Знакомство с составной задачей 1 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Школа России" по теме:"Ознакомление с составными задачами".

Оценить 2963 0

Учитель начальных классов, МБОУСОШ №57 г.Мурманска, Маланцева Лариса Анатольевна

а) познакомить учащихся с составной задачей в 2 действия и оформлением записи её решения;
б) формировать навык решения простых задач;
в) совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100;

а) формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; выдвигать гипотезы и предположения;
б) проводить наблюдения, преобразовывать условия задачи;
в) тренировать память, мышление, воображение;

а) воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе;
б) воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности: увлечённость, сообразительность, инициативность, самостоятельность.

На доске вывешивается рисунок с изображением цветика- семицветика. Учитель и дети вместе произносят:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток и говорит:

Лишь коснешься ты земли,

Быть по моему вели!

Ученик читает задание на обратной стороне лепестка.

Задания на лепестках:

1. Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели,

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке? (7)

2.В садике гулял павлин,

Подошел еще один,

Два павлина за кустами,

Сколько их? Считайте сами! (4)

3. На березе три синички

Прилетели еще пять,

Сколько будут продавать? (8) и т.д на каждом лепестке…

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.

2.Проверка домашнего задания: с. 55 № 5 ( учебник Моро для 1класса)

-У кого примеры, заданные на дом, вызвали затруднения?

- Давайте постараемся решить аналогичные примеры, записанные на доске. Игра “Найди пример”.

На доске запись:

- Отвечайте на мои вопросы, поставьте под числа нужные буквы и прочитайте слово:

Найдите пример, в ответе которого только десятки;

пример, в ответе которого однозначное число;

ответ-1десяток и 8 единиц;

уменьшите 10 на 3 и найдите пример с таким ответом;

в ответе какого примера не хватает 1единицы до 2 десятков;

на сколько 20>10?, найдите пример с таким ответом;

найдите пример, где вычитаемое 1 и решите;

в каком примере уменьшаемое = разности.

Какое слово у вас получилось? (Телеграмма).

-Правильно, к нам на урок пришла телеграмма.

(Учитель читает текст телеграммы: “Дорогие первоклассники! Будьте внимательны, вас ждут впереди новые сложные задания).

Подготовка к новой теме.

-Прежде чем приступить к решению новых задач, нужно потренироваться решать их устно. ( Приготовили вееры с цифрами.)

1) Катя нашла 13 грибов, а Ваня 5 грибов. Сколько грибов нашли дети?

-Измените вопрос так, чтобы она решалась вычитанием.

2) Девочки 1 класса забили 9 голов в ворота соперника, а мальчики на 7 голов больше. Сколько голов забили мальчики ?

-Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась так: 9 – 7.

Работа над новой темой.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием, а теперь будем решать задачи, написанные на доске:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “>”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

Руки ставим все вразлет-

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.56 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный? Обведите его.

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

-Чему мы учились на уроке?

- Поднимите солнышко кому понравился урок и кто понял решение задач в два действия.

Поднимите тучку, кто не понял решения задач, кому нужна помощь.

На доске записаны четыре выражения:

-Я буду читать вам условия задач. Вы должны определить, какое из выражений является решением каждой задачи и записать номер выражения.

Задачи:1) В саду высадили 6 саженцев яблонь, а вишен на 3 саженца меньше. Сколько всего саженцев высадили?

Задача записана на доске.

2)Для украшения ёлки дети сделали 6 снежинок, а фонариков на 3 больше. Сколько всего игрушек сделали ребята?

-Что обозначает выражение (6 + 3), а выражение 6 + (6 + 3)?

-Кто попробует сам составить задачу, которая решалась бы так: 6 + 3.

-А теперь задачу, у которой решение – 6 + (6 – 3).

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

Раздаю карточки с записью выражений: 5+ ( 5+4 ) и 7+ ( 7-6 ). Составьте самостоятельно условие к задачам и запишите решение в тетрадь.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

Знать структуру составной текстовой задачи и правила оформления решения задачи в два действия в тетради.

Уметь различать условие задачи от вопроса, составлять краткую запись и оформлять решение задачи в 2 действия.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядный, практический

Организационная структура урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые
УУД

I. Самоопределение

к учебной деятельности
(1 мин)

Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!

Настраиваются на работу и проверяют готовность.

Фронтальная

II. Актуализация знаний
(6 мин)

Устный счет.
- Ребята, давайте поможем Машеньке решить примеры и расшифровать тему сегодняшнего урока.

Составляют слова из полученных чисел.

Составляют слова из полученных чисел.

Формулируют цель урока.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД: отвечать на поставленные вопросы;

III. Изучение нового материала
(20 мин)

( в обеих задачах речь идет о дедушке и внуке, которые ловили карасей, дед поймал 5 рыбок)
- Чем отличаются задачи?

( в первой задаче надо узнать, сколько карасей поймал внук. А во второй задаче нам известно, что внук поймал 3 рыбки и нужно узнать, сколько карасей они поймали вместе)
- А вот и задание от Бабы-Яги: объедините на схеме эти две задачи в одну и расскажите получившуюся задачу.
Дедушка поймал 5 карасей, а внук на 2 карася меньше. Сколько карасей поймал внук? Сколько всего карасей поймали дедушка и внук вместе?
-Ребята, мы с вами из двух простых задач составили одну. Вспомните тему урока и догадайтесь, как называются такие задачи. (Составные задачи)
-Почему их так называют?

( их составили из двух простых)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Составим схему к составной задаче.
Вспомним, какую первую цель мы перед собой поставили в начале урока?

- Чему теперь будем учиться?

( записывать решение составной задачи)
- Ребята, к условию задачи можно задать несколько вопросов, решение такой задачи состоит из двух или нескольких действий. Давайте вместе решим нашу составную задачу.
-Запишите в тетрадь 1 действие.
-Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе? (5+3=8 (к.))
-Запишите в тетрадь 2 действие.
-Посмотрите на решение. Что узнали сначала?

( Сколько карасей поймал внук)
-Что узнали потом?

(Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе)
- Ребята, а сможем мы ответить на второй вопрос задачи, если не выполним первое действие?

(нет, потому что нам не известно, сколько карасей поймал внук)
-Обведем второй вопрос в задаче зеленым цветом. Это будет главный вопрос задачи, для ответа на который надо выполнить два действия.
- Что запишем в ответе?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №500

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

урока математики по теме:

Учитель начальных классов

Гушило Татьяна Карпов

Технологическая карта урока

Знакомство с составной задачей

№ урока по теме

познакомить с составной задачей, состоящей из простой задачи на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.

Задачи урока

1.Создать условия:

а) для включения обучающихся в деятельность по открытию нового знания;

б) для развития познавательной деятельности и творческого отношения к учебной деятельности

2.Формировать представление о составной задаче.

3.Формировать умение различать простую и составную задачи; научить составлять план решения задачи в два действия; правильно оформлять решение задачи.

4.Совершенствовать умение решать примеры на основе таблицы сложения и вычитания в пределах 10, а также примеров с опорой на знание нумерации чисел от 11 до 20.

5.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

6.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.

урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Знать структуру составной текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в два действия в тетради.

Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи в два действия.

Уметь составлять схему к условию задачи.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, выражать своё мнение.

Формирование необходимых навыков к дальнейшей самостоятельной учебной деятельности

Формирование умения работать в паре, группе.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы обучения

проблемный, практический, деятельностный.

Формы организации деятельности

индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии

проблемно-диалогическая технология, ИКТ.

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, презентация

Образовательные ресурсы



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Знакомство с составной задачей"

У Кати было 3 книги про животных и 4 книги сказок. Сколько всего книг было у Кати?

Как мы запишем решение этой задачи?

3 + 4 = 7 (кн.) – было у Кати

А теперь прочитайте следующую задачу.

У Кати было 3 книги про животных и 4 книги сказок. 5 книги она прочитала и отнесла в библиотеку. Сколько книг у неё осталось?

Эта задача похожа на предыдущую. Но события (действия) там продолжаются. Поэтому, для получения ответа на поставленный вопрос нужно сначала узнать, сколько всего книг было у Кати (в предыдущей задаче мы это уже узнали), а потом узнать, сколько книг осталось после того, как Катя отнесла 5 книг в библиотеку. Посмотрите на схему решения этой задачи.


Итак, первым действием мы узнаем, сколько всего книг было у Кати.

Вторым действием мы узнаем, сколько их осталось. И тогда мы сможем ответить на вопрос задачи.

А теперь запишем её решение.

1) 3 + 4 = 7 (кн.) – было у Кати

2) 7 – 5 = 2 (кн.) – осталось

Давайте разберём ещё одну задачу.

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой и 7 пирожков с яблоками. За ужином съели 8 пирожков. Сколько пирожков осталось?

Эту задачу мы изобразим в виде схемы.


Какие события (действия) совершались в задаче? Испекла, съели. Их было два. Значит и действий в задаче тоже два.

1) 12 + 7 = 19 (п.) – испекла бабушка

2) 19 – 8 = 11 (п.) – осталось

Ответ: 11 пирожков

Итак, чтобы правильно решить задачу, надо внимательно прочитать текст задачи и определить, сколько событий происходит в ней. Затем также внимательно прочитать вопрос задачи. Если событий не одно, а два и вопрос задачи относится ко второму событию, значит решать задачу надо двумя действиями.

И такая задача называется составной.

Теперь вы узнали, как определять, что задача составная и как такие задачи решать. У вас все получится. Удачи вам.

Читайте также: