Суміжні та вертикальні кути конспект
Обновлено: 05.07.2024
Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.
Свойство вертикальных углов: вертикальные углы равны.
Аксиома– положение, принимаемое без доказательств.
Основная литература:
- Атанасян Л. С. Геометрия: 7 – 9 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.
Дополнительная литература:
- Погорелов А. В. Геометрия: 7 – 9 класс. // Погорелов А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте построим развёрнутый угол АОС и проведём в нём луч ОВ. В результате у нас получилось два угла ∠АОВ – острый угол и ∠ВОС– тупой угол. Стороны АО и ОС – продолжают друг друга, ВО– общая сторона. Углы АОВ и ВОС – это смежные углы. На основании этого сформулируем определение смежных углов.
Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями друг друга, называются смежными.
Обратите, внимание, что смежные углы АОВ и ВОС лежат на развёрнутом угле АОС. Отсюда можно сделать вывод: сумма смежных углов равна 180 о .
Свойство смежных углов: сумма смежных углов равна 180 о .
Давайте докажем это свойство.
Доказательство. Пусть углы ∠АОВ и ∠ВОС – смежные, луч ОВ – проходит между сторонами развёрнутого угла ∠АОС. Поэтому, сумма углов ∠АОВ и ∠ВОС равна ∠АОС, а этот угол развёрнутый, он равен 180 о . Свойство доказано.
Укажем ещё одно свойство смежных углов.
- Если два угла равны, то и смежные с ними углы равны.
Сейчас давайте вспомним определение прямого угла: угол, равный 90 0 , называется прямым углом. Опираясь на свойство суммы смежных углов, можно сделать вывод: угол, смежный с прямым углом, есть прямой угол.
Теперь построим две пересекающиеся прямые, АС и BD. Посмотрите, при пересечении прямых у нас получилось четыре угла: ∠АОВ, ∠АОD, ∠CОD, ∠BОC. Из них попарно являются смежными углы: ∠АОВ и ∠АОD, ∠АОD и ∠CОD, ∠CОD и ∠BОC, ∠АОВ и ∠BОC.
Углы, которые не являются смежными:
∠АОВ и ∠CОD; ∠АОD и ∠BОC. Пары этих углов называются вертикальными углами.
Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.
Свойство вертикальных углов: вертикальные углы равны. Убедимся в справедливости этого свойства, докажем его.
Доказательство. Посмотрим на чертёж: пары углов 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 1– смежные углы. Угол 2 одновременно является смежным с углом 1 и с углом 3. По свойству смежных углов
∠1+ ∠2= 180 0 и ∠3+ ∠2= 180 0 . Получаем, что ∠1+ ∠2= ∠3+ ∠2, значит, ∠1= ∠3. Углы ∠1 и ∠3 – вертикальные. Мы доказали справедливость этого свойства.
Свойства смежных и вертикальных углов, которые мы сегодня рассмотрели– в геометрии называются теоремами. Правильность утверждения о свойстве той или иной геометрической фигуры устанавливается путём рассуждения. Это рассуждение называется доказательством. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой.
На предыдущих уроках вы познакомились с понятием аксиомы.
В чём же различие между аксиомой и теоремой? Ответ на этот вопрос таков: аксиома – положение, принимаемое без доказательств.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Используя чертёж, найдите угол ∠ВОК.
Ответ: ∠ВОК=____ 0
Решение. Воспользуемся свойством смежных углов: сумма смежных углов равна 180 0 . По условию задачи ∠АОК= 11 0 , то ∠ВОК+ ∠АОК= 180 0
∠ВОК+ 11 0 = 180 0
∠ВОК= 180 0 – 11 0 = 169 0 .
Ответ: ∠ВОК= 169 0
№2. Тип задания: единичный / множественный выбор.
Используя чертёж, найдите угол ∠AOD.
Решение. На чертеже указано, что углы ∠СОЕ= ∠DOE. Значит, ∠COD= ∠СОЕ+ ∠DOE= 32 0 + 32 0 = 64 0 . ∠AOD смежный с углом ∠COD, по свойству смежных углов: ∠AOD= 180 0 –∠COD= 180 0 – 64 0 =116 0 .
№3. Тип задания: выделение цветом.
Используя чертёж, найдите градусную меру угла ∠BMD, если ∠AMD= 125 0 , ∠BMC= 115 0 .
Выделите верный ответ из списка:
60 0 ; 30 0 ; 75 0 ; 90 0
Решение. По чертежу можно увидеть, что ∠BМD является частью ∠AMD и ∠BMC. Рассмотрим ∠DMC и ∠AMD. Эти углы – смежные, т.е. их сумма равна 180 0 . Значит, зная градусную меру ∠AMD, мы сможем найти градусную меру ∠DMC= 180 0 –∠AMD= 180 0 -–125 0 = 55 0 . Теперь рассмотрим ∠BMC= ∠BMD+ ∠DMC. Мы знаем градусные меры ∠BMC и ∠DMC, значит, мы сможем найти градусную меру ∠BMD.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
УРОК № 7 (27.09.16)
Предмет : геометрия, 7 кл.
— ввести понятия смежных и вертикальных углов;
— рассмотреть их свойства;
— развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
— воспитывать потребность в доказательных рассуждениях;
— воспитывать аккуратность при выполнении рисунков,
— ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок изучения нового материала
I. Организационный момент. Приветствие, определение отсутствующих, подготовка к работе.
II . Актуализация знаний. Сегодня мы повторим виды углов, их свойства и добавим к знаниям об углах ещё два вида. Чтобы не забыть старых знакомых, выполним устно задания
Назвать вид каждого угла и указать градусную меру.
2) Дано: АОD = 8 DОВ. Найти: DОВ
3) а) АОЕ=30 0
ЕОС=20°
AOC=?
б) АОС=70°
АОЕ=50°
ЕОС=?
II. Изучение нового материала. Решение задач.
Решая 1 и 2 задачу, мы встретились с углами, которые носят название смежные и вертикальные. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы рассмотрим их определения и свойства.
1. Практическая работа. Построим прямую АD и отметим точку С, лежащую между точками А и D. Проведём луч СВ. Получились два угла: АСВ и ВСD. Такие углы принято называть смежными.
Попробуем сформулировать определение смежных углов, но сначала ответим на вопросы:
а) назовите стороны каждого из углов;
б) как связаны между собой стороны смежных углов?;
в) выделить особенности смежных углов (одна сторона общая, две другие являются продолжениями одна другой).
Далее прочитать определение смежных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которые должны удовлетворять смежные углы.
2. Усвоение понятия смежных углов.
Найдите пары смежных углов и объясните, почему они смежные.
3. Сформулировать свойство смежных у глов. (Предложить это сделать самим учащимся, вспомнив 3 задачу).
4. Закрепление понятия и свойства смежных углов.
Решить из учебника задачи № 55 (на доске и в тетрадях), № 59,60 - устно. Разобрать задачу из раздаточного материала.
5. Введение понятия вертикальных углов.
Практическая работа:
1) проведите луч ОС, являющийся продолжением луча ОА и луч ОD, являющийся продолжением луча ОВ;
2) запишите в тетради: углы АОВ и СОD называются вертикальными.
Вопрос: Сколько пар вертикальных углов образуется при пересечении двух прямых?
Попробуем сформулировать определение вертикальных углов, ответив на вопросы:
1) назвать стороны каждого вертикального угла;
2) как связаны стороны вертикальных углов между собой?
3) выделить особенности вертикальных углов (1-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго, 2-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго).
Далее прочитать определение вертикальных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которые должны удовлетворять вертикальные углы.
6. Усвоение понятия вертикальных углов.
Указать пары вертикальных углов на рисунке и объяснить, почему они вертикальные.
7. Обоснование того факта, что вертикальные углы равны, вначале можно провести на конкретном примере:
Задача. Прямые АВ и СD пересекаются в точке О так, что угол АОD равен 35 0 .
Найдите углы АОС и ВОС,
Задачу решить по готовому чертежу.
Вопрос: верно ли утверждение, что любые вертикальные углы равны?
Далее учащиеся самостоятельно разбирают доказательство свойства вертикальных углов по рис. 41 в учебнике и записывают в тетрадях.
8. На закрепление свойств вертикальных и смежных углов решить
№65 (а) устно, №66 (б; в) - письменно.
III. Тест. Итог урока.
1. Являются ли смежными углы: а) DОС и DОЕ; б) DОС и СОВ; в) DОЕ и АОВ?
2. Являются ли вертикальными углы: а) DОЕ и СОА; б) DОА и АОВ;
в) АОВ и DОЕ?
IV. Домашнее задание. П. 11 выучить определения, № 55,56,58,61.
Смежные и вертикальные углы.
Правила. Смежными называются углы, у которых одна сторона общая, а две
другие стороны расположены на одной прямой (являются дополняющими
лучами).
Вертикальными называются углы, у которых стороны одного угла
являются продолжением второго угла.
а вертикальные углы равны друг другу.
Пример решения задачи на нахождение смежных углов:
Найдем смежные углы, α и β, если α в два раза больше β .
Р е ш е н и е :
α = 2 • β — по условию задачи ;
α + β = 180 ° — сумма смежных углов ;
2 • β + β = 180 ° — замена α на 2β ;
Общеобразовательный класс. Уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся :
высокий – 13%, средний – 60%, низкий – 27%.
Тема: Смежные и вертикальные углы
Цель: ознакомить учащихся с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- поддержание интереса к предмету, воспитание умения контролировать внимание на всех этапах урока.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование развитие компетенции в области использования ИКТ; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- развитие у учащихся навыков построения смежных и вертикальных углов, нахождение их на чертеже, умения решать задачи с использованием свойств смежных и вертикальных углов.
Разработка урока содержит разные задания, интересный дидактический и наглядный материал, исторические справки по теме урока.
Описание разработки
Цель: Систематизировать знания учащихся по данной теме, закрепить свойства смежных и вертикальных углов, совершенствовать навыки решения геометрических задач;
Задачи урока:
повторить определения, теоремы, свойства;
способствовать развитию интереса к изучаемому предмету, развитию творческого мышления, инициативы и самостоятельности в деятельности учащихся, развитию навыков работы по готовым чертежам;
воспитывать внимание, ответственность к учебному труду.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Методы: коллективная работа, индивидуальная работа, интерактивный диалог
Ход урока:
- Организационное начало урока. Сообщаю тему урока, формулирование цели урока. (Слайд 1 - 2)
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Актуализация опорных знаний учащихся
А) фронтальная работа класса по вопросам учителя; (Слайд 3)
1) Какая фигура называется углом?
2) Как обозначается угол? (показать на доске)
3) В каких единицах измеряются углы?
4) Какие виды углов вы знаете? Соотнесите вид каждого угла с
градусной мерой, к доске пойдёт…
5) Какие углы называются смежными?
6) Сформулируйте свойство смежных углов.
7) Какие углы называются вертикальными?
8) Сформулируйте свойство вертикальных углов.
9) Сколько пар смежных и вертикальных углов может получиться при
пересечении двух прямых?
10) Какие прямые называются перпендикулярными? (признак)
А) работа по готовым чертежам (устно); (Слайд 10)
А сейчас выполняем работу по готовым чертежам
(чертёж спроектирован на доску)
Найти величины всех
при пересечении прямых.
Б) групповая работа по готовым чертежам (письменно), защита решений;
Каждой группе учащихся предлагается найти градусные меры неизвестных углов: (Слайд 11)
Решение задач оформляется представителем группы на доске. Группа защищает своё решение, отвечая на вопросы участников другой группы.
В) закрепление материала –решение уровневых задач;
А сейчас решаем задачи: (Слайд 12)
1) Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 50 0 . Найдите остальные углы.
2) Найдите смежные углы, если один из них в 3 раза больше другого.
3) Один из углов, полученных при пересечении двух прямых в 5 раз больше другого. Найдите эти углы.
Г) графический диктант: (Слайды 13 - 15)
Графический диктант (крыша дома - да, пол дома – нет)
- Сумма двух углов равна 200 0 . Смежные ли эти углы?
- Угол, смежный с углом в 130 0 является острым.
- Могут ли два смежных угла быть тупыми?
- Один из углов , образованных при пересечении двух прямых равен 80 0 . Могут ли прямые быть перпендикулярными?
- Может ли при пересечении двух прямых образоваться четыре прямых угла?
- Если два различных тупых угла имеют общую сторону, то эти углы смежные.
- Вертикальные углы имеют одинаковую градусную меру.
- Сумма двух углов, образованных при пересечении двух прямых, равна 180 0 . Эти углы могут быть вертикальными?
Проверяем (на доске ответ) – поставьте себе оценку карандашом
В остальных случаях – 2.
Поднимите руку, кто получил 5, кто получил 4?
Начинаем аукцион, не обычный аукцион, а аукцион одной задачи.
Найдите как можно больше
пар смежных углов.
Начинаем наш аукцион!
Сколько пар смежных углов на чертеже? Поднимите табличку с правильным ответом.
К доске идут…Покажите смежные углы на чертеже… ребята, задайте по одному вопросу.
Читайте также: