положительного

отношение к учёбе и своим знаниям

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные

действия (УУД) - организация учащимися

своей учебной деятельности: целеполагание,

планирование; самоконтроль процесса и

результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать,

сопоставлять, находить ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД – умение слушать и

и участвовать в коллективном обсуждении

умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Структура занятия: I.Орг.момент. Аутотренинг (1-2мин)

II. Артикуляционная гимнастика (3-4)

III. Дыхательная гимнастика (2-3мин)

IV. Проговаривание слоговых рядов (1-2 мин)

V. Упражнения на повторение (5мин)

VI Работа над темой «Управление. Винительный

VIII. Закрепление темы занятия(5 мин)

IX. Итоги занятия. Рефлексия(1-2мин)

Ход занятия:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим

II.Артикуляционная гимнастика:

1) упражнения для губ:

2) упражнения для языка:

- Вот и вышел на порог любопытный язычок.

III. Дыхательная гимнастика.

Комарик на окне сидел,

Ветер дунул – полетел.

А в полёте песенку запел.

IV.Проговаривание слоговых рядов (с ударением на первом слоге,

затем - на втором и на третьем ):

зу– зу – зу (повторить громко),

за – за – за, (повторить тихо),

зы– зы – зы (повторить шёпотом)

V. Упражнения на повторение:

Картинки: комар, щука, лещ, сом

выполнение упражнения в тетради и на доске ( звуко-слоговая схема слов-предметов : щука, лещ, лещи ) , повторение написания чу-щу в словах;

называние слов-предметов по его действию:

плавает…, мычит …, хрюкает…, мяукает…, лает…, ржёт…,

VI. Работа над темой занятия: «Управление. Винительный и родительный

1) схема простого нераспространённого предложения:

- Ребята, скажите, кого вы видите на картинке? ( Мальчика)

- Дайте имя мальчику.(Витя)

- Что делает Витя? (Витя рисует.)

- Изобразим предложение схематично (выполнение задания на

доске в тетрадях)

2) использование слов в форме винительного падежа для

распространения простого предложения:

- Что рисует Витя? (Цветы.)

- Представим, что Витя нарисовал еще вот такие картинки

(щука, коза, корова, свинья, кошка, собака, лошадь, петух)

- Продолжите предложение : « Витя рисует… ( щуку, корову…, …)

- Начертите схему составленного предложения.

- Сколько слов в предложении?(Три)

- С какой буквы начинается первое слово в предложении?

- Что поставили в конце предложения? (Точку)

- Ребята, в зависимости от интонации в конце предложения могут

стоять и другие знаки препинания (вопросительный или

восклицательный)

- Произнесите предложение с различной интонацией.

2) использование слов в форме родительного падежа

- Это хвост зайца, это хвост … (белки, волка, лисы, …, щуки)

VII. Физминутка.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!

5. Работа со слогами.

Логопед диктует названия профессий, записать первый слог.

Составление названий профессий:

А) из слогов, записанных на одинаковом цветовом поле дети составляют слова – названия профессий.

В) чтение слов действий

7. Работа над словосочетанием. Нужно к словам из левого столбика подобрать подходящее слово из правого столбика

Физ.минутка. Мы в профессии играли, Вмиг мы лётчиками стали. В самолёте полетали, И шофёрами вдруг стали. Руль теперь в руках у нас Быстро едет 2-ой класс, А теперь на стройке мы, Кладём ровно кирпичи. Раз кирпич, и два, и три Строим дом мы посмотри. Вот закончена игра, Вновь за парты нам пора.

8.Работа над предложением.

А) Составление предложений из записанных словосочетаний с опорой на графические схемы.

-Будем узнавать, что делают люди данных профессий.

Б) Запись по предложению к каждой схеме по выбору детей. - Запишите в тетрадь по 1 предложению к каждой схеме.

В) Закрепление вопросов В.п., развитие умения задавать вопросы.

9.Работа над текстом.

На этом этапе идёт работа описательного характера о разных профессиях с опорой на пиктограммы.

10. Итог занятия.

-Чем сегодня занимались на занятие, о ком говорили?

-Давайте представим, если бы не было кого-то из людей этих профессий, что тогда было бы?

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

-Что интересного и полезного узнали?

11. Оценка работы детей.

Запись числа, с выделением орфограмм

Соотнесение предметных картинок с профессиями людей (работа у доски).

Цель: развитие грамматического строя речи на основе употребления имён существительных в винительном падеже на уровне словосочетаний и предложений.

-Сядет тот, кто назовёт имя существительное среднего рода.

II. Основная часть.

1) На доске запись: вырастить, на, сладкая, дети, грядки, морковь

-Прочитайте запись на доске. Это предложение? (нет) Почему? (слова не согласованы) Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (согласовать слова, найти каждому слову своё место)

-Составьте предложение. (1 ребёнок записывает предложение на доске)

-Найдите подлежащее. На какой вопрос оно отвечает?

-Найдите сказуемое. На какой вопрос оно отвечает?

-Найдите имя существительное в единственном числе. Задайте вопрос к этому слову. От какого слова задали вопрос?

-Каким членом предложения оно является - главным или второстепенным?

Тема занятия - винительный падеж имён существительных. Мы будем учиться употреблять в речи слова в винительном падеже. Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно читать, писать, чтобы речь была понятной)

3) На доске 2 столбика слов:

-Прочитайте слова в первом столбике. К какой части речи они относятся? Во втором?

-Что нам нужно составить? (словосочетания) Для этого нужно подобрать к каждому глаголу подходящее по смыслу имя существительное, употребив его в винительном падеже. Вспомните, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже.

Пальчиковая гимнастика: Оса, Колечки, Лезгинка, Ухо -нос.

-Проговорите и запомните получившиеся словосочетания. (На доске остаётся только первый столбик слов) Запишите их. Вам поможет алгоритм:1. Прочитай глагол.

2. Вспомни имя существительное в В. п.

3. Запиши словосочетание.

4. Выдели окончание.

Проверьте по образцу. Какие окончания могут быть у имён существительных в винительном падеже?

-Все ли имена существительные вам понятны? Если слово нам непонятно, как мы можем узнать его значение? (посмотреть в словаре, спросить взрослых) Что такое клумба? Я заглянула в словарь: клумба - приподнятый над газоном, дорожками садовый цветник в виде замкнутой фигуры. Посмотрите на слайд (картинки с изображением клумб). Где мы можем увидеть клумбу? Чтобы лучше запомнить это слово, давайте устно составим предложения с ним.

4) На доске слова: мыл, варил, полил, купил, ловил, забыл.

-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Запомните их. Запишите в столбик с проговариванием. К каждому глаголу подберите два подходящих по смыслу существительных в винительном падеже. На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Выделите окончания у существительных.

Проверим: читаем словосочетания вслух, чётко выделяя голосом окончания. Почему важно чётко произносить окончания? (для связи слов в предложениях)

5) На доске предметные картинки: пуговица, мяч, жук, свёкла, будильник, утюг, стакан.

(картинки убираются) Теперь я назову глагол, а вы подбираете к нему подходящее название одной из этих картинок в винительном падеже. (с мячом)

6) Вы были очень внимательными. Посмотрим, сможете ли выполнить следующее задание. Для этого нужно вспомнить, чем различаются имена существительные в В. п. и в И. п. Послушайте предложение, назовите имя существительное в В.п. и ответьте на вопрос ( на доске алгоритм: 1, 2, 3)

1. Послушайте предложение.

2. Назовите имя существительное в В.п.

3. Ответьте на вопрос

Машу купала мама. Кто мылся?

Свету слушал Паша. Кто говорил?

Вова ждёт Марину. Кто опаздывает?

Лиса догоняет зайца. Кто впереди?

Гнездо вьёт птица. Что строится?

Волк съел овцу. Кто сыт?

7) Работа по карточкам.

-Мы составили много словосочетаний, теперь пора перейти к предложениям. Перед вами карточки. Прочитайте задания.

1. Прочитай предложение.

3. Запиши с проговариванием.

4. Выдели окончание последнего слова.

Пушистый снежок укрыл лесную полянка. Среди зелени травы трудно разглядеть кузнечик. В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозд. Я принёс из ближнего леса колючего ёжик. Яркое солнце освещает тихую речка.

8) -Над следующим заданием нужно будет поработать в группе. Прочитайте запись на карточке. Как вы думаете, что нужно будет сделать? -Составить предложения. (Совместно составляется алгоритм работы и записывается на доске: 1. Прочитать слова. 2. Согласовать слова (изменить окончания, если это необходимо). 3. Записать предложение с проговариванием. 4. Найти имя существительное в В.п., выделить окончание. 5. Проверить работу.

Дети, найти, маленький, зайчонок.

Мама, варить, молочный, каша.

Вова, собирать, спелая, малина.

Рыбаки, поймать, огромный, сом.

Бабушка, вязать, тёплая, кофта.

Мы, читать, интересная, книга.

-Вспомните тему нашего занятия. Для чего нужно уметь употреблять имена существительные в винительном падеже? На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? Составьте по одному предложению с именем существительным в винительном падеже.

Читайте также: