Общество и природа обществознание конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

влияние (позит ивное и негативное ) человека и общества на приро ду.

I . Мотивация у чебной деятельност и учащихся (интересное, необыч ное

начало урока, п овышающее мотива цию учебной деят ельности школь ников).

• Какие чувства, эмоции испыт ывает поэт в осенни й день?

• Природа способна вл иять только на конкретного человека или на

• Эта связь систематична или способна проявляться тольк о в ко нкрет ных

Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рассматр ивать тему

Постановка учебной задачи урока с помощью метод ического приёма

Учебная задач а: Определить роль п рироды в жизн и общества.

Философ Микаэл Л азаревич Налба ндян (1829 - 1866) сказал следующее:

«В мире нет ничег о, что совершилось бы против законов природы. То, что

• Общество спос обно развиваться по об ъективным зако нам природы?

• Можно ли познав законы развит ия природ ы опре делить п ут и и

Что же такое природа? Заглянём в Словарь С.И. Ожигова Одно из

значений сл ова природа: «Всё существующее во вселенной органичес кий и

Природа – это то из чего р ожд ается сам человек, а значит и общество. Во

взаимоотношен ии с природой человек реализует две свои у н икальные

способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает

Итак , природа – это совокупность естествен ных условий су ществ ования

Как же понимали философы разных исто рических эпох

взаимоотношен ия человека, общества и природы. Давайте рассмотрим

Античная философия космоцентрична, космос понимается как

неразделённость природы и человека. Г реческие философ ы не

противопоставляли прир оду человеку. Благая жизнь мы слится не иначе, как в

Средневековая христианская философия понимает п р ироду как звено

лестницы, которое связывает Б ога и человека. Чел овек, развивая свои

духовные сил ы, стремится к воз выше нию над пр иродой. Иног да дело дохо ди

до умерщвления плоти. В глобаль ном масштабе человек эпохи средневек овья

не меньше, чем человек а нтичности, подч инён природны м закономерн остям

В новое время природа стан овится объектом научного ис следования и ареной

активной практической деятельности человека, масштабы которой постоя нно

нарастают. При рода понимается как объект приложения сил человека в

В XX веке на фоне превращ ения деятельности человек а в планетарную силу,

способной как созидать, так и разрушать, русским мыслителе м

В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле - Руа

вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область гос подства

разума. И меетс я в виду, что в XX век единство п рироды и человека достигло

нового качественно го у р овня. Теперь человек должен руководить ходом

природных п роцессов. И делать это сл едует на основе разума.

в широком смысле – окружающий в узком см ысле - природа

нас мир во всём б есконечном как биосфера нашей планеты

многообразии проявлений земная оболочка, охв аченная

3. Взаимоотношения общества и природы . Экологические проблемы.

Ученики получили опережающ ие за дания, для выполнения которых

1. Доказать, что деятельность человека и общества - пр и чина

2. Доказать, что челов ек и общество жерт ва природных явлен ий.

Защита творческой работы учащихся с помощью методического приё м а

2. Представить результаты работы по следующей схеме: тезис— факты

3. Учащиеся(слуш атели могут за дать не более 3 вопрос ов.

4 . Обобщение р аботы учащихся учи телем, запись основ ных выводов:

• природа – кладовая р ес урсов, н ео бходимых человеку в

производственн ой деятельности и повседневн ой жизни;

• природа – естестве нная основа жизн едеятельности людей;

• природа выступает для человека в естественно - матери альном и

7. Закрепление изученного м атериала «Мет од неоконченных

• природа выступает для чел овека в следующи х аспектах -

Выразите своё отношение к теме сего дняшнего урока.

Представьте, что вы надели шляпу, но не простую, а определённого цвета и

Жёлтая шляпа - гд е можно приме нить получен ные знания (пр огноз).

Синяя шляпа – на какие новые вопросы вы хотели бы найти

Красная шляпа – ка кие эмоции, чувства вы испытываете.

1. Прочитайте с ообщение о событиях а преля 2010 год а.

Серьезные последствия угрожают при лега ющей к США части Мекс иканского з а лива

в результате возникшей после вз рыв а на буровой платформе Deepwa ter Horizon

компании British Petroleum и продолжающейся уже более недели утечки сырой нефти.

Взрыв на одной из кр упнейших в мире и находившейся в 210 километрах к юго -

востоку от Нов ого Орлеана (штат Луизиана, США) плавуче й платформе произошел 20

апреля 2010 года. В результате без вести пропали 11 рабочих, а в Мексиканский залив

попало огромное количество нефти. Более того, нефтяное пятно в Мексиканском

заливе постоянно увеличивается. В резуль тате аварии ежедневно в Мексиканский

залив выливается 5 тысяч баррелей нефти. Специалистам пока не удается прекратить

утечку нефти, п родол жающуюся на глуби не 1,5 км. На поверхности океана в месте

катастрофы уже разлилось пятно дл иной 128 км и шириной 68 км, которое движется в

сторону п обере жья США. Работы по устранению утечки нефти в Мексик а нском

заливе с использованием роботизированных погружаемых аппаратов могут занять

месяцы, отмечают специалисты. Власти США могут применить к он тролируемое

выжигание нефтяного пятн а , распространяющегося в Мексиканском з аливе. Эти

действия не допустят дальнейшего распространения нефтяных п я тен , но создадут

угрозу экологии, в частности, они могут прив ес ти к загрязнению воздуха.

Распространяющееся к побережью США нефтяное пятно создает угрозу пляжам и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету.

3. Показать учащимся тесную связь общества и природы

Формы организации деятельности учащихся:

Тема урока: Общество и природа.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: урок постановки УЗ.

Форма проведения урока: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии.

Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету.

Показать учащимся теснейшую взаимосвязь общества и природы.

Формы организации деятельности учащихся:

Оборудование урока:

Ход проведения урока:

I. Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).

II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.

Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?

О каких явлениях говорит автор произведения?

Каким общим словом можно назвать данные явления?

Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?

IV. Постановка учебной задачи урока.

Учебная задача: Определить роль природы в жизни общества.

V. Изучение нового материала

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.

Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.

В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.

В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общество и природа"

Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.

Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.


Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума - способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье. По крайней мере, в христианской Европе.

И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.


Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.


Человек - одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.

Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.


А наша атмосфера - это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.


И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду - абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан - колыбель всего живого, а значит, и человека.

Литосфера - верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы - почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.


Сфера существования живых организмов - биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.


Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!

Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание - например, район теперешней Сахары - пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.

Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.


Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда. Многие историки объясняют это необходимостью объединения усилий для поддержания в порядке оросительной системы. Каналов, плотин, дамб. Нужна была сильная, даже жёсткая власть. Чтобы организовать совместный труд, заставить действовать не только в личных, но и общественных, общегосударственных интересах. У правителей сосредотачивались такие полномочия, которые превращали их в деспотов. Их власть поддерживалась и авторитетом религии. На протяжении длительного времени - это был самый сильный авторитет.


А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами - городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия. В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.

Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.


Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 - 1918, 1938 - 1939, 1990 - 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.


Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.

К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.

Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Общество и природа.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: урок постановки УЗ.

Форма проведения урока: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии.

Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету.

Показать учащимся теснейшую взаимосвязь общества и природы.

Формы организации деятельности учащихся:

индивидуальная; фронтальная; дифференцированная.

Ход проведения урока:

I. Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности обучающихся).

II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.

Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?

О каких явлениях говорит автор произведения?

Каким общим словом можно назвать данные явления?

Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?

IV . Постановка учебной задачи урока.

Учебная задача: Определить роль природы в жизни общества.

V . Изучение нового материала

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.

1.Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

2.Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.

3.В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.

4.В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.

Природа – это многообразие окружающего мира, как на Земле, так и во Вселенной.

4 . Организация дифференцированной самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (продолжите запись мини-лекции, проанализировав текст учебника и обобщив его, сделайте записи в тетради).

5. Обобщение работы учащихся учителем, запись основных выводов:

природа – естественная среда обитания человека;

природа – кладовая ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности и повседневной жизни;

природа – естественная основа жизнедеятельности людей;

природа выступает для человека в естественно - материальном и духовно - эстетическом аспектах.

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе.

Первой из подобных революций стала аграрная революция . Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают ремесла, развивается торговля.

2.Следующей техногенной революцией была промышленная (индустриальная) революция. Ее начало приходится на век Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, в развитии крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Индустриальная революция способствовала росту и развитию крупных городов – мегаполисов, развитию новых видов транспорта и связи, упрощению контактов между жителями разных стран и континентов.

Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы.

Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций.

Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе.

Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.

Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Глобальные проблемы человечества – это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты. В значительной степени эти проблемы представляют угрозу для выживания планеты Земля, для сохранения ее биосферы, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран.

К глобальным проблемам человечества относятся следующие проблемы:

1. Экологическая проблема – разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания.

2. Угроза термоядерной войны – гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий.

3. Демографическая проблема – неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, при одновременном уменьшении населения в развитых странах.

4. Кризис условий выживания человека – истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой (пресной) воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на то, что в условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный, общемировой характер. Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров.

Однако уже на данном этапе можно сделать следующие выводы:

1. решение глобальных проблем требует усилий всех стран мира;

2. необходимо переориентировать людей с мирских, утилитарных ценностей на ценности духовные;

3. следует ограничить производство и потребление, целью человека должно стать духовное самосовершенствование.

Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Негативное влияние деятельности человека на окружающую среду негативно сказывается на его собственном здоровье. Согласно современной статистике, более 80 % заболеваний связано с тем, чем мы дышим, какую пьем воду и по какой почве ходим.

Патологические состояния, появившиеся под влиянием факторов среды:

1. отравления 2. аллергические реакции 3. онкологические заболевания

4. наследственные заболевания 5. врожденные аномалии.

Способы защиты природы:

1) нужно сделать наше производство и земледелие безвредными. Необходимо прекратить засорять землю и воздух, остановить ядовитые стоки; не устраивать свалки, а перерабатывать мусор.

2) Сохранять естественную природу. Создавать национальные парки, строить заказники, обустраивать заповедники.

3) Создать безопасные условия для собственного существования. А для этого нужно полностью изменить мировоззрение людей, привить им экологическую культуру, которая невозможна без культуры общей. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.

С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.

в широком смысле природа это –

в узком смысле природа –

природа выступает для человека в двух аспектах –

для меня природа –

Человек и природа или же природа и человек? Сегодня я думаю необходимо поставить знак равенства между этими понятиями. Ведь человек - это часть природы, это целое которое нельзя разъединить. Я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем уроке попытался это понять, осмыслить, проанализировать.

2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.

3. Развитие у детей логики, мышления.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.

“Коля вставай быстрее! - торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.

- Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля - Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?

- Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.

- А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста - реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.

Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?

Определение целей урока.

3. Открываем новые знания.

В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования - общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).

Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?

Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т.е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.

Человек и природа (вопросы на экране).

Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?

Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.

Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес. постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.

4. Подводим итоги (ответы учащихся).

У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).

5. Решаем задания (на экране высказывания).

Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”

“Культура – есть вторая природа” (Гегель).

“Наша земля - это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).

“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).

“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).

6. Групповая работа.

Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).

В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.

Читайте также: