Конспект логопедического занятия образование звуков речи

Обновлено: 07.07.2024

3.Познакомить детей со смысл оразлич ительной функ цией ударения.

1.Совершенств овать навык и звукобукве нного, слог ового и

2. Развивать умен ие отвечать полны м пред ложением;

Оборудование: зе ркала; индивид уальные орфо графические словари;

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений

А) Беседа о звука х (речевых и н ерече вых) и буква х.

Потому чт о воробей не гов орит. Он т олько чирика ет/.

- Какие ещё волше бные слова м ы знаем? /Пожалу йста, изви ните,

- Какие звуки ре чевые? /Речев ые звуки те, которые м ы произноси м/.

- Правильно. Чем ж е отличаются р ечевые звуки от неречевых? /Речевые

- Теперь посл ушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы

- А если я скажу быстро суп , что получится? /Получится сл ово/.

Звуки мы слыш им и произно сим, а букв ы мы видим и пише м/.

- Как произнос ятся гласные звук и? /Гла сные произнос ятся без

- Что образует п реграду? / Преграду об разуют зу бы, губы и язык /.

Б) Работа в те традях. Р азвитие фонематическ ого анали за.

- А сейчас отк рыли тетради, запис али число, наче ртили табл ичку. В

одной колонке у нас будут гл асные зву ки. Как ого цвета мы кружоче к

- А в другой – согла сные. А зд есь какой кр ужок нарис уем? /Напол овину

- Я буду читать сл оги и слов а, а вам нуж но записать пе рвую букву в

- Ребята, давайте ещ ё раз всп омним, как произносятс я

гласные? /Глас ные произн осятся без прегра ды. Их мо жно петь и

- Что образует п реграду? / Преграду образуют зубы, г убы и язык/.

- Ребята, а кто знает , где живут б уквы? /Буквы живут в алфавите/.

- Алфавит – эт о последователь ность б укв русског о языка. Повторил и

все хором. /Алфав ит – это после довател ьность букв ру сского языка /.

- Зачем нам ну жен алфавит? /Алф авит н ужен, чтобы б уквы стоял и по

- Посмотрите на доску. Вам нужно расст авить эти слова по алфавиту.

- Хорошо. За пишите в тетради слова в правильн ой последо вательности.

- Где ещё нам мо жет пригод иться алфавит? /В журнале уч ителя/.

- Хорошо. А есл и мы не з наем, как п ишется слов о, где мы будем

смотреть правиль ное написани е? /Будем смот реть в слова ре/.

- Как стоят слова в с ловаре? /Сл ова в словаре сто ят по алфа виту/.

- А теперь кто б ыстрее найдет в словаре сл ово картошка?

- Да, для того, чт обы быст ро найти сло во в словаре, н ужно найт и его

- А сейчас нем ножко отдо хнем. Встал и все возле па рт.

- Я буду называть носик, уш ко или макушк у, а вы м не должны п оказать

Логопед называет с лово, а показ ывает совсем другое.

- Ребята, из чег о состоят сл ова? /Слова с остоят из сл огов/.

- Да. А какое п равило о гласны х и слогах мы з наем? /Скол ько в слове

- Как называется сл ог, на кот орый пада ет ударение? / Ударный сл ог/.

- Как называется сл ог, на к оторый не падает уда рение? /Безуд арный

- Хорошо, посмот рите на доску. Прочит айте предложе ние. / Пугало

- Мы не поймем, что это за п редложе ние, пока не поставим ударе ние.

Логопед вместе с детьми расставл яет ударе ние в словах.

- Таких слов мн ого. Посмот рите, атлас и атлас, белки – белк и, замок -

Е) Работа в тетрадях. Схема п редлож ения. Звук обуквенный и

- А теперь возьм ите любое сл ово из тех, о которых м ы только что

говорили и при думайте п редложение. /Б елки прыгали с вет ки на ветк у/.

- Разделим слова на слоги, по дпишем гласн ые, обозначим их красн ым

- Теперь соглас ные выделим. Мягкие ка ким кружком обозначим?

8 . Физкультурн ая мину тка с музыкальным сопров ожде нием .

Логопед оценивает деятель ность каждого у чащегося.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Звуки речи. Буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

Задачи:

Образовательные:

уточнить понятие звуков речи и букв;

учить навыкам работы со словарем;

познакомить детей со смыслоразличительной функцией ударения.

Развивающие:

совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа;

развивать умение отвечать полным предложением;

развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать вежливость, навыки общения.

Ход занятия

Организационный момент (1 мин).

Артикуляционная гимнастика (5 мин).

Упражнения для губ:

Упражнения для язычка:

Основная часть (12 мин).

А) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось.

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил.

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть.

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить.

Ближе, ну еще немножко.

Фурх! Удрал. Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

- Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.

- Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.

- Хорошо. Теперь послушайте.

Логопед стучит, хлопает, топает.

- Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.

- Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.

- Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.

- А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.

- А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.

Логопед записывает слово суп на доске.

- Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.

- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.

Затем - хоровое проговаривание.

- На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.

- Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

- А согласные? /Произносятся с преградой/.

- Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

Б) Работа в тетрадях. Развитие фонематического анализа. Дифференциация гласных и согласных.

- А сейчас открыли тетради, записали число, начертили табличку. В одной колонке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Наполовину синий, наполовину зеленый/.

Логопед чертит таблицу на доске.

- Я буду читать слоги и слова, а вам нужно записать первую букву в нужный столбик.

Логопед показывает образец выполнения задания.

Го, та, ам, уф, кино, окно, письмо, ива.

Далее – коллективная проверка.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, как произносятся гласные? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

- А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

-Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

Пальчиковая гимнастика (2 мин).

- А сейчас мы потренируем наши пальчики.

Логопед показывает верное выполнение упражнений.

Основная часть (продолжение) (8 мин).

В) Работа с алфавитом.

- Ребята, а кто знает, где живут буквы? /Буквы живут в алфавите/.

- Алфавит – это последовательность букв русского языка. Повторили все хором. /Алфавит – это последовательность букв русского языка/.

- Зачем нам нужен алфавит? /Алфавит нужен, чтобы буквы стояли по порядку/.

- Посмотрите на доску. Вам нужно расставить эти слова по алфавиту. Какое слово будет первым? /Дуб/.

- Почему? /Потому, что буква д – первей буквы п и с/.

Аналогично: пальто, стол.

- Хорошо. Запишите в тетради слова в правильной последовательности. /Дуб, пальто, стол/.

Дети записывают слова в верном порядке.

- Где ещё нам может пригодиться алфавит? /В журнале учителя/.

- Хорошо. А если мы не знаем, как пишется слово, где мы будем смотреть правильное написание? /Будем смотреть в словаре/.

- Как стоят слова в словаре? /Слова в словаре стоят по алфавиту/.

Логопед раздает детям орфографические словари.

- А теперь кто быстрее найдет в словаре слово картошка?

Дети находят в словаре нужное слово.

- Как вы искали? /Мы искали по первой букве/.

- Да, для того, чтобы быстро найти слово в словаре, нужно найти его первую букву.

6. Физминутка (2 мин).

- А сейчас немножко отдохнем. Встали все возле парт.

- Я буду называть носик, ушко или макушку, а вы мне должны показать то, что я назвала.

Логопед называет слово, а показывает совсем другое.

7. Основная часть (продолжение) (8 мин).

Г) Беседа о слогах.

- Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.

- Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.

- Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.

- А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.

- Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.

- А гласная? /Безударная гласная/.

Д) Работа над ударением.

- Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.

- Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.

Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.

- Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.

Е) Работа в тетрадях. Схема предложения. Звукобуквенный и слоговой анализ.

- А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.

- Начертим схему предложения.

- Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.

- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

- Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь.

2. Введение в тему.

- Послушайте звуки за окном. (Дети закрывают глаза.)

- Что шумит? (Деревья, листья.)

- Что гудит? (Машины.)

- Кто кричит? (Мальчики, дети.)

- Кто разговаривает (Люди.)

- Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся из коридора. (Дети отвечают.)

- Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

3 Работа по теме.

- Верно, сейчас я предлагаю вам внимательно послушать звук барабана и найти сюрприз.

Педагог прячет 2 зайца в коробку. Дети ищут подарок. Ориентируются на силу удара барабана: громко - близко, тихо - далеко.

Два зайца - большой и маленький. У большого зайца много сил - он играет громко на барабане, сильно, а маленький тихо.

Педагог за ширмой ударяет в барабан (удар чередуется громко - тихо).

- Отгадайте, какой из зайцев только что играл?

- Как вы догадались?

- Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

4. Физкульт. минутка.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках ладони, локти.

Лицо, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, щёки и виски,

Две ноздри, что так близки.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

5. Дифференциация неречевых звуков.

- Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

6. Развитие слухового внимания и памяти.

Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить/ показ предметных картинок/

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

- Помогите мне рассказать его снова (Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

7. Знакомство с речевыми звуками.

- Игрушки, машины, собаки – все могут издавать звуки. А может ли человек говорить звуки?

- Верно! Человек может произносить разные звуки, например, а,у,ы…

- С помощью чего человек может их произносить?

8. Итог занятия.

А) - Что нового сегодня узнали?

- О чём расскажешь дома родителям?

Б) анализ работы каждого ребёнка.

Конспект логопедического занятия Звуки [С] и [Ш] в словах Тема: Звуки С-Ш. Цель: Дифференциация звуков С и Ш. 1. Образовательные: - уточнить представление ребенка о звуках С и Ш. 2. Коррекционно-развивающие:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

Задачи: Коррекционно-образовательные:

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

Формировать правильное произношение речевых звуков.

Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

Формирование слухового внимания и восприятия.

Формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики (мелкой моторики пальцев рук).

Развитие фонематического восприятия в слогах и словах.

Развитие операций звукового анализа и синтеза.

Развитие модуляции голоса.

Развитие координации движений, пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Воспитывать умение слышать и слушать.

Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Ход занятия.

I.Огр. момент. Логопед: Здравствуйте ребята!

Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.

2. Формирование слухового восприятия. Звукоподражание. Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем? Д: Ушами. Л: Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Д: Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.

-А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

3. Знакомство с органами артикуляции. Л: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать. Сели бегемотики, Дети садятся на стулья. Положили лапки на животики. Кладут руки на живот. То животик поднимается, Делают длительный вдох носом. То животик опускается. Делают выдох ртом.

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).

6. Развитие речевого дыхания. Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.

7. Формирование интонационной стороны речи. Знакомство с гласными звуками.

Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] (пальчиковая гимнастика)

Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова.

Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все этих словах: кошка, шуба мышь.

Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.

Игра-шутка минутка. Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами

Тили-бом! тили бом!

Загорелся кошкин том.

III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.

Читайте также: