Конспект занятия в старшей группе домашние животные друзья человека

Обновлено: 06.07.2024

Цель: воспитание заботливого отношения, сострадания к домашним животным.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить представление о домашних животных, понимать состояние и поведение животных.
  • Развивающие: развивать способность испытывать жалость к животным.
  • Воспитательные: сформировать представление о том, что значит сострадать, заботиться о домашних животных.
  • Дополнительные задачи по развитию речи: развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, ИКТ-технологии.

Словарная работа: бездомная, безответственные, сострадать, специальный поводок, шлейка.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, а о каких вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:

Воспитатель: Ребята, что объединяет этих животных?

- А почему их называют домашними?

- Правильно. Они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, лечит - ухаживает за ними.

- Ой, кто-то скребется в дверь. Я пойду, посмотрю, это бездомная, голодная кошка Мурочка (мягкая игрушка) пришла к нам.

Она жалуется, что живет в подъезде, в подвале, а ей так хочется жить в доме.

- Ребята, почему она оказалась в подвале, почему нет своего дома, теплого местечка, мисочки?

- Да, правильно. К сожалению, она не одна оказалась в такой трудной ситуации.

Воспитатель предлагает детям присесть на стулья. Читает рассказ.

Одна семья поехала в отпуск на море на машине, и взяли с собой любимую кошку. По окончании отпуска, все собрались обратно домой. По пути у них сломалась машина, и пока папа ее ремонтировал, мама с детьми и кошкой вышли погулять. Но когда пришло, время ехать, то оказалось, что кошки нигде нет. Они очень долго ее искали, звали, но так и не нашли. И уехали домой без нее. Прошло очень много времени. Но хозяева по - прежнему скучали и вспоминали свою любимую кошечку.

Однажды мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока испуганная и удивленная мама стояла у порога, кошка прошмыгнула в дом и стала крутиться и мяукать на том месте, где стояла ее миска с молочком. И все поняли, что пришла их кошка, которая потерялась, когда они возвращались с отпуска.

- Вам понравился рассказ?

- Представьте, как выглядела кошка в отпуске, расскажите с помощью схемы-подсказки.

Дети составляют описательный рассказ (с помощью мнемотаблицы, картинки домашней, ухоженной кошки) - слайды

Дети: Эта кошка белая, чистая, пушистая, красивая, домашняя (ухоженная), сытая, довольная, радостная; кошка испытывает чувство радости.

Воспитатель: - Люди любили свою кошечку и часто играли с ней в ее любимую игру.

Кот Тимошка жил на крыше. (поднимают руки вверх)
Ниже в доме жили мыши. (приседают)
По стене взбирались мыши, (поднимаются пальчиками рук снизу вверх)
Не боясь кота на крыше. (руки вверх)
Караулил кот мышей, (руки к голове)
Вынув пробки из ушей. (руки к ушам, прислушиваются)
Он готовил мышеловки. (хлопок перед грудью)
Но мышата были ловки. (прыжки на месте)
Спрятавшись за спинку Тишки, (ладошками рук закрыть лицо)
В прятки с ним играли мышки. (повороты головой вправо и влево)

Дети возвращаются на место.

Воспитатель: Почему люди вернулись домой без кошки? Что случилось? – потеряли ее, убежала, не нашли, уехали.

- Можно ли считать этих людей злыми, жестокими? – нет.

- Почему? – потому что они не специально ее бросили.

- Как вы думаете, как их можно назвать? – безответственными.

- Что чувствовали люди, когда потеряли свою кошечку? – волнение

Воспитатель: Правильно, люди испытывали волнение, страх за кошечку, грусть, тоску, печаль, боль.

- А как вы думаете, что чувствовала кошка, когда осталась одна в чужом городе?

- Ребята посмотрите у нас одинаковые смайлики, а это значит, что люди и животные испытывают одни и те же (одинаковые) чувства, эмоции.

Животные, так же как и люди испытывают чувства, эмоции. В их глазах легко можно прочесть грусть, боль, страх, обреченность, радость, любовь.

- Ребята давай вспомним, какая она вернулась домой? Послушайте, как об этом говорит автор.

Мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока она шла, домой на нее нападали собаки, плохие мальчишки кидали в нее камнями. Она голодала. Поэтому стала такая худая.

Слайд-картинка бездомной кошки

- Какие чувства она вызвала у вас? – жалко ее, хочется помочь.

Верно, хочется ей помочь: накормить, вылечить, приласкать, чтобы она не страдала. Все это называется, словом сострадать.

- Каким одним словом можно назвать помощь?- сострадать

- Что должны были сделать люди, чтоб этого не случилось? – ответы детей.

Воспитатель: Люди должны были подготовить кошку к отпуску.

- Кто из вас знает, как подготовить кошку к отпуску, чтобы она не потерялась случайно? - ответы детей.

- Правильно, если бы на кошечке был поводок, специальная бирочка на шее на которой написан домашний адрес, телефон и как зовут кошечку, то она бы не потерялась.

Ребята, мне так жалко Мурку и я очень боюсь, что ее может кто-то обидеть. Я решила, что возьму ее к себе домой. Буду заботиться о ней (кормить, лечить, играть с нею и никогда ее не брошу)

А чтобы она не потерялась, я уже купила специальный поводок для кошек.

Давайте попробуем надеть на Мурочку поводок.

Молодцы. Теперь Мурочка не потеряется.

Итог.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? – коты, как и люди болеют, страдают от одиночества и сильной боли, т.е. испытывают одинаковые чувства.

- Чтобы кошка не потерялась, нужен поводок – шлейка, ошейник с биркой.

- Чему научились – надевать поводок, заботиться о домашнем питомце; жалеть и сострадать, т.е. помогать жалея.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход занятия.

1.Вхождение в деятельность.

Ночью не спит, мышат сторожит… (кошка).

(Воспитатель показывает игрушечную кошку).

-Кошка Соня предлагает поиграть.

3.Рассматривание иллюстрации с изображением кошки, чтение стихотворения.

Ничья кошка.

Это ничья кошка, имени нет у нее.

У выбитого окошка – какое ей тут житье!

Холодно ей и сыро, у кошки лапка болит,

А взять ее в квартиру соседка мне не велит. (И. Токмакова).

-Давайте подумаем вместе, что было дальше.

(Дети придумывают конец истории и выбирают лучший вариант).

4.Чтение стихотворения.

Я нашла в саду котенка,

Он мяукал тонко-тонко.

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили

Или в дом пустить забыли?

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой -

Загляденье просто!

Шерсть, как бархат,

Хвост трубой -

До чего ж хорош собой! (Е. Благинина).

-Что почувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? Давайте изобразим, какое у нее было лицо при этом.

-Как чувствовал себя брошенный котенок? Давайте все изобразим брошенного котенка.

-Как девочка помогла брошенному котенку?

-Каким стал котенок после того, как девочка взяла его к себе домой?

5.Физминутка.

6.Разыгрывание сценки парами.

-Есть ли у вас дома кошка (котенок)? Как зовут вашу кошку? Как она выглядит? Любите ли вы с ней играть? Как ухаживаете за своей кошкой?

(Детям выдаются схемы рисунков, представленные контурными точками. Дети должны их соединить по порядку, получится изображение котенка. Получившийся контур надо раскрасить так, чтобы изображение было похоже на кошку ребенка или на кошку, о которой он мечтает).

Цель: Систематизировать представления детей о домашних животных.

1. Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами :

повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека.

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, помогать.

Лексико- грамматический строй речи: образование множественного числа существительных, умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять сложные предлоги.

Картинки и фигурки домашних животных и их детёнышей, мяч, модель деревни и леса, наборное полотно, карточки.

Ход НОД:

- Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

- Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

- Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

- Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит

И у дома своего

- Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

Воспитатель: Ребята, как можно назвать всех этих животных одним словом?

(ответы детей).

Воспитатель: Почему этих животных называют домашними?

(ответы детей)

Воспитатель: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живё т: в деревенский домик, лес)

Например: Это корова. Её детёныша зовут телёнок. Это лошадь. Её детёныша зовут жеребёнок. (свинья- поросенок, овца- ягнёнок, коза- козлёнок, кошка- котёнок, собака- щенок)

Воспитатель: Молодцы! Вы каждому детёнышу нашли маму.

Воспитатель: Ребята, представьте, что у каждой мамы не по одному детёнышу а по два, то как мы с вами скажем?

(У коровы- телята, у лошади- жеребята, у свиньи- поросята, у овцы- ягнята, у козы – козлята, кошки- котята, у собаки – щенята)

Воспитатель: Вот мы с вами уже знаем о животных где живут, как называются их детёныши. А знаете ли вы, как они подают голос?

- корова- мычит (Му-у-у)

- лошадь- ржёт (Иго-го)

- свинья –хрюкает (Хрю-хрю)

- коза, овца- блеют (Ме-е-е; Бе-е-е)

- кошка- мяукает (Мяу-у)

- собака- лает (Гав-гав).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы не устали? Давайте немножко отдохнём.

Мы весёлые козлята- (шагают по кругу)

Очень шустрые ребята

Свежей травки пощипать

А потом попьём водицы – (наклоны вперёд)

Возле дома из копытца

Очень весело живём, - (потянулись на носочках, руки вверх)

И растём, растём, растём.

Работа по карточкам.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что многие животные привередливые в пище, как и некоторые из вас.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения на карточках, и зачеркните то, что не любит есть это животное. Дети работают с карточками самостоятельно, затем объясняют.)

Дети: Корова питается травой. Коза питается травой. Овца питается травой. Лошадь питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается мясом, рыбой.

Воспитатель: По типу питания домашних животных можно разделить на две группы: Растительноядные и хищники.

Растительноядные- это те которые питаются травой.

Хищники- это те которые питаются мясом.

Воспитатель: Решили домашние животные поиграть в прятки (на наборном полотне коза за сараем, лошадь за телегой, кошка под лавкой, собака за будкой). Посмотрите внимательно на наборное полотно и скажите, кто из домашних животных спрятался за будкой?

- Собака спряталась за будкой.

Воспитатель: А если собака спряталась за будкой, то откуда торчит её хвост?

- Хвост собаки торчит из-за будки.

Воспитатель: Чей же хвост торчит из-за будки.

- Хвост собачий торчит из- за будки. и т. д. (из-за сарая- козьи рога, из-под телеги- лошачьи копыта, из-под лавки – кошачьи лапы).

Воспитатель: Ребята, какую роль играют домашние животные в жизни человека.

(ответы детей)

Индивидуальная работа по карточкам

(Рассказы детей о пользе животного. Например- овца даёт людям шерсть. Из шерсти люди вяжут варежки, шапочки, носки, свитера, шарфы и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

- Конь, собака, кот, коровы

Козы, овцы- все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в мир животных. Сейчас подумайте и нарисуйте домашнее животное которое вам понравилось.

(Самостоятельная деятельность детей)

Итог : Давайте вспомним, о чём говорили, что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?

Цель: Систематизировать представления детей о домашних животных.

1. Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детёнышами.

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы.

3. Упражнять в образовании множественного числа существительных, умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять сложные предлоги.

Деятельность педагога Деятельность детей

1. Включение детей в образовательную деятельность.

Предлагается отгадать загадки о домашних животных.

Задаё тся вопрос: Как можно назвать этих животных? Дети отгадывают загадки (коза, собака, свинья, лошадь, корова, и отвечают на вопрос, что эти животные – домашние.

Детям предлагается распределить животных кто, где живёт Дети распределяют животных (в деревенский домик, лес)

Кошка мяукает Мяу-у, собака лает Гав-гав.

Дети рассматривают и зачёркивают на карточках то, что любит каждое домашнее животное и приходят к выводу, что все домашние животные делятся на две группы:

8. Домашние животные решили поиграть в прятки.

(Ответы детей)

- Овца даёт людям шерсть. Из шерсти люди вяжут варежки, шапочки, шарфы.

- Корова даёт молоко. Молоко пьют дети и взрослые и т. д.

10. Воспитатель предлагает детям нарисовать домашнее животное, которое им понравилось. Дети рисуют одного домашнего животного, которое им понравилось.

Список использованной литературы.


Воспитатель. Здравствуйте дети. Послушайте стихотворение, и тогда узнаете, о чем мы будем говорить сегодня.
Стихотворение.
У всех на свете есть друзья,
Мохнатые друзья.
Собаки, кошки, хомяки.
Жить без друзей нельзя.
А у меня есть Васька – кот,
Он самый умный кот.
Когда я прихожу домой.
Он у калитки ждет.
Воспитатель. Ребята о чем это стихотворение?
Дети. О животных.
Воспитатель. Про каких животных? Назовите? Почему их называют домашними.
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите еще домашних животных? Какие животные находятся с вами рядом?
Дети. Корова, овца, коза, кролик, свинья, лошадь.
(Показ картинок на экране)
Воспитатель. Молодцы, дети. Давайте с вами сегодня и поговорим о домашних животных.
Воспитатель. Домашние животные, это такие животные, которые содержатся человеком.
Он предоставляет им кров, еду, заботится о них, а они, в свою очередь приносят ему пользу. А какую пользу, приносят домашние животные вы знаете? Расскажите?
Ответы детей.
Воспитатель. Домашние животные дают человеку: молоко, мясо, шерсть.
Ребята как вы думаете, если выпустить домашнее животное в природу, оно может там выжить?
Размышления детей.
Воспитатель. Домашние животные давно живут рядом с человеком, поэтому не могут обходиться без его помощи. Они разучились сами добывать себе корм, строить жилье и защищаться от врагов, как могут это делать другие животные. Как они называются?
Дети. Они называются дикие животные.
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Дети. Дикие животные сами о себе заботятся, они живут в лесу.
Воспитатель. Не всегда животное приносит какую-нибудь пользу, однако человек любит и заботится о нем. Дети, расскажите, какие домашние животные есть у вас? Расскажите о своем любимом животном. Как вы за ними ухаживаете?

Воспитатель. Молодцы, дети, вот мы с вами и разобрались где живут домашние животные. А теперь отгадайте - ка загадки.

Загадки
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
Всё вокруг прекрасно видит.
Дети. Кот

Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын.
Дети. Поросенок

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
Дети. Коза

Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки.
Дети. Барашек

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
Дети. Собака

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу.
Дети. Кошка

Проводится физкультминутка "Конь"
Конь через мост идет шажком.
Мы тоже можем так. (Дети изображают лошадок, бегут в одну сторону рысцой, потом шагом.)
Теперь пора и отдохнуть,
Устали как-никак.
Поесть, попить и снова в путь.
Мы тоже можем так.
(Все приседают и движениями показывают, как наливают чай, размешивают сахар ложечками, нарезают бутерброды, потом пьют, едят, а после этого (возможны варианты) начинают снова работать.)

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру: "Чей? чья? чье? чьи?". С опорой на картинку
Воспитатель. Чья это лапа?
Дети. Это кошачья лапа.
Воспитатель. Чьи это уши?
Дети. (Кошачьи уши).
Воспитатель. Чье ухо?
Дети. (Собачье ухо)
Итог беседы.
Воспитатель. Ребята, о каких животных мы беседовали сегодня?
Как человек заботится о них?
Что надо делать, чтобы вашим любимцам было хорошо и уютно?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, сегодня вы были очень активными и любознательными.

Читайте также: