Памятники истории и культуры конспект

Обновлено: 04.07.2024

Памятники истории и культуры – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Так же бывает что памятники это не отдельно стоящие объекты, а комплексы с объектами историко-культурного наследия. В этой работе хотелось бы рассмотреть основные типы памятников истории и культуры, а так же узнать какие организации занимаются их охраной, ведь эти памятники это сердце культурно-познавательной жизни страны (региона, города).

Оглавление

1. Введение………….………………………………………………………..стр. 3
2. Виды памятников истории и культуры………………………………….стр. 4
3. Охрана памятников истории и культуры………………………………..стр. 6
4. Памятники истории и культуры Ярославля…..………………………. стр. 8
5. Заключение……………………………………………………………….стр. 11
6. Список литературы………………………………………………………стр. 12

Файлы: 1 файл

Рекреационная география. реферат.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО

Специальность Социально-культурный сервис и туризм

Реферат по предмету

Студентка 36 Г группы

2. Виды памятников истории и культуры………………………………….стр. 4

3. Охрана памятников истории и культуры… ……………………………..стр. 6

4. Памятники истории и культуры Ярославля…. .………………………. стр. 8

6. Список литературы…………………………………………………… …стр. 12

Памятники истории и культуры – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Так же бывает что памятники это не отдельно стоящие объекты, а комплексы с объектами историко-культурного наследия. В этой работе хотелось бы рассмотреть основные типы памятников истории и культуры, а так же узнать какие организации занимаются их охраной, ведь эти памятники это сердце культурно-познавательной жизни страны (региона, города).

Виды памятников истории и культуры.

Историко-культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) составляют его материальную основу и формируют национальную историко-культурную среду. В зависимости от своего состава они могут быть комплексные и единичные.

К комплексным объектам историко-культурного наследия относятся историко-культурные территории, исторические города и исторические поселения, историко-культурные комплексы.

Историко-культурные территории - нерасчленимое, целостное совместное творение человека и природы, где объекты историко-культурного наследия и природный ландшафт объединены значительной территорией. В зависимости от видов объектов наследия эти территории могут иметь статус историко-архитектурный, историко-мемориальный, этнокультурный, историко-природный или иной характер.


Исторические города и исторические поселения - города, села и деревни, обладающие значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки.


Историко-культурные комплексы - группы памятников одного или нескольких видов объединенных единой территорией, имеющих историческую градостроительную, этническую или иную связь.

В их числе монастырские и культовые комплексы, городские и сельские усадьбы, археологические комплексы, комплексы объектов связанных с военно-историческими событиями, с историей развития промышленности, здравоохранения, образования и др.

Единичные объекты историко-культурного наследия - памятники истории и культуры, это отдельные объекты представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и др. На государственном учете состоит более 4-х тысяч единичных памятников истории и культуры

Объекты исторического наследия - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и республики, революционным движением, гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

Объекты археологического наследия - древние поселения, селища, городища, места древних захоронений, древние культовые памятники, лабиринты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя.

Объекты архитектурного и градостроительного наследия - сооружения культовой (церкви, часовни, колокольни, поклонные кресты и др.), гражданской (жилые дома, административные, больничные и образовательные здания, магазины, амбары, бани и др.), промышленной (заводские постройки, плотины, гидроэлектростанции, кузницы и др.), военной архитектуры (штабы, казармы и др.), представляющие архитектурно-художественную и историческую ценность, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, исторические природные ландшафты.

Памятники искусства - это произведения монументального, монументально- изобразительного, монументально-декоративного искусства.

Объекты культурного наследия включаются в единый государственный реестр в определенном законом порядке и подлежат государственной охране. На государственном учете также состоят выявленные объекты культурного наследия, которые подлежат государственной охране до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр.

Охрана памятников истории и культуры

Это комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было учреждено в 1966 году. В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся под защитой государства, уполномоченный в этой сфере федеральный орган исполнительной власти — Росохранкультура- с 2011 Указом президента полномочия переданы Министерству Культуры РФ. Однако этот статус не всегда спасает их от упадка и даже сноса.

Недвижимые памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.

В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Однако в это число не входят выявленные объекты, представляющие историко-культурную ценность, в том числе памятники археологии. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.

К сожалению, органы юстиции не всегда владеют информацией при регистрации сделок на объекты недвижимости о том, являются ли или связаны с памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты.

Памятники истории и культуры Ярославля

Дом вице-губернатора и здание губернской земской управы. 1784-1787, 1899, 1900. Андропова ул., 6 / Нахимсона ул., 7 (городские мэрия, муниципалитет, избирком, ЗАГС, архитектор, центр гражданской защиты)

Дом призрения ближнего. 1785-1787, архитектор И. М. Левенгаген. Андропова ул., 10 / Кирова ул., 8 (Физический факультет Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; кафе; магазины. В здании располагался военный госпиталь Отечественной войны 1812 года.)

Митрополичьи палаты. 1670-е — 1680-е. Волжская наб., 51. (Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, используется и Ярославской и Ростовской епархией)

Здание бывшей духовной консистории. 1815, арх. А. Л. Руска, 1858. Богоявленская пл., 14 / Которосльная наб., 20 (Ярославское епархиальное управление)

Здание железнодорожного вокзала. 1870 г., нач. XX в. Подвойского пл., 1 (вокзал Ярославль-Московский)

Памятники истории и культуры – это неотъемлемая часть жизни страны, региона, города и т.д. Можно даже сказать, что это является сердцем культурной жизни города. Основная часть памятников истории и культуры находится под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Так же охраной этих памятников занимаются и другие организации. Сохранить и поддерживать их состояние – это одна из главных задач на сегодняшний день. На многих объектах сейчас ведется деятельность по их восстановлению. Это очень важно для поддержания и увеличения интереса туристов к определенной территории (стране, городу, селу, району). Так же это одна из важных составляющих рекреационной географии. К сожалению или к радости множество памятников истории и культуры находится в частных владениях, с одной стороны это хорошо, так как владельцы сами занимаются финансовой стороной восстановления и содержания объектов, с другой стороны, сейчас в зданиях, которые представляют собой историческое или культурное наследие располагаются офисы, салоны красоты и другие заведения.

Цель: Поз накомить с уникальными памятниками нашего города, дать представление об их значении для истории и культуры.

Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире

Формировать представления о памятниках культуры родного города..

Формировать умение бережно относиться к памятникам культуры.

Формирование понятия культура, знакомство с памятниками культуры.

Развивать умение под руководством учителя осуществлять сравнение, обобщение, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному городу, формировать эмоциональное отношения к городу, гордость за его историю, бережное отношение к культурным и историческим ценностям нашего города.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре родного города, способствовать развитию мышления, воображения, памяти; активизировать в них процессы, связанные с формированием культуры личности.

Метапредметные:

Познавательные:

Развитие умений работать с информацией, сравнивать объекты , устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию.

Развитие внимания, познавательного интереса, эмоциональной сферы.

Развивать умение описывать памятники и достопримечательности города

Регулятивные:

Развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.

Формирование умения удерживать учебную цель на протяжении всего урока.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Формировать умение слушать и слышать учителя.

Развивать умение работать в парах.

Средства обучения:

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, презентация), практический (работа в парах).

Предметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня мы с вами проведем урок окружающего мира. Присаживайтесь.

Умение слушать и слышать.

Мотивационный этап.

- Проверьте свою готовность к уроку, всё ли необходимое находится у вас на партах. Есть ли у вас учебник, дневник, пенал?

- Хорошо, а теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь, а я желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке.

Проверяют готовность к уроку.

Умение эмоционально настроиться на урок.

3.Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

- Сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Но прежде ребята, вспомним, что мы о нем знаем Предлагаю вам отгадать кроссворд

1) Зимой здесь устраивается главная городская ёлка и строится снежный городок. Здесь же проходят все городские праздники. (площадь) (П)

2) Какая река протекает в городе Рубцовске? (Алей) (А)

3) На Привокзальной площади проходит одно из главных мероприятий (митинг) (М)

4) Школа которая находится на ул. Громова? В какой школе вы учитесь? (Гимназия N 3) (Я)

5) Безрельсовое механическое транспортное средство на котором мы часто ездим? (троллейбус) (Т)

6) Как называют жителей города Рубцовска? (рубцовчане) (Н)

7) Чье имя носит главная улица нашего города? (Ленин) (И)

8) Чье имя носит лучший парк аттракционов города Рубцовска ( Киров) (К)

9) Какой парк в городе Рубцовске вы еще знаете? (Детский) (И)

- Как много вы уже знаете о нашем родном городе!

- Можем ли мы еще расширить свои знания о нашем городе, его истории и культуре, или нам уже все о нем известно?

- Конечно, можем! Надеюсь, сегодня вы узнаете для себя еще много нового и интересного о Рубцовске.

- Посмотрите еще раз на наш кроссворд. Какое ключевое слово появилось? (ПАМЯТНИКИ)

- Сегодня мы с вами поговорим о памятниках культуры, установленных в нашем городе.

- Предлагаю план урока:

Памятники известным людям

Отвечают на вопросы учителя

Умение выделять необходимую информацию.

Умение слушать и слышать.

Умение ставить цели на урок и определять тему.

Умение планировать свою деятельность.

4.Открытие нового знания

- Какие памятники в городе Рубцовске вы знаете? (Ответы детей)

- В Рубцовске их совсем немного, но каждый имеет свою историю и хранит благодарную память о важных исторических событиях в жизни города и всей страны.

- Для чего установлены в городе памятники? (Ответы детей)

- Рубцовчане всегда чтят память героев-земляков, охраняют памятники истории и здесь всегда можно увидеть цветы. 65 лет прошло уже с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война. Но каждый год мы снова вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании.

-Ребята, так кому же люди ставят памятники? (Памятники ставят тем людям(Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее.)

Памятники известным людям:

-Посмотрите сюда, этот человек который прославили наш город, можно даже сказать, что город родился благодаря ему. в честь которого и назван наш город

Памятник Михаилу Алексеевичу Рубцову – основателю города.

Памятник расположен с правой стороны проспекта Рубцовского на месте его пересечения с проспектом Ленина. Он был открыт 21 сентября 2002 года во время празднования 75-летия присвоения Рубцовску статуса города. Памятник основателю города представляет собой распиленную вдоль глыбу диабаза неправильной формы. Одна сторона отшлифована, на ней высечен портрет Рубцова, под ним текст: "Основателю г. Рубцовска Михаилу Рубцову от благодарных жителей. 2002 год".

Памятник В.И. Ленину – вождю пролетариата. (на слайде)

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов псевдоним , один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России , создатель первого в мировой истории социалистического государства .

Памятник сооружен по рабочему проекту Московского художественного фонда. Автор скульптуры — Н. И. Абакумов. Установку и монтаж скульптуры производила бригада под руководством гранитчика И. И. Миронова и чеканщика Г. М. Сальникова. Заказчик — АТЗ.

На постаменте из красного уральского гранита высотой 6,5 м стоит в естественной позе 5-метровая фигура вождя, выполненная из чеканной меди.

-А где же находится в городе этот памятник?

Памятник А. М. Горькому.

Максим Горький- русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Памятник С. М. Кирову.

Серге́й Миро́нович Ки́ров - российский революционер, советский государственный и политический деятель.

Сооружен в 1936 г. Расположен на разделительной полосе проспект имени Ленина при его пересечении с пер. Бульварным . Автор проекта — художник московского парка культуры и отдыха им. М. Горького Виленский. Выполнен из гипса, покрашен бронзовой краской

Памятники архитектуры

Михайло-Архангельская церковь.

В начале 1950-х гг. на добровольные пожертвования прихожан был поставлен постоянный иконостас. В 1956 г. началась роспись храма. В 1992 г. отреставрирован и покрыт золотой фольгой иконостас. В 1993 г. освящены новые колокола. В 1996 г. мастером Евсеевым отреставрирован ряд икон, поставлена кирпичная ограда. В 1997 г. произведена реставрация крыльца и полов. Цоколь обнесен мраморной плиткой. Поставлен на государственный учет как памятник деревянной культовой архитектуры (1993 г.).

Центральный Дом молодежи . Построен в 1951 г. Расположен на ул. Комсомольской, 134. Архитектор – А. М. Семенов , скульптор барельефов зала – Н. А. Санджиев.

Здание Администрации города . Построено в 1950-е гг. Автор проекта неизвестен. Материал – кирпич. Высота 2-этажного здания – 12 м.

В совокупности памятники представляют собой образную летопись важнейших событий в истории города.

- Ребята, давайте вспомним, как ведут себя люди, посещая памятники.

(Они приносят цветы, склоняют голову в знак благодарности, не шумят, не кричат и не бегают, говорят потихоньку. Вспоминают людей, которым поставили памятник, их хорошие дела и поступки.)

- Правильно! К памятникам нужно бережно относиться! И этих правил вы должны придерживаться всю жизнь, а когда вырастите, то научите и своих детей.

Отвечают на вопросы учителя

Умение быстро адаптироваться к ситуации.

Умение формулировать собственное мнение. Умение понимать задаваемые вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить с уникальными памятниками нашей страны, дать представление об их значении для истории и культуры.

Планируемые результаты:

Развивать умение под руководством учителя осуществлять сравнение, обобщение, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному городу, формировать эмоциональное отношения к городу, гордость за его историю, бережное отношение к культурным и историческим ценностям нашего города.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре родного города, способствовать развитию мышления, воображения, памяти; активизировать в них процессы, связанные с формированием культуры личности.
Метапредметные:

Познавательные:

Развитие умений работать с информацией, сравнивать объекты , устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию.

Развитие внимания, познавательного интереса, эмоциональной сферы.

Развивать умение описывать памятники и достопримечательности города

Регулятивные:

Развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.

Формирование умения удерживать учебную цель на протяжении всего урока.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Формировать умение слушать и слышать учителя.

Развивать умение работать в парах.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку, всё ли необходимое находится у вас на партах. Есть ли у вас учебник, дневник, пенал?

- Хорошо, а теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь, а я желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке.

Этап актуализации субъектного опыта обучающегося

- Ребята, чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить, посмотрите на слайд

-Что вы видите? Памятники

-А где они находятся? В России

-Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия? Памятники культуры России

-Как вы думаете, исходя из темы какая цель нашего занятия? Познакомиться с памятниками России

-Верно, а знакомить с ними нас будет наша помощница, чтобы узнать какая, вам нужно найти её у вас под каждой партой? Ищут

- Вы узнали кто это? Матрёшка

-Переверните её и вы увидите план нашего сегодняшнего занятия:

Что такое памятник?

10 самых известных памятников

10 самых необычных памятников

Проверка знаний о памятниках

Усвоение новых знаний и способов деятельности

-Ребята, кто знает, что такое памятник? Предлагают варианты

-Давайте посмотрим, как дано это понятие в словаре, кто хорошо и громко читает? Читают определение

Па́мятник — объект (как правило, сооружение), поддерживающий воспоминания о чём-либо.

-От какого слово произошло название? Память

-А для чего нам нужны памятники? Внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое.

-Какие памятники знаете вы? Рассказывают

-А сейчас давайте узнаем каких есть 10 самых известных памятников в нашей стране:

Памятник Петру I - Москва

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему

Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.

Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположен у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

hello_html_405900d0.jpg

Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

- А какие необычные памятники вы знаете?

Давайте посмотрим с вами некоторые необычные памятники, которые находятся в нашей стране

hello_html_6337103a.jpg

Физкультминутка

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Проверка знаний

Сейчас вы пройдёте небольшой тест из которого мы узнаем, как хорошо вы слушали информацию о памятниках

Официальное название — Памятника Петру I :

А) 150-155 метров

Какой памятник является самым знаменитым воинским памятником Севастополя:

А) Памятник затопленным кораблям

В) Памятник человеку-невидимке

Какой памятник расположен у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны:

В) Георгию Победоносцу

-Сейчас у нас будет игра по рядам, на каждый ряд я выдаю по ракете, и чтобы ваша ракета взлетела нужно подписать, как называются памятники на ней, но каждая парта может подписать только один памятник, то есть каждая парта подписав памятник, передаёт ракету на заднюю парту, и т.д. Когда последняя парта закончила вы показываете готовность. Задание на быстроту и качество.


Конспект урока по истории для учащихся 7 класса на тему "Исторические памятники" с приложением.

Содержимое разработки

Тема: Исторические памятники.

Цель: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления и речи учащихся, продолжить знакомство учащихся с учебником, нахождение иллюстраций, формировать навыки работы с тетрадью по истории;

Воспитательные: прививать интерес учащихся к изучению отечественной истории, воспитывать аккуратность.

Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

Основные термины и понятия:

Оборудование и материалы: опорные конспекты, раздаточный материал об археологии.

Тип урока: комбинированный.

1.Орг. момент: приветствие, отметка отсутствующих, настрой на работу и озвучивание правил работы с тетрадью. (Ученики приветствуют учителя, оформляют тетради).

2. Повторение пройденного материала:

-Что такое история?

-Кто изучает историю?

-Кто такие предки?

-Что такое Родина, Отечество?

Учащиеся вспоминают пройденное и дают полный ответ.

3. Актуализация знаний, объявление новой темы.

4. Изучение нового материала.

Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по ИСТОРИЧЕСКИМ ПАМЯТНИКАМ и делят их на группы.

От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких от нас временах. Это УСТНЫЕ ПАМЯТНИКИ знаний о прошлом

( предания, легенды, загадки, пословицы, песни). Учитель раздаёт опорные конспекты

( см. приложение) и ученики делают первую запись.

Работают с текстом учебника, вспоминают свои образцы устных памятников.

С началом письменности появились и ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ (берестяные грамоты, документы, законы, газеты)

На чем и чем писали древние люди? (работа с текстом и иллюстрациями учебника)

Немало осталось также ВЕЩЕСТВЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ (остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения). Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам) называется АРХЕОЛОГИЕЙ.

5. Первичное закрепление материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что такое исторические памятники? Какие памятники тебе известны?

- Что относится к устным? К письменным? К вещественным?

-Что такое ареология?

(В случае затруднения - учащиеся обращаются к учебнику.)

5. Индивидуальная работа по раздаточному материалу.

6. Подведение итогов.

Комментирование учителя о работе учащихся на уроке, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника (с.9-15), ответить на вопросы с.13, выучить определения в тетради, дораскрасить картинки раздаточного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Раздаточный материал. Оформляется на отдельных листах.

Исторические памятники.

Как же мы узнаём о том, что было очень-очень давно?

Человек оставляет на земле следы, по которым можно восстанавливать прошлое. Прошлое учёные восстанавливают по историческим памятникам и делят их на группы.

От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды о далёких от нас временах. Это устные памятники знаний о прошлом.

(предания, легенды, загадки, пословицы, песни).

С началом письменности появились и письменные памятники (берестяные грамоты, документы, законы, газеты)

Немало осталось также вещественных памятников (остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения).

Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам (памятникам) называется АРХЕОЛОГИЕЙ.

Задание: Дорисуй и раскрась вещественный памятник старины – амфору.



-75%

Читайте также: