Пейзаж поэтическая и музыкальная живопись 8 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пейзаж- поэтическая и музыкальная живопись

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage — вид, изображение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Григорий Сорока картины Вид с озера. И Рыбаки

В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр — картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников — грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

В русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Тема урока: Пейза ж – поэтичная и му зыкальна я живопись. Зримая му зыка.

• Обобщение пр едставл ений учащихс я об иску сстве как образ ной модел и

• Дать представлен ие о жанр е пейзажа в разных вида х искусства (живопись,

• Формировани е умений и навыков в анализе ху дожественны х произве дений.

• Развитие зритель ской компетент ности у чащихся на основе произве дений

Методы обуч ения: словесный, наглядн ый, частично - поисковы й, аналитическ ий.

Оборудовани е: компьютер, му льтимедий ный проектор, эк ран.

Сегодня на у роке мы рассм отрим жан р пейзажа в разных ви дах искусства,

проанализиру ем произведе ния живопи сного, музыкаль ного, лите ратурного характера

и узнаем, какова роль пейзажа в произв едениях различ ных видов иску сств.

Слайд 2. Пейзаж – жанр, в кото ром основн ым предмет ом изображения явл яется

Слайд 3. В качестве самостоятель ного ж анра пейзаж по явился у же в VI веке в

китайском иску сстве. Карт ины среднев екового Китая о чень поэтично пе редают

окружающий м ир. Оду хотворенная и в еличественная п рирода в этих работах,

выполненны х в основном ту шью на шелке, предстает как огромная всел енная, не

Слайд 4. В Е вропе пейзаж к ак отдельн ый жанр появился на много позже, чем в Китае и

Японии. В пер иод Средневе ковья пейзаж тракт овался жив описцами для показа среды

Вплоть до XVI стол етия ху дожники исп ользовали его лишь в качестве фона для

религиозной с цены, жан ровой компози ции или п ортрета.

Слайд 5. Пост епенно пейзаж в ышел за р амки других художественных жанров. Н о на

полотнах русских ху дожников долг ое время была представ лена крас ота чужой, более

яркой природ ы. Толь ко с появление м произве дений Семе на Федорович а Щедри на

можно говорить о том, что пейзаж как отдельны й жанр сф ормировалс я в русской

Слайд 6. Ру сские художник и XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и д р. вновь

открыли зр ителям красоту родной земл и. Рассмотрим некотор ые их произв едения.

Простыми изоб разитель ными средства ми художн ик показа л чу до пробуждения

На полотне изо бражена окраи на небольшог о селения. Пасм урный весе нний ден ь.

Воздух тих, п розрачен и свеж. П о сероватому небу плыву т легкие рыхлы е облака.

Снег еще не сошел полностью , от земл и идет теплый пар.

За дощатым за бором — кресть янские избы, ц еркву шка и колоколь ня с облезлой

крышей, а еще даль ше — пашни с белыми пят нами нера стаявшего снег а. На ок раине

села, на холме — несколько к орявых березок. Сред и их обнаженн ых ветвей, су етясь и

галдя, летают грач и — вьют новые г незда, обновляют старые.. .

картине — и бу рые протали ны на снегу , и сизый дымок, ку рящийся над крышей

крестьянской хаты, и мокрые ств олы к ривых берез ок — наполнено бес конечны м

лиризмом и поэзи ей. С поразитель ной ясность ю передан о едва у ловимое её состоя ние,

знакомое серд цу каждого человека, - состояние о бновления, присущее ранне й весне. И

грачи на карти не — как вестник и весенн его обновле ния.

поры. Солнечн ый день, его невероятная свежесть и особен ная яркость передан ы с

особой не посредственн остью. Зрит ель видит, как по не бу плывут великолепные

золотистые о блака, причу дливо отража ясь в озере. Н а берегу виднеются колок ольни

ярко белого цвет а, соч ные зелёные л уга, осенние де ревья. Всё эт о наполняет на с верой

в то, что Россию жд ет очень рад остное и обязатель но доб рое буду щее.

Картина Левита на — некий с интез все х наблюдений и в печатлен ий ху дожника над

Левитан масте рски сочетает к раски лет а с бу йством оттенк ов осенней природы .

Замысел ху дожника в т ом, что именно такой должна б ыть прир ода в достаточн о

редкие мину ты её подл инного счастья. Перед зрит елем предстаёт невероятн о

романтическая картина, кот орая зву чит словно лирич еская пес ня.

Слайд 9. С овсем дру гими чувств ами проникну т другой пейзаж Л евитана «Н ад вечным

испытывает вся кий зритель п еред этой работой вел икого ху дожника . Свинцов ые

облака тяжело н ависли над к рутым берегом. На мале ньком утесе церкву шка, рядом

забытое кладбищ е, погост, после днее пристан ище. Хру пкие деревья сги баются под

сильным ветром, тонкая, прер ывистая тро пинка, веду щая в церковь - символ забвения,

Мощью дышит ок ружающая у тес стихия. Кажется, что е ще одно мгн овение и

исчезнет погост, развеется п о свету церк вушка.. . Всей мощи стихии противостои т

маленький ку пол церкви. Он направлен строго вве рх, а его ц вет создает ощу щение

неколебимост и и прочност и. В маленьком окош ке виден св ет. Лишь твердая Ве ра

может помочь человеку обрести покой и уверенность в св оих целях и с мысле св оей

Слайды10 -11. Ясно й, простой и п ривычной, прек расной в с воём много образии

предстаёт пере д нами ру сская приро да в произве дениях И.И. Шишкина.

Пейзаж можно не только видеть или читать о нём, но и слышать. Мы можем у видеть

века А.Вивальд и написал цикл оркестровы х концертов и сопр оводил их ст ихами. П.И.

Чайковский (19 век) создал форте пианный цикл, с остоящ ий из 12 - ти пьес, и назвал

В русских пейз ажах - настроен иях – стихотворн ых, живопис ных и музыкаль ных –

образы прир оды благодаря у дивительно й песенности интонаций, мел одий, дл ящихся,

как бесконечная п еснь, как на пев жавор онка, передают л ирическое стремление души

человека к крас оте, помогают глубже п онять поэтич ное содержан ие зарисово к

Слайд 12. Вот ка кими словами описал свои впечатле ния от картины И . Левитана

Тонкие, как све чки, по - девичьи стройные березки выглядят, как те самые,

которые иск они воспевали сь в ру сских песнях. Отра жение бе резок в проз рачной

воде как бы с оставляет их продолжен ие, их отголосок, ме лодическое эхо, они

растворяются в воде своим и корнями, их розовы е ветви сливаются с голубизн ой

неба. Конту ры этих гну тых березок з ву чат подобно нежно й и грустн о - жалобной

свирели, из этог о хора вырываютс я отдельн ые голоса более могу чих стволов, в сем

им противоп оставлен выс окий ств ол сосны и гу стая зелень ели.

• Обратите вн имание на эпитет ы в о писании карт ины. Почему автор исп ользовал

• Что привлек ает композ иторов и художников в ру сской природе ?

Слайд 13. В кон це XIX в. в зарубежном изобразительном иску сстве возникло

направление импрес сионизм. Это название пошло от карт ины К. Моне « Восход

впечатления от реально су ществу ющего мира, игру св ета и цвета.

Слайд 14. Поу чительная и даже з абавная ист ория произ ошла с жив описной раб отой

(1840 — 1926). Пр ивыкшие к ту ману л ондонцы точно знали его цвет — серый. И как же

они были изу млены и даже возму щены, когда на выстав ке увидел и картину Моне. На

ней они обна ружили, что туман, размываю щий очертани я замка, имеет ба гровый

оттенок! Когда ж е люди вышл и на улицу , то, к своему удивлению, обнару жили, что

туман на самом деле багров ый! Действ ительно, в зависимости от погоды, в ремени

суток, преломл ения солне чных лу чей туман может пр иобретать самую различную

окраску. Н о заметил и отк рыл для все х эту особенность име нно худо жник. Слайд15.

Слайды 16 -18. Б олее 20 про изведений посвятил Мо не изображению Руанского с обора.

Архитектура ф ранцу зской готики теряе т для ху дожника сво е самостоятель ное

значение и ста новится нек им экраном, на котором разыгрыв ается бесконеч ная игра

света и цвета. Каме нная грома да как бы тает на наши х глазах п од воздейств ием

2. Когда пейза ж выделился в отдельный жанр в Европе ?

3. Назовите ос новополож ника реалисти чного пейзажа в России.

4. Назовите на иболее известн ых пейзажистов Р оссии X IX в.

5. Какое направл ение возн икло во Фран ции в изоб разительном искусстве конц а XIX

1. Напишите этюд ы (литерату рные или ж ивописные), в которых в ы изобраз ите

природу в разных эмоциональны х состоя ниях (в разное вр емя суток или в р азное

2. Подберите ре продукции ка ртин - пейзажей. Напишите в тетради небольш ой рассказ

об одной из картин, найд ите к нему музыкальные и л итерат урные прим еры.

Итог урока: Пейза ж можно п оказать не толь ко средствам и изобразитель ного

искусства, но и посредств ом литерату ры, му зыки. В иску сстве пейзаж – это не только

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

1. Образовательные - познакомить учащихся с видами пейзажа, научить ориентироваться в картинах с пейзажными сюжетами и самим определять вид.

2. Развивающие - развить у детей умения анализировать, давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы, давать оценку.

3. Воспитательные - приобщить учащихся к навыкам ведения дискуссий,
аргументации своей точки зрения и выслушивания чужой, привить любовь к искусству.

Тип урока: – комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции картин (представлены через проектор).

Использовались ресурсы интернета:

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

Молодцы ребята, вы сказали верно. Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа, проанализируем произведения живописного и литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

3.Объяснение нового материала

Но для начала давайте вспомним, что же такое пейзаж? (изображение природы). Молодцы, я не сомневалась, что вы с легкостью дадите определение пейзажу, ведь с этим видом живописи вы знакомились еще с начальной школы. А вот как пейзаж определился в самостоятельный жанр живописи, нам расскажет (заранее подготовленный доклад ученика со средней подготовленностью о происхождении пейзажа), а вы, ребята, постарайтесь записать важные, на ваш взгляд, факты.

Изображения природы встречались ещё в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира), а так же в рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет). Пейзажные элементы замечены и в древнегреческом искусстве, и в древнеримском, правда, там пейзаж тесно связан с изображением человека. Встречаются элементы пейзажа и в средневековом искусстве Европы.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в . Китайские художники на огромных полотнах рисовали целую вселенную природы, в которой растворен человек.

В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в.

В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов.

После выступления на доске проецируется краткая запись:

- эпоха неолита - условные обозначения небесного свода, светил, земной поверхности;

- в древнегреческом и древнеримском искусстве пейзаж связан с изображением человека;

- средневековое искусство - элементы пейзажа;

- Китай, VI в - появился самостоятельный жанр пейзаж;

- 17 в. - пейзажный жанр оформился в Голландии;

- 18 в. - пейзаж как самостоятельный жанр в России.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, какие виды пейзажа существуют


Бернардо Белотто - итальянский художник, мастер городского пейзажа


Владимир Герасимов. Деревенский пейзаж


4. Пейзаж в портрете.


Автопортрет французского художника-примитивиста Анри Руссо, написанный в 1890 году.

12 -15 века в европейской живописи характеризуются тем, что постепенно пейзаж стал оформляться в отдельный, самостоятельный вид искусства. Картины Лоренцетти Амброджо показывают, что условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира.



Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Джентиле, Тициана, Тинторетто в Италии, мастеров дунайской школы в Германии и Австрии. Мы рассмотрим лишь некоторые картины, но вы увидите, что именно художники Возрождения создали благоприятную среду для оформления пейзажа как самостоятельного вида искусства.


Пьеро делла Франческа. Прибытие царицы Савской к царю Соломону


Тинторетто. Бегство в Египет.


Тициан. Сельская идиллия. 1507-08

Одним из первых пейзаж появился в творчестве Альберта Дюрера.



Посмотрите, ребята, тут мы можем наблюдать уход от изображения человека. Конечно, человек, хоть и незримо, тут присутствует. Как? (домики, мостик) но ключевую роль тут играет природа. Почему? (композиционным центром картины является сосна)



Своего рассвета жанр пейзажа достигает в эпоху романтизма . Посмотрите на картину французского художника Ж. Мишеля.

Ребята, как вы думаете, чем эта картина отличается от предыдущих? (настроением). А что нам помогает почувствовать это настроение? (Колорит картины. Сочетание темных теплых и холодных цветов передают страх, тревогу от надвигающейся грозы)



Ж. Мишеля. Пейзаж с мельницей.


Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же
сверкнула вдали.
Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Вдруг рванул ветер. Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно
закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Дождь почему-то долго не начинался. Егорушка, в надежде, что туча, быть
может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно. А молнии в потемках
казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

(Учащиеся высказывают свое мнение)

1. Как изображена природа на картине?

2. Что мы видим на переднем плане? На заднем?

3. Какова цветовая гамма. Какое настроение она передает?

На заднем плане справа – холм в темно-кофейной гамме; слева и по центру – открытое пространство с силуэтами отдельных строений, изображенное также в темной коричневой цветовой гамме.

Над всем этим изображено предгрозовое небо, которое и задает цветовую гамму земли. Небо тяжелое, нависающее, с четко оформленными грозовыми тучами. Цветовая гамма от очень светлого, серо-белого до серо-синего с зеленым оттенком. Небо написано особой техникой: быстрыми мазками. Очень резкий цветовой переход позволяет передать движение туч.

Гроза надвигается. К такому мнению помогает прийти световое расположение на картине. Дождя еще нет. Все темное – на заднем плане. Хорошо ощущаются яростные порывы ветра. Вот-вот разразится гроза. Далеко на горизонте, слева, мы видим светлую полосу: гроза надвигается справа, поэтому справа и темнее, тучи кучнее, тень, падающая от них, сделала холм почти черным, земляным.

Художнику удалось передать напряженное состояние природы перед грозой. Картина как будто удерживает наше внимание. Я думаю, что это зрелище сопровождает только шум ветра, все живое в природе замерло. Резкий контраст цвета позволяет дать характеристику ветра как порывистого.

Однако такая природа не пугает, а завораживает. Не случайно на картине нет людей. Они бы здесь были лишними. Природа великолепна и в своем грозном состоянии.




Важен в европейской живописи реалистичный пейзаж. Пейзажи этого периода отличались естественностью и простотой композиции.

Читайте также: