Конспект урока повторение орфографии 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

3. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфемика– наука о языке, которая изучает словарный состав языка.

Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строение словосочетаний и предложений.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Язык – это многоуровневая система. Единицы языка неодинаковы по своему строению. Самая простая единица языка – фонема. Минимальная значимая единица – морфема (корень, суффикс, приставка, окончание). Относительно самостоятельная единица – слово. Далее следует словосочетание. И наиболее сложная и самостоятельная единица языка – предложение и текст. Всё это изучают разные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис.

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.

Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласные могут быть ударными и безударными. Например, вода́ – [вада́].

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, могут образовывать пары звонких и глухих звуков: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Не образуют пар звонкие [л] – [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [j́']. Не образуют пар глухие [х] – [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Согласные могут быть парными по твёрдости и мягкости. Например, [б] – [б'], [в] – [в'], [г] – [г'].

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове школа окончание -а. В слове ученики окончание -и.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например, в словах дружный, дружить корень -друж-.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: стол – стол-ик.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: грязный – не-грязный.

Основа – это часть слова без окончания.

Вспомним орфограммы в разных морфемах. Начнём, конечно, с корня.

Все безударные гласные в корне делятся на проверяемые ударением, непроверяемые ударением и чередующиеся гласные.

Слова с непроверяемыми гласными в корне – это словарные слова, например ароматный, громадный, баскетбол. Их нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к словарю.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением: чароде́й – ча́ры, хаоти́чный – ха́ос.

Корни с чередованием гласных нужно знать наизусть. Это корни -бер- – -бир-, -дер- – -дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -жег- – -жиг-, -чет- – -чит-, -блест- – -блист-.

В корнях с чередованием е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е. Слова-исключения: сочетать, сочетание, чета.

В корнях -лаг- – -лож- пишется в корне буква а, если после корня стоит суффикс -а-: полагать, положить.

В корнях -раст- – -ращ- – -рос- выбор буквы в корне зависит от конечного согласного корня. Перед ст и щ пишется буква а, перед с пишется буква о: расти, вырос, выращенный. Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

Перед буквами я, ю, е, ё пишется ъ после приставок, оканчивающихся на согласную: подъём, въезд, а также в сложных словах: двухъярусный, четырехъязычный. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюга, пью.

Правописание безударных падежных окончаний существительных можно проверить ударными гласными в окончаниях тех же падежей.

Окончание пишется:

1) у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах: Родине (как земле́);

2) у существительных 2-го склонения в предложном падеже: о лесе (как о коне́).

Окончание -и пишется:

1) у существительных 1-го склонения в родительном падеже: дяди (как земли́);

2) у существительных 3-го склонения ткани, матери (как степи́);

3) у существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах: у акации (заканчивается на -ия).

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос: зима (какая?) снежная. Окончание прилагательного будет таким же, как и окончание вопросительного слова.

Окончание глаголов зависит от спряжения.

Глаголы первого спряжения имеют личные окончания -у(-ю), -ешь (-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). Например, думает, зеленеют.

Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Например, красит, пилят.

Все части речи изучает морфология.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Лексика – наука о языке, которая изучает словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для этого можно использовать также близкие по значению слова – синонимы (луна – месяц), слова с противоположным значением – антонимы (красивыйбезобразный), устойчивые словосочетания – фразеологизмы (спустя рукава), а также различные пословицы (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) и поговорки (бабушка надвое сказала).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа.

В каком слове пишется разделительный ь: под. ёмный, с. ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, в. юн, раз..езд.

Перед буквами я, ю, е, ё после приставок, оканчивающихся на согласную, пишется ъ: под. ёмный, с. ёжились, об…явление, с…езд, неот…емлемый, под…ём, раз..езд. В остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь: вьюн.

Правильный ответ: вьюн.

2. Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова из отрывка стихотворения.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Всё вторит весело громам.

Горы, поток, лесу, гам, шум, громам, проворный, птичий, лесной, нагорный

Методическая разработка урока обобщения и систематизациизнаний по теме "Повторение орфографии" включает презентацию и конспект урока.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.zip 699.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУСОШ №1 города Фурманова

  • создание условий для осознания, понимания изученной темы;
  • формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.
  • формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
  • формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
  • активизация познавательной деятельности учащихся,
  • повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
  • создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.

Как герой оказался в стране невыученных уроков?

Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?

Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?

ТЕМА урока Слайд 1

Что вы ждёте от урока?

Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.

Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.

А также на помощь нам придут разделы орфографии.

Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.

Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)

(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)

Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.

Письмо от Мишки.

Пришло мне письмишко,

Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.

Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?

Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму

Проверка индивидуального задания?

Взаимопроверка по ключу Слайд

- Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?

Какие орфограммы мы вспомнили?

Найдите на карточке стихотворный вариант правила.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

  1. - О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

(Непроизносимые согласные в корне слова).

Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.

5. Отважный. 6. Знаменитый. 7. Здешний.

Что могут рассказать о слове данные морфемы?

На какой постоянный признак глагола указывает окончание?

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?

Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)

Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.

Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.

Какому правилу подчиняется орфограмма?

Не выучил - не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.

Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка Морозова Елена Николаевна

Задачи урока

создание условий для осознания, понимания изученной темы;

формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.

Развивающие

формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;

формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;

активизация познавательной деятельности учащихся,

повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Воспитательные

создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.

Как герой оказался в стране невыученных уроков?

Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?

Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?

ТЕМА урока Слайд 1

Что вы ждёте от урока?

Заполнение листа самооценки

Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.

Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.

А также на помощь нам придут разделы орфографии.

А) Слова на интерактивной доске:

Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.

Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)

Предложите задание

(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)

Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Б) Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.

Письмо от Мишки.

Пришло мне письмишко,

Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.

Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?

Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму

Проверка индивидуального задания?

Взаимопроверка по ключу Слайд

- Чем интересны данные слова? Какое явление отразилось?

Какие орфограммы мы вспомнили?

Найдите на карточке стихотворный вариант правила.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

(Непроизносимые согласные в корне слова).

Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.

5. Отважный. 6. Знаменитый. 7. Здешний.

8. Правдивый.

Что могут рассказать о слове данные морфемы?

На какой постоянный признак глагола указывает окончание?

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?

Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)

Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.

Предложите задание к словам

Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.

Какому правилу подчиняется орфограмма?

Не выучил - не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

А) Грамматическая сказка.

Мягкий знак.

А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат, не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчаются лишь буквы Ж и Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Они терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.

Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-космическое путешествие по итогам повторения раздела "Орфография"в начале учебного года для 5 класса.

Урок – космическое путешествие в 5 классе.

Тема: Повторение орфографии.

Цель: подготовиться к диктанту.

Задачи:1) повторить изученные орфограммы: безударная гласная в корне, правописание разделительных ъ и ь, е – и в окончаниях существительных, -тся и –ться в глаголах, е – и в личных окончаниях глаголов; повторить разбор слова по составу, учить распространять предложения, развивать речь;

2) развивать внимание, образное и логическое мышление, умение анализировать;

3) воспитывать интерес к предмету через необычную форму урока.

Оборудование: карта путешествия, иллюстрации.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к диктанту, а для этого отправимся в космическое путешествие на планету Лингвистика.

Почему планета так называется? Что такое лингвистика?

Перед стартом нас ожидает проверка готовности к полету. За правильно выполненное задание присуждается звезда.

Творческий диктант. (Записать только проверочные слова к диктуемым словам с безударной гласной в корне)

Зан…чевать, пок…заться, прол…вается, д…лекий, запл…тить, затр…щали, ж…стянка, ож…вать, ш…фровка, зап…сать.

Мы прошли проверку успешно,и наш корабль отправляется в полет. Карта полета на доске, а на ней прямо по курсу метеорит. Разобьем его.

Разбор слов по составу у доски.

Приземлиться, отлетает, дружный, разведка, отправление, летательный.

С этим препятствием справились. Полет проходит нормально. Но что это? Космические пираты. Они выдвинули ультиматум: или мы решаем задание, или не летим дальше.

Выборочно- распределительный диктант. ( Выписать слова с разделительным ъ в один столбик, а с разделительным ь в другой)

1. Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. 2. Я посмотрел сквозь солнце и увидел силуэты рыбачьих лодок. 3. Вечер опускался на побережье. 4. Ученый не только описывает, но и разъясняет многое из жизни природы. 5. На стене здания висит объявление. 6. Книга в счастье украшает, и в несчастье утешает. 7. Необъятные космические просторы видны через иллюминатор.

Комментированная проверка. Обобщение правила.

Красн… д…вица с… дит в темниц… а к…са (на) улиц… ( Морковь)

Зверь лохматый, к…солапый, он сосет (в) берлог… лапу.(Медведь)

Кто (в) халат… и берет… буд…т рощ… на рассвете.(Дятел)

Вот мы и подлетаем к конечной точке нашего путешествия. На Лингвистике живут люди грамотные, умеющие говорить правильно и красиво, и чтобы попасть к ним, нужно пройти пограничный контроль.

Письмо на расширение. ( Распространить предложения так, чтобы получился связный текст, записать его, объяснить орфограммы)

Аппарат готовит(?)ся. Космонавты одевают(?)ся. Виднеет(?)ся планета. Она встрет…т.

Слова для справок: иллюминатор, тщательно, скафандр.

Чтение полученного текста.

- Подготовились ли вы к диктанту? Подсчитайте свои награды. Кто получил больше всех? (Выставление отметок).

- Что вы повторили сегодня на уроке?

- Молодцы! Вы вполне достойны побывать на планете Лингвистике, ведь вы показали отличное знание орфографических правил, умение разбирать слова по составу, составлять текст.

Читайте также: