Определение 5 класс разумовская конспект

Обновлено: 03.07.2024

Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема: Определение.

Планируемые результаты:

· Личностные: осознать выразительную и эстетическую функцию определений в речи

· Метапредметные: уметь совершенствовать текст, вводя в него определения-эпитеты

· Предметные: усвоить понятие определения; уметь находить определения в предложении, указывать среди них эпитеты; вводить определения в текст, учитывая грамматические и лексические нормы.

Тип урока: освоение новых знаний

Оборудование: учебник ( «Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.П.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013) , карточки, запись на доске, презентация.

  • Оргмомент и мотивация
  • Актуализация опорных знаний
  • Постановка целей
  • Усвоение нового
  • Первичное закрепление
  • Самостоятельная работа с проверкой по образцу
  • Постановка новой проблемной ситуации и подготовка к выполнению домашнего задания
  • Рефлексия

На уроке используется наглядность: фотографии птиц и их пение, используются задания проблемного характера, что должно повысить интерес учащихся к уроку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе по теме:

УМК М.М. Разумовской.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Колисниченко О.Н.

Северской МБОУСОШ №44

Северская, 2015г.

Тип урока : комбинированный

Цель : знакомство с определением как второстепенным членом предложения.

Задачи :

Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;

Научить видеть определения в речи;

Воспитание речевой культуры;

Воспитание любви к родному языку.

Развитие лингвистического чутья.

Формы работы : фронтальная и индивидуальная.

Виды работы : работа с презентацией, взаимопроверка, чтение научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.

Организационный момент.

Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.

Проверка домашнего задания.

hello_html_4bcacb46.jpg

На данной схеме представлена таблица по главным членам.

- Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?

- Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что делаю? и т.д.?

- А на какие вопросы отвечает подлежащее?

- С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках? На какие вопросы он отвечает?

hello_html_m4474e24d.jpg

Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила из п. 57, №№ 452, 453).

Слайд 2. Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли правильно сделала она.

hello_html_m6ee0f35.jpg

Слайд 3 . Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он сделал это упражнение?

hello_html_m21c25f2a.jpg

Актуализация субъективного опыта учащихся.

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:

- Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).

- На какие вопросы она отвечает?

- Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру, величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).

Выполним небольшое задание ( Слайд 4 ). Из данных слов образуйте словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они выражены.

hello_html_m35ad707b.jpg

- Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж прилагательного зависят от существительного).

- Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные (какая? какой? чей?).

- Какой тип связи между словами в данном словосочетании?

hello_html_7b1d5c7c.jpg

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:

hello_html_m5b03e24b.jpg

- Слайд 5 . Итак, как называется новый второстепенный член, с которым мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради.

hello_html_7a0a84a9.jpg

- Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

- Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

- По каким качествам может характеризовать предмет определение? (цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).

hello_html_296e4656.jpg

- Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения, анализе литературного текста, в комплиментах).

Первичная проверка понимания изученного.

Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном задании? (списать, подчеркнуть грамматическую основу, затем второстепенный член, который распространяет подлежащее).

Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.

hello_html_m43472056.jpg

Слайд 8 .

hello_html_3027d635.jpg

Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с эпитетами.

Во втором предложении несколько определений. Первое выражено неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением, третье – прилагательным. Опять-таки бедный значит нищий, вновь имеем дело с эпитетом.

Третье предложение – всё просто.

Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.

Закрепление изученного.

Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный синтаксический разбор четвёртого предложения.

hello_html_m4a1cbc36.jpg

Информация о домашнем задании.

Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это задание 1, оно выполняется письменно. Слайд 9 .

Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется, прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними. Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о роли определений в предложении. Определить, какие из них являются эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.

Контроль и самоконтроль.

Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.

В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.

Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик. Например:

В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта ответа, чем может быть выражено определения в предложении.

Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения являются определениями.

В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!) определения.

В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении нет ни одного определения.

В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и определение, и дополнение.

По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.

Подведение итогов занятия.

Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.

Цели урока: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Продолжительность урока: академический час (45 мин)

Ход урока.

Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)

2.Этап проверки домашнего задания.

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)

После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)

- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)

4. Работа по учебнику.

УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

5. Этап закрепления.

1. Творческое задание.

- Прочитайте текст. (Слайд № 22)

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)

  • Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
  • А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)
  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
  • Что вам понравилось?
  • Какие задания были для вас трудными?

3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-А теперь подчеркните в данном предложении определение.

-Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- узнать, что называется определением.

- научиться находить определение в тексте;

- выяснить, для чего нужны определения

3)Диалог с классом

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доске составляем схему)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

Определение

Отвечает на вопросы

Какой? Чей? Который?

- Всё ли мы узнали об определении? (нет)

Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы

Регулятивные УУД. 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание

II.Этап закрепления нового знания.

1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?

Выпишите из текста эпитеты вместе

с определяемыми словами.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Виды УУД: познавательные, коммуникативные.

2)Работа в парах. Карточка с текстом. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.

Хорошо в …сеннем л…су!

На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.

Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.

Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.

Виды УУД: познавательные, регулятивные

3) Составьте предложение.

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр

выстлала

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Должно получиться предложение:

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

- выполнить синтаксический разбор предложения.

Виды УУД: познавательные, регулятивные.

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)

Вот вы справились и с 3-ей задачей.

Виды УУД: регулятивные, коммуникативные.

III. Этап подведения итога урока

-Что мы делали на уроке?

- Как мы изучали новую тему?

– Для чего мы это делали?

Белая берёзка

На пушистых ветках

Снежною каймой

Белой бахромой

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Новым серебром.

- Прочитайте текст ознакомительным чтением. Докажите, что данный текст относится к художественному стилю.

Читайте также: