Основы искусства чтения конспект

Обновлено: 03.07.2024

Выразительное чтение - искусство художественного чтения в условиях школы. Значение выразительного чтения в формировании мировоззрения, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Пути развития методики выразительного чтения в русской дореволюционной и советской школе. Главное средство выразительности речи и чтения - интонация. Интонация как результат проявления в речи мышления, чувств, волевой направленности говорящего. К.С. Станиславский о работе над словом. Воображение, подтекст, исполнительские задачи, словесное действие. Логическая пауза, ударение, мелодия и их роль в передаче мыслей автора.

Техника речи. Голос, дыхание, речь. Значение речевой техники для речи и выразительного чтения учителя-словесника. Качество голоса: диапазон, гибкость, тембр, дикция.

Тема 2. Из истории искусства чтения.

Истоки современного искусства чтения - народные сказители, чтецы-писатели, чтецы-актеры. «Салонное чтение 18 века. А.С. Пушкин - основоположник авторского профессионального чтения. Н.В. Гоголь - чтец-актер. А.Я. Закушняк - основоположник профессионального искусства чтения в России. Развитие искусства чтения в России первой половины XX века. Современное искусство чтения.

Тема 3. Выразительное чтение на уроках литературы.

Требования к выразительному чтению учащихся: понимание идейно-художественного содержания произведения, четкая передача мыслей автора, выявление своего отношения к читаемому, четкость и правильность произношения, умение пользоваться своим голосом.

Выразительное чтение учителя как средство раскрытия учащимся смысла изображенных в произведении явлений жизни, как предварительный этап работы по изучению содержания текста. Связь учительского чтения с дальнейшим изучением произведения - беседой о прочитанном, углубляющий понимание учащимися смысла произведения, характера героев, изображенных картин, событий, деталей, их взаимосвязи, особенностей построения произведения, его языка. Выразительное чтение учителя в старших классах в системе анализа отдельных произведений и изучения творчества писателя. Принцип отбора для чтения в классе отдельных сцен и фрагментов из целого произведения: выбор ключевых эпизодов и сцен, заключающих в себе наиболее характерные особенности образа, развитие содержания, постановки проблемы. Выявление через них идейно-тематических линий произведения.

Тема 4. Внеклассные занятия выразительным чтением.

Специфика внеклассных занятий выразительным чтением. Внеклассная работа -часть школьного курса литературы, помогающая организовать творческую деятельность учащихся, содействующая их эстетическому и нравственному воспитанию.

Разнообразные формы внеклассной работы, направленные на совершенствование знаний учащихся по литературе: драмкружок, кружок художественного слова, поэтический клуб, диспуты, тематические вечера, конкурсы чтецов, фестивали и другие. Принципы отбора произведений для исполнения учащимися. Подготовка выступлений учащихся на школьных смотрах, конкурсах, вечерах.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1, 2. Техника речи.

1. Дыхание, дикция, голос.

3. Сила, диапазон, гибкость голоса, темп речи.

Тема 3. Партитура текста.

Определение понятия: партитурные знаки.

Знакомство с условными знаками партитуры текста.

Тренировочные упражнения: разметка речевых тактов в тексте.

Тема 4. Подготовка художественного произведения к исполнению.

Роль воображения, создаваемого подтекста.

Выявление в чтении своего отношения к изображенной автором действительности.

Работа над партитурой текста.

Тема 5,6. Выразительное чтение в системе анализа сказки.

1. Сказка - один из основных жанров устного народного творчества.

2. Жанровая классификация сказок.

3. Классификация сказочных образов.

а). Определение исполнительской задачи.

б). Определение логических пауз и ударений.

в). Интонационные особенности текста.

г). Особенности художественного рассказывания: эмоциональность, воображение; видение текста; темп, дикция, гибкость голоса, звуковая структура сказки, тональность.

Тема 7. Выразительное чтение в системе изучения басни.

1. Басня - жанр дидактической литературы с традиционным кругом сюжетов, образов, мотивов, морализаторским выводом.

а). Определение исполнительской задачи;

б). Видение события и воображаемое участие в нем исполнителя, основной принцип художественного прочтения басни;

в). Ритм и рифмовка басни;

г). Интонационное богатство басен;

Тема 8. Выразительное чтение в системе изучения былины.

1. Былина - жанр русского фольклора.

2. Образы богатырей, воплотившие народные идеалы.

а). Определение исполнительской задачи;

б). Речитатив (полунапев) - основной способ воспроизведения былинного стиха;

в). Подвижность логического ударения в былине;

г). Леймическая пауза в былине;

д). Интонирование былинного стиха (принцип равнодлительности в былине).

Тема 9. Выразительное чтение при изучении прозаического произведения.

а). Определение исполнительской задачи на основе выяснения идейного замысла автора;

б). Логические паузы, ударения, тональность, интонирование;

в). Выявление подтекста отрывка;

г). Передача смыслового значения знаков препинания;

д). Определение типа воображения на примере отдельных частей текста.

Тема 10. Выразительное чтение при изучении лирических произведений.

а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;

б). Разбивка текста на строфы;

в). Определение речевых звеньев в строфе;

г). Интонационная передача текста;

д). Выявление особенностей стихотворной речи (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация, цезура; е). Партитура текста.

Тема 11. Выразительное чтение при изучении лиро-эпических произведений.

а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;

б). Разбивка текста на строфы;

в). Определение речевых звеньев в строфе;

г). Выявление особенностей стихотворной речи (рифма, цезура, пауза, ритмическая организация.

д). Партитура текста.

Тема 12. Выразительное чтение при изучении драматургических произведений.

1. Драматическое произведение как основа сценического действия.

а). Определение исполнительской задачи; .

б). Передача чтецом диалогической речи (диалог персонажа-автора со сценическими партнерами);

в). Передача чтецом монологической речи (апелляция чтеца к зрителям);

г). Роль коллективного прочтения отрывка пьесы по ролям.

3. Отличие чтения драматургических произведений от исполнения прозы.

Тема 13, 14. Роль выразительного чтения в организации внеклассной работы по литературе.

1. Формы внеклассной работы по литературе.

3. Подбор материала и составление программы литературно-музыкальной композиции по творчеству одного из писателей (поэтов). Апробация фрагмента программы.

4. Разработка программы занятий кружка по выразительному чтению.

5. Анализ предложенных материалов студентами группы.

Примечание: выполнение заданий можно осуществлять по группам, состоящим из нескольких человек.

4. ТРЕБОВАНИЯ К НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ

Выразительное чтение активизирует художественное восприятие литературных произведений, поскольку такое восприятие осуществляется в процессе исполнительского анализа, требующего достаточно глубокого и творческого освоения явлений литературы.

Главная задача преподавателя, обучающего студентов выразительному чтению, - подготовить их к осмысленному, творческому прочтению произведения, используя те природные данные, которые уже есть у каждого, добиться правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове.

Выразительное чтение – это не только интонационно правильное озвучивание текста (паузы, логические ударения, движение тона), это исполнительское искусство, это художественное чтение. При работе над произведениями художественной литературы оно служит целям углубленного их изучения и эстетического воздействия на воображение и чувства, как школьников, так и студентов.

Выразительное чтение – это особая ступень в овладении исполнительским искусством, поскольку связано с умением передавать в живой речи мысли, образы и чувства автора. В вузе она характеризуется высоким уровнем и глубиной навыков и умений. Поскольку обучение выразительному чтению – необходимая часть системы профессиональной подготовки учителя-словесника, занятия им – это путь выработки навыков и умений, которые связаны с образовательными и познавательными задачами. Студент должен вырабатывать, формировать, закреплять навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развития способности литературно-критического анализа, творческого отношения к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове.

Овладевая выразительным чтением как искусством художественного слова в условиях школы, студенты должны сформировать навыки и умения действовать словом в процессе общения со слушателями. Так как умение воздействовать на аудиторию словом имеет важное значение в педагогической деятельности, в процессе занятий выразительным чтением студенты должны развивать общепедагогические и методические навыки и умения: активное действие словом, общение с аудиторией, умение удерживать внимание слушателей, владение собой. Выразительное чтение закрепляет навыки владения будущими учителями родным языком, его лексическим, синтаксическим, стилистическим и интонационным богатством.

Студенты должны владеть знаниями теории и истории искусства чтения, применять теоретические положения на конкретных текстах в период их подготовки к художественному чтению, показывать навыки и умения выразительного чтения на практике.

Студенты должны совершенствовать технические навыки устной речи и чтения (дыхание, дикцию, голос); навыки звуковой технической и смысловой выразительности речи. В связи с этим студенты должны целенаправленно работать над закреплением навыков глубокого равномерного дыхания, чистоты произносимых звуков, вокальности звучания голоса, ритмичности, мелодической гибкости. Студенты должны самостоятельно овладеть тренировочным комплексом специальных упражнений, предложенных преподавателем, направленных на выработку указанных навыков и умений. При выполнении упражнений студенты должны направлять усилия на совершенствование качества произношения звуков: хорошей их слышимости, четкости, чистоты их произношения. навыки правильного дыхания, хорошего звучания голоса, четкого произношения звуков следует тренировать одновременно при выполнении любых речевых упражнений.

Упражнения по технике речи должны выполняться систематически.

Формирование и закрепление указанных навыков и умений будет способствовать наиболее полному эстетическому восприятию художественного произведения, что является важной основой выразительного чтения.

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

(очное и заочное обучение)

а) Рубежный (текущий) контроль

Письменная работа № 1

Цель работы: Проверить овладение навыками самостоятельной подготовки к выразительному чтению басни и былины.

Задание 2. В самостоятельно выбранном тексте былины найдите примеры переноса ударения с предмета на эпитет. Произведите тренировочные упражнения по 1 и 2 заданиям.

Письменная работа № 2

Цель работы: проверить овладение навыками самостоятельной работы над партитурой текста

Письменная работа № 3

Цель работы: проверить овладение навыками анализа художественного текста и выразительности чтения.

Письменная работа № 4

Цель работы: проверить понимание студентами специфики внеклассной работы по выразительному чтению.

Задание 2. Составить программу литературно-музыкального вечера по творчеству одного из писателей (поэтов).

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

. выразительного чтения . по отношению к проблемам культуры. Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную и культурно- просветительскую, научно-методическую . Практикум по педагогической . учебно- методическим комплексом; планирование и проведение учебных .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Искусство выразительного чтения

Грезнева Ольга Васильевна,

педагог дополнительного образования

г.Балашов Саратовской области

Художественное чтение – искусство, искусство исполнительское. На основе литературного материала чтец должен создать новое художественное произведение. Основная задача чтеца-художника – передать живую мысль в прочувственных образах искусства, воздействовать на ум, чувства и волю слушателей. Заинтересовать, побудить к самостоятельному прочтению художественных произведений. Это особенно актуально сейчас, когда падает интерес к чтению.

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказали в 30-е годы 19 столетия А. С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Они являлись основоположниками публичных чтений. Авторами книг, в которых освещались законы искусства чтения, были В. П. Острогорский, П. Д. Боборыкин, Д. Д. Семенов и Д. Д. Коровяков.В 20-30-е годы двадцатого века художественное чтение развилось как самостоятельный вид искусства. Актеры А.Закушняк, В.Яхонтов, В.Сережников сыграли большую роль в развитии художественного чтения. Значительный вклад внесли работы Артоболевского и Рыбниковой.

Для овладения основами искусства художественного чтения существуют специальные выразительные средства. Выделяют две группы выразительных средств: вербальные (речь: интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, позы и жесты

Вербальные средства:

Что же такое интонация? В любом высказывании или части его можно различить следующие компоненты:

· силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях.

· направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты.

· скорость, определяющую темп ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах).

· тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, ее звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны между собой и реально существуют в единстве.

2. Ударение – компонент интонации.

Очень важными для освоения интонационной системы русского языка являются фразовые и логические ударения. Поэтому в любом предложении одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Существует несколько правил постановки логического ударения: )

· Логическое ударение выделяет наиболее важные слова во фразе;

· Вводя новое понятие в высказывание, выделяют его логическим ударением, чтобы привлечь к нему внимание;

· Логическое ударение падает на слова, содержащие противопоставление;

· Логическое ударение падает на каждое из перечисляемых слов в предложениях с однородными членами;

· Логическое ударение падает на слова, выражающие вопрос;

· При сочетаниях прилагательного с существительным (если нет противопоставления) логическое ударение ставится на существительном.

Не рекомендуется перегружать текст логическими ударениями, так как в этом случае речь плохо воспринимается.

Таким образом, постановка ударения подчиняется определенным правилам, обязательным для всех пользующихся литературным языком. Трудно считать выразительной речь, в которой эти нормы не соблюдаются.

3. Пауза, темп и ритм.

Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый.

Ритм – понятие, связанное с интенсивностью, напряженностью мысли и чувств. Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Ритм речи требует приятного выразительного разнообразия - паузировки. Ритм нужно уметь чувствовать и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление. Поэтому, при подготовке текста литературного произведения к чтению следует учесть, что живая речь постоянно меняет свой темпоритм, от темпоритма и зависят паузы.

3. Мелодика речи.

Для художественного слова вопрос мелодики речи неизмеримо важен. Он связан не только с красотой произношения, с музыкальностью фразировки, но и с моральной стороной общения со слушателем. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз. Мелодика придает речи певучесть, нежность, гибкость. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм:

· Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение.

· Нисходящая форма – с понижением голоса к концу.

· Восходящая форма – с повышением голоса к концу.

· Монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса.

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания. Здесь говорится о знаках препинания, которые выражают ритмомелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях. Но есть и такие знаки препинания, которые служат для обозначения грамматического строя предложения.

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. Хороший тембр – это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. Такое звучание – результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок гортани, полостей рта и носа. Пожалуй, невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения.

Как же определить нужную окраску при передачи содержания текста? Только посредством анализа. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения.

Таким образом, тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимости от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают различной силой воздействия, различной способностью вызывать те или иные чувств, так и самая гармония человеческого голоса может порождать те же переживания.

Б. Невербальные средства.

Невербальные средства способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумывать. Выбор невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникшего в связи с восприятием и осмыслением текста.

Жест – телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речи. В процессе речи чтец использует жест в случаях, когда ему надо раскрыть существенные черты изображаемой жизни. Речь без жеста так же нелепа, как текст без знаков препинания, но если сами точки и запятые не могут заменить слова, то жест и, в частности, язык рук может обойтись без слова. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающихся в глаза жесты. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.

Существуют правила жестикуляции, которые и следует соблюдать:

· Жесты должны быть непроизвольные, то есть прибегать к жесту надо по мере ощущения потребности в нем. Не надо подавлять в себе импульса жестикуляции, но и не надо использовать механические жесты, так как это отягощает речь и чтение.

· Не злоупотреблять жестами и помнить, что чрезмерная жестикуляция не помогает, а мешает чтецу.

· Жесты должны быть сдержанными, но выразительными. Но не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

· Жесты должны быть мотивированными, отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

· Всеми этими правилами следует овладевать во время ряда упражнений, а во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда не начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

Существуют также и виды жестов:

· Выразительные жесты, которые наиболее употребительны чтецом. Напряженность, длительность, размах рук подчеркивает эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и так далее.

· Описательные жесты. Равным образом при их помощи можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова.

· Указательные жесты – самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

· Подражательные жесты. Часто используются при чтении, так как именно они, помогают перевоплощаться чтецу в того или иного героя художественного произведения.

Наиболее ценным считается жест психологический, связанный с переживанием самого чтеца, с его мыслями, с выражением отношения чтеца к изображаемому. Психологический жест связан с раскрытием подтекста. Он может быть применен на месте психологической паузы; цель его – мобилизовать внимание слушателя, предупредить о значительности того, о чем сообщается, убедить, подчеркнуть сказанное. Таким образом, жесты являются естественным дополнением мыслей, чувств и переживаний чтеца.

Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслительной деятельностью и чувствами чтеца. Мимика оживляет речь, делает ее более зримой, психологичной. Она не может быть формальной и показной, как и жест, - она должна быть содержательна и эмоциональна.

Мимикой нужно уметь пользоваться, то есть произнося фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, чтец должен наблюдать за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие. Мимика должна быть естественной, выражающей действительное душевное состояние чтеца. Чтец не должен нарочито хмурить брови, полуприкрывать или широко раскрывать глаза, не следует ему обращать свой взор в одно лицо, как бы гипнотизируя его, также не должен гримасничать и прибегать к другим нарочитым средствам, то есть все в облике чтеца должно быть естественно.

Таким образом, поза, жест и мимика – есть наглядное выявление мысли. Вот почему проникновение в тему предстоящего чтения художественного произведения подготовит и определит его логическую мотивировку. Жест, мимика и поза выразительны и активно дополняют звучащую речь, делая ее содержание более понятным и более впечатляющим. Необходимо дорожить языком чувств и умело пользоваться им.


Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих. Несмотря на то что чтец, передавая написанное, ничего не добавляет от себя и может допустить по отношению к задумке автора только голосовые импровизации, от того, как он отнесется к своей задаче, зависит очень многое, и прежде всего то, как автор будет понят слушателем.

Понятие и основные принципы художественного чтения

В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

Мужчина выходит из-за кулис

Художественное чтение - это искусство

Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.

Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.

Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.

Микрофон перед пустым залом

Устные средства выразительного чтения

Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.

Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:

Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.

Невербальные средства художественного чтения

Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.

Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:

Публичное выступление

Важные условия для совершенствования устной речи

Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом - исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:

  • чтение скороговорок;
  • дыхательные упражнения;
  • запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.

Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.

Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.

Девушка в библиотеке

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Чтение педагогическое

Целью художественного чтения на любом этапе воспитания и обучения ребенка является приобщение его к эстетическому и гуманному миру литературы. Чтобы донести до ученика смысл произведения и красоту слога, уникального для каждой книги, педагог должен сам быть страстным поклонником печатного слова и гореть идеей воплощения сухого текста в живую речь.

Однако, в отличие от актера разговорного жанра, свободного в выборе темы для своего выступления, педагогу приходится иметь дело с ограниченным списком литературы, одобренным программой и рассчитанным на определенную возрастную категорию слушателя. Преподношение учителем произведения никогда не носит характер непрерывного прочтения текста, но обязательно содержит паузы, во время которых разъясняются сложные моменты действий, анализируются поступки и поведение героев.

Урок в школе

Выразительное чтение в средней группе детского сада

В 5-летнем возрасте ребенок уже не просто улавливает эмоциональный фон читаемой ему сказки, но и может искренне переживать за героев, выделять среди них положительных и отрицательных персонажей. Тексты для художественного чтения в средней группе подбираются содержательные, с большим количеством действующих лиц, каждое из которых играет в произведении характерную для него роль (заяц-трусишка, хитрая лиса, злой волк).

Воспитателю важно голосовыми модуляциями подчеркнуть индивидуальность каждого героя, сделать его запоминающимся. Большую роль в том, чтобы возбудить интерес детей к произведению, играют грамотно подобранные темп и ритм чтения, соблюдение логических акцентов и выразительных пауз. Те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание детей, воспитатель прочитывает медленно и внушительно, а эпизодические моменты проговаривает своим обычным голосом и чуть быстрее разговорного темпа.

При подготовке к занятию воспитатель должен заранее разобрать текст, пометив те слова или словоформы, которые будут трудны для понимания аудиторией. Грамотная подача сложных слов, сопровождаемая жестикуляцией и мимикой, поможет детям уловить смысл незнакомых выражений и даже высказать свои предположения об их значении.

Мама с ребенком

Программные задачи для дошкольников

В подготовительной группе детского сада воспитатель продолжает знакомить детей с малой художественной прозой, закрепляя в памяти дошкольников такие понятия, как считалка, пословица, поговорка, сказка, скороговорка, рассказ. Уделяется достаточно времени изучению структуры и оформлению книги: что такое оглавление? Иллюстрация? Как обозначаются главы, страницы?

Занятие по чтению

Выразительное чтение в подготовительной группе

Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой. Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:

  • в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
  • ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
  • стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
  • читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения

Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли.

Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.


Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.

В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.

Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.

I. Общие советы

Общие советы по выбору книг:

Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.

Плохое чтение может навредить:

В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:

Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.

Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.

Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.

Необходимые условия для правильного чтения:

1) Наличие известных способностей.

2) Отсутствие дурных навыков в чтении.

Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.

1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;

2) ослабление внимания.

Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.

Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.

Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.

Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.

II. Чтение

Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.

Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.

Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.

Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.

Величайшая помеха при чтении - читать с наименьшим усилием, с наименьшим напряжением мысли и воображения. Даже если в остальном человек трудолюбив и готов зазубривать страницы – нельзя избегать анализировать, доказывать, проверять.

Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.

Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.

Главные группы целей чтения:

А) Убить время; Б) Отвлечься от неприятных мыслей В) Развлечься; Г) Чтобы заснуть; и т.п.

Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.

Способы чтения распадаются на группы, главные из них:

Вторая группа. (названия не совсем точные)

Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т.д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т.д.

Поверхностное чтение. Углублённое чтение.

Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.

III. Проработка и отработка книги

Работа над книгой состоит:

Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.

В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.

Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:

1) сосредоточиваться на том, что читаешь;

4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:

5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.

Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.

Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.

Два основных пути к проработке книги.

1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.

Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.

2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.

В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:

Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.

Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.

Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.

Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:

1) книга должна быть правильно и отчётливо понята;

3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.

Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!

Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.

Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.

Останавливаться на интересных мыслях, подумать о них, прислушаться к новым мыслям, на которые первая нас наведёт, - вот элементарный случай продумывания.

Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.

При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?

Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.

Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.

Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.

Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.

При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.

После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.

Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.

IV. Освоение книги

Доказательства. В каждом есть три части:

1) Тезис – та мысль, которая доказывается.

2) Аргументы – основания в поддержку тезиса.

3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.

Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.

Понять доказательство – понять связь этих частей.

Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.

Для овладения книги нужно:

А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.

Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.

В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.

Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.

Изучайте чертежи и рисунки в книге, это полезно.

Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.

Для написания конспекта надо:

1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.

Как это будет сделано – зависит от условий:

а) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;

Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.

Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.

Работа над конспектом имеет две стороны.

Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.

1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.

Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.

При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:

К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.

Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т.п. Суть:

Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т.п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т.д., с указанием, где они встречались.

При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.

Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.

Заповеди читателя.

1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.

Б. При чтении для образования:

2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.

6. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.

8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

12. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

13. Чужую критику на книгу читай после книги.

14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

В. О выборе книг для самообразования:

1. Читай хотя бы немного, но основательно.

2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.

3. Читай самое лучшее, что можно достать.

4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).

Послесловие

Если вы не ставите себе цель убить энтузиазм в зачатке, то прошу избегайте резких высказываний, я довольно впечатлительный.

Читайте также: