Пересечение прямой с плоскостью 10 класс погорелов конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Приветствую вас на уроке Уроки №15-16 26.10.17г. Девиз урока Успешного усвоения учебного материала Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме. М.В.Ломоносов.

26.10.17 Закрепление нового материала КР Параллельность прямых, прямой и плоскости. Глава I. §1, пп.4-6

Цели урока: Рассмотреть случаи взаимного расположения прямых, прямых и плоскостей в пространстве. Дать определение параллельных прямых в пространстве, параллельных прямых и плоскостей. Формировать навык применения знаний теории при решении задач.

1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала

Прямая АВ 1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала

Прямая АВ 1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала Прямая КМ

Прямая АВ 1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала Прямая КМ Прямая с

Прямая АВ 1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала Прямая КМ Прямая с Плоскость

Прямая АВ 1. Назовите фигуры на чертеже: А В К М а) б) в) с г) д) N P S Повторение теоретического материала Прямая КМ Прямая с Плоскость Плоскость NSP или плоскость

Повторение теоретического материала Аксиома 1. Через любые … …, не лежащие на одной прямой, … плоскость и притом … … .

Повторение теоретического материала Аксиома 1. Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость и притом только одна

Повторение теоретического материала Аксиома 2. Если две точки прямой … в плоскости, то все точки прямой … в этой плоскости.

Повторение теоретического материала Аксиома 2. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости.

Р Повторение теоретического материала Если две плоскости имеют … … , то они имеют … …, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

Р Повторение теоретического материала Если две плоскости имеют общую точку , то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.

Повторение теоретического материала Следствие 1 из аксиомы А1: Через прямую и … … на ней точку … плоскость и притом … одна. а А

Повторение теоретического материала Следствие 1 из аксиомы А1: Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость и притом только одна. а А

Повторение теоретического материала Следствие 2 из аксиомы А1: Через две … прямые проходит … и притом … одна. а

Повторение теоретического материала Следствие 2 из аксиомы А1: Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна. а

Введение теоретического материала Две прямые на плоскости: Имеют … точку Не имеют … точек Прямые … Прямые …

Введение теоретического материала Две прямые на плоскости: Имеют общую точку Не имеют общих точек Прямые пересекаются Прямые параллельны

Введение теоретического материала Определение: Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не имеют … … . а b

Введение теоретического материала Определение: Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не имеют общих точек а

Введение теоретического материала Определение: Две прямые в пространстве называются параллельными, если они … в … плоскости и … … . а

Введение теоретического материала Определение: Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются. а а ║b

Введение теоретического материала Аксиома ( … ) Через любую точку плоскости, не … на данной прямой, … …, параллельная данной, и притом … … . а b a…b А

Введение теоретического материала Аксиома параллельных прямых Через любую точку плоскости, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна. а b а║b Прямая а единственная! А

Введение теоретического материала Теорема: Через любую точку …, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, … данной, и притом … одна. а М

Введение теоретического материала Теорема: Через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна. а b а║b, М Прямая b - единственная Доказательство теоремы на стр.9

Введение теоретического материала Опр.1: Два отрезка в пространстве называются параллельными, если они … на …прямых. а b а║b А В С D

Введение теоретического материала Опр.1: Два отрезка в пространстве называются параллельными, если они … на …прямых. а b а║b А В С D

Введение теоретического материала Задача. Запишите отрезки, параллельные отрезку АВ.

Введение теоретического материала Задача. Максимум – 3 балла Отрезку АВ параллельны: отрезки: А1В1, D1С1, DС.

Введение теоретического материала Опр.2: Два луча в пространстве называются параллельными, если они … на … прямых. а║b А

Введение теоретического материала Опр.2: Два луча в пространстве называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. а║b А

Введение теоретического материала Опр.3: Отрезок и луч в пространстве наз. параллельными, если они … на … прямых. а а║b А В С D

Введение теоретического материала Опр.3: Отрезок и луч в пространстве наз. параллельными, если они лежат на параллельных прямых. а а║b А В С D

Введение теоретического материала Задача. Параллельны: а) лучи: б) отрезки: в) прямые: г) прямая … и отрезок: … Запишите параллельные отрезки, лучи и прямые на чертеже:

Введение теоретического материала Задача. Найдите параллельные отрезки, лучи и прямые на чертеже: Параллельны а) лучи: DC и ЕF, СD и ЕF, СD и FЕ. DC и FЕ, Максимум – 4 балла

Введение теоретического материала Задача. Найдите параллельные отрезки, лучи и прямые на чертеже: Параллельны: б) отрезки: DC и ЕF Максимум – 1 балл

Введение теоретического материала Задача. Найдите параллельные отрезки, лучи и прямые на чертеже: Параллельны в) прямые DC и ЕF Максимум – 1 балл

Введение теоретического материала Задача. Найдите параллельные отрезки, лучи и прямые на чертеже: Параллельны: г) прямая а и отрезок АВ; прямая CD и отрезок FE; прямая FE и отрезок CD Максимум – 3 баллa

Плоскость можно задать: … … … …

Плоскость можно задать: … … … 3 точками, не лежащими на одной прямой

Плоскость можно задать: … 3 точками, не лежащими на одной прямой прямой и не лежащей на ней точкой …

Плоскость можно задать: … 3 точками, не лежащими на одной прямой прямой и не лежащей на ней точкой двумя пересекающимися прямыми

Плоскость можно задать: 3 точками, не лежащими на одной прямой прямой и не лежащей на ней точкой двумя пересекающимися прямыми двумя параллельными прямыми Максимум 4 балла

Взаимное расположение параллельных прямых и плоскости Лемма. Если одна из двух параллельных прямых … плоскость, то и другая прямая … эту плоскость

Введение теоретического материала Взаимное расположение параллельных прямых и плоскости Лемма. Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость Доказательство леммы на стр.10

Взаимное расположение трёх параллельных прямых на плоскости Если то а с b

Сформулируйте подобное утверждение для трёх прямых в пространстве Взаимное расположение трёх параллельных прямых на плоскости Если то а с b

Взаимное расположение трёх параллельных прямых в пространстве Если то а с b Доказательство леммы на стр.10 Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны

Взаимное расположение прямой и плоскости Давайте порассуждаем: а b Две прямые а и b параллельны. Прямая b лежит в плоскости . Сколько общих точек может иметь прямая а с плоскостью ?

Взаимное расположение прямой и плоскости … общие точки … общая точка … общих точек

Взаимное расположение прямой и плоскости Две общие точки Одна общая точка Нет общих точек Максимум-3 балла

Опр. Прямая и плоскость наз. параллельными, если они не имеют … … . Введение теоретического материала Взаимное расположение прямой и плоскости а

Взаимное расположение прямых и плоскостей Опр. Прямая и плоскость наз. параллельными, если они не имеют общих точек. а Приведите примеры параллельных прямых и плоскостей в окружающей нас обстановке

Взаимное расположение прямых и плоскостей Опр. Прямая и плоскость наз. параллельными, если они не имеют общих точек. а Можно ли использовать данное определение для доказательства факта параллельности прямой и плоскости

Как вы думаете будут располагаться прямая а и плоскость ? Взаимное расположение прямых и плоскостей Смоделируйте ситуацию на моделях прямых и плоскостей: 1) прямая а, не лежит в плоскости , 2) она параллельная прямой b, лежащей в плоскости . а b

Взаимное расположение прямых и плоскостей Теорема- признак параллельности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в плоскости, параллельная какой – нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, она параллельна данной плоскости а в

Взаимное расположение прямых и плоскостей Теорема- признак параллельности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в плоскости, параллельная какой – нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, она параллельна данной плоскости а b Доказательство теоремы на стр.12

Смоделируйте ситуацию на моделях прямых и плоскостей: Плоскость проходит через прямую а, которая параллельная плоскости . 2)Плоскость пересекает плоскость Взаимное расположение прямых и плоскостей Как вы думаете будут располагаться прямая а и линия пересечения плоскостей ?

Важные утверждения: 1. Если плоскость, проходит через прямую, параллельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей … данной прямой Взаимное расположение прямых и плоскостей

Важные утверждения: 1. Если плоскость, проходит через прямую, параллельная другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой Взаимное расположение прямых и плоскостей

Смоделируйте ситуацию на моделях прямых и плоскостей: 1) Прямые а и b параллельны 2)Прямая а параллельная плоскости . Взаимное расположение прямых и плоскостей Как вы думаете могут располагаться прямая b и плоскость ?

Введение теоретического материала Взаимное расположение прямых и плоскостей Важные утверждения: 2. Если одна из двух параллельных прямых, параллельна плоскости, то другая прямая либо … данной плоскости, либо … в этой плоскости. либо а в а в

Введение теоретического материала Взаимное расположение прямых и плоскостей Важные утверждения: 2. Если одна из двух параллельных прямых, параллельна плоскости, то другая прямая либо параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости. либо а в а в

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Прочитайте задачу. Что дано в задаче? Запишем условие задачи с помощью символов.

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Дано: Решение: Заполняем пропуски в условии

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Дано: Решение: Выполняем чертёж Максимум - 1 балл

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Дано: Решение: Что имеем, если прямая с пересекает прямые а и в? Максимум - 1 балл

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Дано: Решение: Проговорите, а затем запишите словесное решение задачи

Формирование навыков решения задач Стр.13,№16 Дано: Решение: Так как по условию прямая с пересекает прямые а и b, значит точки пересечения прямых лежат в плоскости и по А2 прямая с лежит в . Максимум - 1 балл

Формирование навыков решения задач Стр.13,№17 Прочитайте задачу. Что дано задаче? Запишем условие.

Формирование навыков решения задач Стр.13,№17 Дано: М- середина ВD N-середина DC Q-середина AC P-середина AB AD=12 cм ВС=14см. Найти: РMNQP Решение: Рис.17

Формирование навыков решения задач Стр.13,№17 Дано: М- середина ВD N-середина DC Q-середина AC P-середина AB AD=12 cм ВС=14см. Найти: РMNQP Решение: Что нужно знать, чтобы найти искомый периметр? Как найти требуемые величины? Что нужно использовать?

Формирование навыков решения задач Стр.13,№17 Дано: М- середина ВD N-середина DC Q-середина AC P-середина AB AD=12cм ВС=14см. Найти:РMNQP Решение: 1)NQ – средняя линия ∆ АDС. Какие сведения о средней линии нам нужны?

Решение: 1)NQ-средняя линия ∆ АDС: Формирование навыков решения задач Стр.13,№17 Дано: М- середина ВD N-середина DC Q-середина AC P-середина AB AD=12 cм, ВС=14см. Найти:РMNQP Аналогично найдите остальные стороны МРQP

Стр.13,№17 Дано: М- середина ВD N-середина DC Q-середина AC P-середина AB AD=12 cм, ВС=14см. Найти:РMNQP Решение: 1)NQ-средняя линия ∆АDС: 2)МР-средняя линия ∆АDВ: 3)МN-средняя линия ∆CDВ: 4)PQ-средняя линия ∆АBС: Ответ: 26см Максимум - 3 балла

Итоги урока 1. Прямая и плоскость могут не иметь … точек, иметь … общую точку, либо все точки прямой являются … … точками.

Итоги урока 1. Прямая и плоскость могут не иметь общих точек, иметь одну общую точку, либо все точки прямой являются их общими точками.

Итоги урока 2. Через три точки можно провести либо … плоскость, либо … множество плоскостей.

Итоги урока 2. Через три точки можно провести либо одну плоскость, либо бесконечное множество плоскостей.

Итоги урока 3. Две плоскости либо не … … точек, либо имеют общую … .

Итоги урока 3. Две плоскости либо не имеют общих точек, либо имеют общую прямую.

Оцените свое настроение по итогам урока: Все понятно Остались некоторые вопросы Требуется помощь Ваша самооценка за урок…

Подводим итоги урока: 1 уровень: Вы понимали все, что предлагалось на уроке. Все теоремы и определения понятны, рассмотренные вопросы усвоены, отличный результат. 2 уровень: сегодня некоторые вопросы остались непонятыми, неплохой результат. Рекомендации: Материал каждого урока разбирать по конспекту урока на сайте.

Д.Р №8 на 09.11.17 1. Теория: Разобрать конспект урока. Выучить формулировки опр. и теорем §1, стр.9-12. Стр.31, вопросы 1-7. 2. Практика. Стр.13, №21,22, 26 Дополнительные задачи с ответами Справочные материалы: таблицы, решения задач

Дополнительные задачи для устной работы

Справочные материалы: таблицы, решения задач

Формирование навыков решения задач Задача** Постройте возможные точки пересечения прямых с плоскостями граней куба.

Формирование навыков решения задач Постройте возможные точки пересечения прямых с плоскостями граней куба.

Формирование навыков решения задач Задача** Постройте возможные точки пересечения прямых с плоскостями граней куба.

Формирование навыков решения задач Постройте возможные точки пересечения прямых с плоскостями граней куба.

1).Неверно. Прямые не пересекаются, они не лежат в одной плоскости 2).Неверно. Прямые не пересекаются, они не лежат в одной плоскости

Прямая и плоскость могут иметь: Взаимное расположение прямой и плоскости P а А В а Одну общую точку Две общие точки Не иметь общих точек

Краткое описание документа:

Электронный конспект урока представляет из себя полное изложение урока с комментариями учителя и его вопросами по мере изложения материала.

Конспект содержит проверку домашней работы, оценку выполнения которой дают сами обучающиеся и экспресс- опрос по изучаемой теме (письменный или устный), целю которого является или закрепление пройденной теории или проверка знаний, обучающихся (свои ответы- пропущенные в заданиях слова или словосочетания, учащиеся записывают на специально подготовленных карточках, что экономит время проведения таких проверочных работ).

Традиционное объяснение нового материала учителем заменяется совместным процессом познания, в котором активно используется учебник, как теоретическая его часть, так и разобранные примеры решения заданий.

В течение всего урока за самостоятельное выполнение отдельных заданий или части этих заданий, учащиеся получают баллы, критерии постановки которых разрабатываются по количеству включаемых в блок заданий.

Средний результат по уроку выставляется в качестве одной из оценок за урок.

Электронный конспект урока вывешивается на сайте учителя сразу по прохождению урока и ученику предоставляется уникальная возможность просмотреть этот конспект дома, разобрать непонятые моменты, которые на уроке казались понятными.

Урок на сайте позволяет ученикам, пропустившим его, изучить материал самостоятельно.

Метапредметные: уметь устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентация в жизненных ролях и межличностных отношениях (формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку)

Регулятивные: уметь поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено; уметь планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков Оборудование: конспект, учебник, доска, чертёжные принадлежности

I. Организационный момент

Сообщить тему и цели урока.

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний учащихся.

1) Какие прямые в пространстве называются параллельными?

2) Всегда ли через две параллельные прямые можно провести - плоскость? А через две пересекающиеся прямые? (Да, да.)

3) В пространстве дано число n параллельных между собой прямых. Известно, что никакие три из них не лежат в одной плоскости. Сколько различных плоскостей можно провести через эти прямые? (Число n плоскостей.)

4) Сформулируйте лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми.

5) Каково может быть взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве?

6) В каком случае прямая параллельна плоскости?

IV. Решение задач

1) Решение у доски с записью в тетрадях

Дано: A ∈ α, В ∈ α, С ∈ α; AM = МС; BN = NC.

Доказательство: MN || АВ (по свойству средней линии), АВ ∈ α; MN || α по признаку.

Перед решением задачи № 26 дать понятие отрезка, параллельного плоскости.

Дано: АС || α, АВ ∩ α = М; СВ ∩ α = N (рис. 1).

Доказать: ΔАВС ~ ΔMBN.

1. Докажем, что AC || MN;

2. Так как АС || MN ⇒ ΔАВС ~ ΔMBN.

2) Самостоятельное решение задач по уровням

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

Дано: АА1 = 5 см, ВВ1 = 7 см (рис. 2).

1. Докажем, что A1, С1 и В1 лежат на одной прямой. (АА1, ВВ1) = β, β ∩ а = А1В1. Докажем, что С1 ∈ А1В1.

2. Пусть С1 ∈ А1В1, тогда CC1 ∩ β = c, с - прямая пересечения; по лемме АА1 ∩ β. Получили противоречие, значит, С1 ∈ А1В1.

3. Так как А1А || ВВ1, значит, А1АВВ1 - трапеция, СС1 - средняя линия (Ответ: 6 см.)

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.

Докажите: М1 ∈ А1В.

1. Предположим, М1 ∈ А1В, тогда значит, что противоречит условию.

V. Подведение итогов. Рефлексия

VI. Домашнее задание

I уровень: № 24, 28.

II уровень: № 31, дополнительная задача № 1.

Дано: ABCD - трапеция М ∉ (ABC) (рис. 4).

Доказать: AD || (ВМС).

Доказательство: AD || ВС (по определению трапеции); ВС ∈ (ВМС), значит AD || (ВМС) по признаку.

Дано: D ∈ AB, Е ∈ AC, DE = 5; (рис. 5).

2) по определению.

3) ΔАВС ~ ΔADE (по двум углам)

Дано: α || ВС, АК = ВК, К ∈ α (рис. 6).

Доказать: α ∩ АС = М; АМ = СМ.

Самостоятельное решение задач по уровням

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.

Самостоятельное решение задач по уровням

Отрезок АВ не пересекает плоскость α. Через середину отрезка С и концы отрезка А и В проведены прямые, параллельные между собой и пересекающие плоскость α в точках А1, В1, С1.

Вычислить длину отрезка СС1, если АА1 = 5, BB1 = 7.

Точка М лежит на отрезке АВ. Отрезок АВ пересекается с плоскостью α в точке В. Через А и М проведены параллельные прямые, пересекающие α в точках А1 и M1.

а) Докажите, что А1, М1 и В лежат на одной прямой.

б) Найдите длину отрезка АВ, если АА1 : ММ1 = 3 : 2, AM = 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора

План конспект урока №1 по геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна.


Конспект урока геометрии 8 класс Теорема Пифагора
Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики. Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо.



Разработка урока содержит материалы для актуализации и первичного закрепления учебного материала.


Конспект урока геометрии по теме "Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"

На данном уроке повторяются понятия смежных и вертикальных углов и их свойства: вводится понятие перпендикулярных прямых и решаются задачи на применение этих понятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока Взаимное расположение прямых и плоскостей

Цель урока:—повторение и обобщение изученного материала по теме "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве". Задачи. —обучающие: рассмотреть возможные случаи взаимного располо.

Методическая разработка практического занятия по теме "Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей"

Методическая разработка практического занятия "Решение задач на перпедикулярность прямых и плоскостей" предназначена для учителей школ и преподавателей 1 курса учреждений СПО. Образовательные задачи д.

векторы на плоскости.Уравнения прямой на плоскости.

Пособие для проведения самостоятельной работы по теме векторы. Краткая теория по теме векторы и уравнения прямой на .

Методическая разработка открытого урока. "Прямые и плоскости в пространстве"

Инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы обучающиеся получали не готовые знания, а н.


презентация урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"

Данная презентация в помощь учителю математики. Презентация по геометрии для учащихся 10 класса на тему "Перпендикулярность прямых и плоскостей".Автор учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузо.


Презентация урока геометрии в 10 классе по теме "Признак перпендикулярности прямой и плоскости"

Презентация урока геометрии в 10 классе по теме "Признак перпендикулярности прямой и плоскости". Второй урок по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости".

Уроки по геометрии 10 класс и другие полезные материалы для учителя геометрии, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Погорелов А.В. 13-е изд. - М.: 2014 - 175 с.

  • Все учебники
  • Геометрия (базовый и углублённый уровни), 10 класс, Козлов В.В., Никитин А.А. и др./ Под ред. Козлова В.В. и Никитина А.А., Изд. "Русское слово” 2016
  • Геометрия. 10 класс. (углубленное и профильное обучение). Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. (2008, 223с.)
  • Геометрия. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Нелин Е.П., Лазарев В.А. М.: 2015. - 304 с.
  • Геометрия. 10-11 классы. (профильный уровень) Калинин А.Ю., Терёшин Д.А. (2011, 640с.)
  • Геометрия. 10-11 классы. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. (2014, 255с.)
  • Геометрия. 10-11 классы. Базовый уровень. Шарыгин И.Ф. М.: 2013. - 240 с.
  • Геометрия. 10-11 классы. Учебник (базовый и профильный уровни). Смирнова И.М., Смирнов В.А. (2008, 288с.)
  • Геометрия. Профильный уровень. 10 класс. Гусев В.А., Куланин Е.Д. и др. (2010, 311с.)
  • Геометрия. Углубленный уровень (учебник задачник), 10 класс,, Потоскуев Е.В., Звазич Л.И., Изд. "ДРОФА" 2014
  • Геометрия. Учебник для 10-11 классов. Погорелов А.В. 13-е изд. - М.: 2014 - 175 с.
  • Все темы
  • 10 КЛАСС
  • § 1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия
  • 1. Аксиомы стереометрии
  • 2. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку
  • 3. Пересечение прямой с плоскостью
  • 4. Существование плоскости, проходящей через три данные точки
  • 5. Замечание к аксиоме I
  • 6. Разбиение пространства плоскостью на два полупространства
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 2. Параллельность прямых и плоскостей
  • 7. Параллельные прямые в пространстве
  • 8. Признак параллельности прямых
  • 9. Признак параллельности прямой и плоскости
  • 10. Признак параллельности плоскостей
  • 11. Существование плоскости, параллельной данной плоскости
  • 12. Свойства параллельных плоскостей
  • 13. Изображение пространственных фигур на плоскости
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей
  • 14. Перпендикулярность прямых в пространстве
  • 15. Признак перпендикулярности прямой и плоскости
  • 16. Построение перпендикулярных прямой и плоскости
  • 17. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости
  • 18. Перпендикуляр и наклонная
  • 19. Теорема о трех перпендикулярах
  • 20. Признак перпендикулярности плоскостей
  • 21. Расстояние между скрещивающимися прямыми
  • 22. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 4. Декартовы координаты и векторы в пространстве
  • 23. Введение декартовых координат в пространстве
  • 24. Расстояние между точками
  • 25. Координаты середины отрезка
  • 26. Преобразование симметрии в пространстве
  • 27. Симметрия в природе и на практике
  • 28. Движение в пространстве
  • 29. Параллельный перенос в пространстве
  • 30. Подобие пространственных фигур
  • 31. Угол между скрещивающимися прямыми
  • 32. Угол между прямой и плоскостью
  • 33. Угол между плоскостями
  • 34. Площадь ортогональной проекции многоугольника
  • 35. Векторы в пространстве
  • 36. Действия над векторами в пространстве
  • 37. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
  • 38. Уравнение плоскости
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • 11 КЛАСС
  • § 5. Многогранники
  • 39. Двугранный угол
  • 40. Трехгранный и многогранный углы
  • 41. Многогранник
  • 42. Призма
  • 43. Изображение призмы и построение ее сечений
  • 44. Прямая призма
  • 45. Параллелепипед
  • 46. Прямоугольный параллелепипед
  • 47. Пирамида
  • 48. Построение пирамиды и ее плоских сечений
  • 49. Усеченная пирамида
  • 50. Правильная пирамида
  • 51. Правильные многогранники
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 6. Тела вращения
  • 52. Цилиндр
  • 53. Сечения цилиндра плоскостями
  • 54. Вписанная и описанная призмы
  • 55. Конус
  • 56. Сечения конуса плоскостями
  • 57. Вписанная и описанная пирамиды
  • 58. Шар
  • 59. Сечение шара плоскостью
  • 60. Симметрия шара
  • 61. Касательная плоскость к шару
  • 62. Пересечение двух сфер
  • 63. Вписанные и описанные многогранники
  • 64. О понятии тела и его поверхности в геометрии
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 7. Объемы многогранников
  • 65. Понятие объема
  • 66. Объем прямоугольного параллелепипеда
  • 67. Объем наклонного параллелепипеда
  • 68. Объем призмы
  • 69. Равновеликие тела
  • 70. Объем пирамиды
  • 71. Объем усеченной пирамиды
  • 72. Объемы подобных тел
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 8. Объемы и поверхности тел вращения
  • 73. Объем цилиндра
  • 74. Объем конуса
  • 75. Объем усеченного конуса
  • 76. Объем шара
  • 77. Объем шарового сегмента и сектора
  • 78. Площадь боковой поверхности цилиндра
  • 79. Площадь боковой поверхности конуса
  • 80. Площадь сферы
  • Контрольные вопросы
  • Задачи
  • § 9. Избранные вопросы планиметрии
  • 81. Решение треугольников
  • 82. Вычисление биссектрис и медиан треугольника
  • 83. Формула Герона и другие формулы для площади треугольника
  • 84. Теорема Чевы
  • 85. Теорема Менелая
  • 86. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников
  • 87. Углы в окружности
  • 88. Метрические соотношения в окружности
  • 89. О разрешимости задач на построение
  • 90. Геометрические места точек в задачах на построение
  • 91. Геометрические преобразования в задачах на построение
  • 92. Эллипс, гипербола, парабола
  • Контрольные вопросы
  • Задачи


Построение сечений параллелепипеда

Уроки

На готовых моделях параллелепипедов учащиеся строят сечения с помощью ниток. Производят измерения и проверяют свойство диагоналей параллелепипеда.

Определение. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

Определение. Скрещивающиеся прямые − прямые, которые не лежат в одной плоскости.

Определение. Два отрезка называются параллельными, если они лежат на паралельных прямых.

Определение. Прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.

Основная литература:

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия 10-11 кл.– М.: Просвещение, 2014. 255 с.

Дополнительная литература:

Зив Б. Г. Дидактические материалы. Геометрия 10 кл. – М.: Просвещение, 2014. 96 с.

Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В.Ф. Рабочая тетрадь. Геометрия 10 кл.-М.: Просвещение, 2013. 65 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каково расположение 2-х прямых на плоскости (совпадают, пересекаются, параллельны) (рис. 1 а, б, в).



Перейдем к взаимному расположению 2-х прямых в пространстве. Как и в планиметрии, две различные прямые в пространстве либо пересекаются в одной точке, либо не пересекаются (не имеют общих точек). Но второй случай допускает две возможности: прямые лежат в одной плоскости (параллельны) или прямые не лежат в одной плоскости. В первом случае они параллельны, а во втором - такие прямые называются скрещивающимися.

Определение. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

Определение. Скрещивающиеся прямые — прямые, которые не лежат в одной плоскости.


Проиллюстрировать данные определения наглядно нам поможет куб.

Давайте укажем некоторые пары параллельных прямых:

AB||A₁B₁; AB|| CD; A₁B₁||C₁D₁; CD||C₁D₁; AD||A₁D₁; BC||B₁D₁; AD||BC; A₁D₁||B₁C₁.

А теперь рассмотрим некоторые пары скрещивающихся прямых, как мы отметили, они не должны лежать в одной плоскости:

AB A₁D₁; AB B₁C₁; CD A₁D₁; CD B₁C₁; BC C₁D₁; BC A₁B₁; AB B₁C₁; AB A₁D₁.

Теорема. Через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна.

  1. М и а задают плоскость α
  2. Прямая, проходящая через точку М параллельно прямой а, должна лежать в одной плоскости с точкой М и прямой а, т.е. в плоскости α.
  3. В плоскости α через точку М проходит прямая, параллельная прямой а, и притом только одна- это нам известно из кураса планиметрии.
  4. На чертеже эта прямая обозначена буквой b .
  5. Следовательно, b-единственная прямая, проходящая через точку М паралельно прямой а.

Определение. Два отрезка называются параллельными, если они лежат на паралельных прямых.

Аналогично определяется праралельность отрезка и прямой, а так же паралельность двух лучей.

  1. Рассмотрим две параллельные прямые a и b и допустим, что прямая b пересекает плоскость α в точке M(а рис.).
  2. Мы знаем, что через параллельные прямые a и b можно провести только одну плоскость β. (теорема)
  1. Так как точка M находится на прямой b, то M также принадлежит плоскости β (б рис.). Если у плоскостей α и β есть общая точка M, то у этих плоскостей есть общая прямая p, которая является прямой пересечения этих плоскостей (4 аксиома).

Если в этой плоскости одна из параллельных прямых b пересекает прямую p, то вторая прямая a тоже пересекает p.

  1. Точку пересечения прямых a и p обозначим за N.

Так как точка N находится на прямой p, то N находится в плоскости α и является единственной общей точкой прямой a и плоскости α.

  1. Значит, прямая a пересекает плоскость α в точке N.

Нам известно из курса планиметрии, что если три прямые лежат в одной плоскости и две из них параллельны третьей, то эти две прямые параллельны. Похожее утверждение имеет место и для трех прямых в пространстве.

Теорема. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.


Доказательство:

Выберем точку M на прямой b.

Через точку M и прямую a, которая не содержит эту точку, можно провести только одну плоскость α (Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести только одну плоскость).

Возможны два случая:

1) прямая b пересекает плоскость α или 2) прямая b находится в плоскости α.

Пусть прямая b пересекает плоскость α.

Значит, прямая c, которая параллельна прямой b, тоже пересекает плоскость α. Так как a∥c, то получается, что a тоже пересекает эту плоскость. Но прямая a не может одновременно пересекать плоскость α и находиться в плоскости α. Получаем противоречие, следовательно, предположение, что прямая b пересекает плоскость α, является неверным. Значит, прямая b находится в плоскости α.

Теперь нужно доказать, что прямые a и b параллельны.

Пусть у прямых a и b есть общая точка L.

Это означает, что через точку L проведены две прямые a и b, которые параллельны прямой c. Но по второй теореме это невозможно. Поэтому предположение неверное, и прямые a и b не имеют общих точек.

Так как прямые a и b находятся в одной плоскости α и у них нет общих точек, то они параллельны.

Если две точки прямой лежат в данной плоскости, то по аксиоме А₂ вся прямая лежит в этой плоскости. Из этого следует, что возможны три расположения прямой и плоскости:

    1. прямая и плоскость имеют только одну общую точку, т.е. пересекаются
    1. прямая и плоскость не имеют ни одной общей точки


Определение. Прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.

Наглядный пример, который дает представление о прямой, параллельной плоскости- это линия пересечения стены и потолка-она параллельна плоскости пола.

Теорема (Признак параллельности прямой и плоскости)
Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой на этой плоскости, то эта прямая параллельна данной плоскости.


Доказательство:
Доказательство проведем от противного. Пусть a не параллельна плоскости α, тогда прямая a пересекает плоскость в некоторой точке A. Причем A не находится на b, так как a∥b. Согласно признаку скрещивающихся прямых, прямые a и b скрещивающиеся.


Мы пришли к противоречию. Так как согласно данной информации a∥b, они не могут быть скрещивающимися. Значит, прямая a должна быть параллельна плоскости α.

Существует еще два утверждения, которые используются при решении задач:

  1. Если плоскость проходит через данную прямую, параллельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой.
  2. Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо тоже параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Тип задания: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Дано: в ∆ АВС КМ − средняя линия, КМ=5; ACFE- параллелограмм.

Решение: Т.к. КМ − средняя линия, то АС= 2·КМ, то АС=2·7=10

Т.к. ACFE − параллелограмм, то АС=EF=10

Ответ: EF=10

Тип задания: Единичный / множественный выбор

Точка М не лежит в плоскости ромба ABCD. На отрезке АМ выбрана точка Е так, что MЕ:ЕА=1:3. Точка F – точка пересечения прямой МВ с плоскостью CDE. Найдите АВ, если AD= 8 cм.


MC

Т.к. AD||BC||FK, следовательно, треугольники MFK и MBC- подобны (по трем углам). Значит

Читайте также: