Конспект урока конституция рф

Обновлено: 22.07.2024

Тема урока: Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Цели урока: сформировать представление о Конституции РФ, как о документе высшей юридической силы, определяющим принципы устройства государства и общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: с элементами проблемного изложения.

Планируемые результаты:

- обозначить для обучающихся отличительные черты Конституции от остальных законов Российской Федерации.

Метапредметные:

- способствовать формированию навыка работы с документами;

- продолжать формировать навыки грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы.

- воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, как к основному закону государства.

Методы и формы обучения:

1.​ Методы: частично поисковый.

2.​ Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: сборники Конституции РФ, экран, компьютер, проектор, презентация, карточки, схема, презентация, раздаточный материал.

Понятийный аппарат: Конституция, референдум, конституционное право, конституционный строй, преамбула. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда, он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

2. Ход урока:

2.1. Повторение урока:

На доске кластер: Правоохранительные органы и их структура.

1.Какие органы называются правоохранительными?

2.Чем занимаются правоохранительные органы? (рассматриваются некоторые правоохранительные органы)

3.Как вы думаете, почему я их разделила на две группы?

4.Таким образом, в чем состоят функции правоохранительных органов?

2.1.Работа над темой урока.

Учитель: Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Что же такое закон? –

Закон – нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

2.2. Формулировка целей и задач урока.

2. А что бы вы хотели узнать про конституцию?

План урока выводится на слайде .

1. Что такое Конституция?

2.Этапы развития конституции.

3.Особенности Конституции РФ.

5.Основы конституционного строя России.

2.3. Основная часть урока.

Учитель: В юридической науке и практике Конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права – конституционное (государственное) право. Конституционное право – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.

1. КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Учитель: Продолжаем наше знакомство с Конституцией РФ.

Далее я предлагаю вам поработать группами, каждая группа получает задания.

2.Группа №1. Проработать материал по истории развития конституции. Назвать даты принятия первых конституций в мире, конституций нашей страны.

В США конституция появилась в 1787 году, а в 1789 году в нее были внесены первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791 году.

1.Конституция РСФСР принята в 1918 году. Установила диктатуру пролетариата.

2 Конституция СССР принята в 1924 году. Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством.

3.Конституция СССР принята в 1936 году. Закрепила победу социализма в стране.

5.Конституция Российской Федерации принята в 1993 году. Закрепила демократические основы государственного устройства.

3.Группа №3. В чем особенности конституции? – 1.она обладает высшей юридической силой. 2.все статьи конституции имеют прямое действие.

Ребята, но чем же Конституция отличается от других вам известных законов?

Отличие Конституции от других законодательных актов :

1.Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

2.Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

3.Обладает высшей юридической силой;

5.Характеризуется особым порядком принятия и изменения.

- пересадка учащихся в группы – своеобразная физкультминутка.

4. (путешествие по разделам Конституции). Работа с материалами Конституции. Откройте Конституцию РФ и посмотрите, из каких частей она состоит? (на слайде структура Конституции).

Каким разделом открывается Конституция? (Преамбулой). Прочитайте и скажите, какие общечеловеческие ценности провозглашает наша Конституция? Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

1.демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;

2.нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;

российской государственности: сохранение исторически сложившегося 3.государственного единства: возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;

4.патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.

5. Основы конституционного строя России.

Конституционный строй России – это общественный строй и устройство государства, закрепленные в конституции. Запишите (ученики переписывают со слайда).

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

• человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает

государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и

• суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство

народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным

источником власти в РФ;

• государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная

власть в РФ едина, верховна и независима;

• федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10),

означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти

“сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного

• Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную

ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

• установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите

различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных

• идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что

никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве

государственной или обязательной и признании многопартийности;

• Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается

установление никакой религии в качестве государственной или обязательной,

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

2.6. Закрепление материала

Учитель: Итак, подведем итоги урока.

1. Продолжите фразу: Я узнал, что….

2. Когда была принята последняя Конституция СССР?

3. Конституция – это:

а) юридический акт, содержащий все законы страны;

б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

в) текст законов.

5. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.

б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

7. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

в) человек, его права и свободы.

8. Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей на:

А) правительственную, исполнительную и судебную;

б) законодательную, исполнительную, судебную;

в) президентскую, законодательную, судебную;

г) законодательную, парламентскую, средств массовой информации.

3.Перед вами текст с пропущенными словами. Вспомните, о чем мы говорили на уроке и вставьте пропуски. (чтобы не терять время - сразу проверяем, 1 ученик – 1 предложение).

Заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конституция РФ, как основной закон

Конституция это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

Писаная - существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

Неписаная - существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

Реальная - адекватно отражает реальное конституционное строение

Фиктивная - не соответствует фактическим условиям, является декларативной

Народно-суверенная (договорная) - (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

Октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Функции конституции

Политическая - определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Правовая - выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Гуманистическая - воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Учредительная - устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Мировоззренческая - Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

- Смена политического режима в государстве

- Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

- Образование нового государства

Конституция Российской Федерации это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

1. 1906 Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

2. 1918 Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

1925 Конституция РСФСР

1937 Конституция РСФСР

1978 Конституция РСФСР

1989—1993 Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

3. 1993 Конституция Российской Федерации (РФ)

2020 Конституция РФ

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула : провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

1. Основы конституционного строя (1—16 ст.)

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

2. Права и свободы человека и гражданина (17—64 ст.)

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

3. Федеративное устройство (65-79 ст.)

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

4. Президент Российской Федерации (80—93 ст.)

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

5. Федеральное Собрание (94—109 ст.)

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

6. Правительство Российской Федерации (110—117ст)

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

7. Судебная власть (118—129 ст.)

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

8. Местное самоуправление (130—133 ст.)

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельурока:формировать у учащихся представления о Конституции как о законе, обладающим высшей юридической силы и умение работать с первоисточником.

Цель урока – продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону.

Тип урока: комбинированный.

- для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; работа с источником, контроль;

- для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; работа с источником, репродуктивный; самоконтроль.

Оборудование:

- для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, Конституция РФ, журнал, указка;

- для учащихся: учебник, Конституция РФ, тетрадь, дневник.

1. Организационное начало урока - 3 мин. :

а) приветствие – 1 мин.;

2. Актуализация ранее изученного материала – 10 мин.

2. Изучение нового материала – 20 мин.

3. Закрепление изученного материала – 8 мин.

4. Итог урока - 4 мин.:

а) домашнее задание – 1 мин.;

б) выставление оценок - 2 мин.

Схема доски – презентация.

1. Организационное начало урока.

а) приветствие.

-?- Кому непонятно, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

2. Актуализация ранее изученного материала.

Учитель: - Но сначала проверим домашнее задание. Какое оно было?

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Учитель: - Давай вспомним, что называют конституцией?

Учащиеся: - Конституция (лат. constitutio) – учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Конституция государства – юридический, политический, идеологический по своему характеру документ, закрепляющий соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту ее принятия и введения в действие.

Учитель: Правильно! Когда появилась первая конституция в мире?

Учащиеся: - Одна из первых конституций была принята в США 17 сентября 1787 г. Эта была первая писаная конституция буржуазного государства, закреплявшая важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.

Учитель: - Правильно! Когда у нас появились первые попытки создать конституцию?

Учитель: - Первые попытки ввести конституцию провалились.

-?- Как дальше развивается процесс введения конституции в России?

Учащиеся: - С середины 19 в. все же начинается медленный и трудный процесс вызревания первых ростков конституционного строя. Особенно активно прошел в годы правления Александра II – царя-реформатора. Годы его правления не случайно принято называть эпохой великих реформ. В это время Россия сделала три великих шага на пути установления конституционного порядка: было осуществлено правовое закрепление свободы крестьян, в результате земской реформы сложилось автономное муниципальное самоуправление, касаясь судебной реформы, сложилась бессословная, относительно независимая, демократическая судебная система.

Учитель: - Правильно!

-?- Какую роль в те же годы сыграл граф М. Т. Лорис – Меликов?

Учащиеся: - Под руководством графа были созданы комиссии, занимающие разработкой конституционного проекта, направленный на продолжение реформ. Умный, дальновидный император своей властью намерен был создать частично выборное учреждение для обсуждения проектов законов. Однако намерениям не суждено было сбыться.

Учитель: - Почему этот проект не осуществился?

Учащиеся: Политические экстремисты – сторонники крайних, насильственных мер – не только оборвали жизнь великого русского реформатора за несколько дней до подписания им указа о введении выборных представителей сословий (что было бы еще одним шагом на пути к ограниченной монархии), но и резко затормозили правовые преобразования в России. Многие демократические реформы были сведены на нет престолонаследником Александром III, вставшим на путь реакции, - такова трагическая цена политического экстремизма.

Учитель: - Молодцы! Какой вывод можно сделать о первых попытках создать конституция в России?

Учащиеся: - Первый попытки создать конституция потерпели крушение. А в годы Александра III конституционная деятельность была вообще приостановлена.

Учитель: - Когда был сделан следующий шаг на путь становления конституции?

Учитель: - Правильно. Начало 20 века заложило основы конституционного строя у нас в стране. Закончилась ли на этом конституционная деятельность?

Учащиеся: - В 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. были приняты четыре советские конституции – факт сам по себе отнюдь не свидетельствующий о правовом расцвете и благополучии советского общества. По мнению современных ученых-правоведов, эти конституции выполняли в основном политико-пропагандистские функции, но не работали. За годы советской власти вся система права, законов, правосудия нашей страны была деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.

Учитель: - Когда была принята демократическая Конституция?

Учащиеся: - Положение стало меняться со второй половины 80-х годов и особенно после поражения августовского путча 1991 г., когда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. при Б. Н. Ельцине всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая демократическая Конституция в истории России.

Учитель: - Были прияты ли еще конституции после этого Закона?

Учащиеся: - Нет! Эта конституция действует и по настоящее время!

Учитель: - Какой вывод можно сделать о развитии конституции в нашей стране?

Учащиеся: - Россия прошла в своем правовом развитии огромный и трудный путь, прежде чем в 1993 г. была принята ныне действующая Конституция!

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Учитель: - Теперь поработаем с терминами. Ваша главная задача будет заключатся в том, чтобы раскрыть смысл определения термина и вставить пропущенные буквы в них. Остальные внимательно слушают и дополняют. К доске пойдет …

Обще..во, право, норма, з.кон, п.з.тивное право, пр.ступление, .дм.н.стр.тивное право, г.судар.во

Учитель: - Молодец! Итак, мы с вами закончили говорить об истории развитии Конституции в России, сказали о том, что последней Конституции является ныне действующая конституция, принятая в 1993 г. Напоминаю, что сегодня на уроке мы выясним отличительные особенности конституции от других нормативно-правовых актов, рассмотрим составные части конституции и поработаем с самим Законом.

3. Изучение нового материала.

Учащиеся: записывают в тетради.

Учитель: - Давайте еще раз вспомним определение конституции.

Учащиеся: записывают в тетради

Учитель: - Как вы думаете, чем отличается конституция от других нормативно-правовых актов?

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Учитель: - В отличие от остальных законов, конституция:

закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти – это значит, что конституция определяет, какой господствует строй в стране, основные экономические, социальные, политические, культурные права гражданина страны, систему и структуру власти государства;

является основным источником права, служит базой для текущего законодательства – при составлении и принятии любого другого нормативно-правового акта необходимо опираться на положения конституции, так как она является основным, главным законом в стране;

обладает высшей юридической силой это значит, что все иные законы, правовые акты, принятые в нашем государстве, должны ориентироваться на статьи Конституции, не могут ей противоречить;

отличается стабильностью то есть уже несколько лет – 17 лет наша Конституция не изменялась, но кое-какие поправки были включены;

имеет прямое действие – это значит, что при нарушении прав можно обращаться в суд, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

характеризуется особым порядком приятия и изменения – это значит, что наша конституция принимается особым способом – референдумом – общенародным голосованием;

включает в себя набор ценностей;

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с. 209

Учитель: - На каких принципах базируется Конституция РФ? Выпишите их в тетрадь. (Напоминаю о правописании и посадке).

Учащиеся: записывают в тетрадь.

Учитель: - Давайте проверять, объясняя значение каждой ценности.

Учитель: - Давайте послушаем . о задачах Конституции, основное записывайте. После его выступления буду задавать вопросы.

Учитель: - Но начала проведем физминутку.

ФИЗМИНУТКА

Круговые движения головы

Наклоны вправо, влево.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

3 глубоких выдоха.

Учащиеся: - Продолжаем. Перед Конституцией, утверждают специалисты, стоят три задачи:

закрепит и гарантировать фундаментальные права человека – означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России;

упорядочить государственную власть – означает требование такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. А для этого используется принцип разделения властей;

утвердить правосудие – организация такой судебной власти, которая способна защитить права человека, противостоять своеволию и беззаконию, от кого бы они ни исходили.

Учитель: - Так какие задачи ставятся перед Конституцией?

Учитель: - Запишите их в тетрадь. (Напоминаю о правописании и посадке)

Учащиеся: записывают в тетрадях.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: - Но и последнее, о чем хотелось бы поговорить, кратко, это о составных частях Конституции РФ. Положите перед собой Конституцию. Итак, из каких частей состоит Конституция РФ?

Учитель: - Конституция состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2.

-?- Что такое преамбула?

Учитель: - Преамбула – это вступительная , вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

-?- Раздел 1. Что он в себя включает?

Учитель: - Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав. Прочтите их название.

Учитель: - Как вы думаете, о чем каждая статья?

РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

Учитель: - Посмотрите на доску! Вы видите таблицу, в которой указаны главы 1 раздела и их характеристика.

Характеристика

Основы конституционного строя

Закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй

Права и свободы человека и гражданина

Устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод

Определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации

Президент Российской Федерации

Определяет полномочия президента как главы российского государства

Высший представительный и законодательный орган в стране

Правительство Российской Федерации

Высший исполнительный орган

Устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и орагнов прокуратуры

Устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр

Учитель: - Это главы основной части Конституции – 1 раздела.

-?- Как называется последняя часть Конституции?

Учитель: - Правильно! Заключительные и переходные положения, которые содержат 9 частей, устанавливающих порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержат правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращение действия прежних.

Учитель: - Из каких же частей состоит Конституция?

3. Закрепление изученного материала.

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Учитель: - Анализом Конституции мы займемся на следующий урок, кроме того сделаем практическую работу. Пока давайте вспомним, с какой темой мы познакомились сегодня?

Учитель: - Чем отличается Конституция от других законов?

Учитель: - Каковы основные задачи Конституции? Для чего она нужна?

Учитель: - Какую роль именно для человека играет Конституция?

Учитель: - Правильно, Конституция – это основной закон государства. Она является гарантом прав и свобод человека. А сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которая она преступить не может.

4. Итог урока. Слайд 19

Учитель: - Откройте дневники, запишите домашнее задание – п. 33, записи в тетради, принести Конституцию РФ

Учащиеся: записывают. Осуществляю контроль.

Учитель: - Сегодня оценки получили …(анализ оценок). До, свидания! Урок закончен.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
  • расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
  • воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

ХОД УРОКА

Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

  • Как устроено государство
  • Как образованы органы власти
  • Каковы права и обязанности граждан.
  • Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.

Физминутка.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Читайте также: