Остер будем знакомы конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, модель телевизора, дерево творчества, звуковое письмо Г. Остера, видеозапись знакомства, портрет М.В. Ломоносова.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на позитивную и успешную работу

Проверка готовности к уроку. Посвящение урока М.В. Ломоносову.

– Ребята, урок литературы сегодня мы посвятим известному во всём мире человеку, с деятельностью которого мы недавно познакомились. Попробуйте отгадать, о ком идёт речь. Попова Соня придумала для вас загадку об этом человеке.

(Ученица загадывает загадку)
(Ответы детей.)

– Правильно, это М.В. Ломоносов (портрет Ломоносова проецируется на экране) Вы уже знаете, что в 2011 г. Исполнится 300 лет со дня его рождения. М.В. Ломоносов достиг больших успехов в области таких наук, как… (дети дополняют фразу учителя) . 1 слайд

– Мы каждый урок литературы встречаемся с частичкой успеха М.В. Ломоносова в виде звёздочки в дневнике. Встаньте, ребята, поднимите руки вверх, постарайтесь достать звёздочку успеха. Достали? Отдайте её кому-нибудь, сделайте доброе дело, а себе вы ещё заработаете в течение урока. (Дети сдувают звёздочки с ладони). Мне удалось достать целых 26 звёздочек, для каждого из вас, ловите! Я буду очень рада, если после урока литературы у каждого из вас будет не менее 5 звёздочек. Садитесь.

II. Речевая разминка

– Начнём наш урок с речевой разминки.

(Проецируется на стену.) 2 слайд, Приложение 1

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю вас не знать!
Расходитесь, разбегайтесь,
Чтобы встретиться опять!

– Это стихотворение нам нужно выучить наизусть, т.к. знание четверостишия пригодится нам в течение урока.

(Стихотворение учится наизусть)

III. Проверка домашнего задания

(Проводится в виде телевизионной поэтической передачи с использованием модели телевизора.)

1. Чтение стихов учащимися 3 слайд

– Здравствуйте, наши юные зрители. Мы рады приветствовать вас на нашей поэтической телепередаче. Сегодня в исполнении учеников второго класса школы №2 г. Таштагола вы услышите выразительное чтение стихов замечательной поэтессы Ирины Токмаковой.

(Дети читают наизусть стихи Токмаковой).

2. Игра “Комплемент” 4 слайд

– Ребята, игру “Комплемент” проводит М.В. Ломоносов. Скажите, кто из чтецов особенно понравился бы М.В. Ломоносову? Кому он мог бы сделать комплемент? Почему?

– Ребята, к нам пришло письмо. Послушайте его…

(Звучит аудиозапись письма Г. Остера.)

– Ребята, вы согласны с писателем, что когда становишься взрослым, то уже не так интересно читать сказки?

– Это письмо написал Григорий Остер. Мы уже встречались с этим писателем. Вспомните, какие произведения он написал.

(Ответы детей.)
(Портрет писателя, его книги проецируются на экран) 5–6 слайды.

– Я знаю, что самым любимым произведением для вас являются “Вредные советы” Г. Остера. И сегодня на нашем ДЕРЕВЕ ТВОРЧЕСТВА есть вредные советы, которые вы написали сами. Давайте почитаем.

(Учитель снимает плоды с импровизированного дерева творчества и читает вредные советы. Советы обсуждаются.)

– Сегодня мы прочитаем сказку Г. Остера “Будем знакомы”, где встретятся наши знакомые: попугай, мартышка, слонёнок, удав. А на перемене после 3 урока в классе будет показан мультфильм с этими героями.

А сейчас, я предлагаю вам провести физминутку с Мартышкой, Слонёнком и Попугаем.

Физкультминутка

7 слайд
(Физкультминутка выполняется под музыку.)

– Ребята, скажите, когда говорят “Будем знакомы”?
– Кто из вас любит знакомиться?
– Я думаю, что вам легко будет спрогнозировать содержание сказки “Будем знакомы”.
– Как вы думаете, о чём она?

V. Работа по теме урока

1. Словарная работа 8 слайд

случайно –
нарочно –
с удовольствием –
предположил –

Зарядка для глаз 9 слайд

2. Чтение сказки сильными учащимися

(Перед чтением учитель даёт задание: если встретится непонятное слово, то запомнить его, чтобы потом спросить).

3. Беседа по прочитанному

– Оправдался ли ваш прогноз?
– Назовите героев сказки.
– Чем любили заниматься друзья?
– Почему все удивились, когда мартышка однажды сказала: “Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом?”
– Как вы думаете, мартышка любила своих друзей? Докажите свой ответ словами из текста.
– Какую игру придумали друзья?
– Можно ли героев сказки назвать настоящими друзьями?

4. Чтение сказки по ролям

5. Повторение правил этикета

– Вспомните правила знакомства. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент знакомства Фадеевой Олеси. Когда посмотрите, скажете правильно ли знакомилась Олеся?

(Показывается фрагмент знакомства.)

– Каково ваше мнение? Олеся, попробуй фрагмент знакомства проанализировать сама.

(Ученица анализирует сцену знакомства)

6. Игра “Будем знакомы”

– Хотите ли вы поиграть в эту игру? Слова мы уже с вами выучили.

(Разыгрывается сценка знакомства, где участвуют 4 человека)

VI. Рефлексия. Итоги урока

1. Фронтальный опрос

– С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
– Кто её автор?
– Попробуйте ответить одним словом на вопрос: “О чём эта сказка?”

2. Работа с пословицами.

  • Старый друг … (лучше новых двух)
  • Друг познаётся … (в беде)
  • Нет дуга – ищи, … (а найдёшь, береги)

(Дети у доски составляют пословицы, которые разбиты на две части.)

3. Игра “Закончи фразу…” 10 слайд

(Фразы проецируются на экран)

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

4. Домашнее задание

Прочитать сказку и нарисовать любого её героя.

5. Оценки за урок (по звёздочкам – частичкам успеха М.В. Ломоносова).

  1. Самый умный?
  2. Самый вежливый?
  3. Что передал удав мартышке?
  4. Как звали микроба?
  5. Какие советы дает Г.Остер детям?

А теперь прочтите слово в выделенных клетках. Правильно – Это Остер, фамилия писателя, о книгах которого мы сегодня говорили. Читайте их, они очень интересные!

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Остера; развивать творческие способности детей, используя чтение по ролям; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы; учить выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам; выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей.

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения наизусть.

III. Речевая разминка

— Придумайте продолжение стихотворения: Раз, два, три, четыре, пять!

IV. Постановка целей урока

— Расшифруйте, что здесь написано.

1. 6,1; 2,3; 3,2; 6,1; 2,1; 2,3; 3,2; 6,3.

2. 2,1; 2,4; 5,3; 6,4; 2,3.

Сегодня мы будем читать отрывок из книги Г. Остера, поговорим о его жизни и творчестве.

V. Работа по теме урока

Рассказ учителя о Г. Остере

— При упоминании этого имени люди сразу начинают улыбаться, потому что — приятные воспоминания о прочитанном и увиденном. А вы знаете, кто это? (Ответы детей.)

Материал для учителя

Окончив среднюю школу в 1966 г., Г. Остер служил на Северном флоте, потом вернулся в Одессу, но вскоре уехал в Москву и поступил в Литературный институт имени М. Горького на отделение драматургии. За годы учебы он написал несколько пьес для кукольных театров.

VI. Физкультминутка

Утро - с зарядки

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

VII. Продолжение работы по теме урока

Отрывок из книги Г. Остера

— Как вы считаете, что мы прочитали: сказку, рассказ или стихотворение? Обоснуйте свое мнение.

— Как автор начал знакомиться с вами, как он обратился к вам?

— Назовите героев сказки.

— Прочитайте отрывки о том, как герои общались друг с другом, что делали, когда собирались вместе.

— Почему они однажды удивились словам мартышки? Что она предложила?

— Расскажите, как герои разыграли сценку знакомства.

— Разыграйте эту сценку с друзьями.

(Дети разбиваются на группы и готовят инсценировку.)

— Почему герои повторяли игру несколько раз?

— Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями. Расскажите нам об этом.

(Можно посмотреть фрагмент мультфильма о друзьях.)

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились на уроке?

— Сравните стихи, составленные в начале урока, со считалкой из произведения Г. Остера. Есть ли что-то похожее?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение сказки.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

Мы и птицы

Мы птиц проходим,

И что, и сколько могут съесть,

Полет их и паренье.

Мы птиц проходим.

Они нас пролетают,

Глядят на школьные огни

И знать про нас не знают.

Живут среди ветвей густых,

Своих птенцов выводят,

Покуда школьники про них

Вот если бы наоборот —

Летали мы на воле,

Тогда они бы круглый год

Нас проходили в школе:

О чем болтаем, что зубрим,

Что в переменку съели,

С кем подрались.

Чирикали и пели!

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

IV. Постановка целей урока

Сказка — произведение, в котором описаны вымышленные, невозможные в действительности события.

Диалог — это разговор героев.

Реплика — слова одного из героев.

Нарочно — с намерением, специально.

Доброжелательно — проявляя расположение, дружелюбие, участие по отношению к кому-либо.

Ключевые слова

Сказка, герои сказки, последовательность событий, заголовок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.- М.: Просвещение, 2017 – 223 с.: ил. Ч.2, С. 155-160
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  3. Г. Остер. Бабушка удава.

научимся соотносить заголовок с текстом

сможем придумать свою веселую сказку.

Удивительно! Для чего знакомиться с теми, кого и так знаешь, да еще и по два раза на дню! А началось все из-за мартышки.

Давайте прочитаем сказку Григория Остера и узнаем, как все случилось.

Каждый день друзья собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Представьте, как играли друзья.

И всем было весело, особенно удаву. Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала:

— Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом!

Интересно, что ответят слоненок, попугай и удав мартышке?

— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай.

— Нет, вы меня не поняли! — замахала руками мартышка. — Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.

— И я, — сказал удав, — с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.

— И я, — сказал слонёнок. — С удовольствием.

Так вот о чем жалеет мартышка!

— Но ведь мы уже знакомы! — пожал плечами попугай.

— Вот я и говорю, — вздохнула мартышка. — Как жаль!

— Друзья! — вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. — А почему бы нам не познакомиться ещё раз?!

— Два раза подряд знакомиться нельзя! — сказал попугай. — Если с кем-нибудь знаком, то это уже навсегда. Ничего тут не поделаешь.

— А мы, — предложил слонёнок, — давайте возьмём и познакомимся сначала!

— Правильно! — сказал удав. — Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.

Вы запомнили, кому пришла в голову идея, как можно знакомиться сначала?

Но тут заволновался слоник.

— Ой! — заволновался слонёнок. — А вдруг мы случайно не встретимся?

— Ну, это-то как раз не беда! — сказал попугай. — Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся нарочно.

Мартышка закрыла руками глаза и закричала:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаю вас не знать!

Чтобы встретиться опять!

Друзьям так понравилась игра в знакомство, потому что им это интересно и доставляет удовольствие вновь и вновь знакомиться друг с другом.

Когда мартышка открыла глаза, никого не было. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться.

И вот с тех самых пор слоненок, мартышка, попугай и удав знакомятся друг с другом каждый день.

Как вы думаете, что мы прочитали: сказку или рассказ?

Сам автор называет свое произведение сказкой. Потому что герои животные, но разговаривают и ведут себя как люди. Им нравится вместе играть и выдумывать новые игры.

Вы, наверное, уже знаете, что мартышка, слоненок, попугай и удав герои не только этой сказки.

Какие еще сказки вам знакомы?

Григорий Остер сочинял сказки для своих детей, а самые интересные опубликовал, и теперь их могут прочитать все, кто научился читать.

А начинаются все эти сказки с обращения автора. Давайте его прочитаем:

Здравствуй, уважаемый Ребёнок!

Пишет тебе детский писатель. Этот писатель — я. Меня зовут Григорий Остер.

Как зовут тебя, я не знаю, но я догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку.

Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. А если я догадываюсь неправильно и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождёт. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь её всю от начала до конца.

Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе будет уже не так интересно слушать сказку про слонёнка, мартышку, удава и попугая.

С героями Григория Остера происходит еще много интересных событий. Прочитайте о других приключениях героев Григория Остера.

Разбор типового тренировочного задания

Найдите и выделите цветом только слова героев:

— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай.

— Нет, вы меня не поняли! — замахала руками мартышка. — Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.

— И я, — сказал удав, — с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.

— И я, — сказал слонёнок. — С удовольствием.

— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай.

— Нет, вы меня не поняли! — замахала руками мартышка. — Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.

— И я, — сказал удав, — с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.

— И я, — сказал слонёнок. — С удовольствием.

Разбор типового контрольного задания

Вставьте пропущенные слова:

Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в ________.

Я хотела сказать: как жаль, что мы уже ______________.

Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.

Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы.

Вставьте пропущенные слова:

Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся ___________.

Все _________________________ посмотрели друг на друга и стали знакомиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные : познакомить с творчеством Г. Остера; расширить знания детей об этом писателе; совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивающие : развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся.

Воспитывающие : воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как доброта, уважение друг к другу

Оборудование : записи на доске, мультимедийная установка, компьютер, проектор, экран.

1. Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Речевая разминка.

3.1.1. Чтение чистоговорки.

3.1.2. Работа над чистоговоркой

5. Изучение нового материала.

5.1. Вступительная беседа

5.2. Рассказ учителя о писателе.

5.3.Первичное чтение отрывка из сказки учителем.

6.Закрепление изученного материала .

6.1. Повторное чтение с углубленным анализом.

6.3. Выборочное чтение

7. Обобщающая беседа

8. Итог урока.

1. Организация начала урока

– Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания.

- На дом вам было задано с выражение прочитать стихотворения Токмаковой на страницах 153-154.

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Речевая разминка.

3.1.1. Чтение чистоговорки.

- Чтобы четко и красиво говорить, давайте поработаем над чистоговоркой

- Кто хочет разговаривать?

- Мы будем разговаривать.

- Тот должен выговаривать.

- И будем выговаривать.

- Все правильно и внятно.

-Так правильно и внятно.

- Чтоб было всем понятно.

- Чтоб было всем понятно.

3.1.2. Работа над чистоговоркой

- Второй ряд прочитает со второй строчки через строчку медленно и печально;

- Третий ряд прочитайте быстро и весело всю чистоговорку.

-Прочитайте текст на доске про себя. Как вы думаете, что это?

- Чему учит нас данная задача? (Она учит нас правильно выбирать и делать подарки. Чтобы они радовали, а не огорчали человека. Вряд ли этот дедушка остался в хорошем настроении после дня рождения, ведь он был лысый, а ему подарили много расчесок. Даже от одной такому человеку станет плохо.)

5. Изучение нового материала.

5.1. Вступительная беседа

- Ребята, а какие еще книги Г. Остера вы читали? (Дети называют.)

5.2. Рассказ учителя о писателе.

5.3.Первичное чтение отрывка из сказки учителем.

-Как вы думаете, о ком эта сказка?

-Обратите внимание на название. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой сказке?

-О ком эта сказка?

-Где жили герои сказки?

-Чем они обычно занимались?

Физкультминутка.

-Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны. Если я назову слово, которое встречается в сказке, вы прыгаете на месте два раза, если такого слова в сказке нет, то вы хлопаете в ладоши два раза.

Мартышка, носорог, удав, крокодил, дерево, скакалка, бегемот, попугай, ящерица, слонёнок, охотник.

6.Закрепление изученного материала .

6.1. Повторное чтение с углубленным анализом.

- Сейчас мы еще раз прочитаем сказку, кто-то начнет, а кто-то будет продолжать. Будьте внимательны.

-Какие лучшие качества подметила в своих друзьях мартышка? Прочитайте.

-Докажите текстом, что им было приятно снова знакомиться.

6.3. Выборочное чтение

- Обратите внимание, что над текстом есть картинка. Скажите, кто на ней изображён? ( Слон, мартышка, удав и попугай)

- Найдите в тексте отрывок, который подходит к данной картинке.

7. Обобщающая беседа

- Итак, сделаем вывод, кто такой Григорий Остер? ( детский писатель)

-Где родился Григорий Остер? ( В Одессе)

Читайте также: