Конспект слитное и раздельное и дефисное написание наречий

Обновлено: 06.07.2024

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий зави­сит от того, от какой части речи они обра­зо­ва­ны с помо­щью при­став­ки или пред­став­ля­ют собой застыв­шую падеж­ную фор­му сло­ва с предлогом.

Рассмотрим, когда наре­чия пишут­ся слит­но, раз­дель­но или через дефис в свя­зи с само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи.

В рус­ском язы­ке наре­чие — это про­из­вод­ная часть речи. Наречия воз­ник­ли на базе слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм. В слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии наре­чий про­сле­жи­ва­ет­ся пря­мая связь с падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми, с при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми и чис­ли­тель­ны­ми, от кото­рых они были образованы.

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать приставки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → за даром;
  • все­гда → на все­гда;
  • ныне → от ныне;
  • нель­зя → до нель­зя;
  • куда → от куда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от местоимений:

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с предлогами:

Как пишутся наречия, образованные от числительных?

С при­став­ка­ми в-, на- пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от числительных:

Но если наре­чие име­ет суф­фикс -их, то оно пишет­ся раздельно :

  • раз­де­лить на тро их ;
  • рабо­тать за дво их

Предложные соче­та­ния, обра­зо­ван­ные повто­ре­ни­ем чис­ли­тель­ных, пишем раз­дель­но с предлогами:

  • остать­ся один на один;
  • высту­пить трое на трое.

Правописание наречий, образованных от прилагательных

Эта груп­па наре­чий в боль­шин­стве слу­ча­ев пишет­ся слит­но с приставками.

1. От пол­ных при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих при­став­ки, обра­зу­ем наре­чия с помо­щью суф­фик­са :

  • успеш­ный → без успеш­ный → без­успешн о
  • этап­ный → по этап­ный → поэтапн о ;
  • смен­ный → посмен­ный → посменн о .

Такие сло­ва напи­шем слит­но с при­став­ка­ми, кото­рые доста­лись им от про­из­во­дя­ще­го прилагательного.

2. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са -ую:

  • под­чи­стую съесть;
  • впу­стую потра­тить время;
  • вхо­ло­стую работать;
  • врас­сып­ную разбежаться;
  • вру­ко­паш­ную бороться.

Исключение: на миро­вую, на боко­вую, на попятную.

3. Пишутся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные из пред­ло­гов и крат­ких форм прилагательных:

  • прий­ти затемно;
  • сде­лать запросто;
  • пой­ти влево;
  • издав­на жить;
  • сго­ря­ча отругать;
  • вер­нуть­ся налегке;
  • дона­га раздеться

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую труд­ность в пра­во­пи­са­нии наре­чий пред­став­ля­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных и их падеж­ных форм. Производные наре­чия пишут­ся то слит­но, то раз­дель­но. К тому же в рус­ском язы­ке име­ют­ся омо­ни­мич­ные фор­мы суще­стви­тель­ных, кото­рые с пред­ло­га­ми пишут­ся толь­ко раз­дель­но. Созвучные им наре­чия, напро­тив, зача­стую пишут­ся слитно.

Рассмотрим слу­чаи слит­но­го напи­са­ния наре­чий. Определим, как их отли­чить от падеж­ных форм суще­стви­тель­ных с предлогами.

1. Слитно пишут­ся наре­чия, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в совре­мен­ном языке:

дотла, вку­пе, воочию, вдре­без­ги, наизусть, наот­машь, невдо­мёк, нато­щак, навз­ничь, навзрыд, невзна­чай и пр.

2. С любы­ми при­став­ка­ми пишут­ся слит­но наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, нача­ло, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взле­теть;
  • уви­деть внизу;
  • нако­нец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • наве­ки запомни.

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: на веки веч­ные, на века, от века, на веку.

Но если у похо­жей по зву­ча­нию лек­се­мы есть опре­де­ля­ю­щее сло­во, то это падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Рыба ныр­ну­ла вглубь . — Мальчик опу­стил лож­ку в глубь бан­ки .

Сначала сто­ит позво­нить ей. — С нача­ла лета не было ни одно­го дождя.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с это­го нача­ла лета.

3. Пишутся слит­но наре­чия с при­став­ка­ми о-, от-, к-, из-/-ис-:

Запомним раз­дель­ное напи­са­ние слов: к спе­ху, не к спе­ху, к месту, не к месту.

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном языке.

Примеры:

  • без спро­су взять;
  • нуж­но до зарезу
  • понять с лёту;
  • пошла под гору;
  • гово­рить за глаза.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с гласной:

  • в оди­ноч­ку действовать;
  • в общем охарактеризовать;
  • в охап­ку схватить;
  • в отмест­ку сделать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раздельно:

  • это мне на руку;
  • оста­вить на память;
  • выпол­нить по совести;
  • взять на поруки

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раздельно:

  • закри­чать в сердцах;
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах);
  • весь день на ногах;
  • быть на побегушках;
  • рас­по­ло­жить в головах

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном языке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наречий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок);
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу);
  • заду­мать­ся на миг (на один миг);
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го слова.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец дороги;
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голову.

Правописание наречий через дефис

Дефис в наречиях

Правила дефис­но­го напи­са­нияПримерыИсключения
Наречия с при­став­кой по-, кото­рые окан­чи­ва­ют­ся на -ому (-ему), -и (-ски, -цки, -ки, -ьи)по-доброму, по-хорошему, по-английски, по-заячьипоэто­му, пото­му, посе­му, по одному
Наречия, обра­зо­ван­ные при помо­щи при­став­ки в- (во-) от поряд­ко­вых числительныхво-первых, в-пятых, в-третьих
Наречия, обра­зо­ван­ные соеди­не­ни­ем двух одно­ко­рен­ных или сино­ни­мич­ных словчуть-чуть, тихо-смирно, точь-в-точь

Вывод

Слитное и раз­дель­ное напи­са­ние наре­чий напря­мую свя­за­но с теми частя­ми речи, от кото­рых они были образованы.

Важно уста­но­вить про­из­во­дя­щее сло­во и выяс­нить, пред­лог или при­став­ка име­ет­ся в соста­ве наре­чия. Многие наре­чия пишут­ся тра­ди­ци­он­но слит­но или раз­дель­но, даже если не суще­ству­ет таких само­сто­я­тель­ных слов в совре­мен­ном рус­ском язы­ке. Их напи­са­ние запо­ми­на­ем или справ­ля­ем­ся в слу­чае затруд­не­ний в словаре.

Видеоурок


Как правильно писать наречия – слитно, раздельно или через дефис? В этой статье представлены все правила написания наречий, а также исключения из них. Для большего удобства к каждому правилу прилагается несколько наглядных примеров.

Раздельное, слитное и дефисное написание наречий зависит от особенностей образования слова (с какой приставкой и от какой части речи оно образовано), а также от особенностей употребления в словосочетаниях и предложениях.

Слитное написание наречий

Слитно пишутся следующие наречия:

  • С приставками в-, на-, за- и суффиксами -о, -е, -и(примеры: налегке, вкратце, запросто).
  • С приставками из-/ис-, до-, с-, по- и суффиксами -а/-я, -и, -у/-ю, образованные от прилагательных, местоимений или наречий (потому, добела, сроду).

В наречиях с приставками на-, за-, в-, образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о ( начисто, запросто, вправо ), наречия такого же происхождения с приставками до-, с-, из- имеют на конце букву а ( досыта, издавна, снова ). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется — у ( смолоду, сослепу ).

Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих

Под ударением пишется о (свежо, горячо), без ударения — е (неуклюже, жгуче)

Мягкий знак Ь на конце наречий

После шипящих на конце пишется ь: вскачь, навзничь, наотмашь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж .

Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ

с НЕ пишутся слитнос НЕ пишутся раздельнос НИ пишутся слитнос НИ пишутся раздельно
негдене к чемунигдени к чему, ни при чём, ни за что
некуда никудани за что, ни про что,
некогда никогдани в какую, ни в коем случае
незачем нипочём
несколько нисколько

Слитное написание наречий

Пишутся слитно:

Правописание наречий

Дефис в наречиях.
Раздельное написание наречий

Правописание наречий дефисное


Цель: углубить знания по слитному, раздельному и дефисному написанию наречий, их лексическом значении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать явления, делать самостоятельный вывод; совершенствовать речевую культуру.

Литература: Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Земский Л.М. Русский язык, часть 2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.

Содержимое разработки

Департамент образования и науки Брянской области

План-конспект урока по русскому языку

Тема: Формирование орфографических умений: слитное, раздельное и дефисное написание наречий русского языка.

Двоенько Инга Леонидовна,

Преподаватель русского языка и литературы

Цель: углубить знания по слитному, раздельному и дефисному написанию наречий, их лексическом значении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать явления, делать самостоятельный вывод; совершенствовать речевую культуру.

Литература: Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Земский Л.М. Русский язык, часть 2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.

Студенты получили возможность рассмотреть плакат, удивиться раздельному написанию одного слова, вспомнить знакомые случаи постановки дефиса, и даже обсудить всё это друг с другом, подготавливаясь к работе.

- Слова какой части речи вы записали?

- Как вы это определили?

- Как вы написали приставки с наречием?

III. Этап совместного выведения схемы.

1. Выведение 1 раздела схемы.

- Можно ли ориентироваться в правильном написании только по одной приставке?

- Есть ли еще какие-либо признаки, по которым можно сгруппировать наречия?

Учитель показывает слова диктанта, записанные в три столбика.

(По)нашему (По)раньше (В)сердцах
(по)польски (по)всюду (на)радостях
(по)турецки
(по)кошачьи
(во)первых (в)двое (в)обрез
(в)последних (на)двое
(кое)как (в)темную (за)границу
(где)нибудь (по)пусту (под)уклон
как(либо) (по)зарез
куда(то) (по)тому
наконец(таки) (в)ширь
(на)век
высоко(высоко) (по)здорову
подобру(поздорову) (по)одиночке
Студенты предложили вариант: "Если мы уже выделили приставку, может стоит понаблюдать и за другими морфемами, например, за суффиксами?"

С помощью учителя был проведен совместный анализ морфем и выделены следующие условия постановки дефиса:

1) при приставке по-необходимы суффиксы -ому (-ему), -ски, -цки.

У: - Возьмите карточку под номером 1 и запишите формулировку первого раздела выводимой схемы: "Дефисное написание наречий" и внести в этот раздел первое условие постановки дефиса.

2) - Рассмотрим 2-ую группу слов, что их объединяет ?(в-,во- и -их,-ых)

- Выделите приставку и суффикс.

- Каким будет второе условие постановки дефиса?

- Запишите в карточку.

3) Проводится аналогичная работа с 3 и 4 группой наречий в 1-ом столбике. Записываются условия постановки дефиса.

4) - Рассмотрите последнюю группу слов в этом столбике.

- Чем отличаются они от предыдущих слов?

- Как образованы эти наречия ?

- К какому выводу вы пришли ? (При написании наречий через дефис необходимо следить за морфемным составом слова).

- Запишите слово-исключение на- гора. Это технический термин, обозначает "наверх, на поверхности земли".

2. Выведение 2 раздела темы.

У: Кроме того, наречия пишутся слитно и раздельно.

Учитель напомнил, что части слова должны писаться только слитно, что же происходит с наречием, если его приставку можно записать отдельно от корня?
Была обозначена проблема, создана ситуация для ее обсуждения. Эти задания имели цель помочь студентам убедиться на собственном опыте, что они еще многого не знают в области языка, что изучать его интересно, увлекательно, полезно, необходимо, ибо совершенное знание языка обогащает, развивает, помогает быть понятными и понимать других.

- Вернемся к продиктованным в начале урока наречиям. Возьмите карточку под номером 2 и запишите формулировку второго раздела схемы "слитное написание наречий".

- От каких частей речи образованы оставшиеся наречия?

Выяснилось ,что встречаются наречия , образованные от

-наречий - по+раньше
- по+всюду
-имен прилага- -в+темную
тельных -по+пусту
(полных и кратких) -до+бела
-имен числительных на+двое
в+двое
по+одному(искл.)
по+двое(искл.)
-местоимений по+тому
по+этому
-имен существительных
Довели раздел схемы до "имен существительных".

У: Все оставшиеся слова ведь тоже образованы от имен существительных?

Как же быть? Какие из предложенных наречий писать слитно, а какие - раздельно?
После обсуждения этого проблемного вопроса учитель внес необходимые условия, касающиеся именно этой части речи:

1. В современном русском языке существительное не употребляется ( позарез, озимь)

2. Существительное имеет пространственно -временное значение начало, век, даль, верх, низ, перед, зад, высь, ширь, глубь

3. Постановка вопроса (?) или определения (прилагат., местоим.) меняет смысл существительного (поодиночке, набок).

Все эти условия внесены во второй раздел.

У: На что нужно обратить внимание ,чтобы написать наречие слитно? (От какой части речи оно образовано).

3. Выведение 3 раздела схемы.

Остались лишь те наречия ,образованные от имен существительных, именно тех, которые не меняют свой прямой смысл про постановке вопроса или при подборе определения(например, по самое горло, по (чьей?) указке).

Учитель указал на своеобразие графического облика наречия ,который противоречит основным законам русского языка (приставка, вопреки строжайшему требованию иметь слитное или, в крайнем случае дефисное написание, в наречии может быть написана раздельно).Это настолько не согласуется с традиционной внешностью слова, что некоторые ученые считают такие наречия не словами, а сочетаниями двух слов, которые выполняют в русском языке роль наречия.

У: Правописание таких наречий будет раздельным.

Ученики проработали в тетрадях написание слов, оставшихся на доске ,и три последних их них по логике выведения схемы ООД, а именно (в) сердцах,(в)обрез,(под)уклон позволили определить условия раздельного написания наречий, образованных в основном от существительных.

1. Если наречия оканчиваются на -ах,-ях.

2. Если на стыке предлога (приставки и слова(корня) сталкиваются согласный и гласный звуки.

3. Если можно подобрать это же слово в другой падежной форме.

4. Знакомство с алгоритмом.

Этап выведения схемы закончился. Студенты получили на руки учебную карту, на которой записан алгоритм работы с таблицей.

У: - Познакомьтесь с предложением по выполнению задания.

IV. Закрепление материала.

1. Работа по учебнику. Упр.340 (1-5)

У: Раскройте скобки, объясните условия написания наречий, пользуясь алгоритмом.

2. Работа по орфоэпии.

На доске записаны наречия.

Надолго (остричь), задолго (до рассвета), подолгу (ждать), набело (переписать), наискось (находиться), начерно (написать), красивее (выглядеть), свободнее (чувствовать), интереснее (рассказывать), удобнее (расположиться).
Поставьте ударение в словах, прочитайте. Запомните правильное произношение наречий.

V. Обобщение материала.

- Над какой темой конкретно мы сегодня работали?

- Запишите ее на тех двух строчках, которые вы оставили в начале урока.

- От чего зависят условия выбора дефисного, слитного, раздельного написания слов?

VI. Д/з. Упр.124 (с.248) Прочитайте, найдите ошибки в употреблении наречий. Перепишите в исправленном виде. Раскройте скобки.


-75%

Читайте также: