Итоговый урок по капитанской дочке 8 класс конспект урока презентация
Обновлено: 05.07.2024
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе. 2. Почему ирония присутствует в описании детства?
Слайд 6
Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6.
Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение. Поединок за честь девушки. Отказ присягнуть бунтовщику. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
Слайд 7
Критерий сравнения Гринёв Швабрин
Отношение к семье капитана Миронова. Поведение на поединке. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Отношение к Маше Мироновой. Поведение с Пугачёвым.
Выполним сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (заполните таблицу)
Слайд 8
Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета
Композиция Сюжет
А) Экспозиция 1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б) Завязка 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) Кульминация 3) Детство Петруши в родовом имении
Г) Развязка 4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопросы: 1. “Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? 2. 1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва? 2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?
Слайд 14
Слайд 15
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
2 Цель урока: углубить понимание идейно- художественного богатства повести; углубить понимание идейно- художественного богатства повести; научиться разгадывать замысел автора; научиться разгадывать замысел автора; хорошо ориентироваться в тексте; хорошо ориентироваться в тексте; развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
7 Какие человеческие качества и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? Какие человеческие качества и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? Долг Долг честь честь благородств о благородств о ум ум доброта доброта правдивость правдивость честность честность неспособность на предательство неспособность на предательство милосердие милосердие верность верность настойчивость в достижении цели настойчивость в достижении цели
12 Образ Марьи Ивановны Образ Марьи Ивановны воплощает в повести идею народных представлений о женственности, кротости, смирении и в то же время – идею истинного благородства, способности верно и преданно любить, смелости и силы духа, проявляющихся в сложных жизненных ситуациях Образ Марьи Ивановны воплощает в повести идею народных представлений о женственности, кротости, смирении и в то же время – идею истинного благородства, способности верно и преданно любить, смелости и силы духа, проявляющихся в сложных жизненных ситуациях
13 Вывод: Кротость, благочестие, счастье, любовь, отчаяние, уныние, целомудрие – вот основные черты характера Маши Мироновой, которая с честью прошла испытания и справилась с жизненными трудностями. Кротость, благочестие, счастье, любовь, отчаяние, уныние, целомудрие – вот основные черты характера Маши Мироновой, которая с честью прошла испытания и справилась с жизненными трудностями.
16 Вывод: И сам Пугачев, и его сторонники, вероятно, понимали, что восстание будет подавлено, и всех их ожидает виселица, но они, все же хотели попытать счастья в борьбе
18 Вывод: Морально опустошенный Швабрин вызывает резко отрицательное отношение Морально опустошенный Швабрин вызывает резко отрицательное отношение
22 Вывод: Гринёв и Марья Ивановна боролись за свою любовь и победили. Их любовь победила смерть. В этом и заключается одна из главных идей повести Гринёв и Марья Ивановна боролись за свою любовь и победили. Их любовь победила смерть. В этом и заключается одна из главных идей повести
25 Эпиграф цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора
33 Вывод: Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которые А.С.Пушкин учит нас видеть и понимать. Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которые А.С.Пушкин учит нас видеть и понимать.
35 Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я узнал… В результате я поняла … В результате я поняла … Мне понравился образ… Мне понравился образ… Мне был интересен… Мне был интересен… Я понял… Я понял…
№ слайда 2
№ слайда 3
Чем более читаете не размышляя,Тем более уверяете, что много знаете,А чем более размышляете читая,Тем яснее видите, что знаете еще очень мало . Вольтер
№ слайда 4
Вывод №1: читать надо размышляя, думая над прочитанным, потому что процесс познания бесконечен.
№ слайда 5
№ слайда 6
?Первая загадка – время написания повести
№ слайда 7
19 октября 1836 год – дата завершения повести Разлука В последний раз, в сени уединенья,Моим стихам внимает наш пенат.Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья.Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручья,Святому братству верен я.И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)Пусть будут счастливы все, все мои друзья! (1817 г. – год выпуска из лицея)
№ слайда 8
Вывод №2: 19 октября (день лицейской годовщины) 1836 г. – не случайная дата завершения повести. Автор указывает на итоги философских размышлений о смысле жизни, о судьбе России, изложенных в произведении.
№ слайда 9
?Вторая загадка – загадка творческих поисков автора
№ слайда 10
В творческой лаборатории Задание:Подумаем над вариантами рукописи. Чем вы объясните разницу в первоначальном и окончательном текстах? Что изменил автор и почему?
№ слайда 11
В творческой лаборатории
№ слайда 12
?Третья загадка – идейно-смысловое своеобразие произведения
№ слайда 13
№ слайда 15
Задание 2: прочитайте следующие документы, сделайте вывод о том, что обострило интерес Пушкина к истории Пугачевского восстания. Для обоснования ответа выберите ключевые слова.
№ слайда 16
№ слайда 17
Задание 3: прочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека), почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.
№ слайда 18
№ слайда 19
?Четвертая загадка – изображение героев и их взаимоотношения
№ слайда 20
№ слайда 21
?Пятая загадка – загадка названия повести
№ слайда 22
Обложка к изданию 1891 года
№ слайда 23
Урок по повести А.С. Пушкина научит учащихся понимать идейно-художественное богатство повести, научит разгадывать замысел автора и хорошо ориентироваться в тексте.
Описание разработки
Для болельщиков также найдётся занятие, они смогут пополнить копилку команд правильными ответами. Предусмотрен дополнительный конкурс, позволяющий раскрыть актёрские способности учащихся. Урок был опробирован на практике, вызвал огромный интерес у всех участников, получил хорошую оценку присутствующих.
Цели:
обобщить и закрепить знания по тексту.
Задачи:
научить понимать идейно-художественное богатство повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся;
привить интерес к родной классической литературе и любовь к чтению.
Предварительная подготовка: две команды (3) по 5-6 человек, возможны названия команд, выбран капитан команды, определён состав жюри, оформлен кабинет.
Ход игры.
1. Организационный момент. Слово учителя.
Сегодня мы проверим, кто лучше всех разобрался в тексте, кто лучше запомнил, кто увидел то, что другие не заметили.
2. Вопросы игры.
№1. Разминка. Блицопрос.
- Давайте вспомним страницы романа и постараемся быстро и правильно ответить на вопросы (вопросы задаются попеременно каждой команде, в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде)
А) Как зовут главного героя? (Пётр Андреевич)
Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного ? (Савельич)
А) Для Петруши был нанят француз …(мосье Бопре)
Б) Кем был Бопре в своём отечестве ? (парикмахер)
А) Батюшка вошёл на урок …(географии)
Б) В это время Гринёв …(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
А) А Бопре…(спал на кровати сном невинности)
Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? (капитану Зурину)
А) Имя офицера, разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство ? (Швабрин)
Б) Кем провозгласил себя Пугачёв ? (царём Петром 3)
№ 2. Угадай портрет.
- Мы привыкли к тому, что слово портрет больше относится к изобразительному искусству или фотографии, но литература своего рода тоже искусство, искусство слова. Вот и попытаемся угадать словесный портрет героев романа (зачитывается портрет попеременно каждой команде, в случае отсутствия или неправильного ответа команды право ответа предоставляется следующей команде )
Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. (вожатый – Пугачёв)
Дверь отворилась, и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен.
Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. (ротмистр Зурин)
Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло- русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она мне не очень понравилась.
Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. (Башкирец)
Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. (императрица)
Придворный календарь (отцу Андрею Петровичу)
Бильярдный кий (Зурину)
Заячий тулуп (Петру, а потом Пугачёву )
Китайчатый халат (капитану Ивану Кузьмичу Миронову )
Тетрадка со стихами (Петру )
Белая собачка английской породы (императрице)
№4. Сон в руку или ассоциация (задание командам на время).
- Наверное, многие из вас иногда пытались разгадать значение сна или понять смысл сказки или притчи. Сейчас мы проверим, как вы умеете это делать. Команды по жребию выбирают задание. Через 2-3 минуты один участник команды отвечает на вопрос, оценивается правильность и подробность ответа.
Вспомните сон Петруши. Почему этот сон считается пророческим ? Докажите.
Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым. Как вы понимаете её иносказательный смысл?
Весь материал - в архиве.
-75%
Читайте также: