Отправимся на экскурсию 3 класс окружающий мир перспектива конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:

Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.

– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!

2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)

Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.

Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?

Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.

Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?

Дети: Снег состоит из снежинок.

Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)

К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Спасибо.

Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).

Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?

Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.

Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?

Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.

Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.

3. Второй привал “Секреты живого мира”

Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?

Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.

Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?

Дети: Ответы детей

Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10 о . учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.

Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Дети: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

4. Третий привал “Зимующие птицы”

Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Дети: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.

Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?

Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).

Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.

– А какие птицы прилетают с севера?

Дети: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)

Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.

Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.

Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.

Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!

Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?

Дети: Развесим кормушки.

Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.

5. Четвертый привал “Игровой”

Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру “Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:

  1. Зимние природные явления.
  2. Зимующие птицы.
  3. Зимующих зверей.

Побеждает та команда, игрок которой был последним.

6. Итог урока-экскурсии

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок

Учитель: Кирина Е.И.

Предмет: окружающий мир

Используемые технологии: ТРКМЧП, ИКТ, проблемное обучение, учебное сотрудничество.

Тема: Отправляемся на экскурсию. Виртуальная экскурсия в зоопарк.

Цели: познакомить детей с познавательными возможностями учреждений научно-просветительского характера, расширить представления о животных зоопарка, развивать информационно-коммуникационные навыки, речь уч-ся

Прогнозируемые результаты:

уметь читать план объекта;

Метапредметные

работать с информацией, представленной в разных источниках (текст, слово, Интернет);

выделять главное и второстепенное в текстовой информации;

работать в группе

побудить и укрепить интерес уч-ся к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре и тп.

Орг.момент.(1мин)

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Этап актуализации знаний.(3 мин)

-Ребята, сегодня вы будите учиться быть настоящими исследователями.

-Какие способы исследования окружающего мира вы знаете?( наблюдение, опыт, моделирование, измерение, определение природных объектов).

-Предлагаю проверить знания, которые мы получили на предыдущих уроках и соотнести понятие и определение.

определение

Точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков.

Способ изучения окружающего мира, когда объект наблюдения не подвергается никакому воздействию.

Создание различных моделей.

Сборник справочных сведений о городах и их достопримечательностях, о музеях, заповедниках и др.

Собрание в алфавитном порядке слов какого-нибудь языка с объяснением их значения или с переводом их на другой язык.

Книга, где представлен обзор знаний.

После выполнения задания, группы проводят взаимопроверку.

Формулирование проблемы урока в виде темы или цели . Начало кластера. ( 5 мин)

- Я предлагаю послушать, как дано это определение в словаре Ожигова:

Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея , достопримечательного места, выставки , предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

-Какое определение на ваш взгляд более точное? (Из словаре Ожигова) Что в нем добавлено? (У экскурсии должна быть цель).

-Посмотрите на доску. Вы видите, что учреждения, куда можно пойти на экскурсию я разделила на 2 группы. Почему? Что их объединяет? (Цирк, парк аттракционов, аквапарк- развлекательные. Музей, галерея, ботанический сад- познавательные).

Мы с вами стремимся быть исследователями и, конечно, нас интересует экскурсия с образовательной целью. Такие экскурсии проходят в научно-просветительских учреждениях. Подробно вы узнаете о них из статьи в учебнике (с.16-19)

- Сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию. Какие вопросы вы хотите мне задать? (Куда?)

-Послушайте, как об этом месте рассказывал один маленький мальчик:

Там были верблюды и тигры - там было на что посмотреть!
Там зубро- и бубро-бизоны и очень крылатый медведь!
Там плавают липопотамы и многосороги стоят.
Там рыси, и крыси, и брыси, и сладкий МОРОЖЕHЫЙ ДОМ,
Там есть Австралийский, Полярный, а также Индийский с хвостом,
Там ползает что-то такое, про что "фрикадил" говорят -
HО БУЛKУ Я СРАЗУ ЖЕ ОТДАЛ СЛОHУ, KОГДА Я ПРИШЁЛ…..(в Зоопарк)

- Вы были в зоопарке? Что нового вы узнали? Рассматривали и читали вы таблички около клеток и вольеров? Мы сегодня посетим зоопарк с образовательной целью. Определите цель нашей экскурсии. ( Узнать информацию о животных зоопарка)

-Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию в Санкт-Петербургский зоопарк. Этот зоопарк в этом году отмечает свой 150 летний юбилей. По этому случаю сегодня всем экскурсоводам дали выходной. Экскурсию мы будем проводить сами. Как вы думаете, что должен уметь и знать экскурсовод? (много знать о животных, интересно рассказывать, хорошо ориентироваться).

-Что необходимо, чтобы не заблудиться в зоопарке. Где мы возьмем план С-Петербургского зоопарка?(учебник с.43) Где вы найдете информацию о животных?(энциклопедии, атласы-определители,

Основная часть. Работа в группах. Поиск информации. Работа над кластером. (15 мин)

Узнать о каком животном будите рассказывать(отгадать загадку).

По плану (с. 23 учебника) проложить маршрут.

Найти информацию о животном в энциклопедиях или журналах.

Найти информацию в Интернете или спросить у знающего человека.

Подготовиться к презентации кластера.

Животные: белый медведь, жираф, бобр, зебра, сова, верблюд.

Выступление групп. Презентация кластера. (12мин)

- Предлагаю провести экскурсию. (К доске выходит ученик прокладывающий маршрут и рассказчик. Кластеры, изготовленные группой, вывешиваются на доске. Идет заполнение общего кластера). На каждое представление отводится 1 мин.

Дети анализируют качество и объем собранной другой группой информации.

Рефлексия.(1мин)

- Наша виртуальная экскурсия завершается. Как вы думаете, получилось ли у вас быть экскурсоводами? Что вам помогло?

Предлагаю вам выбрать любую фразу и завершить её:

- Сегодня я узнал…

- Сегодня я научился…

- Мне было интересно…

Подведение итогов.(2мин)

-Какие учреждение можно назвать научно- просветительским?

- Какие источники информации вы сегодня использовали? С какими трудностями столкнулись?

- Вы сегодня хорошо работали. Выставление отметок.

-Я желаю вам побывать в Санкт-Петербурге и посетить зоопарк.

Приложение 1

План работы группы

Узнать о каком животном будите рассказывать.

По плану (с. 23 учебника) проложить маршрут к вольеру(или загону) с вашим животным.

Найти информацию о животном в энциклопедиях или журналах.

Найти информацию в Интернете или спросить у знающего человека.

Подготовиться к презентации кластера.

Приложение 2

Загадки о животных

Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. Жираф

Вмиг спилю я, как пилой, зубками осину,
Ведь закончить должен я к вечеру платину.
Из деревьев строю хатку,
Не спеша все, по порядку.
Часть в воде, часть над водою,
Без гвоздей отлично строю. Бобр.

Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска.
Размечена, как переход,
Она по Африке идёт. Зебра.

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. Белый медведь.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. Сова.

По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный. Верблюд.

Открытый урок в 3 классе по окружающему миру "Отправимся на экскурсию". Урок-путешествие. На уроке используется богатый наглядный материал, частично-поисковый метод. Обучающиеся побывают в роли экскурсовода.

Оценить 383 2

Предмет: окружающий мир

УМК: Перспектива

иметь представления о важнейших особенностях различных учреждений научно-просветительского характера (музеи разных типов, океанариумы, планетарии);

находить необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях.

задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами;

представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание;

участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов;

обсуждать правила поведения на экскурсии;

вместе со взрослыми побывать на экскурсии. оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.

проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в целом — о России и других странах мира.

Оборудование: оно зависит от того, какую форму проведения урока выберет учитель.

I.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Наталия Владимировна. На уроке будут присутствовать гости, повернитесь, пожалуйста, к ним и поприветствуйте их кивком, молча…..

II .Актуализация знаний. Целеполагание

- Я приехала с большим багажом, который я выложила на столе. Что же можно получить от этого багажа?

- Правильно, ребята. Я желаю, чтобы вы сегодня свой багаж пополнили знаниями.

-Работу на уроке вы будете оценивать сами и фиксировать на листах самооценки. Рассмотрите

- А теперь предлагаю вспомнить, что вы проходили на прошлом уроке. Поработаем в парах. Возьмите карточку жёлтого цвета. В первом столбце вопросы, во втором – справочники, где можно найти ответы на эти вопросы. Ваша задача линиями соединить вопрос и название справочника.

- Всем понятно? Приступаем.

- Проверим, что же у вас получилось?

-Оцените себя и внесите в листах самооценки

- Ребята, вы не встретили незнакомое слово?

- Прошу, толковый словарь, Дима, найди значение этого слова в словаре и подготовься зачитать.

- Пока Дима ищет, я предлагаю мой багаж распределить по полочкам.

Кто сможет выбрать только словари?

Книга твой друг, без нее как без __________рук

Кто много читает, тот много __________знает

Книга поможет в труде, выручит ____________в беде

Книга – это мост в мир ________знаний

- Проверим, что лежит на твоей полочке?

Спасибо, ребята, присаживайтесь.

- Дима, объясни нам значение слова ВОЯЖИРОВАТЬ

Формулирование проблемы урока в виде темы или цели. Начало кластера. ( 5 мин)

- Представьте, что вы приехали в незнакомый город, что вам поможет узнать город лучше?

- Куда мы сегодня отправимся? Сегодня мы отправимся на экскурсию. Что такое экскурсия?

- Для чего нужны экскурсии?

- Значит какую цель поставим сегодня на уроке?

Основная часть. Работа в группах. Поиск информации.

На каких экскурсиях вы бывали с классом, с родителями?

Россия свято чтит память и благодаря этому в стране огромное количество памятных мест. Где взрослые и дети могут увидеть много интересного, познавательного, прикоснуться к прошлому и настоящему, прочувствовать, находясь в музеях и галереях.

Третьяковская галерея - московский художественный музей, основанный купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров[5].

По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывает более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов,

Госуда́рственный музе́й изобразительных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина московский музей зарубежного искусства, основанный профессором Московского университета Иваном Цветаевым в 1912 году. По состоянию на 2018 год экспозиция состоит из более чем 700 тысяч предметов и включает в себя коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима[5].

В 2018 году музей посетили 1,3 млн человек, благодаря чему он занял 47-е место в числе самых посещаемых художественных музеев мира

Океана́риум — научно-просветительное учреждение, музей живой морской природы.

Как правило, в океанариумах имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных, а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепах, ластоногих, китообразных.

Планетарий – это специальное здание или демонстрационный зал со сложным оптическим оборудованием, в котором на потолке создаётся достоверная картина звездного неба, воссоздаётся картина солнечных и лунных затмений, метеоритного дождя, пролёта кометы и других астрономических явлений.

А куда же мы сегодня с вами отправимся на экскурсию?

Открываем учебники на стр.16

Открыли рабочие тетради на стр.14, выполняем самостоятельно 1 задание

- Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями.

- Оцените свою работу.

- Этот знак вам знаком?

- Приглашаю вас на экскурсию в г.Санкт-Петербург в Эрмитаж. Попрошу быть внимательными к цифрам.

Итак, 8, более 3млн., 5, 20 тыс.км

Шеей вертим осторожно-

Голова кружиться может.

Влево смотрим – 1,2,3

Так! И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся

И на место вновь вернемся.

- Вы должны уметь правильно задавать вопросы экскурсоводу. Сейчас вы этим и займемся. Перед вами карточки зеленого цвета. Ваша задача выбрать подходящие вопросы экскурсоводу.

Итак представьте я экскурсовод…

- Задавать вопросы мы с вами научись. А сами хотели бы вы стать экскурсоводом?

- Какими качеств должен обладать экскурсовод?

- Предлагаю вам пройти начальный курс Школы экскурсовода

- В связи с юбилейной датой для нашей республики мы отправимся по нашему городу. Какой юбилей отмечает Республика? В Казани очень много достопримечательностей.

Мы должны знать историю родного края, гордиться, относиться с уважением к предметам достояния.

- На столах перед вами шаблон путеводителя, над которыми мы будем работать.

-Нам необходимо выбрать объекты, которые планируется посетить. Необходимо эти объекты изучить. 1 группа найдет информацию в книге, вторая группа воспользуется телефоном и приложением сканирования кюар кода, третья группа найдет информацию в интернете.

-Кстати, на многих научно-просветительских учреждений городов можно увидеть кюар коды, с помощью которых можно найти нужную информацию о том или ином объекте. На рабочих листах необходимо дополнить информацию и подготовиться представить всему классу.

- Внимательно слушаем будущего экскурсовода. Это первый объект внимательно слушайте.

- Поставьте цифру один в пустом кружочке возле соответствующей фотографии.

-А теперь проводим стрелочки от первого объекта ко второму..

-И вот у нас готов путеводитель, соответствию которому вы проведете экскурсию с гостями города.

-Каждый оцените свою работу.

-.Прямо сейчас вы хотели бы оказаться в океанариуме.

-Ой, что с этой рыбкой, как будто утонула… А рыбы тонут? А почему они не тонут мы поймем , когда проведем небольшой эксперимент.

- Приглашаю вас за дополнительные столы.

-Что вы видите? (к шарику плотно прикреплены трубочки, внутри шарика отяжелители)

-Шарики достают дно. Представим, что это рыбки.

-А теперь постепенно надуваем

-Присаживаемся. Какие наблюдения вы сделали?

-Как это связано с нашей рыбкой? (внутри рыбы пузырь, за счет него рыбы не тонут.

- Вы прошли начальный курс Школы экскурсоводов и разрешите вручить вам сертификаты

Итак ребята, где мы с вами побывали?

-Куда можно пойти на экскурсию?

-Сложно ли быть экскурсоводом?

-Передайте, пожалуйста листы самооценки, я их передам вашему учителю и вы каждый получите оценку.

Завершить виртуальную экскурсию

-Я вам не представила еще одного нашего гостя…Давайте представим,что эта золотая рыбка, она исполнит наши желания. Загадайте желание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока- экскурсии по окружающему миру в 3 классе.

Подготовила: учитель начальных классов Жукова В.П.

- уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

- коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

словаря и развитие связной устной речи;

- воспитывать мотивацию к учению.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Читайте также: