Пейзаж в графике 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Импрессионизм - это направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

Пейзаж настроения – это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха.

Постимпрессионизм – течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Гравюра – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Монотипия (от греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики,

который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Список литературы

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного изучения темы

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж является молодым жанром живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, представлено изображение водной или земной поверхности, растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский и городской пейзаж.

Пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Первые наброски пейзажа появились еще в первобытных наскальных рисунках. Это были контуры гор, волнистые линии в виде моря.

Пейзаж в виде самостоятельного жанра появился в Древнем Китае. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.

Особое мировоззрение Китая пропагандировало уважение к силам природы, поэтому ко всем деталям ее изображения подходили очень серьезно. В Древнем Китае на картинах не изображалась какая-то определенная местность, это скорее был образ собирательный. Картины писались на шелковых свитках, хранились в шкатулках.

Европейские художники тоже не сразу начали изображать в пейзажах одно конкретное место. В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов.

В эпоху Возрождения интерес к пейзажу стал возрастать, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин.

Выделились подвиды пейзажа – архитектурный и морской пейзаж

Маринист - это художник, пишущий виды моря.

Выдающимся маринистом был русский художник Иван Константинович Айвазовский. В изображении морских стихий ему нет равных.

В спорах о творчестве родилось направление – импрессионизм, это

направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности.

Именно он одним из первых стал писать картины на открытом воздухе – на пленэре.

Пейзаж настроения – это передача художником на холсте цветовых отношений, вызванных в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха.

В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками.

С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание).

Стремление передать в картине свое восприятие жизни нашло отражение в творчестве постимпрессионистов.

Постимпрессионизм – течение, в котором художники отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать её основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.

Ярким представителем этого направления являются работы Винсента Ван Гога, которые вы сейчас видите на экране.

Впервые образ русской природы

появился в творчестве Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847 гг.) На своих полотнах он изображал мир сельской жизни.

- Талантливым его учеником был Григорий Васильевич Сорока

(1823-64г.) Все его картины изображают родные места художника и от каждой так и веет грустью и печалью.

Расцвет русской пейзажной живописи приходится на середину XIX в.

Особая роль в русской пейзажной живописи принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспевал русскую землю с ее величественными лесами и равнинами.

Но самым проникновенным русским художником-пейзажистом остается Исаак Ильич Левитан. Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния.

При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но может использоваться и вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, акварель, гуашь, пастель и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, тоже относятся к графике.

В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры.

Графический пейзаж отличается от обычного тем, что воспроизводится при помощи прямых, кривых и волнистых линий.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.

Когда с конца 15 в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей.

Гравюра – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

Существуют разные способы выполнения рисунка.

Вот некоторые из них:

Граттаж (от фр. Gr atter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Монотипия (от греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики,

который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665)

Чем больше значения в жизни людей приобретал город, тем больше он стал отражаться в творчестве художников. Виды города принято называть городским пейзажем.

Впервые изображение города появилось в период готики. Затем - в итальянском искусстве XV в. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

Тренировочные задания

1. Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте правильно понятия и определения

1. Оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

2.Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Стратегия выполнения задания:

1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.

2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.

3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.

4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.

5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.

Правильные ответы:

1. Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

2. Оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Стратегии выполнения задания

1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.

2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.

3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.

4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.

5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.

6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.

7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № Дата изо 6 класс

Тема: Пейзаж в графике.

Урок- путешествие ( теория и практическая часть).

Цель урока : развить творческие способности и навыки постижения средств выразительности пейзажной графики , обогатить опыт восприятия и оценки произведений искусства графики , познакомить учащихся с техникой выполнения графических рисунков , сформировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи урока:

Личностные:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные:

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию , планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать коммуникативные компетенции.

Предметные:

Формирование интереса к искусству графики и приобщение к культуре своего народа. Формировать навыки и умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, а также уметь с помощью выразительных графических средств ИЗО выразить свои эмоции , настроения, мысли. Формировать умение и навыки в создании пейзажной графики ,передачи пространства, настроения природы.

-сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

-развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;

выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке;

приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;

овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия)

Оборудование для учителя : Компьютер, мультимедийная установка для презентации, слайды и фото графических работ , таблица –Пейзаж в графике , музыкальный ряд: Чайковский -времена года(апрель), песня-край родной.

Оборудование и материалы для учащихся:

Альбомный лист, графические материалы (простой карандаш, ручки, деревянные палочки, черные фломастеры и другие), раздаточный материал.

На доске : Тема урока, этапы выполнения графического задания . Эпиграф урока.

1.Оргмомент (готовность к уроку, отсутствующие). 2.Проверка домашнего задания

(разгадывание кроссворда и заслушивание стихов и названия песен подобранных и вспомнившихся о природе).

4.Практическая часть ( постановка учебного задания и его выполнение, звучит музыка ). 5. Оценивание.

Итог урока, рефлексия.

6.Домашнее задание .

Этапы урока

Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

---Сегодня ребята подготовили нам стихотворения, давайте послушаем наших ребят.

-Полюбуйся весна наступает,

Журавли караваном летят ,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Молодцы наши ребята.

О чём эти стихотворения? О природе.

---Теперь посмотрите на доску, давайте разгадаем кроссворд и узнаем о чём будем говорить сегодня.
Кроссворд

По горизонтали :

1.Учение о способах передачи пространства.(11 букв)

2. Русский художник – мастер морского пейзажа. (11 букв)

3. Один из видов изобразительного искусства. (7 букв)

4.Как называется понятие в изобразительном искусстве, которое рассказывает, что изображено на картине. (4 буквы)

По вертикали в выделенных клетках, получится слово которое обозначает один из жанров в изобразительном искусстве, на котором изображена природа. (6 букв)

Вы уже догадались о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? О пейзаже.

Формулирование проблемы.

Чтобы точнее сформулировать тему, обратим внимание на эпиграф .

Теперь нам нужно догадаться в каком виде изо мы будем работать над пейзажем.

-Художник Анри Матисс говорил : «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь? (о линии)

-А линия, в каком виде искусства является главным выразительным средством? В графике.

(Формируемые умения: умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа)

Постановка учебной задачи

-Действительно, сегодня мы будем говорить о графике.

Цель урока: узнать какие виды и жанры есть в графике, основные выразительные средства графики и выполним графический рисунок в нетрадиционной технике.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Прежде чем перейти к изучению темы, давайте вспомним материал предыдущих уроков.

- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

- Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз).

--Что такое пейзаж?

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

Пейзаж как произведение искусства - это образ природы в котором выражено отношение к ней природы человека ,его настроение и чувства.

. Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски , которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления.

Графика – вид изобразительного искусства , который связан с изображением на плоскости, это прежде всего рисунок, искусство линейное строгое, основано на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным карандаш, уголь, фломастеры и различные ручки, традиционные тушь и перо (или палочка и кисть).

Рисунки, сделанные карандашом, пером, или углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению, сопровождают работу каждого мастера и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания завершенных произведений. Но и наброски , выполненные мастерами очень ценны.

Посмотрите в учебники на стр. -----

Графика делится на два вида:1.Единичный рисунок на бумаге , сделанный графическими материалами. Эти рисунки воспроизводится только один раз .

hello_html_2aa01c8e.jpg

2.Печатная графика – позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров, которая делится на несколько видов :

1) книжная графика – оформление книг и журналов

2)прикладная графика – оформление открыток марок грамот

Например: В.М.Конашевич Дуб. Гравюра. Россия 20 век .

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. В 15веке появляются печатные книги и печатная графика становится доступной широкому кругу людей . Мастера граверы все большее внимание уделяют разнообразию и выразительности штриха – графической разработанности и орнаментальности изображения.

Гравюра делится на виды:

а) Линогравюра - гравюра на линолиуме. (цветная и черно-белая).

б) Офорт- гравюра на металле ( медная или цинковая).

в) Монотипия – графическая техника плоской печати .(греческая – один отпечаток, бывает цветная и одноцветная.

Этапы создания:

1) Покрыть влажной и густой краской лист бумаги (или пластмассовую дощечку);

2) Положи сверху еще лист бумаги и нарисуй на нем карандашом линейный рисунок; 3) Прогладь рисунок пальцами или боком ладони там где это имеет смысл, с разной силой нажима. Аккуратно сними листок с отпечатком пейзажа. Эта техника требует умения экспериментировать.

г) Граттография (граттаж с французского царапать) – техника царапания рисунка.

hello_html_mc066bb2.jpg

Этапы создания :

1) Натирают лист бумаги свечой. Сверху наносят гуашь перемешанную с тушью;

2) Наносят карандашом рисунок;

3) Острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.

Гравюра – это игра светлых и темных пятен. С помощью их , изображение получается живым и интересным. Шло время и самостоятельное значение графики только возрастало. В графике линии и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Их ритмические построения позволяют создавать бесконечное разнообразие графических образов.

Практическая работа. Применение знаний (продуктивные задания)

Сегодня мы с вами остановимся на черно-белой графике. А работать будем гелиевой черной ручкой. Черная гелиевая ручка – популярный инструмент художника. У вас на столах лежат заготовки ваших будущих работ. Но это всего лишь контур. А вот дальнейшее развитие вашего рисунка зависит только от вашей фантазии. У меня тоже была всего лишь заготовка, но я пофантазировала и вот что у меня получилось (рисунок учителя). Перед вами на слайдах будут этапы работы, но это чужая фантазия, а у вас есть своя, я знаю. Вы можете только опираться на эти рисунки, но, ни в коем случае не копировать. После окончания свои шедевры вывешиваете на доске. Работайте только линиями.

--Дети работают самостоятельно, учитель оказывает необходимую помощь.

--Дети вывешивают свои работы на магнитную доску( учитель вместе с учениками отмечает наиболее удачные работы.

Итог урока. Рефлексия.

*Над какой темой работали?

*Что нового узнали?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке я познакомился…

Сегодня на уроке я повторил….

Сегодня на уроке я закрепил….

Заключительное слово учителя.

Главное выразительное средство рисунка – линия.

Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

VIII. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать свои умения в рисунке.

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

УУД:

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

— Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

урока по изобразительному искусству

Бальчевой Ольги Викторовны

обучающейся группы ХГ-31

Сухобоковой Кристины.

Подпись учителя ________________________

Подпись методиста ______________________

Оценка за подготовку ____________________

Оценка за проведение ___________________

г. Серпухов 2017 год

Дата: 17.05.2017

- формирование умений выполнять пейзаж в техниках печатной графики;

- познакомить с техниками печатной графики (монотипия, граттаж, гравюра);

- развивать умение выполнять эскиз пейзажа, опираясь на знания линейной и воздушной перспективы;

- воспитывать эстетический вкус.

Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

Овладевать новыми инструментами и техниками (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать свои умения в рисунке.

Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

— Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ, наглядно-иллюстрированный, практическая деятельность, проблемный метод, метод контроля.

Оборудование:

Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников в презентации.

Зрительный ряд:

Работы художников, педагогический рисунок.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок по ИЗО. У вас на столах должны лежать листы, карандаши, и сегодня нам понадобиться чёрная ручка.

— Прежде чем мы перейдем к теме урока, проверим домашнее задание, покажите мне, какие рисунки у вас получились.

Организация рабочего места

Повторение пройденного. Изучение нового материала.

- На прошлых уроках вы говорили о пейзажах. Давайте вспомним, что вы узнали.

- Что такое пейзаж?

- Какие виды пейзажа в живописи вы знаете?

-Что передаёт лирический пейзаж?

Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины.

-Приведите пару примеров.

Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

- Что такое обратная перспектива?

Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.

- Что такое сама перспектива?

Перспектива — это система изображения пространства и объемных тел на плоскости.

- Что такое линия горизонта?

Линия горизонта — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя, линия, где нам кажется, что небо встретилось с землёй.

- Так же, как вы уже знаете, существуют линии схода и точка схода, что это?

Линии схода — это воображаемые линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывающие положение объекта в перспективе.

Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.

Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя.

- Что вы знаете о линейной перспективе?

Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов изображения объектов, расположенных на разном расстоянии.

- Что даёт нам применение перспективы на рисунке?

Знание и применение перспективы помогает передать глубину пространства на картине.

- Напомните ещё раз основные правила линейной перспективы.

1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;

3. Линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту и стремиться к точке схода;

4. Линии, расположенные ниже уровня горизонта, будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;

5. Мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные;

6. Если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.

- Как в живописных работах вы передаёте настроение?

(цветом, колоритом, мазками)

И так, вы уже научились рисовать пейзажи передавая настроение цветом, но сегодня мы научимся делать это линиями, штрихами.

- А что такое графика?

Графика - это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне карандашом, тушью или углем. В графике линия и разнообразный штрих постоянно способствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры.

- Чем отличается такой пейзаж от обычного?

Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш, ручка или уголь.

- Что является основой языка графики?

Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по-черному.

- Какие материалы используют художники для графического пейзажа?

Материалы, используемые художниками - графиками: тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангина, карандаш и т.д.

Митурич-Хлебников, Май Петрович (1925-2008) – советский художник и иллюстратор. Гео́ргий Семёнович Вере́йский (1886—1962) — советский график и живописец.

Развитие графики тесно связано с искусством создания книги.

Когда с конца 15 в. появляются печатные книги, гравюрные оттиски становятся доступными широкому кругу людей.

Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разработанности и орнаментальности изображения.

- А что такое гравюра?

ГРАВЮРА – это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на линолеуме, дереве, металле.

Для того, чтобы научиться быть хорошим пейзажистом, надо сделать много эскизов и рисунков с натуры. Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу.

Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления.

Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и пасмурный день, утром и вечером.

Пейзаж лунной ночью.

1.Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

2. Природный- пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года.

Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи.

Морской, сельский, городской, архитектурный, парковый, индустриальный (промышленный).

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения.

Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: - ручка, - карандаш.

Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке. Чем ближе к нам предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем. При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

- Предлагаю воспользоваться его советами.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Работа над пройденным:

А) проведение цифрового диктанта:

  1. Это вид изобразительного искусства своим происхождением обязан двум русским словам, и называется он. (5-живопись),
  2. Приём нанесения штрихов слитно называется. (6-тушёвка).
  3. Основой языка этого вида изобразительного искусства является трёхмерный объём.
    Назовите этот вид изобразительного искусства. (4-скульптура).
  4. Этот жанр посвящен изображению животных и называется. (7- анимализм).
  5. 7 цветов образуют его. что? (1 -спектр)

(На доске: 1-спектр, 2-портрет, 3-штриховка, 4-скульптура, 5-живопись, 6-тушёвка, 7-анимализм.)

  1. Что такое графика? (вид изобразительного искусства, выполненный на плоскости).
  2. Что является основой языка графики? (работа чёрным по белому или белым по чёрному).
  3. Как называется жанр изобразительного искусства, посвященный созданию картин естественной или изменённой человеком природы? (пейзаж).

IV. Работа над темой урока.

A) вступительная беседа

- Книги, в древности, вы знаете, писали и рисовали вручную. Это трудоёмкий процесс и затрачивал много времени. Сегодня книг много. Многие из них снабжены иллюстрациями. А создавать иллюстрации помогают художники. Но они не расписывают их вручную в каждой книге. За них это делают машины, компьютеры. Всё это благодаря гравюре.

Гравюра - (фр.)- вид графики, заключается в вырезании или протравливании изображения на каком-либо материале.

Литография- гравюра на камне.

Линогравюра- гравюра на линолеуме.

Офорт - (фр.- крепкая вода)- гравюра на металле. Meдная или цинковая доска полируется и покрывается специальным лаком. Художник рисует на пластине острой иглой или пером; лак в этих местах снимается. Когда рисунок готов, пластину травят азотной или серной кислотой, которая разъедает незащищённые лаком места, образуя углубления. Затем эти бороздки остаются светлыми, а на остальное наносится краска. Специально вымоченная бумага накладывается на пластину, сверху кладётся войлок, затем прокатывается в специальном станке между двумя валиками.

Ксилография- (греч. ксило- дерево, графо- пишу)-гравюра на дереве. Резцы, которыми вырезают гравюру называют штихелем. (демонстрация)

Б) обратите внимание на экспонаты Эрмитажа, это произведения:

Физминутка

V. Практическая часть.

А) знакомство с техникой работы.

Мы перемещаемся с вами в мастерскую гравёра. Думаю, вы догадались, что так называется профессия мастера или художника, который занимается вырезанием или протравливанием изображения на каком-либо материале. Работать будем в технике граттаж.

Граттаж - (фр.-царапать, скрести, др.греч.- царапина)- выполнение рисунка путём процарапывания острым инструментом затушёванных бумаги, картона.

Б) инструктаж по технике безопасности.

- Процарапывать мы будем с помощью шила или иглы. Это инструменты мастера.
Нужно помнить:

  1. Работать инструментами только на рабочем месте, на подкладной доске.
  2. Держать эти предметы, чтобы указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
  3. Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот.

В) выполнение работы учащимися, оказание индивидуальной помощи.

VI. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?
- Что интересного вы узнали?

Рассматривание работ учащихся. Обмен впечатлениями.

VII. Домашнее задание:

выполнить работу до конца. Может быть, кто-то пожелает оформить выставку работ в данной технике. Спасибо всем!

Читайте также: