Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Однако термин музыкальная драматургия, связанный с многогранным раскрытием музыкальных образов, используют и дли характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Главное в музыке, так же как и в жизни, — развитие. Подобно тому как год от года меняется внутренний мир человека (не говоря уже о внешности), так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ошущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится все более развернутой, распетой.

  • Вспомните русские народные песни разных жанров: колыбельную, хороводную, протяжную лирическую. Спойте и сравните мелодии этих песен. Как они развиваются? Меняется ли интонация при повторениях мелодии, если да. то как?
  • Сравните особенности построения народных мелодий и орнамент. Что их объединяет?
  • Спойте одну из песен о Родине. Продумайте ее исполнительский план. Какие изменения вы внесете в характер звучания разных куплетов?
  • Вспомните сочинения, написанные в форме рондо. Какую роль играет повтор в мелодии рефрена, а какую - в построении рондо в целом?


Более значительные изменения, при которых вместо целой мелолии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива. повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения. Вряд ли найдется музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция.

Имитация (от лат. immitatio — подражание) - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приемом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка.

ВложениеРазмер
dva_napravleniya_muzykalnoy_kultury.doc 79.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема 2 раздела: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Рыц Татьяна Геннадьевна

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Два направления музыкальной культуры.

Духовная (религиозная) музыка. Светская музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного . Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал . Инструментальная и вокальная светская музыка.

Линии сопоставления музыки:

- Фрагмент из реквиема В.А. Моцарта;

Планируемые результаты учащегося

- Проверяет домашнее задание.

- Определяет тему урока.

- Называет цели-результаты учащихся на конец урока.

- К каким жанрам музыкального искусства относится понятие музыкального драматургия (опера, балет, оратория, оперетта, мюзикл, музыкальный кинофильм).

- В чем проявляются закономерности музыкальной драматургии? (с.84)

- Каким образом проявляется развитие в музыкальном произведении? (через что?): через изменение тем, интонаций, мелодии.

- Назовите главный принцип развития музыки (с.85).

- Приведите примеры принципа повторения (с. 85) .

Принцип варьирования (изменение)

Способ развития музыки, чаще всего встречающийся в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации (здесь композиторами испльзуется контрданс — деревенский танец )

Принцип имитации (подражание)

повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Часто используется в народном хоровом музицировании, а также в различных формах полифонии — канонах, фугах.

Принцип секвенции (следование)

перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создает ощущение движения

  1. Работает с текстом индивидуально . Находит ключевые моменты в тексте, отвечает на вопросы учителя.

Произведения в форме фуги:

- Вальс № 10 си-минор, Ф. Шопен;

- Баллада № 1 соль-минор, Ф. Шопен.

Вводит в тему урока.

- Объясните понятия духовная и светская музыка .

- Выделите особенности данных понятий в таблице.

1. Духовная музыка. с. 88

Восточная православная церковь

Западная католическая церковь

Целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов

Литургия, и всенощная, венчание и молебен.

Месса, реквием, страсти, кантаты

В основе знаменный распев – это…

В основе хорал – это многоголосное пение в сопровождение органа или оркестра

Произведения С.С. Рахманинова, М. Березовского

Березовский чаще всего писал музыку для хора a capella

Произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Шуберт

Бах чаще всего писал музыку для органа и хора

Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие

2. Светская музыка –музыка, свободная от церковного влияния . С. 90

- В 16 в. развивается камерная музыка (от лат. комната). Вокальная или инструментальная светская музыка, написанная для небольшого состава исполнителей.

- Два вида: народно-песенная и танцевальная музыка

- Венские композиторы-классики – Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.

- Классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.

- формирование этических чувств эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

- изучает и сравнивает различные принципы развития музыки;

- определяет понятия, обобщает, устанавливает аналогии;

- осмысленно читает и разбирает текст.

- наблюдает за развитием творческого интереса учащегося, создает благоприятные условия для работы.

- удерживает цели на протяжении урока.

- контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

- владеет основами самоконтроля и самооценки;

- размышляет, рассуждает и делает выводы.

- создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу.

- отслеживает самоконтроль учащихся;

- предлагает самостоятельно оценить свою деятельность на уроке (группы оценивают друг друга);

- работает в группе, осуществляет информационную, познавательную и практическую деятельность.

- формулирует полные ответы на вопросы.

- дает задание группам, отслеживает работу.

- выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы;

- совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

Домашнее задание: знать наизусть понятия темы.

Выполнить задание на выбор:

1 вариант: Найдите в Интернете репродукции картин, созвучные музыке религиозной традиции. Узнайте, на какие сюжеты написаны эти картины.

2 вариант: Составьте программу концерта камерной музыки. Подготовьте тексты для ведущий этих концертов с информацией о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях".

Музыка в 7 классе. "Симфоническая музыка"

Презентация по теме "Симфоническая музыка" в 7 классе.


Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке".

урок в 6 классе "Космический пейзаж.Образы камерной и симфонической музыки".

На уроке учащиеся знакомились с музыкой симфонической и электронной, в которой композиторы Ч. Айвз и Э. Артемьев каждый по своему, представляли музыку космоса.


В материале данного урока идёт раскрытие характерных особенностей и способов изображения юмора в музыке.


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Презентация составлена для дистанционного обучения. Для программы Музыка 7 класс, Критская, Сергеева. Материал подробный, что позволяет сэкономить время на чтении учебника. В задании к презентации - с.

Итоговый тест 7 класс по теме: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки"

Тест составлен по принципу "забегания вперед и возвращения к пройденному". Основная цель - установить степень усвоения определенного материала.

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки . Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.

Урок музыки 7 класс. Музыкальная драматургия.

Цель: закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация; анализ музыкальных эпизодов.

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ классической музыки;
  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
  • развивать умение анализировать произведение.

· формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке.

Ход урока.

1.Организационный момент (2 минуты)

П: Здравствуйте ребята. Подготовимся к уроку, достаём тетради.

2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

П: Ребята, давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности?

Д: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика, регистр.

П: Верно. Для чего существуют средства музыкальной выразительности?

Д: Отвечают на вопрос.

3.Изучение нового материала. (15 минут)

П : Прочтите тему (музыкальная драматургия), давайте разберёмся, что такое драматургия, от слова драма?

П: О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин музыкальная драматургия используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставления по принципу сходства или различия.

П: Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.

Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространённых способов развития музыки является повтор.

Повтор - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности.

В повторах ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.

Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - варьирование.

Варьировать (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.

Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

Прокофьев – Мимолётности №1

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой.

В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Гендель – Сюита №7 G moll . Пасскалия. (секвенция)

Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу различия. Главной составляющей этого принципа является контраст.

Контраст – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

П: Перечислите известные вам музыкальные контрасты?

Д: Мелодия ритм, лад, темп, регистр, динамика, гармония, звуковедение (штрих)

П: Прослушаем пример произведение, где чётко слышны музыкальные контрасты.

Рахманинов – симфония №1 d moll

4.Распевка. (3 минуты)

Поставить палец перед губами, представляя, что палец это свеча. Делаем глубокий вдох, и выдыхаем очень медленно, как бы дуя на свечу так, чтоб она не погасла.


5.Вокально-хоровая работа (10 минут)

Текст песни.

Кино идет -
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь -
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май.
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!

Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся.

В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых -
И рядовых,
И офицеров.

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.

6.Рефлексия (5 минут) .

П: Давайте подведём итог урока.

- Что такое музыкальная драматургия?

- Способы музыкального развития?

- По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (сходство и различие)

7.Домашнее задание (2 минуты)

П: пояснение: почему композитор применил именно этот способ музыкального развития(варьирование), что отображает эта музыка? благодаря каким средствам музыкальной выразительности.

Читайте также: