Отклонения и допуски на размеры деталей 7 класс технология конспект
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по карточке
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация- это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2._lineynye_razmery.docx | 414.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия: ОКПР 18809 Станочник широкого профиля.
Дисциплина: Технические измерения
Образовательное учреждение: СПб ГБПОУ КСиПТ
Преподаватель – Боталова Яна Викторовна
Тип урока : комбинированный урок .
Обучающая: изучить основные понятия о линейных размерах, отклонениях .
- формирование знаний о линейных размерах, отклонениях ;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся.
1. формирование умений применять теоретические знания в расчетах.
1. воспитывать интерес к изучению предмета и осознание ее важности в профессии.
Вид проверки: индивидуальный, фронтальный Метод контроля : устный, письменный
Средства контроля : самостоятельная работа
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий.
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации.
- основные термины и определения линейных размеров и отклонений.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи : математика
Методическое оснащение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран.
Инструменты и принадлежности для работы:
Учебно – методическая документация: план – конспект урока, презентация.
Для обучающихся : рабочая тетрадь, раздаточный материал
Проверка присутствующих обучающихся на уроке, выяснение причин отсутствия.
Староста докладывает о готовности группы к уроку.
-Актуализация опорных знаний;
-Объявление темы и обучающей цели урока;
-Изложение нового материала
Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока
Изложение нового материала.
Объявление ожидаемых результатов по итогам урока.
Индивидуальная работа по карточке на листке бумаги, после выполнения листок с работой сдают преподавателю.
Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях.
Слушают, вникают, записывают в рабочих тетрадях.
Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование
Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование
-Первичная проверка усвоения знаний и умений.
Обучающиеся в рабочую тетрадь записывают ответы на поставленные вопросы
По приглашению преподавателя один обучающийся выходит к доске.
Проверяют ошибки, сверяются с ответами с доски.
4. Заключительный инструктаж
Анализ выполнения плана урока и
достижение его цели.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Комментарии.
- Получили ли вы сегодня новые знания и умения?
- Какие?
- Довольны ли вы уроком?
Что вы хотите пожелать преподавателю?
участие в анализе
по тематике урока
Отвечают, благодарят за урок, высказывают пожелания.
самооценка по этапам
1. Конспект урока.
2. Литература – учебная, информационная, справочная, техническая.
3. Подготовиться к устному опросу.
Записывают задания в тетрадях.
I. Организационный момент. (2 мин.)
• проверка явки обучающихся;
• проверка готовности обучающихся к уроку.
Цель урока: Формирование профессиональных знаний и навыков о линейных размерах, отклонениях .
III. Актуализация знаний обучающихся (10 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по карточке
Задание 1 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Стандартизация- это:
Ответ: 1. Документ, принятый органами власти.
2. Совокупность взаимосвязанных стандартов.
3. Деятельность по установлению норм, требований, характеристик.
4. Документ, в котором устанавливаются характеристики продукции.
Задание 2 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, который утверждается региональной организацией по стандартизации
Ответ: 1. Международный стандарт
2. Национальный стандарт
3. Межгосударственный стандарт
4. Региональный стандарт
Задание 3 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Нормативный документ, разрабатываемый на продукцию, и подлежащий согласованию с заказчиком (потребителем).
Ответ: 1. Национальный стандарт
2. Технический регламент
3. Стандарт организаций
4. Технические условия
Задание 4 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Организация по стандартизации, в которую входят все страны бывшего Советского Союза кроме Прибалтики
Ответ: 1. Международная стандартизация
2. Региональная стандартизация
3. Межгосударственная стандартизация
4. Национальная стандартизация
Задание 5 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.
Ответ: 1. Безопасность
Задание 6 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Свойство одних и тех же деталей, узлов или агрегатов машин, позволяющее устанавливать детали (узлы, агрегаты) в процессе сборки или заменять их без предварительной подгонки при сохранении всех требований, предъявляемых к работе узла, агрегата и конструкции в целом.
Ответ: 1. Внешняя взаимозаменяемость
3. Полная взаимозаменяемость
4. Внутренняя взаимозаменяемость
Задание 7 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, который заключается в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до такого числа, которое является достаточным для удовлетворения существующей потребности на данное время.
Ответ: 1. Симплификация
4. Параметрическая стандартизация
Задание 8 (выберите один вариант ответа)
Вопрос: Метод стандартизации, заключающийся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время
Ответ: 1. Типизация
2. Опережающая стандартизация
4. Комплексная стандартизация
IV. Изложение нового материала. (19 мин.)
Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины, высоты и т.п.) в выбранных единицах. Размеры разделяются на свободные и сопрягаемые. Свободные – конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей. Сопрягаемые – размеры по которым детали соприкасаются, образуя подвижные или неподвижные соединения.
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАЗМЕРОВ И ОТКЛОНЕНИЙ
Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 5)
Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. (слайд 6)
Размеры, не относящиеся к отверстиям и валам
Линейный размер – это числовое значение линейной величины (диаметра, длины) в выбранных единицах измерения (мм – по принятой метрической системе). (слайд7)
Линейные размеры (валов d, l, h, отверстий H, D, L)
Линейные размеры делятся на:
Номинальный размер (Dн, dн) - размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчётов (на прочность, жёсткость, износостойкость) или с учётом различных конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений, проставленный на чертеже. Относительно номинального размера определяются отклонения.
Действительный размер (Dд, dд) – размер, полученный в процессе обработки и установленный измерением с допустимой погрешностью.
Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Устанавливаются два предельных размера:
—наибольший предельный размер (Dmax, dmax) –наибольший допустимый размер элемента;
—наименьший предельный размер (Dmin, dmin) – наименьший допустимый размер элемента (слайд8)
Предельные размеры валов и отверстий (слайд 9,10)
Нулевая линия – линия соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок.
— верхнее предельное отклонение,
— нижнее предельное отклонение.
Действительное отклонение (ЕД, ед) – алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами:
Верхнее предельное отклонение (ES, es) – алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
Нижнее предельное отклонение ( EI, ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами:
Из формул 1 -6 следует:
Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. Основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Допуском Т (слайд 11) называется разность между наибольшим и наименьшим допустимыми значениями того или иного параметра. Он равен также алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск – величина всегда положительная. Он определяет заданную точность изготовления. Чем меньше допуск, тем точнее должен быть изготовлен элемент детали и тем труднее, сложнее и потому дороже его изготовление. Чем больше допуск, тем грубее требования к элементу детали и тем проще и дешевле его изготовление.
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .
1) dmax = d + es = 24 + (+0,015) = 24,015 мм;
dmin = d + ei = 24 + (+0,002) = 24,002 мм;
2) dmax = d + es = 40 + (- 0,025) = 39,975 мм;
dmin = d + ei = 40 + (- 0,050) = 39,950 мм;
3) Dmax = D + ES = 32 + (+0,007) = 32,007 мм;
Dmin = D + EI = 32 + (- 0,018) = 31,982 мм;
4) Dmax = D + ES = 12 + (+0,027) = 12,027 мм;
Dmin = D + EI = 12 + 0 = 12 мм;
5) dmax = d + es = 78 + 0 = 78 мм;
dmin = d + ei = 78 + (- 0,046) = 77,954 мм;
6) dmax = d + es = 100 + (+0,5) = 100,5 мм;
УСЛОВИЕ ГОДНОСТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО РАЗМЕРА ДЕТАЛИ (слайд 12,13)
Действительный размер годен в том случае, когда он окажется в интервале между наибольшим и наименьшим предельными размерами, или равен любому из них.
Соединяемые между собой детали, например вал и отверстие (рис. 18), имеют определенные размеры. Однако ни одну деталь невозможно изготовить с абсолютно точным размером. Поэтому на чертежах размеры деталей указывают с допустимыми отклонениями, которые проставляют рядом с номинальным размером вверху и внизу. Номинальным размером называют общий для соединяемого вала и отверстия размер, например 20 мм.
Стандартом установлены обозначения: валов — d, отверстий — D номинального размера для вала и отверстия — также D.
Пусть необходимо изготовить вал с наибольшим допустимым размером dmax = 20,5 мм (20 +0,5 ) и наименьшим допустимым размером dmin = 19,8 мм (20-0,2).
Размеры 20 +0,5 и 20-0,2 — это номинальный размер 20 с верхним +0,5 и нижним -0,2 предельными отклонениями. Отклонения могут быть положительными и отрицательными.
Отсчитывают отклонения от номинального размера.
Рис. 18. Обозначение номинального и предельных размеров, верхних и нижних отклонений, допусков: а — вала; б — отверстия
Верхнее отклонение равно алгебраической (с учетом знака) разности между наибольшим допустимым размером и номинальным. Верхнее отклонение обозначают и вычисляют:
В нашем примере es = dmax - D = 20,5 - 20 = 0,5 (мм).
Нижнее отклонение равно алгебраической разности между наименьшим допустимым размером и номинальным. Нижнее отклонение обозначают и вычисляют:
для валов (рис. 18, а)
для отверстий (рис. 18, б)
В нашем примере еi= dmin - D = 19,8 - 20 = -0,2 (мм).
Верхнее отклонение вала +0,5 мм означает, что наибольший размер вала должен быть 20 + 0,5 = 20,5 мм. Нижнее отклонение вала -0,2 мм означает, что наименьший размер вала должен быть 20 мм - 0,2 мм = 19,8 мм.
Разность между наибольшим и наименьшим допустимыми (предельными) размерами называют допуском. Для вала допуск обозначают Тd, а для отверстия — TD (рис. 18):
Эти допуски можно вычислить и через отклонения, определив разность между верхним и нижним отклонениями:
Действительный dr размер вала в пределах допуска может быть любым. Его можно измерить штангенциркулем или микрометром. И если этот действительный размер вала будет находиться между его допустимыми предельными размерами dmax и dmin, то этот вал будет годным. А если действительный размер вала окажется больше dmax или меньше dmin, то вал будет бракованным.
То же можно сказать и об отверстии.
Отклонения и допуски проставляют в миллиметрах.
Соединение (посадка) вала с отверстием может быть с зазором (подвижным) и с натягом (неподвижным).
Чтобы соединение вала и отверстия было с зазором, нужно чтобы диаметр отверстия всегда был больше диаметра вала (рис. 19, а). Для этого конструктор на чертеже может задать, например, диаметр отверстия ∅ 20 +0,5 мм, а диаметр вала ∅ 20
Чтобы соединение вала и отверстия было с натягом, нужно, чтобы диаметр отверстия всегда был меньше диаметра вала (рис. 19, б). Такое соединение можно получить, например, при диаметре отверстия ∅ 20 +0,5 мм и при диаметре вала ∅ 20
В рассмотренном нами примере при размере вала ∅ 20 и размере отверстия ∅ 20 посадка будет с зазором, так как размер отверстия всегда будет больше размера вала.
Рис. 19. Образование зазора (а) и натяга (б) в соединяемых деталях
Практическая работа № 8
Расчет отклонений и допусков на размеры вала и отверстия
- Получите у учителя чертежи (эскизы) соединяемых деталей, на которых указаны номинальные размеры и предельные отклонения.
- Определите наибольшие и наименьшие допустимые размеры вала и отверстия. Рассчитайте допуски на размер вала и отверстия.
- Определите, с натягом или с зазором будет соединение вала с отверстием.
Новые слова и понятия
Номинальный размер, допустимые размеры (наибольший, наименьший), предельные отклонения (верхнее, нижнее), допуск, соединение (посадка) с зазором (подвижное) и с натягом (неподвижное).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока
Раздел: Технология обработки древесины.
Тема урока: Отклонения и допуски на размеры деталей.
Образовательная:
-закрепить знания по вычислению отклонений и допусков на размеры деталей .
Развивающая:
-развить самостоятельность, технологическую грамотность, умение организовывать рабочее место.
-развить психические процессы: внимание, память, логическое мышление.
Воспитательная:
-продолжить формирование творческого начала у учащихся, аккуратности.
Профориентационная:
-развить у учащихся профессиональные интересы технолога и конструктора.
Оборудование и инструменты: доска, технологическая карта, рабочее место, чертежные инструменты.
Дидактическое обеспечение: учебник, плакаты, раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Тип урока: комбинированный – урок формирования знаний, умений, навыков и применения их на практике.
Организационный момент
- готовность учителя к уроку;
- готовность учащихся к уроку;
Проверка пройденного материала
Устный опрос по предыдущим темам.
Изложение нового материала
Тема: Отклонения и допуски на размеры деталей.
Цели урока: закрепить знания по вычислению отклонений и допусков на размеры деталей .
- рассчитать отклонения и допуски на размеры вала и отверстия .
Вводный инструктаж
Практическая работа
Расчет отклонений и допусков на размеры вала и отверстия .
Текущий инструктаж
- по мере необходимости для устранения ошибок возникших при работе.
Заключительный инструктаж
- проверка пройденного материала;
- анализ типичных ошибок;
- инструктаж по выполнению домашнего задания.
Уборка рабочих мест
Конспект урока
Проверка пройденного материала
Изложение нового материала
Соединяемые между собой детали, например вал и отверстие (рис. 16), должны иметь определенные размеры. Однако ни одну деталь невозможно изготовить с абсолютно точным размером. Поэтому на чертежах размеры деталей указывают с отклонениями, которые проставляют вверху и внизу рядом с номинальным размером. Номинальным размером называют общий для соединяемого вала и отверстия размер, например 20 мм.
Стандартом установлены обозначения: валов — d, отверстий — D , номинального размера для вала и отверстия — также D.
Допустим, что необходимо изготовить вал с наибольшим допустимым размером d mах = 20,5 мм (20 +0,5 ) и наименьшим допустимым размером d min = 19,8 мм (20 -0,2 ).
Размеры 20+ 0,5 и 20 -0,2 — это номинальный размер 20 с верхним +0,5 и нижним -0,2 предельными отклонениями. Отклонения могут быть положительными и отрицательными.
Рис. 16. Обозначение номинального и предельных размеров, верхних и нижних отклонений, допусков: а — на валу; б — на отверстии
Отсчитывают отклонения от номинального размера.
Верхнее отклонение равно алгебраической (с учетом знака) разности между наибольшим допустимым размером и номинальным:
для валов еs = d mах — D (рис. 16, а),
для отверстий ЕS = D mах — D (рис. 16, б).
В нашем примере еs = D mах - D = 20,5 — 20 = 0,5(мм).
Нижнее отклонение равно алгебраической разности между наименьшим допустимым размером и номинальным.
Нижнее отклонение обозначают и вычисляют:
для валов еi = D min - D (рис. 16, а),
для отверстий ЕI = D min — D (рис. 16, б).
В нашем примере еi = d min — D = 19,8 — 20 = — 0,2 (мм).
Верхнее отклонение вала +0,5 мм означает, что наибольший размер вала должен быть 20 + 0,5 = 20,5 мм. Нижнее отклонение вала —0,2 мм означает, что наимень ший размер вала должен быть 20 мм — 0,2 мм = 19,8 мм.
Разность между наибольшим и наименьшим допусти мыми (предельными) размерами называют допуском. Для вала допуск обозначают Td, а для отверстия TD (рис. 16):
Эти допуски можно вычислить и mах - d min = 20,5 - 19,8 = 0,7 ( мм).
Этот допуск можно рассчитать и через отклонения. Достаточно из верхнего отклонения +0,5 вычесть нижнее отклонение —0,2. Тогда получим:
Тd = 0,5 - (-0,2) = 0,5 + 0,2 = 0,7 (мм).
Допустим, что необходимо изготовить отверстие с наибольшим допустимым размером Dmах = 20,8 мм (20 +08 ) и наименьшим допустимым размером Dmin = 20,6 мм (20 +0,6 ). Тогда верхнее отклонение отверстия равно:
ЕS = D mах - D = 20,8 - 20 = 0,8 мм.
В нашем примере допуск на размер отверстия равен:
ТD = D mах - D min = 20,8 - 20,6 = 0,2 (мм).
Или через отклонения:
ТD = ЕS - ЕI = 0,8 - 0,6 = 0,2 (мм).
Аналогично можно сказать и об отверстии.
Отклонения и допуски в деревообработке проставляют в миллиметрах, а в металлообработке и обработке пластмасс — в микрометрах (1мм = 1 000 мкм).
Соединение (посадка) вала с отверстием может быть подвижным (с зазором) и неподвижным (с натягом).
Чтобы соединение вала и отверстия было подвижным, нужно, чтобы диаметр отверстия в пределах допуска всегда был больше диаметра вала. Для этого конструктор на чертеже может задать, например, диаметр отверстия 20 +0,5 мм, а диаметр вала
Чтобы соединение вала и отверстия было неподвижным, нужно, чтобы диаметр отверстия всегда был меньше диаметра вала. Такое соединение можно получить, например, при диаметре отверстия 20 +0,5 мммм и при диаметре вала
В рассмотренном нами примере при размере вала и размере отверстия посадка будет с зазором, так как размер отверстия всегда будет больше размера вала.
Вводный инструктаж
- осторожно обращаться с вычислительными инструментами.
Практическая работа
1. Получите задание у учителя на номинальный размер вала и отверстия, а также на их наибольшие и наименьшие допустимые размеры.
2. Рассчитайте верхние и нижние отклонения и допуски для вала и отверстия.
3. Запишите полученные размеры вала и отверстия с отклонениями, как их проставляют на чертежах.
4. Определите, подвижным или неподвижным будет соединение вала с отверстием.
Текущий инструктаж
- групповой: дается по мере необходимости для устранения ошибок при построении чертежа.
Заключительный инструктаж
- проверка пройденного материала:
1. Какой размер называют номинальным?
2. Что называют верхним и нижним отклонением?
3. Что называют допуском?
4. Как проставляют размеры вала и отверстия на чертежах?
- анализ типичных ошибок;
- домашнее задание: повторить пройденный материал, принести рабочую одежду, рабочую тетрадь с технологической картой, спец. одежду.
Материал по теме "Отклонения и допуски на размеры деталей" достаточно сложен. Презентация облегчает усвоение материала школьниками, благодаря наличием в ней чертежей и схем с отображение отклонений и допусков на размеры деталей.
Целевая аудитория: для 7 класса
По презентации несколько пожеланий. Цвет шрифта неудачный. Зелёные буквы на синем фоне. Презентация не выполнена в едином стиле.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: