Олжас сулейменов волчата конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы.

развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе;

воспитательная: прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Форма урока: урок-исследование

Ожидаемый результат :

По окончании занятия учащиеся:

Узнают много интересного о жизни О.Сулейменова;

Научатся выражать свою точку зрения;

Смогут определять основную мысль стихотворения;

Научатся анализировать, аргументировать, высказывать свою точку зрения;

Выучат новые слова и обогатят словарный запас;

Узнают много интересного о среде обитания волков.

Ключевые идеи

Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся.

Формы обучения :ф ронтальная, коллективная: групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы обучения : ч астично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный.

Оборудование

Интерактивная доска, слайды по теме, стикеры; карточки с уровневыми заданиями ,видеоролики .

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует учащихся и проводит психологический настрой на урок .

Деление на группы 3 группы по интересам

Мотивационный момент

II. Осмысление

На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

-В конце урока мы еще раз вернемся к ним

Ты, бесспорно,
Вершина природы,
Мой брат,
Человек.
Только где и когда
ты видел
без подножья
вершину? Р. Рождественский.

— Что есть милосердие, разум?

— Где грань дозволенного, где черта, за которой добро оборачивается злом? В чем смысл жизни, в чем истина?

— Как вы определите понятие милосердие?

— Скажите, природа нуждается в нашем милосердии? В чем оно должно проявляться? Бережное отношение

— Когда вы слышите слово природа, ассоциируется ли оно у вас со словами патриот, гражданин?

— О ком идет речь? (О. Сулейменов).

Биография писателя

1. Улпан приготовила краткую информацию о жизни и творчестве О.Сулейменова. Кто же такой Олжас Сулейменов ?

Сейчас О.Сулейменов является постоянным представителем Казахстана в ЮНЕСКО.

Олжас Омарович Сулейменов -поэт,ученый,языковед исследователь,историк,философ,патриот,общественный деятель - политический деятель Казахстана, дипломат. Пишет на русском языке.

Учитель:

По характеру своего дарования Олжас Сулейменов – поэт философского мироощущения.

Для поэзии О.Сулейменова характерен жизнеутверждающий пафос, его стихи напоминают о том, что есть и будут волновать человечество философские вопросы жизни и смерти, добра и зла, цели человеческого существования.

II 1 : Подготовка к изучению новой темы.

О природе, о роли природы писали многие писатели, поэты. Среди них казахский поэт О.Сулейменов.

Работа в группах . Ассоциации.

Краткий анализ ассоциаций

Составление кластера . О.СУЛЕЙМЕНОВ ПРИРОДА ВОЛК

V І.Пробуждение интереса. ВИДЕО

Показ видео-песни о волках.

Вопросы по видеоклипу: О чем идет речь в этом клипе? Как вы думаете о чем и о ком будет наш урок?

Работа в групп ах

1. Ф ольклорист ы . Какая роль отводится волку в устном народном творчестве?

Вспомните русские пословицы, поговорки, устойчивые сочетания, связанные с дикими предками собак.

2 группа Переводчики

. Конкурс знатоков и переводчиков казахских пословиц и поговорок о волке.

Вывод : с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, о пасение за жизнь.

ВЫВОД — И все же слава у этих животных недобрая. Почему?

— Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают на человека, поэтому люди объявили им войн у

V І І. Основная часть

-В своем творчестве Сулейменов обращается к проблемам экологическим

Прослушаем видеозапись исполнения стихотворения самим автором

-Сейчас мы будем анализировать стихотворение. Каждая группа читает отрывок , останавливаться, обсуждает прочитанное, отвечает на вопросы. Чтение стихотворения по частям

Шел человек,
Шел степью долго-долго.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.

-Где шел человек?
-Как вы думаете, куда шел человек и зачем шел?

-А нам это известно?

В густой лощине он увидел волка,
Верней-волчицу,
А вернее-мать

-Какого волка увидел человек?

Она лежала в зарослях полыни,
О ткинув лапы и оскалив пасть,
И з горла перехваченного плыло
Т олками кровь

Густая , словно грязь


Кем
?Кем?Волком?О хотничьими псами?

-Как вы думаете что произошло с волчицей?
к ем она убита?

-Как она погибла?

Слепым волчатам это не узнат ь,
Они
, толкаясь и ворча, сосали
Так странно неподатливую мать.
Голодные волчата позабыли,
Как власно пахнет в зарослях укроп,
Они,прижавшись к ранам,жадно пили
Густую, холодеюшую кравь.
И вместе с ней вливалась жажда мести,
Кому?

Любому. Лишь бы не простить.
И будут мстить,

В отдельности, не вместе
А встретятся - друг другу будут мстить.

-Почему волчатам не узнать, кем убита их мать

-Что они пили вместо молока?
-Как вы думаете, волчата будут мстить, когда подрастут?
-Кому и как будут мстить?

И человек пошёл своей дорогой.
Куда? Зачем?
Нам это не узнать.
Он был волчатник,

Н о волчат не тронул :
волчат уже не защищала мать.

-Почему волчатник не тронул волчат?
-Что этим хотел сказать автор?

IX .Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения.

Условно на какие смысловые части можно разделить стихотворение? Объясните?

Условно стих-е можно разделить на две части. ( Ученики делят стихотворение на две части)

Г) Схема на интерактивной доске.

hello_html_m7693a827.jpg

2 часть –это страшная сцена: голодные волчата пьют густую, холодеющую кровь матери и вмести с ней в них вливается жажда мести.

hello_html_708f3206.jpg

— Нужно всегда помнить, что волк — хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые. Хитрые и осторожные животные. Они вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной

V ІІІ. Словарная работа

лощина — алқап,

волчата — бөлтіректер, қасқырдың күшіктері,

волчатник — охотник за волками,

заросли — ну, қопа,

оскалив пасть — аранын ақситып,

месть — кек, өш.

Нарушение баланса – тепе- теңдіктің бұзылуы

Укроп- действует на волков также как на кошек, одурманивает .

X . Этап закрепление . Г рупповая работа по карточкам.

Задание 1 ДЛЯ ФОЛЬКЛОРИСТОВ

1.Какие мысли и чувства вызвало у автора событие, происходящее в стихотворении?

2.Задание 2 для литературоведов

Она леж а ла в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,

Из горла перехваченного плыла

Толчками кровь,

Густая, словно грязь.

Какие средства образно-художественной выразительности использовал поэт для передачи бессмысленности совершенного кем-то зла?

– Какое зло свершилось?

Один из героев романа похитил у Акбары волчат, чтобы продать на базаре, а деньги пропил. Волчица тосковала по своим детенышам, выла по ночам, не зная, куда излить свое материнское тепло. Трагедия волчицы обернулась человеческим горем. Бостон, отец Кенжеша, которую унесла Акбара, в погоне за ней убил нечаянно сына. Это и была великая катастрофа, это и конец света.
ВЫВОД: Главная идея произведения-нельзя бессмысленно причинять зло окружающей нас природе

XI . Фантастическая добавка . Переводчики

Олжас Сулейменов- величайший поэт , феноменальная личность, стихи которого , переведены на многие языки мира .Его стихи написаны на русском языке ,но каждый его стих передает дух казахов ,голос Великой степи! Қазанбай Галия решила перевести его стихи на казахский язык ,чтобы страна знала своего великого акына.

Көкжал дәурен өтті бастан Әттеген!

Қанмен бірге күшіктердің бойына

Сіңе берді ашу –ыза , Кек деген.

Әлгі кісі кезіп жүрген қиянды

Қас жауы екен қасқырлардың зиянды.

Бірақ та ол Анасынан айырылған

Жетімдерді Өлтіруге ұялды

Литературоведы . Продолж ение стихотворени я .

Если бы я была поэтом, то закончила бы это стихотворение таким образом .

… Волчата ничего не позабыли.
Они росли, отъели зубы, шерсть.
И загоняв сайгу, все так же жадно пили
слепую нерастраченную месть.

Устроено по-волчьи в этом мире,
Порою жизнь дарует чья-то кровь.
И ток крови собой рождает в жилах
сокровище по имени Любовь.

И по весне, когда так тени длинны,
когда жара и все в степи молчат.
Вела подросшая волчица по долине
к воде трех маленьких, полуслепых волчат..

ІІІ.Стадия рефлексии. Диаграмма Венн а . Волк и человек

— О чем предупреждает Лев?

— Человек — вершина природы, но природа — ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя.

— Нет, конечно. Всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря.
ҮІ. Дифференцированное домашнее задание :Составить дома синквейн , хайку, диаманту про волка и волчат

— Что вам дал сегодняшний урок? - Оцените свою работу на уроке по критериям Самооценивание, взаимооценивание(оценочные лис ты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализировать содержание текста, участвовать в диалоге, строить речь логично и последовательно, демонстрировать нормы устной и письменной речи.

Предметно-специфический словарь и терминология:

Волк, волчица, волчата, волчатник, месть, лощина, заросли, оскалив пасть

Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:

Приведу факты о …

Я рад возможности выступить перед …

Мы вместе должны ….

Наши мысли и чувства направлены на …

Следует вывод о ….

Привитие ценностей

Межпредметные связи

казахский язык, география, биология

Навыки использования ИКТ

Видеоролик, презентация, интернет ресурсы

Предварительные знания

Запланирован-ное время

Запланированные задания

Начало урока

Середина урока

Конец урока

Организационный момент

(К) Дети говорят друг другу пожелания, символически

2. Введение в тему урока

Учитель предлагает картинки, просит определить тему




Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке, какие цели мы должны осуществить?

Прочитайте название произведения. Можете ли вы предположить о чем это произведение? Какие ассоциации вызывает у вас слово волк?

3. Предтекстовый этап.

Какие ассоциации возникли у вас после просмотра?

Текстовый этап.

Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание

Задание : прослушайте стихотворения еще раз, ответьте на вопросы. Составьте гору истории, определяя ключевые моменты развития сюжета: вступление, развитие основного действия, кульминация, развязка.

Цели урока:

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: текст стихотворения, презентация Power Point, карточки с уровневыми заданиями.

Эпиграф к уроку:
Ты, бесспорно,
вершина природы,
Мой брат,
человек.
Только где и когда
ты видал
без подножья вершину?
Р. Рождественский

Ход урока

I. Мотивационный этап

— Как вы относитесь к волкам? (опережающее задание, письменно).

Урок начинается с чтение работ учащихся.

— Сегодня речь пойдет о волчатах — героях стихотворения, которое нам предстоит проанализировать.

— Какие ассоциации вызывает слово волк?

Составляем кластер на интерактивной доске


Ребята, вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с волками

(С волками жить — по-волчьи выть. Волков бояться — в лес не ходить. Отольются волку овечьи слезы. Волк в овечьей шкуре. Волка ноги кормят и др. написаны на интерактивной доске).

Конкурс на звание лучшего знатока и переводчика казахских пословиц и поговорок. (Пословицы и поговорки на интерактивной доске).

Бөрі баласын асырағанмен ит болмас (Сколько не корми волчонка? Он собаку не заменит).

Жарлының жалғыз қозысын қасқыр жейді. (Волк из всей отары выбирает единственного ягненка бедняка).

Кәрі қасқыр қвапқанға түспейді. (Старого волка в капкан не заманишь).

Иттің ұлығаның бөрі естімес. (Вой собак вол пропускает мимо ушей).

Вывод: с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, спасение за жизнь.

— И все же слава у этих животных недобрая. Почему?

Выступают биологи, рассказывают о семействе собачьих, где обитают, как охотятся.

— Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают на человека, поэтому люди объявили им войну.

II. Операционно-деятельностный этап

Детенышам волчицы посвящено стихотворение известного поэта. Определим имя поэта. Учащиеся читают на интерактивной доске.

— Он был геологом, исследователем земных недр.

— Он тюрколог и славист в оном лице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как вы думаете счастлив ли главный герой поэмы-слепой музыкант.

С помощью чего выражает свое чувство, к счастью?

I .Объяснение нового материала

1.Рассказ учителя о жизни и творчестве О.Сулейменова.

2.Учащиеся записывают в таблицу новую для него информация.

-Какие ассоциации вызывает слово волк. Составляем кластер.






Волк



Слова учителя: С волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, опасение за жизнь.

II .Закрепление материала

-Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?

-Как вы думаете, какие мысли и чувства вызывала она у волчатника?

-В чем нарисованная поэтом трагедия?

-Почему не назвал в стих – нии ее истинный виновник?

-Какова главная мысль стих-ния?

4.Условно стих-е можно разделить на две части.

Заботливая мать волчица



жизнь зло смерть -смерть





Другие хищники люди (охота, забота)

2 часть –это страшная сцена: голодные волчата пьют густую, холодеющую кровь матери и вмести с ней в них вливается жажда мести.

Волчатник не тронул



добро –жизнь -зло –смерть


III . Дискуссия. Разделить класс на 2 группы –защитники-противники волков.

Можете ли вы сказать -почему люди

что-то в защиту этих волков? Преследуют волков?

VI . Итог урока. Диаграмма Венн.

Разрушает мир природы, уничтожает его, а в будущем себе

Пытается отстоять свое право на существование, сохранить потомство, продолжить род

Человек –вершина природы, но природа –ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя. Дети природы в борьбе за выживание не жалеют друг – друга. Живите с чувством любви к природе, к людям, к родным местам. Будьте достойными гражданами страны. Вспомните известные вам пословицы, поговорки об этом сером хищнике.

VII . Д/З: Напишите сценарии фильма о жизни волков.

Краткосрочный план

урока литературы

Джайлаубаевой

Мырзахановны

Урок литературы в 8 классе

Цель урока: Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы.

Задачи урока:

  • Помочь детям увидеть, почувствовать красоту языка Олжаса Сулейменова через его произведения.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать навыки работы в составе малых групп.
  • Развивать навыки исследовательской работы и познавательного интереса
  • Способствовать развитию критического мышления, обмен идеями.

Знакомство с творчеством О.Сулейменова, формирование у учащихся коммуникативных навыков через групповую форму работы.

Задачи урока:

Урок изучения нового материала

Ожидаемый результат обучения

Ключевые идеи

По окончании занятия учащиеся:

Методы обучения

Внедрение и интеграция семи модулей программы Кембриджского университета активизирует мыслительную деятельность и мотивирует учебную деятельность учащихся.

Формы обучения

  • Фронтальная,
  • коллективная: групповая, парная,
  • индивидуальная,
  • самостоятельная работа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

1. Организационный момент

Атмосфера в классе

Учитель создает ситуацию успеха

Психологический настрой на урок

Действия преподавателя и учеников

Преподаватель приветствует учащихся и проводит психологический настрой на урок

Преподаватель раздала стикеры – красные, зелёные, жёлтые. Они рассаживаются по цветам. 1 группа –жёлтые (слабые)

2группа - зелёные (средние)

3 группа – красные (сильные, одарённые)

2. Основная часть

Постановка темы и целей урока.

Слово учителя. Показ слайдов приготовленных одарённымиучащимися

Внимательность, усидчивость, взаимоуважение.

В романе можно выделить три основные сюжетные линии:

1-это судьба пары волков- Акбары и Ташчайнара.

2-это судьба Авдия Каллистратова.

3-это судьбы Базарбая,Бостона и

Необдуманный поступок Базарбая

стал причиной многих бед.Волки

начали мстить людям:они задрали

много овец и даже набрасывались на людей.

Показ второго слайда.

3. Подготовка к изучению новой темы.

Обмен идеями в группах. Работа в группах

Знакомство с краткими биографическими данными, библиографическими данными О.Сулейменова. (слайд приготовил Кенжебаев М)

Обменяйтесь своими версиями предполагаемого содержания. Кто хотел бы озвучить свои идеи в группе?

ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже

Знакомит учащихся с биографией и библиографией поэта. Презентация слайдов.

ние, выслушиваниемнений других

Краткий анализ ассоциаций (Волчата-обитают в лесах, степях. Они маленькие, злые, голодные,)

4. Работа в группах Работа в группах Работа в группах 5 Задание №1 Комфортная обстановка для активного взаимодей 5 мин. Задание № 2 мин. Вниматель 1 группа – Работа с портретом (описание портрета поэта) ствия преподавателя с учащимися. 1 группа – Нарисуйте волка. Напишите ответы на вопрос: Какой волк в жизни? Свободный обмен мнениями. ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь. 2 группа – Что знаете о волках? Где живут? Чем питаются? и т.д. 2 группа – Какие фильмы, мультфильмы, сказки о волках вы смотрели или читали? Напишите как можно больше. 3 группа – Какие произведения О.Сулейменова вы знаете? 3 группа – Какие произведения литературы и живописи вы знаете? Напишите. Защита работы на местах. Лидеры групп выходят и защищают групповую работу . Просмотр остальных слайдов о волках в жизни и в сказках.

4. Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

Комфортная обстановка для активного взаимодей

1 группа – Работа с портретом (описание портрета поэта)

ствия преподавателя с учащимися.

1 группа – Нарисуйте волка. Напишите ответы на вопрос: Какой волк в жизни?

Свободный обмен мнениями.

ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь.

2 группа – Что знаете о волках? Где живут? Чем питаются? и т.д.

2 группа – Какие фильмы, мультфильмы, сказки о волках вы смотрели или читали? Напишите как можно больше.

3 группа – Какие произведения О.Сулейменова вы знаете?

3 группа – Какие произведения литературы и живописи вы знаете? Напишите.

Защита работы на местах.

Лидеры групп выходят и защищают групповую работу . Просмотр остальных слайдов о волках в жизни и в сказках.

Чтение стихотворения по частям

Показ и работа со слайдами

Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера.

  • Работа над произношением. Учащиеся правильно произносят словосочетания.
  • Вспомнить средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты…)
  • Словарная работа.

ность учащихся, активность, взаимоуважение, взаимоподдержка, взаимопомощь.

Беседа по содержанию

7. Работа в группах

8. Итог урока

Активность чащихся, внимательность, дружеская атмосфера.

  • Кто шел по степи?
  • Кого он увидел?
  • Как лежала волчица?
  • Как сосали волчата свою мать?
  • Почему волчатник не тронул волчат?

Сплоченность групп, активность, взаимоподдержка, взаимопомощь.

9.Последующее

Проведение небольшого диспута

Самооценивание, взаимооценивание (оценочные листы) Суммативное оценивание учителем

2 -группа Человек прав в том, что не

тронул волчат. Почему?

Выразительное чтение стихотворения

3 -группа Человек не прав в том, что

оставил волчат живыми.

Нарисовать рисунок к стихотворению

Чтение мнений каждой группы.

1 группа оценивает работу 2 и 3 групп

Интеграция семи модулей

Интеграция семи модулей

Какие задания использовала и стратегии предприняла Ассоциации Создание атмосферы сотрудничества Саморегуляция Знаю Хочу знать Узнал Обучение КМ Новые подходы Работа в группах Кластер Диалог Обмен идеями Обуч.талантливых Дискуссия Групповая презентация тьютеры Оценивание Поощрение групп Оценщики Возрастные особ. Взаимооценивание ИКТ Самоценивание Лидерство Интернет- ресурсы Задания с учётом Возрастных особенностей Иллюстрации Мультимедиа презентация Лидеры групп

Какие задания использовала и стратегии предприняла

Работа в группах

Задания с учётом

Эпизоды урока

Эпизоды урока

Самоанализ урока

По данному уроку следует отметить, что цель, которую я преследовала достигнута. Интеграция модулей позволила создать благоприятные условия для эффективного обучения на уроке.Ученики выполнили все запланированные задания. Научились слушать и слышать друг друга. Старались сообща выполнять групповые задания, взаимообучая и поддерживая. Хорошо подготовили и представили презентацию талантливые учащиеся. Многие учащиеся проявили лидерские качества при работе в группах, которая была использована н а различных этапах урока . В течение урока использованы следующие направления и модули: новые подходы в преподавании и обучении, обучение диалогу, сотрудничество, формативное и суммативное

Читайте также: