Графическое изображение деталей и изделий 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ещё в древности у людей возникла необходимость передачи информации друг другу. Поэтому появились первые графические изображения. Информацию можно передавать с помощью фотографий, рисунков, чертежей, схем, графиков. Такой изобразительной информацией можно обмениваться между людьми разных национальностей даже не зная иностранных языков.

Любые графические изображения состоят из линий, штрихов и точек. Их можно выполнить вручную (карандашом, тушью и т. п.) или машинным способом. Одним из видов графического отображения формы предмета является черчение.

Чтобы выполнять чертежи необходимо иметь чертёжную бумагу, необходимого формата (формат А4, его размер 297 на 210 миллиметров)

Чертёжные инструменты (необходимый минимум):

  1. Карандаши (твёрдо-мягкий)
  2. Угольник с углами 45,45,90 градусов
  3. Угольник с углами 30,60 90 градусов
  4. Линейка деревянная длиной 300 миллиметров
  5. Циркуль

Чертёж – условное изображение изделия (детали), выполненное с помощью чертёжных инструментов по определённым правилам.

Эскиз – условное изображение изделия (детали), выполненное от руки с указанием размеров.

Технический рисунок это объёмное (3d) изображение, выполненное от руки с соблюдением пропорций.

Некоторые правила выполнения чертежа:

  1. Для того, чтобы создать наиболее полное представление о форме, на чертеже показывают несколько видов детали.
  2. Эти виды можно получить, если посмотреть на деталь с разных сторон.
  3. Все детали и изделия на чертеже вычерчивают в масштабе.
  4. Для выполнения чертежей существуют специальные линии.

Все чертежи выполняются в масштабе. Если деталь (изделие) не помещается на чертеже, применяется масштаб уменьшения (например, 1:2). Если деталь слишком маленькая и ее трудно рассмотреть, применяется масштаб увеличения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Какие документы включают в себя графические изображения.

Выберите правильный ответ:

  1. Наскальные рисунки
  2. Художественная вышивка
  3. Выкройки
  4. Чертежи
  5. Эскизы
  6. Технические рисунки

Правильные ответы – 3;4;5;6

Задание 2. Выберите правильный ответ из ниже приведённых.

Как можно выполнить графическое изображение? Выделите зелёным цветом правильные ответы


Цели урока: ознакомить обучающихся с графическими изображениями: эскизом, техническим рисунком, чертежом, видами детали на чертеже (главный вид, вид сверху, вид слева), линиями чертежа (сплошная толстая основная, сплошная тонкая, волнистая, штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками), понятием масштаба; развивать графическую грамотность, внимание, мышление, произвольную память, воображение; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, любовь к стихотворениям.

Содержимое разработки

Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.

Цели урока: ознакомить обучающихся с графическими изображениями: эскизом, техническим рисунком, чертежом, видами детали на чертеже (главный вид, вид сверху, вид слева), линиями чертежа (сплошная толстая основная, сплошная тонкая, волнистая, штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками), понятием масштаба; развивать графическую грамотность, внимание, мышление, произвольную память, воображение; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, любовь к стихотворениям.

Задачи урока: научить читать несложные чертежи, выполнять эскиз или технический рисунок простой детали.

Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, линейка, циркуль, листы формата А4 или альбом для рисования, простые карандаши.

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку . Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: четверостишие, рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности.Учитель сообщает цели и задачи данного урок Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Слушать меня поторопитесь.

Сегодня я Вас удивлю,

В стихах урок я проведу.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задачи: добиться усвоения изученного материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос в стихотворной форме.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос в стихотворной форме:

Давайте для начала

Мы повторим задания.

Учитель: Что такое древесина?

Ученик: Конструкционный материал.

Учитель: Доска, бревно, горбыль, пластина – всё это…

Учитель: А из чего все парты в классе?

Учитель: А что же делают из шпона?

Учитель: А из древесных волокон?

Мы повторили с вами тему

Всем, кто работал с интересом,

Я плюсики нарисовал.

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с графическими изображениями: эскизом, техническим рисунком, чертежом, видами детали на чертеже (главный вид, вид сверху, вид слева), линиями чертежа (сплошная толстая основная, сплошная тонкая, волнистая, штриховая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками), понятием масштаба; развивать графическую грамотность, внимание, мышление, произвольную память, воображение; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, любовь к стихотворениям.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; теоретически подготовить к работе по чтению простых чертежей, выполнению эскиза или технического рисунка простой детали.

Методы обучения: стихотворная беседа, работа с книгой.

Если ты думаешь, то ты мудрец,

Если творишь, то – творец.

Чтобы, ребята, мудрыми стать,

Нужно основы познать.

А если ещё не лениться –

Можно творить и учиться.

Каждый из Вас разработает вскоре

Нужно немного правил освоить,

В этом, наверно, секрет.

Всё начинается с вашей идеи,

С изображенья её.

В этом нам очень поможет черчение.

Давайте освоим его!

Если ты плоское изображение выполнил от руки,

Значит, эскиз ты детали построил,

Вот на него погляди.

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Ну, а рисунок технический чтобы взять и нарисовать,

Изображение сделай объёмным

И посмотри опять.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Вот подошли мы к основе черчения –

Это, конечно, чертёж.

Чтобы построить изображение,

Ты инструменты берёшь.

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

Это линейка, угольник и циркуль,

А иногда транспортир.

Лист белый формата А4.

Простой карандаш – твой кумир.

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Рамку сначала линейкой мы строим,

Нужно подумать опять.

Слева мы 20 мм отступим,

Снизу и сверху по 5.

Справа отступим 5 мм.

Вот и готова она.

Скажу по секрету,

Что непреступна она.

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Ну, а теперь внутри этой рамки

В правом нижнем углу

Изобразим небольшую табличку,

В которой, конечно, прочту:

Название детали или изделия,

Также её материал,

Ну, и, конечно, вашу фамилию,

Того, кто её создал.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Особое место в этой табличке

Займёт, несомненно, масштаб.

Вы на него обратите внимание,

Он будет этому рад.

Бывают масштабы увеличения –

Это два к одному.

А эта фраза в обратном прочтении

Все цифры укажут размер в миллиметрах.

Какой бы ни был масштаб,

Поставить нужно реальные цифры,

Те, что ты выбрал сам.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Три вида нас будут интересовать:

Вид главный, вид сверху и слева.

Про виды хочу вам сейчас рассказать,

Смотрите и слушайте смело.

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

Вот перед вами деталь,

Спереди я посмотрю,

Главный вид получается.

Слева – вид слева,

Сверху – вид сверху.

Внимание очень помогает человеку.

Располагаются виды вот так.

Внимательным будь и не падай впросак.

Рассмотрим основные линии,

Используемые в чертежах.

Каждая из них важная,

Без них нельзя никак.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Толщина у линии 1 мм.

Она самая толстая,

В этом весь секрет.

Все остальные линии

Тоньше её в два раза.

Я говорю вам сразу.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Рассмотрим теперь линию

Размерные и выносные

Размерные – это со стрелочками,

А выносные выносят их.

Если спросят про них.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

Это линия обрыва.

Её мы карандашиком

Чертёж мы с помощью неё

И из поля зрения

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

Сделает нам видимыми

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Надо центр окружности

В центре только чёрточки

Если сделал правильно,

Если же встречается

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Если ты развёртку изображаешь,

С двумя точками встречаешь.

По этой линии нужно сгибать,

Ну, и объёмной деталь получать.

Вот изучили мы линии с Вами.

Все их запомнить надо, друзья.

Когда чертить чертёж будете сами,

Без этих линий работать нельзя!

Последний вопрос нам надо решить –

С обозначениями разобраться.

Если что-то будет непонятно Вам,

То нужно спросить, не стесняться.

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Циферки на чертеже

Размер укажут в миллиметрах.

Пиши их всё время над линией.

Смотреть надо снизу и справа.

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

А если кружок перечёркнутый встретил,

Значит, окружность ты заприметил,

Значит - это диаметр.

Если все правила эти запомнил,

Всё очень просто:

На него смотришь,

Цифру и слово берёшь.

Как назывался чертёж,

В каком масштабе,

Какой материал ты берёшь,

Как виды выглядят,

Какой они формы,

Сколько их на чертеже,

Конечно же, тоже

На этом пути, вираже.

«Размер один и тот же

Далее можно провести физкультминутку для снятия умственного напряжения. Учитель показывает и проговаривает следующие упражнения, а обучающиеся за ним повторяют.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: развивать графическую грамотность, внимание, мышление, произвольную память, воображение; воспитывать дисциплинированность и аккуратность.

Задачи: научить читать несложные чертежи, выполнять эскиз или технический рисунок простой детали.

Методы обучения: Практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 2 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Необходимо также учесть тот факт, что материал для обучающихся новый, и они впервые сталкиваются с такой формой работы – чертежами.

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л3] на странице 6 и выполняют задание 2 (1, 2, 4, 5).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоритическое составление сценария урока по данной теме. Технологическая карта.

План – конспект урока

• Образовательная: ознакомить обучающихся с графическими изображениями, видами детали на чертеже, правилами чтения чертежа, обучить приёмам выполнения эскиза.

• Развивающая: графическую грамотность.

• Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность, графическую грамотность.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Планируемые результаты обучения.

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

Познавательный интерес к изучению

нового, способам обобщения и

Умение отвечать на вопросы.

Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали.

- Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

- планирование собственной деятельности, оценка

качества и уровня усвоения.

- извлечение необходимой информации из беседы,

- корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап 2 мин.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

-какие породы Вы знаете?

-достоинства и недостатки древесины..
- текстура древесины..

- виды древесных материалов..

-что прочнее при одинаковой толщине фанера или древесина?

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из древесины?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

- типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж,

- о выполнении чертежей деталей

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения :

-показать обучающимся плакат с чертежами деталей из древесины, назвать все линии, имеющиеся па чертежах;

- виды на чертеже, количество видов на чертеже зависит только от сложности детали;

-масштаб (размер указывают действительный вне зависимости от масштаба);

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

- Какие чертёжные инструменты используют для выполнения эскиза?

-В каком случае на чертеже можно изобразить только два вида?

-Чем размерная линия на чертеже отличается от выносной?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия


Текущий инструктаж: во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Перед п.2 сформулировать обучающимся требования, кото­рым должен удовлетворять готовый эскиз или технический рисунок:

1) правильный выбор масштаба;

2) изображение необходимого количества видов детали на эскизе ,

3) рациональное использование поля чертежа;

4) отсутствие ошибок в изображении проекций детали;

5) соблюдение пропорций детали на эскизе или техническом рисунке;

6) чёткость линий графического изображения;

7) соблюдение толщины основных и размерных линий;

8) наличие всех необходимых размеров;

9) правильное обозначение размеров;

аккуратность выполнения чертежа (чистота поля).

Использование презентации рабочей тетради.

п. 1 чтение чертежа (рис.41):

-материал детали- древесина липы;

-чертёж изображён в масштабе М 1 : 2;

-на чертеже изображены два вида: главный и вид сверху;

-габаритные размеры детали — 140 х 60 х 25 мм;

-посередине деталь имеет ось симметрии, относительно ко­торой её верхняя поверхность скошена вправо и влево под углом 8 о ;

-на каждом скосе детали имеются по 3 глухих отверстия диа­метром 10 мм и глубиной 40 мм,

расстояние между которы­ми 20 мм.

(Основные данные о детали ученики заносят в таблицу ра­бочей тетради (п. 1 задания 2).

видов на чертеже

п.2 рассмотреть и выполнить эскиз(технический рисунок) детали; измерить и нанести размеры.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Сможешь ли ты изготовить какую-либо деталь, не имея перед собой её изображения? Конечно же, это почти невозможно сделать.

Любое изделие, как из древесины, так и из металла, состоит из отдельных деталей, которые соединены между собой. Чтобы правильно изготовить деталь, пользуются её графическим изображением в виде эскиза, технического рисунка, чертежа.

В начальной школе ты уже ознакомился с понятиями эскиза и чертежа, основными линиями чертежа. Ты выполнял эскизы и технические рисунки, когда изготовлял несложные изделия из бумаги, древесины, проволоки (ёлочные украшения, дере- -вянные поделки, игрушки из проволоки и др.).

Изображение будущего изделия в виде эскиза, технического рисунка, чертежа называют графической документацией. Рассмотрим виды графических изображений подробнее на примере деталей изделий, которые могут стать твоим творческим проектом.

Эскиз — это изображение, выполненное от руки с указанием размеров (рис. 9).


Технический рисунок так же, как и эскиз, выполняют без чертёжных инструментов, однако он представляет собой объёмное изображение детали, в котором примерно соблюдены пропорции между отдельными её частями (рис. 10, а).


Рис. 10. Технический рисунок домика для птиц (а) и чертежи его деталей (б)


На чертеже (рис. 12) эти виды называются: главный вид 1, или вид спереди, вид слева 2 и вид сверху 3. Их изображают с указанием размеров (в миллиметрах), видимых и невидимых линий.


На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указывают название детали, материал и масштаб изображения.

Рассмотрим основные линии, используемые в чертежах. Контуры детали обозначают сплошными толстыми основными линиями толщиной примерно 1 мм (рис. 13, а), размерные и выносные линии — сплошными тонкими линиями (вдвое тоньше основных) (рис. 13, б). Линии невидимого контура (например, контуры отверстия) изображают тонкими штрихами (длина штрихов 2. 8 мм, расстояние между штрихами 1. 2 мм) (рис. 13, в).

Оси отверстий и оси симметрии изображают тонкой штрихпунк-тириой линией (длина штрихов 5. 30 мм, расстояние между штрихами 3. 5 мм) (рис. 13, г). Тонкой штрихпунктирной линией с двумя точками (рис. 13, д) обозначают линии сгиба на деталях, например из тонколистового металла.


Рис. 13. Линии чертежа: а — сплошная основная; б — размерная или выносная; в — штриховая; г — штрихпунктирная; д — штрихпунктирная с двумя точками

Если изображение детали на чертеже в два раза меньше действительного, то говорят, что чертёж выполнен в масштабе один к двум, и на чертеже делают запись М 1 : 2. Если деталь небольших размеров изображена на чертеже в два раза крупнее, то делают запись М 2 : 1 (масштаб два к одному). То есть масштаб показывает, во сколько раз размеры детали на чертеже уменьшены или увеличены в сравнении с натуральными размерами. Установлены определённые масштабы: для уменьшения — М 1 : 2, М 1 : 4 и т. д., а для увеличения — М 2 : 1, М 4 : 1 и др. Следует помнить, что, несмотря на выбранный масштаб, на чертеже проставляют действительные размеры детали.

Знакомимся с профессиями

Чертежи различных изделий на предприятиях разрабатывают инженеры-конструкторы. До недавнего времени чертежи вычерчивались карандашом с помощью чертёжных инструментов на листах плотной бумаги. В настоящее время чертежи создают с помощью компьютера на экране монитора и затем распечатывают их на специальном приборе — плоттере.

Практическая работа № 2

Чтение чертежа. Выполнение эскиза
или технического рисунка детали из древесины

  1. Прочитай выданный учителем чертёж. Запиши в рабочую тетрадь название детали, материал, из которого она изготовлена, масштаб изображения, количество видов на чертеже.
  2. Рассмотри предложенную учителем деталь и выполни её эскиз или технический рисунок (в зависимости от задания) в рабочей тетради, соблюдая масштаб. Измерь деталь линейкой и нанеси все нужные размеры на эскиз или рисунок.
  3. Если изделие из твоего творческого проекта содержит деталь из древесины, разработай эскиз этой детали в рабочей тетради.

Попробуй выполнить на компьютере эскиз или чертёж несложной детали из древесины.

Новые слова и понятия

Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж); виды: главный, слева, сверху; линии чертежа (основная, размерная, выносная, штриховая, штрихпунк-тирная); масштаб, инженер-конструктор.

Читайте также: