Инерция взаимодействие тел 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня мы наш урок начнем с повторения пройденного материала в виде физического диктанта.

(Один ученик выходит делать физический диктант на обратной стороне крыла доски, а остальные на местах на листочках.)

  1. Переведите 1,5 км в метры.(1500 м)
  2. Выразите 54 км/ч в м/c. (15м/с)
  3. Сколько секунд содержится в 5 минутах? (300 с)
  4. Пассажирский поезд за каждые 20 минут проходит 40 километров. Какое это движение – равномерное или неравномерное? (равномерное)
  5. Велосипедист за 1200 секунд проехал 6км. С какой скоростью двигался велосипедист? (5 м/c)
  6. Электровоз движется со скоростью 80 км/ч, какой путь он пройдет за 30 минут? Ответ дайте в километрах. (40км)
  7. За какое время конькобежец, движущийся со скоростью12м/с, пройдет дистанцию 600 метров? (50с)
Е Н И Ц Я Р
1 1,5м 1500км 1500м 0,15 0,015 1
2 1м/с 15м/с 30м/с 150м/с 0,15м/с 1500м/с
3 300с 35с 30с 180с 12600с 350с
4 неравномерное равномерное
5 2 м/с 50 м/с 30 м/с 5 м/с 0,5 м/с 0,2 м/с
6 40 м/с 0,4 км/с 40 км/с 400 км/с 20 км/с 0,5 км/с
7 0,6 с 72 с 5 с 7,2 с 50 с 7200 с

Полученные ответы замените буквами из таблицы. Какое слово вы получили? ИНЕРЦИЯ.

ИНЕРЦИЯ - это тема нашего урока.

Открываем тетради, и записываем тему нашего урока “ИНЕРЦИЯ”.

3. Объяснение нового материала.

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? - Она стала двигаться.

Из-за чего она стала двигаться? - Из-за удара пальцем.

ТЕЛО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ ПРИ ДЕЙСТВИИ НА НЕГО ДРУГОГО ТЕЛА.

А сейчас представьте себе: урок окончен, вы выбегаете из класса и во весь опор мчитесь по коридору. Вдруг на вашем пути появляется другой ученик, остановиться вы не можете – не успеете, столкновение неизбежно. Результат налицо – вы, потеряв скорость, мчитесь дальше, а тот, с кем вы столкнулись, отлетает к стенке, даже не сообразив, что с ним произошло.

Итак, вы оба изменили скорость.

А вот ученые с давних времен пытались определить, что нужно для того, чтобы тело не изменяло свою скорость.

Первым сформулировал закон движения с неизменной скоростью Аристотель. Посмотрите на его портрет (рис. 1). Закон Аристотеля звучал так: “ЧТОБЫ ТЕЛО РАВНОМЕРНО ДВИГАЛОСЬ, НА НЕГО ДОЛЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГОЕ ТЕЛО”.

Как вы думаете, это правильно? Нет.

Верный ответ! Но ошибочный закон Аристотеля продержался 2000 лет.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею (рис. 2). Его закон движения звучит так:

Тело, свободное от воздействий, не меняет скорость. При действии на тело другого тела оно изменяет свою скорость.

ЯВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ СКОРОСТИ ТЕЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЙСТВИЯ НА НЕГО ДРУГИХ ТЕЛ НАЗЫВАЕТСЯ ИНЕРЦИЕЙ.

Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции.

Автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции и т.д.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается.

Например, автомобиль, выключив двигатель, через некоторое время остановится.

4. Решение качественных задач.

А сейчас попытайтесь ответить на вопросы по этой теме:

1. Представьте себе такую ситуацию:

Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется? (Ответ: при остановке лошади, двигаясь по инерции, всадник упадет вперед через голову коня.)

2. Мяч, спокойно лежащий на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился:

На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? (Ответ: а) поезд начал уменьшать скорость; б) увеличивать ее; в) сделал поворот.

3. Для чего при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?” (Ответ: этот красный свет заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы те успели тоже затормозить, так как из-за инерции для снижения скорости нужно время.)

5. Самостоятельная работа ( на 4 минут ).

А сейчас предлагаю взять карточки, которые находятся на ваших столах и ответить письменно на вопросы. Ответ пишем на тех же листках, что и физический диктант.

Важнейшие даты из жизни Галилея высвечиваются на доске:

1564 год - родился в Пизе;

1581 год - начинает изучать медицину в Пизанском университете;

1582 год - делает открытие о маятнике;

1589 год - становится лектором в Пизанском университете;

1609 год - узнает об открытии телескопа, начинает изготовлять собственные телескопы;

1611 год - показывает телескоп в Риме;

1616 год - церковь осуждает взгляды Коперника на устройство Вселенной;

1632 год - публикует книгу по астрономии; папа призывает его в Рим на суд;

1633 год - приговорен к домашнему аресту, под которым и остается до конца жизни;

1649 год - умирает в возрасте 78 лет.

7. И в завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).

9. Домашнее задание: параграф 17 и напишите небольшое сочинение на тему: “Что было бы с телами: а) по Аристотелю; б) по Галилею, если бы вдруг все взаимодействия между ними исчезли?”

Цели урока : - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;

- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел. 7 класс

Цели урока : - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;

- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План-конспект Инерция 7 класс.docx

Физика 7 класс

Планируемые результаты: Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты : Формирование познавательных УУД – формирование умений:

по использованию физических знаний для решения различных задач и оценки полученных результатов;

по работе с информацией, в том числе с различными текстами.

Формирование регулятивных УУД – формирование умений:

ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану,

оценивать полученные результаты.

Формирование коммуникативных УУД :

формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

формирование совместно с другими детьми в парно – групповой работе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.

Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере: правильное понимание понятий: инерция, взаимодействие тел.

в ценностно – ориентационной сфере: применение новых знаний при решении задач, в новой ситуации.

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал, презентация, проектор, машинки, шарики, пластилин и пружина.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сейчас мы с вами пройдем опрос, для повторения прошлой темы. (Учитель раздает карточки, Приложение 1). (2 – 4 слайд)

1. Что такое скорость? (Скоростью движения называется величина, численно равная пути, проходимому телом в единицу времени.)

2. Что такое путь? (Путь - это длина траектории.)

3. В каких единицах измеряется скорость? (метр в секунду, м/с)

4. Как перевести км/ч в м/с? (для перевода км / ч в м / с надо умножить на 1000/3600 или на 5/18 )

6. Формула скорости? ( V = S / t )

7. Формула пути? ( S = V * t )

8. Что такое траектория? (Линию, которую описывает тело при своём движении, называют траекторией движения этого тела.)

3. Изучение новой темы

— С помощью чего изменяется скорость тел? (ученики отвечают на вопрос).

— На столе лежит шарик, относительно стола, чему равно ее скорость? (Относительно стола скорость равна нулю)

— Каким образом мы можем изменить скорость шарика? Продемонстрируйте это. (подействовать на шарик другим телом) (слайд 5)

— Что вы можете сказать о скорости шарика, после того как были выполнены действия над ним? (скорость уменьшается или повышается). (слайд 5)

— Какая причина изменения скорости тела? (на тело действует другое тело). (слайд 5)

— Из проделанного опыта можно сделать вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости. (слайд 5)

— Давайте выполним следующий опыт и сделаем выводы. (Ученикам раздаются карточки с описанием опытов, приложение №2.).

— Для того, чтобы выполнить первый опыт нам необходимо сжать в руках следующие предметы: мячик, пластилин и пружину. Во время выполнения опыта тело поменяло свою форму, т.е деформировалось . (слайд 6)

— В следующем опыте нам необходимо столкнуть два шарика. Первый шарик — стальной, второй — шарик из пластилина. Наблюдайте за изменением скорости шариков.

(Ученики отвечают, какой вывод они могут сделать из проделанных опытов).

— Из проделанных опытов мы можем сделать выводы:

1) Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации.

2) В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация. (слайд 7)

— У вас возникнет вопрос, а что происходит с телом, если на него не действуют другие тела? (скорость тела не изменяется).

— Так вот, данное явление называется инерцией, давайте запишем определение в тетрадь.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией. (Инерция — от лат. инерциа — неподвижность, бездействие). (слайд 8)

— Примером инерции является мячик, который лежит на траве, его скорость равна нулю, и как мы с вами знаем, скорость шарика не может изменится без посторонней помощи, и когда мячик начнет двигаться, то он бы так и двигался с постоянной скоростью, если бы не трава, трение о воздух или футболисты. (слайд 8)

— Давайте вы мне приведете примеры инерции? (Ученики приводят примеры). (слайд 8)

— Например, брошенное копье, которые останавливаются под действием силы тяжести и трение о воздух. Когда мы сдвигаем с места большие и тяжелые вещи (пианино, шкаф или тяжелый чемодан). Автомобиль, который во время гололеда не может затормозить моментально. Именно об этом всегда стоит помнить, когда находишься на дороге, закон инерции сработает обязательно и приведет к печальным последствиям. (слайд 8)

— Значит, если на тело не действуют другое тело, то оно находится в покое или движется с постоянной скоростью. (слайд 9)

— Нам с вами известно, что при неравномерном движении скорость тела меняется с течением времени, а изменение скорости тела происходит под действием другого тела. Давайте проделаем опыт с тележками. (К тележке прикрепляется упругая пластинка, затем изогнём её и свяжем нитью, тележка находится в состоянии покоя, относительно стола). (слайд 9)

— Станет ли двигаться тележка, если мы перережем упругую пластину? Как мы с вами видим пластинка выпрямилась, тележка как была на месте, так и осталась. (слайд 9)

— А теперь давайте подставим к согнутой пластинке вторую тележку (точно такую же) и вновь перережем нить. Тележки пришли в движение относительно стола, они разъехались в разные стороны. (слайд 9)

— Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (Для того чтобы изменить скорость тележки, нам понадобилось второе тело (тележка), вторая тележка тоже начала двигаться относительно стола). (слайд 9)

— Тележки действуют друг на друга, то есть они взаимодействуют. Запишем определение в тетрадь. Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т. е. взаимодействуют. (слайд 10)

— Мы с вами рассмотрели самый простой опыт взаимодействия тел. Приведите другие примеры. (ученики приводят примеры).

— Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку, то происходит взаимодействие, обе лодки начинают двигаться.

— Какой мы можем сделать вывод из этих примеров? (ученики отвечают).

— Итак, давайте запишем вывод в тетрадь, в результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость. (слайд 10)

4. Закрепление материала

Ученики отвечают на вопросы:

1. Что происходит с телом, на которое не действуют другие тела?

1) Если оно двигалось, то останавливается;

2) Если находится в покое, то приходит в движение;

3) Оно либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно.

2. Что такое инерция?

1) Свойство тел сохранять скорость.

2) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

3) Изменение скорости тела под действием других тел.

3. Тормозной путь автомобиля равен 30 м. Что это значит?

1) Что этот автомобиль проедет 30 м и остановится

2) Что при торможении он проедет 30 м

3) Что автомобиль может проехать по инерции 30 м

4) Что при выключении двигателя трение колёс о землю может остановить его движение по инерции только в конце 30-метрового пути

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево?

1) Автобус остановился;

2) Автобус повернул направо;

3) Автобус повернул налево.

5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

1) Чтобы выше подпрыгнуть.

2) Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

3) Чтобы набрать скорость для толчка.

6. Какие из указанных тел движутся по инерции?

1) Конькобежец, набирающий скорость;

2) Лодка при гребле веслами;

3) Саньки, в которых везут ребенка.

7. В каком из названных здесь случаев тело движется с постоянной скоростью?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок физики в 7 классе

Инерция тел

Задачи урока:

формирование умения правильно трактовать физический смысл используемого явления,. (предметный результат).

б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

(метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный,

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование, компьютер, проектор

Оборудование : мяч, разборный деревянный молоток, рубанок, шарик, наклонный желоб, штатив, кусочек ткани, стакан, открытка, монета, листы бумаги с надписями, магниты, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Организационный момент – 2 мин.

Повторение раннее изученного материала – 5 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

Закрепление знаний и умений учащихся (решение экспериментальных и качественных задач, выполнение тестового задания) – 20 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

Создание эмоционального настроя.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к родникам -

Ничто не повторится.

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумление.

Все будет так и все – не так

Через одно мгновение.

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

Повторение раннее изученного материала. Фронтальная беседа

Учитель. Повторим изученный материал: (слайд 1)

1. Какое движение называется механическим? (Механическим движением называется изменение с течением времени положения тела относительно других тел. Примеры)

2. Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).

3. Какое движение называют равномерным? Неравномерным? (Движение называют равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути. Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени проходит разные пути)

4 .Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).

1 Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют…

А. пройденным путем.

И. механическим движением.

2. Какое движение называют равномерным?

Н. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути.

В. Движение, при котором тело в равные промежутки времени проходит равные пути.

Б. Движение, при котором тело движется так, что его траектория – прямая линия.

3. Линию, которую описывает тело при своем движении, называют…

А. пройденным путем.

В. механическим движением.

4. Что называют пройденным путем?

А. Расстояние между начальным и конечным положением тела.

Р. Длину траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.

5. Скоростью равномерного движения называют величину, численно равную…

В. времени прохождения телом единицы пути.

И. пути, пройденного телом за время движения.

Ц. пути, проходимому телом в единицу времени.

6.Скорость тела при равномерном движении показывает…

К. время, затраченное телом на прохождение единицы пути.

И. какой путь проходит тело в единицу времени.

А. какой путь проходит тело за время своего движения.

7. Какая из величин является векторной?

Б. Пройденный путь

Цель нашего урока – изучить необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.

Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий.

И тогда наверняка никто не забудет про неё.

Выясним, кто же первый о ней заговорил.

Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).

Учитель. (слайд5)

1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость?

Увеличить его? Уменьшить его? (Нет). Демонстрация с мячом, который на столе.

2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).

Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела? ( Слайд 6 .)

Ученики. Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела.

(1. Записать в тетрадь).

3.Как можно изменить направление скорости тела? ( Слайд 7)

Ученики. Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела. (2. Записать в тетрадь).

Учитель. Так при каком же условии движется тело?

Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.

Верно ли утверждение Аристотеля?

(Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и попугаем.

Учитель. Выполним опыт с попугаем Кешой, который отправился в Таити на машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал. Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.

В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из опыта с цилиндром

Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт . Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?

Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба.

Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем.

Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).

Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в Х V II в.

Учитель. Ещё раз рассмотрим, к ак зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела?

Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость

движения и тем ближе оно к равномерному.

(3. Записать в тетрадь ).

Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной? Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной.

Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? ( Слайд 9 .)

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление - инерция.

Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции, прочитаем.

Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других

тел называется инерцией . (4. Записать в тетрадь).

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш цилиндр упал.

Ученики. Потому что он двигался по инерции.

Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при

отсутствии действия на него других тел.

(5. Записать в тетрадь ).

Учитель. На стр. 41 учебника найдите, что называется движением по инерции, прочитаем.

( Слайд 10 с ракетой)

Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. ( Слайд11 .) Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды. ( Слайд 12 .)

Физкультминутка с музыкой. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в автобусе. (музыка Вальс из к/ф Берегись автомобиля)

Закрепление знаний и умений учащихся

а). Решение экспериментальных задач

Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему? Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.(решение задач из сборника №176,175, 17, 184,

б). Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию. ( Слайд 13 -Слайд 18 .)

Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?

Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?

Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.

Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Что произойдёт, если человек поскользнётся?

Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)№189

Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?

в). Решение тестовых заданий (интерактивный тест из 5 вопросов).

(Звучит музыка. Идёт самостоятельная работа учащихся.)

Тест ( Слайд 20 .)

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.

2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.

3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.

4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

Ч. Автобус повернул налево.

5 . Для чего делают разбег при прыжках в длину?

К. Чтобы выше подпрыгнуть.

Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

Х. Чтобы набрать скорость для толчка.

Вы достигли успеха в усвоении явления инерция.

Формула успеха - Удивляться! Действовать! Думать!

Домашнее задание. Подведение итогов урока. ( Слайд 21 .)

Прочитайте § 17. Составить таблицу: инерция в быту, технике, спорте, природе. Спасибо вам за урок! Желаю успехов!

Учитель. В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете: ( Слайд 22 .)

Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь), Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; - развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

Разработал: Трусов Александр Анатольевич,

учитель физики МБОУ Пичаевская СОШ

Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел. 7 класс

Цели урока : - познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;

- развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.

Тип урока : изучения новых знаний.

Методы и приемы

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Беседа, групповая работа, постановка и обсуждение опыта, запись конспекта

Закрепление нового материала

Записи на доске и в дневниках

Актуализация опорных знаний

Вопрос к классу:

Что называют механическим движением?

Какие виды движения вы знаете?

Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике?

Какие характеристики движения вам известные?

Изучение нового материала

Вопрос к классу :

В результате чего тела изменяют свою скорость?

На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола?

Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом)

Что можно сказать о скорости шарика после действия на него другого тела? (скорость уменьшается, то есть изменяется)

Что является причиной изменения скорости шарика?

Вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.

Попробуем это проверить:

((Класс разделить на три группы. Каждая группа получает оборудование, план проведения опыта и вопроса для анализа опыта.)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Познакомить учащихся с заданием и условиями его выполнения, регламентировать время работы

Ознакомление с заданием, оборудованием

Выступления представителей групп с отчетом работы. Запись выводов в конспект.

Карточка для группы №1

С наклонной плоскости скатывать тележку. В основании плоскости, с горкой насыпать песок. Повторить опыт, разгладив песок по поверхности, убрав его.

Задание: сравните тормозной путь тележки во всех трех случаях, сделайте вывод.

Карточка для группы №2

Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик, пружину и дайте ответ на вопрос:

действует ли в этом случае одно тело на другое?

Изменяется ли при этом скорость тела?

Что происходит с телом? (деформируется)

Карточка для группы №3

Столкните два шарика (сначала стальные, потом - мягкие -пластилин ). Наблюдайте за изменением скорости этих тел.

Задание: сделайте вывод своих наблюдений, приведите свои примеры существования взаимодействия тел в природе.

ВЫВОДЫ: - Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.

Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации.

В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация.

Вопрос к классу :

А что будет происходить с телами, если на них не будут действовать другие тела? (скорость тела изменяться не будет).

В физике такое явление называют инерцией.

Запись в тетради: Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

Вылетев из ствола ружья пуля продолжала бы двигаться. Сохраняя свою скорость, если бы на нее не действовал воздух. Так же сохранил бы свою скорость автомобиль, после выключения . Если сравнить тормозной путь автомобиля по сухому асфальту и по ледяной дороге, то мы увидим, что взаимодействия взаимно компенсируют друг друга. При этом изменение скорости и деформация не происходят. Хотя взаимодействие происходит. Опыты доказывают, что действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним. В природе существует лишь взаимодействие. Соответственно, после взаимодействия изменяются скорости обоих тел, или происходит их деформация.

Закрепление нового материала

Вопрос к классу :

Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

Книга лежит на столе. Сравните силу действия книги на стол и стола на книгу.

Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры.

Почему трудно удержать шланг, из которого под напором льется вода?

Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?

Домашнее задание

Творческое задание: Что было бы с телами, если вдруг исчезли

Используемая литература:

Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с

Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с

Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина_Филонович Н.В_2004 -112с

Читайте также: