Конспект урока повторение орфографии 5 класс
Обновлено: 06.07.2024
3. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка.
Морфемика– наука о языке, которая изучает словарный состав языка.
Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений.
Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.
Дополнительная литература:
1. Бондаренко М. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.
2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Язык – это многоуровневая система. Единицы языка неодинаковы по своему строению. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение и текст. Всё это изучают разные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.
Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.
Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
Гласные могут быть ударными и безударными. Например, вода́ – [вада́].
Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, могут образовывать пары звонких и глухих звуков: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Не образуют пар звонкие [л] – [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [j́']. Не образуют пар глухие [х] – [х'], [ц], [ч'], [щ'].
Согласные могут быть парными по твёрдости и мягкости. Например, [б] – [б'], [в] – [в'], [г] – [г'].
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове школа окончание -а. В слове ученики окончание -и.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например, в словах дружный, дружить корень -друж-.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: стол – стол-ик.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: грязный – не-грязный.
Основа – это часть слова без окончания.
Вспомним орфограммы в разных морфемах. Начнём, конечно, с корня.
Все безударные гласные в корне делятся на проверяемые ударением, непроверяемые ударением и чередующиеся гласные.
Слова с непроверяемыми гласными в корне – это словарные слова, например ароматный, громадный, баскетбол. Их нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к словарю.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением: чароде́й – ча́ры, хаоти́чный – ха́ос.
Корни с чередованием гласных нужно знать наизусть. Это корни -бер- – -бир-, -дер- – -дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -жег- – -жиг-, -чет- – -чит-, -блест- – -блист-.
В корнях с чередованием е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е. Слова-исключения: сочетать, сочетание, чета.
В корнях -лаг- – -лож- пишется в корне буква а, если после корня стоит суффикс -а-: полагать, положить.
В корнях -раст- – -ращ- – -рос- выбор буквы в корне зависит от конечного согласного корня. Перед ст и щ пишется буква а, перед с пишется буква о: расти, вырос, выращенный. Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Перед буквами я, ю, е, ё пишется ъ после приставок, оканчивающихся на согласную: подъём, въезд, а также в сложных словах: двухъярусный, четырехъязычный. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюга, пью.
Правописание безударных падежных окончаний существительных можно проверить ударными гласными в окончаниях тех же падежей.
Окончание -е пишется:
1) у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах: Родине (как земле́);
2) у существительных 2-го склонения в предложном падеже: о лесе (как о коне́).
Окончание -и пишется:
1) у существительных 1-го склонения в родительном падеже: дяди (как земли́);
2) у существительных 3-го склонения ткани, матери (как степи́);
3) у существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах: у акации (заканчивается на -ия).
Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос: зима (какая?) снежная. Окончание прилагательного будет таким же, как и окончание вопросительного слова.
Окончание глаголов зависит от спряжения.
Глаголы первого спряжения имеют личные окончания -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Например, думает, зеленеют.
Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Например, красит, пилят.
Все части речи изучает морфология.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для этого можно использовать также близкие по значению слова – синонимы (луна – месяц), слова с противоположным значением – антонимы (красивый – безобразный), устойчивые словосочетания – фразеологизмы (спустя рукава), а также различные пословицы (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) и поговорки (бабушка надвое сказала).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа.
В каком слове пишется разделительный ь: под. ёмный, с. ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, в. юн, раз..езд.
Перед буквами я, ю, е, ё после приставок, оканчивающихся на согласную, пишется ъ: под. ёмный, с. ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, раз..езд. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюн.
Правильный ответ: вьюн.
2. Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте слова из отрывка стихотворения.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
Горы, поток, лесу, гам, шум, громам, проворный, птичий, лесной, нагорный
Методическая разработка урока обобщения и систематизациизнаний по теме "Повторение орфографии" включает презентацию и конспект урока.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.zip | 699.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Морозова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУСОШ №1 города Фурманова
- создание условий для осознания, понимания изученной темы;
- формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.
- формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
- формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
- активизация познавательной деятельности учащихся,
- повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.
Как герой оказался в стране невыученных уроков?
Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?
Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?
ТЕМА урока Слайд 1
Что вы ждёте от урока?
Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.
Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.
А также на помощь нам придут разделы орфографии.
Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.
Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)
(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)
Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.
Письмо от Мишки.
Пришло мне письмишко,
Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?
Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму
Проверка индивидуального задания?
Взаимопроверка по ключу Слайд
- Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?
Какие орфограммы мы вспомнили?
Найдите на карточке стихотворный вариант правила.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- - О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные в корне слова).
Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:
1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.
5. Отважный. 6. Знаменитый. 7. Здешний.
Что могут рассказать о слове данные морфемы?
На какой постоянный признак глагола указывает окончание?
Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?
Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)
Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.
Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.
Какому правилу подчиняется орфограмма?
Не выучил - не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 5 классе
Учитель русского языка Морозова Елена Николаевна
Задачи урока
создание условий для осознания, понимания изученной темы;
формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.
Развивающие
формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
активизация познавательной деятельности учащихся,
повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Воспитательные
создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.
Как герой оказался в стране невыученных уроков?
Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?
Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?
ТЕМА урока Слайд 1
Что вы ждёте от урока?
Заполнение листа самооценки
Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.
Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.
А также на помощь нам придут разделы орфографии.
А) Слова на интерактивной доске:
Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.
Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)
Предложите задание
(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)
Индивидуальное задание на интерактивной доске.
Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.
Письмо от Мишки.
Пришло мне письмишко,
Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?
Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму
Проверка индивидуального задания?
Взаимопроверка по ключу Слайд
- Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?
Какие орфограммы мы вспомнили?
Найдите на карточке стихотворный вариант правила.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные в корне слова).
Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:
1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.
5. Отважный. 6. Знаменитый. 7. Здешний.
8. Правдивый.
Что могут рассказать о слове данные морфемы?
На какой постоянный признак глагола указывает окончание?
Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?
Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)
Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.
Предложите задание к словам
Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.
Какому правилу подчиняется орфограмма?
Не выучил - не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
А) Грамматическая сказка.
Мягкий знак.
А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
Урок-космическое путешествие по итогам повторения раздела "Орфография"в начале учебного года для 5 класса.
Урок – космическое путешествие в 5 классе.
Тема: Повторение орфографии.
Цель: подготовиться к диктанту.
Задачи:1) повторить изученные орфограммы: безударная гласная в корне, правописание разделительных ъ и ь, е – и в окончаниях существительных, -тся и –ться в глаголах, е – и в личных окончаниях глаголов; повторить разбор слова по составу, учить распространять предложения, развивать речь;
2) развивать внимание, образное и логическое мышление, умение анализировать;
3) воспитывать интерес к предмету через необычную форму урока.
Оборудование: карта путешествия, иллюстрации.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к диктанту, а для этого отправимся в космическое путешествие на планету Лингвистика.
Почему планета так называется? Что такое лингвистика?
Перед стартом нас ожидает проверка готовности к полету. За правильно выполненное задание присуждается звезда.
Творческий диктант. (Записать только проверочные слова к диктуемым словам с безударной гласной в корне)
Зан…чевать, пок…заться, прол…вается, д…лекий, запл…тить, затр…щали, ж…стянка, ож…вать, ш…фровка, зап…сать.
Мы прошли проверку успешно,и наш корабль отправляется в полет. Карта полета на доске, а на ней прямо по курсу метеорит. Разобьем его.
Разбор слов по составу у доски.
Приземлиться, отлетает, дружный, разведка, отправление, летательный.
С этим препятствием справились. Полет проходит нормально. Но что это? Космические пираты. Они выдвинули ультиматум: или мы решаем задание, или не летим дальше.
Выборочно- распределительный диктант. ( Выписать слова с разделительным ъ в один столбик, а с разделительным ь в другой)
1. Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. 2. Я посмотрел сквозь солнце и увидел силуэты рыбачьих лодок. 3. Вечер опускался на побережье. 4. Ученый не только описывает, но и разъясняет многое из жизни природы. 5. На стене здания висит объявление. 6. Книга в счастье украшает, и в несчастье утешает. 7. Необъятные космические просторы видны через иллюминатор.
Комментированная проверка. Обобщение правила.
Красн… д…вица с… дит в темниц… а к…са (на) улиц… ( Морковь)
Зверь лохматый, к…солапый, он сосет (в) берлог… лапу.(Медведь)
Кто (в) халат… и берет… буд…т рощ… на рассвете.(Дятел)
Вот мы и подлетаем к конечной точке нашего путешествия. На Лингвистике живут люди грамотные, умеющие говорить правильно и красиво, и чтобы попасть к ним, нужно пройти пограничный контроль.
Письмо на расширение. ( Распространить предложения так, чтобы получился связный текст, записать его, объяснить орфограммы)
Аппарат готовит(?)ся. Космонавты одевают(?)ся. Виднеет(?)ся планета. Она встрет…т.
Слова для справок: иллюминатор, тщательно, скафандр.
Чтение полученного текста.
- Подготовились ли вы к диктанту? Подсчитайте свои награды. Кто получил больше всех? (Выставление отметок).
- Что вы повторили сегодня на уроке?
- Молодцы! Вы вполне достойны побывать на планете Лингвистике, ведь вы показали отличное знание орфографических правил, умение разбирать слова по составу, составлять текст.
Читайте также: