Нравственный поединок калашникова с кирибеевичем и иваном грозным 7 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Макарова Т.С.

Нравственный поединок героев поэмы. Степан Калашников — носитель лучших качеств русского национального характера.

Задачи урока:

  • определить идею произведения, его жанр;
    • обосновать близость поэмы к фольклорной теме;
    • осветить значимость нравственных ценностей, берущих свое начало еще из фольклорных традиций;
    • показать, что основой нравственности на Руси являлось православие.

    Ход урока:

    1. 1.Психологическая установка
    2. 2.Проверка домашнего задания.(Выразительное чтение отрывка наизусть)
    3. 3.Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы М. Ю. Лермонтова, в частности, ее третью песнь.
    4. 4.Работа по теме урока:

    Беседа по вопросам:

    – Чтобы определить жанр произведения, попробуем посмотреть, какую форму избирает автор для изложения? (Точнее будет назвать ее сказанием или былиной.)

    – Были ли события, описанные в поэме на самом деле? (Конечно, реальных Калашникова, Алены Дмитриевны, Кирибеевича, скорее всего, никогда не существовало, но царь Иван Васильевич – реальное историческое лицо, а у других героев могли быть прототипы. Во всяком случае, ситуация узнаваема. Так могло быть.)

    – Что роднит ее с былиной? (В русских былинах встречаются реальные города Киев, Чернигов, Новгород, Муром, реальные исторические лица – князь Владимир Красно Солнышко. В песне Лермонтова – город Москва, перекрестки дорог Тульской, Рязанской и Владимирской, упомянуты имена царя Ивана Васильевича и Малюты Скуратова – реальных исторических лиц.)

    Микровывод: поэт избирает художественный прием былинного повествования, в котором есть и зачин, и постоянный рефрен (повтор) реплик гусляров, от чьего имени ведется повествование, и обязательный чисто былинный финал: прославление героической и трагической судьбы главного героя. Этому художественному замыслу служит и язык поэмы.

    Слово учителя. Давайте поговорим теперь о нравственных ценностях, которые пропагандирует поэма. Для этого попросим ребят показать нам сцену кулачного боя на Москве-реке.

    Итак, представим себе Москву времен Ивана Грозного (XVI век): узенькие улочки, низкие дома, огороды, высокие заборы, а в центре, как и теперь, Кремль и широкое место, площадь, которую называют Красной площадью. А сбоку круглого помоста находится Лобное место.

    Ученики читают отрывок из поэмы, звучит музыка.

    Беседа по вопросам: (продолжение)

    – Почему? Из каких побуждений идет на бой Степан Калашников? (Он хочет отомстить обидчику, причем сделать это принародно.)

    – Можно ли считать поединок между ними дуэлью? (Дуэль – поединок между двумя противниками по вызову одного из них.)

    – Кто посылает противнику вызов? (Тот, чьи честь и достоинство были задеты.)

    – Чьи честь и достоинство были задеты в поэме? (Купца Калашникова: Кирибеевич обидел его жену.)

    – Посылал ли Калашников вызов Кирибеевичу? (Формально – да, фактически – нет. Калашников сказал о причинах, толкнувших его на этот шаг, только в ответ Кирибеевичу.)

    Слово учителя: Таким образом, по основному признаку это не дуэль? С точки зрения традиций – нет, так как Кирибеевич до самой схватки не знал, что он участвует в дуэли. Но по сути, это дуэль, так как противники сошлись по причине, известной обоим, не вызывающей сомнения. Они знают, что единоборство будет не на жизнь, а на смерть, о чем и предупреждает Калашников:

    По одному из нас будут панихиду петь.
    Не шутку шутить, ни людей смешить
    К тебе вышел я.

    С этого момента все происходящее – самая настоящая дуэль, от которой Кирибеевич уклониться не может, так как рискует потерять честь. Причина вызова для опричника очевидна. Найти в тексте слова, из которых ясно, как реагирует Кирибеевич на вызов:

    И, услышал то, Кирибеевич
    Побледнел в лице, как осенний снег;
    Бойки очи его затуманились,
    Между сильных плеч побежал мороз,
    На раскрытых устах слово замерло.

    Беседа по вопросам: (продолжение)

    – Почему такая реакция? (Знает, что виноват, бороться на стороне неправого тяжелее.)

    – Еще одним обязательным признаком дуэли является наличие секундантов. Есть ли секунданты у сошедшихся в поединке противников?
    Как ни странно есть. Наиболее очевидны они у Калашникова. Вспомним разговор братьями накануне поединка.

    Найти в тексте слова:
    Опозорил семью нашу честную
    Злой опричник царский Кирибеевич.
    А побьет он меня – выходите вы
    За святую правду – матушку.

    Между прочим, дуэльные традиции в разные времена в разных странах существенно отличались. Например, во Франции в XVI веке кроме дуэлянтов в поединке сходились и их секунданты, а если один из противников был убит, то его напарник мог оказаться один против двоих.
    Есть ли секундант у Кирибеевича?
    В таком качестве выступает сам царь Иван Васильевич, опекающий своего любимца и, в конечном итоге, наказывающий его убийцу.

    Микровывод: Итак, мы обнаружили в тексте все формальные признаки дуэли. Конечно, это не была дуэль в чистом виде. Это явление пришло из Европы в Россию два века спустя после описываемых событий, во времена Петра I. Но на дуэлях решались вопросы чести и достоинства. Именно такой вопрос – в центре поединка Калашникова с Кирибеевичем.

    – А если бы он сказал царю правду, помиловал бы его царь? (Да, и даже, возможно, сам наказал охульника Кирибеевича. Но, в этом случае, его жена была бы опозорена, обесчещена. Калашников предпочитает смерть свою, чтобы сохранить доброе имя жены, матери своих детей.)

    Микровывод: Калашников выступает защитником национальных форм жизни, носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.

    Не создавай себе кумира – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой;
    Не желай жены ближнего своего – Кирибеевич нарушил эту заповедь, влюбившись в замужнюю женщину;

    Не укради – Кирибеевич по сути крадет честь и достоинство Алены Дмитриевны;
    Не убивай – Калашников убивает опричника, тем самым нарушает заповедь.

    1. Домашнее задание: составить сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича, подобрать цитаты.
    2. Итог урока: Подводя итог уроку, мы с вами можем сформулировать идею произведения.

    Идея: в поэме М. Ю. Лермонтова простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно православный уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Урок литературы в 7 классе

    Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

    Познавательные УУД: - уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,

    - выбирать эпизоды для чтения и инсценирования в зависимости от

    Регулятивные УУД: - выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,

    - использовать речь для регуляции своих действий;

    Коммуникативные УУД: - уметь моделировать монологическое высказывание,

    - уметь взаимодействовать в группах;

    Личностные УУД: - формирование навыков взаимодействия в группе.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

    Урок литературы в 7 классе

    Актуализация знаний.

    - Почему я распределила данные понятия на две колонки?

    ( находятся в противоборстве, в борьбе между собой, между

    - Кого из главных героев вы отнесете к положительной стороне корзины?

    - Кого из главных героев вы отнесете к отрицательной стороне корзины?

    - Таким образом, сформулируйте тему нашего урока (Что является предметом рассмотрения на уроке? – герои, их нравственные стороны)

    - Итак, запишите тему урока.

    Доброта, честь, искренность, честность, добро, зло, внутреннее достоинство, уважение и др.

    Положит. понятия и отриц. понятия.

    Ивана Грозного, Кирибеевича

    Нравственный поединок между Калашниковым с Кирибеевичем и Иваном Грозным

    Запись темы урока.

    Мотивационный этап урока (постановка целей и задач)

    - Исходя из темы урока какие цели перед собой поставим?

    -познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

    Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

    А) реализация домашнего задания.

    - достигнуть цели нашего урока нам помогут материалы из домашнего задания. В качестве домашнего задания вы должны были выполнить проекты по группам.

    Показ проекта 1 группы.

    Показ проекта 2 группы.

    -Спасибо. Мы вспомнили немного из истории, кто такой Иван Грозный.

    Показ проекта 3 группы.

    Б) задание по группам – решение задач

    - на основе домашнего задания мы углубим наше знакомство с героями произведения Лермонтова (каждой группе выдаются листы с заданиями)

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников? (отвечайте с опорой

    на эпизод, который вы интерпретировали. План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?)

    «Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    «И пирует царь во славу Божию,

    «Вот нахмурил царь брови черные

    И навёл на него очи зоркие,

    Вот об землю царь стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    «Аль ты думу затаил нечестивую?

    Али славе нашей завидуешь?

    «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

    Да возьми ожерелье жемчужное.

    Прежде свахе смышленой покланяйся

    Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:

    «Как полюбишься – празднуй свадебку,

    «… царь Иван Васильевич

    Прогневался гневом, топнул о землю

    И нахмурил брови чёрные;

    Повелел он схватить удалова купца

    (Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)

    Как возговорил православный царь:

    «Отвечай мне по правде, по совести,

    Вольной волею или нехотя,

    Ты убил насмерть мово верного слугу,

    «Я топор велю наточить – навострить,

    Палача велю одеть – нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    (Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)

    «Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    Вывод: М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречивость характера Ивана Грозного. Положительные качества – Царь великий и грозный правитель.

    Щедрый. Хранитель православной веры и русских традиций. Милостивый.

    Готовый помочь семье осуждённого человека. Отрицательные качества-

    Суровый. Подозрительный. Жестокий. Вспыльчивый. Несправедливый.

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич? (отвечайте с опорой на кластеры. План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?)

    Вывод: С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.

    В) Вывод. – Кто одерживает победу в нравственном поединке? Почему?

    (открываю корзину идей – правильно определили героев ?)

    Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне. ” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.

    Оценивание в группах.

    - А что каждый из вас взял для себя от урока, узнав больше о наших героях, мы узнаем с помощью синквейна.

    1 группа – Калашников

    2 группа – Иван Грозный

    3 группа - Кирибеевич

    Составление синквейна

    Домашнее задание. Выберите отрывок, приготовьте выразительное чтение данного отрывка, отметьте фольклорные мотивы.

    Просмотр коллективного проекта – буктрейлера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова

    1. Знакомство с эпохой Ивана Грозного.
    2. Формирование творческих способностей. 3. Воспитание нравственных качеств через образы поэмы М.Ю.Лермонтова.

    1. Репродукция картины В.М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”;
    2. Карточки со словами “домострой”, “долг”, “честь”;
    3. Тест по “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”;
    4 . Презентация. (Приложение 1)

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

    Сегодня у нас в гостях М.Ю.Лермонтов и его произведение “Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

    Рассмотрим историческую обстановку 16 века в России сквозь призму произведения М.Ю.Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.

    Любое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся как звёзды и из-за которых существует повесть, рассказ или поэма. Слова долг и честь освещают всю поэму М.Ю.Лермонтова. всякий человек живёт в определённую эпоху. Лермонтовские герои – герои 60 – годов 16 века. Через художественные образы поэт рисует сложный и противоречивый образ Времени: забвение идеалов Святой Руси, беспощадность и мстительность бояр друг к другу, беззаконие и грубые нравы – это общая безрадостная картина?в центре которой наши герои – Царь, опричник, купец.

    Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно знаменательно?

    2. Актуализация знаний

    Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества.

    В.О. Ключевский писал: “Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия”. Историк заметил на редкость точно: “живо почувствовал”. Идея царской власти была для него реальностью, своим долгом он почитал быть её живым воплощением. Его первым шагом на этом пути стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха. Он стал законным наследником византийских императоров.

    Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них – в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.

    Разлилась лоскутным одеялом
    Наша Русь – богатая страна:
    Вся по вотчинам большим и малым
    Меж боярами разделена.
    В кулаке у господина право:
    Всё его – и в поле, и в селе.
    На границах ставит он заставу:
    Не ходи, мол, по моей земле!
    И войска свои – холопы с пашни –
    Шли на польских панов иль татар,
    Защищая в битве рукопашной
    Не страну, а вотчину бояр.

    С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила – опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.

    В стране Царь выстроил дворцы –
    Ряды палат просторных,
    Где все вершили молодцы
    В своих кафтанах чёрных.
    Засучивая рукава,
    Они брались со страстью
    За всё, на что им дал права
    Сам Царь своею властью.
    И в знак отличья – у седла
    Метла и пёсья голова
    С оскаленною пастью.
    Измену грызла пёсья пасть,
    Метла врагов сметала,
    И каждый мог пропасть,
    И сколько пропадало!
    Платились жизнью млад и стар
    Всё больше из бояр!

    Русскому обществу опричник внушал страх, но не уважение. “Оскал пёсьей головы”, который опричники носили у седла как эмблему, обращался не только к боярам-изменникам, но ко всем русским людям.

    – Какова же “правда” царствования Ивана Грозного? ( Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной, смогла впоследствии преодолеть Смутное время, не распалась на мелкие княжества.)

    – Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова “Иван Грозный”. Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.

    – Каков же царь? (На картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Мы смотрим на Ивана IV как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек – государственный деятель, полный сил и величия.

    В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: “Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования. ”.

    Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в “Песне про купца Калашникова. ”, справедливым ли представлен Царь?

    Кипит в ковшах янтарный мёд,
    Бежит вино по чарам, –
    Царь Грозный ныне пир даёт
    Своим друзьям-боярам.
    Хлеб-соль откроет пир честной:
    Огромными ломтями
    Хозяин режет хлеб ржаной,
    Обсыпав солью крупяной,
    И делит меж гостями.
    – А на том пиру…

    Выразительное чтение отрывка “Пир у царя Ивана Грозного”. (Приложение 2)

    – Ребята, кто приближён к царю? ( Иван Грозный изображён в ореоле величия. Свой золочёный ковш с вином повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них, Кирибеевичу, остаться равнодушным к царскому угощению, как царь закипает гневом.)

    – Как же проходили пиры?

    – Каким здесь изображён царь? (Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Царю чуждо представление о личных переживаниях. О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчовый кафтан истёрся. Что шапка износилась, что конь захромал. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь сулит ему драгоценности.)

    – Кто такой Кирибеевич?( Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.В его душе живёт подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине. Но что-то настораживает в его поведении. И верно, вдруг выясняется, что Кирибеевич утаил от Царя, что полюбил замужнюю женщину.

    Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более – Царя Небесного: “сей временен, а Небесный вечен”. Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют “классическим” образцом норм “семейного права”. Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.

    – Давайте вспомним, почему Домострой называют законом для всей семьи?( Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью как воздух. О нём не думали. Не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Отец – глава, его слово – закон. Мать – его помощница. Во взглядах на большое и малое они едины.)

    – Каким было положение женщины в семье? (Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.)

    – Нужен Домострой нам сегодня? ( “Домострой” нам нужен. Ведь с его помощью можно и нужно воспитывать новое поколение, сильное верой в добро, не лишённое чувств сострадания к нуждающемуся в помощи, честное и принципиальное в выборе способов достижения целей. Ведь здесь “Домострой” со всеми его советами, наставлениями, поучениями для каждого члена семьи просто неоценим. Ведь характер человека, его качества, моральные, нравственные, психические, закладываются именно в семье в очень раннем возрасте.)

    Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.

    Терем, теремок, теремок
    Он затейлив и высок,
    В нём окошки слюдяные,
    Все наличники резные,
    А на крыше петушки-
    Золотые гребешки.

    Мы заглянем в теремок.

    Выразительное чтение отрывка “Калашников и Алёна Дмитриевна”. (Приложение 3)

    – Ребята, какими представлены здесь герои?( Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти. И Кирибеевич сразу становится для него врагом. Кирибеевич во 2 части поэмы не действует, о нём мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны./ Для Алены Дмитриевны – муж-“государь”, “красно солнышко”, его немилость для нее – хуже людской молвы, страшнее смерти. Но даже под покровом суровости и угрюмости мы различаем в Калашникове черты доброты и гуманности. Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей страстью и удалью, но, когда придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца./– Кирибеевич пытается драгоценностями прельстить Алену Дмитриевну: “Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать”. Страсть его так велика, что он готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Лермонтов лишает честного имени Кирибеевича – он “басурманский сын”, без роду, без племени, а Калашникова величает по имени – отчеству.)

    – Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?

    – При помощи каких средств автор нам смог это донести?

    – как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?

    – Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)

    Как сходилися, собиралися
    Удалые бойцы московские
    На Москву-реку, на кулачный бой.

    Выразительное чтение отрывка “Кулачный бой”. (Приложение 4)

    – С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?

    – Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? ( Предпочёл плаху обнародованию семейной беды.)

    – Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

    – Какова роль образа Ивана Грозного в поэме?

    – Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов? (Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи./ Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т.е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.)

    – На чьей стороне симпатии автора?

    3. Закрепление материала.

    Тест по теме урока (Приложение 5).

    4. Итог урока:

    – Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? (Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.)

    – Сохранились ли эти ценности в настоящее время?

    – Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

    ( Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)

    Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение “Кто в песне является “настоящим героем” и почему?”

    Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем

    Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

    Познавательные УУД:

    - уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,

    - выбирать эпизоды для чтения и инсценирования в зависимости от поставленной цели,

    Регулятивные УУД:

    - выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,

    - использовать речь для регуляции своих действий;

    Коммуникативные УУД:

    - уметь моделировать монологическое высказывание,

    - уметь взаимодействовать в группах;

    Личностные УУД : - формирование навыков взаимодействия в группе.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник литературы для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной, раздаточный материал.

    Используемые технологии : частично-поисковый, проблемное изложение знаний.

    Формы работы : коллективная, индивидуальная, работа в парах.

    1. Организационный момент. – 2 мин.
    2. Актуализация знаний. – 10 мин.

    1. Внутренние – духовные и душевные –качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.

    2. Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.

    Нравственность — некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

    Доброта, честь, искренность, честность, добро, зло, внутреннее достоинство, уважение и др.

    - Почему я распределила данные понятия на две колонки? (находятся в противоборстве, в борьбе между собой, между ними поединок)

    - - Кого из главных героев вы отнесете к положительной стороне корзины? Калашникова

    - Кого из главных героев вы отнесете к отрицательной стороне корзины? Ивана Грозного, Кирибеевича

    А что же такое поединок? (Борьба двух противников).

    - есть ли в произведении поединок?

    -что послужило причиной этого поединка?

    -кто вышел победителем?

    - Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему?

    - Таким образом, сформулируйте тему нашего урока (Что является предметом рассмотрения на уроке? – герои, их нравственные стороны)

    Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

    Запись темы урока, эпиграфа к уроку.

    «Высшая и самая характерная черта нашего народа –

    3.Мотивационный этап урока (постановка целей и задач) – 3 мин.

    - Исходя из темы урока какие цели перед собой поставим?

    -познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.

    Ответить на вопросы:

    4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. – 20 мин.

    А) задание по группам – решение задач

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?

    План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    - Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью).

    «Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    «И пирует царь во славу Божию,

    «Вот нахмурил царь брови черные

    И навёл на него очи зоркие,

    Вот об землю царь стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    «Аль ты думу затаил нечестивую?

    Али славе нашей завидуешь?

    «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

    Да возьми ожерелье жемчужное.

    Прежде свахе смышленой покланяйся

    Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:

    «Как полюбишься – празднуй свадебку,

    «… царь Иван Васильевич

    Прогневался гневом, топнул о землю

    И нахмурил брови чёрные;

    Повелел он схватить удалова купца

    (Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)

    Как возговорил православный царь:

    «Отвечай мне по правде, по совести,

    Вольной волею или нехотя,

    Ты убил насмерть мово верного слугу,

    «Я топор велю наточить – навострить,

    Палача велю одеть – нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    (Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)

    «Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    «… царь Иван Васильевич

    Прогневался гневом, топнул о землю

    И нахмурил брови чёрные;

    Повелел он схватить удалова купца

    (Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)

    Как возговорил православный царь:

    «Отвечай мне по правде, по совести,

    Вольной волею или нехотя,

    Ты убил насмерть мово верного слугу,

    «Я топор велю наточить – навострить,

    Палача велю одеть – нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    (Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)

    «Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    Вывод: М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречивость характера Ивана Грозного. Положительные качества – Царь великий и грозный правитель.

    Щедрый. Хранитель православной веры и русских традиций. Милостивый.

    Готовый помочь семье осуждённого человека. Отрицательные качества-

    Суровый. Подозрительный. Жестокий. Вспыльчивый. Несправедливый.

    - Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

    - Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).

    - Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?

    План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    Вывод: С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.

    В) Вывод. – Кто одерживает победу в нравственном поединке? Почему?

    (возвращаемся к корзине идей – правильно определили героев?)

    Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне. ” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.

    ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу

    5.Оценивание в группах. – 3 мин.

    6.Рефлексия. – 5 мин.

    – Сохранились ли эти ценности в настоящее время?

    – Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?

    (Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)

    - В чём заключается актуальность произведения? (На основе этого произведения можно не только узнать об исторических фактах, характере и жизни царя Ивана Грозного, но и поразмышлять о психологии, нравственности людей на его примере, порассуждать, что хорошо, а что плохо, раскрыть понятие греха и добродетели.)

    Таким образом, моно сделать вывод, что данное произведение актуально как с точки зрения изучения истории государства, так и с точки зрения изучения духовного мира человека.

    7. Домашнее задание. – 2 мин. Выберите отрывок, приготовьте выразительное чтение данного отрывка, отметьте фольклорные мотивы.

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?

    План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?

    План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?

    План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?

    План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?

    План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?

    План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?

    План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?

    План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?

    Положительные качества

    Отрицательные качества-

    «Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    «И пирует царь во славу Божию,

    «Вот нахмурил царь брови черные

    И навёл на него очи зоркие,

    Вот об землю царь стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    «Аль ты думу затаил нечестивую?

    Али славе нашей завидуешь?

    «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

    Да возьми ожерелье жемчужное.

    Прежде свахе смышленой покланяйся

    Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:

    «Как полюбишься – празднуй свадебку,

    «… царь Иван Васильевич

    Прогневался гневом, топнул о землю

    И нахмурил брови чёрные;

    Повелел он схватить удалова купца

    Как возговорил православный царь:

    «Отвечай мне по правде, по совести,

    Вольной волею или нехотя,

    Ты убил насмерть мово верного слугу,

    «Я топор велю наточить – навострить,

    Палача велю одеть – нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    «Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    Читайте также: