Конспект урока формула выбора профессии

Обновлено: 06.07.2024

Выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба.

Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Основная часть.

Определиться в этом поможет нам анкета. Какие трудности у вас есть в этом вопросе, в каком направлении строить нашу дальнейшую работу и для того, чтобы мы систематизировали и наглядно представили ваши интересы, способности, знания.

Отложите анкеты в сторону.

  1. У кого хорошее настроение.
  2. Выбрал свою будущую профессию.
  3. Кто собирается поступать в ВУЗ.
  4. Кто не сориентировался в выборе профессии.
  5. Кто хочет уехать в другой город получать образование.
  6. Кто знает, как определить пути получения профессии.

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы изучаем в процессе профориентационного курса? (Свои интересы, склонности, способности, психические процессы, темперамент и т.д.)

А как вы думаете, для чего нужно изучать интересы, склонности, способности, психические процессы? (Чтобы сделать правильный профессиональный выбор в соответствии со своими возможностями.)

Что нужно для правильного выбора профессии? (Знание профессий, знание своих интересов, способностей, склонностей и качеств, знание рынка труда.)

Итак, что же необходимо учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особых усилий и напряжения, и к тому же получая, от этого удовлетворение?

Все это можно изобразить в виде схемы.

Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.

Любая профессия предъявляет определенные требования к человеку, к его способностям, возможностям и личностным качествам, что относится к профессионально важным качествам и определяет в конечном итоге профессиональную пригодность.

О профессиональной пригодности к профессии говорят тогда, когда человек усваивает профессиональные навыки без особого труда, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней. В таком случае считают, что у человека есть соответствующие способности.

Это знание потребностей современного рынка труда и возможностей трудоустройства. Это те специальности, которые сегодня требуются в городе, регионе. Реальность рынка труда, потребность в выбранной профессии, относятся знания профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков.

Таким образом, сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это выбрать работу, которая

  • во-первых, вызывает интерес и удовлетворение,
  • во-вторых, может быть доступной и посильной,
  • в-третьих, перспектива в плане трудоустройства.

Рассчитайтесь на 1, 2, 3-й и присаживайтесь за столы. Итак, 3 команды.

Подумайте и напишите, как вы понимаете:

  1. Для чего нужна работа?
  2. Какие возможности для человека дает работа разных профессий?

Заключительная часть.

ВложениеРазмер
kopylova_zanyatie.docx 65.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку 2013 года.

Автор: педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Копылова Татьяна Николаевна

г. Нерюнгри, 2013 год

Возраст детей: 14-16 лет

Место занятия в образовательной программе: Изучение нового материала

Цель: осознание подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).

  • закрепить знание формулы выбора профессии;
  • познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.
  • прививать чувство ответственности к выбору профессии.
  • личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
  • профессиональные компетенции.
  • Компьютер или ноутбук с проектором.
  • Мультимудийная презентация.
  • Распечатанные на принтере карточки (правила выбора профессии)

1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).

2. Метод игры (развивающие).

3. Практический (упражнения).

4. Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)

  • Игровые технологии.
  • Тренинговые технологии.

Цель программы: осознание личностных особенностей обучающихся и соотнесение их с требованиями будущей профессии, создать условия, стимулирующие развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.

  • расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
  • дать старшеклассникам представление об основах стратегии выбора профессии;
  • помочь подросткам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
  • Развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста и психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
  • Определить уровень развития различных сторон личности;
  • Выявить первичные профессиональные намерения и их динамику;
  • Выявить интересы, склонности и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого;
  • Определить выраженность и структуру способностей.
  • Воспитание положительного отношения к себе и формирование у воспитанников ценностно-нравственной основы выбора.

Программа ориентирована на учащихся 9 - 11-х классов и реализуется в течение одного года. Группы формируются из подростков (14-16 лет) различных школ. Численность групп составляет 12-15 человек. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в основном группа работает в кругу. Срок реализации программы 216 часов, из них:

Групповые занятия - 144 часа. Продолжительность каждого занятия - 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Индивидуальная работа с воспитанниками – 72 часа. Индивидуальные консультации проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1-2 часа, по запросу воспитанников и родителей.

Программа состоит из двух блоков:

Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).

- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.

-Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.

(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)

2. Изучение нового материала.

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

Психолог: Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).

3. Закрепление пройденного материала.

(Самостоятельная работа воспитанников).

3.Как меняется ваше мнение к деятельности?

Слайд 3 (рекомендации)

3. Практическая работа.

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.

Учащиеся формулируют правила:

  1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.
  2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
  3. Выбрать наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучить выбранную профессию.
  5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
  7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развивающая – формировать умения выявлять и предвидеть проблемы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути;

воспитательная – формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение общего задания;

Задачи урока:

научить составлять профессиональный план;

Тип урока: обобщающий интегрированный с элементами игры.

Методы: беседа, диспут, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение:

Опорные понятия: профессиональный план, профессиональная проба, профессиональная карьера.

Содержание и структура урока.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас необычный урок – урок обобщения и систематизации знаний. На уроке присутствует психолог. Ребята, как вы думаете, почему на нашем итоговом уроке присутствует психолог? Потому что для правильного выбора дальнейшего профессионального пути нужно знать не только правила выбора профессии, но и важно учитывать психологические качества личности.

Прежде чем перейти к теме урока вспомним классификацию профессий, для этого проведем игровую разминку. Я предлагаю разделиться на команды (что повышает активность учащихся).

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.

Контролёр Редактор Фрезеровщик Пилот

Киноартист Радист Фотограф Пекарь

Крановщик Рентгенолог Фармацевт Печник

Кондитер Репортёр Фотомодель Повар

Кондуктор Фтизиатор Полевод

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая ( кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, дизайнером, полярником. Основная масса выпускников скорее всего выберет самую обыденную профессию. Давайте выясним, что влияет на наш выбор?

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели урока. Структура урока в виде технологической карты дана в приложении № 1.

2. Изучение нового материала.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. После окончания неполной средней общеобразовательной школы каждому из вас предстоит решить, куда пойти учиться, где продолжить свое образование? От продуманного выбора зависит будущая судьба. Не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы и составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Что такое жизненные планы? О чем вы мечтаете? Какие цели ставите перед собой? Жизненный план – представление человека о желаемом образе жизни человека и путях его достижения(запись в тетради). А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение профессионального плана. Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста(запись в тетради). На столах перед вами лежат личностные профессиональные планы. Что должно быть отражено в профессиональном плане? Ученики предлагают варианты содержания плана. Совместно с учениками приходим к единому правильному варианту содержания профессионального плана (запись в тетради).

Свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья.

Пути и средства достижения цели (в каких учебных заведениях можно получить нужное образование).

Трудности и препятствия.

Самовоспитание – программа формирования психологически-важных качеств и укрепления здоровья.

Успешно составленный профессиональный план – фундамент будущей профессиональной карьеры. Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды,

благополучия (например: получение более высокого разряда или категории).

Профессиональная проба – непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии. Назовите примеры профессиональных проб лично у вас и у ваших одноклассников.

Психолог называет типичные ошибки при выборе профессии.

1.Незнание мира профессий (классификации профессий и требования к профессиям).

2. Незнание себя (своего внутреннего мира – интересы, склонности, состояние здоровья, темперамента).

3. Незнание правил выбора профессии.

Что это за правила? Давайте подумаем и назовем правила любого выбора.

Правила любого выбора (платья). Ученики называют варианты.

Назначение – куда надену.

Нравится или нет.

Подходит по размеру (примерка).

Подходит по цене.

Как эти правила соотнести к выбору профессии? Ученики совместно с учителем формулируют правила выбора профессии.

Правила выбора профессии.

Знать мир профессий, требования к профессии.

Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья.

Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы.

Врач Учитель Юрист

Гуманность Любовь к детям Честность

Тактичность Гуманность Порядочность

Интуиция Образованность Эрудированность

Ответственность Терпение Тактичность

Сила воли Находчивость Ответственность

Образованность Воспитанность Интуиция

Милосердие Коммуникабельность Ответственность

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают

Физическая подготовка Физическая подготовка

Решительность Знание психологии

Знание техники и оружия Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)

Научная формула выбора профессии.

Интересы и Физиологические

склонности и психические

3. Практическая работа.

Составление личного профессионального плана.

В приложении дан план личностного профессионального самоопределения, составленный ученицей Долговой Ниной (с согласия учащейся).

4. Подведение итогов урока.

Цель урока – развитие у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

образовательная: знакомство учащихся с формулой успешного выбора профессии, правилами и ошибками в выборе профессии, профессиями будущего.

коррекционно-развивающая: корректирование адекватных представлений о будущей профессии в соответствии с индивидуальными желаниями и возможностями.

воспитательная: привитие чувства ответственности к выбору профессии.

•личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)

1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).

2. Метод игры (развивающие).

3. Практический (ролевые игры и упражнения).

4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)

Методическое оснащение урока: мультимедиа-презентация, карточки с заданиями, буклеты.

III . Профессия как одежда, она должна быть впору именно Вам, соответствовать Вашим внутренним склонностям. К примеру, Вы же не будете ходить в туфлях на 2 размера больше. Конечно, Вы их сначала примерите. Тем более надо тщательно выбирать себе профессию. Давайте разберемся, с чего надо нужно начинать выбор профессии. Первое – это, конечно, Ваши желания. Но, когда, мы говорим о желаниях, это не значит, что имеется в виду зарплата. В зарплате измеряется количество и качество труда, то насколько Вы эффективны работодателю, как профессионал. Нужно иметь интерес к самой работе. Интерес, мы называем словом ХОЧУ. Достаточно ли иметь лишь интересы? Этого недостаточно, ведь существуют наши профессиональные. возможности. Н-р, Вы хотите водить велосипед, Вам это интересно, но Вы это не умеете делать. Отсюда вытекает следующее требование к правильному выбору профессии – МОГУ. Круги хочу и могу должны совпасть. Но достаточно ли этого? Например, Вы хотели бы и наверняка смогли бы собирать кокосовые орехи, но они в России не растут. Соответственно, нужно но также исходить из спросов рынка труда. Это круг НАДО. Соответственно, профессию надо выбирать, где совпадают круги ХОЧУ-МОГУ-НАДО. Это и есть формула успешного выбора профессии.

Ребята, теперь вы знаете формулу успешного выбора профессии. Надеюсь, вы ее сохраните у себя в памяти и примените ее в жизни.

Несмотря на то, что вы знаете формулу выбора профессии, вам не избежать влияния определенных людей, предметов на ваши личный выбор профессии. Предлагаю совместно составить схему КТО/ЧТО может влиять на выбор профессии. Ученики на доске в схематичной форме записывают, кто/что влияет на выбор профессии.

Ребята, хотите вы этого или нет, на вас постоянно кто-то будет влиять. Главное, чтобы влияние не было негативным и не сказалось плачевным образом на выборе вашей профессии.

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: “Доволен ли ты избранной профессией?” И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.

Давайте мы с вами вместе подумаем, какие ошибки совершают молодые люди, выбирая профессию? Опрос учащихся.

Все чужие промахи, уже сделанные вашими предшественниками можно разделить на группы.

1.Первая группа – незнание мира профессий.

Из множества профессий ребята знают 25 – 30 специальностей, и даже меньше. Многие почти не обладают информацией о содержании профессии.

А ведь можно прочитать специальную литературу о профессиях, познакомиться с профессионально – графическими описаниями профессии, посмотреть видео – фильмы о профессиях, наконец, побывать на рабочее месте и встретиться с человеком интересующей профессии.

2.Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессии.

3.Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессии:

Правило выбора остерегает: не стоит автоматически переносить свой интерес к предмету на будущую профессию

Правило выбора гласит: рискованно переносить отношение к человеку на его профессию.

Правило выбора предупреждает: не подавайте документы в учебное заведение за компанию с приятелями.

Правило выбора указывает: не всегда разумно выбирать профессию только потому, что учебное заведение находится рядом с домом.

К вышесказанному можно добавить: нужно выявить, какие профессии нужны в нашем регионе. Т.е., профессии будущего, наиболее востребованные профессии в ближайшие 10 лет.

Предлагаю поработать в 3 группах. Каждой группе предлагается выбрать профессию будущего и защитить ее, предоставив факты, зачем и кому она будет нужна.

Как подведение итогов работы, предлагается раздать буклеты ученикам и подвести итоги работы.

Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками.

Всем дается задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7— 10 минут.

Рефлексия (используются карточки 3-х цветов).

- Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи?

Для ответа воспользуйтесь одной из карточек.

Синяя – чувство неопределенности

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

4.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.

5.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006

6.Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для выпускников основных школ, следует раньше, чем для учеников одиннадцатого класса задуматься над таким сложным и очень важным вопросом для жизни - Выбор своей будущей профессии.Социальный педагог совместно с классным руководиителем проводит профориентационную работу уже с начальных классов, а к 9 классу ребята твердо должны сделать свой основной выбор в пользу той или иной профессии.

«Формула выбора профессии.

Задачи урока:

научить составлять профессиональный план;

Методы: беседа, диспут, самостоятельная работа.

Опорные понятия: профессиональный план, профессиональная проба, профессиональная карьера.

Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок – урок обобщения и систематизации знаний. На уроке присутствует психолог. Ребята, как вы думаете, почему на нашем итоговом уроке присутствует психолог? Потому что для правильного выбора дальнейшего профессионального пути нужно знать не только правила выбора профессии, но и важно учитывать психологические качества личности.

Прежде чем перейти к теме урока вспомним классификацию профессий, для этого проведем игровую разминку. Я предлагаю разделиться на команды (что повышает активность учащихся).

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.

Контролёр Редактор Фрезеровщик Пилот Киноартист Радист Фотограф Пекарь

Крановщик Рентгенолог Фармацевт Печник Кондитер Репортёр Фотомодель Повар

Кондуктор Фтизиатор Полевод

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая ( кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, дизайнером, полярником. Основная масса выпускников скорее всего выберет самую обыденную профессию. Давайте выясним, что влияет на наш выбор?

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели урока. Структура урока в виде технологической карты дана в приложении № 1.

2. Изучение нового материала.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. После окончания неполной средней общеобразовательной школы каждому из вас предстоит решить, куда пойти учиться, где продолжить свое образование? От продуманного выбора зависит будущая судьба. Не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы и составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Что такое жизненные планы? О чем вы мечтаете? Какие цели ставите перед собой? Жизненный план – представление человека о желаемом образе жизни человека и путях его достижения(запись в тетради). А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение профессионального плана. Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста(запись в тетради). На столах перед вами лежат личностные профессиональные планы. Что должно быть отражено в профессиональном плане? Ученики предлагают варианты содержания плана. Совместно с учениками приходим к единому правильному варианту содержания профессионального плана

Свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья.

Пути и средства достижения цели (в каких учебных заведениях можно получить нужное образование).

Самовоспитание – программа формирования психологически-важных качеств и укрепления здоровья.

Успешно составленный профессиональный план – фундамент будущей профессиональной карьеры. Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды,благополучия (например: получение более высокого разряда или категории).

Профессиональная проба – непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии. Назовите примеры профессиональных проб лично у вас и у ваших одноклассников.

Как эти правила соотнести к выбору профессии? Ученики совместно с учителем формулируют правила выбора профессии.

Правила выбора профессии.

Знать мир профессий, требования к профессии.

Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья.

Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы.

Врач Учитель Юрист

Гуманность Любовь к детям Честность

Тактичность Гуманность Порядочность

Интуиция Образованность Эрудированность

Ответственность Терпение Тактичность

Сила воли Находчивость Ответственность

Образованность Воспитанность Интуиция

Милосердие Коммуникабельность Ответственность

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают профессию.

Физическая подготовка Физическая подготовкаДисциплина СмелостьРешительность Знание психологии

Знание техники и оружия Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)

Научная формула выбора профессии.

3. Практическая работа.

4. Подведение итогов урока.

Читайте также: