Определение 5 класс разумовская конспект
Обновлено: 03.07.2024
Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема: Определение.
Планируемые результаты:
· Личностные: осознать выразительную и эстетическую функцию определений в речи
· Метапредметные: уметь совершенствовать текст, вводя в него определения-эпитеты
· Предметные: усвоить понятие определения; уметь находить определения в предложении, указывать среди них эпитеты; вводить определения в текст, учитывая грамматические и лексические нормы.
Тип урока: освоение новых знаний
Оборудование: учебник ( «Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.П.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013) , карточки, запись на доске, презентация.
- Оргмомент и мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Постановка целей
- Усвоение нового
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с проверкой по образцу
- Постановка новой проблемной ситуации и подготовка к выполнению домашнего задания
- Рефлексия
На уроке используется наглядность: фотографии птиц и их пение, используются задания проблемного характера, что должно повысить интерес учащихся к уроку.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 5 классе по теме:
УМК М.М. Разумовской.
Выполнила учитель русского языка и литературы
Колисниченко О.Н.
Северской МБОУСОШ №44
Северская, 2015г.
Тип урока : комбинированный
Цель : знакомство с определением как второстепенным членом предложения.
Задачи :
Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;
Научить видеть определения в речи;
Воспитание речевой культуры;
Воспитание любви к родному языку.
Развитие лингвистического чутья.
Формы работы : фронтальная и индивидуальная.
Виды работы : работа с презентацией, взаимопроверка, чтение научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.
Организационный момент.
Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.
Проверка домашнего задания.
На данной схеме представлена таблица по главным членам.
- Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?
- Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что делаю? и т.д.?
- А на какие вопросы отвечает подлежащее?
- С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках? На какие вопросы он отвечает?
Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила из п. 57, №№ 452, 453).
Слайд 2. Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли правильно сделала она.
Слайд 3 . Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он сделал это упражнение?
Актуализация субъективного опыта учащихся.
На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:
- Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).
- На какие вопросы она отвечает?
- Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру, величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).
Выполним небольшое задание ( Слайд 4 ). Из данных слов образуйте словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они выражены.
- Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж прилагательного зависят от существительного).
- Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные (какая? какой? чей?).
- Какой тип связи между словами в данном словосочетании?
Изучение новых знаний и способов деятельности.
Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:
- Слайд 5 . Итак, как называется новый второстепенный член, с которым мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради.
- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)
-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.
- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.
- По каким качествам может характеризовать предмет определение? (цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).
- Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения, анализе литературного текста, в комплиментах).
Первичная проверка понимания изученного.
Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном задании? (списать, подчеркнуть грамматическую основу, затем второстепенный член, который распространяет подлежащее).
Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.
Слайд 8 .
Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с эпитетами.
Во втором предложении несколько определений. Первое выражено неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением, третье – прилагательным. Опять-таки бедный значит нищий, вновь имеем дело с эпитетом.
Третье предложение – всё просто.
Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.
Закрепление изученного.
Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный синтаксический разбор четвёртого предложения.
Информация о домашнем задании.
Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это задание 1, оно выполняется письменно. Слайд 9 .
Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется, прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними. Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о роли определений в предложении. Определить, какие из них являются эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.
Контроль и самоконтроль.
Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.
В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.
Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик. Например:
В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта ответа, чем может быть выражено определения в предложении.
Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения являются определениями.
В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!) определения.
В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении нет ни одного определения.
В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и определение, и дополнение.
По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.
Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.
Цели урока: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.
Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
На уроке используется ИКТ.
Продолжительность урока: академический час (45 мин)
Ход урока.
Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)
2.Этап проверки домашнего задания.
- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?
Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.
Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
- Грамматическая основа предложения – это …
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Что такое дополнение?
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?
2) Синтаксический разбор предложения.
Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)
После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.
2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.
3. Этап целеполагания.
1) Проблемная ситуация.
А теперь подчеркните в данном предложении определение.
Почему не получилось?
2) Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)
3) Постановка учебных задач.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)
4. Этап усвоения нового материала.
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)
2) Работа с предложением.
- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)
- Слово “скупо” будет определением?
- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?
3. Подведение итога.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)
4. Работа по учебнику.
УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей.
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)
- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?
- Какую роль выполняют определения в речи?
5. Этап закрепления.
1. Творческое задание.
- Прочитайте текст. (Слайд № 22)
Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)
- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)
- Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
- Справились ли мы с поставленными задачами?
- Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
- А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)
- В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие задания были для вас трудными?
3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)
-А теперь подчеркните в данном предложении определение.
-Почему не получилось?
2) Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
- узнать, что называется определением.
- научиться находить определение в тексте;
- выяснить, для чего нужны определения
3)Диалог с классом
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доске составляем схему)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
Определение
Отвечает на вопросы
Какой? Чей? Который?
- Всё ли мы узнали об определении? (нет)
Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы
Регулятивные УУД. 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание
II.Этап закрепления нового знания.
1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.
Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?
Выпишите из текста эпитеты вместе
с определяемыми словами.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Виды УУД: познавательные, коммуникативные.
2)Работа в парах. Карточка с текстом. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.
Хорошо в …сеннем л…су!
На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.
Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.
Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.
Виды УУД: познавательные, регулятивные
3) Составьте предложение.
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр
выстлала
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение
- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Должно получиться предложение:
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
- выполнить синтаксический разбор предложения.
Виды УУД: познавательные, регулятивные.
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей.
- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения.
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)
Вот вы справились и с 3-ей задачей.
Виды УУД: регулятивные, коммуникативные.
III. Этап подведения итога урока
-Что мы делали на уроке?
- Как мы изучали новую тему?
– Для чего мы это делали?
Белая берёзка
На пушистых ветках
Снежною каймой
Белой бахромой
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Новым серебром.
- Прочитайте текст ознакомительным чтением. Докажите, что данный текст относится к художественному стилю.
Читайте также: