О талантах и душе человека конспект урока по орксэ 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

  • Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
  • Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
  • Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.

- Кто может назвать тему урока?

- А у кого и где живёт душа?

- В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)

- Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.

- Уточним тему урока.

- Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.

Работа со словарём (определение понятий)

Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)

- Согласны ли вы со словами старца о терпении?

- Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?

- Кто может привести пример?

- Объясните, как понимаете эти утверждения.

- Что такое “дыхание жизни”?

- Каков рай для тела?

5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.

- От какого слова произошло слово “душа”?

- Что человека делает человеком?

- Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника

- Какими качествами наделил Бог человека?

- Что такое “совершенная мудрость”?

- В результате чего человек приобрёл образ Божий?

- А в результате чего Подобие?

8. Слайд 4, 5

Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.

9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 - 34 до слов: И добрее стал весь мир.

-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)

- Какое основное свойство души? (Процитируйте)

К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) - Какова главная мысль размышлений?

- Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)

11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)

- Какое же православное учение о Человеке?

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?

Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)

Домашнее задание

Подберите фотографии из семейного альбома, отражающие разные состояния души.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О талантах и душе человека.

I 1. Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь Кто людям подарил,
Ну, конечно, ….

2. В этой Книге на вопрос
Ты найдешь ответ.
Интереснее её
В целом мире …

3. Бог сказал: Мы сотворим
Человека словом сим,
Из обычной красной глины,
И дадим мужское имя.
И Господь, по слову, дал
Имя первенцу … .

4. Бог жить нас праведно учил,
Законы соблюдая,
Их может каждый изучить,
Библию…

5. Горы, травы и цветы,
И лесов краса –
Это все подарок нам
От Господа-…

7. Он ходит-бродит неприкаянно,
Бог наказал неправду Каина.
Лицом он темен — это правильно,—
Наказан за убийство…

8. Каин, Авель были братья,
Но любви, могу сказать я,
Между ними было мало.
И тогда-то вот что стало:
Зло в душе набрало сил —
Каин Авеля …

9. Дал Господь обетованье,
Говорится так в Писании:
Он великого народа
Будет основатель рода.
Принял Господа ты сам,
Праотец наш …

10. Сей корабль огромный, славный
Спас в беде народ избранный.
Сквозь потоп направил бег,
Ну а звался он ….

11. По морю плывет ковчег,
Но заветный виден брег.
Ной с семьей очень рад:
Видит гору…

12. Бог смешал людей языки,
Потому что Он великий.
Люди думали, что им
Можно многое самим.
Например, построить град
С башней до небесных врат.
Град разрушился потом,
Имя вспомним со стыдом,
Ведь за гордость назван он
Был когда-то …

13. Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать,
Не держать в сердце обиды,
А от всей души …

14. Если жить долго хотите,
Благословенья получать,
То тогда должны вы, дети,
Отца с мамой …

15. Как Господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди,
И давайте в мире … (4 мин)

II У - Давайте ещё раз вспомним, каким был сотворённый человек

Д – По образу и подобию Господа, жил в красоте, был красив и любим.

У - Чем господь наделил человека

Д – бессмертной душою, волей. (2 мин)

У – А сейчас ребята послушайте одну загадку – рассказ,

Чудный я знаю домик, и с полным хозяйством.

Есть в нем мельница, есть в нем и кухня, где день и ночь готовится теплая пища. В этом домике множество ходов и переходов, и проворные маленькие слуги разносят по ним теплую пишу во все уголки дома. Есть в этом доме неугомонный эконом.

Ни днем ни ночью не засыпает он ни на минуту: все тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где только спрашивается пища, питье или тепло.

Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух; есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются.

В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки этой не видно, но она-то всем распоряжается и все оживляет: для нее-то хлопочет эконом, для нее-то работают маленькие слуги, она-то смотрится в светлые окошечки, подымает и опускает ставенки.

Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, слуги остановятся в переходах, и во всем домике станет тихо, пусто и холодно, а ставенки закроют окошки.

Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, – на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

У - О ком идёт речь в рассказе, как зовут хозяйку, эконома, зал, окошечки, ставенки? (вывод)

III У - А сейчас ребята давайте откроем учебник на стр. 19

посмотрите на портрет (читаем рассказ по ролям)

по мере обсуждения на доске вывешиваем понятия

ТЕЛО, ДУША, УМ, ДАР СЛОВА, ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ДУШЕВНЫЕ ЧУВСТВА (ЛЮБОВЬ, ГРУСТЬ), СОВЕСТЬ, ВОЛЯ, ВЕРА В БОГА, ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬСЯ ЛУЧШЕ – ДУШЕВНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Душевные способности ещё называют – талантами. Выводим тему Урока)

О талантах и душе человека. (Закрепляем на доске).

IV Согрешив, человек стал постепенно забывать каким его создал Бог. Милостивый Бог напоминал человеку о первоначальной красоте его души в коротких рассказах - притчах.

Притча о талантах. (сценка)

ВЕДУЩИЙ: Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

ГОСПОДИН:
Вот в путь-дорогу я собрался.
В страну чужую еду я.
Хочу, чтоб кто-нибудь остался
И сохранил бы для меня,
Все серебро, что оставляю.
Вот, пять талантов, раб, своих
Тебе спокойно доверяю.
Вернешь, когда приеду. Их.

1-Й РАБ:
Я сохраню их, господин
И все верну Вам, как один!

ГОСПОДИН: (второму рабу)
Тебе я два таланта дам,
Храни их, как зеницу ока.
Тебе я сам за труд воздам,
Когда приеду издалека.

2-Й РАБ:
Их буду бережно хранить,
Чтоб господину возвратить!

ГОСПОДИН:
Остался лишь один талант
(3-му рабу)
И, если сбережешь его,
Я буду очень, очень рад.
Жди возвращенья моего!

3-Й РАБ:
Я буду зорко охранять,
Чтоб Вам потом его отдать!

ГОСПОДИН:
Таланты вам по силе дал!
Надеюсь, я не прогадал!
Господин уходит. Музыка, слова автора.

ВЕДУЩИЙ: Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

ГОСПОДИН:
Чужая сторона прекрасна!
А наша все равно милей!
И лишь сейчас мне стало ясно,
Как я соскучился по ней!
Но что с талантами моими?
Как вы распорядились ими?
1-Й РАБ:
Ты пять талантов мне доверил.
Я в дело их употребил.
Чтоб господин мне дальше верил,
Талантов десять я добыл!
ГОСПОДИН:
Рабом ты умным оказался.
Разумно поступить старался!
Раз в малом ты был верен мне,
Большое дело дам тебе!

2-Й РАБ:
Я тоже два своих вложил
За них четыре получил.

ГОСПОДИН:
Тебе я доверял не зря
Тобой вполне доволен я.
Коль с малым справился ты смело,
Тебе я дам большое дело!

3-Й РАБ:
О, ты жесток, мой господин!
Не сея, жал и собирал, не рассыпая.
Ты мне отдал талант один.
Я закопал его, желая
Талант сберечь от всех воров.
Тебе отдать его готов!

ГОСПОДИН:
Ты так лукав, ленив и скуп!
Ты оказался очень глуп.
Отдал бы ты талант тому,
Кто сделать десять из пяти сумел.
И прибыль бы принес ему.
Ведь кто умножить данное посмел,
И впредь тот будет получать.
Раба я выгоню во тьму,
Там будут зубы скрежетать!
И слезы сердце разорвут ему!

ВЕДУЩИЙ: Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет.

У - Как выдумаете дети, что для христианина означает эта притча?

Д – Люди получают от Бога различные добрые качества, чтобы послужить Богу и ближним. Эти дары обозначаются словом – таланты. Самые главные сокрыты в сердце: приветливость, сострадательность, трудолюбие и тд. Поделившись с ближним, добрыми сокровищами своей души, человек получает от Бога небесную радость, а ленивые за нерадивое отношение к своему таланту её лишаются.

V У – Наш урок проходит в преддверии Государственного праздника Дня народного единства. История этого праздника началась 400 лет назад в Нижнем Новгороде, когда простой народ под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина собрали на народные деньги ополчение и выгнали польских захватчиков из Москвы. Во слова Минина с призывом к гражданам: Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

У - Пред вами таблица, в ней указаны исторические личности той эпохи, художники, поэты и музыканты, осветившие в своих произведениях героические события того периода. Впишите в таблицу, как вы считаете, какие таланты помогли этим людям достичь таких выдающихся достижений.

Выдающиеся личности России

Таланты – душевные способности

4 ноября1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754— 1835) — русский скульптор-монументалист. Автор памятника Минину и Пожарскому. Установлен в Москве на Красной площади.

Ива́н Суса́нин [1] (вторая половина XVI века [?], -1613) — русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области), прославившийся за спасение Михала Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны.

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин 1799, Москва - 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка. Автор исторической трагедии Борис Годунов.

Слова для вставок: УМ, ДАР СЛОВА, ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, СОВЕСТЬ, ВОЛЯ, ВЕРА В БОГА.

Правила игры: делимся на 3 команды. 1 команда изображает благовест медленно – дон, дон… 2 команда набат подвижно – бум, бум, бум… 3 команда трезвон быстро – дили, дили, дили… затем команды по движению руки исполняют свои звоны.

ТРЕЗВОН - основной вид колокольного звона православной церкви ; звон во все колокола ( в отличие от благовеста ). Различают собственно трезвон ( удары трижды с небольшими перерывами ), двузвон , перезвон ( удары в каждый колокол , начиная с самого большого ), перебор ( медленные поочередные удары , начиная с самого малого ; завершается ударом во все колокола ).

Бла́говест (то есть Благая весть ) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.

Наба́т ( араб . ‎‎naubât — " барабаны , в которые бьют перед домами знатных лиц ", возм ., через посредство тюркских языков ) — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа , подаваемый обычно ударами в колокол .

VII В продолжении темы колокольного звона поём песню Малиновый звон


Познакомить с евангельской притчей о Страшном Суде; подвести к понимаю того, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

Развивающие:

Понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации;

Формировать коммуникативные навыки, умение лаконично и четко излагать свои мысли; доказывать свою точку зрения;

Активировать механизмы саморазвития личности;

Воспитывающие:

Осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

Подвести учащихся к осознанному пониманию себя как личности (продолжить воспитание активной жизненной позиции, развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности).

Планируемые результаты:

-рассказывают, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан;

- перечисляют мотивы, поощряющие христиан к творению добра;

- формулируют на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимают и осмысливают ключевые понятия урока, включают их в свою речь;

- осознанно извлекают необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывают рабочее место;

- контролируют поведение и выполняютзапланированные действия;

- оценивают свою деятельность.

Познавательные:

- ориентируются в материале учебника;

- осуществляют поиск и выделяют информацию в разных источниках;

- выдвигают гипотезы и их обосновывают;

- устанавливают причинно-следственные связи.

- развивают личную ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

- развивают этические чувства;

- умеют вести себя в дискуссии;

- ориентируются на успешную деятельность.

Оборудование:- мультимедийная установка; презентация к уроку (MicrosoftPowerPoint); раздаточный материал – карточки; видеосюжет; доска; учебник.

Орг. Момент (1минута)

Актуализация знаний (7минут)

Постановка учебной задачи (10минут)

Изучение нового материала (15минут)

Закрепление пройденного материала (9минут)

Итог урока (3минуты)

Формы, методы, средства

1.Орг. момент. (1минута)

Подготовить учащихся к работе на уроке

- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!

-Садитесь. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! - Проверьте свою готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная форма работы. Беседа

Регулятивные УУД: саморегуляция поведения, самонастрой

2.Актуализация знаний (7минут)

Обобщить полученные знания, проверить усвоение предыдущей темы

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

- Назовите три главные христианские добродетели.

- Как вы думаете, всегда ли мы соблюдаем эти добродетели?

- А зачем нам надо соблюдать Заповеди и Добродетели Божии?

- Можно ли скрыть все свои грехи перед Богом?

Чудо – явление, противоречащее законам природы и необъяснимое ими. Нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью.

- ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

Чтобы Бог нам даровал жизнь вечную.

Словесный метод. Беседа

Регулятивные УУД выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению, способность к волевому усилию

3. Постановка учебной задачи. (5минут)

Самоопределение к учебной

- Есть суд гражданский, уголовный…

Мы с вами изучаем православие, а какой существует еще суд?

Как вы понимаете, что такое Божий суд?

- Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока)

Как вы понимаете тему урока? Что вы знаете о Божием суде? Кто рассказывал? Где слшали?

- Что мы узнаем и чему научимся на уроке?

- Как вы думаете, важно знать об этом в жизни?

Словесный метод беседа

работа с книгой

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, ясно выражать свои мысли. Познавательные УУД: постановка и решение проблем, определение цели и задач урока, выбор направлений в планируемой деятельности.

4. Изучение нового материала (20минут)

Организация усвоения учениками новых знаний

Сейчас мы узнаем, как толкует Евангелие Притчу о Страшном суде (учитель начинает читать)

-про каких таких овцах и козлищах говорится в притче? Почему их разделили?

Как вы считаете, каким может быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение.

- узнаем, как заканчивается эта притча из Евангелия. (видео)

- Что вас поразило?

-Найдите подтверждение в тексте.

- Найдите в тексте и прочтите слова, которые должны стать главным ориентиром в нашей жизни? С. 72

Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью.

- А как мы должны жить? Приведите известные вам факты.

Рассмотрите внимательно икону.

– Что хотел иконописец раскрыть нам?

– Что изображено на иконе?

– Как особенности композиции отражают основную мысль темы урока?

– Какими средствами пользуется иконописец для реализации идеи?

1.Послушаем легенду о Христофоре.

2. Чему учит нас легенда? Какие выводы вы сделали для себя после прочтения этой легенды.

- дети приходят к выводу о том, что каждый человек – это посланец Божий

-Око, Рай, Ад, Святые

Цветовая палитра: рай – светлый, лучезарный,

ад – тёмный, мрачный;

Цвета церкви: жёлтый – Жизнь, золотой –Святость, голубой–Вечность, красный – Кровь Иисусова.

Прием антитезы: рай – ад

-он пострадал, но не отрекся от Христа

Фронтальная форма работы

Работа с книгой

Познавательные УУД: извлечение информации из увиденного, услышанного и прочитанного, построение логической цепи суждений, включение в тему урока

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Регулятивные УУД выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению, способность к волевому усилию

Познавательные УУД: умение классифицировать по внешним признакам

Регулятивные УУД выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению, способность к волевому усилию

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, общение в группе, умение связно и чётко выражать свои мысли, умение слушать и понимать других

5.Закрепление пройденного материала (9минут)

Закрепить знания полученные на уроке

Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:

вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие.

Как определяется судьба человека в вечности? (устно)

по тому, кем он был за свою жизнь

2. по тому, научился ли человек за свою жизнь любить других людей

3. по накопленному богатству.

На доске выписаны слова Бога и праведника, определите позиции грешников:

Грешники - о себе

Праведники- о других

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не посетили Меня

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы посетили Меня

Каждый вариант готовит обоснованный ответ на вопрос(письменно)

1 вариант - Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2 вариант - Добрыми людьми могут быть только христиане?

С. 75, дать, чтобы прочитал ребенок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по разделу "Душа обязана трудиться" с презентацией.

На море поднялась страшная буря. Сильные порывы холодного ветра, казалось, вспарывали воду, и она поднималась вверх огромными волнами, которые стучали о пляж, словно удары кузнечного молота. И каждая волна выбрасывала на берег раков, моллюсков и других морских жителей. Но вот буря успокоилась — так же внезапно, как и началась. Море стало тихим, но пляж превратился в болото, в котором извивались тысячи морских звезд, выброшенных из воды. И было их столько, что берег выглядел розовым.

Это явление привлекло внимание многих людей со всего побережья. Приехали даже съемочные группы, чтобы заснять удивительное зрелище. Морские звезды почти не двигались. Они умирали. Среди толпы людей, держась за руку отца, стоял мальчишка. Грустными глазами он всматривался в маленьких звездочек. Все на них смотрели, но ничего не делали.

Чтобы изменить мир, достаточно, чтобы кто-то один, даже маленький, отважился начать.

Так будем отважными, люди!

обобщить и закрепить представления детей о добре и зле как категориях светской этики .

продолжать учить соблюдать правила сосуществования людей;

развивать положительные качества детей, их характера;

прививать стремление жить активно;

воспитывать чувство собственного достоинства, формировать желание

Планируемые результаты: обучающиеся будут иметь представления о нормах морали и нравственности в жизни людей, общества, примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства; научатся излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества, анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.

Универсальные учебные действия

Личностные: осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; познакомится с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знания.

I . Организационный момент.

– Ребята, посмотрите друг на друга, возьмите друг другу за руки. Что вы чувствуете? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает. Нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Приветствую вас на уроке.

II . Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда.

– Разгадав кроссворд, вы прочитаете ключевое слово и узнаете, что древние греки считали самым ценным.

Читайте также: