Опорный конспект по теме физика современных технологий

Обновлено: 08.07.2024

Физика — наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Часть 1. Физические методы. Строение вещества. Движение и взаимодействие тел. Силы вокруг нас. Давление тел. Работа, мощность, энергия.

(обычно изучается в 7 классе)

В конспектах использованы ВИДЕОУРОКИ от YouTube-канала ВЕБ-ШКОЛА

Часть 2. Тепловые явления. Электрические явления. Электромагнитные явления. Световые явления.

(обычно изучается в 8 классе)

Часть 3. Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания. Звук. Электромагнитное поле. Строение атома и атомного ядра. ОГЭ

(обычно изучается в 9 классе)

Часть 4. Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения в механике. Основы МКТ. Свойства газов. Основы термодинамики. Свойства твёрдых тел и жидкостей. Электростатика. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Механические и электромагнитные колебания и волны. Оптика. Атомное ядро, фотоны. Строение Вселенной. ЕГЭ

(обычно изучается в 10-11 классах)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






    — М.: Просвещение (В помощь выпускнику)
  • учебники физики Перышкина А.В. (Дрофа) для 7, 8, 9 классов,
  • учебники физики Белага В.В. (Просвещение) для 7, 8, 9 классов, (БХВ-Петербург, 2016), (БХВ-Петербург, 2018), (Илекса) (М.: Просвещение)
  • Янчевская О.В. — Физика в таблицах и схемах (Литра). (Виктория плюс) Все темы ОГЭ и ЕГЭ (Эксмо-Пресс)

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!


Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, метод проектов, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии и др.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ).

Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению информацией.

Проблемное обучение.

Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики — проблемный урок.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.

Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики.

При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.

Игровые технологии использую во внеклассной работе.

Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

Технология опорных схем.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты.

Метод проектов.

Дифференцированный подход к обучению.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.

Здоровьесберегающие технологии.

Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Обеспечить сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ.

1. МанвеловС. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.

3. Петрусинский В.В Иргы — обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

4. Громова О. К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, дифференцированный подход, метод проектов, урок физики, игра, информационное пространство, метод обучения, опорный конспект, развитие, учебная деятельность.

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной.

Применение опорных конспектов на уроках физики. Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Проектная деятельность при изучении физики как способ.

Использование метода проектов на уроке технологии. метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

Технологии проблемного обучения как средство формирования.

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Библиографическое описание: Маеренкова В. В. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

– проблемное обучение; – развитее критического мышления; – дифференцированный подход к обучению

– ассоциативный ряд; – опорный конспект; – ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

Особенности технологии проблемного обучения в условиях.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий

Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков.

Интегрированный урок математики с применением игровых.

– Технология дифференцированного обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): подведение итогов, урок, игра, математическая игра, учебная деятельность, учебная работа, учебный материал, команда болельщиков, конкурс болельщиков, обобщение.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения

Интерактивные методы обучения на уроках информатики как один из средств развития обучающихся.

Применение информационных и коммуникационных технологий.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии. дифференцированное обучение, учащийся, дифференцированная организация, учебный процесс, учебная деятельность, электронный баланс, практическая часть, научное мировоззрение, метод.

Использование инновационных методов в образовании

Использование метода проектов на уроке технологии. метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО по теме:

Шаронова С.М.

учитель физики

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:


1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;


2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;


3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение.


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную кар тину восприятия основных уравнений кинематики,

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике,

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.

При подборе задач необходимо руководствовались принципами

При решении задач основное внимание уделяется физической стороне вопроса, то есть выявлению процессов, имеющих место в данном случае, определению физического закона, которому подчиняется процесс. Из нескольких законов выбирается тот, который обеспечивает рациональное решение.

Более простые задачи предшествуют более сложным, так называемые нетрадиционные (нестандартные) задачи.

В пределах каждого раздела использовать взаимосвязанные задачи.

Использовать графический метод решения задач.

Разноуровневое обучение.


У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
На уроках физики использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей. Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе (нередко, слабые ученики могут принять участие в олимпиадах по физике и можно увидеть их рост, например, ученики 7 класса в первой олимпиаде по физике в сентябре 2014 набрали 7-9 баллов из 15, в декабре их результаты поднялись до 10-12 баллов,).

Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.

С 7 по 10 класс я предлагала учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, заостряла внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику.

Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.

Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

На примере изучения учащихся 10 класса, по разделам Механика, Динамика, Статика, учащиеся создавали презентации разделов на выбор: в виде коллажа на формате А-1 с устной презентацией, в виде презентации на компьютере, в виде мини-лаборатории или демонстрации небольших экспериментов по одному из разделов, в виде ребусов, кроссвордов в рисунках, сочинения по темам в виде сказок, стихов, эссе. Такого рода работа ученикам интересна, они не только проявляют свои познания в данном выбранном разделе, но и могут гораздо глубже и шире раскрыть свой творческий подход в закреплении данной темы.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия, геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметила, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.


Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

В 7 и 8 классах применяла неоднократно на своих уроках ролевую игру: проверка знаний по званиям:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)


Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.


Информационно-коммуникационные технологии .
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.

Здоровье сберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Портфолио каждый ученик составляет самостоятельно, я отслеживала его участие в различных конкурсах, играх, викторинах, олимпиадах различного уровня: школьный этап, районный, городской, региональный, всероссийский, международный. С 7 по 10 класс все учащиеся принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах по физике.

Личностно-ориентированная образовательная технология

После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.

Плюсами работы в группах я считаю следующее:

1) при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

2) формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

3) развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

4) во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

5) развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

6) развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

3) нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

После выполнения закрепления темы, предложила ученикам выполнить презентацию по своим группам с использованием ИКТ, на компьютере каждая из групп составляет свой план-отчет о проделанной работе. В презентацию включают фотоснимки , рисунки, графики, свои дневники, прописывают цель, задачи, план работы, результат и вывод о проделанной работе. Тем самым вырабатывается коллективная работа, взаимопомощь и взаимовыручка, возможность проявить себя во многих аспектах на защите своей работы, т.к. через сотрудничество идет процесс изменения сознания личности.

Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровье-сберегающую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:


1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;


2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;


3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Доклад на МО по теме:

Осипов С.В. - учитель физики МОУ СОШ п. Поливаново

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:


1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;


2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;


3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Проблемное обучение.


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную кар тину восприятия основных уравнений кинематики,

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике,

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.

При подборе задач необходимо руководствовались принципами

При решении задач основное внимание уделяется физической стороне вопроса, то есть выявлению процессов, имеющих место в данном случае, определению физического закона, которому подчиняется процесс. Из нескольких законов выбирается тот, который обеспечивает рациональное решение.

Более простые задачи предшествуют более сложным, так называемые нетрадиционные (нестандартные) задачи.

В пределах каждого раздела использовать взаимосвязанные задачи.

Использовать графический метод решения задач.


Разноуровневое обучение.


У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
На уроках физики использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей. Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе (нередко, слабые ученики могут принять участие в олимпиадах по физике и можно увидеть их рост, например, ученики 7 класса в первой олимпиаде по физике в сентябре 2019 набрали 7-9 баллов из 15, в декабре их результаты поднялись до 10-12 баллов,).

Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.

С 7 по 10 класс я предлагал учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, заостряла внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику.

Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.

Проектные методы обучения.


Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

На примере изучения учащихся 10 класса, по разделам Механика, Динамика, Статика, учащиеся создавали презентации разделов на выбор: в виде коллажа на формате А-1 с устной презентацией, в виде презентации на компьютере, в виде мини-лаборатории или демонстрации небольших экспериментов по одному из разделов, в виде ребусов, кроссвордов в рисунках, сочинения по темам в виде сказок, стихов, эссе. Такого рода работа ученикам интересна, они не только проявляют свои познания в данном выбранном разделе, но и могут гораздо глубже и шире раскрыть свой творческий подход в закреплении данной темы.

Исследовательские методы в обучении.


Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система


Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия, геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметил, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.


Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

В 7 и 8 классах применяла неоднократно на своих уроках ролевую игру: проверка знаний по званиям:

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)


Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.


Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.


Здоровье сберегающие технологии.


Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.


Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Портфолио каждый ученик составляет самостоятельно, я отслеживала его участие в различных конкурсах, играх, викторинах, олимпиадах различного уровня: школьный этап, районный, городской, региональный, всероссийский, международный. С 7 по 10 класс все учащиеся принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах по физике.

Личностно-ориентированная образовательная технология

После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.

Плюсами работы в группах я считаю следующее:

1) при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

2) формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

3) развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

4) во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

5) развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

6) развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

3) нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

После выполнения закрепления темы, предложила ученикам выполнить презентацию по своим группам с использованием ИКТ, на компьютере каждая из групп составляет свой план-отчет о проделанной работе. В презентацию включают фотоснимки , рисунки, графики, свои дневники, прописывают цель, задачи, план работы, результат и вывод о проделанной работе. Тем самым вырабатывается коллективная работа, взаимопомощь и взаимовыручка, возможность проявить себя во многих аспектах на защите своей работы, т.к. через сотрудничество идет процесс изменения сознания личности.

Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровье-сберегающую.

Читайте также: