Золотое правило этики презентация и конспект 4 класс православная культура

Обновлено: 05.07.2024

1 Открытый урок ОРКСЭ Основы православной культуры 4 е класс МБОУ Междуреченская СОШ Золотое правило этики Учитель: В.В.Ворошилова

2 Сравните высказывания: 1. Не делай другим того, что сам считаешь злом. Гималайский Будда 3. Не делай другим того, что причинило бы тебе боль. Первопророк Индии Ману 2. Только добро ведет к счастью. Древнекитайский философ Конфуций

4 Золотой – имеющий большие достоинства, дорогой для кого-нибудь, ценный. Этика – это наука, которая изучает поступки, отношения людей. Этика – это свод правил, по которым должны жить люди. Этика бывает светской и религиозной

5 Самостоятельная работа в группах 1 1 группа. Кто определяет, что такое добро, а что такое зло? 2 группа. Перед кем человек отвечает за свои поступки? 3 группа. Как человек совершает добрые поступки? 4 группа. Зачем надо выполнять правила этики?

6 Вопрос Светская этика Религиозная этика Кто определяет, что такое добро, а что такое зло? сам человек Бог

7 Вопрос Светская этика Религиозная этика Кто определяет, что такое добро, а что такое зло? сам человек Бог Перед кем человек отвечает за свои поступки? перед людьми перед Богом

8 Вопрос Светская этика Религиозная этика Кто определяет, что такое добро, а что такое зло? сам человек Бог Перед кем человек отвечает за свои поступки? перед людьми перед Богом Как человек совершает добрые поступки? самостоятельно с Божьей помощью

9 Вопрос Светская этика Религиозная этика Кто определяет, что такое добро, а что такое зло? сам человек Бог Перед кем человек отвечает за свои поступки? перед людьми перед Богом Как человек совершает добрые поступки? самостоятельно с Божьей помощью Зачем надо выполнять правила этики ? чтобы стать лучше чтобы спасти душу

11 Лексическая работа Золотое правило – ценное правило Грех – рана, нанесенная душе Сплетни – слухи, основанные на неточных или неверных сведениях

21 Выберите начало одного высказывания и закончите его: В беседах и спорах я …; За глаза …; В трудной ситуации …; Когда я ошибаюсь, …;

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа в группе.

II. Выявление восприятия, мотивация

1. Работа с пословицами и поговорками .

(На доске записан ряд русских народных пословиц и поговорок о человеческих взаимоотношениях). (слайд № 3)

Сам себя губит, кто других не любит.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Доброе дело – великое счастье.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

- Прочитайте внимательно эти пословицы и подумайте, что у них общего. (Все они говорят о человеческих взаимоотношениях).

- Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей друг с другом была радостной, счастливой.

- Давайте поразмышляем как философы и постараемся придумать правило, которое бы сделало жизнь людей друг с другом радостней. (слайд №4)

Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам .. ..

нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им.

2 . Творческая работа .Запись в тетради золотого правила этики.

- О чём эта сказка?

- В каких словах заключается главная мысль?

Дети делают вывод: Всё. что с нами происходит - это отображение нашего внутреннего состояния. Внешний мир-зеркало внутреннего мира.

- А что же внутри каждого из нас. Это нащи ошибки и недостатки . Одним таким недостатком является осуждение.

4. Работа с картиной. (слайд №4)

- Кто изображен на этой картине? (Ответы детей)

- Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете? (Ответы детей)

- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы детей)

- Что здесь происходит? (Ответы детей)

- Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему? (Ответы детей: Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя…)

- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.

- Она знает, что с ней будет? (Ответы детей)

- Как вы думаете, много камней полетит в нее? (Ответы детей)

- Она это понимает? (Ответы детей)

- Какие чувства она испытывает? (Ответы детей: стыд, страх, отчаяние, надежду…)

- Что произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют? (Ответы детей)

- Как вы думаете, сколько камней полетело? (Ответы детей)

4. Творческая работа в тетради задание № 3

5. Беседа учителя .

- А что вы будете делать, если увидите в зеркале, что личико ваше испачкано. ( слайд № 11)

Неосуждение-это проявление милосердия.

_Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

3 . Закрепление знаний. Творческая работа.

(Дети работают в тетради).

4. Подведение итога урока.

Учитель благодарит за работу отличившихся детей, отмечает хорошие ответы уч-ся, повторяет умные высказывания ребят.

— Какие мысли сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?

5. Домашнее задание.

— Узнайте мнение членов своей семьи о золотом правиле этики- сделать бкуле т

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ модель человека.docx

hello_html_2a65162f.jpg

hello_html_2a65162f.jpg

Выбранный для просмотра документ мой урок орксэ.docx

учитель андреева иванна валерьевна

Цель: формирование представления о золотом правиле этики, главном правиле человеческих отношений; углубление представлений о нравственных православных категориях, неосуждение, как проявление милосердия,

Задачи: познакомить детей с золотым правилом этики; создать условия для совершенствования самостоятельной ответственности за свои поступки на основе золотого правила этики.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, что золотое правило этики – главное правило человеческих отношений; задумаются, почему неосуждение – проявление милосердия к человеку; как правильно указать человеку на его ошибки

Основные понятия и термины: этика, ближний, любовь, раскаяние, неосуждение, милосердие.

Средства: мультимедийная презентация, карточки, учебник, цветные квадраты для оценивания своей работы на уроке

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок.

Мы скорей начнём урок.

Повернитесь к гостям. Посмотрите на выражение глаз. От них струится доброта. Когда мы это замечаем, нам легко и комфортно, мы ничего не боимся.

Юлия Друнина. Доброта (отрывок)

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле.

На уроках мы говорили о добре, как сделать так, чтобы в мире было больше доброты, а не зла. Отправимся с вами дорогою добра, чтобы не сбиться с жизненного пути.

Дети садятся за парты.

Наличие мотивации к учебному труду,

Метапредметный:

отнесение к известным понятиям

осознание ценности человеческой жизни

Духовно-нравственное развитие :

нравственно-этический опыт взаимодействия

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

А теперь нам необходимо назвать тему урока и цель. Для этого я прошу вас поработать в парах. Карточка №1.

Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило

2.Назови слово по его значению

СЛАЙД 1, 2 СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

Вот какое определение понятию этика даёт словарь

С чем же мы сегодня познакомимся?

Какова наша цель?

Работа в парах.

Дети называют слова: золотое правило и этика

Главное правило в отношениях между людьми.

Формулируют тему:

Узнаем о золотом (главном) правиле этики, для чего нам необходимо это правило

Наличие мотивации к работе на результат,развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный :

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиямианализа и обобщения, отнесение к известным понятиям,построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника

Духовно-нравственное развитие:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками

Постановка учебной задачи.

Откройте учебники на с.67

Что вы узнаете на уроке?

Какие слова вас заинтересовали?

Представьте, что на улице поднялся ветер и несёт тебе в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом …Какая вам польза от того, что вы слышите?

А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…

Что же сказал Христос? Найдите в тексте и прочитайте.

В другом виде это правило звучит:

А чего бы вы хотели и не хотели для себя? Возьмите карточки №2 и поставьте знаки + и -.

Я хотел(а) бы, чтобы…

Меня любили, обижали, дразнили, прощали, осуждали, не осуждали, понимали, ненавидели, доверяли, били, обзывали, сплетничали, помогали

- Ребята, как выдумаете, это правило касается только православных христиан?

- Значит, этого правила должны придерживаться все люди планеты независимо от того, представителями какой религиозной или светской культуры они являются.

Прочитаем высказывания древнейших мудрецов

Стихотворение читают дети

Полюби другого сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

Дети читают и отвечают: «Главное правило человеческих отношений.

Что такое неосуждение.

Золотое правило этики.

Работают с карточками самостоятельно.

Всех людей, живущих в обществе.

Дети читают стихотворение

Наличие мотивации к работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии, знание, понимание и принятие ценностей православной культуры

Метапредметный :

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиямианализа и обобщения, отнесение к известным понятиям,построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач,

Духовно-нравственное развитие:

Уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков, первый опыт межкультурной коммуникации, уважительное отношение к традиционным религиям

Построение проекта выхода из затруднения.

Ребята, а вы всегда правильно поступаете? Вы признаете ошибки? Вы хотите, чтобы о вас сплетничали?

-Сплетник часто переносит на другого ту грязь, которая есть в нём самом, приписывает другим то, в чём сам грешен.

Чтобы уберечь себя от сплетен, от осуждения, надо помнить о своих собственных ошибках и недостатках.

Поработайте в двух группах(задания на карточках №3)

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

Люди задумались. Каждый вспомнил что-то своё. И все тихо разошлись.

Почему люди не поступили по закону того времени?

Однажды святого старца пригласили обсудить, как наказать согрешившего монаха. Он отказался, но потом пошёл, повесив на плечо дырявую корзинку с песком.

- Что это такое? – спросили его.

- Это грехи мои сыплются позади меня, - отвечал старец, - я не смотрю на них, а иду судить чужие грехи.

Как вы думаете, чем закончилась эта притча?

Работа в группах.

Дети работают с карточками.

Братия приняла позицию старца, согрешившего не стали наказывать

Наличие мотивации к работе на результат, развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, бережное отношение к духовным ценностям, развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам людей

Знакомство с нормами религиозной и светской морали, понимание значения религии в жизни человека и общества, принятие личностью ценности религии

Метапредметный :

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, овладение логическими действиями анализа и обобщения, отнесение к известным понятиям, построение рассуждений, аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, овладение навыками смыслового чтения, умение договориться в распределении ролей, готовность конструктивно решать конфликты путём сотрудничества

Духовно-нравственное развитие:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, уважительное отношение к традициям православия, способность анализировать нравственную сторону поступков

ВЫЙДИТЕ К ДОСКЕ

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа.

Первичное закрепление.

- Назовите антоним слова осуждение.

Объясните эту формулировку.

Найдите в учебнике определение слова неосуждение.

Прочитайте примеры, объясняющие проявление милосердия к человеку, т.е. пример неосуждения.

Давайте смоделируем формулу неосуждения

У вас на партах двойная модель человека: тёмная и белая. Расцепите человечков. Белая фигура – это сам человек, а тёмная фигура – это его плохие поступки.

Человек и его дурной поступок – не одно и то же.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Жижина Екатерина Александровна

Учитель ГБОУ СОШ № 72 Санкт-Петербурга

  • золотые руки
  • золотое сердце
  • золотое кольцо

  • золотые руки (руки, которые умеют всё делать)
  • золотое сердце (доброе сердце)
  • золотое кольцо (сделано из золота)

Христос и грешница.

(Кто без греха?)888 г.

Холст, масло. 325 × 611 см

Государственный Русский музей,

  • Как аукнется,
  • Что посеешь,
  • Не рой другому яму,
  • Не плюй в колодец,
  • Кто добро творит,

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.


уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках, грехах.

Ход занятия

Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Как вы хотите, чтобы поступали с вами? (Ответы детей)

- Как вы должны поступать? (Ответы детей)

2) Обратимся ещё раз к умным мыслям философов и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостнее.

Высказывания мудрецов, живших в разные времена в разных землях.

Древнекитайский философ Конфуций говорил:

Смысл законов первопророка Индии Ману:

- Чему же учат эти правила, что их объединяет? (Ответы детей)

3) Формулировка темы урока: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе

- Сравните свои выводы с тем, о чем гласит золотое правило этики.

Золотое правило этики: Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Читайте также: