Патетическая соната годы странствий царит гармония оркестра 4 класс музыка план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

  • Знакомство с музыкальным жанром “соната”.
  • Знакомство с разными концертными залами.
  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
  • Воспитание слушательской культуры.
  • Формирование музыкальной культуры обучающихся.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

У. Меня зовут Гульшат Фаиловна. Я работаю учителем музыки в гимназии № 93, и сегодня проведу урок в вашем классе в этом прекрасном концертном зале. Давайте познакомимся друг с другом. Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите “Вот так” и покажете некоторые движения. Готовы?

Игра “Как живешь?” (пластическое интонирование).

- Как живешь? – Вот так!

- Как идешь? – Вот так!

- Как поешь? – Вот так!

- Как слушаешь? – Вот так!

Ребята, где можно слушать музыку?

Д. Ответы

У. Какую музыку вы любите слушать?

- Кто любит популярную музыку?

- Кто предпочитает классическую музыку?

- Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

- С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?

Д. Мусоргский М.П., Рахманинов С.В.

У. Они - композиторы какой страны?

Д. Они русские композиторы.

У. А вы знаете немецких композиторов?

Д. Да - Бах, Бетховен.

У. Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.

Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).

У. Кто автор этой музыки?

Д. Ответы.

У. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д. Музыка Бетховена.

У. Да.

- Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

- Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

- Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.

- Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?

Исполнение учителем песни Г.Гладкова “Песня-спор”.

Д. Она похожа на диалог.

У. Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.

У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием.

Д. Исполнение по группам (мальчики и девочки).

У. Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе.

Д. Ученики 4 класса (запись в программках).

У. Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог.

У. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки?

Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова.

У. Кто участвовал в диалоге?

Д. Скрипка и фортепиано.

У. Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано.

- А какие характеры вы услышали?

Д. Одна - резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая.

У. Музыка какого народа прозвучала?

Д. Башкирского.

У. Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.

Д. Соната для скрипки и фортепиано(запись в программках).

У. Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

- Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

- Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

- Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

- Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Игра учителем темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Какое душевное состояние передает музыка?

Д. Ответы.

У. Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке.

Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы.

- Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее.

Игра учителем Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

- Какой у нее характер?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме?

Д. Ответы.

У. Какие человеческие качества передаются в музыке?

- Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов.

Слушание Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

Какие человеческие качества переданы в музыке?

Д. Ответы.

У. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?

Игра Побочной партии (учителем).

У. В чем особенность этой темы?

Д. Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.

У. Молодцы.

- Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре.

Слушание Побочной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

У. Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Людвиг ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.

- Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.

У. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.

Д. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках).

У. Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?

- Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.

- Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках.

- На сцене - Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна.

Выступление Владимира Сычева.

Ваши программы заполнены. Молодцы.

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- А куда сегодня нас поведет музыка? На этот вопрос нам ответит эта музыкальная шкатулка. Но, чтобы она открылась, мы с вами должны ответить на вопросы.

1.Что такое оркестр?

2.Кто такой дирижер?

3.Что такое гармония?

( Оркестр - это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; дирижер – это руководитель оркестра)

В оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат, образовывается полное созвучие, то есть гармония

3. Актуализация знаний обучающихся

Существуют разные виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов и, конечно же, симфонический – самый полный и совершенный по звучанию. В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр звучит голосами различных музыкальных инструментов. Инструменты в симфоническом оркестре располагаются группами. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х групп инструментов.

Первая группа - струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эта группа является фундаментом оркестра. Вторая группа – деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот. Третья группа – медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба. Эта группа придает звучанию оркестра мощь и блеск. Четвертая группа - ударные инструменты: барабан, литавры, тарелки, треугольник, челеста, ксилофон. Эта группа дополняет и украшает звучание оркестра различными ритмическими оттенками. Еще в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты как – арфа, рояль. Руководит оркестром дирижёр - великий мастер владения звуком.

- Перед вами схема размещения муз. инструментов в симфоническом оркестре. Как видите, музыканты никак не могут сидеть, как кому нравится, а только в строго определённом порядке. Каждая группа занимает в оркестре определенное место.

4. Динамическая пауза (1 мин)

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Слушание музыки

- Давайте послушаем звучание основных групп симфонического оркестра и определим настроение и характер музыки.

1. И. С. Бах. Ария из сюиты для оркестра №3 - струнные смычковые инструменты.

2. Д. Скарлатти. Пастораль – деревянные духовые инструменты.

- Сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов симфонического оркестра, будем имитировать игру на этих инструментах и постараемся дать характеристику их тембров.

1. П. Чайковский. Неаполитанский танец (труба)

2. П. Чайковский. Танец Феи Драже (ксилофон)

3. Р. Вагнер. Полёт валькирий (валторны)

4. П. Чайковский. Китайский танец (флейта)

5. С. Рахманинов. Вокализ (виолончель)

(Слушание и имитация игры на инструментах. Ответы обучающихся)

6.Закрепление полученных знаний

- Отгадайте загадки. О каких инструментах идет речь?

1. В симфоническом оркестре её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный… (Скрипка)

2. Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет, по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его… (Виолончель)

3. Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка… (Флейта)

4. Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,

Низким голосом поёт, называется… (Фагот)

5. Этот медный духовой то короче, то длиннее,

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его? (Тромбон)

6. Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто это… (Барабан)

7. Знайте они с барабаном соседи.

Сделаны они из блестящей меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделки,

В музыке тоже бывают… (Тарелки)

- О чем сегодня на уроке шла речь? Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра? (Ответы уч-ся)

7. Домашнее задание

- Нарисовать любой инструмент, который входит в состав симфонического оркестра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 4 классе

Учитель музыки: Валеева Людмила Дмитриевна.

МАОУ СОШ №30, город Калининград.

Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока : тематический

Задачи: - знакомство с музыкальным жанром;

- развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержа нием, определение их характера и настроения;

- воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран;

- воспитание слушательской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные результаты.

Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

Метапредметные результаты: у мение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Познавательные : о пора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные : умение слушать и вступать в диалог с учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать и делать выводы.

Виды деятельности учащихся:

слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение.

Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, п обуждающий диалог от проблемной ситуации ), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

- Технология развивающего обучения.

- Технология педагогики сотрудничества.

Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, в идеоролик, презентация биографии композитора.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), музыкальный центр.

Музыкальный материал :

I . Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкальных звуков.

II . Актуализация знаний

Вопрос: Ребята, прислушайтесь, какие звуки можно услышать за окном?

На столах лежит стихотворение Пушкина А. Нужно найти в нем светлые,спокойные слова и наоборот противоположные слова встревоженности, взволнованности. Поэты выражали свои чувства на словах.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце.
Снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Мы с вами увидели, как выражают свои чувства поэты и художники. А сейчас услышим, как это делают композиторы.

3.Рефлексия.

- Мы помним, что интонации в музыке бывают…

Дети: Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.

- И ещё одно правило повторим все вместе…

Дети (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.

Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный) .

- Жаль, а ведь это произведения считается мировым хитом.

И мы сегодня познакомимся с ним. Запишите, пожалуйста, в тетрадь композитора и произведение.

Постановка цели урока.

Исходя из темы нашего урока какие задачи можно поставить?

Дети: Сегодня на уроке познакомимся с понятиями соната, патетика. Запись в тетрадях . Послушаем и проанализируем муз. произведение Л.В.Бетховена.

Давайте познакомимся с биографией этого композитора.

Презентация.

Слушают отрывок, где звучит вступление и главная партия партия.

- Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка?

Вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит? Продолжаем слушать экспозицию.

Дети затрудняются с ответом.

- А давайте мы посмотрим видео, где сонату исполняет пианист. А вы будете дирижерами.

Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. И, наконец, понимают, что здесь разговор двоих.

- Давайте подумаем, как говорит первый?

Дети подбирают эмоциональные термины из учебника: горестно, трагично, мрачно, наверно кто-то умер.

- А как говорит второй?

Дети: Радостно, восторженно, взволнованно.

- Но если кто-то умер у одного, подходит в общении слово радостно, восторженно?

Дети: Нет! Подходит взволнованно, страстно, оптимистично.

- Как можно поддержать человека в горе?

Дети: Посочувствовать ему, сказать, что его друг будет смотреть на него с небес, а он будет помнить его.

Вы наверно немного устали, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

- Итак, сегодня мы познакомились с определением патетика и соната. А скажите, кто исполнял сонату?

Дети. Исполнитель на фортепиано.

- Какой вывод можно сделать? Для какого количества инструментов написана соната?

Дети. Для одного.

- Правильно, для одного и это может быть любой инструмент и скрипка, и виолончель, и флейта и т. д.

- А с кем в сонате мы познакомились сегодня?

Дети. С главными героями.

- В сонате три части, в которых заключается содержание всего произведения, с которым мы еще будем знакомиться.

Организация вокально - хоровой деятельности.

- А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню “Песня-спор”, композитора Г. Гладкова. А на что она похожа.

Дети. Она похожа на диалог.

- Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.

Исполнение по группам (мальчики и девочки).

- Время оценок. Как оцениваем свою работу?

Самооценка деятельности учащимися.

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.

Список использованной литературы.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Обряд выкатывания яйцом Испокон веков, чтобы очистить человека от порчи, испуга и других обретенных негативных программ, использовался обряд выкатывания яйцом. Этот метод исцеления весьма эффективен. Еще моя бабушка его использовала, когда дети и внуки были маленькими и болели. Порчу, чтобы снять, в знахарстве использовали те предметы, на которые переносилась программа деструктивная - это воск, соль, олово, яйцо. Как и воск, живая структура яйца легко перенимает на себя все недоброе с энергооболочек человека. Процедура выкатывания яйцом не так сильно встряхивает энергетику человека, как отливка воском. Поэтому обкатывать яйцом можно и детей, и беременных. Этот метод очень хорош для обучения и на начальном этапе познания законов Вселенной и самого себя. Можно сравнить этот метод с нулевым (подготовительным) классом в школе. Пробуйте, учитесь, но помните, что должно быть развитие, ибо топтание на месте ведет вниз. Следующий этап - обучение взаимодествию с Энергией. Правила обряда Яйцо для выкатывания должно быть живым - от курицы, которую оплодотворяет настоящий деревенский петух. Яйца, произведенные на птицефабриках, для этой задачи не годятся. Любитель, катающий человека с порчей яйцом без зародыша (мертвым), невольно может выполнить сброс порчи на себя. Даже непродолжительное хранение живых яиц в холодильнике существенно Критской Е.Д. Музыка.4 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.-2-е изд. - М: Просвещение, 2012 г. -127с.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Обряд выкатывания яйцом Испокон веков, чтобы очистить человека от порчи, испуга и других обретенных негативных программ, использовался обряд выкатывания яйцом. Этот метод исцеления весьма эффективен. Еще моя бабушка его использовала, когда дети и внуки были маленькими и болели. Порчу, чтобы снять, в знахарстве использовали те предметы, на которые переносилась программа деструктивная - это воск, соль, олово, яйцо. Как и воск, живая структура яйца легко перенимает на себя все недоброе с энергооболочек человека. Процедура выкатывания яйцом не так сильно встряхивает энергетику человека, как отливка воском. Поэтому обкатывать яйцом можно и детей, и беременных. Этот метод очень хорош для обучения и на начальном этапе познания законов Вселенной и самого себя. Можно сравнить этот метод с нулевым (подготовительным) классом в школе. Пробуйте, учитесь, но помните, что должно быть развитие, ибо топтание на месте ведет вниз. Следующий этап - обучение взаимодествию с Энергией. Правила обряда Яйцо для выкатывания должно быть живым - от курицы, которую оплодотворяет настоящий деревенский петух. Яйца, произведенные на птицефабриках, для этой задачи не годятся. Любитель, катающий человека с порчей яйцом без зародыша (мертвым), невольно может выполнить сброс порчи на себя. Даже непродолжительное хранение живых яиц в холодильнике существенно

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 031 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • организовать коммуникативные взаимодействия;развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
  • оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.
  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

  • Умение понимать учебную задачу урока;
  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;
  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией;
  • действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
  • извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
  • умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
  • учиться давать оценку результатам деятельности.
  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • постановка и выполнение целей;
  • оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя;
  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;
  • оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
  • умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;
  • умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации)

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки,
  • участие в размышлениях о музыке,
  • пение,
  • цветорелаксация.

Музыкальный материал:

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

II. Актуализация знаний

У.: Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?

2.Формулировка основной учебной задачи.

3.Рефлексия.

У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…

Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.

У.: И ещё одно правило повторим все вместе…

Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.

4. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: Самое время назвать вам произведение. (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).

Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)

У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.

Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)

5.Постановка цели и задач урока.

У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?

Д.: Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4.

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин.

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2015

Урок музыки 4 класс

включить учащихся в учебную деятельность;

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

организовать коммуникативные взаимодействия;

развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

оценить собственную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные результаты. Научатся:

воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;

вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.

проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

Умение понимать учебную задачу урока;

умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

наличие эмоционального отношения к искусству;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

осознание жизненного смысла музыкальных образов.

опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией;

действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.

учиться давать оценку результатам деятельности.

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт);

использовать речь для регуляции своего действия;

постановка и выполнение целей;

оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя;

элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать;

оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке;

умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации)

Виды деятельности учащихся:

участие в размышлениях о музыке,

Музыкальный материал:

I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

II. Актуализация знаний

Исходная мотивация.

У.: Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем?

Д.: Слушателями.

2.Формулировка основной учебной задачи.

3.Рефлексия.

У.: Мы помним, что интонации в музыке бывают…

Д.: (хором) Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные.

У.: И ещё одно правило повторим все вместе…

Д.: (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит.

4. Создание учебно-проблемной ситуации.

У.: Самое время назвать вам произведение. (Показ плакатика с названием. Прим. автор здесь не обозначен).

Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный)

У.: (огорчённо) Значит, вы не знаете произведение, которое считается мировым хитом.

Д. (сразу стали предлагать познакомиться с этим произведением)

5.Постановка цели и задач урока.

У.: Значит, о каком произведении мы поведём речь?

Д.: Чтобы узнать самим и рассказать родителям о музыке, которую знают во всём мире.

III этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

У.: Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Может быть, она вопросы задаёт нам? Или, может быть, это какое-то восклицание?

Дети ответили неуверенно и неточно. То есть, с первого раза в интонациях не разобрались.

У.: Давайте попробуем по-другому: вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит?

У.: Сколько же людей участвовали в разговоре? Покажите мне на пальцах.

У.: Есть и правильные ответы (Прим. не называю ни тех, кто правильно, ни тех, кто неправильно почувствовал). Но моя помощь всё же нужна. Давайте попробуем с помощью пластического интонирования определить – сколько участников разговора, и как они говорят.

У.: Так сколько же людей участвовали в разговоре?

Д.: Двое.

Д.: (слышат характер интонации, определяют цвет музыки как чёрный и называют слова из 2-го столбика)

У.: Как вы думает, а почему человек так говорит?

Д.: Может, у него что-то случилось?

У.: Конечно, так (горестно) человек говорит, когда у него случилось…

Д.: Горе.

У.: А о чём нам может сказать музыка чёрного цвета?

Д.: Может, у него кто-то умер?

У.: Мы не можем утверждать подобное, но мы можем сказать точно, что у человека большое горе.

У.: Давайте теперь обратим внимание на речь второго участника разговора. Вы опять выберите слова из плаката эмоциональных терминов и определите цвет музыки.

У.: Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем?

3. Цветорелаксация. Демонстрирую ролик, который выбрали дети. Дети стоят, потому что к просмотру я добавляю ребятам и несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.

4.Первичное усвоение новых знаний.

(Я демонстрировала портреты Бетховена, Шопена, Щедрина. Многие выбрали Бетховена)

У.: Кто из вас ответил правильно, опять же узнаете из учебников дома.

Д. Определяют звучание фортепиано.

5. Первичная проверка понимания.

Д.: Познакомились с героями.

1.Организация вокально- хоровой деятельности.

а) Подготовительная беседа.

У.: А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню.

Песня ещё недостаточно впета под минусовую фонограмму, а нам скоро выступать на школьном мероприятии.

б) Впевание песни.

IV этап – итог урока.

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу?

Самооценка деятельности учащимися.

У.: Мои оценки следующие:

Самые сильные пятёрки сегодня у…….

Пятёрки с небольшим замечанием у……………….

Пятёрки с большим замечанием у……………..

Оставляю без оценки…………

У. Прощаюсь с ребятами, напоминаю, что д/з выписано на доске в их кабинете. (Д/з – стр.86).

Читайте также: