Особенности географии рынка труда россии конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: учебник А.И. Алексеева, политико-административная карта России, схемы, графики, таблицы.

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда.

Проверка домашнего задания;

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда. Что же вам нужно знать о рынке труда России?

Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.

Рассмотрим схему (рис.221 учебника) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда. Сделать выводы как влияет спрос при низкой и при высокой оплате труда.

2. Трудовые ресурсы России.

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Основная часть трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте: женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет. Но не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду, среди них есть инвалиды и пенсионеры-льготники. К трудовым ресурсам относится и население в нетрудоспособном возрасте - работающие пенсионеры и подростки.

Население в трудоспособном возрасте;

Доля россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, постоянно изменяется. Проанализируйте по статистическим материалам динамику изменения численности населения разных возрастных групп России и для сравнения данные нашего города, за последние 5 лет. Как изменялись пропорции и почему?

3. Экономически активное население.

Составьте данные об изменении численности занятых и безработных в городе Златоусте.

За годы реформ занятость населения по отраслям экономики. Так же как и распределение занятых по формам собственности очень изменилось. По статистическим материалам выявите, какие изменения в отраслевой структуре занятости произошли в России за последние годы. Сравните эти данные с показателями города Златоуста.

4.Безработица - это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Не имеющие работу;

Занимающиеся поиском работы;

От чего зависит география безработицы? Запишите в тетрадь. (Демографическая ситуация. Структура народного хозяйства).

Как зависит безработица от структуры хозяйства? (Рост безработицы - в отраслях, где наблюдается спад производства: ВПК, легкая промышленность, машиностроение; отраслях, где идет подъем производства: добывающая промышленность, металлургия).

Как зависит безработица от демографической ситуации? (Районы с высоким естественным приростом, работающие пенсионеры, невозможность создания новых рабочих мест для молодежи - увеличение числа безработных).

К какой группе можно отнести Челябинскую область по уровню безработицы?

Какое население относится к трудоспособному? Относятся ли вы к трудоспособному населению?

Какие изменения в структуре занятости в России и в Златоусте произошли в последние годы?

От чего зависит безработица? В каких районах страны она высока? Почему?

В современное время в Россия переходит к рыночной экономике. В связи с этим появляются изменения на рынке труда, меняется соотношение спроса и предложения на рабочую силу, вводится конкурсный отбор кадров. Современный работник должен приобретать новые знания и умения, осваивать новые профессии. Трудовые ресурсы - это главный капитал страны, он все чаще определяет современное ее развитие.

Тема урока: Рынок труда и занятость населения России.

Цели: сформировать представления о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику в условиях рынка.

2. Развивать умение работать с картой, отрабатывать умения работать с текстовым компонентом учебника, таблицами, схемами.

3. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Оборудование: графики, таблицы, экономическая карта России.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока, методы

Приветствие учащихся, проверка внешней готовности к уроку.

Предлагает прочитать диалог по ролям двум ученикам по желанию. Задача всем ученикам узнать, где и между кем происходит разговор.

Предлагает высказать предположения.

Просит подумать, о том, чему они должны сегодня научиться. Корректирует и называет цели урока.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

-Скажите, пожалуйста, могли бы вы мне помочь найти подходящую работу?

А какая у вас специальность?

- К сожалению, свободных вакансий пока нет.

Высказывают предположения (разговор происходит между специалистом ЦЗН (центра занятости населения) и человеком, который ищет работу)

Записывают тему урока в тетрадь.

Предлагают варианты целей урока:

2. Проверка знаний (фронтальный опрос).

Организует повторение по вопросам.

-Для реализации задач сегодняшнего урока нам нужны будут знания прошлого урока. Давайте их повторим.

- Что такое демографическая ситуация?

- Назовите, какие доли населения нужно учитывать при анализе возрастной структуры?

- Проанализируйте проблемы деревень России. Назовите их причины.

Отвечают на поставленные вопросы:

- Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности.

- Лиц моложе трудоспособного возраста,

- лиц трудоспособного возраста,

- лиц старшего трудоспособного возраста

3. Изучение нового материала

с элементами объяснения

Работа с текстом

Работа с тетрадью

Работа с текстом

Работа с тетрадью

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?

1.Трудовые ресурсы России.

- Запишем определение: трудовыми ресурсами называется население, способное работать в хозяйстве страны.

- В России населением в трудоспособном возрасте считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 включительно и женщины от 16 до 54 лет включительно.

- К трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте.

Обратите внимание на схему на стр.69

Другие трудовые ресурсы – население в нетрудоспособном возрасте, занятое в хозяйстве страны.

- Проанализируйте текст учебника на стр. 69 ( пункт 2 ) и ответьте на вопрос:

- Какая часть населения относится к экономически активному населению?

- Запишите определение: рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).

- Проанализируйте текст учебника на стр. 70 и ответьте на вопросы:

- В результате чего возникает дефицит работников (обратите внимание на схему на стр. 70)?

2. Безработица и дефицит работников

- Отчего зависит география безработицы в России? География безработицы зависит в России: 1) из-за демографической ситуации 2) от структуры хозяйства.

- Запишите в тетрадь: Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило и высокий уровень безработицы.

Предлагает подумать над записанной формулировкой, корректирует высказываемые предположения, поясняет,

в каких районах наблюдается низкий уровень безработицы,

как зависит безработица от структуры хозяйства.

- Скорость создания новых рабочих мест, во многих регионах Росси этот фактор стал определяющим.

Так в Москве и Санкт- Петербурге велика доля тех отраслей, сокращение занятости в которых происходит быстрыми темпами ( ВПК, легкая промышленность, машиностроение и наука). Однако в этих городах и создаётся множество рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере, поэтому уровень безработицы здесь очень низкий.

Новая ситуация на рынке труда России, когда в большинстве регионов людей, ищущих работу, гораздо больше, чем свободных рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками.

- Проанализируйте текст учебника на стр.72 (1-й пункт) и ответьте на вопрос:

- Какие требования предъявляет работодатель к работникам?

Дополняет ответ учеников.

- Современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е заниматься самообразованием; самим осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше у вас профессий и занятий, тем уверенней вы чувствуете себя на рынке труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сформировать представления о рынке труда России, причинах безработицы, изменения в структуре занятого населения;

Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;

Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики.

Оборудование: учебник А.И. Алексеева, политико-административная карта России, схемы, графики, таблицы.

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда.

Проверка домашнего задания;

Изучение нового материала.

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда. Что же вам нужно знать о рынке труда России?

Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.

Рассмотрим схему (рис.221 учебника) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда. Сделать выводы как влияет спрос при низкой и при высокой оплате труда.

2. Трудовые ресурсы России.

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Основная часть трудовых ресурсов – население в трудоспособном возрасте: женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет. Но не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду, среди них есть инвалиды и пенсионеры-льготники. К трудовым ресурсам относится и население в нетрудоспособном возрасте – работающие пенсионеры и подростки.

Записать в тетрадь самостоятельно состав трудовых ресурсов:

Население в трудоспособном возрасте;

Работающая молодежь до 16 лет.

Доля россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, постоянно изменяется. Проанализируйте по статистическим материалам динамику изменения численности населения разных возрастных групп России и для сравнения данные нашего города, за последние 5 лет. Как изменялись пропорции и почему?

3. Экономически активное население.

Составьте данные об изменении численности занятых и безработных в городе Златоусте.

За годы реформ занятость населения по отраслям экономики. Так же как и распределение занятых по формам собственности очень изменилось. По статистическим материалам выявите, какие изменения в отраслевой структуре занятости произошли в России за последние годы. Сравните эти данные с показателями города Златоуста.

4.Безработица – это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

По стандартам МОТ безработными считаются лица:

Не имеющие работу;

Занимающиеся поиском работы;

Готовые приступить к работе в течение определенного времени.

От чего зависит география безработицы? Запишите в тетрадь. (Демографическая ситуация. Структура народного хозяйства).

Как зависит безработица от структуры хозяйства? (Рост безработицы – в отраслях, где наблюдается спад производства: ВПК, легкая промышленность, машиностроение; отраслях, где идет подъем производства: добывающая промышленность, металлургия).

Как зависит безработица от демографической ситуации? (Районы с высоким естественным приростом, работающие пенсионеры, невозможность создания новых рабочих мест для молодежи – увеличение числа безработных).

К какой группе можно отнести Челябинскую область по уровню безработицы?

Дискуссия. Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице? Лучше заниматься любой работой, даже если она вам не нравится, или жить на пособие и дожидаться работу по душе? Какие профессии вы считаете престижными? Какую бы профессию хотели получить вы?

Какое население относится к трудоспособному? Относятся ли вы к трудоспособному населению?

Какие изменения в структуре занятости в России и в Златоусте произошли в последние годы?

От чего зависит безработица? В каких районах страны она высока? Почему?

Назовите причины существования безработицы в городе Златоусте?

В современное время в Россия переходит к рыночной экономике. В связи с этим появляются изменения на рынке труда, меняется соотношение спроса и предложения на рабочую силу, вводится конкурсный отбор кадров. Современный работник должен приобретать новые знания и умения, осваивать новые профессии. Трудовые ресурсы – это главный капитал страны, он все чаще определяет современное ее развитие.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Трудовые ресурсы и рынок труда"

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.


Экономически активное население (по-другому рабочая сила или трудовые ресурсы) — это совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг, включающая занятых и безработных.

По законодательству России к трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет), а также люди старше и моложе трудоспособного возраста, занятые в общественном производстве.


Численность трудовых ресурсов за 2016 год составляла 76,6 млн человек, или около 52 % численности населения страны.

Численность занятых в хозяйственной деятельности за 2016 год составляла 72,4 млн человек, или около 49 % численности населения страны.

Почему эти 2 цифры различны? Оказывается, в трудовые ресурсы, помимо занятого населения, входят ещё и безработные.

Разберёмся, кто относится к категории безработных граждан.

Нетрудно вычислить число безработных на 2016 год в России.

Будем вычислять по формуле: трудовые ресурсы - число занятого населения, а именно 76,6 млн чел - 72,4 млн чел = 4,2 млн человек.

Если сравнить эту цифру с данными статистики Росстата, она окажется верной.

Уровень безработицы определяют по доле безработных в числе экономически активного населения.

Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: число безработных нужно делить на рабочую силу и затем этот показатель умножить на 100 процентов.



— уровень безработицы


— число безработных


— рабочая сила (занятые и безработные)

Уровень безработицы в России составляет на 2016 год 5,5 %.

Минимальный уровень безработицы в стране был в 1992 году и составил 5,2 %. Своего максимального значения уровень безработицы достиг в 1998 году — 13,2 %.


Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению.

Самая низкая безработица –в Москве (около 1,5 %), самая высокая – в Ингушетии (более 20 %).

Карта административного деления России


Для России, особенно для сферы сельского хозяйства, характерна скрытая безработица — форма неэффективной занятости людей, желающих работать в полную силу. Она характеризуется неполной рабочей неделей, сокращённым рабочим днём, неоплачиваемыми отпусками.

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности её получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Хозяйство России состоит из производственной и непроизводственной сфер. В производственной сфере занято примерно 62 % населения по данным Росстата на 2016 год. В производственную сферу входят: промышленность (20 % занятого населения), сельское и лесное хозяйство (6,7 % населения), строительство (7,2 % населения), торговля и общественное питание (18,5 % населения), транспорт и связь (9,5 % населения). В непроизводственной сфере (38 % занятого населения) выделяют народное образование (9,4 % населения), здравоохранение (8 % населения), а также жилищное хозяйство и бытовое обслуживание, управление, науку, культуру и искусство (примерно 19 % населения).

Занятость населения по сферам хозяйства


В случае высоких темпов роста экономики в ближайшее десятилетие в ряде отраслей может наблюдаться дефицит рабочей силы. Наибольшая часть населения России занята на средних и крупных предприятиях.

В связи с общим сокращением населения страны происходит сокращение и трудовых ресурсов, причём особенно быстро этот процесс идёт в производственной сфере. Это связано как с переходом части экономически активного населения в непроизводственную сферу (в том числе в негосударственный сектор), так и с ростом безработицы.

Средний возраст занятого в экономике гражданина России достигнул 40,6 года. И этот показатель постоянно растёт. Нельзя не сказать, что средний возраст женщин составляет 41,2 года, что на 1,2 года больше, чем у мужчин с показателем 40 лет.


Основной проблемой трудовых ресурсов России являются изменения в возрастной пирамиде страны, приводящие к старению населения, и, как следствие, к сокращению наличных трудовых ресурсов с конца 2000-х годов. Впрочем, повышение рождаемости и миграционного притока позволяет сглаживать негативные последствия этого явления.

Распределение трудовых ресурсов страны неравномерно и тесно связано с распределением материально-технических ресурсов. Это означает, что трудоёмкие производства требуют участия большего числа работников. Трудовые ресурсы, вовлечённые в производственную деятельность, сосредоточены в основном на крупных и средних предприятиях. В европейской части России (включая Урал) находится основная часть производственных фондов (промышленных и сельскохозяйственных), здесь производится около 75–80 % промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также проживает более 70 % населения страны. Перспективы развития производства предполагают привлечение трудовых ресурсов в восточные регионы страны. Этот процесс осложняется тем, что труд в Сибири и на Дальнем Востоке стоит дороже, чем в европейских районах: затраты на создание условий труда и быта для работников в несколько раз превышают аналогичные затраты в центральной части России.

Рациональное использование трудовых ресурсов в стране является самым актуальным вопросом на постиндустриальном этапе развития Российской Федерации.

Рынок труда – это баланс между формированием спроса на рабочую силу и её предложением для обеспечения нормального непрерывного производственного процесса.

Рынок труда в стране несбалансирован: либо предложение рабочей силы значительно превышает спрос на неё, либо наоборот, спрос на некоторые виды профессий превышает предложение.

Особенностью рынка труда является то, что покупка и продажа рабочей силы осуществляется на определённый срок и предполагает собой право работодателя на использование опыта, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу каждого отдельного работника.

Основными задачами статистики рынка труда в России являются:

· сбор информации о численности занятых и безработных как двух составных частях рабочей силы;

· изучение состояния и тенденций на российском рынке труда с помощью показателей уровня занятости и безработицы;

· изучение состава занятых и безработных по разным признакам (полу, возрасту, отраслям и секторам экономики, по регионам страны и т. д.) с целью регулирования рынка труда, разработки программ по повышению уровня занятости, трудоустройству безработных, их профессиональной переподготовке и т. д.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом всё большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного обмена было вовлечено 64 страны, то в конце ХХ столетия – более 100. Различают безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции.


В Российской Федерации работают около 1,8 млн легальных иностранных рабочих из стран ближнего и дальнего зарубежья.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в центры мировой иммиграции (США и Западная Европа) были Индия, Пакистан и Египет.


С начала 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России и стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов, с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику квалифицированные кадры с целью экономии средств на их подготовку.

Читайте также: