Патриоты россии 4 класс окружающий мир конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

Автор: Татьяна Валентиновна Строчилина

Населенный пункт: Калужская область, г. Людиново

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные :

- Иметь яркое представление о некоторых событиях истории России начала XVII века, борьбы народа России за независимость;

- Называть имена деятелей истории России этого периода;

- Объяснять, в честь какого события истории России в наши дни 4 ноября отмечается праздник День Народного единства.

Метапредметные:

- Принимать и сохранять целевые установки урока;

- Взаимодействовать в группах;

- Овладевать аналитическими умениями сравнения и обобщения.

Личностные:

- Уважение к подвигу народа, отстоявшего свою независимость;

- Понимание, что сила и могущество государства – в единении народа.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ХОД УРОКА:

I Организационный момент

Демонстрируют готовность к уроку.

I I Актуализация знаний

На прошлом уроке мы говорили о первых типографиях нашей страны.

- Кто является первопечатником России?

- Опишите как выглядели первые печатные книги?

(На доске в перевернутом виде расположены страницы. Учащиеся снимают страницы, отвечают на вопросы и вкладыват в книгу.)

1страница : Жизнь древних славян

  1. Занятия восточных славян.
  2. Жилище восточных славян.
  3. Во что верили славяне?

2 страница : Крещение Руси

1.При Каком князе произошло крещение Руси?

2. Дата крещения.

3. Какие изменения произошли на Руси после крещения?

3 страница: Нашествие Батыя

  1. Почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?
  2. Что ожидало Русь после нашествия Батыя?

4 страница: Ледовое побоище

  1. При каком князе состоялось Ледовое побоище?
  2. Когда и где произошло Ледовое побоище?
  3. Расскажите о тактике боя.

5 страница: Куликовская битва

  1. Когда и при каком князе состоялась битва?
  2. Причины и итог сражения.

+ До конца ли освободился русский народ от зависимости Золотой орды?

I I I Включение нового знания в систему знаний.

А сегодня мы познакомимся ещё с одной страничкой нашей истории. Мы сегодня вспомнили Александра Невского и Дмитрия Донского. Как их можно назвать? ( патриоты). А с какими ещё патриотами России мы сегодня познакомимся узнаем, посмотрев короткий видеоролик.

( Просмотр видеоролика, где президент Путин и патриарх Кирилл возлагают цветы к памятнику Минина и Пожарского)

- Какие у вас возникли вопросы? (Учащиеся предлагают свои варианты)

1. Что это за памятник и кому он посвящён?

2.В честь какого праздника возлагают цветы?

Итак, тема нашего урока – Патриоты России

Наша цель – ответить на эти вопросы.

(страницу вешают на доску)

I V Открытие новых знаний

Работа по группам. Учитель раздает листы с вопросами каждой группе. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью учебника с.87-89

V Физкультминутка

- А как называли древних защитников Руси, которые охраняли её от вражеских набегов? (богатыри) Они были сильные, смелые , выносливые. Давайте посмотрим у нас тут всё в порядке?

Дружно встали – раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

И налево тоже надо

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Точно в пляске – руки в боки;

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

- У нас всё спокойно, а теперь вернёмся к вопросам и возвратимся в XVII век

Польские захватчики выступили против России

В стране воцарился беспорядок и начались народные волнения, т.к. не было правителя

3.Что было создано для борьбы с врагами и кто этим руководил?

Было создано народное ополчение во главе в купцом Мининым и князем Пожарским.

4.Где брали средства для вооружения?

Люди отдавали что могли.

5.Когда народное ополчение двинулось из Нижнего Новгорода в Москву?

6. Чем закончилась эта схватка?

Русские разбили польское войско и враги сложили оружие.

7. Как отблагодарил русский народ своих патриотов?

Спустя 2 века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.

Кстати, это первый памятник в России, на котором изображен выходец из простого народа. До этого времени ставили только князьям, императорам, царям. Деньги на этот памятник собирала вся страна.

V I Подведение итогов урока

Теперь вернёмся к нашей страничке. На все ли вопросы мы с вами ответили?

Мы начали урок с ролика, где президент и патриарх возлагают цветы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов , мы отмечаем как День народного единства.

V I I Рефлексия

Сегодня мы ещё узнали имена патриотов нашей родины. Но патриоты могут быть не только в военное время, но и в мирное время. Патриот – это тот, кто любит свою родину, свой народ и делает всё на благо своей родины. Патриоты на заводе, в школе, в больнице. Я уверена, что каждый из вас любит свою родину. Хорошие знания, которые вы получаете, принесут пользу нашей стране.

- Это вы себя оценили. А теперь я оценю вашу работу на уроке . Отметки .

V I I I Домашнее задание

с.87-89 пересказ, из доп. Литературе найти описание этого памятника (кто скульптор, из какого материала он выполнен, кто из них Минин, кто Пожарский)

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Разминка

— Соотнесите дату и событие.

Дата

Событие

Первое упоминание о Москве в летописи

Вторжение на Русь ордынцев

Конец зависимости Руси от Золотой Орды

2. Блицопрос

• В каком веке на Русь напали степные кочевники? (В XIII в.)

• Имя хана, возглавившего первый поход на Русь. (Мамай.)

• Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань.)

• Почему монголам удалось завоевать русские земли? (Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя.)

• Чем запомнился Иван Калита? (При нем центром Руси стала Москва.)

• А какой вклад внес Дмитрий Донской? (Донской сумел нанести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель.)

• При каком князе Русь полностью освободилась от Орды? (При Иване III.)

3. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

Карточка 2

Перечислите русские учебники XVII в. и их авторов.

Карточка 3

Каково значение начала книгопечатания в России?

Карточка 4

Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

III. Самоопределение к деятельности

— Как можем назвать Александра Невского, Дмитрия Донского? (Защитники, воины.)

Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страницей истории нашего Отечества.

— Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и Пожарский? За какие подвиги воздвигли им памятник? Что сделали Минин и Пожарский для России? За что благодарят их потомки? Можем ли мы их назвать патриотами России?) (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Патриотичный человек — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

2. Работа по учебнику

— В начале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать? (В учебнике.)

(Чтение статьи учебника, ответ на поставленный вопрос.

Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.)

— Что еще нового узнали из этой статьи? Сформулируйте свои вопросы. (Примерный ответ. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин? Кто занимался казной? Кто встал во главе собравшейся рати? Когда народное ополчение двинулось к Москве? С кем произошел бой около Москвы? Чем закончилась эта схватка? Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе? Чем все закончилось? Почему Минина и Пожарского называют патриотами России?)

3. Работа с картой

Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили патриотизм.

— Рассмотрите карту на с. 92—93 учебника. Прочитайте название народов, населявших Сибирь.

(Ученики работают по карте.)

(Вопросы на доске или на карточках.)

1. Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

2. Почему казаки отправились в Сибирь?

3. Кого называли землепроходцами?

(Самостоятельная работа с текстом на с. 90—91 учебника, ответы на вопросы.)

Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России — мыс Дежнева. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск. История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII в. они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось все с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

— Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рассказа о России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай- город, 1612 г., Дмитрий Пожарский.)

- Подсчитайте, сколько лет царской династии.

2. Викторина

1. Почему престол опустел? (У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки.)

2. Как полякам удалось войти в Москву? (При поддержке бояр- изменников они укрылись за стенами Кремля и Китай-города.)

3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговый человек Кузьма Минин.)

4. В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде.)

5. Что создали для борьбы с врагами? (Народное ополчение.)

6. Где брали средства для вооружения? (Русские люди отдавали, что могли. Первым сделал взнос Кузьма Минин.)

7. Кого пригласили возглавить народное ополчение? (Во главе собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.)

8. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? (Люди шли и из других городов.)

9. Когда народное ополчение двинулось к Москве? (Это было в 1612 г.)

10. С кем произошел бой около Москвы? (С польским войском, которое спешило на помощь к своим соотечественникам.)

11. Чем закончилась эта схватка? (Русские разбили польское войско.)

12. Что стало с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе? (Они оказались в безвыходном положении.)

13. Что предложили им русские люди? (Сдаться.)

14. Какой ответ дали поляки? (Поляки ответили отказом.)

15. Чем все закончилось? (Вскоре враги сложили оружие.)

16. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? (Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник.)

17. На чьи деньги он был поставлен? (Деньги собирала вся страна.)

18. Кто был избран на престол в 1613 г.? (Михаил Федорович Романов.)

19. Можно ли К. Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России? Почему?

3. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.

Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь,

Там и поле Куликово.

И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. (Ответы детей.)

— Кого можно поблагодарить за урок?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 87—91 учебника.

2. Выполнить задание 2 на с. 30 рабочей тетради.

3. Привести примеры патриотизма в наше время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века.

2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.

3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.



Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: Патриоты России

1. Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века.

2. Сформировать представления учащихся о патриотизме.

3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: Кроссворд, иллюстрации (приложения к уроку)

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.


Вопросы к кроссворду:

1. Предприятие, где производят набор и печатание изделий.

2. Название первой печатной книги в Руси.

3. Название металлических букв.

4. Фамилия первопечатника на Руси.

5. Типографические буквы, необходимые для набора текста, их отпечаток.

6. Прозвище русского царя, который велел открыть типографию в Москве.

7. Фамилия немецкого первопечатника.

Учитель. Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

- Благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.

II. Проверка домашнего задания.

– Каково значение начала книгопечатания в России?

– Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

– Кто напечатал первый русский букварь?

– Назовите русские учебники XVII века и их авторов.

– Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам:

№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

№ 2. Соедините прозвище с именем:

III. Работа над новым материалом.

Живем мы посреди большой России,

Среди лугов, лесов, озер, полей.

И есть у нас, когда бы не спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижения пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества.

Но в тоже время оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которые восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной и страдающей Родине, жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.

Учитель .Сегодня нам предстоит узнать:

Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?

У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости (Приложение №1) Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.

- А что в это время происходило в стране?

Долгими войнами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород (найти город на карте). Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом.

- Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.

В словаре Ожегова даётся толкование – это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

- А как же организовалось это народное ополчение? - И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? (Найдите в тексте учебника ответ на этот вопрос).

В марте 1612 года ополчение двинулось к Москве (работа с картой). По дороге к ним присоединились люди из других городов.

Физкультминутка

От Нижнего Новгорода

Пошла в поход рать народная.

Мы погоним, погоним из города

Учащиеся повторяют упражнения за учителем: ходьба на месте в разном темпе, маршевый шаг, стройная, подтянутая осанка.

Уже на подходах к городу начались сражения с поляками. Вражеские войска не выдержали натиска ополчения и стали отступать. Но в Кремле, запершись в нём, осталась часть поляков. Ополченцы не пропускали к ним подводы с едой. В Кремле начался голод. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Выжившие в Кремле поляки были вынуждены сдаться. Москва была освобождена.

В честь освобождения столицы князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои деньги построил на Красной площади Казанский собор (Приложение №3). Название собор получил в честь иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона всё время была у ополченцев, с ней вошли в Москву (Приложение №4).

-А как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?

Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля. На могильном камне сделана надпись:

Избавитель Москвы, отечества любитель;
Отчизны красоты, поляков страх и месть,
Российства похвала и вечна славы честь,
Се Минович Косма зде телом почивает.
Век, истинный кто Росс, да прах его лобзает.

Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля.

IV. Закрепление изученного.

(Прочитать текст учебника с. 87-90)

Беседа по в о п р о с а м:

– Почему опустел царский престол?

– Как полякам удалось войти в Москву?

– Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

– Где брали средства на вооружение?

– В каком городе собиралось народное ополчение?

– Кто возглавил народное ополчение?

– Расскажите о битве за Москву.

– Как отблагодарил русский народ своих патриотов?

– Кто был избран на престол в 1613 году?

Ученики. У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. При поддержке бояр-изменников поляки вошли в Москву. Торговый человек Кузьма Минин призвал в Нижнем Новгороде русских людей постоять за родную землю. Первый денежный взнос на вооружение сделал К. Минин. Во главе народного ополчения был талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.

В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов.

Спустя два века в 1818 г. русский народ собрал деньги на памятник своим героям – К. Минину и Д. Пожарскому (Приложение №5).

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 90 учебника.

Рефлексия.

У вас на партах лежат цветы. Давайте подарим их нашим героям. Если вы испытали радость от встречи с патриотами России, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов - красный, если же вы остались равнодушными к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и неинтересно, то ваш цветок – белый.

Домашнее задание.

С. 87–91. Ответить на вопросы . Выполнить задания в рабочей тетради №2 стр.31-32.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Патриоты России"

Сегодня я расскажу вам о том, какие испытания выпали на долю Российского государства в XVII веке, как русский народ встал на защиту своей страны, и кто возглавил борьбу против иноземных захватчиков.

Вы уже знаете, что во второй половине XVI века правил первый русский царь Иван, или, как тогда говорили, Иоанн Четвёртый Грозный.

После его смерти царём стал сын Иоанна Грозного, Фёдор Иоаннович.

Это был очень тихий, добрый и набожный человек. А вот государством управлять он не мог. Да и здоровьем царь Фёдор Иоаннович был слаб. Правил он 14 лет.

У Фёдора Иоанновича не было наследников. А его младший брат, царевич Дмитрий, жил в Угличе.

Там он погиб, будучи ещё восьмилетним мальчиком. После смерти Фёдора Иоанновича не было законного наследника на царский престол. Власть переходила из рук в руки.

Природа тоже как будто взбунтовалась. Выдалось три неурожайных года подряд. В стране свирепствовали голод и болезни. Начались народные волнения. Правители, которые часто сменяли один другого, не могли навести порядок.

В России началось Смутное время.


Воспользовавшись удобным моментом, в Польше объявляется человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, который якобы не погиб в Угличе, а чудом спасся.

На самом деле это был не Дмитрий Иванович, а самозванец.

При поддержке поляков и некоторых московских бояр Лжедмитрий с польским войском пришёл в Москву. Там его провозгласили царём.


После первого самозванца Лжедмитрия появился второй,

потом третий. Правители Руси менялись.

А Русь тем временем раздирали на куски иноземные захватчики.

Часть Руси, в том числе и Москва, находились под властью Польши.

А призванные боярами на помощь шведы оккупировали Великий Новгород.

Тогда среди всеобщей растерянности и разброда к русским людям обратился патриарх Гермоген и монахи Троице–Сергиева монастыря

с призывом объединиться и защитить Отечество.

Осенью 1611 года послание от Гермогена дошло до Нижнего Новгорода и было прочитано новгородцам. Они решили дать отпор захватчикам. Но для того, чтобы собрать войско и вооружить его, необходимы были немалые деньги.

И тогда перед народом выступил торговый человек Кузьма Минин.


Он призвал каждого нижегородца отдать часть своего имущества для снаряжения ратников.

Вскоре деньги были собраны. На них вооружили ополчение. Так называлось войско, в которое набирали добровольцев.

В ополчении были представители разных народов, входивших в состав России. К новгородцам присоединились отряды из Казани, Ярославля, Владимира и других городов.

Возглавил народное ополчение князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


В августе 1612 года ополчение подошло к Москве.

В это время к польскому гарнизону, засевшему в Московском Кремле, спешила подмога.


Русские ратники во главе с князем Пожарским разгромили польское войско. А спустя некоторое время сдался и московский гарнизон.

Двадцать шестого октября (по старому стилю) 1612 года Москва была освобождена.

Они избрали царём шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова.


Одной из причин его избрания было то, что он был родственником царю Иоанну Грозному.

Избрание на царство Михаила Романова положило конец Смуте. Постепенно восстанавливалось хозяйство, стала пополняться казна, страна шла к миру и порядку.

С воцарением Михаила Романова началась история трёхсотлетнего царствования в России династии Романовых.



Ну что ж, пришло время повторить то, о чём сегодня я вам рассказывал. Постарайтесь ответить на мои вопросы.

1. Кто правил Русским государством после Иоанна Четвёртого Грозного?

2. Как звали царевича, под именем которого выступали самозванцы?

3. Какие страны захватили часть российских территорий?

4. Кто обратился к русским людям с призывом объединиться и дать отпор врагу?

5. В каком городе было организовано народное ополчение, разгромившее иноземных захватчиков?

6. Кто возглавил народное ополчение?

7. В каком году польских интервентов изгнали из Москвы?

8. Кого избрали на царство в тысяча шестьсот тринадцатом году?

А теперь проверьте свои знания.

1. После Иоанна Четвёртого Грозного правил его сын, Фёдор Иоаннович.

2. Царевича, под именем которого выступали самозванцы, звали Дмитрий.

3. Часть российской территории захватили Польша и Швеция.

4. К русским людям с призывом объединиться и дать отпор врагу обратился патриарх Гермоген.

5. Народное ополчение было организовано в Нижнем Новгороде.

6. Возглавили народное ополчение Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

7. Польских интервентов изгнали из Москвы в тысяча шестьсот двенадцатом году.

8. В тысяча шестьсот тринадцатом году на царство избрали шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова.

Ну что же, пора остановиться. Жаль, что я не могу за один урок подробнее рассказать вам эту захватывающую историю. А ведь это так интересно. Ни один детектив не сравнится с историей страны. Но вы и сами можете узнать ещё больше, если захотите.

Читайте также: