Конструирование и построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: расширить знания по моделированию, научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранным фасоном.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о взаимосвязи технического и художественного конструирования.
  • Воспитательная: воспитать точность, внимательность и аккуратность в работе, усидчивость.
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, точность в выполнении работы.

Оборудование: шаблоны ночной сорочки, карточки (моделирование выреза горловины),учебник “Технологии” 7 класс, таблица “Подготовка выкройки”, цветная бумага, карандаш, клей, ножниц, тетрадь, выкройка.

Термины: моделирование, модельер, каре.

Ход урока

Карточка для опроса “Основные конструкционные линии чертежа плечевого изделия” (Приложение № 1).

  1. Ответ у доски.
  • Какие мерки необходимы для построения чертежа плечевого изделия и как они записываются? ОТВЕТ: (Поп, Пош, Пог, Ди)
  1. Фронтальный опрос.
  • Для чего необходимы прибавки на свободное облегание, на какие мерки даются прибавки? ОТВЕТ: (Прибавки на Пог, Поп, для комфортности)
  • Какие мерки определяют ширину базовой сетки и длину изделия? ОТВЕТ: (Пог , Ди).
  1. Изучение нового материала.
  1. Беседа с учащимися о моделировании из курса 5–6-го класса.

Вопросы для учащихся:

На предыдущем уроке вы выполнили построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Если использовать эту выкройку без изменений, то можно сшить простое изделие, например ночная сорочка. Овладев такими знаниями можно на основе данной выкройки создать новые разнообразные модели.

Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе изделие в пространстве, знать основы художественного моделирования и уметь выполнять некоторые приемы моделирования.

Основные элементы моделирования:

  • уменьшение и увеличение длины изделия;
  • изменение формы выреза горловины;
  • моделирование кокеток;
  • моделирование халата.

Один из приемов моделирования является отделка изделия.

К отделке относятся: накладные детали, строчки, пуговицы, пряжки, застежка тесьма “молния”, канты, кружева, бейка, вышивка, аппликация, сочетание различных по цвету и фактуре материалов (Приложение № 2).

Физкультурная пауза проводится через 20 минут работы. Упражнения выполняются 2-3 раза.

Комплекс упражнений.

Исходное положение – стоя у парты, ноги на ширине плеч.

  1. Исходное положение – руки опущены вдоль туловища, руки вытянуть вперед ладонями вверх, согнуть руки к плечам, вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение – руки, на поясе, ноге на ширине плеч, выполнить повороты туловища вправо и влево.
  3. Исходное положение – руки вытянуты вперед, выполнить сжимание и разжимание кистей рук.

Выполнить приемы моделирование (Приложение № 3)

  1. Практическая работа.
  1. Изготовить выкройку (указать название деталей, направление долевой нити, середину детали, припуски на швы.)
  2. Изменить свою выкройку в соответствии с выбранной фасоном.
  3. Вырезать детали выкройки.

Вопрос для учащихся: Сколько ткани нужно ткани для изготовления вашего изделия? Количество ткани зависит от ширины.

Расчет количества ткани:

  • при ширине ткани 150см рассчитывается по формулам:
    1 х Ди, для средней полноты.
    2 х Ди, для полных;
  • при ширине материала 110см рассчитывается по формуле: 2 Ди + 30см. (на обработку)

Учитель во время работы делает целевой обход, направляя деятельность учащихся, контролируя правильность и безопасность выполнения задания.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам.

  • Что можно изменить в готовой выкройке?
  • Какое изделие можно выполнить, не изменяя выкройку?
  • Как правильно рассчитать количество ткани для изготовления изделия?
  1. Итоги урока.
  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы ознакомились со способами моделирования плечевых изделий. В домашних условиях вы сами себе модельеры, поэтому знания и умения, полученные сегодня, помогут вам создавать неповторимые вещи, учитывающие вашу личность, образ и мастерство.

  1. Выставление оценок с их аргументацией.
  1. Домашнее задание.

Ткань, детали выкройки, портной мелок, английские булавки, тетрадь, учебник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с понятием "плечевая одежда" и видами плечевой одежды.

Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.

Ожидаемый результат:

-приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;

-ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертежных работах, соблюдением правил безопасного труда;

- приобретение опыта построения чертежа швейного изделия (плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом) с помощью чертежных инструментов в натуральную величину

Дидактические средства обучения: сантиметровая лента, миллиметровка или ватман для выполнения чертежа в натуральную величину, чертежные инструменты и приспособления; презентация, учебник технологии § 15, тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, презентация, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм.

Введение нового материала (определение размеров фигуры человека)

Актуализация знаний. В целях актуализации полученных в 5 классе знаний учитель может предложить учащимся ответить на следующие вопросы.

-Как вы думаете какими изделиями называю плечевые изделия?

Ответ учащихся (блузка, туника, платье, халат)

Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.

В качестве изделия для выполнения творческого проекта в 6-ом классе будет предложено сшить плечевое изделие на цельнокроеной основе: это может быть блузка, платье, халат или ночная сорочка.

На одном из этапов разработки проекта необходимо научиться азбуке конструирования и моделирования. Поэтому целью нашего урока является научиться конструировать такое изделие. Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия, изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива изделия.( Вспомните, из каких деталей состоял фартук). Изготовление выкроек очень важный процесс, и необходимо чётко представлять, из каких деталей будет состоять ваше швейное изделие.

Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.

Характеристика плечевых изделий.

Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются – плечевыми изделиями.

Платье – женская одежда, состоящая из лифа и юбки, отрезное или не отрезное по талии.

Сарафан – разновидность платья, без рукава, с большим вырезом, на бретелях.

Халат – с рукавами и без, с застежкой, воротником и без, поясом и без.

Блуза – женская одежда, с рукавами и без, с застежкой и без, воротником и без, длиной до

Жилет – одежда с проймами без рукавов, различной длины, с застежкой и без.

Учитель предложит ответить учащимся на следующие вопросы:

-Что нужно знать, чтобы изготовить выкройку швейного изделия?

- Какой инструмент нужен для снятии мерок с фигуры человека?

- Можно ли снимать свои мерки самостоятельно, почему?

-Какие мерки для изготовления изделия в 5 классе вы снимали?

1. “Мерки – исходные данные для построения чертежа”.

2. “Снятие мерок – определение размеров фигуры человека путём его измерения по

Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский

портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150-200 см., ширина – 2 см

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

Мерки снимают по правой стороне тела, сантиметровой лентой.

Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения , сохраняя привычную осанку.

Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

Перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии.

Зафиксировать ее шнурком.

Мерки длин, высот и обхватов записывают полностью.


Правила снятия мерок Ош – обхват шеи Сантиметровая лента проходит по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над ярёмной впадиной. Мерка необходима для построения выреза горловины.

Ог – обхват груди Сантиметровая лента проходит горизонтально, сзади через выступающие точки лопаток, через подмышечные впадины, спереди- на уровне высоких точек груди. Мерка определяет ширину сетки чертежа

Оп- обхват плеча Сантиметровая лента проходит перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, касаясь верхним краем заднего угла подмышечной впадины. Мерка нужна для определения глубины проймы и ширины рукава.

Дтс- длина спины до талии Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до линии талии. Эта мерка определяет положение линии талии.

Ди- длина изделия. Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до желаемой длины изделия.

Дпр- сумма длин плеча и рукава. Сантиметровая лента проходит по линии плеча от линии шеи через плечевую точку до желаемой длины рукава.

Записать мерки необходимые для выполнения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Поскольку одежда не прилегает к телу по всей его поверхности, для построения конструкции изделия кроме мерок необходимы прибавки на свободное облегание и декоративное оформление. Величина припуска на свободу облегания учитывает вид изделия, воздушную прослойку, обеспечивающую свободу движения, толщину ткани, а декоративно-конструктивные прибавки, создающие определенный силуэт изделия, зависят не только от вида изделия, но и от модели.

  • к полуобхвату груди — Пг = 6-8 см;
  • к обхвату плеча — Поп = 5-7 см;
  • к ширине горловины — Пшг =1,0 см.

Построение основы чертежа

Основу построения чертежа любого плечевого изделия составляет построение контурных линий деталей изделия: спинки, переда, рукава. Чертеж строят на базисной сетке, представляющей собой вертикальные и горизонтальные линии, определяющие общий размер изделия по ширине и длине.

В связи с тем что фигура человека симметричная, чертеж строят на половину ширины изделия.

Контур чертежа спинки составляет следующие конструктивные линии: линия горловины спинки, линия плеча, линия бока, линия низа (рис. 58). В конструкции плечевого изделия с цельнокроеным рукавом чертеж переда отличается от чертежа спинки только более глубоким вырезом горловины, поэтому перед и спинку строят одновременно на одной и той же базисной сетке (табл. 11).


Рис. 58. Конструктивные линии чертежа основы плечевого изделия

Таблица 11. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Последовательность построения чертежа и расчет

Графическое изображение

1. В верхней части листа поставить точку В и провести вправо от нее горизонтальную линию.

Это будет линия плеча. Из той же точки В провести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине изделия Ди:


2. От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: ВВ1 = (СгН + Пг) : 2 = ( 47,6 + 6) : 2 = 26,8 см

3. Достроить чертеж до прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1

4. Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:

BB2 = (Сш : 3) + 1 = (18,1 : 3) + 1,0 = 7,0 см.

Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3:

Соединить плавной кривой точки В2 и В3

5. Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4:

Соединить плавной кривой точки В2 и B4

В точках В2 и В3 линия горловины должна составлять прямой угол с линией плеча и линией середины спинки

6. Отложить вниз от точки B1 глубину проймы B1Г, рассчитанную по формуле:

7. Отложить вправо от точки B1 длину рукава В1В5, которая обычно составляет 5—7 см. В1В5 = 6 см.

Достроить прямоугольник по двум сторонам — В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1.

8. Отложить вниз от точки Г отрезок ГГ2.

Соединить прямой линией точки Г1 и Г2

9. Для построения криволинейного участка линии бока необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1—1,5 см (точка Г4). Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой

10. Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который обычно равен 8—12 см. Соединить прямой линией точки Н2 и Г2

11. От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н3Н — точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой

12. Отложить от точки В3 вниз длину спины до талии — отрезок ВТ:

От точки Т провести горизонтальную линию талии и отметить на ней в местах пересечения с вертикальными линиями точки T1 и Т2

13. От точки Т2 вверх по линии Т2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Т3, а на середине отрезка TT1 — точку Т4. Соединить точки Т4 и Т3 плавной кривой

14. Обвести контур чертежа основной сплошной линией.

На этом построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом закончено

Практическая работа № 15

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

  1. Постройте основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:1, пользуясь таблицей 12.
  2. Найдите на чертежах переда и спинки линии плеча, талии, низа изделия, бока, середины переда, середины спинки, низа рукава и подпишите их.

Новые понятия

Припуски (прибавки) на свободное облегание, конструктивные линии.

Контрольные вопросы

1. Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом? 2. Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда? 3. От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

Читайте также: